fantlab ru

Роберт Хайнлайн «Гражданин Галактики»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
2724
Моя оценка:
-

подробнее

Гражданин Галактики

Citizen of the Galaxy

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 172
Аннотация:

Когда маленький мальчик Торби, жертва космических работорговцев, оказался на невольничьем рынке, никто не мог предположить, что купивший Торби за бесценок старый калека-нищий откроет ему дорогу к звездам. Маленький невольник, начавший свою сознательную жизнь в трущобах Джуббулпора, столицы Девяти Миров, превратится в покорителя пространства, члена могущественного клана Вольных торговцев, а впереди у него — полная невероятных приключений жизнь в прекрасном и ужасном мире, созданном неистощимой фантазией Роберта Хайнлайна.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман посвящён писателю Фрицу Лейберу.


Входит в:

— журнал «Вокруг света 1987'06», 1987 г.

— антологию «Звёздные короли», 1989 г.

— журнал «Мы 1990/10», 1990 г.

— журнал «Мы 1990/11-12», 1990 г.

— журнал «Мы 1990/8-9», 1990 г.


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2022 // Зал славы

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Звездный десант
2016 г.

Издания:

Звездные короли
1989 г.
Пасынки Вселенной. Гражданин Галактики. …А ещё мы выгуливаем собак. Реквием. Испытание
1991 г.
Гражданин Галактики
1992 г.
Гражданин Галактики
1992 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1: Марсианка Подкейн
1992 г.
Звездный зверь. Туннель в небе. Гражданин Галактики
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 8
1993 г.
Гражданин Галактики
1996 г.
Гражданин Галактики
2000 г.
Сочинения в 3 томах. Том 3
2000 г.
Гражданин Галактики
2001 г.
Гражданин Галактики
2002 г.
Тетралогия Будущего
2002 г.
Ракетный корабль
2003 г.
Гражданин Галактики
2005 г.
Гражданин Галактики
2007 г.
Гражданин Галактики
2014 г.
Звездный десант
2017 г.
Марсианка Подкейн. Гражданин Галактики
2018 г.
Дверь в лето
2018 г.
Пасынки Вселенной
2021 г.
Гражданин Галактики. Марсианка Подкейн
2023 г.

Периодика:

Вокруг света № 6, июнь 1987 г.
1987 г.
«Мы» 1990/8-9
1990 г.
«Мы» 1990/10
1990 г.
«Мы» 11-12/1990
1990 г.

Издания на иностранных языках:

Citizen of the Galaxy
1978 г.
(английский)
Citizen of the Galaxy
1978 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман надо читать или в подростковом возрасте (когда отсутствует критическое мышление и уровень знаний низок), или так и оставшись на уровне ученика 7 класса, да еще и двоечника.

Роман действительно начинается «колониальным»: вот вам колония, вот вам антураж (в одноименном комиксе он вообще без обидняков восточный), вот вам бравый офицер, спасающий ребенка... Самый смех, что уровень работорговли в странах -колониях подскочил именно тогда, когда империалистические государства нашей общечеловеческой истории вторгались вот такими бравыми офицерами на их территории, завоевывая и подчиняя, высасывая все ресурсы в метрополию.

Главный мотив романа — свобода, но её нигде нет. Нет её ни у племени кочевников-торговцев, ни в армии (а она к тому же идеализирована), ни в семье гг. Кочевники живут в кастовой системе и торгуют между собой детьми (потому что обмен — это тоже торговля), армия вообще какое-то решето, семья в плену собственных денег. Это такая сатира у автора? Не знаю. Впрямую он своего отношения к происходящему не показывает.

А теперь о молоденьких кузинах, залетающих героям Хайнлайна в постель :))))) Да, и здесь такая ТОЖЕ есть! Всё обо одном, да тоже самое. И здесь нашлась небольшим количеством прожитых лет индивид, которая вверила свои жизнь и имущество родственнику. Вообще в книге женщины, если и сильны, то либо окружающих делая слабыми, либо перебрасывают ответственность мужчинам. И это ужасно.

Хайнлайн грешит тем, что перепрыгивает из одного жанра в другой, а в итоге — каша. Как собственно и в технологиях. Конец 50-х — «век атома». Ну и технологии в книге «атомные». Писал бы сейчас — были бы «нано». Писал бы в 80-х — «кибер». Баз данных нет в будущем. Всё еще в бумаге. Сходи и закопайся. Годы можно копать. Собственно, ситуация та же самая, что и в «Луне», где автор игнорировал моральные аспекты суррогатного материнства, либо он о них не знал. Как и не знал о ультра звуковом исследовании. А технология стартовала в медицину именно у него на родине.

Страдает и психологизм в книге. Особенно ярко это проявилось при возврате гг в семью. При возвращении выкраденного ребенка родственники переживают ровно те же стадии, что и при смерти, от шока до смирения. А тут?

Что такое корпорация автор тоже не сечет.

Да и гг — Джо Сью. Был бы девочкой — был бы Мери Сью. А тут Джо. Вот.

Ему всё плывет в руки. Он везде на волосок, но и этот волосок неопалим. Иван-царевич какой-то.

Хайнлайн-антрополог гораздо трудолюбивей Хайнлайна-фантаста.

Корабли торговцев, их иерархическая система, традиции и обычаи вполне жизнеспособны. Даже инопланетяне, занятые своей повседневностью, в его описании более реалистичны, чем вся лепота с приключениями Торби.

Итог: вершина творчества Р. Хайнлайна — кот Петроний

Оценка: нет
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Задал себе вопрос — а почему именно «Гражданин галактики»? Почему такое название выбрал Роберт Хайнлайн для своей книги? Почему не «Торби» или, там, «Побег из рабства»? Что это — история о необычно счастливой судьбе бывшего раба, сумевшего вопреки... не смотря на... подняться к вершине?Только ли от этого должен получить удовольствие читатель?

Мы с вами — нормальные, здравомыслящие, самодостаточные люди. Каждый из нас либо уже добился чего-то в жизни, либо находится на пути к этому. Мы хорошо знаем окружающую нас жизнь, она так привычна и обыденна. Наш мир для нас — комфортен. Мы — обыватели. И по большому счёту, нас мало заботит то, что где-то в мире (может быть совсем недалеко) люди живут по-другому. Их жизнь тяжела и полна лишений. Они терпят унижения по признаку расы или религии, языка или пола, да хотя бы потому, что принадлежат к одному племени, а власть в стране — у представителей другого. Сколько такого мы видим в выпусках новостей, в газетах, в Интернете! О, нет, мы, конечно же, не получаем удовольствие от всего этого и от души сочувствуем всем этим беднягам. От души — пока идёт новостной сюжет про них, ну и ещё минут пять после. А потом всё это забывается, хоронится под более свежими впечатлениями событий нашей жизни, которые, конечно же, для нас более близки и важны, чем все горести, показанные по телевизору.

Да нет, я никого не обвиняю — сам таков. Но вот можно ли нас с вами в таком случае назвать «гражданами мира»? Такими, для кого несправедливость, направленная не против себя лично, а против кого-то чужого и совсем далёкого, станет занозой в душе побудит к каким-то действиям, направленным на её преодоление?

Торби, с малого возраста познавшего судьбу раба, успевшего побыть членом причудливого общества Вольных Торговцев и вдруг попавшего в число богатейших и влиятельнейших людей своего родного мира — можно. С полным правом.

Как бы в его ситуации поступили вы сами, узнав, что являетесь наследником богатейшего рода? Может быть, подписали бы бумаги? Может, удовлетворились бы мегабаками на карманные расходы да и принялись прожигать жизнь? Кто бы вас упрекнул после того, ЧТО вам довелось пережить.

Вспомните, самые лучшие, самые жестокие надсмотрщики рабов — те же самые рабы, но получившие статус чуть выше других. Вы читали о гетто в оккупированных городах — там ведь существовала внутренняя полиция из такиж же узников гетто, и весьма ретиво выполняла возложенные на неё оккупантами обязанности. Так что выбор Торби не мог быть сделан априори. Можно было бы вытеснить всё из памяти. Можно — продолжить тёмные дела Уимсби, чтоб обречь и других на муки, которые пережил сам. А можно — бороться против зла.

Пусть окончание — немножко не такое, какого я и сам, признаться, ожидал, читая книгу в первый раз. Было бы гораздо выигрышней для сюжета, если б Торби в составе какого нибудь экспедиционного корпуса Гегемонии в числе первых высадился на мирах Саргона, неся порабощённым свет освобождения, или что-то столь же патетическое. И это сразу же поставило бы книгу в один ряд с множеством подобных сладеньких историй.

Но ведь в жизни — совсем не так. Нельзя навязать правду, справедливость, добро силой. Даже саргонезская рабовладельческая система, надо думать, существует не вопреки, а благодаря, благодаря тому, что стабильна и действует. Пусть рабство — неприемлимо для нас с вами с моральной точки зрения, но ведь в истории множество примеров существования этой системы. Она сменялась другими не из-за революций и восстаний рабов, нет, а из-за того, что изменялись условия существования человеческой цивилизации, и другие, более прогрессивные строи становились выгодней и продуктивней. Вот поэтому я целиком разделяю мысли, изложенные в книге о том, что для ликвидации такого строя необходимо подорвать экономические устои, которые делают работорговлю выгодной. И именно это, а не штурм Саргона флотом Гегемонии, окончательно прекратит работорговлю. Поэтому спасибо большое автору за то, что написал реалистичную книгу об очень хороших людях, образы которых, однако же, не кажутся в своей «хорошести» высосанными из пальца.

Отдельная благодарность за удивительную социальную модель общества Людей, придуманную автором. Испытывал настоящее удовольствие, словно речь шла о реально существующем обществе. Да, именно так! Чем ещё заняться людям во время долгих перелётов, когда с тоски можно помереть? Этикетом! И ведь правда, в таких условиях могут родиться самые причудливые взаимоотношения между людьми, бесконечно сложные и малопонятные для чужаков, но необходимые как смысл жизни для членов таких сообществ.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшно писать критический отзыв о произведении писателя с мировым именем (тем более что другие его произведения я очень люблю) да ещё с рейтингом приближающимся к максимальному но посмотрим победит ли свобода слова или заразительное закидывание помидорами. :)

Произведение в целом представляет собой классическую историю «из грязи в князи» где сирота-беспризорник, после головокружительных приключений, узнаёт что он является сыном могущественного короля, ныне покойного, у которого есть хитрый и злобный визирь, строящий из себя добряка и давно перехвативший власть. Не буду описывать это клише в деталях так как их и так все знают, а произведение настолько точно им следует что получится пересказывание сюжета.

Очевидно когда автор начинал работу у него было вдохновение, и потому начало выглядит довольно увлекательно и динамично. Такой себе детектив про шпионов, воров, нищих и прочую жизнь низов в государстве управляемом тираном. Но дальше начинается откровенная нудятина и бред. Автор тратит огромное количество букв на занудное описание жизни космических торговцев-нацистов, которые кроме себя больше никого за людей не считают, но в произведении представлены положительными героями. Многие страницы посвящены вольному пересказу глав из учебника по социологии так как автор их понял. Ярких диалогов практически нет, внутренний мир героев не описан никак.

Дальше идёт не менее занудное описание службы героя на военном корабле. Например автор посвящает пару страниц детальному описанию того почему запрос на идентификацию личности ГГ нельзя делать ибо это потребует огромных затрат планетарного уровня и месяцев времени, с перечислением сколько каких бумаг в каких картотеках нужно пересмотреть. Причём к сюжету это вообще никакого отношения не имеет и особенно смешно читается во время баз данных и интернета.

После занудного космического боевика со стрельбой по пиратам атомными торпедами внезапно автор переключается на совершенно другой жанр и начинает описывать корпоративные войны, с детальным описанием судов между акционерами, юридических проблем и казусов, политических манёвров и переговоров. И всем этим занимается малолетний шибздик, который несколько лет назад был рабом-поберушкой на отсталой планете, а потом бортовым стрелком на корабле, вот и весь его жизненный опыт.

После этого автор устал выжимать из себя строчки и бросил писать чуть ли не на середине предложения. Текст просто обрывается не завершив ни одной начатой сюжетной линии.

Люди в целом ведут себя неадекватно. Юный недоросль свободно общается с полковниками, генералами и маршалами, ставит им условия, торгуется, они берут его на службу только потому что когда-то его приёмный папа с ними пересекался по службе или они вообще только о нём просто слышали. Кстати папа, которого кажется знает вся армия, и который обладает весьма заметными увечьями спокойно работает 10 лет шпионом в столице вражеского государства. Свеженайденного члена семьи, которого потеряли в возрасте 3 лет мгновенно принимают в семью как своего и ведут себя с ним как будто он всегда с ними жил.

Описание жизни корпораций, их управляющих и владельцев, судебных заседаний и собраний акционеров представляют собой отдельную потеху так как автор очевидно слабо представлял то о чём пишет.

В конечном итоге похоже автор, начиная писать не имел чёткого плана что же собственно он хочет получить в результате. Потому он и бросается из жанра в жанр от детектива к космическому боевику а потом и к корпоративным войнам и интригам. Хотя в возрасте до 20 лет это вряд ли кому либо заметно. Поэтому для мальчиков-тинейджеров это будет отличная книжка где можно ассоциировать себя с главным героем и пережить множество приключений.

Оценка: 4
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ты можешь научиться всему, если это нужно». «Надо сделать больше, чем постараться«! Вот такие слова можно ставить эпиграфом к этому роману — очередной книге Взросления от Хайнлайна.

На первый взгляд, что может быть более предсказуемым и знакомым: история маленького сиротки, прошедшего путь от раба до главы крупной корпорации. Сколько раз такая история встречалась и до сих пор встречается с разными вариациями в фантастике! Но вот про остальные вспоминается только то, что они были, а этот роман засел в памяти, и до сих пор отзывается на него душа благодарностью и уважением.

Простой и незатейливый, не перегруженный описаниями и заумными диалогами, рассказ о том, что в нашем классификаторе определено, как «становление и взросление героя». По форме — четыре части, рассказывающие о разных периодах жизни героя — такой знакомый хайнлайновский прием.

Вот герой — маленький раб на планете Саргон, воспитанник, ученик и любимый сын таинственного нищего Бэзлима, получающий первые уроки не просто отвлеченных знаний и жизненного опыта, а долга, мужества, свободы и любви. «Ты можешь научиться всему, если это нужно. Ты научишься или я оторву твою глупую голову!»

А вот он уже член большой семьи космических торговцев, познающий необходимость неустанного труда и учебы, ценности семейных связей, верности своим принципам и данному слову. «Надо сделать больше, чем постараться«!

А потом новый эпизод — и герой уже член экипажа космического корабля и — новые уроки, теперь уже дисциплины, взаимовыручки и верности долгу. И последний эпизод: герой — наследник огромной промышленной империи, получивший шанс доказать, что все те люди, которые верили в его способности все эти годы, делились с ним своим опытом и знаниями, своей жаждой свободы и справедливости, окружали любовью и доверием — не ошиблись ни в нем самом, ни в его способностях.

Вот такой простой рассказ, с открытым финалом. Тоби Бэзлим вырос и повзрослел, стал достойным его любимого папы, отдавшего жизнь за свои идеалы, своей приемной семьи космических торговцев, соратников из разведки и Космического флота. И я очень благодарна Хайнлайну, что эта концовка оказалась не приторно сладостной, восторженной или сентиментальной, а рассказывающей и о той цене, которую приходится платить за верность долгу и следование идеалам. «Но чем больше он работал, тем больше оставалось сделать».

Просто, умно и по-прежнему актуально. Как будут всегда актуальны семья, любовь и дружба, честность и справедливость, свобода и долг.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главная особенность данного романа это безусловно его тема, а именно — Рабство. Причем не только в том смысле, в котором мы все привыкли его понимать.

Хайнлайн проводит нас вместе с главным героем через различные его разновидности. Общепринятое рабство на Саргоне, где торговля людьми считается нормой и никто не видит в этом ничего предосудительного. Несвобода Вольных Торговцев, казалось бы самых свободных людей во всей вселенной, которые на самом деле в плане личной свободы мало чем отличаются от рабов. На военный корабль как и на любом военном объекте человек беспрекословно подчиняется старшему по званию, так что о какой свободе может идти речь. И в довершение всего, Терра — колыбель человечества, в которой, несмотря на очень высокий культурно-материальный уровень жизни, многие люди становятся рабами своих дел, они тоже не свободны, просто находятся в намного более дорогой и комфортабельной темнице. И нет ничего удивительного, что истоки Саргонского рабства находятся на процветающей Терре. Как говорится, рыба начинает тухнуть с головы. По этому самому кругу и прошел Торби, ведь чтобы стать по-настоящему свободным надо понимать в чем заключается несвобода, пройти через нее. Только тогда можно непримиримо, самоотверженно и главное успешно бороться с ней.

Тема Свободы очень уж любимая в американском «фольклоре», но у Хайнлайна она не так мозолит глаза пафосным монологами и прочим, она присутствует тут между строк, правда в конце все же появляются памятник Линкольну, рассуждения на эту тему и т.д. Но при этом это смотрится вполне уместно, особенно, если делать скидку на время написания, так что не стоит слишком сильно придираться к этому.

Но это все философия. А стоит отметить, что в литературном плане роман так же не уступает своей философской составляющей. В меру динамичный, с хорошо прописанным главным героем и второстепенными персонажами (кому не запал в душу образ Калеки Баслима?) и значительными описаниями не одного социального устройства (особенно в душу запали Торговцы, очень уж у них логичный и лично мне импонирующий образ жизни).

Я, конечно, соглашусь с тем, что к концу роман сбавляет обороты, но от этого читать его не становится менее интересно, и совсем не соглашусь с теми, кто считает будто бы роман не закончен, не доделан и т.д. Автор высказал свою мысль и привел героя к логическому концу его пути. Зачем же писать больше?

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мнение о романе Роберта Хайнлайна “Гражданин Галактики”.(минимум спойлеров, но возникновение неподдельного интереса к роману вам обеспечено)

1)Вступление.

Роман “Гражданин галактики” представляет из-себя довольно интересное повествование, напоенное рациональными измышлениями писателя на темы, волновавшие его. Автору удалось создать поистине аутентичный мир, законы коего принимаешь с наскока, а условности (без которых не обходится спекулятивная фантастика, сам Роберт использовал этот термин, в качестве синонима научной фантастики, в своем эссе «On Writing of Speculative Fiction) смотрятся как вещи сплошь прозаичные, качественно вписываясь в общую картину происходящего, способствуя погружению и полному синтезу с персонажами. Но обо всем подробнее указанно ниже.

2)Атмосфера и антураж.

Бесспорно, что главным плюсом научной фантастики является то, что автор, создав уникальную вселенную, проработав ее до мельчайших деталей, может показать практически любую проблему с разных точек зрения, перевернув восприятие и обозначив новые границы так, что это заставит начать мыслить о том, что для тебя ранее не было актуальным. Резюмирую, что антураж и атмосфера этого романа эффективно работают на это, формируя подпорки для последующих затронутых автором вопросов. С первых страниц нас встречает будущее, обделенное сладостью, каждый аспект коего пронизывает мрачность. Автор, играя на чувствах читателя подобно музыканту, подстегивает к испытанию огромного количества эмоций, усиливая экспрессивную окраску, логично рождая реакцию, положительно влияющую на последующее чтение. Хайнлайн и до этого показывал себя хорошо в плане формирования миров, тем паче, что многие его истории до сих пор пребывают у меня в сознании.

3)Сюжетная канва.

Простой раб, не имеющий имени, предстает перед нами на рынке для невольников, расположенном на захолустной планете империи. Грязь этого мира сразу оставляет осадок, намеренно созданный автором. Мало того, протагониста выкупает обычный бездомный, зарабатывающий на жизнь, прося милостыню( Но, даже у бездомного в мире Citizen of the Galaxy есть лицензия на работу, санкционирующую дальнейшую деятельность). Дабы избежать дальнейших спойлеров, обозначу лишь то, что история у Роберта получилась воистину стройная, без нареканий обрамляющая страницы книги.

4)Смысловая нагрузка.

Одной из ведущих в творчества автора, является тема свободы. Этот роман не стал исключением. Автор умело показывает общество, олицетворяющее дух мнимого свободолюбия. В мире, видимом в романе, существует гильдия космических торговцев, бороздящих просторы вселенной, с целью заработка. Отдельные корабли выражают вполне самостоятельные общины, представители которых относятся с явным недоверием к чужакам, не стесняясь в выражениях по отношению к ним. Их коммуны скорее напоминают доисторические племена, где во главе жена капитана(да, вы не ослышались, это подлинный “матриархат”). Роль женщин у Хайнлайна в романе ни в коем разе не умаляется ( За сильными мужчинами, стоят великие женщины(с)Гражданин галактики), но за все необходимо платить и перед тем как стать главой в оном социуме, необходимо сносить лишения. Но главной особенностью является то, что жителям, в целях избегания кровосмешения разрешено создавать семью исключительно с членами других кораблей( естественно, торговых), естественно, что о браке по любви не может идти речи. По факту, каждый из них, крича о своей свободе по рождению, не замечает явного противоречия, кое так и желает пробить все их устои, укоренявшиеся поколениями и оное напрямую связанно с порядками, царящими на корабле. И это только одна из тем, рассмотренных автором. Самое удивительное, что роман достаточно маленький, но пищи для размышлений хватит на зимовку. Также автор не обошел стороной тему рабства, раскрывая ее с таким рвением и душевным запалом, будто его отменили только вчера.

5)Эмоции и вывод.

Роман не только оставляет после себя приятные ощущения, но и способствует активизации работоспособности мозга. Пускай автор и не дает ответы на многие вопросы, ставившиеся на протяжении всего романа, но предоставляет возможность читателю самому решить для себя загадку, ответ на которую будет до боли субъективным и зависимым от вашего мировоззрения. Эта книга была прочитана мною в совершенно короткий срок и убив на нее целый день своей жизни, я не пожалел, ибо открыл для себя историю (А что такое сутки для истории?), преисполненную отличными идеями, не оставляющими равнодушным. Советую всем, кто голоден до хороших космоопер и соскучился по классической фантастике.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Гражданин галактики» — одно из тех произведений, которое я вкусил в юношеском возрасте и которое всегда остается во мне (нет, только не как заноза:))), олицетворяя собой дух той, настоящей классической фантастики. И это ярко чувствуется — порыв, романтика, ведь оно писалось во времена больших надежд и мечтаний о покорении космоса. Не раз я перечитывал роман, степень моей оценки его, конечно же, варьировалась, но те далекие, первые впечатления в общем-то не померкли.

Собственно, роман можно разделить условно на 4 части:

1) Торби-раб (пожалуй, самая интересная и невероятно трогательная часть);

2) Торби-вольный торговец (и на самом деле в этот период он хуже, чем раб — здесь автором затронута очень важная философская тема о мнимости, иллюзорности человеческой свободы; впрочем, данная тема пронизывает весь роман от начала до конца);

3) Торби-гвардеец;

4) Торби-богач.

Во 2-й, 3-ей и 4-й частях, Торби, повысив свой социальный статус, снова оказался рабом, но уже рабом обязательств, обстоятельств и различных неотложных дел.

Пожалуй, концовка получилась излишне простоватой (то есть лишенной того первоначального посыла торжественности и космической романтики) и перенасыщена юридическими, какими-то сутяжными подробностями, напоминая скорее детектив с переодеваниями, розысками, подставами и хроникой адвокатской работы:)).

И все время основной нитью вьется тема одинокой, по сути неприкаянной личности. В той или иной мере все мы являемся таковыми. Главный герой, даже обретя свою кровную родню и корни, оказался еще более одиноким. Наверное, слишком расширился (а потому стал чужим и непонятным) его житейский мир, а также значительно укрепилось положение в обществе, что совсем не явилось гарантией счастливой жизни. Скорее наоборот. Ведь для счастья Торби было более чем достаточно небольшой миски для подаяний, простых, незатейливых отношений с людьми и строгого, но верного, справедливого и заботливого папы — калеки Баслима... Однако наркотик власти уже начал потихоньку действовать на личность героя, но Тор вовремя слинял в корпус «Икс»:-), чтобы отныне жить не ради богатства и власти, а ради великой идеи.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекраснейшая подростковая фантастика!

Увлекательный сюжет, приключения, космос, ядерные ракеты, пиу-пиу. Жаль, конечно ,что я не четырнадцатилетний пацан.

И сейчас как в школьном сочинении: «Автор поднимает важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о том, что же такое свобода» и бла-бла бла. В общем, жаль ,что его не проходят в школе, сочинения бы на раз писались.

Но концовку... концовку Хайнлайн, конечно, знатно «слил». Давно такого разочарования не испытывала. Я понимаю, конечно, что у читателя должно возникнуть такое же чувство, как у ГГ, что-то вроде «Ты не сможешь увидеть падение этой системы при жизни — вы не сможете прочитать о падении этой системы в книге». Но я не об этом ощущении незавершенности. Я о самОй последней части. Какая-то она... ненатуральная.

Отдельно хочу заметить, как меня умилил факт: космическая эпоха, звёздные крейсеры — а народ читает бумажные книги и журналы. Ну не мило ли, а?

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему мнению, «Гражданин галактики» — одно из лучших произведений заслуженного Мэтра американской фантастики. Об этом романе я могу говорить исключительно в превосходной форме.

История мальчика-раба разворачивается на просторах обитаемой Вселенной. Межпланетные путешествия, битвы с пиратами, неожиданные повороты сюжета, тщательно проработанные персонажи и еще очень много интересного ждет читателя на страницах этой великолепной книги.

Автор, посредством героев, показывает нам всю свою ненависть к такому бичу человеческой истории, как рабовладение и работорговля. Как бы не развивалась цивилизация, какие научные открытия не были бы сделаны, каких бы высот не достигло общество, но все равно с незапамятных времен и до сегодняшних дней в мире остается такое ужасное «достижение человека разумного», как рабство.

Безусловно, сейчас читать этот роман также актуально, как и в то время, когда он был впервые опубликован, хотя сегодня он кажется немного наивным. В нем присутствует традиционный, для фантастических произведений того времени, happy end, путь, который приходиться пройти Торби от самых низов общества и до главы мегакорпорации, сейчас представляется красивой «историей Золушки в мужском обличии». Но все же иногда так хочется верить, что Добро всегда побеждает Зло и, что хотя бы на страницах прекрасных романов Роберта Хайнлайна есть надежда на Справедливость и Доброту, которых так не хватает в современном мире.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отзыве на роман “Время для звёзд” я, наверное, слишком раскритиковал Хайнлайна. Виновато в этом то, что я никогда прежде не читал книг этого автора. Теперь вот “Гражданин Галактики”. Что сказать ? Попробую написать положительный отзыв. Хотя сказать чтоб книжка особо понравилась – не скажешь. Виной всему, скорее всего, возраст. Не зря ведь в аннотации сказано было – юношеские романы. Я бы даже сказал, что книжка детская. Вот дай мне эту книгу в детстве – и я бы читал с большим удовольствием. А так. Жизненный опыт вступает в противоречие с написанным. Хотя некоторые “крупинки” и сейчас западают в душу. Например, понятие “честный, порядочный человек” с точки зрения Баслима (и я так понимаю автора). Прочитал абзац, отложил книгу в сторону и задумался. Действительно хорошо сказано. Таким надо быть, к этому стремиться. И самому себе стыдно признаться – я не такой. Тут же возник вопрос – почему? Потому что жизнь ТАКАЯ. А почему она ТАКАЯ ? Потому что внутри себя мы все рабы. Рабы ТАКОЙ нашей жизни. Что нами движет ? Деньги, а с ними жажда наживы. Жадность, лень, равнодушие, жестокость, отсутствие терпимости и понимания. Мы все в одной КОЛЕЕ. И вот уйти от всего этого, вырваться, свернуть с колеи – победить раба в себе. Вот, пожалуй, главная идея романа. Изменимся мы – и с нами измениться общество. В некотором роде к этому в конце романа приходит главный герой.

Как пример “душевного рабства” в романе приводится ущербное общество снобов — Вольных торговцев. По большому счёту – это тот же Саргон с его рабовладельческим строем. Здесь, у торговцев, человек – ничто, просто винтик в командном механизме. Здесь тебя, если ты девушка, вполне могут обменять на другой корабль – как товар. Молодым парням выберут жён – особо не спрашивая ни тех, ни других. Да и мнение твоё никого не интересует. Здесь за тебя всё решает старейшина, глава.

И дурацкие, непонятные, абсурдные, нелепые порядки кто-то выдумал не объяснив толком: Зачем ? Как в песне:

Объяснить, не объяснишь, ты живёшь, как будто спишь,

А в бессонницу грешишь почему-то.

А с тобою рядом кто, и ты надеешься на что,

Ведь в этой жизни всё не то — даже чудо, э-э-эх, даже чудо

Только ль мне тебя учить, как необходимо жить.

С кем не спать, а с кем дружить, всё гадая,

Что такое слово честь, а где-то чушь, а где-то лесть,

Ведь ты права, какая есть, молодая, э-э-эх, молодая

Теперь, что не очень понравилось. Судя по двум прочитанным романам, у Хайнлайна наблюдается какое-то “потребительское” что-ли отношение к детям.

Смущало то, что Торби, по большому счёту, был игрушкой полковника Баслима. Это было больше похоже на вербовку, а не усыновление. Достаточно вспомнить его угрозы оторвать Торби голову, если он не будет учиться грамоте. Макаренко, как говориться, отдыхает. Такая вот модель поведения Баслима меня раздражала очень сильно. Мне в детстве, слава богу, такими методами любовь к знаниям никто не прививал. А бесконечные сеансы гипноза ? Ладно в начале – для избавления от кошмаров детства. Но в дальнейшем зачем ? Торби – игрушка (средство выполнения задания) старого нищего. Что-то вроде рации с диктофоном и запоминающим устройством.

Конечно, по двум прочитанным романам судить о творчестве Хайнлайна, наверное, невозможно, но кое-какие наблюдения всё же выскажу. Хайнлайну не удаются любовные линии (что в романе “Время для звёзд”, что здесь). Без любовных отношений повествование становится пресным. И “волчонок” Торби выглядит каким-то закомплексованным, сторонящимся что-ли девушек, чересчур нерешительным и робким. С той же Матой у него ничего не вышло. С её стороны шаги были (да ещё и какие !), а он какой-то инертный что-ли. И с Ледой такая же история. Я читал и думал – ну когда ты её уже хотя бы обнимешь ! Честное слово, чурбан какой-то. И это типичный Хайнлайновский герой ! Ну может я тороплюсь с обобщением. Но всё же.

В итоге скажу, что эта книга для детей, но полезно её прочитать и взрослым. Своему ребенку я бы её, пожалуй, рекомендовал к прочтению.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё-таки всему своё время. Наверное, если бы я прочитал этот роман в детстве, когда все вокруг было в новинку, впечатление было бы иным. Кроме того, семидесятые не шибко-то баловали нас фантастикой, особенно — переводной. Да, в те годы похождения юного сиротки вызвали бы во мне шквал эмоций, запомнились бы навсегда. Но сейчас... и душа огрубела, и запросы повысились. Да и написано за полвека после Мастера на эту тему столько, что «гражданин галактики» на фоне вычурных и сложных современных романов выглядит более чем скромно. Но эта скромность обманчива. Ведь и скромный лесной ручей может на поверку оказаться истоком могучей реки. Так же и с творчеством мастеров 50-х. Их идеи, их находки стали источником вдохновения для десятков отличных и умных писателей. Хайнлайн, Док Смит, Азимов, Ефремов и многие другие — они, первопроходцы галактических трасс, стали маяками, путеводными звездами. И уже за это — высокая оценка.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разбирать вещь написанную мастером, да еще 53 года назад бессмысленно. По моему «Гражданин Галактики» — это хронологически первая вещь из целой серии про детей живущих на задворках вселенной и не знающих своих родителей. И как прародитель целой когорты романов с похожим сюжетом мастер сумел создать образец — «как надо писать». Столько времени прошло, а ведь читают, и читают с увлечением, не бросают на середине. И издают с завидной периодичностью. Резюме — прочитать «Гражданина Галактики» стоит хотя бы потому, чтобы в дальнейшем, если в руки попадет какой-либо «клон» этого романа было с чем сравнивать. Мастеру -10.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова попадание в «десятку», и снова удивительная история из запредельных космических миров будущего от дядюшки Роберта Хайнлайна. Предпоследний роман в цикле юношеских произведений мастера, написанный в 1957 году – лучшие годы творчества, когда было написано большинство известных вещей.

Хайнлайн все больше отходит от наивно-романтических взглядов начала 50-х и идиллическая картинка бравого звездного волка, умного и отважного, у него сменяется более многогранными портретами людей, которые кроме одержанных побед совершают ошибки, а судьба играет героями, как пешками на шахматной доске вселенной. Хайнлайн все больше сосредотачивается не на внешне беззубых приключенческих сюжетах с невинными мотивами становления героев, воспитания их в лучших традициях рыцарства и тому подобной педагогике, а на социально-философских проблемах более взрослого толка, когда ребенок или подросток у него вынужден бороться за существование и решать совсем недетские проблемы.

Таков «Гражданин галактики», наверно, один из самых жестких юношеских романов мастера наряду с «Тоннелем в небе». Общая сюжетная канва этого романа построена по испытанному, проторенному пути – становление героя, но Хайнлайн выбирает самые оригинальные декорации, которые превзойдут и «Астронавта Джонса», и прочие свои ранние вещи. Он рисует отдаленное будущее, где человечество вступило в эру межзвездных перелетов, успешно взаимодействует с другими расами, но психологически осталось той же задиристой, удивительно живучей расой высших обезьян. Главный герой, мальчишка Торби был продан на рабовладельческом рынке планеты Саргон старому нищему за бесценок. Отныне его ждет участь попрошайки, и все свое детство он проведет на улице, практикуясь в облапошивании прохожих под чутким руководством своего патрона. Он никто, пустое место, но пути провидения неисповедимы и однажды случается Кое-что.

Изначально не простой нищий, Баслим загружает в мальчишку секретное сообщение, адресованное руководству Гегемонии Земли. В силу несчастного случая Торби оказывается вовлеченным в цепочку приключений, сначала на борту корабля Свободных Торговцев, где демонстрирует свои незаурядные способности, затем на родной Земле, откуда он родом, где и раскрывается его истинное происхождение. Автор элегантно завершает сюжетную петлю и герой возвращается туда, откуда прибыл.

Центральная проблема романа – это конечно рабство, границы свободы и неволи. Писатель убедительно показывает нам, что и при техническом прогрессе, и при высоком культурном уровне общества рабство может спокойно существовать в так называемом цивилизованном обществе, и все будут считать это нормой. Но это вовсе не значит, что нужно сидеть сложа руки; с работорговлей следует бороться самыми суровыми методами и «Гражданин галактики» дает четкую моральную оценку столь негативному явлению.

Наверно, этот роман еще о том, как коварна, но в то же время щедра бывает судьба, о том, что удача слепа, а счастливый случай подкарауливает вас за углом. О том, что нужно уметь видеть знаки и пользоваться удобным случаем, а не хлопать ушами. Кроме того, это роман о социальной иерархии, по которой движется человек всю жизнь: очень достоверно показано, что человек талантливый рано или поздно, хочет он того или нет, из ничтожества превратится в величину. Независимо от происхождения и социальной принадлежности. Так что «Гражданина галактики» можно рекомендовать как образцовый пример целеустремленности и упорства в достижении поставленных целей, ну и как образцовую критику рабства. Ибо сказано: кто ищет, тот найдет, и каждому воздастся по его заслугам. Ибо сказано: каждый человек рождается свободным. Справедливо.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

1990й год. Журнал МЫ. Первое произведение Хайнлайна, которое я прочитал. Да, потом были и Луна..., и Звездный десант, и многие другие его романы. Какие-то лучше, какие-то хуже. Но Гражданин Галактики — навсегда первый для меня. Поэтому никакую другую оценку кроме десятки поставить рука не поднимется. При всех его недостатках и детскости.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда думаешь, как так люди умудряются что-то создавать такое, что будет актуально очень долгое время. Почему одни на этом поприще потерпели неудачу, а другие нет. Ведь наверняка во времена автора, полно было талантливых писателей, которые стремились отличиться на этом поприще. А не вышло, а вот у Хайнлайна получилось..Ответа на этот вопрос как такового наверное нет и по сей день. Отличнейший роман. Читал взахлеб. Особенно понравилась те части, которые повествует о нищенском прошлом мальчика и его служба у Торговцев. Вообще, Хайнлайн написал очень хорошую мысль в романе. Как только начинаешь слепо следовать каким-то нормам, тут свобода и заканчивается. Вывод — всегда нужно думать своей головой.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх