fantlab ru

Роберт Хайнлайн «Уплыть за закат»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
398
Моя оценка:
-

подробнее

Уплыть за закат

To Sail Beyond the Sunset: The Life and Loves of Maureen Johnson

Другие названия: Уплыть за закат: Жизнь и любови Морин Джонсон (мемуары одной беспутной леди).

Роман, год; цикл «Дополнительная история будущего», цикл «Лазарус Лонг», цикл «Мир как миф»

Аннотация:

«Уплыть за закат» — последний роман Роберта Хайнлайна, в котором он увязывает в единый узел свои многочисленные фантастические произведения. Создаваемая автором Вселенная — это не линейный мир, а пучок взаимосвязанных параллелей времени, каждая из которых занимает свое место в той «Истории Будущего», которую Хайнлайн создавал всю свою жизнь. В то же время это роман о человеческой жизни в фантастическом мире, и это не детское чтение. Книга снабжена комментариями, а многочисленные герои романа перечислены в приложении; указаны там и другие романы, в которых действуют те же герои.

Примечание:

Посвящается «маленьким девочкам, бабочкам и котятам. Сьюзен, Элеоноре, Крису и (всегда) Джинни. С любовью, Р.Э. Х». Элеонора Вуд – литературный агент Хайнлайна после Блассингейма. Сьюзен Эллисон на момент публикации книги была главным редактором «Ace Books», а в 1985 году стала вице-президентом. Крис Шиллинг — редактор, который работал над книгой в «Putnam/Ace». (из авторской колонки bellka8)



В произведение входит:


7.95 (20)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1989 // Лучший роман

Похожие произведения:

 

 


Миры Роберта Хайнлайна. Книга 21
1994 г.
Уплыть за закат
2003 г.
Кот, проходящий сквозь стены
2007 г.
Уплыть за закат
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Не убоюсь я зла
2015 г.

Издания на иностранных языках:

To Sail beyond the Sunset
1988 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поражаюсь тому, как некоторые в этой мути умудряются увидеть глубокий смысл и чуть ли не отражение гендерной истории США XX-го века. Поражаюсь в любом случае — либо их богатому воображению, либо способности увидеть подлинный глубокопохороненный смысл. А вообще читая последний для меня роман Хайнлайна в голову мне пришли некоторые параллели с творчеством Герберта Уэллса.

Человек, написавший когда-то шедевральные книги на все времена вроде «Машины времени», «Человека-невидимки», «Войны миров», «Острова Доктора Моро» и прочих, в какой-то момент практически полностью отказался от фантастики и перешёл к унылому описанию жизни и сексуального опыта скучных и малопримечательных людей. Не знаю, с чем это связано, но подобный синдром проявился у Хайнлайна в десятикратной мощи. Начиная примерно с «Чужака» его всё больше интересовала тема промискуитета и инцеста под маской «новой морали». Всё шло по нарастающей и начиная с «Лазаруса Лонга» описание фантазий секса всех со всеми, в том числе и с ближайшими родственницами, заняло центральное место в его творчестве. Практически с каждой книгой описание похоти персонажей отнимало всё больше места у смысла, сюжета, интересных описаний и прочего. И ладно бы Хайнлайн был толковым порнографом! Нет, он пишет о разврате так уныло, цинично и плохо, что стрёмно становится даже мне. И для меня загадка, зачем он гробил своё творчество в пользу того, в чём фактически не разбирается и не понимает.

Вот взять «Уплыть за закат». Да, моментами здесь появляется сюжет и становится интересно. А потом автору это становится скучно и он начинает целыми страницами описывать, с кем и как потрахалась ГГ, кого она хотела отыметь и какую похоть при этом испытывала. Это, блин, не так работает! От многих пассажей становится натурально мерзко, без преувеличений. Например, его убеждённость, что любая вдова, только-только лишившаяся мужа уже хочет с кем-то потрахаться и раздвинуть ноги — охеренно он гендерную революцию показал, ага. И да — трахаться с мужем дочери это норма. Как и с ближайшими родственниками. Да и в принципе с любым подвернувшимся продолговатым предметом. Просто потому, что «течёт или стоит». Не потому, что возникли какие-то глубокие чувство и страсть, бурлят эмоции и нет сил удержаться — нет. Малейшее желание — уже повод нарабатывать себе десятки и сотни партнёров. Это самое мерзкое в разврате Хайнлайна — он лишает его всяких чувств и эмоций, сводя на уровень чисто механического получения удовольствия.

Отдельного внимания заслуживает фетиш на многодетность. Блин, извините, но видно, детей у Хайнлайна никогда не было и он в душе не ведает, как меняется жизнь даже после рождения одного-единственного ребёнка, а ведь его ГГ плодится и трахается почище любой кошки.

И нет, я не зацикливаюсь на одном редком аспекте книги. Описание похотливых желаний персонажей само по себе занимает центральное место и моментами непросто найти хотя бы 3-4 страницы подряд, где никто ни с кем не перепихивается или хотя бы не говорит\думает об этом.

Как мог Хайнлайн скатиться от блестящих фантастических романов к унылому описанию сексуальной жизни семейства Стью... то есть Лонгов и прочих, где сюжет становится лишь поводом познакомить персонажей с новыми партнёрами для сексуальных утёх — отдельная непонятная для меня загадка.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дешевый бульварный романчик, с обилием совокуплений «плодовитой крольчихи». Разочарование полнейшее. Такое ощущение, что автор писал это недоразумение под действием острейшего спермотоксикоза. Кровь скопилась ниже пояса, мозг отключился. Не этого ожидаешь от фантастики.

Оценка: 2
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читала было подозрение что у автора не было детей (после изучения биографии этот факт подтвердился) и главная героиня — прямо Терминатор в юбке а не многодетная домохозяйка первую половину жизни прожившая без многих современных бытовых приборов облегчающих жизнь

Ещё у неё феноменальное здоровье — детей она рожала чуть не каждый год и при этом у неё с кучей детей и домашних обязанностей хватало желания строгать их дальше и плюс фигура оставалась идеальной и либидо нисколько не страдало

Видимо по ночам её грудные дети спали как ангелочки не пачкали пеленки и т.д.

И не надо мне рассказывать что в послевоенные годы когда аборты были запрещены во многих семьях в нашей стране было по 10 и больше детей и ничего — мои родители оба из таких многодетных семей и я видела на фото как выглядит женщина спустя рождение 5-7-х детей (и это когда ей ещё максимум 30) так что определенная часть этой книги читалась мной даже не как фантастика а абсолютная сказка для взрослых которая может прокатить только для тех у кого как и автора никогда не было детей осложнений после нескольких беременностей и можно фантазировать на эту тему как угодно благо никакого реального опыта не пережито и ограничений соответственно нет

Оценка: 1
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из моих любимых произведений. Впрочем, это во многом взгляд со своей колокольни — я занимаюсь гендерными исследованиями, так что написанный от лица женщины роман у любимого с детства писателя просто не мог получить от меня меньше... ну, пожалуй, семи баллов. Если вас не приводит в интеллектуальный восторг рассуждения о второй волне феминизма или смене гендерных моделей — моя оценка покажется предвзятой и смело отнимайте от нее два-три балла. А я постараюсь объяснить, чем же крут «Уплыть за закат».

Крут он глубокими связями с той реальностью, в которой писался и огромным количеством деталей, говорящих об гендерном устройстве больше, чем иные специализированные тексты. В начале XX столетия США накрыло первой волной феминизма, движением за избирательные права для женщин. И начало романа именно про то время, когда за женщинами в принципе стали признавать личность, когда у них появилось и право голоса, и право публичного выступления, а потом и право на получение высшего образования. В XIX столетии, если кто не знает, всего этого не было: так что Морин становится едва ли не первым поколением, которое могло стать врачами или адвокатами, пойти голосовать или получить водительские права. И кто мог самостоятельно выбрать себе супруга, чья жизнь уже не была регламентирована придуманными мужчинами правилами; рассуждения Морин и ее отца о браке и сексуальности вообще опережают свое время на целое поколение.

Морин взрослеет и реализует «американскую мечту». Дом, дети, любящий муж, достаток и благополучие. А потом наступает вторая волна феминизма, когда в послевоенные годы женщинам стало тесно внутри идеальных мирков загородных коттеджей. Это была вторая волна феминизма, уже за равные с мужчинами профессиональные возможности, ради равного социального статуса и против стереотипов, предписывающих замужней леди сидеть дома на хозяйстве. И сексуальный вопрос тоже стоял на повестке дня в полный рост — бестселлером стала книга Our bodies, Ourselves, в которой женщинам рассказывали об их телесности, о сексе, менструациях, беременности и контрацепции (труд Альфреда Кинси о сексуальном поведении человека вовсе произвел эффект бомбы). Разговоры Морин с отцом это не просто прихоть Хайнлайна и не намеки на инцест, это отражение острейшего момента гендерного дискурса в США, причем отражение очень убедительное и содержательное.

Когда «американская мечта» рухнула, когда свершилась сексуальная революция, мир столкнулся с еще одним изменением. Появилось поколение пенсионеров, избежавших многих типичных для пожилого возраста проблем, родилась концепция «успешного старения». И та часть, которая затрагивает зрелые годы Морин — это и мысли Хайнлайна по поводу его собственной старости, и некая квинтэссенция духа времени. Как и в «Не убоюсь я зла», он пытается примерить на себя новый подход к старости.

Зная все это, роман читается уже не как фантастика, а как срез эпохи, причем срез разноплановый и на нескольких уровнях. Даже рассказ от лица женщины можно интерпретировать не как произвол автора, а как попытку осознать и переработать свершившийся гендерный сдвиг в обществе с сопутствующим включением женщин в ранее исключительно мужскую сферу. Фантастика была жанром, который писали мужчины и для мужчин, а потом пришло новое поколение (самая яркая звезда тут — Урсула Ле Гуин) с новым подходом — и Хайнлайн попытался осознать новые ценности. Каково это, писать не от лица Главного Инженера или Самодостаточного Мужчины, а от лица женщины? С ее женскими особенностями, женской телесностью, с женского места в семье и обществе? Когда писатель работал над романом, в США уже обсуждались и вопросы трансгендерности, и само понятие гендера подвергалось разбору (деконструкции) с целью понять — что делает нас мужчинами или женщинами? И насколько вообще жестко заданы гендерные роли? 1980-е это массовое появление сначала факультетов женских исследований (феминисткая литературная критика, искусствоведение и культурология), а потом и gender studies, которые не ограничены только «женским вопросом», включая в себя и сексуальность, и ЛГБТ, и исследования маскулинности.

Да, Морин у Хайнлайна оказывается в итоге женщиной-функцией, она совмещает идеальную домохозяйку и мать многих детей с образованной женщиной, независимой бизнес-леди и сексуально активной девушкой без комплексов. Так, в общем-то, не бывает. Ну так супердолгожители, путешествия во времени и разумные компьютеры с нанотехнологиями тоже в нашей реальности не наблюдаются. На то это и фантастика, что там необычная героиня в необычных обстоятельствах.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал, наверное, весь Хайнлайн, но его последняя книга была самая тяжелая, в моральном плане, для меня.

Поздний Хайнлайн более бескомпромиссен, более жестче, если можно так сказать. Или, наверное, уж больно новаторский и прогрессивный? Я как будто увидел автора с другой стороны — без розовых очков и одежды.

Очень трудно дать оценку такой неоднозначной книге. За прошедшые годы почти забыл все другие его работы, но, как не странно, эту книгу не могу забыть...

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из любимейших вещей у Хайнлайна. Многое, конечно, звучит спорно с точки зрения общепринятой морали... но Хайнлайн весь таков, за исключением подростковых серий. Книга — описание жизненных перепетий рыжеволосой женщины, начиная с раннего детства, когда она, как всякий подросток, задается вопросами любви и секса, религии и веры, что «пристало леди» и чего хочется на самом деле — до зрелых лет, когда ей приходится мириться с потерями, пытаться наладить отношения с некоторыми из своих уж очень своенравных и свободолюбивых детей, управлять собственными финансами и... по-прежнему любить мужчин и мечтать о полете на Луну. Семейная и личная линия вплетена в исторический контекст, как реальный, так и вымышленный (правда, там и заблудиться недолго... но все-таки — хорошо). Очень живо описана история большой семьи, рекомендую всем девам юным к прочтению вместо Домостроя:)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я книги такого объема прочитываю за два-три вечера, а эту читал две недели. И вроде язык нормальный, но читается с трудом. Во многом это связано с тем, что попытка связать все линии истории будущего — это только фон истории жизни Морин. Если в романе оставить только эту историю и выкинуть, все что туда довольно искусственно вставлено, то получилась бы отличная семейная драма, любовный роман. А так получился винегрет, пересоленный, переперченный и приторно сладкий. И вообще, я считаю, что если автор начинает в свое творение вставлять путешествия во времени, то это говорит в первую очередь о его творческой неудачи, неспособности выйти из ситуации другим способом.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось. И пусть вам тоже понравится.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне трудно писать отзыв. Оценку я не поставлю.

С одной стороны — прекрасный язык, может даже сюжет есть. Есть мысли, которые стоило бы запомнить и вопросы, которые стоит задать себе.

А с другой стороны — это же Хайнлайн! Человек, написавший Луна жестко стелет, Чужой в стране чужих, а ведь я ценю эти произведения совсем не за фантастическую составляющую.

В общем я еще не дочитала, а уже прибежала жаловаться вам. Но я обязательно дочитаю. Хотя мне уже грустно читать это.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К вопросу о негативных отзывах. А Вы попробуйте не оценивать, а переосмыслить все то что Вам предложил автор. Задать вопросы самому себе и ответить на них самому себе честно, оперируя только той информацией которая является известной Вам и проверенной только по опыту, а не потому, что кто-то сказал об этом так-то и так-то или Вы прочитали «авторитетное» мнение об этом. Подвергните сомнению все, что Вы знаете о том, что автор Вам показал.

Картина на древней средневековой фреске изображала демонов в раю и ангелов в аду. Автор мне кажется интересно преподнес истории жизней многих своих героев не оставив читателю возможности предсказать сюжет и следовать в предсказании стериотипам поведения и видения мира.

К вопросу о том какая эта книга. Замечательная! Для отдыха или для размышлений. А может еще для чего-то. Прекрасная сюжетная линия, хорошие живые описания героев, декорации вокруг героев реалистичны. Роман не оставит безучастным.

----------------

«Совесть — это тихий голос, подсказывающий тебе, что за тобой могут подсматривать». (Неизвестный автор.)

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Иоанн, глава восьмая, стих тридцать второй.)

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала и перчитывала этот роман много раз, каждый раз открывая для себя что-то новое. Не все приняла, но очень много для себя выводов сделала. А вообще-то это хорошее пособие КАК ВЫЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, делая соответствующие выводы о том, что на дворе двадцать первый век... Ну и просто очень хорошая вещь для отдыха.:smile:

Оценка: 10
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с Yujin

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа остались неоднозначные впечатления. В первой половине книги описание отношений между детьми и родителями, супругами, человеком и обществом начала 20 столетия уж слишком сильно разбавлено сексом. О инцестах читать было совсем неприятно, а также странно было узнать отсутствие морального порицания инцеста главными героями (читай — Хайнлайном).

В остальном — отличный роман, где можно встретить полюбившихся героев многих других произведений автора, узнать о их судьбе и пережить с ними новые приключения. А главное — в романе встречаються мысли, которые в прозе выразить трудно, например:

«Никогда не возвращайтесь в дом, где жили когда-то, если вы любили этот дом»

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно лучший роман Роберта Хайнлайна из всех которые мне удалось прочитать.

Читая «Уплыть за закат» я переодически ловил себя на мысли, что всё то, о чём пишет автор и то как он на самом деле думает — это полностью совпадает с моим личним мнением и пониманием жизни.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначная вещь. Неприятная. Хотя возможно, мне просто недоступны истинные жизненные ценности настоящих Женщин.

Несомненно, грандиозный труд по сведению воедино большинства героев и сюжетных линий. Отдельное спасибо — за спасение Майкрофта из «Луны», пусть даже постфактум.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх