fantlab ru

Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
142
Моя оценка:
-

подробнее

Ложится мгла на старые ступени

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Масштабный историко-философский роман виднейшего российского литературоведа Александра Чудакова с гипнотической точностью воссоздает навсегда канувшую в прошлое культуру ссыльно-поселенцев середины XX века, вынужденных жить и выживать на границе Сибири и Северного Казахстана.


В произведение входит:


7.20 (5)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 466

Активный словарный запас: очень высокий (3419 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 89 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 16% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Русский Букер, 2011 // Букер десятилетия

Номинации на премии:


номинант
Русский Букер, 2001 // Русский Букер

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Ложится мгла на старые ступени
2001 г.
Ложится мгла на старые ступени
2012 г.
Ложится мгла на старые ступени
2015 г.
Ложится мгла на старые ступени
2017 г.
Ложится мгла на старые ступени
2023 г.

Аудиокниги:

Ложится мгла на старые ступени
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга. Единственная книга, ну почти единственная из обыденного моего круга чтения, которую рекомендую всем напропалую: читать, читать, читать. Чтение, которое именно доставляет удовольствие, как от самого процесса чтения, так и от прочитанного. Просветление в мозгах – такой вот очищающий эффект дают эти 500 страниц этого романа-идиллии.

Не то что бы автобиографический роман, а скажем так — генеалогическая летопись ближнего автору круга. Беллетризованные воспоминания, да, — но с точнейшей хронологической привязкой к «дальнему» историческому действу, синхронизация с которым происходит посредством фиксации бытовых подробностей, всегда и всюду сопровождающих автора и его окружения, (независимо от «величия» исторической эпохи и её эпохального «громадья» дел и событий). И обыденные действа, и нелепости анекдотичных ситуаций, в которые попадают персонажи романа, и жесточайшая правда «современности», с вкрапленным туда оазисом ссыльно-пересыленьческого Щучинска (в романе это Чебачинск).

Это есть всё, но есть и прекрасный русский литературный язык. Классический русский роман о взрослении в этой жизни, о преодолении этой жизни, просто о жизни: о войне и мире (даже больше: о войнах и мирах, с трудом умещающихся между войнами)….

Что ж касается описания частички Северного Казахстана, Чебачинска (Щучинска), его окрестностей и реалий жизни там и в них, то, как бывший житель тех мест, — нижайший поклон автору и за «топографическую» достоверность, а больше за достоверность «духа» тех мест и тех времен (несмотря на разность с автором в возрасте, но застал и чеченцев, и ингушей, и немцев, и тогдашних казахов, и кочующие цыганские таборы….) Воспоминание о детстве: вздымающиеся над степью как горы, синие сопки на востоке (это там, в них, и Щучинск, и озеро Боровое , и …. – описанный автором «оазис-швейцария»), ковыльная степь и дурманящий запах полыни. И коршун в самой макушке неба, а небо, до самого Солнца, наполненное звонкими трелями не поддающимися исчислению жаворонков….

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Судьба играет человеком, она изменчива всегда, то вознесёт его над веком, то бросит в бездну без стыда». Вообще то, это сказано о Наполеоне, но мне кажется, что эти слова из песни могли бы стать эпиграфом к книге и судьбам многих людей. Это история семьи Саввиных–Стремоуховых, которые волею судьбы и обстоятельств оказались в одном из городков северного Казахстана и где прошла их жизнь в заботах, в трудах, в борьбе с голодом, в постоянном выживании. Это набор историй из жизни ссыльных–переселенцев, историй связанных между собой людьми, опытом, освоением земли. Каждая глава посвящена какому–либо событию, происшествию, воспоминанию. События передаются третьим лицом или Антоном, внуком Леонида и Ольги Саввиных. И нет стройного повествования: то в рассказе Антон маленький, то он уже взрослый, то подросток – из этого потока информации складывается совсем непростая, а довольно горестная история жизни, но не лишённая радости, юмора, интересных и памятных событий.

Семья, о которой ведётся рассказ не ссыльные. В этом месте они оказались вынужденно–добровольно, просто они вовремя уехали из Москвы, но в их семье среди братьев, сестер и прочих родственников были ссыльные, репрессированные и даже расстрелянные. Ссыльные здесь были разные: политические, писатели, дворяне, профессора, кулаки, музыканты, шахматисты, художники-оформители, актёры, сценаристы, журналисты, неудачно сострившие эстрадные юмористы, любители рассказывать анекдоты, кандидаты наук. ,,Такого количества интеллигенции на единицу площади Антону потом не доводилось видеть нигде''. Сама Ольга Петровна – бабка, как её называет Антон – потомственная дворянка, воспитанная в лучших традициях русской школы, не чуралась никакой работы, но даже во времена голода варёную крапиву подавала на фамильном столовом приборе, с полным набором столовых принадлежностей. Дед Леонид Львович – потомственный священнослужитель – великой силы и великого ума человек: преподавал историю, психологию, учил детей читать, работал метеорологом, да везде, где нужны были знания, помимо этого заготавливал сено, рубил дрова и т.д. В этой стране, чтобы выжить, все должны были уметь делать всё – жизнь требовала изощрённой изобретательности: они делали градусники, составляли календарь года, шили кожанную обувь, писали гусиными перьями, делали щётки, вату, мачалки, варили мыло, делали серные спички и т.д. Но даже в таких условиях семья иногда устраивала музыкальные вечера с песнями, чтением стихов и отрывков из книг, пели под аккомпонимент скрипки на разные голоса старые, очень старые песни, романсы. В них принимали участие почти все взрослые и дети, приходили соседи, читали по выбору и по желанию. Единичные книги, которые покупались редко или дарились, журналы, календари дочитывались до знания текста наизусть.

В этой книге много о чём рассказывается: про коня Мальчика, без которого было бы трудно выжить, про собак Буянов, которые сменяли друг друга, про военную подготовку в школе, про молодость бабки и деда, про родителей Антона, про соседей, про немца–кондитера, который до ссылки очень был известен, а здесь работал сторожем, про высланного из Москвы профессора Резенкампфа, который стал известным печником, про шитьё кожаных сапог, про купание в озере, про разговоры Антона и его мамы, про студенческую жизнь Антона, про выставки художников, про встречи с разными людьми и про разные случаи в семье – про всё читать невероятно интересно. Не раз сжималось моё сердце, не раз вспыхивала улыбка, не раз обжигало негодование, но постоянно присутствовало восхищение людьми, которые были и остались человечными.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько меня ничего так не пронимало! Замечательная книга.

Конечно, это не роман, и, недаром, на обложке приписка роман-идилия. Набор бытовых, биографических зарисовок реальных и выдуманных. Книгу можно читать начиная с любой главы и это одно из ее достоинств.

Другое ее достоинство — слово. От произведения филолога ждешь чего-то сложного, заумного, заковыристового, но здесь все не так Текст читается легко, малознакомые слова используются там где они и должны быть. Если Вы вдруг, после прочтения поимаете себя на том, что вдруг ни с того ни с чего о начали про себя рифмовать не пугайтесь, есть у книги и такой эффект. Слово здесь не только единица повествования, часто это полноценный персонаж не менее интересный чем его «живые» аналоги.

Содержание книги порадует любого мало-мальски любознательного человека — тут собрано огромное количество интересных фактов, случаев, баек и прочего. И живой мальчишеский интерес побуждаемый к этим фактам ещё одно достоинство книги.

Книга о России и о мире в целом, об изменениях в обществе и о замечательных людях, жизнь которых уже прошла и чье время уже позади. Тридцать восьмую главу читал со слезам. Вообще грусть, разочарование, чувство безысходности- верные спутники настольгии, так что воспримем это как должное. Оценка исторических событий автором однозначная и это, пожалуй, единственный «слабый» момент в книге (на мой взгляд). Но ожидать другого от человека выросшего в ссыльном обществе и под влиянием такого деда вряд ли возможно.

В целом: кем бы Вы не были, что бы Вы не делали, не пожалейте денег и времени купите и прочитайте эту книгу. Именно ради таких книг и существует писательское ремесло.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На этот раз не такой частый для меня случай, когда к чтению именно этой книги побудил ее внешний вид. Хотя о существовании ее я уже давненько знал, знал даже, что она была награждена Букером десятилетия. Но вот увидел томик новой Библиотеки всемирной литературы, на лицевую сторону суперобложки помещен фрагмент картины Петрова-Водкина, и решил, что буду читать.

А книга эта и сама по себе очень редкая. Автор определил жанр как роман-идиллия. Такого на самом деле, наверно, не существует. Может быть, лучше подошла бы формулировка американского писателя Джона Ирвинга — «Мир глазами…» («The World according to…»).

Название, как я узнал из чтения уже дневниковых записей Чудакова, взято из стихотворения Александра Блока. По своему составу же книга — цикл глав, выстроенных не в подчинении некоему разворачивающемуся сюжету, а, возможно, в подчинении раскрываемому чувству. Не очень-то следуя и хронологическому порядку, герой-рассказчик, то во втором лице (Антон Стремоухов), то в первом (да, как у Набокова и, по-моему, у Джойса) — показывает жизнь своей семьи. А также и жизнь тех людей, что населяли заштатный городок его детства, Чебачинск, и других, с которыми он познакомился уже позднее, в Москве, когда учился в МГУ. Впрочем, есть там и о тех, кого он лично никогда не видел, но узнал, как складывались их судьбы, из рассказов близких.

Особенно много дал Антону его дед по матери. В каком-то смысле, быть может, он и является главным героем произведения. Повествование начинается рассказом о том, какой это был сильный человек. А среди первоначальных вариантов названия фигурировало и такое — «Смерть деда». Даже об отце в книге сказано значительно меньше.

При чтении я думал о том, что герою (на самом-то деле автору) очень повезло, что он родился в такой семье — с такими корнями, традициями, настолько одаренной. (Впрочем, не всё, видно, определяется генами и ближайшей внешней средой; из рассказа видно, что у некоторых двоюродных братьев-сестер жизнь как-то не задалась, сами они выросли не очень-то цельными людьми; получается, одной только хорошей наследственности было мало).

Ещё ему очень повезло, что он рос в таком городке, куда ссылали людей со всей страны, из столиц в том числе. Так он получил богатейший опыт общения, бесценный материал для наблюдения. Который и отразился в книге.

До написания книги Чудаков был известен как литературовед, очень серьезный учёный, специалист по Чехову в первую очередь. Выход романа открыл его как прозаика, тоже очень серьезного, значительного писателя, причем даже для тех, кто считал, что знает его хорошо. Книга Чудакова уникальна, потому что уже никто не напишет так про XX век. А ещё своеобразием героя-рассказчика. Раньше я считал, что таких необычных людей показал только Сэлинджер, ну да, быть может, Саша Соколов («Школа для дураков»). Теперь знаю, что Чудаков дал нам свой вариант оригинального героя. Таких персонажей во всей мировой литературе, быть может, можно пересчитать по пальцам.

Из дневников узнал, что при подготовке первого книжного издания были исключены некоторые главы, касающиеся современности. Якобы они выбивались из общего ряда и ослабляли общее впечатление. Лично мне однако и жаль, что нельзя эти главы прочитать. Рассказчик Чудаков удивительный, такие уникумы населяют его повествование, такими подробностями оно расцвечено! Надеюсь, что когда-нибудь выйдет издание типа «Литературных памятников», и туда войдёт всё. Произведение Чудакова такой публикации заслуживает.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня книга ценна не столько содержанием, сколько формой: давно не испытывала такого удовольствия от изложения. Автор замечательно владеет языком, не избито, без штампов, совершенно естественным образом и без надсадного рвения описывает нехитрые события. Здесь нет классических завязки-кульминации-развязки и связного сюжета, но это и не важно: на несколько часов произошло полное погружение в авторскую действительность. По прочтении осталось приятное послевкусие и легкая грусть. По стилю роман очень напомнил произведения Маркеса, видимо, не зря он представлен в аннотации как роман-идиллия. Рекомендую в качестве бальзама для всех читателей, израненных графоманскими текстами или корявыми переводами.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу нельзя читать быстро и бегло.

Этот роман является документом эпохи, а может быть и нескольких эпох.

В книге отражены условия существования и система ценностей людей из бывшего высшего российского сословия.

Автор и его герои настолько не любят всё советское, что эту свою нелюбовь распространяют буквально повсюду и ко всему.

Понятно, что то сословие, о котором пишет Чудаков, в основном ВСЁ потеряло. Но были ведь и те, кого описывали в своих книгах Горький и Короленко, и у них ведь своя правда...

.Погружение в чтение приводит не только к некоторым мыслям относительно условий жизни в описываемых условиях, но и побуждает к воспоминаниям из собственной младости и детскости.

Оценить роман очень сложно — у каждого читающего он вызывает сложную гамму чувств и эмоций...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, тут два раза упоминается Магадан :)

На самом деле, смотрела на автора настороженно, но меня сразило это дивное название. Книга отличнейшая! В процессе чтения я дробно хихикала и умилилась фразопостроениям. На какой-то момент я сама представила себя жителем деревни, которого фрагментарно учит грамоте вся семья. И учит, и рассказывает, и мимо проносятся какие-то события, и какие-то песни уже нельзя петь, и как-то надо жить. Очеень хорошо.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не скрою: меня подкупил анонс издательства. Да и в ознакомительном фрагменте язык показался качественным, гладким, зрелым, взвешенным, используемым с пониманием. С интеллигентной нотой, с веянием ностальгии, а-ля мемуары. К тому же автор любил Чехова. А Чехов писал убийственно круто.

Автор рассказывает историю жизни одной семьи переселенцев середины прошлого века, что перебралась в Казахстан и была вынуждена там осваиваться с нуля. Фактически, бытописание. Мне показалось это интересным — изучить через художественную литературу еще одну деталь огромной мозаики эпохи Советского Союза.

Собственно, «Ложится мгла на старые ступени» — не что иное как автобиографический сборник особо не связанных между собой глав-воспоминаний. Конечно, для приличия здесь тянется нить «тогда — сейчас», обязательно родственники, равно как и друзья, будут стареть, умирать, их судьбы постигнет итог разной степени. Куда ж без этого.

Именно по причине схожести структуры роман напомнил мне «Совдетство» Юрия Полякова, хотя с точки зрения стилистики тут крайности. С одной стороны сдержанный, выверенный и поэтический язык Чудакова, с другой — просторечный и разговорно-мальчишеский Полякова, что не в укор автору.

Я пытался одолеть эти 500 с небольшим страниц в короткий период, но довольно быстро понял, что читать сей роман залпом нет никакой нужды. Сюжет не обязывает вас к этому. А вот по чуть-чуть, как блог, самое то.

Когда же я решил в пару-тройку дней добить произведение, меня настигло странное разочарование: я подустал. Тяжеловесно. И… одинаково, что ли. Нудненько, не знаю.

Дело в том, что в романе очень много прелестей сельской рутины и особенностей жизни в маленьком-маленьком городишке. Да, автор способен красиво описать природу, климат, окрестности, но множество глав и истории, содержащиеся в них… «Ложится мгла…» фактически обо всем в рамках быта: нам поведают про особенности походов в баню и веники, про уход за скотиной, про семейную корову («корова была тугосисяя»), про систему посадки картофеля, типы удобрений, как эти удобрения готовить, когда их использовать, как делать мыло, свечи, как дубить кожу, как растапливать печь и складывать дрова, как копать ямы… Ух, тьма интересных деталей.

Еще будут купания на прудах, рассказы о любимой живности, встречи уже повзрослевшего героя с друзьями, его переезд в Москву на учебу, небольшой период учения в ВУЗе, драки, пьянки, споры.

Семья у героя интеллигентная, надомное обучение эталонное, все грамотные, дотошные, автор выписывает деда как богатыря и главу семейства, на котором все держалось, но Чудакову и его прототипу явно повезло — абсолютно все члены его семьи любят читать, грамотные, то преподаватели, то не вылезают из книг, то имеют богатый ум. В общем, немудрено, что воспитание пусть и было иногда тяжким, но максимально полезным, и об этом нам тоже поведают, как и о манерах бабушки, такой-то графини, что даже в маленьком Чебачинске (Щучинске) использовала салфетки, красивые платья, духи, приборы и так далее.

Где-то к середине, увы, становится уныло. Особо ничего нового и прям ах какого интересного не встречается. Почему-то про молодость и юные годы, годы становления, читать куда как увлекательнее. Да и сюжет совсем не двигается, в какой-то момент перед нами просто набор статей и мемуаров с трансляцией мнения автора по тому или иному поводу.

Несколько раз хотелось бросить чтения, но я не остановился сугубо ради подробностей и особенностей, аспектов быта и просто того времени, чего-то максимально детального, чего просто так не узнать. В романе же это подано часто через диалоги и поучения, и кажется, будто это ты на месте растущего главного героя получаешь ценную информацию от всезнающего деда.

Атмосфера светлая, но иногда набегают тучки взрослости и неумолимости времени, увядания окружения.

Неожиданно в текст могут ворваться и матерные частушки, и соответствующая речь какого-нибудь разгильдяя, а иногда бывают и смешные ситуации. Его темноватый представитель: на базаре женщина из вдовьего угла продавала сапог офицерский. Один, качественный. А только отгремела война. И вот один персонаж приводит знакомого, одноногого, а сапог под другую ногу. И мужик не растерялся и хихикнул: «Тебе б под снаряд-то другую догадаться подставить». Смешно, хоть и грустно.

Автор любил стихи, писал их и щедро делился оными и в романе. Будучи маленьким, услышав новое длинное слово с богатой фонетикой, перед сном шептал это слово, произносил его много раз и смаковал. Понравилась эта тяга к словам и языку.

В общем, каких-то умопомрачительных восторгов, кои можно встретить в рецензиях на разнообразных ресурсах, я не испытал, однако это богатое, спелое произведение, обширное в своем кругозоре и нежадное на детали. Психология персонажей… ну, нормальная. Особо нечего оценивать, если учесть, что роман об эпохе, о людях, в чем-то философский.

Пожалуй, не совсем мой стиль, слишком затянуто (хотя к данному типу романа это неприменимо, но все же), однако это красиво и умело написанная вещь.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы сказала, что оценка 7,5. История Чебачинска вместе с ее жителями захватывает. Но захватывает именно истории, рассказы, но не герои книги. Эмоционально они не цепляют. Плоские они, бумажные. Непонятные перескоки рассказа то от третьего лица, то от первого. И книга на последних главах уже дожималась.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я читала долго... Её просто невозможно «проглотить залпом» — приходилось «пережевывать», осмысливать, в общем мой вердикт — принимать «дозированно».

Тяжелая книга. Как по смыслу, так и по строению сюжета. Иногда возникало такое блаженное чувство уюта, в эти моменты страниц не замечала, ловила себя на мысли, что запоминаю вслед за героем основные правила дворянского этикета или впитываю, как губка, ненавязчивые поучения деда — такая добрая семейная история!

Особенно тяжело мною воспринимались отсутствие связанного сюжета, бесконечные отступления и воспоминания. И так же, как герой, испытывала легкое разочарование от очередного развенчанного мифа.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купил данную книгу сразу после выхода переиздания в 2013 году, (Под изображением почему-то выше на этой странице стоит 2015 г. У меня Москва 2013.) Много лет я смотрел на книжную полку и не решался начать ее читать. Что-то останавливало в последний момент, мешало, изменялись планы. И вот несколько дней назад, приложив определенные усилия, я начал ее чтение.

Пусть бы эта книга еще много лет стояла бы на полке, а я думал бы о ней как о лучшей книге первого десятилетия двадцать первого века. Но обо всем по порядку.

Хватило первых пятидесяти страниц, чтобы понять о чем эта книга и как она будет построена, и чем она закончится. Стиль этой книги — это известная песня известного национального барда: Что вижу, то и пою. Только в эту песню добавлена солидная часть собственного бреда: Что думаю, то и пою. Сплошной сумбур, ни одной доведенной до конца истории. На одной странице автор умудряется рассказывать о десятках людей, все больше никому незнакомых, упоминать о десятках событий, отвлекаясь на некоторые из них, забывая о том с чего начинал.

Можно еще продолжить, но к самому главному. Это произведение — величайший гимн равнодушию. Равнодушию практически ко всему: к своим родным, к своим учителям, к своим дошкольным, школьным, студенческим товарищам, к близким знакомым, которые очень часто были в доме его предков. Ко всем, за исключением себя любимого. Потеряла рассудок бабушка — неважно, интереснее про корову. Умирает дедушка — все равно, главное кому дом достанется. Рассказы о судьбах практически всех знакомых заканчиваются одинаково: напился и умер, замерз и умер, просто умер, заболел и умер. Ни одной капли сострадания никому. Хотя нет, вот Пушкин умер полтора столетия назад — это страшно. В стихах пишут не те слова — это плохо. А то, что мрут как мухи — так на то они и мухи.

Правда есть еще одна эмоция — после доклада Хрущева о сталинизме не знали о терроре только в Москве. Это страшно удивило главного героя. Правда есть еще рассуждения о собаке, у которой он вместе с бабушкой отбил, как оказалось, чужую коровью ногу. Всю ночь бедный Антон плакал и переживал о голодной собаке. А вот одноклассник пошел с отцом на охоту, залез за уткой в холодную воду и от переохлаждения дома умер — судьба...

И я совсем не удивлен, когда нашел описание этого романа на лаборатории фантастики. Весь это роман — просто вымысел, за исключением исторических факторов и еще одного, о чем в самом конце. Если посчитать что делает главный герой, куда он перемещается (ездит, ходит, бегает, посещает), где он бывает, с кем общается, какие работы выполняет, то наш главный герой должен жить на планете, на которой сутки как минимум втрое длиннее земных. А спать он должен по графику — сутки через неделю. Поэтому когда читаешь этот роман тебя не отпускает чувство нереальности происходящего. И автору действительно удалось вплести вымысел в исторические факты.

Моя оценка 5, Только за хорошее знание фольклора и описание прекрасных мест Казахстана.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обретенное время

Вершинная культура не существует и не может быть описана без второй, более массовой или совсем массовой.

Много о книге слышала. Всегда в превосходных выражениях, часто в связке с «Алмазным венцом» Катаева. Когда спрашивала, о чем, отвечали — мемуары. Возможно потому ожидала чего-то, похожего на катаевский мовизм. Да и нет. Да, потому что это воспоминания: подробные, тщательно реконструирующие каждую деталь; написанные превосходным языком, без сплошного нарратива, фрагментарные. Нет, потому что Катаев рассказывал об известных людях, определивших вектор развития русскоязычной культуры, Чудаков о безвестных.

«Ложится мгла на старые ступени» антимовизм или мовизм наоборот. Не «обычное о выдающихся людях» и «ничто человеческое гениям не чуждо», но «необыкновенное о простых». Хотя назвать семью рассказчика простыми людьми означало бы сильно погрешить против истины. Они уникальны. Дед и бабка,, сохранившие цельность и целостность «бывших» в царстве победивших шариковых. Умевшие наладить максимально приближенный к идеалу порядка и гармонии быт в советской неустроенности.

Родители героя-рассказчика Антона. Отец, который умел почувствовать направление движения репрессивной машины и вывернуться из-под ее колес, завербовавшись на комсомольскую стройку в Казахстан. Еще прежде, на метрострое он подорвал здоровье и к строевой во время войны оказался негоден. Что не освобождало от тяжкого ежедневного труда земледельца в придачу к основной работе, но то было для благополучия и процветания близких. Для поддержания своего кусочка рая земного посреди всеобщей неустроенности. Мама, учитель химии, тянула две ставки в школе и приходя домой, просто падала от усталости, с головой накрываясь полушубком, так и не поднимаясь до следующего утра. Но как домашний химик, обеспечивала лучшее из возможных устроение быта.

Такая семья. Были умными, образованными, трудолюбивыми и трезвыми, неустанно повышали уровень невостребованного государством профессионализма. Строили жюльверновский Таинственный остров на одном отдельно взятом кусочке вселенной. И он замечательно рассказывает об этом. Конечно, Антон не альтер-эго автора, но наверняка общих черт у них больше, чем даже он сам готов был бы найти у себя с героем. Такая реконструкция опыта сохранения достоинства, вопреки всему. Прекрасная и грустная история жизни, потраченной на изобретение велосипеда и физическое выживание теми, кто мог бы так много сделать для мира. Прекрасная книга.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх