fantlab ru

Марк Лоуренс «Принц Терний»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.13
Оценок:
879
Моя оценка:
-

подробнее

Принц Терний

Prince of Thorns

Роман, год; цикл «Вселенная Разрушенной империи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 77
Аннотация:

«Прежде чем тернии преподали мне свои острые уроки, у меня был всего один брат, и я любил его. Но эти дни прошли, а всё, что от них осталось, покоится в усыпальнице моей матери. Теперь у меня много братьев, умелых в обращении с ножом и мечом, и зло их абсолютно. Мы совершаем налёты по всей раздробленной империи и грабим её останки. Говорят, сейчас тяжёлые времена, конец дней, когда бродят мертвецы, и чудовища охотятся в ночи. Всё это, конечно, правда, но есть кое-что и похуже там, в темноте, гораздо хуже».

Королевский сын, воспитанный любящей матерью, Йорг Анкрат стал Принцем терний, внушающим симпатию и лишённым морали, возглавляющим банду беспощадных преступников в их рейдах и злодеяниях. Мир в хаосе: насилие цветёт пышным цветом, повсюду творят кошмарные дела. Мрачное прошлое Йорга лишило его страха перед людьми: живыми или мёртвыми, но есть ещё одна вещь, от которой у него стынет кровь. После возвращения в отчий замок, Йорг вынужден противостоять ужасам своего детства, чтобы прорубить себе дорогу в будущее, но все стараются ему в этом помешать.

Тернии преподали ему кровавый урок…

© Перевод аннотации Croaker

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Фэнтези (1 164 голоса)

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2012 // Лучший дебют

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Фэнтези года

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2013 // Переводной роман (США, 2011)

номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2013 // Зарубежный переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Принц Терний
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Prince of Thorns
2011 г.
(английский)
Prince of Thorns
2011 г.
(английский)
Książę Cierni
2012 г.
(польский)
Prince of Thorns
2012 г.
(английский)
Prince of Thorns
2012 г.
(английский)
Prince of Thorns
2023 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо. Исторический антураж – раннее псевдосредневековье. Человеческая цивилизация прошла некий апокалипсис, оставив нам нечто вроде Франции после распада Великой Римской Империи. Раздробленность и распри феодалов, наёмники, бандиты, жестокое истребление мирного населения, по поводу и без. В добавок ко всем некий тайный клан магов, манипулирующих людьми и событиями. Если было мало, то ещё и зомби, ожившие скелеты и мутанты. Ещё и ОМП, оставшееся с древних времён, и книги с руководством пользователя к нему.

И несмотря на сумбур, роман захватывает мрачными жестокостью, антуражем и романтизмом. Сюжет совсем линейный, с короткими экскурсами в прошлое. Имеются неожиданные повороты, немалая фантазия автора. Сцены весьма колоритны, с высоким драйвом. ГГ – малолетний психопат, жестоко травмированный в детстве, однако предназначенный судьбою управлять людьми и битвами, рушить троны и государства. И это лишь начало цикла.

Несмотря на значительную “роялистость” событий, роман понравился, прочёлся с интересом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подростковое «дарк фэнтези».

Когда читал ( впрочем, читать этот роман мне быстро надоело, и я, прослушал аудиокнигу, неплохо озвученную, кстати), мне постоянно мешала мысль, что эта история мне напоминает, что-то, из классики. Ёлки-палки, ведь это — «Гамлет» Шекспира, писателя, которого часто вспоминает и сам автор.

Да, это рассказ про принца, который вернулся ко двору, а папа-король женился второй раз, злая мачеха уже ждёт наследника. И, бедный старший сын лишний в этой жизни.

Мне книга не понравилась совершенно. И, не потому, что я не люблю этот жанр, кровь, жестокость, когда, главный герой — отвратительный и злобный персонаж. Нет. «Dark fantasy» я очень уважаю.

Все дело в том, что роман написан так, что читать его очень хорошо в подростковом возрасте. Да, несмотря на то, что это «дарк фэнтези», подразумевается, что будет много крови, жестокости. Вроде бы, совсем не детский жанр. Только, все равно — книга подростковая. И, если присмотреться к тексту повнимательнее, то, жестокие сцены описаны без самых шокирующих подробностей, грязного секса нет, нецензурных выражений — тоже. Поэтому — можно читать и подросткам. Самому герою, принцу Йоргу, тринадцать лет. А, в своих воспоминаниях, он, вообще, возвращается в раннее детство. Вот, было бы, мне лет тринадцать-четырнадцать, наверное, этот роман, тоже, зашёл бы «на ура».

Почему произведение разочаровало?

— Текст написан от первого лица. А это — очень сложно читать. Нет, есть и шедевры, написанные таким образом, но, увы, здесь не получилось. «Я», «Я», «Я». «Я пошел». «Я пришел», «я посмотрел». Короткие предложения. Сухие и скучные.

— Совсем плоский мир и герои. Да, это во многом зависит от того, что текст от первого лица, герой рассказывает про свою молодость. Но, мне-то, собственно, без разницы, почему так получилось. Одни диалоги. И монологи. Интересен, в своей мере, только центральный персонаж — принц Йорг. Остальные герои — просто имена, не более. Описаний окружающей вселенной, практически, нет. Да понимаю я, что это — брутальный жанр. Темный, как ночь. Можно сказать, что рассчитан на суровую аудиторию, какие там цветастые эпитеты!? Нет места картинам солнца, восходящего из-за гор, пению птиц, описанию эмоций и переживаний героев. Но, для меня фэнтези — это атмосферная и волшебная сказка. Мир, куда легко и мгновенно погружаешься. А тут — доклад начштаба, сводки с фронта. Сухие диалоги, предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Мне не хватило яркости, зрелищности. Даже бои, и те, описаны предельно кратко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не особый любитель таких сцен, но, обычно, в жанре «dark fantasy», если, кому-то, воткнули меч в брюхо, то, автор полстраницы занимается красочным описанием льющейся рекой крови, выпущенных кишок, хрипов умирающего, вытаращенных в агонии глаз, судорожно бьющихся ног и т.д. Но, тут писатель немногословен — отрубили конечность, упал, умер. Наверное, «краткость — сестра таланта». И, как я и писал выше, чтобы книгу можно было бы рекомендовать подросткам.

— Главный герой. Да понятно, это фэнтези, вымысел только поощряется. Но, мальчик в возрасте десяти-тринадцати лет, ведёт себя как умудренный годами человек. Я уж не цепляюсь к тому, как просто этот ребенок расправляется сам со всеми своими врагами. Ладно. Но, то, как он думает, разговаривает, наконец, ощущает себя и весь мир — это неправдоподобно. Многие в отзывах пишут, что тринадцать лет, это уже взрослый человек, а, в старину, взрослели ещё раньше, это не так. Вообще, делать героями подростков, и, написать книгу так, чтобы читатель ощутил, что созданный герой, и впрямь, думает и ведёт себя соответственно своему возрасту — очень трудно. Здесь, по-моему, у автора это не получилось. Герой-мальчик, изнутри которого просвечивает опытный взрослый человек.

Но, повторюсь, подросткам, для которых, по моему мнению, и написан этот роман, все эти недостатки оборачиваются, наоборот, достоинствами.

Короткие предложения? Отлично, читать проще.

Сухой текст? Прекрасно, нет никаких «лютиков-цветочков», очень динамично, объем небольшой.

Ну, а то, что мальчишка герой одной левой побеждает всех врагов, что он один умнее и хитрее всех взрослых вместе взятых — так это, просто великолепно, кто в детстве и подростковом возрасте не считал, что родители, учителя, да и, вообще, все взрослые ничего не понимают в этой жизни?

Поэтому, для подростка — интересный, остросюжетный и динамичный роман. Супер крутой и брутальный герой, беспринципный, жестокий и хитрый. Вынул меч, который легко рассекает доспехи врагов, порубил всех в капусту. Потом, немного порассуждал о том, что, какой я великий злыдень, и, это так круто!

Короче, книга сильно на любителя.

Даже не знаю, что сказать хорошего. Тьфу, а ещё, теперь, придется дочитывать ещё два романа этого цикла, дабы узнать, чем все закончится.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Через тернии – к звёздам

***

После невероятного дебюта Джо Аберкромби на поприще фэнтези возникла целая волна последователей и подражателей. И ведь даже сейчас, в 2022 году, они никуда не делись. Скалл, Хейс, Буллингтон – все эти писатели так или иначе пытались воплотить стиль Аберкромби, подстраиваясь под него или подстраивая его под себя. Но один из авторов стоит особняком – Марк Лоуренс. Он не просто был одним из самых первых. Лоуренсу удалось воплотить некоторые удачные ходы Аберкромби, добавить кое-что свое. Как результат – великолепный «Принц Терний».

…Йоргу всего 13 лет. У него за плечами страшные испытания – предательство, потеря мамы и брата, суровый отец. Но к 13 годам он сколотил банду – Братство. Суровые мужики – убийцы, воры, насильники, предатели – слушаются Анкрата. И ведь дело не в том, что Йорг – принц и наследник трона. Не в том, что Йорг хитёр и умён. Йорг невероятно амбициозен, он видит перед собой цель, а всё вокруг – лишь мимолётные препятствия.

Композиционно роман построен весьма необычно. У Йорга есть банда, но его прошлое покрыто мраком, а будущее относительно известно. В первой трети книги Лоуренс часто использует флешбеки. Целые главы посвящены прошлому Йорга, его утрате, его обретениям. Автор скрупулёзно выстраивает историю Анкрата от настоящего к будущему, от прошлого к настоящему. Многие вопросы остаются без ответов, но это – ружья, которые автор развешивает с особым тщанием и усердием. И ружья эти обязательно выстрелят! И в продолжениях – в «Королей Терний» и в «Императоре Терний», а так же в рассказах-приквелах. Причём короткая форма у Лоуренса получилась ничуть не хуже длинной. Рассказы и повести ничуть не уступают романам. К слову, далеко не все рассказы Аберкромби действительно интересны (как в связи с циклом, так и в отрыве). При этом «Принц Терний» – очень короткий (по современным фэнтези-меркам) роман. Есть карта (малоинформативная). И до какого-то момента произведение может показаться действительно простым и даже пресным. Но не спешите обманываться. Лоуренс сперва намекает, затем говорит почти прямо, а примерно на 2\3 произведения выкатывает главный твист «Разрушенной империи». Или не твист, если вы уже начитались отзывов.

Сюжет «Принца Терний» представляет собой типичный квест. Главный герой идёт по пути мести (один из центральных вопросов Лоуренса, который проходят красной нитью по всей «Разрушенной империи»). При этом в репертуаре Йорга будут и бои (не массовые, любители войн останутся недовольны), и побеги, и плен. Но ещё больше у романа смертей. Автор буквально усеивает страницы горами трупов. Их много даже среди братьев.

По части героев автор полностью вложился только в одного персонажа. В Йорга «Принца Терний» Анкрата. Это не просто принц, не просто умный мальчик, не просто хитрый. Он донельзя бескомпромиссный, злопамятный, мстительный. Он может всадить нож брату, если тот поставит под сомнение авторитет Анкрата. Если у Йорга будет возможность ударить в спину, то он воспользуется ею. Спровоцирует. Обманет. Но знайте – Анкрат выйдет из любого противостояния победителем. Еще в первой главе он заявляет, что к 15 годам намерен стать королем. И в последней главе он обещает, что к 20 годам станет императором. Пафосно? Очень даже. Йорг Пафос Анкрат – это про него. По уровню пафоса с Йоргом мало кто сравнится.

Мироустройство. Как было сказано выше, сперва всё выглядит так, будто это стандартный фэнтези-мир. Чуть-чуть фантастических тварей (левкроты, личи, некроманты, немного магии). Но всё это ровно до жирного твиста. После него картина мира встает с ног на голову. И начинается пересмотр всего и всея. Забегая вперёд – в последующих книгах Лоуренс больше поработает в мир, так что не стоит упрекать автора в слабом ворлд-дропинге.

Что сказать о минусах? Кому-то не понравится пафос Йорга. Кто-то посчитает юнца слишком удачливым. Но ему возвращается сторицей то, что у него забрали с девяти до четырнадцати. Слабо описан мир? Это только первый роман трилогии, наберитесь терпения. Слабый язык? А вот тут точно нет. Это большой привет ФФК – переводчику, редактору и корректору. Роман переведён слабо. Как минимум есть вопросы по ругательствам (здесь они заменены на совсем безобидные), но куда больше вопросов по построению предложений. В каждой странице отсутствует примерно 5-10 местоимений. И они не всегда относятся к Йоргу! Поскольку книга написана от первого лица, то такой приемный получается весьма сомнительным. И иногда без косого взгляда в оригинал непонятно, кто же что-то пошёл да сделал. Но последний момент (местоимения) исправлены в фанатской версии «Принца Терний».

Заключение: «Принц Терний» остаётся актуальным и в 2022 году. Роман броский, яркий, в меру мрачный. Но это не дарк ради дарка. Жизнь у Йорга и правда не сахар. Здесь много текста можно разобрать на цитатки, есть ряд классных сцен (поединок с Галеном; атака на Красный замок). Шикарный мир (как минимум необычный! Примечательно, что через несколько лет Джо Аберкромби использует этот же приём). Читается книга легко. И, наконец, ещё один важный факт: Лоуренс действительно растёт в мастерстве. Последующие книги (будь то «РИ» или «ВКК») ничуть не хуже. Это же можно отнести и к «Книге Предка».

10 терний из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу быка за рога, вернее -- принца за тернии. Мне книга не понравилась. Если к построению сюжета и языку не придраться (что логично, все же не самиздат читаю, а доведенное до блеска издательством произведение ), то логика происходящего и глубина оставляют печальный след. К сожалению, потратил время на скучную и заштампованную историю, где герой к победе шел и пришел. Потому, что так автор задумал.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фэ́нтези (англ. fantasy — «фантазия») — жанр современной литературы, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — «тёмное, мрачное фэнтези») — поджанр художественных произведений, включающий в себя элементы ужасов и готики, действие в котором происходит в антураже традиционного фэнтези.

Цикл книг «Разрушенная империя» Марка Лоуренса подает себя, как неплохой образчик темного фэнтези. Якобы только для взрослых. Только 18+. Все серьезно. Ключевое слово — «якобы», потому что на деле мы опять имеем банальную и напрочь заштампованную историю о мести очередного Марти Сью.

Аннотация гласит: «Когда ему было девять лет, на его глазах были зарезаны мать и брат. Свое тринадцатилетие он встретил лидером банды кровожадных головорезов. К пятнадцати годам он вознамерился стать королем. С того самого дня, как убийцы графа Ренара расправились с его близкими, Йорг мечтал отомстить. Его детство закончилось очень рано, поэтому жизнь и смерть для него — всего лишь игрушки. Больше ему нечем играть и нечего проигрывать. И вот пришло время благородному принцу Йоргу вернуться в Высокий Замок и обрести принадлежащее ему по праву. Но предательство ждет его в родном доме. Коварство и темная магия. Сможет ли ожесточенная воля молодого принца победить врагов, могущество которых находится за пределами его воображения?»

И первое, что стоит отметить — аннотация знатно так привирает. Примерно также, как соседский алкаш, когда навеселе начинает делится горькой правдой жизни и проникновенно рассказывать о своей прошлой работе КГБ-шника. Так и здесь. Никакой психологии о превращении мальчика в кровожадного убийцу вы здесь не найдете. Враги будут самые обыкновенные, а кусочек магии при желании можно увидеть только в самом конце. 90% оставшегося эфирного времени будет отдано агрессивному «мартисьюшноподобному» подростку, который будет резать своих и чужих, попутно рассказывая, насколько прогнил окружающий мир и какие уроды его населяют. Естественно, подтверждений его словам читатели так и не найдут.

Мир — обыкновенное и даже нисколько не темное фэнтези. Просто главный герой вышел у автора моральным уродом и от этого балдеет. Судит людей по себе и гребет всех под одну гребенку. Избалованный ребенок, которому в свое время не хватило ремня. Что с него взять? Интересно другое. Почему все остальные падают ему в ноги? Знать, крестьяне, профессиональные наемники и даже самые отбитые отморозки затыкаются и внимательно ловят каждое слово, сказанное зазнавшейся малолеткой. И это темное фэнтези, где во главе угла всегда ставили реализм?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Был принцем и все шло неплохо, но мать убили и пришлось бежать. За одну ночь мы стали сильным, волевым и сверхрасчетливым берсерком, с ораторскими способностями близкими к Адольфу Гитлеру. Реализм?

2. Решил, что надо сколотить банду и вернуть трон. В золоте и разодетый в дорогие шелка, наш беглый принц идет в Нижний Город, где даже без минимального сопротивления находит самый злачный притон. Реализм?

3. Там начинает лезть в бутылку и гнать на всю бандитскую кодлу разом. Далее режет местного главаря, занимает его место, а все окружающие признают неудовлетворенного выскочку новым боссом. Реализм?

4. Чуть погодя решает вернуть трон. И возвращает!

Вот и весь сюжет. Уровень — пришел, увидел, победил. И так до самого конца книги, где нашего пубертатного подростка ожидает сопливо-розовый хэппи энд и жирный намек на продолжение.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о мести школьника, как метко подметил один из анонимных рецензентов, в которой сила ярости школьника позволяет поражать великих магов, крупных мужиков-мародеров и свергать королей. «Принца терний» можно даже воспринимать как пародию на «черное фэнтези» в духе Аберкромби, просто Лоуренс идет еще дальше и делает юмор еще прямолинейнее и чернее.

Принц Йорг — маленький вертлявый подонок, совершенно лишенный инстинкта самосохранения и упертый, как ад. Он уходит из дворца с командой освобожденных из тюрьмы бандитов, чтобы грабить, убивать и насиловать, потому что отец заключил мирное соглашение с убийцей матери. И хотя сюжет слабоват, Йорг своим нарушением канонов честной борьбы вызывает симпатию. Там, где другие испытывают личную драму, он убивает тех, к кому привязался, чтобы не ослабеть. Там, где другие оценивают опасность, он прет вперед и режет головы. Там, где кто-то пошел бы на соглашение, Йорг гадит в череп врага. И этот юношеский максимализм в оболочке из черного фэнтези в каком-то смысле прекрасен.

Оценка: 8
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Походу поиски мои чего-либо оригинального в поджанре так называемого «темного фентези» начинают становится столь же бесплодными, как и попытки отыскать что-либо необычное в фентези традиционном. Что странно, книгу сию порекомендовала мне супруга, которая обычно к подобным произведениям любви, мягко говоря, не питает. Да и отзывы у книги были весьма положительные. Поэтому я был заинтригован. Поэтому ожидания от произведения у меня были самые радужные, но им не суждено сбыться.

Заглавный герой, от чьего лица ведется повествования — типичный темный Марти Сью. В четырнадцать лет является главарем банды и сверхвоином, а в пятнадцать намеревается стать уже королем. Ведет себя порой как типичный киношный злодей – убивает собственных подчиненных по малейшему поводу, пускается в долгие разговоры касательно того как и кого будет пытать. Но самое, пожалуй нелепое – это как по мнению автора он докатился до жизни такой. Итак, в девять лет у него убили мать младшего брата. А отец некоторое время спустя отказывается за них мстить. И вот если бы на нашего Сью в этот момент упал магический меч с драконом или способность временно подчинять волю людей вместе с боевым роботом и зеленоволосой девушкой, то даже это не смотрелось столь абсурдно, как то, что выдает нам автор. Итак, наш мега-стратег идет в тюрьму на экскурсию, освобождает там смертников и с ними уходит. Г – Гениально… На этом месте я крепко зажмурился, а затем пошире открыл глаза, чтобы развидеть подобное. Ну вдруг на самом деле я все это время читал какую дешевую японскую мангу. Ну знаете, там это модно – в девять потерять родных и познать всю мудрость жизни, в тринадцать стать главарем, в пятнадцать – хокаге, пардон, королем… Нет, томик так книгой и остался. Но я его на этом месте решил все же его прикрыть. Мало ли…

Да, в средние и даже не столь уж средние века дети малые порой занимались самыми неблаговидными занятиями – от воровства до мародерства, но это были люди, созданные самой бедной и неблагонадежной средой (например, отпрыски проституток при лагерях наемников), а никак не пришедшие со стороны аристократы. Да и во главе всяких сомнительных братств они не становились (есть конечно такое явление как детские банды, но это совсем другая и весьма печальная песня), там всегда были хищники покрупнее и поматерей. Будь в книге хоть капля реализма, путь героя закончился бы, так и не начавшись, причем самым неблагоприятным образом. Да и развитие сюжета весьма стандартно: наш Сью усилием воли побеждает оживших мертвецом, скачет аки голливудский ниндзя и мигом способен убить сидящего на коне вражьего командира, а когда на его банду нападают враги, на пути тех чудесным образом возникают волчьи ямы… В общем, реалистичности тут ни на грош. Да вся мрачность как обычно в таких случаях сводится к горам трупов и упоминаниям всяческих членовредительств.

В итоге мы имеем опять типичное подростковое чтиво, которое автор полил кровушкой, присыпал кишечками и попытался выдать за что-то «мрачное да сурьезное». Но оно так и осталось подростковой фантазией, просто более злой и кровавой, чем нынче принято, из серии «убегу из дома, буду мстить, а попутно грабить, убивать и насильственно любить».

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книге описан жестокий средневековый мир возможного будущего, этот мир куда как реалистичен и лучше отображает человеческую природу, чем романтизированный мир стандартного фэнтези, где главные герои и мудрые волшебники срать не сядут не сказав, что то возвышенно пафосное и потом под светлыми знаменами не поскачут на злых (просто потому что злые) врагов.

Главного героя не устают попрекать в чрезмерной жестокости, заявляют о несерьезности, что 14 летний подросток может восприниматься серьезно. Ну так вот господа, ваши представления о средневековье искажены восприятием современности, как стандартом для всей человеческой истории. А это в корне неправильно. Жестокость, как таковая никогда в среде воинского сословия не была грехом, зачастую это был показатель и ориентир на сильного вождя и опытного война, жестокость это гарантия того, что в спину тебе не ударит помилованный враг и рука твоя не дрогнет в бою. Мужчина в 14 лет считался уже равноправным войном, при средней длительности жизни в районе 35 лет дожить до 14 это было уже хорошо, учитывая голод, болезни, войны. Обучение в войны, тем более у высшей знати, начиналось с куда более раннего возраста, а как иначе может быть, если эти навыки были самыми значимыми и показательными для любого представителя знати той эпохи.

Также я не согласен с претензиями к недостаточно полному описанию мира, да любителям Сандерсона тут ловить нечего, автор не стал растягивать книги подробным описанием ландшафтов, упасигосподи, флоры и фауны, или вникать в политико-географические подробности каких нибудь отдаленных стран, которые мы и не посетим. Они описаны настолько насколько требуется. Спасибо ему за это! Уже правда тошнит от этих авторских потуг оживить свой мир оригинальными и чрезмерно многостранично описанными тварями, местами, интерьерами и прочей дичью, тексты ради текста. Мир может у вас и очень живой, только герои очень тормозят в пути, клуб юных натуралистов, блин.

Главный плюс автора, легкий слог, минимум воды, события развиваются стремительно, решения главного героя (бросающие в праведный гнев моралфагов) быстрые, отчаянные, но все они вполне обоснованные и оправданные правилами мира. Зловещий некромант торжественно спускаясь со ступеней начал снижать боевой дух банальными речами о бесцельности сопротивления, похоже очередной проходной злодей на целую главу, но происходит внезапный рывок, взмах меча, голова отделяется от тела, Йорг с отрядом прорывается дальше. А что оказывается так можно было? За эти моменты я очень люблю Марка Лоуренса, таких моментов не хватает во многих «шедеврах», это мысленно многократно сильнее сближает меня с главным героем, чем 100 листов внутренних размышлений размазанных на роман. У главного героя не возникает особых проблем с преодолением своих внутренних комплексов, история не перегружена фетишем собственного внутреннего роста, борьбой и преодолением своих взглядов. Йорг Анкрат пережив в детстве ужасную трагедию, оказавшийся беспомощным и потерявший все ему дорогое, преображается в фанатично целеустремленного, жестокого в своей прагматичности персонажа, за ним хочется наблюдать, невольно ему сопереживаешь. И это выглядит вполне органично в представленном мире, где выживание само по себе является успехом, это не мир Толкиена, четких граней черного и белого не существует, Йорг именно тот герой, который способен выживать и достигать своих целей в Разрушенной империи.

Конечно цикл не идеален, у него есть минусы, мир мрачный, атмосфера чаще всего гнетущая, но с главным героем не возможно приуныть. Мне интересна Разрушенная империя, очень интересен главный герой, интересна большая часть героев, развитие истории, финты сюжета, спорные поступки, также автор оригинально преподнес свою систему магии (хотя в классическом смысле это и не магия). От книги к книге мы узнаем о мире все больше и больше, он интересный и разнообразный, древние Зодчие с их тайнами, загадками и вполне живым влиянием. Ставлю максимальную оценку за контраст с опостылевшими мне шаблонами «стандартного» фэнтези с его тошнотно положительными, стыдливыми, вечно рефлексирущими героями, растянутым (вымученными условностями) повествованием и прочей лабудой столь далекой от действий и жизни реальных людей. Таких авторов немного, не всем понравится, но это уже личные пристрастия каждого.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну вот с чего: «это плохая машина, потому что синего цвета. А мне не нравится синий» — с такой логикой трудно спорить, а ведь большинство комментаторов именно это и выдаёт. Озлобленный и кровожадный главный герой — не по канонам. Не скачут по лугам единороги, нет добрых и глупых королей — не по канонам. И это основная причина низких отзывов — не по канонам фентези. Неужели читатели такие узколобые и неспособны оценить что то новое и непохожее?

Много ли произведений с главным героем низкой морали, злым и жестоким? В голову пришёл только «заводной апельсин». Это, определённо, делает книгу необычной, но «чистоплюям» придётся не по вкусу (считай большинству). В сложных (с точки зрения морали) ситуациях «правильный» главный герой всегда выбирает добро. Независимо от ситуации выбор строго определён, а победа гарантирована тем, что добро всегда побеждает зло. «В этот раз я тебя отпущу, но в следующий прикончу» — больше похоже на детскую игру, чем на серьёзное сражение. Вспороть отморозку глотку, а потом осмыслить свой поступок — тут детскими играми и не пахнет. Оправданно ли Йорг кровожадный? А оправданно ли добр главный герой в другой книге? В жестоком мире преуспевает самый сильный, хитрый и беспринципный. И не один, а в компании таких же подлецов. Главный герой хорошо вписывается в тот мир, к его образу нет замечаний. Второстепенные персонажи раскрываются по ходу дела: каждое их действие, каждый взгляд на них вызывает воспоминание или оценку из которых строится образ. Стоило ли полнее раскрывать персонажей, чьи жизни могут оборваться на следующей странице или через десяток? Или выделять тех, кто точно останется в строю, создавая очевидные моменты в сюжете? Как по мне — все так как и должно быть. Читается книга легко, сюжет интересный, написано толково. Не приходилось читать по диагонали 3х страничные описания пейзажей, перечитывать по 5 раз перегруженные предложения, да и с пустыми и односложными проблем небыло. Потому что этого всего нет.  Повествуется в двух временных точках поочередно: «сейчас» и «тогда», последнее по ходу прочтения догоняет и к финалу подходим в одном времени. И прошлое и настоящее читать интересно, но при переходе в интригующий момент чувствуется досада: осушить залпом эту историю автор не даёт. Хотя, привыкнув, был даже благодарен — прочитав главу можно спокойно идти делать дела (читал урывками на работе).

Что имеем по итогу: нешаблонный главный герой; жестокий, больше к реализму чем к сказке мир; интересный сюжет, хоть и достаточно простой. Звучит неплохо, правда? Если не смущает жестокость, то очень неплохая книга, а если даже смущает — вторая намного «мягче».    

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Назвать данное произведение оригинальным трудно, но старт вышел очень даже не плохой. Многие рецензенты отмечали схожесть романа с работами Кука, Аберкромби и т.д., на мой взгляд это больше «жанровая» схожесть. По мастерству Лоуренс немного до них не дотягивает, в основном из-за менее «живых» персонажей, про сеттинг не говорю поскольку считаю его второстепенным.

Что более всего не понравилось, так это возраст главного героя. Сам автор не даёт боле-менее внятных объяснений столь раннего взросления Йорга, трагедия конечно серьёзная, кусты колючие, мотивация железная, но этого мало. Только умудрённый опытом человек смог бы так себя вести, а вот на приобретение этого опыта автор годков и не предоставил. Некоторые коллеги объясняют этот факт средневековым антуражем, мол тогда женились в 13 лет (может и раньше) и всё такое, вряд ли это делало их (женатых) умнее. Во вторых, Йорг в произведении один такой 14-ти летний вундеркинд, так что сослаться на общие тенденции средних веков вряд ли получится.

Не понравился момент с подрывом бомбы (уж очень смахивает на финал «Первого закона» Аберкромби), хотя сделано всё было как раз на уровне 14-ти летнего...

Теперь о положительных моментах.

На многие вопросы, возникавшие в моей голове, автор даёт вполне внятные ответы, например, почему маги умеющие управлять людьми не пытаются влезть на королевский трон.

Понравились вкрапления юмора, правда с гулькин нос, но это хорошо, ведь не юмористическое же произведение. Кстати сюжет с лошадью, сыгравшей роль небольшого рояля, больше попахивает юморком чем поворотным моментом.

Стоит отметить наличие не совсем конченных второстепенных героев, таких как нубанец или капитан Макин.

Многие отметили отсутствие мотивации у персонажей, интересно, какая ещё мотивация кроме денег и насилия для бандюков, власти и насилия для феодалов нужна в средневековом антураже.

В заключение хотелось бы отметить, что высоких идей в произведении нет и ни в коем случае не стоит превозносить главного героя. Месть конечно дело хорошее, но не в том случае когда идёшь по трупам невинных людей, что тогда тебя отличает от провинившегося перед тобой. И этот принцип «слепого» отмщения с перемалыванием всех, кто попадает под руку, считаю губительным для человечности. Хотели бы вы попасть под эту руку? Если нет, то к чему все эти восторги псевдореалистичностью, или, благородству в реале места нет вовсе?

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не особо понимаю притензий по поводу возраста героя, это в современном мире 18-21 вхождение во взрослость, а в 30 якобы расцвет. В средневековье 30 уже старик, а при условиях их жизни к тридцати воин был хоть и матерым, но старым и не особо ценным. Выходили замуж в районе 14, а к 20 были уже вполне взрослыми.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу я так и не смог дочитать. Ну не могу я серьезно воспринимать мальчишку (в интерпретации Лоуренса) убивающего здоровых бугаев одним щелбаном. Иногда мне казалось, что я читаю пародию на темное фэнтази, но полное отсутствие юмора, быстро убеждало меня в обратном. Книга неубедительна и вторична. Лучше один Аберкромби, чем десять Лоуренсов.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга потрясающая. Язык схож чём-то с Аберкромбевским повествованием, но это нельзя занести в минусы! Герой прописан от и до, изумительная книга дарк фэнтези.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее из дарк фентези, что я вообще читал! Под впечатлением. Однозначно не для женского пола. Вообще не помню когда книга меня настолько захватывала! Даже подумываю купить весь цикл на бумаге и поставить на полку.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой и правда колоритный, показана судьба обозленного ребенка, не знающего никаких границ своей страсти и прихоти, излагающего свой рассказ по-взрослому серьезно. Есть развитие по ходу книги, концовка оставляет двойственные очучения, но поразмышлять есть над чем. Фигура Йорга центральная и если бы не мощная дарк-составляющая романа, можно было бы смело писать в жанр обычную героику, но нет — все идет наполопам.

Понравился стиль автора, находчивый и богатый на описания, сравнения и около философские афоризмы. Повествование сконцентрировано на чувствах и мыслях главного героя, его мироощущении, и все это подано резко, густо и одновременно свежо, как лютый сквозняк с душком свежевыжатой похоти.

Не понятным остался мир, какие магические законы в нем действуют и что за *** прямо вот сейчас творится на странице. Пояснениями мягко говоря странных событий автор не балует. Все просто — мы вот здесь и сейчас, вместе с Йоргом. Отлично. Так, стоп. Все-таки где мы? А черт его знает, где-то в темном и мрачном средневековье.

Еще мотивация некоторых поступков не очевидна, а из кустов часто валятся рояли, но сопереживание глав герою я определенно испытал и в атмосферу происходящего погрузился, то есть остался доволен. Надо будет почитать продолжение.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх