fantlab ru

Карло Гоцци «Король-олень»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Оценок:
109
Моя оценка:
-

подробнее

Король-олень

Il Re cervo

Пьеса, год; цикл «Сказки для театра»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Дерамо, король Серендиппа, получил от мага Дурандарте два подарка. Первый — статуя, которая смеётся, когда кто-то говорит неправду. Второй — умение переселять свою душу в чужое тело...

Примечание:

Опубликована в 1772 г.


Входит в:


Экранизации:

«Король-олень» 1969, СССР, реж: Павел Арсенов



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (10)
/языки:
русский (10)
/тип:
книги (10)
/перевод:
Р. Блох (7), Я. Блох (7)

Сказки для театра. Том 1
1923 г.
Сказки для театра
1956 г.
Комедии. Сказки для театра. Трагедии
1971 г.
Король - олень
1979 г.
Карло Гоцци. Сказки для театра
1989 г.
Сказки для театра
1989 г.
Антология мировой детской литературы. Том 2 (Г – Д)
2001 г.
Любовь к трём Апельсинам
2012 г.
Сказки для театра. Полное издание в одном томе
2013 г.
Король-олень
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятная, блестящая вещь о преданности и любви. Как хочется, чтобы такой литературы было больше. Актриса, сыгравшая главную роль в фильме по этому произведению, отсидела 9 лет в тюрьме, ее обвинили в убийстве парня, который покончил с собой (закололся). Но она выжила и не сломалась.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пьеса значительно уступает нашему фильму (тот же Юрский в роли коварного министра чего стоит — жутковатая мимика, жутковатые черные брови и костюм «наглухо», один в один как у зловещей шварцевской Тени. Можно даже сказать, что Сергей Юрьевич своей гениальной игрой предвосхитил Тень-Райкина. А потом не менее гениально отыграл доброго, гуманного Дерамо — вынужденного прятаться в теле злодея.

А Волшебник (Ефремов)? «Друзья мои, я только поэт!» Человек, который сам не совершает чудеса, а просто будит творческую фантазию в людях (но это и есть самое большое чудо).

Одним словом, фильм смотреть обязательно. Там, правда, открытый финал, нет четкого торжества Добра над Злом — но это и делает его по-своему интересным, неповторимым...

Ну, а пьеса Гоцци, хотя уступает ему (я с этого начал свой отзыв), тоже — «зачётна». Особенно хорош Тарталья — он, конечно, не очень похож на Тарталью из фильма, но черт побери, насколько же он вышел сочным, колоритным, истинно «темным» душой (хотя — не надо забывать, что это театр, и в поведении кошмарного злодея, разумеется, есть некая наигранность. Я бы сказал — прелестная наигранность:

«Страсть, честолюбие меня сгубили.

Вот чем я стал... От боли умираю,

От корч...

(Дрожа.)

От бешенства! Вот смерть моя!

Вот страшный бес. О, горе мне! Я умер».

А до чего ж прекрасно выписан Дурандарте! кто читал «Бурю» Шекспира, тот должен помнить: там тоже был примерно такой маг, в финале — гордо ломающий посох и (ради счастья дочери) становящийся обычным человеком. Мне кажется, финальные строчки «Короля-оленя» — своеобразный реверанс Гоцци в сторону Вильяма нашего:

«Дурандарте

Не хочет власти! Всем он возвещает,

Что ныне тайнам магии конец!

Я больше не волшебник! Пусть упрямо

Разгадывает физика загадки...»

«Пусть возобновится

С мышами и толченым табаком

Веселый пир! А вы, мои друзья,

Раз мы, звериный образ принимая,

Чтоб вас развлечь, достойны снисхожденья,

Утешьте нас, по крайней мере, знаком

Хвалимой всеми вашей доброты!

(Обратите внимание: герой Ефремова — просто не волшебник. Его таковым считают, он же — отнекивается. А в пьесе Гоцци Дурандарте «БОЛЬШЕ не волшебник», т.е., сперва он действительно им был. У сказки и философской притчи — разные законы...

Вот этим и хорош Гоцци: его не получается воспринимать серьезно — в отличие от старого советского фильма. Мир старины Карло — это идеально-романтический мир, немного безумный в своей колдовской веселости... и потому — незабываемый. Как Средиземье Толкина: его нет и не может быть, но кто из нас не мечтал там оказаться? ;))

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх