FantLab ru

Адам Нэвилл «Ритуал»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Голосов:
496
Моя оценка:
-

подробнее

Ритуал

The Ritual

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

Чтобы отвлечься от повседневных забот и проблем, четверо университетских друзей отправляются в поход в заполярные пустоши Швеции. В какой-то момент, в попытке срезать дорогу, они сворачивают в поросший многовековыми елями лес и теряют нужное им направление, углубляясь все глубже в чащобу. На третий день блужданий по лесу им попадается дерево, на котором жестоко распят какой-то лесной зверек. Затем они натыкаются на заброшенный дом, чердак которого служит убежищем для чучела какого-то отвратительного создания, и полуразрушенную церковь, подвал которой забит костями давно убитых людей. Очень скоро друзья узнают, что среди этих древних деревьев даже смерть приходит нелегко…

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2012 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2013 // Хоррор

лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучший роман / авторский сборник (выбор экспертов)

Номинации на премии:


номинант
Премия Нокт / Premios Nocte, 2014 // Зарубежная книга

Экранизации:

«Ритуал» / «The Ritual» 2017, Великобритания, реж: Дэвид Брукнер



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Ритуал
2017 г.
Ритуал
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Ritual
2011 г.
(английский)
The Ritual
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта один из тех хорроров, который не оставил равнодушным. Прочитав описание книги решил приобрести, но в продаже не нашел, а заказывать как то не захотелось, поэтому в кои то веки решил обратиться к аудиокниге. Включил на часок на выходных, и выключил практически когда дослушал, то бишь, часов через 12.

Мрачно, гнетуще, депрессивно, пугающе, первая половина книги это просто блеск для этого жанра, действительно, литературная «Ведьма из Блэр». Понравились неприкрытые острые взаимоотношения между героями, атмосфера безвыходности передана на высшем уровне.

Вторая часть книги это практически другой жанр и другой стиль, но сказать что она плоха не могу. В принципе, в итоге все логично связывается, но если первая часть романа это атмосфера то вторая это больше слэшер.

Кстати, совсем недавно вышла экранизация от Netflix, в фильме конечно существенные отличия и все очень сокращенно, но снято тоже не дурно, хотя с литературным источником не сравнить.

Любителям качественного хоррора, мистики и психологического триллера — рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Не думаю, что кто-то из нас знает, каково быть счастливым...»

*

«Если бы мы могли восстать. Все мы, несправедливо погибшие ради безумных Богов. Нас было бы очень много.»

*

С целью убежать от мирских забот городской жизни четверо приятелей решают провести отпуск активно и, взяв туристическое снаряжение, отправляются в путешествие. Они решают посетить нетронутые человеком красоты шведской природы и совершить поход через тьму лесного царства, где столетиями господствуют мистические твари, а жизнь подчиняется своим законам. Именно здесь им придется заглянуть в глаза самой смерти, принять неизбежное и разобраться в великой ценности такой мимолетной человеческой жизни.

*

Оговорюсь сразу, что не являюсь поклонницей и экспертом литературного жанра хоррор, поэтому оценка книги связана прежде всего с эмоциями, пережитыми мной в процессе чтения. Забегая вперед, скажу, что нисколько не пожалела о потраченном времени и пережила широкий спектр всевозможных эмоций.

*

Книга читается на одном дыхании. Автор не заставляет читателя долго ждать, и неожиданные события происходят уже с первой страницы. Повествование романа разделено на две части, сюжетно взаимосвязанных между собой. Хочу заметить, насколько разноплановыми по событиям, действующим лицам и эмоциональной нагрузке были эти части. Даже сам антураж в них был несхожим. И если в первой части автор захлестнул читателей бескрайними просторами непроходимого леса, то во второй — сжал пространство романа до размера замкнутой комнаты. Признаюсь, что была готова к тому, что буду вынуждена периодически пропускать кровавые моменты с неприятными сценами. Но оказалась приятно удивлена отсутствию в этом необходимости. Автор не ставил своей целью довести до обморока впечатлительных особ, пропитывая страницы романа кровью. Эти моменты были описаны именно в таких подробностях, чтобы читатель мог максимально четко представить масштабы происходящего зверства. И не более того. Скажу больше! Я поймала себя на абсурдной мысли, что несмотря на тот ужас, который происходил в романе, мне было невероятно интересно увидеть воочию ту прелесть первозданной природной красоты, которую упоминает Адам. И это не просто так, ведь в книге речь идет о реально существующих национальных парках Швеции. Невольно ощущалась нескрываемая любовь, которую автор испытывает к описываемым природным местам. И на фоне величественного, эпохального и сияющего леса, вместе с героями, я чувствовала себя крошечной песчинкой, жизнь которой настолько ничтожна в охвате существования вечной природы.  

*

Очень понравились персонажи, которые оставляли после себя не всегда однозначное впечатление. Были герои-перевертыши, отношение к которым по мере чтения менялось на прямо противоположное. Даже сам главный персонаж, на фоне совершаемого геройства, иногда вызывал неприязнь и осуждение. Тем не менее, меня отрезвляла мысль о том, что не каждый человек сможет, попав в подобную ситуацию, сохранить силу духа и стремление к выживанию. Быть последовательным, думать головой, не допускать паники, не идти напролом и не суетиться — вот главные правила, которые твердил себе герой и старался им следовать. Не обошлось в книге и без отталкивающих, откровенно жутких образов, о которых я деликатно умолчу.

*

Зачастую судьба подкидывает нам сложные жизненные обстоятельства, для того, чтобы мы переоценили смысл своей жизни и взглянули на свое существование под другим углом. Эта книга как раз об этом. Как ни печально, но именно перед лицом смерти по-настоящему начинаешь ценить жизнь и близких людей, вспоминая улыбающееся лицо матери, красотку на высоких каблуках и милый стеллаж для книг из «Икеа». Поэтому, были в книге невероятно трогательные моменты, когда слезы наворачивались на глаза. Не скрою, что были и откровенно жуткие и очень тревожные эпизоды. Я наивно мечтала о счастливом исходе событий, хотя бы в пропорции героев 1:4. Однако, примерно на середине книги, я распрощалась со своими мечтами, проанализировав всю безысходность описанной ситуации.

*

Дабы не оставлять за собой даже эмоциональных спойлеров, не буду говорить о том, понравился ли мне финал. Скажу только, что заключительная часть была очень напряженной. И если до сего момента я хорохорилась и говорила, что мне не было сильно жутко, то именно в финале у меня в горле застрял сгусток страха. Я готова была подпрыгивать от эмоций в переживании за главного героя, к которому на тот момент уже испытывала однозначную симпатию. Было жестоко, в какой-то мере кроваво и на все сто процентов справедливо!

*

Очень рекомендую книгу любителям жанра. В свою очередь скажу, что для меня чтение этого романа было очень интересным опытом. Думаю, что когда-нибудь продолжу знакомство с творчеством автора и прочитаю что-нибудь еще. В качестве послевкусия, в голове мысль о том, что такое жизнь человека и как она связана со свободой. Ничего не имеет значения до той поры, пока жестокая смерть не коснулась тебя своей костлявой рукой. И если в теле теплится жизнь, бьется сердце и воздух поступает в легкие, то надо жить и радоваться свободе жизни, понимая, что все это временно. Ведь иногда у человека бывает всего один шанс и один секундный удар, равный длине всей оставшейся жизни.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «№ 16» очень сомневался, стоит ли читать этот роман. Даже не знаю, как и решился. И был крайне удивлен, и уж тем более не пожалел!

При всех минусах повествования, которых не мало, он справляется со своей главной задачей. Он именно пугает, насколько может пугать вымышленный текст.

Я бы даже сказал, что это именно самое страшное произведение из художественных, которые я читал вообще. Рекомендую всем любителям жанра.

В общем, 10-ка, и никак иначе.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Суровые приключения четырех друзей в мрачном шведско-норвежском лесу переходящие в во встречу с придурками сатанистами-неоязычниками и какой то потусторонней хренью, точное описание которой практически отсутствует. Очень мрачно и жестоко. Примечательно, что никто не выжил, а главный герой похоже сошел с ума или что то около этого. Читать однозначно интересно, хороший добротный хоррор. Фантастики (или мистики) ровно столько, сколько нужно, что для меня несомненно большой плюс. Монстры монстрами, но самый хоррор — это человек, так сказать «разумный». По поводу деления на первую и вторую часть — по мне так все логично, да и название книги «РитуаЛ» — это именно вторая часть. Вообщем всем хорошего чтения.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне напомнил раннего Кинга, когда читала...Давно так книга не пробирала! Плюс, сама недавно заблудилась в лесу, страшно было, так что тема блуждания была очень близка...Еще свет отключили, и вот я, глубокой ночью, в темноте читаю-бррр! Рекомендую! Номер 16 тоже неплох, но не сравнить конечно...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящий хоррор. Классический, интересный как идеей, так и ее воплощением. Ужас ситуации усугубляется тем, что легко представить себя на месте главных героев — обычных современных горожан среднего возраста, решивших сходить в поход, но повернувших не туда. Мрачный сырой, черный лес, изувеченные останки, преследование неведомым монстром, чёртово капище в лесу — в общем, хватает за что зацепиться сознанию и подсознанию. Книга состоит из двух частей, при этом нагнетание ужаса происходит в каждой части по своему. В первой — типичная «страшная ситуация «, во второй — осмысленная, к собственно преследованию присоединяется ещё социальная составляющая — о существовании чудовища среди людей и не совсем людей. Рекомендую любителям жанра.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов ужасов, прочитанных в последнее время. Как уже было написано выше, распадается на две части, довольно сильно отличающиеся друг от друга.

Первая — четверо друзей по университету отправляются на выходные пошастать в шведских лесах, и сталкиваются с чем-то неожиданным и опасным. Хорошо выписаны характеры, неплохо переданы ощущения. Мрачный лес, враг неизвестен, шансы выжить невелики.

Вторая часть — герой сталкивается с более понятным, но не менее опасным противником. Во второй части доказывается, что сумасшедшие болваны могут подвернуться где угодно — даже в глухом лесу. Эпиграфом к ней может стать дикое завывание «ООООдин» из любимого в детстве фильма «Викинги».

Понравилась атмосфера романа.

В целом очень удачная книга о том, что человек самая сумасшедшая и опасная скотина в окружающем мире, и даже древним демонам его стоит опасаться

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Срезать путь — плохая идея. Особенно, если срезаешь через древний, первобытный лес — доказано героями романа Адама Нэвилла «Ритуал».

Герои оказались в ином мире, решив сократить путь. Здесь они столкнутся не только с голодом, жаждой и бесконечным дождём, но и с беспредельным ужасом. «Богом забытая земля. Человеку здесь не место» — слова одного из персонажей романа более чем точно описывают этот мрачное иномирье. Не зря в начале романа читателя встречают строки из прекрасного рассказа Элджернона Блэквуда “Ивы”. Есть места на Земле, где ещё живы первобытные боги и весь наш прогресс, современность, гаджеты и стремления здесь ничто. В этой идее роман Нэвилла даже схож с «Террором» Симмонса. Монстр Нэвилла тот же Туунбак Симмонса только родом из древних лесов Швеции. Тревожная жуткая атмосфера мрачного леса передана отлично. И тут пытаются выжить четверо когда-то друзей: Люк, Хатч, Фил и Дом.

Главные герои раскрываются постепенно. Поначалу достаточно сложно отличать одного от другого. Но по ходу изматывающего бега наперегонки со смертью, герои раскрываются. А позже фокус сместится в сторону одного из них, а уже остальные будут этакими лакмусовыми бумажками, демонстрирующими все его качества. Но это только первая часть книги.

Есть ещё и вторая. Она сюжетно продолжает первую, но её стилистика уже иная. Тонкий, построенный на тревожных предчувствиях встречи с неведомым, хоррор сменяется кровавым слэшером. Однако отторжения этот переход не вызывает, так как психологическое напряжение повествования отнюдь не спадает, а наоборот нарастает от страницы к странице и достигает своего пика в концовке.

Если первая часть вызывала ассоциации с Блэквудом (“Ивы”, “Вендиго”), то вторая ассоциируется с С.Кингом (“Мизери”, и даже “Тот, кто хочет выжить”). Написана она тоже на высоком уровне. И — лишь на мой вкус – немного затянута. А концовка вполне себе логична.

Ещё одна хорошая книга из серии “Мастера ужасов”. Роман мрачный, он держит в напряжение и отлично читается.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжая знакомство с современными авторами хоррора, просто не мог пройти мимо новой многообещающей серии «Мастера ужасов». В связи с грядущей экранизацией, начать решил с романа перспективного британского автора А. Нэвилла «Ритуал».

Сразу бросается в глаза, что роман очень киноматографичный, практически готовый сценарий. Написано простым доступным языком и сцены из предстоящего фильма, так и встают перед глазами. Надеюсь, что экранизация будет максимально приближена к оригиналу, без всякой режиссерской и сценаристской «отсебятины», чем частенько грешат авторы фильмов по произведениям С. Кинга.

Роман состоит из двух частей. Первая – очень депрессивная, мрачная, полная саспенса и неопределённости, пропитанная нагнетающей атмосферой сырого осеннего леса. Эта часть написана в лучших традициях Г. Ф. Лавкрафта, но с более «живыми» и интересными, лично для меня, персонажами. У Лавкрафта, на мой взгляд, персонажи служат как бы сторонними наблюдателями, описывающими ужасающие события и создающими своим повествование нагнетающую атмосферу. Да простят меня истинные ценители его творчества, но сами по себе, персонажи произведений Г. Ф. Лавкрафта для меня интереса не представляют. У Нэвилла же герои являются непосредственными участниками повествования. Характеры их раскрываются постепенно, ровно настолько, что бы понять их мотивацию и поведение в различных ситуациях, и начать им сопереживать. Блуждание героев по лесу, ужасающие находки, жуткое неопределённое существо, которое переодически мелькает между деревьев. Всё это создаёт жуткую атмосферу, которая с каждой страницей становиться только страшнее.

Вторая часть романа – больше напоминает уже кровавый слэшер, но не совсем классический. Так как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на момент попадания в «лапы» к «нехорошей семье» в живых остаётся только главный герой.
Лично мне эта часть понравилась даже чуть больше. Она добавила в произведение немного драйва и динамики, после размеренной, мрачной, но тоже по-своему интересной, первой части.

Обе части романа написаны довольно мастерски и в лучших традициях жанра. Навскидку сразу могу назвать несколько аналогов (в основном в кинематографе), но только по отдельности первой и второй частей. Самые яркие примеры уже не раз назывались в других отзывах, поэтому не буду их повторять. «Ритуал» – яркий пример как можно совместить две, казалось бы, противоположных ипостаси хоррора: атмосферный лавкрафтический хоррор и динамичный кровавый слэшер. Переход от одного поджанра ужаса к другому выполнен довольно тонко и не вызывает каких-либо негативных эмоций. Немножко разочаровала, чуть смазанная концовка, но в целом она не выпадает из произведения, и не кажется откровенно «слитой», как иногда бывает. Вполне себе классическая развязка для произведения в данном жанре.

В целом же роман определённо удался, и, думаю, каждый ценитель хоррора оценит его по достоинству.

Напоследок несколько слов о русском издание в серии «Мастера ужасов». К качеству бумаги я особо не придираюсь, в остальном же, вполне себе качественное издание с добротным переводом. Единственное, что немного раздражало, так это имя «Дом» одного из персонажей. Особенно, когда герои, натыкаются в лесу на заброшенный дом. Сразу не понятно, в каком контексте употребляется слово «дом», если стоит первым в предложение. Для удобства русского читателя можно было бы, наверное, немного уйти от оригинала и, например, написать имя героя с двумя буквами «м». Но это так, не существенное замечание, которое никак не влияет на положительные впечатления от романа.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оглушающая тишина скандинавского леса

***

…четверо друзей решают устроить встречу «выпускников». Они выбирает нестандартное решение – пройтись пешим маршрутом по лесу Швеции. В группе есть опытный турист. Однако дружба четверых мужчин подвергается жестокому испытанию силами скандинавской природы. Им предстоит не только пересечь густой лес (так называемый «девственный» лес), но и столкнуться со своими страхами, обнажить душу перед лицом надвигающейся смерти и вынуть скелеты из шкафов. Вот и вся завязка для сюжета. Как ни странно, аннотация практически рассказывает всю книгу от и до. Пожалуй, сама форма аннотации намекает на то, что помимо «голого» сюжета будут еще подводные камни. К счастью, камни и правда есть.

Язык и стилистика повествования у Нэвилла очень хороши. Читается книга легко, редкий мат вполне уместен. Оригинальным можно назвать пару моментов. Первый – не сразу понятно, кто есть главный герой. Автор поначалу переключается между двумя персонажами, показывая происходящее с разных сторон. Второй момент более интересный. В некоторых главах, в которых главный герой подвергается избыточным психическим нагрузкам, повествование переключается то на первое, то на второе лицо. Это повышает атмосферу происходящего до звенящего напряжения. Короткие главы, выверенные предложения – всё это положительно действует на динамику романа. При этом Нэвилл не забывает описывать внешнюю сторону происходящего (уж на психологизме это не сказалось, он выдержан на ура) – скандинавский лес, мистицизм событий. В итоге получается очень яркая, мрачная атмосфера. Трагизм, страх, безысходность. Автор не забыл ни об одной главной составляющей добротного хоррора.

Немного хотелось бы рассказать о композиции произведения. Оно разделено на две части, которые существенно отличаются друг от друга. В первой мы видим четверых друзей, оценка ситуации более-менее объективная. Автор немало времени уделяет вопросы взаимопомощи, дружбы и её прекращению по разным причинам. В этой части герои еще не знают, чем всё закончится. Не знает и читатель. Зло выступает практически чем-то совершенно неизвестным, эфемертным. Вторая же часть книги более личная (хотя менее личная в плане переживаний). В ней персонаж уже один. У него нет друзей, нет поддержки. Зло более осязаемое. Добавляется ощущение полнейшей безысходности. Вторая часть чем-то напомнила «Мизери» Кинга. Ну или «Игру Джералда». Но всё-таки первая часть, где тайна – интереснее. Мне даже казалось, что в ней и наступит кульминация (уж так Адам Нэвилл подает сюжет).

«Ритуал» Адама Нэвилла – невероятно многослойное произведение. Пласты восприятия текста поражают воображение – сатанизм скандинавов; противостояние истинной сущности природы; заблуждения между людьми как симптом одиночества; борьба за жизнь; ценность одного-единственного неверного решения; причинно-следственная связь между, казалось бы, незначительным явлением и итоговой катастрофичностью происходящего. Чтение книги буквально походило на распитие настоящего китайского чая, когда каждая чашка отличается от предыдущей своими вкусовыми достоинствами.

Пара слов об экранизации. Она на высоте. Актерская игра, музыкальное сопровождение, визуальный ряд. От канона (книги) нетфликс отошел, но выдержал в целом общий дух. Кое-где перегнули палку с драматизмом (смерть «пятого друга», кое-где не дожали — эмоциональный накал у главного героя в книге сильнее, чем в фильме). Но в целом экранизация на уровне, спасибо нетфликсу.

Заключение: это первый роман, прочитанный мной у Нэвилла. Я твердо намерен прочитать их все, как и его малую прозу – рассказы. Автор цепляет простым языком, но отличным уровнем текста и проработкой атмосферы. Не знаю, стоит ли смотреть сперва фильм (а я сначала ознакомился с ним). Скорее нет, чем да. Между экранизацией и каноном есть разница. В чём-то даже существенная. В общем, «Ритуал» — сильное произведение. Надеюсь, что на русский язык переведут еще какие-нибудь работы Нэвилла.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давненько я не читал старого-доброго «чистого» хоррора. Наверное поэтому роман Адама Нэвилла «Ритуал» показался мне едва ли не шедевром. Многие критиковали его за разделение на части, из-за чего пропадает напряжение завязки, но как по мне, в самый раз. Сначала идет медленная атмосферная завязка, липкая, как ночной кошмар. Потом — кровавый и динамичный финал. В итоге имеем темный зловещий лес, мертвецов на деревьях, заброшенные дома с жуткими чучелами на чердаках, странных людей в масках животных и блэк-метал.

Я уже знакомился с творчеством Нэвилла, но его же «Номер 16» мне почему-то не особо понравился. А вот «Ритуал» зашел на ура. Несколько раз я даже испугался.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная книга, несмотря на не очень удачную вторую половину произведения. Атмосферно, напряженно, пугающе. Первая половина книги самодостаточна. Остановись автор только на первой половине — был бы шедевр.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С Адамом Нэвиллом российский читатель может познакомиться всего по двум вещам: это рассказ «Куда приходят ангелы», мелькнувший в анталогии «Ужасы», и роман «Номер 16». Оба произведения мне в свое время пришлись очень даже по вкусу, и, конечно, хотелось «продолжения банкета». Но не тут-то было. Издательства не спешили и не спешат издавать что-то новенькое этого автора, а потому в плане добротных ужастиков для меня наступило длительное затишье. И вот мне попадается на глаза роман «Ритуал», недавно переведенный (допереведенный?) и зарекомендовавший себя как очень атмосферный и жутковатый хоррор. «Ну и чего ждать? — подумал я, мысленно пожав плечами. – Вперед, в бессонную ночь, полную книжного запоя».

Что можно сказать сразу по первым впечатлениям? Знаете, есть такие романы, которые наполнены атмосферой города под завязку? Читаешь и чувствуешь городской смог, слышишь шум улиц, ощущаешь на коже грязь и пыль... Например, «Песнь Кали» Дэна Симмонса к таковым относится. А есть романы, которые заставляют чувствовать тебя окружающую среду. Допустим, «Террор» того же Симмонса, от которого замерзали руки, еда становилась вкуснее, а -30° за окном воспринимались в порядке вещей. Так вот, «Террор» – «зимний» роман, его надо читать в самое холодное время года для особой остроты впечатлений. «Ритуал» – осенний роман. Мрачная природа, враждебный лес, туман, слякоть и промозглость, все это ощущается сполна.

Итак, четверо друзей пошли в лес. В поход. Но с самого начала все идет не по плану, и мужики (нашим героям за тридцать) решают сократить путь, сойдя с известных и проторенных троп в неизведанную чащу. Стандартный сюжет ужастика, не так ли? Что-то похожее, кстати, было в фильме «Спуск», только там четыре девушки полезли в пещеры, причем практические неисследованные. Но мы отклонились от темы. Что же ждет впереди наших героев? Для начала им стоит разобраться в своих взаимоотношениях, пока окружающие их условия ограничиваются лишь жутким лесом да дождем. Дальше будет только хуже. В жутком лесу есть жуткие дома, жуткие находки и, похоже, жуткое существо.

По сути дела, да, перед нами довольно стандартный ужастик, в котором первая часть полностью работает на угнетающую атмосферу, а во второй части роман сносит с катушек и он превращается в жуткий маньячный слэшер. Как верно заметил предыдущий отзывист, смесь «Ведьмы из Блэр» и «Техасской резни бензопилой». С одной только поправкой: выполнена эта история на очень высоком уровне. Эффект присутствия колоссальный, описанные ужасы тошнотворны, а местность крайне неприятна. Что касается героев, то мы знакомимся с ними ровно настолько, насколько нужно чтобы отличать их друг от друга, и не больше. Да и необходимости в глубокой прорисовке характеров здесь нет. Приглядитесь к ужастикам последних лет: персонажи обладают определенным набором характеристик, чтобы зритель/читатель мог легко себя с кем-нибудь из них проассоциировать. И характеристик не будет слишком много, чтобы персонаж не стал личностью и не обрел индивидуальность. Так и тут. Но даже если ни один из персонажей не окажется близок вам по духу, то вы всегда можете ощущать себя пятым страдальцем этой истории, благо атмосферность позволяет.

В общем, если вы, находя в лесу какой-либо предмет, поросший мхом, задумывались о том, каким образом этот предмет попал в лес, если вас всегда интересовала и завораживала лесная чащоба, а точнее то, что она может скрывать в себе, и, наконец, если вам нравятся отличные ужастики, то проходить мимо этого романа определенно не стоит.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Адам Нэвилл – молодой, но талантливый британский автор ужасов. Воспитанный, как он сам утверждает, на творчестве М. Р. Джеймса, Рэмси Кэмпбелла, Томаса Лиготти и Роберта Эйкмана, Нэвилл не без успеха им… нет, не подражает – скорее, подыгрывает. Оттого, помимо атрибутов современной литературы ужасов, в его работах встречаются элементы гротеска («Куда приходят ангелы»), эдвардианской мистики, классической истории с привидениями («Флорри»), иррациональности и сюрреализма («Номер 16»). Классические абрисы на новый лад, если хотите. Богатая фантазия, хороший язык, персонажи, которым не требуется суфлер или авторские зуботычины – все это с лихвой компенсирует те небольшие огрехи, что традиционно преследуют начинающих писателей, и Нэвилла в том числе.

Третий (эротические поделки автора в расчет брать не будем) и последний на сегодняшний день роман Нэвилла – «Ритуал» – изначально носил название «Дети Зверя» (Children of the Beast). Частично он был создан еще до того, как у писателя появился издатель, и это обстоятельство в романе отчетливо просматривается. Он как бы делится на две неравные по объему части, абсолютно разные – и по духу, и по участникам, которые предлагают читателю скорее роман-диптих, нежели нечто целое, единообразное. Не случайно ближайшие аналоги романа – это «Ведьма из Блэр» и «Техасская резня бензопилой». Две, казалось бы, далекие друг от друга ипостаси хоррора.

Наиболее сильная и пугающая часть – «блэрская», блуждание четверых друзей по шведскому лесу. Буреломы, болота, смыкающаяся над головой листва, вечная темень, сырость – такой лес сводит с ума и без распятых на деревьях животных и заброшенных бунгало с чучелами. Нэвилл очень хорошо выписывает чувство безысходности, паники и ужаса, которое охватывает заблудившегося человека. Каждый новый день – все хуже; заканчиваются еда, спички, силы. Все начинают искать виноватого, чуть что срываться в драку, вспоминать старые обиды. А тут еще и вся эта чертовщина…

«Оно то проступало из тени, то снова в ней исчезало. Силуэт сидел прямо и неподвижно в дальнем углу чердака, между скатами покатой крыши. Тесную и тусклую комнату заполняла тьма, клубящаяся за границей света факелов. На её фоне он казался хрупким и неясным, однако и этого хватало, чтобы разглядеть пыль и серебристую паутину на старой черной шкуре. В ворсе её сырых волос отражались отблески огней. Один из факелов протянулся к месту, где располагалась фигура. Мутный, песочно-желтый свет высветил небольшую деревянную коробку размером с детскую колыбель. Она походила на гроб, сколоченный из потемневшего от времени дерева. Второй факел, тот, что был у Люка, высветил рога, выраставшие из пустых черных глазниц. Кость была коричневатого цвета, длинной и толстой.

Две тонких, заканчивающиеся копытами ноги выпирали над остальным телом и изгибались под косым углом в коленных суставах. Казалось, копыта уперлись в стены за миг до того, как рогатое существо выпрыгнет наружу.

Черные губы были раздвинуты, обнажая желтые зубы. Все, что было на этой гримасе выше ноздрей, отсырело. Грудь была покрыта маленькими розовыми сосками, окруженными мехом.<…>

Тонкие черные лапы, или руки, поднимались на уровень плеч и скрещивались в локтях. Потемневшие кисти были вывернуты, ладони смотрели в потолок, словно существо прежде держало в руках предмет, нынче отсутствующий...»

Вторая, «техасская» часть резко меняет вектор. Оставшийся в живых протагонист попадает в руки фриковатой pagan-металл-группы, которая наведалась в этот же лес для проведения Ритуала, целью которого является воскрешение древнего скандинавского божества. Им прислуживает местная дряхлая старуха, умеющая вызывать Нечто из леса, которое молодое недоумки ошибочно принимают за бога своих воинственных предков. Они готовят несчастного туриста к жертвоприношению, но, как водится, в последний момент все идет наперекосяк.

Вторая часть получилась несколько небрежной, излишне динамичной и боевитой, но сказать, что она неинтересна, все же нельзя. Нэвилл ничего не забыл, все ружья выстрелили, пусть и без всякого порядка, никаких секретов не осталось. Сам автор говорит, что ему больше нечего было писать о лесе и, чтобы роман состоялся, ему потребовалось сменить декорации. На фоне первой половины книги все это смотрится бледновато, но книгу в целом не портит. Слишком большой задел был сделан первой частью.

В итоге «Ритуал» – почти идеальный образец романа о «странном» лесе. С экивоками Кэмпбеллу и Мейчену, с выпуклыми персонажами и яркой и мрачной визуализацией страха перед неизвестным. Роман, дурманящий читателя запахом отчаяния и безнадеги, мокрой, пропахшей дымом одежды, сырой земли и гниющих листьев.

А еще, где-то совсем рядом, ясно чувствуется вонь грязной, давно немытой шкуры. Знайте же, так пахнет смерть.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После шикарного романа «Судные дни» в моем списке любимых хоррор-писателей появилось еще одно имя — Адам Нэвилл.

Поэтому я никак не мог пройти мимо другой книги этого талантливого англичанина, получившей название «Ритуал» и не так давно выпущенной на русском языке в полной версии (если я ничего не путаю, то ранее по сети гулял перевод только первой половины романа).

И раз уж я коснулся структуры произведения, то стоит отметить, что оно разбито на две практически равные по объему части.

Первая повествует о компании четырех друзей, отправившихся в поход на севере Швеции и решивших отклониться от туристической тропы, дабы срезать путь через чащу темного труднопроходимого леса (по вполне благовидной причине, а не прихоти ради).

Излишняя самонадеянность героев приводит к печальным последствиям, которые в свою очередь «открывают» вторую главу истории, посвященную выживанию одного из членов группы.

Как я уже отметил, обе части романа вышли почти одинаковыми по количеству страниц, но вот по качеству исполнения — все же разными.

Поначалу было весьма любопытно читать о злоключениях горстки людей, вынужденных скитаться по необъятным дремучим просторам.

Особенно когда их стала преследовать неведомая тварь, чье незримое присутствие изматывало персонажей не хуже окружавшей их непогоды.

Однако когда внимание переключилось на, скажем так, последователей культа монстра, интерес к происходящему слегка уменьшился.

Вроде бы и событий меньше не стало, и атмосфера отчаяния никуда не делась, и градус насилия не снизился... но сюжет перестал цеплять так же сильно как раньше.

И это при том, что вторая половина книги абсолютно органично «вытекает» из первой.

Ну, т.е. лично у меня при чтении вопроса об ее уместности ни разу не возникло.

Тем не менее, под конец я успел устать от романа, который в целом оказался очень даже хорош.

В нем есть все элементы, необходимые для того, чтобы увлекательно провести несколько вечеров с книгой в руках: интригующая история, живые персонажи, натуралистичный экшен и зубодробительный саспенс.

А если вы являетесь поклонником таких фильмов как «Ведьма из Блэр» (The Blair Witch Project, 1999) и «Спуск» (The Descent, 2005), то «Ритуал» доставит вам еще больше удовольствия.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх