FantLab ru

Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Голосов:
499
Моя оценка:
-

подробнее

Жизнь взаймы

Der Himmel kennt keine Günstlinge

Другие названия: Geborgtes Leben. Geschichte einer Liebe; Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Клерфэ — автогонщик. Навещая в клинике своего знакомого, такого же гонщика, он встречается с неизлечимо больной Лилиан. Туберкулез не оставляет ей шанса на долгую жизнь, но она не желает покорно и обреченно дожидаться неизбежной смерти — Лилиан намерена последние месяцы пожить на полную катушку. Вместе с Клерфэ она отправляется в путешествие по Европе. Гонщик предлагает жениться на Лилиан, но она не видит в этом смысла...

Примечание:

«Жизнь взаймы» — первое название романа, под которым он публиковался в журнале «Кристалл» №15-26 в течении 1959 года. Под этим названием роман известен и в русском переводе, однако на немецком языке книга вышла как «Небо не знает фаворитов» (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge). Вскоре, после выхода романа «Жизнь взаймы» в журнале «Кристалл», произведение было переведено на русский язык и вышло в СССР в издательстве «Иностранная литература». Перевод выполнялся по журнальному изданию, поэтому в русском издании сохранилось первое название романа.


Входит в:

— антологию «История любви», 1992 г.


Экранизации:

«Жизнь взаймы» / «Bobby Deerfield» 1977, США, реж: Сидни Поллак



Похожие произведения:

 

 


Жизнь взаймы
1960 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1979 г.
Триумфальная арка. Жизнь взаймы
1987 г.
Три товарища. Жизнь взаймы
1988 г.
Тени в раю. Жизнь взаймы (История одной любви)
1989 г.
Жизнь взаймы
1991 г.
История любви
1992 г.
Жизнь взаймы
1992 г.
Жизнь взаймы. Черный обелиск
1993 г.
Избранные произведения в 5 томах. Том 3
1993 г.
Черный обелиск. Жизнь взаймы
1993 г.
Жизнь взаймы
2004 г.
Жизнь взаймы
2008 г.
Жизнь взаймы
2009 г.
Жизнь взаймы
2009 г.
Жизнь взаймы
2010 г.
Жизнь взаймы
2011 г.
Жизнь взаймы
2014 г.
Жизнь взаймы
2014 г.
Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет
2018 г.
Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет
2018 г.
Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет
2019 г.

Аудиокниги:

Жизнь взаймы
2004 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ремарк один из моих любимых авторов. Его творчество подкупает своей искренностью. Искренней грустью и печалью. Живыми героями. Настоящей жизнью, которая плывет мимо тебя, будто бурная река. И ты буквально можешь коснуться ее рукой. Или даже нырнуть в нее с головой.

Вот и очередная книга такая. В нее окунаешься и приходишь в себя, когда перелистываешь последнюю страницу. И хотя книга не самая сильная у автора, но более чем достойная.

Это грустная история о жизни, смерти и любви. Бок о бок с героями проживаешь её день за днем. Вместе с их размышлениями о жизни, которая совсем скоро оборвется, о смерти, от которой никто не убежит и о любви, которая бывает разной.

Прежде всего это история о девушке, которая знает, что неизлечимо больна. Лечебница это тюрьма. А молодость — это молодость. Особенно тогда, когда еще ничего в жизни не видел и когда ясно осознаешь, что ничего и не увидишь. О чём можно думать в такой ситуации? Чего желать? Как жить? Как любить?

Как всегда у Ремарка очень живые герои, очень много размышлений. Как всегда сталкиваются жизнь и смерть. Как всегда веет грустью. Но это всё позволяет еще более остро ощутить жизнь, как она есть. Буквально потрогать её руками. За это и любим. Поэтому и читаем.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А чем бы занялись вы, если бы точно знали, что скоро умрете?

А как бы вы жили, если бы могли умереть в любой момент?

О чем вы будете думать, стоя рядом со Смертью?

Какова цена вашей жизни?

Смертельно больной человек думает об окружающих через призму своей беды. Он уговаривает друзей поехать отдохнуть, развеяться, будучи уверенным, что они от этого отказываются из-за его болезни. Он просит родителей поспать, не сидеть с ним, чувствуя себя центром их внимания. Он ощущает Смерть рядом, и думает, что это только его, личное. Но Смерть не моногамна, она любит многих. Главная героиня об этом забыла.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая прочитанная мною книга от Ремарка произвела на меня не меньшее впечатление, чем первая («Триумфальная арка»). Вновь не могу не сказать про потрясающий язык автора. Весь его текст пропитан неким символизмом, здесь нет нудных описаний, а все выглядит достаточно гармонично. При этом автор замахнулся на очень серьезный вопрос — вопрос жизни и смерти, который непосредственно соприкасается с вопросами любви и счастья. Автор не пытается нам донести эти понятия с позиции философии, он делает это с позиции жизни. И оказывается не важно в какое время ты живешь и какой ты национальности, эти вопросы вечны, потому проникаешься главным героям и проживаешь с ними жизнь и сочувствуешь им.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P.S. После гибели главных героев мне с начало стало очень грустно, но поразмыслив некоторое время я понял, они умерли счастливыми людьми. Они познали саму жизнь и что стоит за этим словом. А самое главное это умереть счастливым. Я думаю, что каждый из главных героев при жизни был бы счастлив именно от такой смерти.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Постараюсь не вдаваться в особенности сюжета, так как сама очень не люблю спойлеры, поэтому опишу лишь свои впечатления.

Ремарк очень тонкий психолог, и ему великолепно удается описать ощущения и мысли героев. Книгу буквально можно разобрать на цитаты и по ним составить отдельный сборник. Однако, в этом и кроется ее недостаток: в какой-то момент мудрых мыслей и рассуждений становится так много, что восприятие их начинает притупляться. На мой взгляд, сюжет недостаточно насыщен событиями, так что мне она показалась несколько скучновата. Главные герои интересны своим мировоззрением, но чего-то в них все-таки не хватает, почему-то они не вызывают того сочувствия, которое должны вызывать. А вот концовка оказалась интересной: автор решил подарить героям немного счастья, хотя, это утверждение очень и очень спорно.

Эта книга будет интересна тем, кто размышляет о смысле жизни. Замечательно раскрыты темы любви, смерти, счастья и отношения к материальным ценностям.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Жизнь в займы»:

Прошло чуть больше года с тех пор. когда я перевернул последнюю страницу «Трех товарищей», последней книгой Ремарка, которую читал. И вот снова вернулся к нему. Как много общего с «Тремя товарищами», скажет любой, кто читал оба этих романа. Такой же сильный, трогательный, чувствительный и настолько же реалистичен, вот что скажу я, и как бы он ни был схож с чем-то еще, все же, Ремарк не повторяется.

Эрих Мария Ремарк вновь задевает тему жизни; ценность человеческой жизни и любовь вновь становятся лейтмотивом произведения и это именно то, что меня притягивает в его книгах.

Живущие в послевоенное время, которое не многим лучше, чем сама война, время, когда мир страдает и переполнен ужасом как и сама человеческая душа, когда люди, безжалостно убивавшие друг друга, забыв все человечное в себе, герои Ремарка единственные, кто понимает ценность жизни. Писатель наделяет их этим самым главным качеством сполна, черпая и черпая силы в самом себе и в окружающей жизни.

Двое, которые любят друг друга настолько, что готовы отдать остаток своей жизни другому, лишь бы тот прожил хотя бы на мгновение дольше! Жертвенность, которая впечатляет и заставляет восхищаться и наследовать. Из каждой книги Ремарка я беру что-нибудь для себя, из этой я взял непристойно много.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Жизнь взаймы» — вторая прочтенная мной книга Ремарка после «На западном фронте без перемен», который мне очень даже понравился. Так что и ожидания от этой книги, тем более что там затрагивалась близкая мне тема гонок, были высокими. Но, к сожалению, они не оправдались. Роман нагнал на меня жуткую тоску и не потому что он очень грустный, а потому что он невероятно скучный. Сюжет отсутствует в принципе, вместо него просто набор событий в перерывах между которыми герои пьют и едят. Зато в большом числе присутствуют разговоры героев в ходе которых выдвигаются псевдофилософские размышления о жизни и смерти.

Характеры героев прописаны слабо, переживать им никак не получается. Вообще в этом романе ничего не цепляет, даже слезодавильная драма ради драмы. А в финале испытываешь лишь чувство облегчения — наконец-то это все закончилось.

Впрочем, если рассматривать сей опус как сборник цитат замаскированный под художественный роман или же как любовный роман с налетом драмы для духовно богатых дев, то все встает на свои места, и все вышеназванные недочеты перестают таковыми быть.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В моём читательском ремарковском списке прочитанного этот роман стоит особняком. По нескольким причинам. Потому, что это первое произведение Ремарка, прочитанное мной ещё в гораздо более романтичном возрасте и возможно потому столь чётко и основательно пропечатавшееся и в памяти и в эмоциях. Потому, что это прежде всего история романтической любви. Потому, что буквально в те же времена был посмотрен фильм «Гриффин и Феникс: история любви» — основной своей фабулой такой близкий ремарковскому к роману и потому как бы удвоивший впечатление (кстати говоря, обратное удвоение также произошло, потому что и о фильме я так же отчётливо помню с тех самых пор).

Но ещё есть и другой, а точнее, другие смысловые ряды, содержащиеся в этой книге и как бы не выпячиваемые автором, но тем не менее столь же важные и значимые и для самого Ремарка, и для читателя.

Ну, вот например история шахматной партии между двумя многолетними пациентами этой лечебницы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, и то, как буквально все — и персонал и пациенты лечебницы — пытаются до конца сохранить тоненькую ниточку жизни, протянутую сквозь многолетний длящийся шахматный турнир. Сохранить для того, чтобы смертельно больной человек жил какими-то надеждами и заботами, какой-то жизненной тягой и живыми интересами, и мог ещё на что-то надеяться или по крайней мере забываться.

Или вот это поведение главной героини романа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лилиан, очертя голову сорвавшейся с места только для того, чтобы вкусить всю прелесть просто жизни — такой, какая она есть. И вовсю тратящей свои не очень большие сбережения потому, что ей никуда и не для чего их экономить и откладывать, потому что у неё нет возможностей что-то планировать и экономить на «завтра», ибо этого самого привычного для всех нас «завтра» у неё попросту нет.

А параллельно её эмоциям и чувствам существуют чувства и эмоции Клерфэ

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, сначала не питавшего каких-то особенных чувств к Лилиан и потому бывшего таким естественным и привлекательным, а потом по мере врастания и вживания в чувство любви к ней становящегося всё более предсказуемым и всё более стандартно-схематичным в своих желаниях и требованиях к ней. Конечно их отношения были обречены даже не потому, что жить Лилиан оставалось совсем немного, а потому, что она не могла и не хотела прожить последние недели и дни жизни под контролем и в несвободе...

Но так не хочется быть прагматичным аналитиком и советчиком и критиком жизни и поведения этих двух необыкновенных обыкновенных людей —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в конце концов судьба даровала им несколько недель неподдельного счастья и ощущений взаимной любви, а это уже так много! Ни у него не было будущего с Лилиан ни в каком варианте, ни у неё с Клерфэ, но были эти несколько недель наполненной любовью жизни...

Жёсткая и одновременно красивая история.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось,что знакомство с автором произошло с этой книги. Знакомство случайное. Имя автора на слуху несомненно. Книга шла в довесок при продаже к моей электронной читалке, т.е. уже была закачена в неё. Удалять не прочитав рука не поднималась. Вот дошли руки её прочитать. Я так понимаю,что роман не является лучшим и ярким в творчестве автора. Но несмотря на это уже могу сказать, что чтиво легкое с огромным смыслом,стимулирующим сознание на размышление о сути бытия. Время за чтением пролетело незаметно. В общем, знакомство с автором надо продолжать дальше...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых сильных и пронзительный европейских романов. Остальные, похожие, были после. Но в них не было такого тонкого балансирования на грани драмы, мелодрамы, страха и слез. В них не было такой любви к жизни.

Обязательно к прочтению. Всем!

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, которая показывает как важно просто жить и не придавать внимания предрассудкам, навязываемых обществом.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прошу прощения за вынужденное долгое молчание: очень мало свободного времени. Помню, как в начале службы я ночами не спал, лишь бы побольше почитать. Сейчас, когда до дембеля осталось 3 месяца, сон – одна из самых важных вещей для меня, так как обязанностей стало больше. Тем не менее я умудряюсь находить минутку для чтения страницы-другой. Из современной литературной жизни я выпал, так что читаю и перечитываю то лучшее, до чего могу дотянуться. Причем чаще перечитываю, ведь права на ошибку нет: драгоценных минут и часов, потраченных на плохую книгу, мне никто не вернет. Однако и новое для себя временами открываю.

До текущего момента я не знал о Ремарке вообще ничего, кроме того, что он классик зарубежной прозы. И, беря в руки «Жизнь взаймы», я ожидал чего угодно, надеялся на что угодно, но только не на то, что получил: 250 страниц рассуждений о жизни, смерти и любви. Рассуждения эти везде: в диалогах (герои разговаривают настолько афористично, что в них не веришь), во внутренних монологах (что убивает даже желание воспринимать персонажей как живых людей, ведь они мыслят как инопланетяне или роботы, загрузившие себе в память все философские трактаты определенной тематики) и даже в описаниях (что совсем за гранью добра и зла). Кроме рассуждений, в романе нет ничего, даже сюжета. Точнее, он есть, но предельно схематичный и в нем присутствует то, что я просто не переношу: драма ради драмы. Гонщик Клерфе приезжает в санаторий для умирающих к старому другу и знакомится там с девушкой Лилиан, которая больна туберкулезом в неизлечимой стадии. Влюбившись друг в друга, главные герои покидают санаторий вместе. Клерфе и Лилиан путешествуют по Европе, узнают друг друга лучше и влюбляются все сильнее. Любовь из искры безуспешно пытается перерасти в ровно горящий костер, пока все действие не обрывается трагичным финалом. И во всей этой истории мне не хватило реализма, не хватило сочувствия и хоть каких-то событий. Главное и единственное, ради чего книгу стоит читать, – это размышлизмы. Но с этой целью можно и сборник афоризмов купить.

В общем, перед нами интеллектуальный любовный роман, которые наверняка обожают нахваливать современные «интеллектуалки», большую часть жизни просидевшие с ноутбуком на коленках и с горячим чаем/кофе в руке. Книгу стоит порекомендовать всем любителям высокодуховной литературы про любовь.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В наши дни преувеличено значение слова «счастье»… Существовали эпохи, когда это слово было вообще неизвестно. Тогда его не путали со словом «жизнь»…. Люди интересовались в то время не эмоциями, в которых корениться слово «счастье», а неизменным и ярким ощущением жизни. Когда это ощущение исчезает, начинаются кризисы, путаница, романтика и глупая погоня за счастьем, которое является только эрзацем, по сравнению с ощущением жизни».

***

Любые книги, попадающие в руки в последние несколько лет, оказываются «говорящими». Неудивительно, я же покупаю их именно таким способом: вчитываюсь в аннотации, шуршу страницами. Вдоль, поперек, снова вдоль… глаза скользят по черным сыпучим буковкам, выхватывая внезапный смысл: «…она полетит не к часовне Сен-Шапель, о которой сегодня рассказывала, а прямо в Вальпургиеву ночь, сидя на весьма элегантном помеле – изделии Баленсиага или Диора»… или: «…ей незачем было смотреть в лицо Клерфэ. Жизни не надо смотреть в лицо! Достаточно ощущать ее»…. и еще: «Вам можно позавидовать. Вы еще раз начинаете все сначала. Сохранив пыл молодости, но потеряв ее беспомощность». Так-так… Ремарк, говорите…. Ну что ж… беру!

Я не читала «Трех товарищей». В тот момент, когда книга попалась мне в руки, я запоем читала русскую классику и промасленные, гудящие мотором строчки тут же забуксовали средь лавочек чинных и рюшей печальных, высунули крутящиеся колеса из уха… или глаза… короче, не пошло. Совсем. Мне было лет 15, я решила, что автор не мой и забыла про него еще на столько же. Эффект неприятия вдвойне усилило то, что мы его «проходили»; тут уж сами понимаете – те кого «надо сдавать» и «читать в обязательном порядке», по определению не могут не вызывать зевоты.

На этот раз, поколебавшись для порядку между ним и Мопассаном, забрала домой. Прочла книгу в самое нужное время, когда каждый абзац, хрустальной палочкой касаясь стенок души, вызывает тончайший перезвон.

Пронзительная и понятная, она о самом важном: жизни и смерти. Удивительный коктейль из прозрачного горного воздуха в отчаянии, хмурого парижского неба в надежде и пленительной итальянской весны в тоске…. Перемешать, но не взбалтывать. Там нет соринок лишних деталей и осадка подробностей, нет ни крупицы пафоса или цинизма. Натурализма тоже нет — если не рассчитать, испортит вкус горечью и солью. Вся толща романа пронизана ясными лучами мудрости и красоты.

Сквозь дни, мысли и города, героиня гонится за ускользающей жизнью. Герой на такой же скорости обходит ревущие машины соперников на извилистых европейских трассах.

Там есть предсказуемость смерти: «Все люди на земле, начиная от диктатора и кончая последним нищим, ведут себя так, будто они будут жить вечно». Сиюминутность денег: «Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь». Скоротечность любви: «У меня нет времени пробовать… У меня нет времени ставить опыты под названием «семейное счастье». Я должна уйти…»

Дамокловым мечом висит над ними неизбежный финал любви и жизни. Хлынувшая горлом кровь посреди комедии в венецианском театре или раздавленная рулем болида грудь.

Закрыв последнюю страницу, не испытываешь тоски. Ощущения трагедии от смерти нет, потому что все 250 страниц она была рядом; то неслышно скользила по самой кромке восприятия, то приближалась почти вплотную, обдавая страницы холодом и топорща волоски на руках своей близостью. В романе она не антигерой, нет неприятия и резонного вопроса: «Как же так?» Смерть выступает равноправной спутницей жизни и любви. Проникаешься главой мыслью: «Мне грустно уезжать отсюда… Я ведь все здесь очень полюбила. Но я люблю, ни о чем не жалея. Ты понимаешь»? Понимаешь…. К финалу ты понимаешь.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Когда человек умирает, происходит всегда одно и то же — внезапно его нет. Он больше не говорит. Он еще здесь, но его уже нет. Кто это может постичь?»

Только эта цитата заставляет человека, бегущего бегом по жизни, остановиться, обернуться и задуматься над тем, куда же и зачем он бежит. Бежит, а ведь может и не успеть сказать главные слова своим близким. А вдруг не успеет?

И таких цитат можно привести массу. Книга о любви...В первую очередь о любви к ЖИЗНИ. Хорошая книга. Почитайте. Может быть, вам тоже понравится.

Мне нравиться Ремарк, все, что читала мне понравилось. И стиль письма, и некая философия в предложениях. Как-то книги заставляют задуматься. Если говорить о схожести сюжетов, то все, что о любви, имеет подобный сюжет. Мужчина, женщина, и кто-то из них несчастен.

насчет схожести сюжетов-тут или нравиться или нет.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я бы остановился не на отдельных сюжетных ходах, которые не так уж сильны, а на философском аспекте. Ловил себя на мысле, что автор показывает почти весь роман, этакий «эрзац сырец» отношения к жизни. То есть с одной стороны главная героиня понимает, что жить надо здесь и сейчас, что не надо тратить его на всякие глупости. Но с другой стороны, то что она делает это по сути и есть «всякие глупости». Прожигание жизни не есть, на мой взгляд то что значит жить здесь и сейчас. И в конце романа главная героиня через свой опыт доходит до этой мысли. Что главное это не внешние проявления, главное это гармония с собой и окружающими.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько более сентиментальный, чем другие проивзедения Ремарка, слишком много внимания уделяются любви и развитию отношений между героями (особенно в конце; начало — вполне приличное). Но тем ни менее, Ремарк есть Ремарк. Классик.

Красиво написано. Немного депрессивно. Но так даже интереснее.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх