FantLab ru

Джонатан Сафран Фоер «Жутко громко & запредельно близко»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Голосов:
168
Моя оценка:
-

подробнее

Жутко громко & запредельно близко

Extremely Loud & Incredibly Close

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

В основе сюжета – трогательная, глубокая, искренняя и щемящая сердце история о семье, рассказанная 9-летним мальчиком, отец которого погиб в одной из башен-близнецов 11 сентября 2001 года.

В произведение входит:

8.00 (6)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— сборник «The Unabridged Pocketbook of Lightning», 2005 г.


Номинации на премии:


номинант
Дублинская литературная премия / International IMPAC Dublin Literary Award, 2007

Экранизации:

«Жутко громко и запредельно близко» / «Extremely Loud and Incredibly Close» 2011, США, реж: Стивен Долдри



Похожие произведения:

 

 


Жутко громко & запредельно близко
2007 г.
Жутко громко & запредельно близко
2012 г.
Жутко громко & запредельно близко
2012 г.
Жутко громко & запредельно близко
2013 г.
Жутко громко & запредельно близко
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Extremely Loud & Incredibly Close
2005 г.
(английский)
The Unabridged Pocketbook of Lightning
2005 г.
(английский)
Extremely Loud & Incredibly Close
2006 г.
(английский)
Extremely Loud and Incredibly Close
2006 г.
(английский)
Everything Is Illuminated. Extremely Loud & Incredibly Close
2010 г.
(английский)
Extremely Loud & Incredibly Close
2011 г.
(английский)
Extrem laut und unglaublich nah
2012 г.
(немецкий)
Страшенно голосно і неймовірно близько
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такие произведения, которые могут вызвать недоверие у читателя в искренности автора. Обычно это грустные, печальные, трагичные истории, при чтении которых может казаться, что автор давит на жалость, и его главная цель, это выдавить из вас слезу. «Жутко громко & запредельно близко» несомненно из тех произведений, которые могут насторожить вас — «не слёзовыжималка ли это?». Повод так думать, конечно, есть. Этот роман – один сплошной поток страданий и душевных болей его персонажей, роман о «куче гирь на сердце». Но лично я всё же поверил Джонатану Софран Фоеру и в боль его героев.

Центральный персонаж маленький мальчик – Оскар Шелл, потерявший отца из-за трагедии 11 сентября 2001 года («ага! Нужен же именно громкий случай, простой автокатастрофы или пожара, например, недостаточно?». И, конечно, с точки зрения романа о потере близкого человека, вполне подошла бы любая причина, приведшая к гибели отца мальчика. Но, всё-таки, конкретно эта трагедия, во-первых, достойна, чтобы её освещали, а во-вторых, хорошо подходит, как пример обидной, несправедливой смерти, если посмотреть на такую ситуацию со стороны не только потерявших родных людей, но и со стороны непосредственно погибших. Люди просто вышли на работу или летели куда-то на этих самых самолётах и уж точно не могли предположить, что их жизнь оборвётся из-за террористов, что самолёт, на котором ты летишь могут угнать или в башню, где ты работаешь, может врезаться лайнер. Эта книга хорошо показывает, как нежданная и несправедливая смерть, может настигнуть человека. Конечно, и в роли несчастного случая, могло выступить любое другое событие, не столь масштабное, суть от этого не поменяется, но если бы отца Оскара сбил автобус, можно было бы с тем же успехом спросить, «почему он не погиб в Башнях-близнецах?» А раз суть не меняется, то главное уже как именно написана книга.

А написана она в весьма необычном стиле. Нельзя сказать, что книга легка для чтения, не только из-за сюжета, но из-за своеобразной манеры изложения самого автора, которую мне даже трудно описать. Взять хотя бы то, что все разговоры здесь оформлены в виде прямой речи, а не диалогов. Часто повторяются слова «жутко» и «близко», или фразы вроде «гирь на сердце». Поведение персонажей странное, действие размеренное, поток слов и мыслей кажется нескончаемым, особенно с учётом прямой речи, вместо более привычных диалогов. Множество иллюстраций, в виде фотографий, картинок, тесно переплетенных с повествованием, здесь это не просто приятный бонус, а скорее необходимость, без которого роман не может восприниматься как нужно. Но из всех этих необычностей и необычностей самих персонажей, складывается неповторимая атмосфера романа, атмосфера горя и страданий, которую трудно назвать приятной.

Кроме главного героя, есть ещё пара взрослых персонажей, от чьего лица ведётся повествование, но и они не меняют настрой книги на более позитивный лад и даже наоборот, усугубляют ситуацию, ведь количество прожитых лет у них больше, чем у Оскара, а значит и настрадаться они успели больше него.

Важно понимать, что книга не про то, что жизнь ужасна, у всех всё плохо, не о тленности бытия и бесполезности нашего существования, как это может показаться, читая отзывы, но «гири на сердце» занимают здесь центральное место и трудно описать её по-другому. Во-многих произведениях можно столкнуться с каким-нибудь горем, но здесь им пропитана чуть ли не каждая страница.

Итог: лучше быть готовым к чтению романа, написанного именно в таком ключе, взявшись за книгу спонтанно, может случится, что не сможешь её дочитать. Уж точно книга не подойдет для развлечения или поднятия своего настроения. Читать скорее тяжело, чем легко, хоть объём не слишком большой, но процесс может и затянутся. Не могу сказать, что обязательно к прочтению для всех и каждого. Книга может и очень понравится, но может и сильно от себя оттолкнуть. Но прочитав, плохой её вряд ли назовешь.

Оценка: 9/10 («Отлично»).

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жутко и запредельно. Оценивать не буду: роман мне в равной степени понравился и нет. Он очень пронзительно написан от лица взрослых людей. Он невероятно раздражал меня главным героем.

Конечно, книга не забудется. Но читать ее невероятно сложно и долго – я не могла со-чувствовать вместе с Оскаром, я предпочитала уходить в иные миры, не менее жестокие внешне, но куда добрее внутри.

Это было сложно.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на небольшой объём книги, тянулась для меня она очень долго. Я от неё действительно устал из-за невероятно плотной эмоциональной нагрузки и одинакового темпа повествования на протяжении всего произведения. Несмотря на наличие трёх персонажей, каждый из них излагается одинаково из-за чего не покидает ощущение, что ты не историю переживаешь, а изучаешь красоту авторской подачи.

Джонатан Сафран мастерски умеет рассказывать обо всём спектре эмоций и показывает всю сложность просто, но при этом очень остроумно и цепляюще — в книге множество предложений, которые можно разбирать на цитаты. У всех героев сложный характер. Хуже всего видеть своё отражение в них. Наверно каждый сможет найти себя в этом зеркальном пазле человеческих аспектов. Рассуждения персонажей в трагической истории и поиски света — основа книги. Кому-то она наверняка поможет в тяжкой жизненной ситуации.

Я не могу не упомянуть одноимённый фильм, снятый по книге. Фильм и книга — очень разные произведения. У кино совершенно другая динамика, другой сюжет. И мне фильм понравился сильнее, чем оригинал — в нём дозировка «гирь» не столь запредельна, да и основной персонаж по сути только один. А для тех, кто фильм не смотрел — история вообще наверняка покажется «золотой» и жутко оригинальной.

Когда меня спросили о впечатлениях от книги, и не пожалел ли я о потраченном времени, я ответил, что не пожалел. Жалеть о таком по мне так — глупо, ведь в те секунды, что я читал, протекала моя жизнь. Разве можно жалеть о том, что живёшь?

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Принято считать, что этот роман посвящен событиям 11 сентября 2001 г. в Америке. Девятилетний мальчик Оскар Шелл потерял в этой катастрофе отца, но никак не может с этим смириться. Он находит в его вещах странный ключ с надписью «Black» и отправляется на поиски этого самого Блэка — то ли цвета, то ли замка, то ли человека с фамилией.

Роман мне понравился. Правда, вначале было навязчивое чувство, что я читаю «Над пропастью во ржи», «Заводного апельсина» и «Школу для дураков» одновременно. Но это быстро прошло. Язык с детского-профессорского сгладился до приемлемого. Только, конечно, «Жутко» и «Запредельно» встречались как слова-паразиты. Но у кого их нет? У меня — «Очень». Прямо все очень!

Книга хороша. Не зря ей надавали кучу нарад и премий, да еще и экранизировали. Единственное, как ребенок, который сам однажды потерял своего папу, от себя лично, могу сказать, что 9/11 для Фоера было просто инфо-поводом. Он с таким же успехом мог разлучить мальчика с папой по средствам автомобильной аварии, затяжной болезни, другого терракта. Суть была бы одна — времени всегда недостаточно. Боль утраты навсегда остается с нами. Как мы ее переживаем — другой вопрос. Оскар «шел» по алфавиту. Я зашивала свое горе крестиками. Кто-то ходит в церковь. Кто-то спивается. Пути оставшихся здесь не исповедимы. Мы — дети — остаемся с ощущением недосказанности, недолюбленности, ненужности. А все соболезнования достаются нашим матерям. Но трагедия башен-близнецов стала хорошей опорной точкой, чтобы историю Шеллов узнали и оценили.

Рекомендую ли эту книгу? То, что прочитала в ней я — слишком лично. А человека, не бывшего «в шкуре» Оскара, роман может вообще не затронуть. Ведь не всем важен гипотетический мир во всем мире? Некоторым нужен рай в отдельно взятом шалаше. А революции, войны, терракты идут стороной. Но тем, кто любит заглядывать в семейные шкафы, ковырять скелеты, укутанные паутиной — читать нужно. И еще эта книга — хороший педагогический тренажер. Только воспитывает он не детей, а родителей и родителей родителей. Так что прочитать ее все-таки стоит.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Запредельно трогательно и жутко близко каждому, не утратившему способность сочувствовать.

В последнее время имя Оскар всё популярнее. Я даже не про того Оскара, которого вожделеют все кинематографисты. А про юных литературных героев. Оскар Фоера появился почти одновременно с «Оскаром и Розовой Дамой» Шмитта. Вот бы их, Оскаров, познакомить и как бы им, разноязычным, подружиться. Начинаю прикидывать, как это устроить и вдруг понимаю: это уже случилось. Встретились Оскары в моей читательской голове и прекрасно общаются на русском. И славно, что меня не замечают. Нам, взрослым, так легко добавить гирь на детское сердце.

Оба Оскара меня порадовали и растрогали. Вот ведь, ищет Оскар Шелл неизвестно что, неизвестно зачем. Да и что искать тому, кто так щедро одарён природой. Но, как раз, такие и ищут. И запредельно важен этот, почти бесцельный, поиск. И Оскару, и читателям. И жутко интересен. А всякие штучки модерные и завлекалочки можно уполовинить. Даже совсем убрать. Всё равно, интересно было бы.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня нет других слов, кроме «бред сумасшедшего». И в который раз напоминаю себе не вестись на яркие цитаты, потому что обычно они — лучшее, что есть в книге. Я решила, что она о любви, и, может, так оно и есть, но мне подобное чуждо. Куча несчастных людей, которым больно и они делают больно другим. Половина повествования в стиле «поток сознания», роман без смысла, без начала и без конца.

Может окажется близок тем, кто переживал потерю близкого человека.

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я отношу к тому типу книг, про прочтение которых я забуду спустя одну-две недели, а о её наполнении спустя три месяца. Сама по себе книга не плохая, НО при этом в ней нет ничего, что вызвало б во мне восторг или какие либо эмоции.

Главными недостатками этого произведения в первую очередь являются персонажи, они совершенно односторонние, неинтересные и вообще не вызывают совершенно никаких эмоции, их будущее мне было безразлично, что и привело к тому, что роман не вызвал у меня совершенно никаких чувств. Вторым минусом романа, является попытка выжать из меня грусть или жалость, которая была б удачной, если б не предыдущий минус.

Главными достоинствами книги я б назвал достаточно неплохой сюжет, который меня заинтересовал(особенно история про ключ), достаточно оригинальная и довольно интересная структура романа, легкий язык автора, и достаточно неожиданная ДЛЯ МЕНЯ развязка.

P.S. Думаю, что многие со мной не согласятся, так как все мои минусы были очень субъективными, если вам понравятся персонажи, то роман вы точно оцените.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Теракт это всегда ужасно. Это всегда глупые смерти случайных людей. Это всегда трогает, даже если это случилось не с твоими знакомыми, не в твоем городе, не в твоей стране. Но это случилось с людьми, такими же как ты. Просто в этот раз им повезло меньше.

Книги, затрагивающие темы реально произошедших катастроф всегда тяжело читать. Тяжело выходить из своей зоны комфорта, из своего состояния спокойствия. Трудно погружаться в чужое горе, чужой страх, бессилие и тоску, когда и свои проблемы наваливаются со всех сторон. Но ты читаешь с интересом, хоть он и кажется тебе ненормальным. С ужасом пытаешься представить себя то на месте тех, кто оказался в ловушке горящих зданий, то тех, кто выжил сам, но потерял близких, и тут же одергиваешь свои мысли — нет, Господи, не дай Бог оказаться кем-то из них!

Оскару не повезло. Его отец, которого он любил больше всех, погиб 11 сентября. Оскар тяжело переживает потерю, переживает так, как может. Он растерян и напуган, он отказывается понимать некоторые вещи. Думает, что только он все еще переживает и грустит об отце.

«Я не мог понять, почему мне требуется профессиональная помощь: я считал, что у человека должны быть гири на сердце, когда у него умирает папа, и что если у человека нет гирь на сердце, тогда ему нужна помощь.»

Оскар прячет от матери последние сообщения от отца на автоответчике. Он часто вспоминает его и думает, что бы сказал папа в тот или иной момент. Он находит непонятный конверт с одним словом «Black» и ключом внутри. Что открывает этот ключ? Что означает слово «Black»? Цвет, фамилию или название чего-нибудь? Что отец хотел сказать этим посланием? Оскар пытается отгадать, чтобы хоть так продлить свою связь с погибшим отцом.

Помимо рассказа Оскара о поисках замка для загадочного ключа, книга наполнена чужими воспоминаниями. Эти воспоминания странные, довольно откровенные, сумбурно написанные и оттого не всегда мне понятные. Поток мыслей, слов. Я не люблю подобное постмодернистское повествование с недомолвками, с безумными словесными оборотами, со странным поведением людей. Такой литературный прием усиливает эмоциональное воздействие, порой лучше и правильнее передает состояние персонажей, но все-равно мне не нравится. И, пожалуй, это единственное, что затрудняло мое чтение.

Отдельных слов заслуживает сама книга. Материальная книга. Ее надо читать именно в бумаге, чтобы почувствовать себя чуть ближе к этой истории. Читаешь про альбом «Всякая всячина, которая со мной приключилась» и тут же по соседству видишь те картинки, которые разместил там Оскар. Читаешь про канцелярский магазин, и листы, на которых покупатели проверят цвет ручек — вот они, эти листы, все в ничего не значащих надписях. И так по всему тексту: картинки, фотографии, разные шрифты, кегли, обведенные красным слова, зачеркивания, курсив, пустоты и письма. Каждый непривычный графический элемент вселяет в книгу кусочек души.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга поразила .. своей глубиной, своей душевностью, своими эмоциями и переживаниями главных героев .. Поразила детской наивностью Оскара, который так упорно искал ключ, который нашел в синей вазе в папином кабинете ..

Мальчик, который потерял отца по случайному и чрезвычайно глупому стечению обстоятельств! Это же надо было так «удачно» назначить деловую встречу в небоскребах-близнецах 11.09.2001 года ...

Мальчик потерял отца во время террористического акта ... С тех пор мир Оскара перевернулся с ног на голову .. маленький мальчик начал закрываться в себе .. некоторые его слова были, пощечиной для меня не то, что для его мамы .. он не виноват, что слишком чувственный ... Он хотел, чтобы его отец был рядом .. от страницы к странице я больше и больше переживала за него, болела за его приключение ... и в результате его приключение завершилось .. возможно разочарованием ... возможно .. но главное то, что оно закончилось тем, что тяжеленный груз упал с души маленького Оскара ...

Также невероятно понравилась определенная пошлость и реалистичность взглядов на жизнь 9-летнего мальчика ..

Некоторые моменты были чрезвычайно забавными.

Параллельно от истории Оскара развивается история его бабушки и дедушки ... Даже не могу сказать или это история любви ... Но безусловно могу подтвердить, что это история чувств..сильних, местами сложных и непонятных .. одним словом — история ЖИЗНЕННЫХ чувств. ..

Тяжелая травма дедушки, после которой он потерял способность и желание говорить .. Падение с Седьмого неба головой вниз ... Одно событие, испортила всю его жизнь — бомбардировка Дрездена .. Война ... везде эта война .. Она уносит жизни миллионов людей ...

«Война! Мы продолжаем беспричинно убивать друг друга! Это война, которую начало человечество против себя, и она закончится только тогда, когда не станет больше кого убивать!»

Мужчина, который потерял нерожденного ребенка во время бомбардировки, боялся заводить другого ребенка, чтобы не потерять и его.

«Я так боюсь потерять то, что люблю, что отказываюсь что-то любить» ...

Бабушка Оскара — женщина, которая пережила не одно испытание, испытавшая не одну потерю в своей жизни смогла достойно держаться, быть сильной и решиться на самый большой поступок в своей жизни — простить мужа, который бросил ее беременной ...

«Я могу простить то, что ты ушел, но не твое возвращение» ... Он взбудоражил все старые раны, но при этом и смог их залечить так, как она не смогла за 40 лет ...

Что такое человеческая любовь? Следующая цитата вполне описывает один из аспектов любви: «Я хотела ему что-то сказать. Но я знала, что мои слова сделают ему больно. Поэтому я просто похоронила их в себе, позволив им сделать больно мне ...»

Сильно ... здесь больше ничего не скажешь ....

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга о мальчике, отец которого погиб 11 сентября при всем известных печальных событиях. Интересно оформление книги — фотографии, рисунки, пометки, что дополняет картину представления о сюжете. Не нов, но хорош прием с письмами, которые будто закольцовывают историю, повторяя одно и то же с разных ракурсов (в какой-то момент мне стало казаться, что я читаю некие 100 лет одиночества иной подачи, потому что стала путаться, какое это поколение кому и что пишет). Сама же история в какой-то момент мне показалась слишком притянутой за уши, слишком ненастоящей, искусственной, созданной для того, чтобы вызвать у читателя жалость к мальчику, который в некие моменты начинал раздражать. Он не походил на ребенка 9-ти лет, у которого погиб отец. Это скорее кукла в руках автора, в чьи уста вложены размышления взрослого человека. Но на каком-то завитке сюжета я отчетливо увидела всю картинку и расплакалась, строки проникли в сердце. Мне вспомнилось, как я пришла с университета, а все каналы показывают одни и те же кадры: самолеты, врезающиеся в близнецов снова и снова. И это воспринималось, как трагедия народа и мира, но не виделось трагедией каждой отдельной семьи, член которой оказался там – сгоревшим, выпрыгнувшим в высоту из окна, умершим от инфаркта и т.д. и т.д. и т.д. И вдруг я их всех увидела. И тех, кто погиб, и тех, кто остался с ранами в сердце на всю жизнь. И стало нестерпимо жаль Оскара, и захотелось его обнять, как он и просил в одном из эпизодов некого мужчину.

Не могу сказать, что книга меня впечатлила, но тема, затронутая в ней, однозначно заслуживает внимания.

И несколько цитат:

Он твердил, что всё будет хорошо. Я была ребенком, но знала, что всё хорошо не будет. Он не был обманщиком. Он был отцом.

Если польются слезы, пущу их по изнанке щек.

Можно простить уход, но как простить возвращение?

Мне жаль, что вся жизнь уходит на то, чтобы научиться жизни.

- Ты оптимист или пессимист?

- Я настроена оптимистично.

- Тогда у меня для тебя плохие новости, потому что люди уничтожат друг друга при первой возможности, а это скоро.

Нам нужны карманы побольше, размышлял я уже в постели, поджидая, когда истекут 7 минут, необходимых нормальному человеку, чтобы заснуть. Нам нужны громаднейшие карманы — такие, чтобы в них умещались наши семьи, и наши друзья, и даже люди, которых нет в наших списках, незнакомые, которых мы все равно хотим защитить. Нам нужны карманы для муниципальных округов и целых городов, карманы, способные вместить всю вселенную.

Я впервые задумался, стоит ли жизнь всех тех усилий, которые требуются, чтобы ее прожить. В чем именно состоит ее ценность? Почему так ужасно стать навсегда мертвым, и ничего не чувствовать, и даже не видеть снов?

Ужасно. Мы столько всего не смогли друг другу сказать. Комната пропиталась нашим неразговором.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая этот, бесспорно, безусловно, ноумаркет, выдающийся роман, я поймал себя на ключевом отличии жанровой развлекательной прозы от Большой Литературы:

- фикшн для фана любит стреляющие ружья, он пытается дать ответы на свои вопросы, ему важно закругление сюжета в себе самом, будто история — это шар, внутри она зачалась, внутри и обязана взорваться

- повести о настоящих чувствах как бы не имеют границ, сюжетные основания, крючки и наживки для них — лишь повод для разгона, пинок для придания субсветовой скорости, здесь нет шара истории, здесь рельсы, пересекающиеся в бесконечности души читателя

Эта книга хороша всем, кроме замыкания сюжетов.

Формально они есть:

Письма доставлены

Замок найден

Последние слова автоответчику сказаны

Но это поблажка, стряхивание с плеча соринки: Боже мой, зачем придумывать яркие хвосты сюжета, ведь вставные истории и чувства мальчика куда важнее! И не говорите мне, что это метафора жизни, текст настолько самобытен и исполнен странности, что мог бы позволить себе стать сверхновой, ударить из всех стволов, взорвать чертов шар!

Но для меня он этого делать не стал. Или виноват я со своими ожиданиями?!

И еще я как-то внезапно прозрел, как истории становятся мировыми хитами:

Нужна неадекватная сказка, невидаль, дичь, что-то из ряда вон

В нее должен быть втиснут очень понятный герой, чьи чувства дословно, потрохами, способен ощутить каждый

И она должна быть рассказана доступным языком

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блестящая книга, просто блестящая. Очень сильная, очень страшная, очень настоящая.

Читая эту книгу, я начал забывать слова. Сначала я забыл слово «забывать», и мне пришлось говорить «перестать помнить», чтобы обойти эту проблему. Потом я перестал помнить слово «книга», и мне пришлось говорить «переплетённый текст». Потом я перестал помнить слово «слово», и мне пришлось говорить «элемент речи». Потом я перестал помнить элемент речи «говорить», и мне пришлось издавать осознанные звуки. Потом я перестал помнить другие элементы речи, один за другим, и в итоге от меня остался только элемент речи «я». Его я повторял до тех пор, пока элементов речи у меня не осталось.

Тогда я взял свою тетрадь и написал «Блестящая книга, просто блестящая».

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«О, это очень серьезная тема» — решил я, когда задумал написать эту рецензию. А все почему? Давно меня так сильно не впечатляла книга, если бы не некоторые моменты, она бы могла стать третьей моей любимой книгой, но кое-чего ей не хватило. Точнее, кое-что было лишним. Но в явный плюс ей стоит записать то, что давно никакой роман не вызывал у меня такую бурю идей. Спасибо ему за это, но теперь обо всем по порядку.

Я в-первые начал подчеркивать текст прямо в книге. Страх испортить книгу покинул меня, когда я понял, что так делаю ее даже лучше.Теперь этот маленький томик стал для меня настолько личным и интимным, что дать его кому-то почитать — очень сокровенное действие, приравниваемое к обнажению души перед сторонним наблюдателем.

Однако, дочитав до конца, у меня возникло жгучее желание с кем-то поделиться этим романом. Это очень сильно, очень умно и необычно. Я хотел стать титаном, что будет идти по улицам города, с огромной корзиной в руках, и кидать каждому по его личному экземпляру.

Быть может я сентиментален, но я люблю, когда что-то заставляет меня проявлять сильные эмоции. Хотя дело может быть в том, что в реальной жизни мне серьезно не хватает ощущений, но факт остается фактом — я не прочь заливать слезами страницы книг и кадры фильмов. Я даже «за», ведь если такое произошло — значит зацепило, значит автор — большой молодец и сумел до меня дотронуться. Однако, над «Жутко громко и запредельно близко» я не рыдал. Я даже ни одной слезинки не проронил. Тут нечто другое — мне было очень больно. Я держал глаза, что бы не заплакать, но то горе, что проникало в меня в определенные моменты, было практически нестерпимым. Так что, автор все же большой молодец.

Молодец он еще и за то, как ловко и умело подает историю, как мастерски работает со стилями изложения. Я, как все уже знают, планирую все же стать писателем. А потому, когда я читаю книги, я еще и стараюсь учиться. Я запоминаю эпитеты и метафоры, пытаясь понять механизмы мышления других авторов, я восхищаюсь удачным описанием, правильно подобранным словцом. Я наблюдаю. В этом отношении, Фоер дал мне очень многое.

Как я уже говорил в ранних рецензиях и статьях — я не большой любитель картинкок в книгах. Есть, конечно, исключения, но в большинстве же случаев они мне ни к чему. Выше я написал уже про умение Фоера работать со стилями, а потому «Жутко громко и запредельно близко» становится еще одной книгой, где без картинок многое останется не понятным, они часть истории. Следует сказать, что Фоер вышел за привычное понимание слова «Книга», ибо если в том же «Властелине колец» периодически появляющиеся карты скорее дополнительное, но не необязательно, приложение, то здесь фотографии — неотъемлемая часть сюжета.

Кстати, заметил еще один важный момент: пока я ее читал (2 вечера) и пока находился под впечатлением от нее (уже 2 недели, но оно еще не прошло) у меня было непроизвольное стиле-подражание. Я и писать начал так же, излагая мысли, как персонажи Фоера, и говорить иногда. Сейчас уже меньше, и это хорошо — не люблю подражаний.

Однако, что я люблю — так это сентиментализм, причем, я раньше не знал об этом. И то ли дело в том, что конкретно эта книга настолько им пропитана, то ли дело действительно во мне, но я восхищался приятными маленькими глупостями, аккуратно разложенным автором по странице.

Главный же недостаток книги в том, что в ней есть мат. Раза, наверное, два, но есть. Я, кстати, заметил, что многие знаменитые американские авторы предпочитают писать просто. Фоер среди них, безусловно, выделяется, но и за ним есть подобный грешок.

И все же, о чем эта книга? Тут довольно просто можно ответить строками из песни: «Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь.» Так что, живите, действуйте и говорите. Говорите то, что думаете. Никто не знает, что будет завтра.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно ультимативная, не оставляющая читателю пространства для манёвра книга. Либо вы полагаете, что это запредельно трогательно и драматично, либо что, наоборот, жутко неестественно и нарочно сконструировано по лекалам коммерчески успешного романа. Промежуточных состояний, как мне кажется, быть не может. Вы или верите в искренность Фоера, или нет.

Мне, как явствует из оценки, книга показалась правдивой. Судьба Оскара и история его поиска просто не могут не трогать душу читателя. Трагедия целой нации здесь показана глазами ребёнка, просто и без мишуры, напролом. Конечно, и к образу Оскара можно предъявить претензии. Иногда девятилетний мальчик ведёт себя и рассуждает так, как подобает скорее сорокалетнему интеллектуалу в глубоком экзистенциальном кризисе. Но простых, предсказуемых персонажей у Фоера нет вообще. Атмосфера романа складывается из вещей довольно странных и нетривиальных: тамбурин, гири на сердце, письма Стивена Хокинга, татуировки на ладонях, чемодан неотправленных писем, летопись непрожитой жизни, дверные ручки, бьющий в небо луч прожектора, поднимающийся к небу же дым пожара и падающие с высоты тела, вниз, к безжалостной земле. Лейтмотивом всему — страдание. Тихая агония Оскара, его мать, бьющаяся о стену непонимания, утончённые самоистязания Томаса Шелла-старшего, ад, разверзшийся в сорок пятом в Дрездене и Хиросиме. Да, можно возразить, что автор не оставляет нам шанса на равнодушие. Любой хоть самую малость эмоциональный человек не может не сочувствовать героям. Многие не любят, когда их заставляют плакать. Я тоже. Но не плакать о погибших такой смертью, как мне кажется, много хуже.

А знаете, что самое страшное? Трагедия 9/11 унесла жизни 2977 человек, не считая террористов-смертников. Бомбардировка Дрездена в феврале 1945 — не меньше 25 тысяч жизней. В огне Хиросимы заживо сгорели по самым скромным прикидкам 70 тысяч людей. Обычных людей, как вы или я. Книга Фоера — только верхушка айсберга, сглаженный и щадящий пример, и близко не соответствующий реальной жизни. Умножьте страдания несчастного маленького Оскара на 100,000 и получите что-то жутко страшное и запредельно большое. Похоже, что наш с вами мир.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх