FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Бизоны-малышки, идите гулять...»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Голосов:
151
Моя оценка:
-

подробнее

Бизоны-малышки, идите гулять...

Buffalo Gals, Won't You Come Out Tonight

Другие названия: Девчонки-Бизоны, выходите гулять вечерком

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

При крушении самолета девочка падает на склон горы и встречает там Койотиху... Прелестный рассказ об отношениях Человека и Природы.

Входит в:

— условный цикл «Лучшее фэнтези и хоррор за год»  >  антологию «The Year's Best Fantasy: First Annual Collection», 1988 г.

— условный цикл «Лучшее за год»  >  антологию «The Year's Best Science Fiction: Fifth Annual Collection», 1988 г.

— условный цикл «Modern Classics»  >  антологию «Modern Classics of Fantasy», 1997 г.

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  The Best from Fantasy & Science Fiction: Anniversary Anthologies  >  антологию «The Best from Fantasy & Science Fiction: A 40th Anniversary Anthology», 1989 г.

— сборник «Buffalo Gals and Other Animal Presences», 1987 г.

— антологию «The New Hugo Winners II», 1992 г.

— журнал «Если 1999'10», 1999 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Сверхновая американская фантастика» № 3-4, 1996», 1996 г.

— сборник «Volume One: Where on Earth», 2012 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.

— антологию «A Century of Fantasy: 1980-1989», 1997 г.

— сборник «The Found and the Lost», 2016 г.

— антологию «Погружение», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1988 // Короткая повесть

лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1988 // Повесть

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1991 // Зарубежный рассказ

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 1988 // Лучшее произведение малой формы. 2-е место

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1987 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 



Периодика:

«Сверхновая американская фантастика» № 3-4, 1996
1996 г.
Если № 10, октябрь 1999
1999 г.

Самиздат и фэнзины:

Погружение
2019 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Fantasy: First Annual Collection
1988 г.
(английский)
Best New SF 2
1988 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Fifth Annual Collection
1988 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Fifth Annual Collection
1988 г.
(английский)
Demons and Dreams: The Best Fantasy and Horror 1
1989 г.
(английский)
The Best from Fantasy & Science Fiction: A 40th Anniversary Anthology
1989 г.
(английский)
Modern Classics of Fantasy
1997 г.
(английский)
A Century of Fantasy: 1980-1989
1997 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
The Unreal and the Real: Selected Stories of Ursula K. Le Guin
2016 г.
(английский)
The Found and the Lost: The Collected Novellas of Ursula K. Le Guin
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2012 г.

Вот он — настоящий Талант. Коротенький рассказ, но в нём создан целый оригинальный мир с традициями, верованиями и колоритными деталями образа жизни. Без сотен страниц нудных подробностей, без длинных описаний — только отдельные, но такие ёмкие слова и небольшие фразы, которых вполне достаточно, чтобы оживить для нас юрких малышей Бурундучихи, весело играющих в полутьме её норки-домика, неряху — Койотиху, бесстрашную до безрассудства и преданную друзьям, молодого Коня — гордого юного Принца, мечтающего о свободном беге по прериям. Удивительный Мир Старого народа — зверей и птиц, которые, оказывается, живут по-прежнему рядом с нами по древним законам Природы.

Маленькая героиня, выжившая в авиакатастрофе, попадает в этот сказочный мир, где живёт Старый народ, постепенно исчезая из-за безумного истребления Природы Новым народом — людьми. Оказалось, что не надо много времени для юной горожанки, чтобы понять: всё в Природе взаимосвязано миллионами незримых нитей, каждая жизнь, даже самого малого создания, вплетена в общее полотно, значима и бесценна.

Это очень грустный рассказ: печальная сказка о людях, забывших о своих корнях и с безумной беспощадностью уничтожающих Природу, а вместе с ней — себя самих. Как грустно слушать песенку Койотихи: «Бизоны-малышки, идите гулять, Гулять вечерком, гулять вечерком» и знать, что нет уже никаких огромных стад могучих бизонов, а их малышам не бегать на свободе. Все поглотили распаханные поля, серые, бездушные громады городов и закатанные в асфальт дороги.

Удался Ле Гуин этот маленький шедевр — грустная и поучительная, тревожащая совесть сказка. Но ведь, есть ещё где-то он — мир Старого народа с последними тенистыми лесами, вольными степями и гордыми горными вершинами! И наши связи с ним до сих пор не разорваны до конца. Мы ещё можем увидеть этот Мир и его скрытую Жизнь: волшебный глаз, данный нам самой Природой, всё ещё с нами. Мамаша-Паучиха по-прежнему сплетает паутину Жизни, а Старый народ со смирением и надеждой терпеливо ждёт нашего возвращения.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2010 г.

Маленький шедевр! Всего двадцать восемь страниц и раскрыт целый мир со своими законами, своей историей, со своей абсурдной для человеческого мышления логикой..Мир одновременно сказочный и не по сказочному жестокий.

У Ле Гуин есть одно качество, которое делает просто шахматиста Гроссмейстером и просто фантаста Мастером, а именно парадоксальное мышление.Придумай ты хоть мыслящий кристалл, хоть существо о трёх ногах, с хоботом и телескопической антенной на макушке, но если ты не сможешь придумать их логику и побудительные мотивы, то вести они себя будут как люди, а это уже фальш, которую читатель непременно заметит.Лучше даже и не заморачиваться, а сразу идти строчить многотомную опупею про Ричарда-Длинные руки, отрока-управленца и тому подобную жвачку.

К Ле Гуин это, к счастью, не относится — выпавшая из нашего времени девочка, выпала и из человеческой системы координат, правил и морали, отсюда и беседы с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
какашками
и прочие натуралистические подробности.Выглядит это абсурдно и алогично, и вместе с тем так узнаваемо, если помнить о звериной сущности Древнего народа...

Однозначно 10 баллов!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2018 г.

Ещё одна история о Маугли, ещё одна интерпретация в волшебном исполнении Ле Гуин.

Едва не погибшая в авиакатастрофе девочка оказывается за гранью нашей реальности и попадает в магический мир тотемных духов американских индейцев, мир удочеривших её тотемных животных. К древнему народу, по выражению автора. А есть ещё новый народ — пришлое человечество.

Древний мир очень прост. Это простота Природы, само её естество. Простота самой жизни. Новый мир — мир цивилизации, индустрии, калейдоскоп благ и сверхзвуковой спешки. И кому, как не ребёнку, быть символической цепочкой между этими двумя мирами — между древним народом Тотема и новым народом Технического Прогресса. Именно ребёнок — чистый источник жизни, не превратившийся ещё в омут цивилизации, — остаётся последним мостком между ними.

И этому ребёнку не легко решить, где остаться: прежний мир властно зовёт обратно.

Извечная проблема старого и нового.

Всё уходит. Уходит навсегда. Сначала свободный народ прерий, затем фауна: бизоны, гризли, лосось...

Теперь, похоже, и койоты (О, как рада была Койотиха «жертвоприношению» — столько веков забытому, но оказавшемуся обманом, смертью, как и всё, что принёс с собой новый народ в этот край). Растёт техническая сторона цивилизации, исчезает духовная. На смену одной культуре приходит другая. Хуже? Лучше? Кто знает: может быть, всё это только разные стороны одного и того же, сплетённого Бабушкой-Паучихой.

Единственный выход или решение — это сосуществовать. Так видят его герои рассказа.

Такую мудрость и должен принести ребёнок, найдя обратно дорогу в наш глупый и жестокий мир.

Ведь мы с тобой одной крови...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2015 г.

Не всегда понимаю, за что то или иное произведение получает престижные премии, но в случае с этим рассказом «Хьюго», на мой взгляд, вполне заслуженна. У Ле Гуин получилась отличная, пронзительно-грустная история о разнице в восприятии мира индейскими племенами Северной Америки и европейцами. Чтобы это прочувствовать, необходимо хотя бы в общих чертах быть знакомым с космогонией и мифологией индейцев, тогда и многие вещи, шокирующие некоторых читателей, станут намного понятнее. Особого очарования истории добавляют намёки на шаманские практики и этнографические подробности, до которых Бабушка Урсула всегда была большая мастерица =))) В общем, для знакомства с творчеством автора — сложновато, но почитателям многогранного таланта Ле Гуин — обязательно к неспешному и вдумчивому прочтению.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2014 г.

Рассказ более чем странный, что характерно для Ле Гуин. Общая идея понятна: показать как влияет человек на природу, нарушает баланс, вносит свои коррективы. Непонятно зачем было внешне изображать животных как людей, тем более возникает какая-то путаница в тексте: сначала Койотиха в виде койота описывается ее желто-серая шерсть, запах и т.д. и тут же в следующем предложении она уже женщина с босыми ногами. Ладно бы это происходило после того как девочке вставили глаз, тогда трактовка укладывается в сюжет и смысл не размывается. Новый глаз — возможность видеть животных как людей, способность видеть Древний народ в ином обличье., т.е. родной глаз девочки позволяет видеть животных как обычному человеку, а глаз который сделал Сойка позволяет видеть животных в виде человека. Этот момент прописан плохо, хотя понятен.

Не понятна стена тумана и запах кислоты рядом с территорией людей и сложность проникновения туда для девочки. Исходя из сюжета она занимает промежуточное положение между мирами Древних и Новых людей, так почему ей сложно вернуться? Автор противоречит сам себе: девочка принадлежит обоим мирам, значит ее перемещения должны быть свободны до тех пор пока она не сделает выбор.

Наконец нигде не объяснено, почему девочка — Бизоненок? Единственное что приходит в голову, бизоны истреблены Новым народом, а девочка последняя кто видит Древний народ, т.е. она относится к вымирающему виду, но есть у меня подозрение что аллюзия заключалась не в этом.

Далее хотелось бы отметить классификацию. Это не сказка и не мифологическое (анималистическое) фэнтази, это самый настоящий сюрреализм и психоделика. Поэтому те кто не читал и видят в классификации сказка сделайте выводы: прочитайте сами и лишь потом подумайте любому ли возрасту это подойдет.

В качестве рекомендации: категорически не советую детям и подросткам — будет непонятно и скучно. Порекомендовать можно любителям натуралистического сюрреализма, поклонникам фестиваля «Радуга» и хиппи.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2007 г.

Необычная, по настоящему волшебная и, как уже писал tevas — грустная сказка. Для взрослых, по видимому.

Ну а насчёт другого угла зрения — так это то новое, которое хорошо забытое старое (очень старое). Это мир индейских мифов и того, чем были когда то детские сказки. И он всё ещё рядом с нами, вот только попасть в него может только ребёнок, да и то побывав на грани жизни и смерти.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2007 г.

Грустная и волшебная история, которая окунает читателя в животный мир природы. Очень необычная и интересная попытка автора взглянуть на этот мир совершенно под другим углом зрения...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2019 г.

Рассказ -лауреат и номинант ряда престижных премий -Хьюго, Небьюла и других.

Пронзительный и чарующий рассказ об экологии окружающего мира.Глазами ребёнка мир видится всегда другим -неиспорченным отношениями взрослых.По мнению автора человечество, чтобы и далее жить, должно жить настроениями и моралью детства. А вот как этого достичь?Что придёт раньше? -гибель мира или изменение нашего сознания? Вопрос к современникам.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2009 г.

Может показаться, что это детская сказка, но мораль произведения очень даже не детская. Единственное, что очень напрягало, это многоразовоу повторение туалетных подробностей. думаю это лишнее и не особо влияет на основную линию произведения...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2010 г.

Правда хорошая и добрая история с грустным концом, сказка для взрослых...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх