FantLab ru

Андрей Козлович «Тёмное пламя»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.71
Голосов:
35
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмное пламя

Роман, год; цикл «Тёмное пламя»

Аннотация:

Это наш мир, XXIII век. Мир, в котором в веке двадцатом жил писатель Иван Ефремов. И мир, в котором его футурологические предсказания начали сбываться. Правда, не с полной точностью.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 348

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2684 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2012 // Дебютная книга

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2012 // Премия "Золотая цепь"


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Тёмное пламя
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О таких как Козлович хорошо сказал Борис Стругацкий. Цитата: «Те жалкие людишки, которые мнят себя сейчас и объявляют последователями «Школы Ефремова», просто ничтожные пигмеи, копошащиеся в тени титана.» Тем, кто любит Ефремова, читать «Темное пламя» очень не советую. Ибо к Ефремову книга Козловича не имеет ни малейшего отношения, хотя автор очень старался присоседиться к гению. Обыкновеннейшая а-ля НФ космическая стрелялка с потугами на глубокую философию. Чтобы продолжать творения Ефремова надо приблизиться к его уровню ученого, философа, энциклопедиста. А сейчас таких нет и не ожидается, зато полно графоманов, желающих поживиться за счет гения. Идеалы Ефремова, попранные современным обществом потребления хорошо выразил поэт Всеволод Емелин. Цитата:

«Вырасту, думал, буду Мвен Масс

Или Дар Ветер.

Вырос. Вокруг одни п...расы,

Да эти…

Вырасту, ждал, отобью Низу Крит

У Эрга Ноoра.

Вырос. Вокруг наркомания, СПИД,

Да эти, которые…»

Оценка: 1
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«- Но здесь же одни белые листы?

- Это стихи Сежеста. Называется «Обнажение».

- Это смешно!

- Нет. Любая крайность не смешна».

(Диалог из фильма Ж. Кокто «Орфей»)

И действительно, не смешно. Правда, иной раз кое-какие моменты явно графоманского склада (типа «её потрясающей груди») вызывают улыбку, но всё же читается текст, надо признать, ровненько, гладенько и даже с определенным интересом (поначалу), но, увы, без душевного волнения.

Я склонен расценивать данный опус в большей мере как социокультурное, действительно небезынтересное, явление (проявление), чем как художественное произведение. Если же говорить в рамках формальных терминов, то перед нами гремучая смесь утопии, альтернативной и криптоистории, космооперы, костюмированной публицистики, зачатков эссеистики и откровенного трэша (или кича?). И эта смесь щедро разбавлена большими и мелкими цитатами из произведений И.А. Ефремова, а также народными пословицами и поговорками (вот это действительно забавно). Больше того, автор воспользовался, насколько сумел, всей семантической базой, созданной классиком, для разработки своей собственной модели, которая к первоисточнику имеет отношение весьма поверхностное и, в основном, ему противоречит. А гипноизлучатели на Ириде, кажется, прибыли туда прямиком с планеты Саракш, придуманной Стругацкими. Даже идея столкновения коммунистической Земли с некими космическими злодеями уже достаточно полно обыграна С. Снеговым в его эпопее «Люди как боги» (при чтении мне часто вспоминалась эта книга). Соединение Великого Кольца и «космооперных» передряг неизбежно приводит к парадоксам. Но, вот будет ли интересно читателю такое соединение, такой суп, воспользуюсь «народным» выражением, из арбуза с свиным хрящиком? Конечно, «Темное пламя» может скомпрометировать идеи Ефремова не более чем, скажем, фильм «Ржевский против Наполеона» мог бы повлиять на восприятие серьезным читателем романа «Война и мир». А, всё же, решаясь на такой эксперимент, автор, чтобы не быть обвиненным в банальном плагиате (в лучшем случае), обязан был предложить читателю нечто новое и оригинальное, альтернативно-развивающее, и притом обосновать свою точку зрения исходя из тех же (!) положений, что и пионерский текст (в данном случае, тексты И. Ефремова). А то ведь получается ситуация из рассказа С. Лема “Do yourself a book” почти. Козлович со своей стороны без особых, как мне показалось, обоснований ввел «неожиданную» революцию в двадцать первый век, резко сменившую парадигму развития цивилизации. (Да и трудно, в самом деле, найти такие обоснования.) Вводимая автором терминология, вроде «псевдоцивилизации», «ноосференой эры» и т.д. ничего не добавляет по существу. Автор, конечно, имеет полное право на изложение своей точки зрения по всем вопросам, и достаточно подробно пытается разработать свою концепцию космического фашизма. Но зачем при этом механистически использовать достижения других писателей? Это может только повредить собственным идеям, буде таковые имеются. В результате в романе действуют какие-то Земляне-уродцы с чертами ненамеренной карикатурности. Уродцами они являются не сами по себе, а по факту своего откровенно искусственного литературного создания (фабрикования). Представьте, что Веда Конг и Эвда Наль начали бы соперничать друг с другом за любовь Дар Ветра, изощряясь в утонченном кокетстве, Эрг Ноор несколько отупел и потерял решительность, а Фай Родис впору было бы сменить имя на Мата Хари. Правда, постепенно, по ходу повествования связь (поверхностное сходство) персонажей романа с ефремовскими образами ослабевает. Но от этого они не становятся лучше. Убедительный внутренний мир героев, может быть, наиболее сложная для писателя область творчества. И свой рисунок не сложишь из кубиков чужих произведений.

Из текста видно, что его автор довольно эрудирован в области различных религиозных, философских, социологических учений, исторической науки. Однако им явно владеет желание показать всем свою эрудицию – это заметно даже по эпиграфам к главам, от Ш. Бодлера до Л. Дербенева. Здесь вам реинкарнация, тантризм и раджа-йога, фрейдизм и эзотерика, древняя Мексика и средневековая Япония, «Семнадцать мгновений весны», Суд Звездной палаты и бог знает что ещё.

В общем, «Темное пламя» для меня является чем-то вроде достаточно упорядоченного потока сознания. Так бывает, когда единомышленники (и не совсем единомышленники тоже) обсуждают давно знакомую и дорогую тему, свободно фантазируя, и понимая друг друга с полуслова. Ценность таких фантазий и интерпретаций я вижу в том, что они, в случае удачи, способны разбудить полемическую мысль. Ведь есть много очень профессионально написанных произведений, преследующих лишь развлекательно-коммерческие цели, которые не содержат вообще ни одной стоящей мысли. В этом отношении «Темное пламя» смотрится обнадеживающе. Собственно, потому и оценка моя не самая низкая. Хотя, признаться, к концу книги я начал терять логическую нить повествования от нарастающего потока роялей из кустов. Перед ознакомлением с этим текстом крайне желательно прочитать Ефремова (для тех, кто не читал или забыл). Для создания же полноценного художественного произведения автору необходима, прошу прощения за менторский тон, долгая упорная работа в сочетании с суровой дисциплиной мысли и слова. Всё по заветам Эрфа Рома! Пока, как мне кажется, грандиозность замысла не совсем соответствует масштабу писательского дарования. Здесь, наверное, как нигде справедливо высказывание: «Лучше меньше, да лучше» (В.И. Ленин, 1923 г. от Р.Х. :)))

Оценка: 3
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ефремов был философ-энциклопедист и книги его — книги философа-энциклопедиста. Чтобы иметь право питаться их соками для запечатления собственных «философствований», надо хотя бы немного, так сказать, соответствовать. Или, хотя бы, очень любить и уважать, прикасаясь с трепетом к этому высшему уровню. Здесь же автор влез с полутора убогими идейками как слон в посудную лавку, натоптал, наломал, наколошматил всякой занудной чепухи и, похоже, сидит в позе Будды в ожидании положительных оценок. Да еще и продолжение решил сляпать. Послушайте, г-н Козлович, пишите вы себе что хотите, сейчас все можно, но что вы лезете в мир Ефремова и пытаетесь его солнечный свет подменить своей болотной гнилушкой?! Ведь я купился на ваш роман именно из-за имени Ефремова, как и множество других читателей, я полагаю. Слава Богу, хоть скачал задаром (хотя трафика жалко — ЭТО и трафика не стоит). Писать вы, собственно, технически не умеете, думаю согласитесь честно. Сюжет путаный, с постоянными логическими противоречиями, перескоками, недоделками, которые просто лезут в глаза мало-мальски читающему человеку. К тому же — банальнейший космический боевик на тему борьбы миров — ну ведь весь Ефремов о том, что люди и общества будущего будут ДРУГИМИ, будут мыслить иначе, чем мы, а вы опять: война, флотилии звездолетов, инопланетное вторжение... — ну Ефремов-то здесь вам зачем понадобился? Чтобы читателей заманить, однозначно. Наследникам Ефремова, живи мы на Западе, распотрошить бы вас до золотых коронок, чтоб неповадно было.

От всей души желаю вам недописать (упаси бог, не по причине здоровья!) ваше следующее «продолжение» Ефремова. Вы лучше для разнообразия Толстого попробуйте — ну там, «Войну и мир», например, разработать поглубже, посовременнее...

Оценка: 1
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне роман одновременно и понравилися и нет. Впрочем наверное подобное можно сказать о любой проблемной книге. Всё таки сильно сомневаюсь, что Ефремов собирался вводить в «Мир Андромеды» космическую войну. Видимо предпологается

что знал: цензура не пропустит, оставил только намёки. Но слишком уж это не согласуется с авторской философией и философией придуманного им мира.

Да и необходимости для сюжета «Тёмного пламени» в этом нет. На самом то деле мир не совсем Ефремовский. Ефремов выведен в романе просто как пророк предсказавший будущее. В конце концов никто не говорит что чёрная книга Арды» это мир Толкиена. Тут конечно противопоставление не настолько резкое, но всё же.

А понравилось, что книга позволила взглянут на «Мир Анромеды» под неожиданным углом. Введение же реинкарнации просто восхитило. Почему-то кажется, что Ефремов не был бы против. Известно, что он увлекался тем же Рерихом. Вот здесь его пожалуй цензура возможно и ограничивала.

В общем рекомендую читать. Лично я не согласен со многим, но задуматься книга заставляет. Автор вовсе не издевается над Ефремовым, как похоже иные думают, он пытается осмыслить его по новому.

Кстати сравнение приведённое kim the alien выхода в космос и выхода в океан не корректно. Во втором случае техническое развитие почти нулевое. Социальное сопротивление скорей всего возникает на более поздних витках прогресса, требующих больших усилий и координации

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Улдис, спасибо за второй положительный отзыв! А то «критеги», честно говоря, уже утомили.

Над продолжением романа работаю, но оно будет своеобразным, большая его часть будет происходить сорок тысяч лет назад, в Арктиде.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное произведение,и, по сути- чуть ли не единственная попытка раскрыть пошире дверь в мир «Туманности Андромеды»,чего сам И.Ефремов- просто физически не успел...или не захотел сделать...

Столько тайн и загадок, спиралодиск с Железной звезды... поросшая черными маками Зирда...

а повествование неумолимо оттягивает нас от самого интересного,смещая приоритеты в сторону быта Землян,что для мальчишки,впервые читающего произведение в далеком 1983 году,было жутко обидно Ведь ответов он так и не получил... пока без малого- через тридцать лет,не вышло «Темное пламя».

Так существуют ли инфернальные цивилизации вышедшие в дальний космос?!. С сожалением признаю,что такая возможность не исключена. И печальная судьба Зирды тому подтверждение,мир которой раскрыт очень ярко,реалистично и сопереживательно.

Интересно и достоверно раскрыты — ранее не описываемые и не упоминаемые Ефремовым,новые грани развития социума «Туманности Андромеды»,например такие,как — реинкарнация...что свежо и в целом не противоречит Эре Великого Кольца... Некоторое недоумение вызвали другие стороны:

М..м.. очень неправдоподобно выглядит значительное приближение далекой эпохи ЭВК- к нашему времени близкого будущего. При нынешнем положении вещей в социуме,все более отдающем предпочтение- псевдоразвитию инферно,цивилизация,ни технически,ни духовно -не приблизится к описываемому развитию в 23 веке,как минимум- тысячелетие,и,с течением времени ощущается все большее отдаление от нас той эпохи,как разбегающиеся галактики,как растягиваемое в бесконечность время...

Еще одно неправдоподобие,на мой взгляд,как следствие первого: Излишне часто встречающиеся отсылки к символу России,рашки,эпохи 90х-2000х,да,погружаясь с головой в Тот мир,меньше всего хочется анализировать примеры своего времени...никому не навязываю,но меня коробило...

В остальном-же,впечатление после одного,пока,прочтения- очень положительное. Финал романа остается открытым и предполагает продолжение.

-Андрей! Спасибо Вам за столь нетривиальную работу,не бросайте своих героев,может в предстоящем развитии сюжета им поможет спиралодиск с Железной звезды?! ;)

С уважением!

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

kim the alien, спасибо за первый по настоящему положительный отзыв!

«Минусы чисто технические. Андрей, если ты меня читаешь, учти:

1) Не надо давать герояем такие похожие имена (Эдна, Эра) , и называть одним и тем же самым названием несколько объектов (например планета Ирида и девушка Ирида)».

Наверное, где-то ты права, но вообще-то я давал имена с дальним прицелом, как и Ефремов, в них есть смысловая нагрузка.

Оценка: нет
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во время прочтения этой книги надо понимать, что мир, описанный в ней не ефремовский, а «кагбэ ефремовский».

С одной стороны, автор описал в послесловии действительно имеющиеся хронологические проблемы с датировкой Туманности и Часа Быка. С другой — введение в сюжет самого Ивана Антоновича под ником Эрф Ром и резкое приближение событий к нашему времени — явный перебор.

По ходу событий когнитивный диссонанс усиливался. Это и многочисленные отсылки к современной литературе, которая по идее должна быть плотно забыта, даже в среде историков, благо информационный взрыв никуда не делся. И широчайшее применение следящих нанороботов, при этом — наличие мощной тайной диверсионной организации на Земле. В общем описанное общество не соответствует техническому уровню, задекларированному для этого общества. Цивилизация Ириды, столетиями исследовавшая космос на звездолетах, имевшая лишь у планеты несколько десятков космических кораблей и обнаружившая практически у ближайшей звезды Землю лишь совсем-совсем недавно. :lol:

Еще больше не верится в психологию главных героев, без особых морально-психологических заморочек кладущих трупы налево и направо, при том что никогда раньше этим не занимались. В дальнейшем — влегкую принимающих решение о физической ликвидации части инопланетного социума... :eek:

Ну и естественно массированное овладение вундервафельными способностями в конце книги это уже как говорится за гранью добра и зла. Короче говоря, если в произведениях Ефремова мы видим глубокие размышления и моделирование общественных отношений, то данная книга — это обычный фантастический боевик, использующий миры Ивана Антоновича как стартовый ускоритель для вывода себя, любимого на орбиту читательского внимания.

Затравка так сказать для проекта Е.Ф.Р.Е.М.О.В

Помимо всего прочего под самый конец еще и жуткий логический ляп, долженствующий намекать на продолжение в рамках проекта Е.Ф.Р.Е.М.О.В, а на самом деле представляющий из себя бред сивой кобылы :)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Геном инопланетных агрессоров, уничтоживших цивилизацию на Ириде оказывается идентичен гентическому коду землян. При этом ранее по тексту экипаж разведывательного звездолета иридян захватывает образец генетического кода агрессоров, и сравнивает его с генами землян, чтобы убедиться что они именно земляне, а не геноцидчики. Сравнение земляне тогда благополучно выдержали.

Ну и обещанного массакра мы так и не увидели :(

Оценка: 4
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение привлекло меня, в первую очередь, отсылками к ставшему классикой научной фантастики миру Ефремова, описанному в цикле «Великое кольцо». Пройти мимо я не смог.

С первых же страниц выяснилось, что автор существенно изменил мир Ефремова под свои нужды. На смену технологичной, и одновременно помнящей про чувства цивилизации пришла некая ноосферная. Также беззастенчиво Козлович обошелся и с другими отличительными чертами книг Ефремова. Если классик старался быть осторожнее в деталях, порой выражаясь расплывчато, но в целом понятно, то Козлович поступает иначе. Чего только стоит бункер, который до сих пор работает, как новый, спустя три века. Мелочь? Да, ерунда, но не зря говорят, что дьявол кроется в мелочах.

У Ефремова философские вставки были более органичны, естественны. В «Темном пламени» же они выбиваются из общей канвы сюжета, раздражая нагромождением философских идей и культур, смешанных без малейшего понимания их сути. Да и есть ли сюжет? Особой логичностью, глубиной он не отличается, хотя порой действие оживляется, когда ход событий приближается к оригиналу. Но затем автор вновь уходит в свой ирреальный мир, где рояли красиво замаскированы медитацией, а логика и целесообразность пасуют перед волей Козловича.

Итог: неудобоваримая мешанина из религий, мифов и философствований автора, завернутая в обертку от Ефремова.

Оценка: 1
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спустя сорок лет «после Ефремова» авторы нового поколения НФ начинают игры в «разрушение запретов» классика фантастики. Так, И. А. Ефремов установил т. н. «порог Роба», — цивилизации, не справившиеся с внутренними проблемами, в Космос выйти не могут из-за банальной причины своей гибели.

Автор «Тёмного пламени» попытался переиначить этот запрет классика на свой лад: а могут ли выйти в дальний Космос цивилизации, способные на убийство себе подобных? Ответ — положительный! Со всеми вытекающими последствиями, — в виде скуки «Звёздных войн», и проч. Ясно, что этот приём использован для привлечения читателей. Но как далеко от заветов классика! Невозможно представить себе И. А. Ефремова, пишущего очередной «космический боевик», хотя писатель и не был чужд увлечения яркими образцами «космической оперы» (вроде «Звёздных королей» Э. Гамильтона, — перевод романа остался в архиве Ефремова).

Удастся ли вот такое «переписывание» классики? На этот вопрос может ответить только книжный рынок. Соблазнятся ли читатели 21 века?...

И ещё. Следует отдать должное автору за хронологически вдумчивую аналитику текстов И. А. Ефремова, представленную в авторском послесловии. По крайней мере, это свидетельствует о том, что автор прилагал изрядные усилия к новому «переоткрытию» классика.

Как бы то ни было, автор может вполне претендовать на первенство в открытии межавторского цикла Мир «Великого Кольца».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх