fantlab ru

Леонид Соловьёв «Повесть о Ходже Насреддине»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.35
Оценок:
333
Моя оценка:
-

подробнее

Повесть о Ходже Насреддине

Цикл; цикл «Ходжа Насреддин»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

Молва о Ходже Насреддине бежит впереди него! Гроза шейхов, имамов, эмиров, ханов и мулл, любимец простолюдинов путешествует по свету, оставляя за собой одураченных богачей и благодарных бедняков. Он с лёгкостью проникает в гаремы глупых ханов, выдаёт себя за придворного мудреца, месяцами дурача жадного эмира, спасает от кабалы алчного ростовщика целые кварталы городских ремесленников. Его высказывания цитируют на базарах и в чайханах, его проклинают в указах правителей по всему Востоку.

Приготовься и ты, читатель, узнать из этой книги о самых интересных проделках и подвигах весёлого остроумного бродяги!


Содержание цикла:


9.26 (342)
-
4 отз.
9.34 (282)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Экранизации:

«Вкус халвы» 1975, СССР, реж: Павел Арсенов



Похожие произведения:

 

 


Возмутитель спокойствия
1942 г.
Возмутитель спокойствия
1943 г.
Возмутитель спокойствия
1944 г.
Возмутитель спокойствия
1946 г.
Возмутитель спокойствия
1949 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1956 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1957 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1959 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1960 г.
Избранное в 3-х томах. Повесть о Ходже Насреддине. В 2-х книгах
1964 г.
Избранное в 3-х томах. Повесть о Ходже Насреддине. В 2-х книгах
1964 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1969 г.
Избранные произведения
1971 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1972 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1974 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1976 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1980 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1987 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1988 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1989 г.
Повесть о Ходже Насреддине. Книга юности
1990 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1993 г.
Лошади. Ослы
1994 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1996 г.
Повесть о Ходже Насреддине
1998 г.
Возмутитель спокойствия
2000 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2002 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2008 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2008 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2009 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2010 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2010 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
2010 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 2
2010 г.
Возмутитель спокойствия
2013 г.
Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия
2014 г.
Возмутитель спокойствия
2015 г.
Очарованный принц
2015 г.
Повесть о Ходже Насреддине. Книга 1. Возмутитель спокойствия
2015 г.
Повесть о Ходже Насреддине. Книга 2. Очарованный принц
2015 г.
Повесть о Ходже Насреддине. Возмутитель спокойствия
2015 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2016 г.
Повесть о Ходже Насреддине. Очарованный принц
2016 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2017 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2017 г.
Повесть о Ходже Насреддине. В 2-х книгах. Книга 1. Возмутитель спокойствия
2018 г.
Повесть о Ходже Насреддине. В 2-х книгах. Книга 2. Очарованный принц
2018 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2022 г.
Повесть о Ходже Насреддине
2022 г.

Периодика:

«Роман-газета», 1940, № 9-10
1940 г.

Аудиокниги:

Ходжа Насреддин
1956 г.
Повесть о Ходже Насреддине: Возмутитель спокойствия
2004 г.
Повесть о Ходже Насреддине. Часть 1. Возмутитель спокойствия
2005 г.
Повесть о Ходже Насреддине. Возмутитель спокойствия
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Skälmen från Bokhara
1945 г.
(шведский)
Смутител на спокойствието
1946 г.
(болгарский)
A ​csendháborító
1947 г.
(венгерский)
Nasrudin Hodža u Buhari
1956 г.
(сербохорватский )
The Enchanted Prince
1957 г.
(английский)
Przygody Hodży Nasreddina
1958 г.
(польский)
Die Schelmenstreiche des Nasreddin
1959 г.
(немецкий)
Hodża Nasreddin - przygód księga druga. Zaczarowany książę
1960 г.
(польский)
Stāsts par Hodžu Nasredinu
1961 г.
(латышский)
Повест за Насредин Ходжа
1963 г.
(болгарский)
Skälmen från Bokhara
1975 г.
(шведский)
Nasreddinova dobrodružství
1976 г.
(чешский)
Az elvarázsolt herceg
1977 г.
(венгерский)
A ​csendháborító
1978 г.
(венгерский)
Przygody Hodży Nasreddina
1981 г.
(польский)
Повест за Настрадин Ходжа
1983 г.
(болгарский)
A ​csendháborító
1987 г.
(венгерский)
Minunata istorie a lui Nastratin Hogea
1998 г.
(румынский)
Повість про Ходжу Насреддіна
2006 г.
(украинский)
The Beggar in the Harem
2007 г.
(английский)
納賽爾丁阿凡提傳
2007 г.
(китайский)
The Tale of Hodja Nasreddin: Disturber of the Peace
2009 г.
(английский)
Повість про Ходжу Насреддіна
2010 г.
(украинский)
Hodża Nasreddin - przygód księga druga. Zaczarowany książę
2014 г.
(польский)
Przygody Hodży Nasreddina
2014 г.
(польский)
Huzur Bozan Nasreddin
2018 г.
(турецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жил когда-то в Азии человек, о котором люди рассказывали разные смешные истории. Кем он был: деревенским дурачком, странствующим мудрецом или остроумным прохиндеем – теперь уже не установить. Важно, что слава о нём распространилась по всёму мусульманскому миру от Стамбула до Китая. А потом другой человек из далёкой северной страны, где не верили ни в Христа, ни в Аллаха полюбил Фергану, её жителей, её легенды и написал очень смешную и очень мудрую книгу, в которой содержатся ответы на все случаи жизни.

Роман представляет собой отличный пример переработки фольклора. На основе историй и анекдотов, которые издавна рассказывались в Средней Азии, автор создал свой образ Хожди Насреддина, не похожий на народный прототип. Леонид Соловьёв облагородил характер Насреддина, изобразив его защитником бедных и униженных. При этом нарисованный образ не вызывает отторжения, так как его герой не просто борец за абстрактное народное счастье. Хожда Насреддин изображён в книге гуманистом, который верит в лучшее, что есть в каждом встретившемся ему человеке. Но при столкновении со злом или несправедливостью Ходжа не боится взять на себя ответственность противостоять тёмной стороне жизни. Когда словом, когда делом, но зло должно быть наказано. Жадный ростовщик будет утоплен, а жестокий помещик – лишён своего состояния. И мир от этого станет чуточку лучше. Мало скажите вы? Сотни героев, которым помог смешной человек на маленьком ослике, не согласятся с вами.

Если в детстве мне больше нравилась первая часть – «Возмутитель спокойствия», которая описывала бухарские приключения молодого Ходжи Насреддина – его месть горбатому ростовщику Джафару и спасение возлюбленной из гарема эмира, то в последствии я стал больше ценить вторую часть – «Очарованный принц», которая рассказывающую о путешествии Насреддина в Кокандское ханство, которое он совершил в зрелом возрасте, его встречи с Багдадским Вором и наказании жестокого Агабека. Если первая повесть представляет собой череду весёлых эпизодов, повествующих об удачных проделках Возмутителя спокойствия, то вторая – более печальная, исполненная тихой и светлой грусти и посвящена подведению итогов жизни.

Безумно доброе, чрезвычайно оптимистическое и заставляющее верить во всё лучшее, что есть в людях. Невозможно не отметить и прекрасный язык, которым написана книга. Всё вышеперечисленное делает это произведение классикой отечественной литературы.

Итог: необычайно сильный роман, наполненный добротой, оптимизмом, нежностью и мудростью. Без всякого сомнения – Книга на все времена и для всех возрастов. «Повесть о Ходже Насреддине» входит число наиболее важных произведений, что я читал в своей жизни.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я впервые взял эту книгу в руки где-то в четвёртом или пятом классе. Забавно, весело. Книга была старая, вся потрёпанная, с подклеенным матерчатым корешком. И на оранжевой обложке её словно приостановился по дороге куда-то (как оказалось — это была дорога в Вечность) восточный человек среднего возраста. На ишаке. И с летящим ввысь воробушком. В общем, книга мне понравилась, особенно первая повесть (Возмутитель спокойствия»). Смешно, бодро, весело. А какие там были чудесные иллюстрации! Потом я стал читать эту книгу уже классе в 10-м. И вторая повесть («Багдадский принц») на тот раз смогла-таки достучаться до моего сердца. Потом я иногда под настроение перечитывал разные главы из этой приятно толстой книги. И усталость и грусть как рукой снимало. А потом я ещё раз целиком перечитал всю эту книгу...

«Возмутитель спокойствия» — это дитя своей эпохи. Хулиганская, воинствующая, брызжущая революционными пропагандистскими брызгами. Написанная молодым ещё тогда писателем. Это по сути плутовской роман в восточных декорациях. Хорошая книга, но сейчас мне намного больше по душе вторая часть данного цикла. Более зрелая, намного более глубокая, тягучая как хорошее вино книга. Автор её уже прошёл к тому времени тяжёлыми дорогами жизни, постарел и помудрел. Как и его Ходжа. Вместо юного ещё сердцем хулигана и бунтаря-максималиста мы увидим многое видавшего, многого понявшего, многое , пожалуй, переоценившего человека. Но всё ещё, и это навсегда, поборника справедливости. вместо бунтаря мы видим рыцаря на тропе Добра. Ходжа очень умён, мудр, хитёр — он словно бойцовский кот среди опасных крыс. И он очищает от них землю. Вершит справедливость, пока и где может. Хитрость и бунтарство наложились в его душе на древнюю традицию, народную и мистическую. И он не отступил. Выполнил свою миссию. И ведь вроде получился и хороший авантюрный роман, и историческая зарисовка, и моралите здесь чувствуется, и всё такой же лёгкий слог автора... Невероятно смешные эпизоды гармонично, словно нити восточного ковра, переплетаются с трагическими моментами. Ну ведь нельзя без смеха читать о молодом визире и Арзи-биби, о кучкующихся на мосту гадальщиках, о «справедливом» кадии... Или нельзя не прочувствовать внезапный холод зиндана и ужас пыточной башни, а также жесткость ханских «силовиков». А чего стоят моменты с одним старцем и гробницей древнего «народного» святого! И само это озеро...

Ну и что что забор. Зато зло должно быть наказано. Кто ищет искупления — тот должен его получить. А кто давил народ — получит в ответ суровую кару. Ходжа здесь — словно некий ангел, одновременно карающий и исцеляющий. Несущий радость, надежду — и возмездие.

Это хорошая книга. Дух Востока пропитывает обе повести, словно аромат шашлыка — добрую лепёшку. Но вот опустела пиала с чаем, доедены все пирожки (коли уж за них уплачено — надо съесть их все!), ослик накормлен и тоже готов отправиться в пусть. И эта любовь автора к Востоку... Я даже не знаю, с чём ещё можно её сравнить. Разве что только с романами, повестями и новеллами В.Яна.

Резюме:

Великолепная книга. Смешная, озорная, весёлая. И мудрая. Это подлинная классика, которую приятно читать и в 15, и в 25, и в 40.

Замечательная книга!

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на большой объём — это одна из самых любимых книг детства, прочитанных мною ещё в раннем возрасте. Книга написана с заразительным юмором, чего только стоит описанный эпизод, когда Ходжа Насреддин просит не думать об обезьяне и постоянно напоминает об этом. При помощи своего острого ума, быстрой сообразительности главный герой легко и с юмором находит выходы из самых трудных ситуаций в которые попадает, оставляя в дураках власть предержащих и владеющих неправедно нажитым богатством.

Ходжа Насреддин — это поистине народный герой, и автору на основе фольклорных произведений о нем удалось создать два великолепных романа со сказочной фабулой, но очень близких к исторической действительности, к времени описываемых им событий. Книга написаны языком, который интересен и легко читаем, как взрослыми, так и детьми. Сам автор не знаменит, но создал поистине бессмертный литературный шедевр.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь в любви к этой книге, как и почти все кому этот двухтомник попался в детстве. Мало кого он оставил равнодушным и не влюбил в себя.

Но единственное, я не перечитывал Ходжу Насреддина в зрелом возрасте, очень надеюсь что моё мнение о книге не поменяется, но тем не менее перечитывать не буду, быть может потому, что до сих пор прекрасно помню многое.

Я не буду писать полноценный отзыв, это уже тут раньше сделано и написано верно и бесконечно прекрасно.

Но отмечу пару моментов, первое это честность автора, Насреддин совсем не святой, например срубивший кучу бабла идёт и совершенно обывательски мечтает, что он сделает с этим богатством. Откроет чайхану, если я не ошибаюсь, и будет сыто и беззаботно жить. Но по пути раздаёт всё своё богатство, по человечески жалея о несостоявшейся сладкой жизни. Мне в советское время где высмеивалось обывательство и обломовщина было любопытно читать про такого героя, который не собирается все деньги отдать в фонд голодающих Поволожья, или накормить всех бедных Бухары, а не прочь зажить как буржуй, но при этом всё равно без сомнения, хоть и с сожалением отдающий все деньги чтобы уменьшить людское горе.

И второй момент, насколько гармонична была раскрыта тема секса, которого как известно в СССР нету. Без похабности, но со здоровым желанием — Насреддин любитель проникнуть в гарем эмира и разнообразить жизнь девушек. А чего стоит момент как он лапает свою будущую жену за грудь и получает по морде. Удивительно в общем.

.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

…По дороге едет на сером ишаке человек средних лет. Стоптанные сапоги, запыленный халат, поношенная тюбетейка – ничем не примечательный путник, каких тысячи на дорогах Бухарского эмирата, Кокандского ханства, Хивинского ханства и других сопредельных государств. Но почему же одни, узнав, кто он такой, кричат приветственно: «Здравствуй, Ходжа Насреддин!» – а другие в ужасе бормочут: «Случилась большая беда – в нашем городе появился Ходжа Насреддин»?

Еще в детстве мне попал в руки сборник анекдотов о Ходже Насреддине. Юмор там, конечно, порой совсем не детский, но для составления общего представления об этом фольклорном герое и того, что я понимал тогда, вполне хватило: «житейский» мудрец, обычно прячущий свою мудрость под личиной показного простодушия или чудаковатости, человек в общем-то домашний и мирный. И я был немало удивлен, когда несколько лет спустя взялся за книгу Соловьева: Насреддин-то у него совсем не такой! Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что Леониду Соловьеву удалось почти невозможное: не потеряв ничего из исходного фольклорного образа Ходжи Насреддина, он действительно сделал его совсем другим человеком – героем, борцом, витязем (и неважно, что «под витязем вместо могучего коня Тулпара был маленький пузатый ишак»). Человечество с глубокой древности сочиняло истории о героях-одиночках – от Гильгамеша и Геракла до персонажей современных комиксов. Но Ходжа Насреддин, каким изобразил его Леонид Соловьев, стоит среди них особняком. Он не античный титан, не супермен и не волшебник, однако его дела – те же подвиги. Отобрать горное озеро у корыстного владельца или утопить алчного ростовщика, да еще так, чтобы один с превеликой охотой подписал дарственную, а другой не только сам залез в мешок, но и заплатил за это, – такое под силу только Ходже Насреддину. Добровольно сдаться эмирским стражникам ради спасения друзей, вернуть радость жизни кающемуся вору или раздать беднякам несколько тысяч таньга – и это также может только Ходжа Насреддин. Помогают ему в этом не только и не столько острый ум, хитрость и находчивость, сколько прежде всего другая черта – ею-то, собственно, и отличается Ходжа Насреддин из повести от своего фольклорного прототипа.

Так о чем же написал Леонид Васильевич Соловьев? О любви к жизни и ко всем, кто к этой жизни принадлежит. Вот она, сила Ходжи Насреддина: в любом человеке он способен отыскать хорошее, светлое, доброе начало. И не только отыскать, но и сделать так, чтобы оно возобладало, хотя бы на краткий срок, над остальными сторонами его натуры. А если ничего такого не находится и человек этот служит лишь источником зла, – тогда Ходжа Насреддин беспощаден, и беспощаден справедливо. Вспомните, что случилось с Агабеком и ростовщиком Джафаром, – вряд ли кому-нибудь придет в голову сожалеть о них. Не думаю, что можно применить к этому противостоянию: герой из народа против власти и алчности – эпитет «плоское», каким его наградил автор предыдущего отзыва. Оно не плоское, оно актуальное и живое: если мы перенесем действие в наши дни, кто будет главным противником Ходжи Насреддина? Да все те же самые лица, разве что соответствующим образом осовремененные. Зло, с которым боролся Ходжа Насреддин у Соловьева, никуда не исчезло – наоборот, еще сильнее стала его хватка и еще крепче вросло оно своими корнями всюду, куда только смогло дотянуться.

Если коротко, то «Повесть о Ходже Насреддине» – одна из тех немногих книг, которые заставляют меня жалеть, что на «ФантЛабе» используется строго десятибалльная шкала и нет возможности в виде исключения выйти за ее пределы – в данном случае баллов так до двенадцати. Хорошо, что есть на свете такие книги, и тем нужнее они нам сейчас, когда миром правят страх, ненависть и подлость.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Советская повесть о восточном герое , возмутителе спокойствия Ходже Насреддине. Ходжа Насреддин путешествует, дурачит эмиров, проникает в гаремы, слушает байки о себе, заслуживая народную любовь и славу. Упоминает Соловьев и о кочевом народе, живущим в древности по соседству. Конечно, это уже и другое прочтение истории. « Никогда не унывай» — таков девиз главного героя, так и поющего о себе : « Я — Ходжа Насреддин, сам себе господин..».

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга из серии тех, что начинала читать в детстве урывками, в каких-то отрывках и пересказах. Ничего не запомнилось по сюжету, но запомнилось ощущение своеобразной восточной сказки с моралью. Во взрослом возрасте информация о том, что «Ходжу Насреддина» написал русский советский автор, причем вторая часть писалась в лагерях. Впрочем, на тексте это никак не сказалось: никакой особой разницы между первой и второй частями, помимо той, которая логично обусловлена течением сюжетного времени и изменением обстоятельств, не чувствуется.

Из всех сказок с моралью «Ходжа Насреддин» — пожалуй, единственная, в которой мораль не вызывает стойкого отторжения. Потому что ее ровно столько, сколько должно быть, она не вмешивается в то, что нельзя вмешиваться, и клеймит лишь то, что нельзя не клеймить. Помню, в детстве мне больше всего нравились сами приключения, а «моралистическая» часть во всех текстах безумно раздражала — не знаю, правильная ли это реакция на то, ради чего в основном и пишутся детские книги. С возрастом я стала относиться к ней поспокойнее и в данном случае должна признать, что у Соловьева все части текста — на своем месте и отмерены в идеальных пропорциях. И теперь я даже затрудняюсь сказать, нравится ли мне больше приключенческая часть или «лирическая» — описания природы, диалоги, наблюдения, лирические отступления. Текст за счет такого перемежения материала получается очень гладким и плавным.

В детстве я бы сказала, что лучшее в тексте — это хитроумные приключения, обманы и издевки над злобными жадными ханами и прочим начальством. Теперь же на первый план вышел изумительный язык и юмор — внезапно осознала, что часть цитат из «Ходжи Насреддина» уже давно была у меня в голове, при этом я совершенно не помнила, откуда они. «За двадцать лет кто-нибудь из нас обязательно умрет — или эмир, или ишак, или я» и «не сдавливай мне голову с помощью веревки и палки». Оказалось, из романа Соловьева. И много еще такого, все не упомнишь. При этом, в отличие от многих подобных текстов, с которым за сатирической частью видны пятна яда, стекающего с авторских клыков (по делу, безусловно), в «Ходже Насреддине» ничего подобного нет. Это исключительно добрый роман, и поэтому заслуженно вошел в круг детского чтения — как ни крути, а он учит правильным вещам, не оставляя этого желчного послевкусия, которое подчас не могут скрыть даже лучшие сатирические авторы.

В общем, это чудесная книга на все времена. Очень необычная, очень сильно отличающаяся от всего в этом же духе — и за счет восточного колорита, и за счет очень верного и мягкого сочетания морали, приключений и юмора.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Не бойтесь сказки, бойтесь лжи, а сказка, сказка не обманет, тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет»

Это именно сказка, которую обычно рассказывают перед сном подросшим детям, очень светла, оптимистичная, обнадеживающая и согревающая, помогающая уснуть без тревог и терзаний, накопленных прошедшим днем. Таких книг очень мало, они очень важны и нужны, нужно иногда уходить от серьезной, кровавой, реалистичной, научной литературы и погружаться вот в такой сказочный мир для разрядки своей души, что бы вера в то, что света всё-таки немножко больше чем тьмы, не угасала в нас. Так что рекомендую всем, не важна какого вы возраста, какого жанра любите книги и каких убеждений придерживаетесь, каждый найдет в этом произведении что-то для себя.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то я ожидал, что это будет сборник фольклорных анекдотов и притч вроде известной «кто продает пар от кушанья, получает звон от денег». В реальности — это две большие сюжетные истории, хоть и основанные на народном материале.

Не понравились в повести две вещи. Детство главного героя описано так, будто Ходжа Насреддин — это полумистический легендарный герой, а не простой выходец из народа. И очень плоское противостояние: есть страдающий народ и злобные глупые богачи и разного рода властители, которые его всячески угнетают. Хотя, возможно, причиной этому послужило влияние жанра.

В остальном довольно неплохой плутовской роман с восточным колоритом, хотя я ожидал другого. Теперь хочется прочитать народный первоисточник и сравнить с авторской обработкой.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оличный приключенческий роман. Предмет его важнее стиля: это обработка фольклорных историй о народном заступнике, величайшем пройдохе, который поставил свой ум и хитрость на службу добру. Россыпь классических сюжетов, объединённых единой линией повествования. Ничего лишнего и в то же время огромное богатство материала. Чудесная книга, море удовольствия.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если и есть, как писал Бредбэрри (Ужасная жутка, но тем не менее), что живут люди др тех пор, пока живут написанные о них книги, то и и Насреддин и Соловьев живут среди нас до сих пор (Есть жуткий рассказ — читайте; после Эдгара По, сразу).

Потому, что живут Книги Соловьева и Живет Насреддин, которого он описал. Может, такого насреддина и не было, но мы знаем его таким, и таким мы его никогда не забудем. Именно такой Насреддин вступается за Гюльджан, спасает Зульфию, не ведомому невесту какого-то Саида. Но и это он, который застваляляет землю колебаться и больных исцеляться; это именно, что то он говорит бухарскому эмиру стой и тот его слушает, — это тот, каким бы ты хотел быть сам, но или:

1. Не веришь, что ты им можешь быть.

2. Не веришь, потому, что ты уже не он.

Но, как объяснил сам Мудрый Ходжа Насреддин, в своей книге «Всеми знаем, кто мы есть» мы есть сами, то есть мудрые стражники, не дают мне закончить своё

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх