fantlab ru

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Евангелие от Тимофея»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
626
Моя оценка:
-

подробнее

,

Евангелие от Тимофея

Роман, год; цикл «Тропа»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вершень — мир гигантских деревьев-занебников. У каждого занебника есть множество ярусов, а на каждом из ярусов по несколько ветвяков. Соприкасаясь между собой, ветвяки образуют целые континенты. В этом мире Артём пытается разгадать тайну Тимофея, Письмён и Настоящего Языка.

© Ank
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Тропа»

— журнал «Фантакрим MEGA 1991'3», 1991 г.

— журнал «Фантакрим MEGA 1991'4», 1991 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 226

Активный словарный запас: высокий (3045 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1992 // Крупная форма

номинант
Странник, 1995 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Евангелие от Тимофея. Собрание сочинений. Том 2
1994 г.
Избранные произведения
1994 г.
Клинки максаров
1996 г.
Клинки Максаров
1998 г.
Клинки максаров. Трилогия
2000 г.
Клинки максаров
2003 г.
Властелины Вселенной
2010 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA 1991'3
1991 г.
Фантакрим MEGA 1991'4
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: эта книга основательно испортит вам настроение! Она от корки до корки пропитана пессимизмом. Осторожно!

Берет за душу. Смесь фантазии, небольшой толики абсурда и изрядного количества суровой реальности человеческих взаимоотношений превращает этот роман в нечто вроде фентезийной антиутопии. Сам по себе мир романа вторичен (люди важнее... а люди там такие же, что и в реальности), но даже этот «вторичный» мир производит впечатление. Трагичности — не меньше, чем у Шекспира. Сатиричности — не меньше, чем у Лема. По духу очень напоминает не только упомянутую ниже «Улитку на склоне» АБС, но и «Многорукого бога далайна» Святослава Логинова. Достойно прочтения.

Лично мне особенно запомнились две песни из этого романа... страшные, но правдивые.

Дальнейшие книги цикла хороши, но чем дальше — тем меньше в них «жизненности» и больше развлекательности.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень хорошо помню этот томик. На обложке – обезьяноподобное существо на выступе под сенью ветвяка занебника, а в просторах бескрайней Прорвы парит косокрыл. И название — “КЛИНКИ МАКСАРОВ”. Мне тогда было пятнадцать лет, я жил в ту пору на окраине Вселенной, на помойке цивилизованного мира, а до этих краёв книжные новинки доходили крайне редко. Разумеется, я в эту книжку втюрился. Я задался целью купить её. Цена была непомерной, мать отказалась выкладывать за неё такую сумму. Я где-то подзаработал немного и добился своего – не сразу, но книга стала моей. Конечно, я испытал разочарование, я ждал от неё большего, немного другого. Я тогда был одержим знаменитым янтарным сериалом Желязны, в любом произведении в жанре фэнтази я искал что-то эмберское.

В этом томике были два романа из цикла “ТРОПА” – “Евангелие от Тимофея” и “Клинки максаров”. Я добросовестно начал читать первый роман. Он мне сразу не пришёлся по душе, в нём я не увидел ничего фэнтазического. Я тогда прочитал начало, потом полистал середину и стал читать конец. Именно две последние страницы мне и нравились в этом романе – когда болотник Шатун, ставший Всевидящим Отче, напутствует главного героя, которого высшие неведомые силы – Незримые и Фениксы – отправляют на Тропу – загадочный мир, вбирающий в себя частички всех существующих миров.

Когда мне стукнуло семнадцать лет и я начал увлекаться рок-музыкой, я стал “врубаться” в произведения братьев Стругацких и Рэя Брэдбери. “Евангелие…” неожиданно подняло свой престиж в моих глазах, я понял, что это – выдающееся произведения постсоветского периода. Я начал его перечитывать и зачитывать до дыр, восхищаясь, как авторы мастерски вписали в параллельный фантастический мир реалии человеческой жизни — то, что окружает вокруг и присутствует одновременно внутри нас, но по своему нравственному несовершенству и глубокому невежеству мы этого не хотим замечать. Нельзя отрицать того, что в данном романе можно усмотреть критику против идеологии и быта советского времени. Ведь Брайдер и Чадович родились и выросли в эпоху СССР, другого мира они не знали, и описывали недостатки человеческого общества сквозь призму недостатков советского общества. Это было характерной особенностью почти всех советских писателей, которые в своих фантастических произведениях пытались донести до читателей слова о настоящих и главных истинах нашей жизни.

Я с трудом могу отвести “Евангелие…” к жанру фэнтази. Современное название для данного направления – “попаданцы”. Но к огромному обилию всевозможных опусов, которые в издательской среде и на разговорном писательском жаргоне все, кому не лень, относят к этому направлению, этот роман не имеет никакого отношения. Его ценность и несомненные достоинства превосходят само это направление. С жанром фэнтази “Евангелие от Тимофея” роднит наличие в нём как раз-таки тех двух последних страниц, которые мне так нравились в юности. Мне кажется, изначально этих двух страниц не было, их авторы приписали позже. Мне кажется, что “Евангелие от Тимофея” писался, как роман без всякого продолжения – видно по тематике и сюжету. Это уже потом авторы связали его с идейным замыслом Тропы, и, естественно, вставили эти две страницы, дабы сюжетно связать с остальными романами всего цикла. Это моё предположение.

“Евангелие от Тимофея” очень не похож на своих “потомков” – на романы “Клинки максаров”, “Бастионы Дита” и “Губитель максаров”. И уж тем более не похож на “Злой котёл” и “Хозяева Острога”. И совсем никак не может быть связан с трилогией о ватажниках из Талашевска. “Евангелие от Тимофея” у меня на отдельном месте, я его рассматриваю как один роман без продолжения. Если бы была моя воля, я выставил бы этому шедевру десять “десяток”!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тимофей, фуфайка и поваренная книга. Простой рецепт для сюжета! А ведь помнится до сих пор. Что уж говорить о запредельных занебниках и их несчастных обитателях... Чувствуются в тексте братья Стругацкие со своим Лесом в «Улитке...» Но там притча, а тут почти пророческая сатира. Классный роман. Сериал я дальше внимательно не читал, хотя задумку в целом оцениваю на твёрдое «хорошо». А начало и вовсе отличное! Иногда мне кажется, что для многих моих сограждан поваренная книга уже стала Библией...:wht:

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно, одна из вершие российской фантастики девяностых. Начало самого масштабного сериала авторов и, безусловно, самая лучшая его часть. Острая социальная фантастика, действие которой протекает в крайне необычном, тщательно выписанном мире. Главная мысль романа — законы общественного развития везде одинаковы. И один человек, какими бы благими не были намерения и как велика не была бы его власть, бессилен что-либо изменить...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — чудо! Роман — откровение! Роман (да и весь цикл) — запредельная фантастика!

Это произведение для тех, кто любит читать между строк. Что ни фраза, что ни ситуация, то повод для размышления, анализа и проведения параллелей.

Это произведение для тех, кто любит замечательную, качественную русскую фантастику. Ведь не случайно этот цикл издан издательством «Эксмо» в серии «Шедевры отечественной фантастики».

Мир этой книги поражает воображение. Он прописан до мельчайших деталей. Он завораживает и пугает. Он не оставляет равнодушным. Мир — взгляд через призму фантастики на нашу жизнь в прошлом и настоящем.

Роман, положивший начало самому моему любимому циклу (из отечественных) «Тропа«!

И куда Тропа приведет Артёма? И кем он станет в конце своего пути?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который стал стартовым для цикла «Тропа». К сожалению, концовка производит впечатление, чего-то совершенно чужеродного и искусственного. Даже не знаю, что тому виной: фатальное неумение авторов писать концовки или же пришедшая чуть позже идея сделать этот роман первой частью цикла. Мне всё-таки кажется, что изначально роман писался как отдельное произведение. В частности, только здесь упоминаются «пролазы» — люди, которые отправляются исследовать сопредельные пространства. Ни в одном из последующих романов цикла ни малейших намёков на них нет. Артём остаётся единственным пролазой на весь цикл. Возможно, я ошибаюсь, и в Злом Котле или Остроге он с кем-то из них всё же встретится, но как-то не уверен в этом (на данный момент я эти два романа ещё не прочитал).

Мир, который рисуют авторы в «Евангелии от Тимофея» сразу же мне что-то напомнил. Не знаю, насколько справедливо предположение, но в «Тёмной горе» Геворкяна был подобный мирок, где тоже росли огромные деревья, внутри которых жили обезьяноподобные твари. Разумеется, мир, описанный Геворкяном повторяет этот только в общих чертах, но вполне возможно, что это отголосок «Евангелия», что-то вроде дружеского поклона товарищам по цеху.

«Евангелие от Тимофея» задаёт общую направленность цикла (сюда же можно включить и подцикл «Миры под лезвием секиры»). Исследование природы власти и того, как она влияет на человека. Тут вводится идея о том, что человек очень распространённый тип жизни во вселенной авторов и, в принципе, несмотря на какие-то индивидуальные различия, которые прослеживаются от мира к миру, обладает вполне определённым набором черт, близких к земному виду Homo Sapiens. Этот тезис даёт возможность не вдаваясь в излишнее описание видовых особенностей конструировать разнообразные социальные строи.

В первом романе цикла на Вершени построено что-то вроде теократического общества с элементами рабовладения. Плюс к тому практически прямо реализуется тезис В.И. Ленина о том, что «любая кухарка может управлять государством». Собственно, весь имеющийся государственный строй вырос на базе измышлений работника столовой. В итоге получилась какая-то безумная помесь «коммунизма» и рабовладения, сдобренная изрядной долей эрзац-религии. Войны по большему счёту в этом мире носят религиозный характер. С одной стороны жители Вершени пытаются навязать болотникам свою «истинную веру», а с другой стороны воюют между собой, выясняя, какие Священные Письмен священней и истинней.

Проблема управления государством совершенно неподготовленным к этому человеком продолжается уже самим Артёмом. Для Тимофея жители Вершени были чем-то вроде живых солдатиков, которыми он мог распоряжаться по своему усмотрению: убивать, сгонять с места и т.д. Его интеллектуальный уровень прекрасно характеризуют слова «Настоящего Языка» типа «морда», «башка» и пр. Артём же оказывается практически неспособным справится с этой задачей из-за своего мягкосердечия и излишнего человеколюбия.

Несмотря на некоторую затянутость и неторопливость повествования, читается роман, хоть и не быстро, но на одном дыхании. Давно не читал ничего такого, что заставило бы меня забывать о времени.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глубочайший роман, который люблю перечитывать Не только оригинальный мир и сюжет созданы авторами , но и подняты непростые и интересные нравственные вопросы.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отлично «прорисованный» мир на дереве и жизнь на болоте. Произведение, по своей сути, является социальной фантастикой. В организации жизни «аборигенов-занебников», автор «проигрывает» Платоновские мотивы «утопического государства».

И да, на мой взгляд, все следующие произведения «Тропы», смещаются из категории «фантастики» в «фэнтэзи»...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих любимых книг. Великолепный, яркий и легкий язык повествования, захватывающий с первой страницы сюжет, и масса мыслей «между строк».

Такие книги к сожалению редкость.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга, лучшая из всего цикла и очень сильно от него отличающаяся....

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые слышу, чтобы этот роман тандема сравнивали с СССР и его социальными закидонами. Собственно — «у кого что болит, тот о том и говорит». Выбрось навсегда из головы то, что тебе неприятно или отвратительно, и очищенный от груза негатива твой разум сам начнёт творить вокруг тебя обновленную, хотя и не обязательно улучшенную реальность. Не нравится «совок»? Забудь о нем и не пихай его в свои рассуждения по поводу и без. Роман — твердое фэнтези, яркое и оригинальное, какое отношение варварский и жестокий мир Тропы имеет к Советскому Союзу, совершенно непонятно. Это называется — натянуть кота на глобус. По поводу корней и комсомольских строек — спасибо, посмеялся.

Касаемо произведения — первое чтение в первом доступном журнале фантастики произвело просто неизгладимое впечатление. Странный, колоссальный новый мир. Люди, звери. Невероятные по размерам деревья, каждое равно отдельной планете. Великолепно тогда читалось.

Сейчас...даже не знаю. Как бы не устарела эта вещица, нивелированная до самого низа сотнями и тысячами идейных подражателей, не имеющих и доли таланта Брайдера и Чадовича. Орды попаданцев, созданные легионами писателей-халтурщиков, из которых минимальной индивидуальностью обладает в лучшем случае каждый сотый. Загадили тему...

Попробуем перечитать на досуге как-нибудь. Первый роман цикла гениален.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачность и пессимизм «Тропы» — следствие времени, в которые она писалась — мутная эпоха «лихих девяностых». Как черно-белые фотографии того периода — дождь, слякоть, холод. И вся та грязь, что выплывает на поверхность человеческих отношений во все смутные времена. И отсутствие надежды.

Безусловно, написано достоверно, качественно и профессионально, но из-за этого — читать еще тяжелее.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман!

Зачитываешся от первой до последней страницы.

Достаточно необычная концепция мироустройства.

Какой язык написания — сказка.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем-то напомнило мне произведения Платонова. Да и вообще-то этот мир носит гипертрофированные черты СССР и России, где жизнь одного человека, да даже тысячи — ничего не стоит. Ещё приходит на ум переселение народов Лениным и Сталиным.

Отсутствие корней у людей — это гигантские комсомольские стройки в Совке, куда люди съезжались со всей страны да там и оседали.

Понравилось.

9 из 10.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный приключенческий роман с мастерски прописанным миром; лучший из цикла «Тропа». Гигантские деревья, чужая фауна, немного шизоидное общество(здесь чувствуется сатира) — всё это играет на атмосферу книги, становится как-то душно и немного даже безпросветно как-то. В общем здесь меня автор убедил, роман показался мне качественным и небанальным.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх