FantLab ru

Джордж Р. Р. Мартин, Гарднер Дозуа «Смертельно опасны»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Голосов:
51
Моя оценка:
-

подробнее

Смертельно опасны

Dangerous Women

Антология, год

Аннотация:

Решительные, когда того требуют обстоятельства. Мстительные, когда месть – единственное утешение. Бескомпромиссные, когда малейшая уступка означает потерю лица. Отважные, когда бездействие равносильно смерти. 21 история о женщинах в исключительных обстоятельствах. 21 страшная, загадочная, захватывающая фантазия от признанных мастеров.

Примечание:

Первоначальным названием антологии было «Femmes Fatales», от которого из коммерческих соображений отказались издатели.


В произведение входит:

6.64 (52)
-
1 отз.
7.35 (467)
-
13 отз.
6.98 (68)
-
3 отз.
5.70 (63)
-
4 отз.
6.00 (61)
-
3 отз.
7.12 (102)
-
3 отз.
6.33 (60)
-
4 отз.
7.24 (69)
-
4 отз.
7.64 (62)
-
5 отз.
5.59 (52)
-
3 отз.
8.04 (301)
-
12 отз.
6.73 (48)
-
2 отз.
5.58 (52)
-
2 отз.
6.40 (51)
-
2 отз.
6.30 (51)
-
2 отз.
5.48 (45)
-
3 отз.
5.12 (50)
-
1 отз.
5.59 (46)
-
1 отз.
5.03 (59)
-
2 отз.
6.18 (47)
-
1 отз.
5.92 (59)
-
4 отз.
8.14 (420)
-
18 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2014 // Антология


Издания: ВСЕ (2)

Смертельно опасны
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Women
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2019 г.

«В отличие от мужчин, которым удовольствие доставляла власть над другими, дамы-убийцы были нацелены на то, чтобы преступление сошло им с рук» (из рассказа «Заботливые»).

Люблю женщин, за их чувствительность и красоту, как внешнюю, так и внутреннюю, да и как их можно не любить, даже хитрых и опасных – такими женщинами, наверное, еще больше восхищаешься (хотя бы исподтишка), ведь они проявляют якобы не свойственные им силу и характер. Некоторым героиням антологии уж точно не суждено быть женами и домохозяйками, но не все они тут развязные вертихвостки, есть и яркие личности с глубокими характерами; есть и девочки и старушки, и убийцы и целительницы, и нищенки и королевы. Рассказы действительно разные, и по сюжетам и по жанрам. Лично я решительно не мог пройти мимо книги, посвященной прекрасной половине человечества, и если вас не смущает определенная доля мелодраматизма в повествовании, то и вам не советую.

Среднее арифметическое моих оценок 6.9, и это, увы, вполне соответствует моим ощущениям от сборника, хотя поначалу хотел еще балл вычесть за странный выбор и составление: в некоторых текстах женщина далеко не в главной роли, в других – вовсе не «опасная» женщина, как нам зачем-то обещали; часть работ – вбоквелы, приквелы и другие «квелы», бессильные заинтересовать нового читателя, другая часть – и вовсе дичь несусветная, не понятно как не отбраковавшаяся составителем. Но веет тут и тем неповторимым флером женской чувственности и заботы, преимущественно в рассказах от авторов-женщин.

Забавно вот что. Гарднер Дозуа перечисляет внушительный список работ, заслуг и наград автора следующего рассказа, возбуждая интерес, и когда в итоге получаешь пшик – ощущение, что где-то тебя сильно надули. Искренне не понимаю, чем можно оправдать наличие в антологии целой пачки скучных спин-оффов («Красотки», «Девушка в зеркале», «То, о чем мама лгала мне», «Девственники», «Принцесса и королева»), откровенно бессвязного потока сознания («Имя зверя»), бессмысленного порно триллера с инцестом («Я знаю, как их выбирать»), грязищи с, простите, облизыванием фекалий («Поединок с Хесусом»)? Я, конечно, «эти ваши институты» не заканчивал, но тут же вот прям ВИДНО, что какая-то чушь, после которой хочется помыться, и просто-напросто не идет в общий стиль.

А вот что я бы советовал: потрясающий бытовой триллер «Непорядок в душе» (угадайте, где ударение), неуловимо забирающийся холодком под кожу; историческая проза о советской летчице «Раисе Степановой» от американки (!!!), кстати, пережившей тяжелое детство дочери военного летчика; рассказ о непростой судьбе средневековой «Королевы в изгнании» – обе исторические работы сборника почему-то сильно недооценены фантлабовцами в то время как Сандерсон («Тени Тишины в Лесах Ада»), темное фэнтези умудрившийся превратить в безыскусное мимими, наоборот, переоценен; отличный фантастический рассказ «Неземной образ» с той самой кошечкой с обложки русского издания книги; завораживающе-туманный реалистический взгляд на старость «Соседи»; шикарный текст с атмосферой полицейского детектива «Город-лазарь»; постапокалептическую зарисовку «Второй арабеск» об искусстве в обществе, откатившемся до племенных сообществ; динамичный фэнтези боевик «Та ещё сорвиголова» в стиле Аберкромби, единственный терпимый вбоквел; бытовой рассказ об отношении сестер «Заботливые» я бы тоже отнес к недооцененным, это самый интересный текст от первого лица c порядочной дозой юмора, и воспринимается тепло даже несмотря на странную концовку.

О повести Мартина «Принцесса и королева» – отдельно, вещь это непростая. Это вообще не Игра престолов с ее шикарными POV'ами, это бесхитростно изложенная кем-то хроника военных событий, период, именуемый во вселенной «Пляской Драконов», изобилующий интригами, схватками драконов и схематично обрисованными баталиями на полях Вестероса. Для фанатов имеет определенный интерес, мимокрокодилам повесть наверняка покажется бестолковым набросом рандомных фамилий, периодически предающих свою сторону. Что эта штука делает в антологии хороший вопрос, кстати.

Ну вот как-то так. Я бы все же посоветовал читать отдельно рассказы, нежели все целиком, хотя за идею безусловный плюс – нужно больше женщин разных. Как нечто цельное я этот сборник воспринимать не могу, но некоторые его вещи по-настоящему стоят прочтения и в них чувствуется нечто особое, по-хорошему женское.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2018 г.

Ну, так себе антология. Некоторые рассказы совсем не интересны и в конце чтения возникает вопрос — а зачем это было написано, некоторые интересны умеренно. Некоторые являются вбоквелами авторских вселенных и интересны только людям в теме. В целом средненько, перечитывать буду вряд ли

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2018 г.

Рассказы на 95% очень предсказуемы. Ведь даже если главные герои, казалось бы, мужчины, обязательно жди, что вот-вот из-под куста выпрыгнет «шерше-ля-фам». И какой бы очаровательной не была очередная «шерше-ля-фам» очередного рассказа, жди, что в 95% случаев она окажется ох как небезобидна! Да, это соответствует замыслу цикла, но здорово вредит интриге и разнообразию.

Но ещё больше, просто катастрофически, вредит разнообразию цикла его «американскость». По пальцам одной руки можно пересчитать рассказы, где действие происходит не в Штатах (прошлого, настоящего, будущего, или альтернативы). Особенно это бросается в глаза после многоплановости аналогичной антологии «Воины».

Словом, ждала не много, но получила ещё меньше.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2018 г.

Давно прошли те времена, когда женские литературные образы сводились к стереотипу «дамы в беде», способной лишь покорно ожидать спасения из лап негодяя и в финале стать ценным призом для мужественного героя. Ситуация начала меняться в начале прошлого века и не последнюю роль в этом сыграла фантастическая литература. Данная антология наглядно иллюстрирует современное положение дел. Дж Мартин и Г. Дозуа собрали крепкий авторский коллектив, каждый участник проекта написал специально для него своё новое произведение. Здесь вы не найдёте женщин-объектов, каждая героиня — полноценная личность, готовая активно бороться за свою жизнь и при необходимости — помочь окружающим. Хотя далеко не все здешние леди окрашены положительными оттенками палитры — вполне хватает и тех, кто запросто может претендовать на роль антигероя, пардон, антигероини, но такая полярность сборнику только в плюс — чем больше женских образов, сложных и неоднозначных, тем лучше, тем интереснее читать.

Во вступительном слове Г. Дозуа коротко и ясно проводит небольшую экскурсию, посвященную роли женщин в истории и литературе, прослеживает изменения, случившиеся в ХХ веке, вспоминает самых известных женщин, заслуживших право называться опасными — от амазонок до Жанны Д'Арк. Большинство привлеченных авторов сумели справиться с поставленной задачей — показать яркие женские образы, создать интересный сюжет и нужную атмосферу. Среди участников проекта сразу обращают на себя внимание имена Дж. Мартина, Б. Сандерсона, Р. Хобб, Дж. Аберкромби. Благодаря краткой справке, предваряющей каждое произведение, становится понятно, что даже те имена, которые для нашего читателя пока в новинку, на родине уже изрядно зарекомендовали себя в качестве авторов бестселлеров, корифеев детективного и исторического жанров. Акцент на фэнтези здесь не так заметен, как в антологии «Негодяи», поэтому в каждом направлении можно отыскать интересные произведения, будь то триллер или магический реализм.

Как и в «Негодяях» право открыть антологию составители доверили Дж. Аберкромби, и здесь не прогадали. Его рассказ «Та ещё сорвиголова» относится к «Земному кругу», главному циклу в творчестве автора, к тому же является предысторией романа «Красная страна». Перед нами яркий и жестокий фэнтези-боевик, напоминающий по духу старые добрые вестерны только без индейцев и кольтов. Грабительница Шай, сорвав куш в одном из банков, убегает от своих бывших подельников. Кругом пустыня, силы на исходе, а последним шансом на спасение становится маленький городок-призрак, давно оставленный жителями. Загнанная в угол кошка превращается в пантеру — это автор показал великолепно. Поединки зрелищны и кинематографичны, напряжение чувствуется в каждой сцене и после такого вступления хочется сразу отправиться в «Красную страну».

Поклонников детективного городского фэнтези, посвященного приключениям Гарри Дрездена, ожидает повесть «Красотки». Здесь Гарри самолично не появляется, а его место занимает Молли Карпентер, преданная ученица Дрездена. На сей раз ей предстоит освободить из цитадели тёмных эльфов знакомого вампира, бывшего приятеля Гарри. Найти пропавшего совсем не сложно, но вот как проникнуть в охраняемое место — это уже задача. По ходу квест на освобождение вампира отходит на второй план и героине приходится спасать если не мир, то отдельно взятый город. По духу повесть напоминает легкий комедийный шпионский боевичок — персонажи чётко делятся на «плохих» и «хороших», но для развлекательного жанра вполне достойно — есть продуманная система мира с законами магиями, гильдиями и орденами, отсылками к кельтской и скандинавской мифологии. Проблема в том, что для погружения в этот мир нужно обращаться к более крупным произведениям цикла, здесь всё довольно поверхностно.

Простую и в то же время интересную концепцию мира рисует Б. Сандерсон в повести «Тени Тишины в лесах ада», относящуюся к его космерскому циклу. Большую часть планеты Тренодия занимает Лес, правила поведения здесь очень простые — не разводить огонь, не двигаться слишком быстро и не проливать чужую кровь. В то же время соблюдать их порой становится крайне сложно. Перед нами история трактирщицы по имени Тишина, которая вынуждена охотиться в Лесу на беглых преступников, чтобы иметь возможность содержать своё заведение. На очередную охоту она отправляется в компании дочери, но не предполагает насколько опасным может оказаться это предприятие. Здесь всё хорошо — интересный мир, увлекательный сюжет с грамотно расставленными поворотами, атмосфера, которая держит в напряжении — для первого впечатления очень даже.

Обычно я стараюсь обходить стороной детско-подростковое фэнтези, поэтому было интересно посмотреть, что придумал Л. Гроссман, чтобы увлечь взрослого читателя гибридом «Хроник Нарнии» и «Гарри Поттера». Его рассказ «Девушка в зеркале» — это лишь один эпизод из жизни колледжа волшебников, но после него хочется ознакомиться со всей трилогией. Обычные студенческие проказы могут довести до беды. Главная героиня, возглавляющая самопровозглашенную Лигу, вместе с подругами решает наказать старшекурсника, который в столовой не доливает ученикам вина — вроде бы ерунда, но как повод для небольшой экскурсии по зданию годится. Автор детально прорабатывает быт и особенности данного учебного заведения — от магических дисциплин до интерьеров и традиций. Жаль герои не успели раскрыться, но на это есть целых три тома.

Лично для меня наибольшее удовольствие принесла повесть Дж. Мартина «Принцесса и королева или черные и зеленые», где логически продолжается сюжет рассказа «Принц-негодяй или брат короля». Автор ведет летопись самого драматичного периода истории династии Таргариенов, известного, как Танец Драконов. После смерти Визериса Первого две группировки начинают борьбу за Железный трон — в наличии полный арсенал сильных художественных средств — яд и кинжал, верность и предательство, трагические случайности и невероятные спасения, ну и конечно — обилие интриг в антураже порока, крови и злодейства. Летописный стиль изложения требует неторопливого вдумчивого чтения, рассчитано на поклонников цикла, которые знакомы с миром Вестероса, его географией, Домами знатных родов, но главное здесь, конечно — Драконы!

Из всего предложенного спектра фэнтези наиболее слабым оказался рассказ С. Сайкса «Имя Зверя», автор явно неопытный, что проявляется почти во всём. Сюжет прост — охотница некого племени должна выследить Зверя и сделать так, чтобы её дочь этого зверя убила, дабы пройти инициацию. Описание мира сумбурно — общество вроде как находится на первобытном уровне, но охотничий камзол героини заставит вспомнить о средневековье, оружие также не соответствует эпохе, законы мира автор не объясняет, упоминает некий Вой, но кто, почему и зачем его слышит, я так и не понял. Хуже всего то, что автор не умеет держать интригу, читатель запросто догадается какого Зверя выслеживает героиня, для этого автор использует две сюжетные линии, когда всё ясно, то читать не интересно, а этот гуманистический пафос был озвучен задолго до Сайкса.

Фантастика представлена в антологии двумя произведениями. Действие «Неземного образа» М. Снодграсс происходит в далёком будущем. Выпускник космической академии, подавленный социальным неравенством, от случайного собутыльника узнает историю, которая может пошатнуть основы сложившейся политической системы. Человечество живет в одних городах с инопланетными гуманоидами, но считает их существами второго сорта, сохраняя расовый генотип в неизменности, даже генетические модификации под запретом. Высокопоставленный чиновник влюбляется в инопланетную стриптизершу, поэтому первая часть рассказа представляет из себя лавстори о предосудительных отношениях, а затем он постепенно превращается в политический триллер. Верить или нет истории случайного пьяницы — дело каждого, но рассказ вышел интересный.

Тему супергеройских историй для взрослых раскрывает повесть К. Спектор «То, о чём мама лгала мне», написанная в рамках межавторского проекта «Дикие карты», где изрядно потоптался Дж. Мартин. По сути перед нами персональная история становления Джои по прозвищу Худу-Мама, обладающей способностью воскрешать людей и животных. Истоки её сил кроются в тяжёлом детстве, но что значит Сила для этой обычной во всех прочих отношениях женщины? Из плюсов — необычные супергерои, реализм, концепция «диких карт». Минусы есть и существенные — картонные злодеи, слабый сюжет, шаблонный финал, но для ознакомления с «карточным» миром пойдёт, с некоторой натяжкой.

Строго говоря, постапокалипсис принято относить к фантастике, но я его всегда выделяю особо, на эту тему здесь также найдется пара рассказов. Очень детальную версию устройства небольшой общины в мире «постапа» предложил С.М. Стирлинг в рассказе «Вынесение приговора», но при этом заглушить во время чтения внутреннего Станиславского практически невозможно. С момента Перемены прошло всего полтора года, но общество изменилось до неузнаваемости. Автор подчеркивает необходимость тяжёлого труда ради пропитания, при этом возникает ощущение, что это лишь видимость. Такое чувство, что лидеры общины просто изнывают от безделья — вот они придумали новую униформу в шотландском стиле, написали с нуля целый свод законов, разработали новый язык на основе гэльского и английского, даже новую религию на основе ведьмовского мировоззрения викки внедрили (от христианства все легко и просто отказались, ага) — всё это за такой короткий срок на фоне тяжкого труда. Измени лишь одно фантдопущение и не будет проблемы, пусть будет сто лет со дня Перемены, тогда вопросов будет меньше, но нет. В центре сюжета — первый в истории сообщества судебный процесс об изнасиловании, как известно, в нашей реальности закон и справедливость не тождественны, как будет в этом «дивном новом мире» попробует показать Стирлинг.

Если у Стирлинга женщины возглавляют возрождающееся человечество, то в рассказе Н. Кресс «Второй арабеск, очень медленно» слабый пол угнетают похлеще, чем в «Рассказе служанки» М. Этвуд. Нью-Йорк превращен в развалины на которых выживают малочисленные стаи людей. Мужчины занимают роли лидеров и защитников, а женщины служат исключительно интересам продления рода и секса, кому повезло чуть больше подвизаются в знахарстве. История подается от лица пожилой Няни, самой авторитетной среди угнетенных дев. Во время осмотра одного из театров обнаруживается помещение, которое некогда использовалось для репетиций учеников школы балета. Даже в самой черствой душе найдется место для прекрасных порывов, на это намекает автор. Однако реализация замысла выглядит тенденциозно и подается строго в ключе феминизма — все отрицательные герои мужчины, положительные — женщины, компромисс невозможен. Постапокалиптический мир лишён ярких, запоминающихся деталей, пусть даже надуманных, как у Стирлинга, в итоге всё похоже на описание жизни кучки бомжей с подмосковной свалки — копание в мусоре, жратва и секс, а в перерывах конфликты с такими же группами отщепенцев. На ту же тематику можно написать что-то гораздо более светлое и жизнеутверждающее, отличный пример тому — рассказ Р. Брэдбери «Улыбка».

В гордом одиночестве стоит единственный мистический рассказ антологии, принадлежащий Ш. Кеньон. «В аду нет фурий» — такое вот громкое название, да ещё и предупреждение, что история основана на реальной легенде североамериканских индейцев. На поверку же — простенькая история из жизни очередных охотников за привидениями по формуле «пришёл, увидел, победил». Группа исследователей сверхъестественного приезжает в старый заброшенный городок. Женщину-экстрасенса тут сразу же накрывают флэшбэки, заставляющие задуматься о проклятии и наличии в данном месте эманаций Зла. Однако беспечные члены группы увлекаются поиском золота, которое должно храниться в окрестностях, чем сами ставят себя в опасную ситуацию — всё просто и предсказуемо, если это всё на что способна автор, то это печально.

Жизнь большинства пожилых людей вряд ли назовешь насыщенной и увлекательной, но рассказ Р. Хобб «Соседи» доказывает, что везде есть место чуду. Пожилая пенсионерка медленно стареет в пустом доме, друзей и соседей с каждым годом всё меньше, дети навещают, но лучше бы уж оставили в покое, да к тому же и здоровье всё хуже становится. Всё постепенно идёт к тому, что женщину отправят в дом престарелых. После загадочного исчезновения соседки, которую все считали полоумной, героиня начинает замечать, что и сама порой ведет себя странно. Особенно необычно то, что временами из окна своего дома она замечает странный туман, за чертой которого привычный мир становится каким-то чужим, пугающим и зловещим. Фантастический элемент в рассказе не значителен, но это не делает его менее увлекательным. Автору отлично удалось раскрыть постепенное изменение героини, её отношения с окружающими и скрытое стремление к счастью, которое терпеливо ждёт, когда к нему сделают первый шаг.

На ту же тему написаны «Заботливые» П. Кэдиган, только вместо фантастического здесь используется небольшой детективный элемент, особой роли не играющий, правда. Две взрослые сестры живут вместе, часто навещают свою маму в доме престарелых — она страдает от болезни Альцгеймера. После того, как младшая сестра устраивается волонтером, чтобы быть поближе к матери, она начинает подозревать, что там что-то не чисто и персонал ведет себя немного странно. Главная проблема рассказа — излишнее многословие с уклоном в графоманство, сюжет движется очень медленно, почти ничего интересного не происходит. Не раз ловил себя на мысли, что готов задремать во время чтения, хотя до вечера было ещё далековато. Реалити-шоу оживляют яркие персонажи, а на скучных людей можно и в жизни насмотреться.

Приятно удивил рассказ Дж. Лансдэйла «Поединок с Хесусом», который я определил как спортивную драму, но здесь помимо этого есть элементы уличной прозы и даже парамистическая составляющая. Парнишка из неблагополучного района встречается со стариком, спасшим его от местной шпаны. В процессе выясняется, что этот старик — в прошлом известный рестлер, который готов обучить парня азам самообороны. История Хесуса довольно интересна — каждые пять лет он проводит бой без правил со старым приятелем, а в случае победы ему достанется любовь роковой красавицы, которая и с возрастом не утратила очарования. Близится очередной поединок, который, учитывая возраст борцов, вполне может стать последним в затянувшейся серии. Здесь мне нравится реализм, к месту используемые крепкие выражения, интересный сюжет, нестандартные персонажи. Примитивный боевичок про Леонарда и Хэпа, опубликованный в «Негодяях», меня разочаровал, зато здесь Лансдэйл реабилитируется в полной мере.

Для своего психологического триллера под названием «Непорядок в душе» М. Эббот взяла тему, которая не оставит равнодушным ни одного родителя — молодая семейная пара потеряла ребенка, он был похищен неизвестной женщиной в кафе и поиски не приводят ни к каким результатам. История подается от лица главы семейства, который начинает замечать в поведении жены странные перемены. Сюжет хорошо закручен — подводя читателя к одному решению, автор может стремительно изменить расстановку сил и сломать зарождающееся убеждение. Финал показался мне сначала непонятным, но всё встало на свои места, достаточно было лишь вспомнить эпизод из детства матери похищенного ребенка, который упоминается в тексте. Даже рваная сбивчивая подача информации, когда герой постоянно сбивается на воспоминания, посторонние мысли — всё это отлично работает на атмосферу, создавая чувство тревоги и душевного дискомфорта. В итоге получился один из лучших рассказов в данной антологии, а из триллеров — лучший.

В свою очередь эротический триллер Л. Блока «Я знаю, как их выбирать» получился средненьким, ко всему ещё и немного предсказуемым. Главный герой в придорожном кафе знакомится с красивой незнакомкой, которая без лишних слов соглашается поехать с ним в мотель, где после бурного секса наступает время взаимных откровений. Экскурсы в прошлое главного героя составлены из череды стереотипов, особо удивить читателя автору нечем — для психологии поверхностно, для эротики — шаблонно.

Полицейский триллер с отчетливым привкусом нуара готова предложить нам Д. Роуленд и её рассказ «Город-лазарь». Интересно само место действия — Новый Орлеан, медленно преодолевающий последствия урагана «Катрина». Главный герой — продажный полицейский, прислуживающий местному криминальному авторитету. Влюбившись в очаровательную стриптизершу, коп готов к тому, чтобы пойти вопреки воле своего босса, также положившего глаз на девушку, но распределение ролей «охотника» и «жертвы» автор предпочел отложить до финала, который получился достаточно интересным. Этот рассказ берет своё атмосферой и сюжетом, а большего и не надо, как правило.

Из всех представленных жанров меньше всего меня порадовала историческая проза, к которой можно отнести три рассказа. Более-менее приемлемым получился рассказ Ш.К. Пенман «Королева в изгнании» в центре которого история сицилийской принцессы Констанции де Отвиль, ставшей женой германского короля Генриха Гогенштауфена. Бездетная королева является главным козырем Генриха в борьбе за корону Сицилии после внезапной смерти тамошнего короля. Не спорю, эпоха интересная, события разворачиваются на фоне Крестовых походов и таких личностей как Фридрих Барбаросса и Ричард Львиное Сердце, но сам рассказ напоминает пересказ википедии, слегка беллетризованный для вида. Забавно, что автору пришлось обосновывать «опасность» героини в отдельном послесловии к рассказу, и то эта «опасность» так и осталась под вопросом.

Ещё скучнее показалась «Песнь о Норе» С. Холланд. Примерно тот же исторический период, что и у Пенман, только место действия — Англия. История подается от лица Норы, дочери Генриха II и Алиеноры Аквитанской. По сути перед нами типичная бытовая семейная драма, которая до боли известна каждому поселковому участковому — отец-алкоголик гуляет от жены налево, та отыгрывается на детях, в итоге страдают все. Отличие в том, что персонажи — особы королевских кровей, а не рабочие-крестьяне, ну и что — от этого рассказ не становится ничуть интереснее, никто в наше время и не сомневается, что короли были такими же людьми, а не потомками олимпийских небожителей.

Герои повести Д. Гэблдон «Девственники» — пара молодых шотландцев, вступивших в отряд французских наемников. Выполняя поручение старого еврея, доставить ценный груз в Бордо, отряд подвергается нападению неизвестных. В Бордо они берутся за новое поручение — доставить в Париж невесту богатого еврея с приданым и этот вояж также не обещает быть легким. В качестве приключения повесть довольно стандартная, исторический фон выглядит достаточно блекло. Автор пытается хоть как-то оживить повествование, но делает это по преимуществу через описание сексуальных переживаний главных героев, которые сойдут скорее за американских школьников, нежели мрачных горцев. Основной интерес могли бы вызвать описания быта и традиций европейских евреев XVIII века, но этот элемент также весьма поверхностно проработан, хвалить не за что.

К новейшей истории обращается К. Вон в рассказе «Раиса Степанова», где описывает будни советской летчицы-аса, сражавшейся во Второй Мировой. Ходульная военно-патриотическая агитка из серии «они сражались за родину», необычность только в американском гражданстве автора рассказа. Герои картонные до невозможности, описания воздушных боев — хуже, чем стрельба в компьютерном авиасимуляторе, вообще не переживаешь кто выживет, кто погибнет. На этом фоне можно вспомнить советский фильм «В бой идут одни «старики», там были настоящие живые персонажи, если кто не вернулся из боевого вылета — это настоящая драма, а не статистика фрагов на экране монитора. Ещё момент — героиня не столько боится погибнуть в бою, сколько попасть в плен, т.е. для нее Сталин страшнее немцев. На этом фоне можно было попытаться показать драму девушки, которая понимает несправедливость политического режима, но сражается за свой народ. Интересные сюжеты диктует сама военная история — героизм и предательство, внутренняя борьба, здесь и выдумывать-то ничего не надо, но авторы с упрямством обреченных умудряются штамповать подобный шлак, хотя вроде как уже 21 век на дворе.

Если сравнивать эту антологию с «Негодяями», то получилось не хуже — есть запоминающиеся истории, имеются и проходные вещи, но хорошего всё же больше. Чтобы подвести итог, отмечу наиболее запомнившиеся произведения и самые, на мой взгляд, неудачные работы.

Признанные авторы держат марку, поэтому в списке лучших, по преимуществу знакомые все лица:

- «Принцесса и королева или черные и зеленые» Дж. Мартина — увлекательная летопись Вестероса для тех, кто уже устал ждать завершения многотомной эпопеи;

- «Та ещё сорвиголова» Дж. Аберкромби — отличная завлекалка для романа «Красная страна», жёсткое героическое фэнтези с атмосферой вестерна;

- «Соседи» Р. Хобб — история из жизни пожилых людей с элементами магического реализма доказывает, что надежда есть всегда;

- «Непорядок в душе» М. Эббот — классный психологический триллер с закрученным сюжетом и тревожным послевкусием.

Своего рода ложкой дёгтя в общем котле стали следующие работы:

- «Песнь о Норе» С. Холланд — скучная бытовая драма из жизни английских королей в эпоху средневековья;

- «Раиса Степанова» К. Вон — история советской летчицы, которой место на страницах журнала «Подвиг» — шаблонно, ходульно и безэмоционально;

- «Девственники» Д. Гэблдон — подростковые фантазии двух шотландских олухов на фоне стандартного приключения с небольшим еврейским колоритом;

- «Имя Зверя» С. Сайкса — коротенькое фэнтези про жизнь примитивного племени охотников с массой нестыковок, убитой интригой и аморфным миром;

- «Заботливые» П. Кэдиган — пространная бытовая графомания о жизни пожилых и стареющих в одиночестве американок, а в сущности — ни о чём.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2016 г.

Многообещающая по названию, но весьма неоднородная по составу антология. Безусловно, есть несколько сильных рассказов, но есть и проходные, вырванные из контекста. И, к моему большому сожалению, не оказалось ни одного автора, знакомство с которым хотелось бы продолжить, впрочем, в этом вопросе и не стоит опираться на антологии вообще.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2015 г.

Дозуа не ошибся в своем вступительном слове, когда сравнил эту антологию с антологией «Воины». И тематика, и сюжеты в общем-то схожи. Но есть и фундаментальное различие. Там шла речь о воинах – как мужчинах так и женщинах. Здесь же речь идет преимущественно о женщинах. В связи с чем был у меня вопрос один. А почему собственно название перевели как «Смертельно опасны»? Ведь это название можно применить, как к мужчинам и как к женщинам.. Но скоро я нашел ответ .В этом мне помог рассказ Диана Гэблдон. Там хоть и упоминается опасная женщина, но все действие сосредоточено считай что на героях мужского пола. Плюс, наверное тут повлияло еще и вышеупомянутое вступительное слово. Как бы то ни было, название такое какое есть. Да и не в этом все дело. Просто надо же с чего-то начинать свой отзыв))). Итак, весьма интересна сюжетная линия(назовем ее так условно) в ней. А именно, разговор здесь идет о сильных, хитрых, коварных и опасных представительницах женского пола. Уже на этом антология привлекает наше внимание. И пусть у нас уже давно минула эпоха признания прав женщин (тогда, в ту эпоху, бы этой антологии вообще цены не было), но все равно антология заслуживает внимания. Мне например, как читателю, который в основном читал произведения где главные герои в основном мужчины, а женщины если и есть, то только не в главной роли. Признаемся честно, большинство произведений именно такие, читать было интересно. Так как тема выбрано в общем-то верно и она интересна думаю не только лицам женского пола. Антология мне понравилась. Хоть она и не такая как «Воины», «Негодяи» или «Песни умирающей Земли», но все же, Дозуа и Мартин в очередной раз доказали, что они грамотные составители. Оценка 8/10

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх