Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роман написан от лица эмигранта, спасающегося от нацистов. Попытки выбраться из Европы приводят его в Лиссабон, откуда он вместе со своей спутницей надеется уплыть на пароходе в Америку. На улице ему встречается странный человек, который предлагает молодым людям купить билеты на пароход. Но за билеты придется заплатить несколько необычным способом — провести всю ночь в компании этого человека и выслушать его рассказ. История жизни обыкновенного европейца драматично сплетается с судьбой всего континента, израненного цепкими лапами нацизма.
Роман «Ночь в Лиссабоне» был закончен в 1961 году и публиковался в газете «Welt am Sonntag» в период с 15.01.1961 по 21.05.1961 г.. Книга вышла в 1962 году в Кельне, в издательстве «Кипенхойер и Витч».
Экранизации:
— «Ночь в Лиссабоне» / «Die Nacht von Lissabon» 1971, Германия (ФРГ), реж: Збынек Бриних
- /языки:
- русский (21), украинский (1)
- /тип:
- книги (21), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Плашевский (13), Н. Фёдорова (4)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Изенгрим, 27 октября 2015 г.
Думается, Ремарк продал душу дьяволу за свой талант. Пишет он просто изумительно — доверительная интонация, понятный до последнего слова немецкий (рай для переводчиков), простые, но точные сравнения: как будто разговариваешь со своим другом, или хотя бы хорошим знакомым, будто пишет он лично для тебя, так, чтобы именно тебе стала понятна и близка его история. Нежная, пронзительная и искренняя до последней запятой история любви — трагичная, как скитания эмигранта в разорванной войной Европе, невероятная, как побег из нацистского концлагеря, полная надежды, как ночь в Лиссабоне.
LadyAngel, 1 апреля 2019 г.
Одно из любимых произведений.
Мне очень близок стиль изложения этого автора, всякий раз, когда я брала в руки его книгу, красота слога завораживала меня.
Кроме бесспорно талантливой военной прозы Ремарку удается удивительно красиво очертить романтическую линию в произведениях. И, на мой взгляд, в романе «Ночь в Лиссабоне» она особенная.
Задумаемся на мгновение... когда мы особенно напряжены, когда долгое время нас беспокоят тревожные мысли, или когда мы находимся на пороге свершения важных событий, было бы большой удачей встретить незнакомца, который готов нас выслушать. С одной стороны, нам нужно высказаться, нам необходима эта разрядка, с другой стороны, иногда мы не можем сказать близким многое (хотя бы потому, чтобы их не тревожить). Поэтому случайный слушатель — это лучшее, что с нами может произойти в этой ситуации. Сколько раз мы с вами разговаривали о сокровенном с попутчиком в поезде? Мы помогали друг другу. А то, что это был посторонний человек, это даже не важно. Мы выйдем на перрон и забудем о разговоре, но то волшебство, которое сотворила эта беседа, оно останется.
Рекомендую к прочтению. Это прекрасное, невероятно поэтичное произведение талантливого автора.
Профессор, 20 октября 2017 г.
Эмоции еще долго будут бить ключом после прочтения данной книги. Очередной шедевр от Ремарка в котором уместилось так много. В романе рассказывается обо всем: о счастье, потерях и горестях, любви и верности, предательстве, одиночестве, раскаянии, борьбе. Повествование ведется в виде диалога двух эмигрантов, которые как никто другой понимают друг друга. В очередной раз хочу сказать про язык автора — он потрясающий, погружаешься в историю рассказчика настолько, что порой мне казалось, что это я принимаю участие в диалоге и слушаю рассказчика. По данной книге даже не стоит снимать фильм, потому как во время прочтения каждый сам смотрит свой фильм, который никто не сможет снять лучше. Роман очень тронул, что больше мне и сказать нечего, хотя во время прочтения мыслей и рассуждений у меня было много. В тоже время после прочтения все мысли куда-то улетучились и остался некий вакуум, а в этом я вижу минус данного произведения для себя. Поэтому просто читайте сами.
Алорн, 19 мая 2017 г.
Вторая мировая война оставила неизгладимый след на теле человеческой истории и каждый творческий человек пытается по своему интерпретировать события, случившиеся в те злополучные годы, отсюда бесконечные голливудские фильмы об «их» войне и наши движущиеся картинки о простых героях. В основном, одни взрывы и прочие спецэффекты.
Но отбросим в сторону кинематограф, у нас, как ни как, литературный сайт. В литературе всё гораздо сложней и интересней, если не считать американских произведений. Одним из первых кто начал писать о войне, как ни странно, немец Ремарк. Писал он совсем не о превосходстве арийской расы, а наоборот, высмеивал и критиковал диктаторский режим Гитлера. Главными героями его произведений в основном были эмигранты, довольно не популярная тема для остальных писателей, да и режиссёров.
«Ночь в Лиссабоне» как раз и является ярким представителем «эмигрантского» романа. О достоинствах и недостатках книги мы и поговорим дальше.
Скажите, часто вам приходилось встречать название книги, которое наиболее точно передают основную сюжетную мысль? Часто? Если нет, то роман Ремарка как раз и является образцовым примером.
Основные события всей книги происходят за одну ночь в столице Португалии. Безымянный герой (конечно у него есть имя, но его можно узнать, только прочитав ещё один роман Ремарка «Возлюби ближнего своего») шатается на причале в ожиданиях чуда. Ему нужны два билета на корабль, отправляющийся в Америку, но достать их возможности нет никакой. Только чудо может помочь ему и, по своему обыкновению, оно помогает. Некий Шварц предлагают герою билеты на корабль, взамен требую лишь выслушать его историю.
Вот с этой истории и начинается самое интересное. Получается такой роман в рассказе. Шварц рассказывают герою о своих злоключениях до начала и во время войны, но по сути, это одна большая любовная история. Жена Шварца Элен осталась в Германии и он, по непонятным даже ему целям, пытается добраться до неё.
Любовь Шварца и Елены вспыхивает вновь, кажется, годы разлуки только сблизили их. Они решают вместе бежать из нацисткой Германии. Их путь пролегает через Швейцарию, Францию, Испанию и, наконец, Португалию. За это время они пережили ещё одну долгую разлуку, но всё обошлось.
Конечно, сюжет построен интересно и как выберется Шварц из очередной переделки читать увлекательно, но главная загадка книги насквозь банальна и читатель её узнаёт быстрее главного героя.
На фоне неоднозначного сюжета ярко выделяются персонажи. Их всего два, если не считать «безымянного» героя.
О прошлом и настоящем Шварца почти ничего неизвестно, даже его настоящие имя и фамилия остаются в тайне. Брат Элен отправил его в специальный лагерь по промыванию мозгов, но «промывки» не получилось и Шварца «вытурнули» из страны. Дальнейшие события его жизни читатель и узнает из повествования.
По поступкам Шварца, можно сделать вывод, что он значительно изменился со времени своего заключения. Его разум стал более холодным и рассудительным, он научился прятать страх и действовать по ситуации. Но подкупает в Шварце то, что все метаморфозы произошедшие с ним происходят буквально на глазах читателя. Чего стоит только его уход из лагеря для эмигрантов.
Жена Шварца, Элен, является противоположностью своего мужа. Если в начале именно она отличалась ясным умом и предвидением опасных ситуаций, то под конец повествования, непонятная хворь делает её в конец раздражительной и она живёт только ради целей своего возлюбленного.
Стиль Ремарка также строг, как и сама немецкая натура. Вся книга пропитана духом умирающей Европы. Почти всё повествование на ум приходят только серые цвета и только в минуты покоя, когда Елена и Шварц остаются наедине, неожиданно вспоминаешь, что в этом мире ещё есть краски. Озеро в Швейцарии, гостиница во Франции, замок на границе Испании. Словно кто-то случайно капнул цветными красками на черно-белый мольберт.
Кроме потрясающей передачи цветогаммы Ремарку удалось избежать излишней дотошности. Он не заостряет внимания на мелочах, поэтому часто у читателя возникает вопрос: «Как так?». Но прежде чем начинаешь по настоящему задумываться что же произошло, автор подкидывает следующую интересную ситуацию или вновь возвращает повествование в Лиссабон.
В целом, Ремарк все свои недостатки мастерски замаскировал, тем самым добавив произведению живости слова. То есть, когда уже начинаешь уставать читать об вяло текущей жизни эмигрантов, то автор обязательно выведет вас из сна и вы вновь начнете получать удовольствие от прочтения.
Многие авторы мало уделяют вниманию созданию атмосферы своего произведения. Ремарк к их числу не относится. Выше уже было сказано о «цветовой» насыщенности книги, что немаловажно для атмосферы. Плюс к этому Ремарк часто останавливается на описании мест проживания эмигрантов, что позволяет более легко ориентироваться в маршруте Шварца.
Почти в каждом поселении\заведении, где останавливается Шварц (и в своём рассказе и в самом Лиссабоне) встречаются фашисты. Первоначально они холодны и тщеславны. Ничто не может нарушить их внутреннего покоя, но по ходу того, как война развивается, Ремарк показывает уже совсем других немцев, озлобленных и любящих лесть.
Атмосфера неизбежности войны и безнадежности Ремарку удалась, пожалуй, лучшего всего.
Если вы ещё не сталкивались с войной Ремарка, то «Ночь в Лиссабоне» вас приятно удивит. Вновь возродившаяся духовно, но умирающая физически любовь отлично вписывается в общую атмосферу холодной и жестокой войны.
smid, 7 января 2012 г.
На ряду с «На западном фронте без перемен» роман произвел сильное впечатление, война хороша для тех кто на ней не был!
Герои Ремарка простые люди, волею судьбы поставленные в страшные ситуации, будь то линия фронта или прятки от гестапо. В чужой стране, без документов и средств. Еще вчера ты был врач или учитель, а сегодня затравленный зверь.
Роман «Ночь в Лиссабоне» стоит того что-бы его прочитать, а самый чудесный город — тот, где человек счастлив.
Вапрог, 19 июля 2019 г.
Про что
Одной ночью в глубине 1942 года неподалёку от лиссабонского порта человек, одним из имён которого является Йозеф Шварц, заговорит с незнакомцем и предложит ему шанс уплыть из охваченной пожаром Европы в обмен на простую услугу — выслушать его рассказ о своей жизни.
Предсказуемая предсказуемость
Теоретически роман должен быть настоящим пиршеством: Ремарк про любовь в преддверии и на фоне Второй Мировой с нелегальными переходами границ, бегством из нацистской Германии, обманами патрулей, проверяющих твои насквозь фальшивые документы, побегами из лагерей, в общем, со всем шпионско-приключенческим набором, только что без внедрения в абвер и попытки покушения на Гитлера. Чего ещё желать, казалось бы. Но одна деталь всё портит.
Ремарк решил рассказать историю в прошедшем времени, и я не понимаю зачем. Первые десять страниц, и читатель уже знает финал: он знает, где и когда окажется главный герой, знает, где и когда умрёт его любовь, а позднее легко предугадает и отчего она умрёт. Разумеется, подобное предзнание снижает накал страстей при чтении до критически низких температур, ибо сложно страшиться за судьбу героя, угодившего в лапы гестапо, когда ты уже знаешь, что избавление придёт через пару страниц, ибо герою с подружкой ещё нужно доехать до Португалии. И нет очевидного объяснения этому ходу Ремарка. Кажется, что историю можно было бы легко рассказать и в настоящем времени, сделав Шварца первым лицом, а идею со слушателем просто забыть, ибо она, на мой взгляд, всё равно роману ничего не дала.
Заграница от этого не поможет
Ремарк еще раз после «Трёх товарищей» делает составляющей сюжета
Вердикт
Оно-то как бы и очень даже неплохо, все эти побегушки по половине пока что несуществующего Евросоюза, но мешает по-настоящему погрузиться в книгу раскрытый в самом её начале финал, трагичность которого кажется обусловленной не художественной необходимостью, а лишь желанием причинить читателю побольше боли. 6/10.
Вероятность повторного прочтения: пожалуй, отсутствует.
fortuna13, 25 января 2015 г.
«Ночь в Лиссабоне», книга, которая мало кого может оставить равнодушным. Здесь и любовь, и одиночество, и жизнь, и смерть переплетаются в единое целое. Всего одна ночь — а в ней вся прожитая жизнь. Хотелось ли вам в трудную минуту рассказать о себе постороннему человеку все, без утайки? И чтобы понял, и чтобы посочувствовал, и чтобы не оставил наедине с мыслями? То, что рассказал Шварц, вряд ли может быть похоже на вашу жизнь, потому что здесь обстоятельства сильнее чувств.
flute-m, 9 декабря 2011 г.
Некоторые говорят, что читать скучно... на мой взгляд этот роман один из лучших у Ремарка, он оставил след...
Velary, 8 сентября 2016 г.
И снова, и снова, и снова: война, алкоголь, вспыхнувшая любовь, смертельно больная женщина... Но на этот раз магия Ремарка не объединила эти привычные компоненты во что-то пронзительное, бесконечно тяжёлое и бесконечно прекрасное. Читать было откровенно скучно.
Это роман об эмиграции, точнее о скитаниях по (пред)военной Европе, где беженцу без паспорта не рады нигде, где прятаться приходится и от местных властей, и от немецких соглядатаев. Но это только фон, на самом деле роман о любви и о том счастье, которое она даёт, даже если твоя жизнь похожа на ад.
Но меня не тронуло. Слишком хаотично, слишком невнятно. Хотелось бы проникнуться, но нет.
Nikonorov, 20 января 2016 г.
Все тот же Ремарк, все то же сильное впечатление, все те же великолепные цитаты, но вот что-то воспринимается он уже не так вкусно, как лет 6-7 назад...
Либо данная книга менее ванильная, чем предыдущие. Все же в городской черте его романы для меня имеют больше приятности, нежели военные гонения.
Такие дела.
7,5 из 10.
Teon, 27 декабря 2015 г.
Это первый роман который я прочитал у Ремарка... и мне, в принципе, понравилось. Очень напоминает «Касабланку» пополам с «1984». Единственное, что не понравилось — сильно проседающая концовка «внутренней» сюжетной ветки и чрезмерная мелодраматичность (но последнее — издержки жанра, поэтому не в счёт). А вот что понравилось- очень много философских рассуждений и лирических отступлений. Very good, однако.
P.S. В конце-концов, с нами всегда останется Париж...