Валентин Распутин «Деньги для Марии»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Первое опубликованное произведение Валентина Распутина. Повесть о человеческих отношениях в сибирской глубинке.
Кузьма и Мария живут своим обывательским счастьем. По итогам ревизии, где работает Мария, выявляется большая недостача.
Где взять недостающую сумму, к кому обратиться? Нелегкие заботы легли на плечи супругов...
Первая публикация повести: альманах «Ангара», 1967, № 4. — с. 12-51; журнал «Сибирские огни», 1967, № 9. — с. 9-72.
в кн.: Молодая проза Сибири, том 1. Новосибирск, 1980, стр. 472-591.
Входит в:
— сборник «Деньги для Марии», 1968 г.
— сборник «Вниз и вверх по течению», 1972 г.
— сборник «Повести», 1976 г.
— журнал «Роман-газета, 1976, № 23», 1976 г.
— антологию «Молодая проза Сибири», 1980 г.
— сборник «Живи и помни», 1993 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
racoonracoon, 20 сентября 2021 г.
Прочитал вслед за «Привычным делом» Белова. К сравнению располагает и то, что у этих двух сюжетов есть кое-какие точки соприкосновения. Повесть Белова хороша, но Распутин еще лучше.
Возможно, отчасти дело в том, что Белов более «локален»: весь мир повести ограничен парой соседних деревень. Характерная деталь: герой «Привычного дела», как и герой «Денег для Марии», предпринимает поездку в город, пытается из своей деревни уехать. Оборачивается эта попытка полным провалом. Мир за пределами деревни непонятен, далек и недоступен. И, надо добавить, от него одно зло. А лучше сказать: все зло от него. (Идеологический посыл тут едва намечен, но все же чувствуется.)
Распутин более универсален — или просто универсален (что, разумеется, ничуть не исключает того, что повесть погружена в конкретный материал и далека от всякой абстракции). Дело тут, конечно, не только и не столько в географии, сколько в психологии. И внешний мир описывается Распутиным не «сплошь», «картинами природы», а предстает в виде отдельных выразительных, психологически нагруженных деталей, причем часто возвращающихся рефреном: свет фар в окно, ветер, который дует целый день, первый снег на перроне...
Наконец, при кажущейся простоте повесть имеет довольно изощренную структуру: действие разворачивается в двух временах (в том числе буквально, грамматически) — настоящем и прошедшем. В конце времена сходятся — и рассказ обрывается. В содержательном плане обрывается совершенно неожиданно, на «самом интересном месте», но в формальном — именно в момент этого «схождения». То есть «сюжетно» рассказ завершен, а «фабульно» -- открыт.
Zlata.24, 23 августа 2018 г.
Повесть написана более полувека назад, но вопросы, поднимаемые автором, актуальны и по сей день. Деление жителей на городских и деревенских, людская черствость и равнодушие, разное отношение к деньгам – только основные вершины огромного айсберга, спрятанного под слоем строк Распутина.
В глухой сибирской деревне живут Кузьма с Марией да четверо ребятишек. «Среднестатистическая» такая семья – лишних денег не бывает, но и с голоду не пухнут. Взяли ссуду, — перешли в новый дом. Беда пришла оттуда, откуда ждали и боялись: местный магазинчик давно славился тем, что продавцов одного за другим сажали за растрату. Никто не хотел идти туда работать, а вот Марию уговорили. Первая ревизия показала лишь копейки недостачи, Мария приободрилась. А через год – новая ревизия, да результат – безвыходный: либо за 5 дней внести немыслимую для деревенской семьи сумму, либо посадят Марию на долгий срок. У Марии опустились руки, она даже по дому оказалась бесполезной в эти дни. И пришлось Кузьме идти по миру собирать великие деньги, чтоб не оставить детей без матери. Вот тут и начинается главная интрига, раскрываются подленькие душонки и эгоистичные натуры соседей-односельчан.
Самое примечательное то, что автор