FantLab ru

Александр Бушков «Чёртова Мельница»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Голосов:
550
Моя оценка:
-

подробнее

Чёртова Мельница

Роман, год; цикл «Сварог»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Талар под угрозой. Тонут голубые небеса в отсветах Багряной Звезды. Собираются в стаи и спешат в неизвестность летающие острова. И только Король Королей — Сварог Барг — уверен, что ему предстоит новый подвиг. Но ждет ли слава Короля Королей?..

Легендарный герой русского фэнтези — Рыцарь из ниоткуда, 15 лет назад отправившийся в долгий дивный путь, возвращается в новом романе цикла.

Входит в:

— цикл «Сварог»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 413

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3044 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Чертова Мельница
2012 г.
Чертова Мельница
2013 г.
Чертова Мельница
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это одна из лучших «поздних» книг цикла. по крайней мере, первые примерно так 4/5 романа. Где мы снова погружены в мир практически чистого фэнтэзи. и пусть Сварог поневоле ступил на тропу, по которой и тоже не по своей воле прошло уже немало героев, от вполне древнемифических и вплоть до А. Нортон, читается всё это очень легко и с неослабным вниманием. и снова приключения, и снова выживание героя. словно и не было всех этих лет в тяжёлой королевской броне... Да и некоторые зацепки из самых первых книг задействованы.

а вот финал... Увы, финал здесь как минимум весьма спорный и во многом невелирующий прекрасное начало книги. однако, зная любовь Сан Саныча к «примитивному искусству победы»...

Хорошая книга. Очень долго ожидаемая в своё время книга...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга поначалу шла тяжело: сказывалась чрезмерная любовь автора к политике и желание рассмотреть под микроскопом всю сеть дворцовых интриг Талара. Потом сюжет разгоняется, а к концу вообще с неохотой открывался от книги. Однако...

Сюжет как будто содержит множество аллюзий на более ранние произведения цикла (это пока единственная книга о Свароге, которую я прочёл, поэтому мне судить сложно), хотя сложилось впечатление, что многие отсылки и мини-истории, вплетенные в сюжет, но не оказывающие на него существенного влияния, придуманы по ходу дела. Они кажутся запланированными. Автор, возможно, пытался предопределить эмоции и реакцию читателей (Так! Вот тут читатель должен удивиться, здесь задуматься, а в этом месте он должен пустить слезу). Лично я склоняюсь к мнению, что прекрасное обязательно должно быть простым, а искусство рождается путём отсечения лишнего. Автор же делает наоборот. Но «жираф большой, ему видней».

Персонажи напоминают марионеток: они не кажутся самостоятельными личностями, и заметно, что они написаны одной рукой. Главный герой — пуленепробиваемый alpha-самец, сборная-солянка из киногероев американских и мировых боевиков, «но только с русскою душой». Скучно.

В целом роман интересный, хотя концовка едва ли заслуживает столь продолжительных и многообещающих прелюдий. Этим произведением автор показал, что он могЁт, и могёт немало: и за политику поговорить, и сказку рассказать. И если тенденция к ухудшения «качества» сериала с каждой новой книгой верна и для этого цикла, то обратиться к началу определённо стоит.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Чёртова мельница» — продолжение приключений Сварог в таларской линии. Перед нами предстаёт всё тот же оригинальный мир ларов. Сварог всё также пытается разгадать загадки королевства Горрот и Чёртовой мельницы. Он немного мстит Стахору, немного плавает на подводной лодке, спасает мир.

Книга написана хорошим языком, читается легко. Присутствует фирменный стиль Бушкова, знакомый нам по первым романам цикла. Сюжет более-менее динамичен и интересен.

Вроде бы тот же Сварог, да всё же не совсем тот. Автор написан новый роман за один месяц и это сказалось. Возникло подозрение: а не сборник ли рассказов, связанных единым главным героем передо мной? Немного сыровато получилось.

Порадовала история с перевоплощением в рыжего пса, хоть и такой сюжетный поворот встречается у разных авторов довольно часто.

Много лет ждал, ну когда же Сварог начнёт «мутить» с императрицей Яной-Алевтиной. А теперь задумался: молодая девушка по уши влюбляется в зрелого мужика, который в два раза её старше, а потом разрешает ему продолжать близкие отношения с Марой? Как-то мне это показалось неправдоподобным.

К сожалению пропала какая-то искорка, присутствовавшая в первых романах цикла.

Ещё не понравилось, что многие спутники главного героя не появляются, якобы он всех их разослал по городам и весям с заданиями.

Советую читать книгу «Чёртова Мельница» фанатам цикла «Сварог».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мда.От книге к книге всё хуже.Наверное была бы эта книга и ничего,если бы не превращение Сварога в пса.Довольно скучная линия.Да и со звездой разочаровался.Можно было придумать гораздо и лучше чем мельника которого порубили деревяшками.Интересно,что будет дальше?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, что литнегры Бушкова деградируют одновременно с ним. Ничего от чудесных «Рыцаря из ниоткуда» и «Летающих островов» и средненького «Короля» в этой книге нет. Некоторые эпизоды заставляют всерьез усомниться в психическом здоровье литературных негров Александра Александровича.

«Бог из машины» вроде как считается одним из самых нелепых, глупых и нечестных по отношению к читателю вариантов концовки. Здесь концовка настолько фатально глупа, что это никак невозможно вынести, не вынеся заочный приговор Бушкову.

Оценка: 2
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга типичнейшее произведение про Сварога с присущими всему циклу недостатками и достоинствами. Вообще, глядя на развитие сюжета я могу предположить, что:

1) Бушков пишет интуитивно. Он разбрасывает загадки, отгадки на которые собирается придумать потом. Или вообще забывает о фактах этих загадок. Вспомните отца Сварога. Он фигурировал в первой книге.

2) Бушкову иногда надоедают собственные произведения. Эта книга начиналась довольно живенько, закончилась скомкано, притянутым за уши фантасмагорическим финалом.

3) Бушков решил сворачивать серию. А именно: убить ненужных героев, массово шить белыми нитками завершения историй. Переход к сути — это не так уж плохо. Плохо, когда он настолько искусственный, как в данной книге.

В итоге, я могу сказать, что пока Бушкову не надоело, у него выходил вполне добротный роман. Но когда возникло желание сворачиваться, получилось черти-что.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стиль книги очень похож на первые истории про приключения Сварога. Но все равно изложение какое-то скомканое.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гаудин внезапно предстает полным ничтожеством в профессиональном плане. Никого из старых друзей Сварога мы не видим, за исключением Мары. Действие идет какими-то ступеньками. Бух — одна локация, бух — другая.

Написано интересно, Сварог более зрелый, с кучей дел и должностей, хотя все равно делает вылазки практически в одиночку.

Финал скомканый, типа бога из машины —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
никто не знает, что делать с Багряной Звездой, и тут появляется древнее тайное общество с древними тайными знаниями и ликвидирует угрозу. Потом общество исчезает

Книга оставляет целую кучу оборванных нитей.

Самостоятельной ценности не имеет, читать в рамках цикла поклонникам автора (мое личное мнение)

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот очередная книга громадного, воистину эпического, цикла – циклопического цикла – романов о Свароге закончена. Сказать о ней можно много всего, но хочется уложиться в рамки компактного отзыва. Потому постараюсь ужать свои мысли и не давать им растекаться по древу, а растечься уж есть где.

В «Чёртовой Мельнице» автор продолжает развивать образ короля королей, как этакого «доброго дедушки Сталина». Мол, и казним, и на дыбу вздёргиваем сугубо по государственной необходимости. И самооправдания Сварога больше всего напоминают слова Короля из «Обыкновенного чуда» — это не я виноват, это всё дурная наследственность, в данном случае, доля королевская, дело, как говориться, житейское. Разве что встреча с фиглярами несколько меняет мировоззрение Сварога, да и то, видимо, не слишком сильно и ненадолго.

Стоит только Сварогу припомнить былые – лихие, мушкетёрские – времена, как вот те на,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он превращается в собаку, и гора приключений сваливается на его бедную голову, и четыре лапы.
Как обычно, Сварогу невероятно везёт – попадаются исключительно понимающие и честные люди, а негодяи и подлецы остаются за кормой, глотая солёные брызги.

Две интриги, наконец, получают логическое завершение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сварог стал-таки официальным фаворитом императрицы. И эпизод становления один из самых красивых в книге – читал с огромным удовольствием, не смотря на общую прозрачность всего действа. А вот уничтожение Мельницы подкачало и очень сильно. Трах-бах-тарарах! Неизвестные герои невидимого фронта, банальное, как обычно, объяснение природы Багряной звезды – и ненужное геройство Сварога.

И вот, подводя итог, можно выносить вердикт – книга хорошая, увлекательная, оставляющая больше вопросов, чем дающая ответов, достойное продолжение циклопического цикла. И далеко не последняя в нём книга. Остаётся надеяться, что мы получим хотя бы часть ответов, но ведь так гораздо интересней, господа, верно?

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бушков мастер выдумки, мастер фантазии и конечно мастер сюжета. Глупо пытаться найти соответствия и несоответствия, правильности и неправильности, смазанности или несмазанности отдельных книг, глав сражений. Главное сюжетная линия и закладки на будущее. И мне как читателю важно, а что будет дальше. В любом случае мне трудно самому додумать, да и не хочу. Хочу фантазию Бушкова.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что сказать? Перед нами снова тот, настоящий Бушков, которого мы знали и любили в первых романах цикла.

Фирменный бушковский стиль и язык, сюжет, новые герои на сцене, разрешение старых проблем и возникновение новых вопросов.

Рояли в кустах? Да, присутствуют, но не раздражают и где-то даже к месту.

Главный герой? Постарел, поумнел. Стал другим.

Лучше, хуже? Решать читателю.

Основное в романе — проснувшийся интерес к миру и его героям( который было угас в бесконечной череде внеталарских клонов).

Пожелаем автору удачи и новых интересных идей в мире Сварога — потому как потенциал этого мира огромен, а на фантазию Бушкову жаловаться никогда не приходилось.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Рыцарь из ниоткуда» некогда очутился на Таларе, полном тайн и загадок. Увы с каждым томом похождений майора Сварога число тайн уменьшается, а загадки бравый «король королей» предпочитает либо утилизировать, либо и вовсе «пускать в распыл». Но интересней другое.

Если первые романы «сварогианы» проходили по ведомству почти классического «фэнтези», то, по мере развития сюжета, всё отчётливей проявлялись сказочные мотивы, — так что ныне цикл стал длинной и увлекательной сказкой для взрослых, которые не желают взрослеть.

Возможностей длить и длить эту сказку — вдоволь. А когда начнут исчерпываться и они, — можно запустить альтернативные продолжения...

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы зарекся после «внеталарских» похождений читать этот цикл, но тут встретил у приятеля книжку, и...

Что сказать. После провальной, на мой взгляд, «По ту сторону льда» «Мельница» смотрится в целом вполне недурно — почти на уровне первых двух книг. Конечно, порядком давит на нервы обилие «стартовых бонусов», накопленных Сварогом, раздражает и скомканная концовка, и то, что Бушков слишком явно «придерживает карту» для будущих книг...

Но — да, это уже новый Талар. И новый Сварог, всерьез растерявший ту бесшабашность, что отличала его в первых книгах. Лично мне показалось, что автор сам еще не привык ни к такому Талару, ни к такому Сварогу — и потихоньку, шаг за шагом пытается разобраться, что же перед ним такое, словно заново знакомится с человеком, которого не видел много лет. А такой подход для меня лично перевешивает многочисленные сюжетные огрехи.

В целом мне в «Чертовой мельнице» видится неплохой, крепко сработанный задел на будущее — именно за счет изменения взаимоотношений героя и автора.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ТАК слить концовку — это надо постараться. Очень сильно. Ибо начало этого романа, в целом, неплохое: Сварог мечется, пытаясь разрешить возникшую проблему, автор методично подбрасывает новых загадок, будто и без того у бедного нечаянного короля головной боли мало — вроде бы всё в духе прежних книг. Вот только, сугубо по моему личному мнению, не вытянул Бушков. Нет атмосферы надвигающейся катастрофы, нет нагнетания обстановки, нет паники. Вернее, может, и есть, но исключительно на словах. Не принимаешь близко к сердцу все эти беды. Хочется подумать: «Новый Шторм? Ну и чёрт с ним, пойду, поем», и закрыть книгу. Я всё же домучила её до конца, и пожалела. Многие ругают финал «Летающих островов», но мне он понравился — атмосферен, что ни говори. «Чёртова мельница» же при явном сходстве уже вторична, конец скучен и банален. А ещё птичку, сиречь Гаудина, жалко. Как-то слишком скомкано его убрали, будто Бушкову вдруг приспичило выкинуть персонажа из книги, чем-то он мешал, и не придумалось ничего оригинальнее, чем то, что случилось (дабы не спойлерить).

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конспективно:

1)Уже хорошо, что Бушков вернулся на Талар. Читать его галиматью о «Граматаре» и «Короне» было совершенно невозможно, и я рад, что действие вернулось в мир, где осталось столько неразгаданных тайн и сюжетных завязок.

2)Но вот с реализацией — дело швах. Да, мы догадывались, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Стахор — подменный, а в Горроте всем заправляет Ледяной доктор
, это было довольно очевидно, но повесить столько завязок на такой паршивый cliffhanger! Или вот,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гаудин, убившийся апстену
. Если это (как, скорее всего, и есть) — инсценировка, то подано читателю это слишком небрежно, ноль интриги. А если не инсценировка, то такого бездарного и скотского обращения с ТАКИМ персонажем я у Саныча еще не встречал. Негры, что ли, озоруют?

3)«Собачьи» эпизоды — сначала заинтересовали, потом поднадоели, наконец задолбали настолько, что я методично пролистывал вперед, не читая, пока эти наркоманские бредни не закончились.

4)Концовку уже оценили и без меня. Концовка — запредельное дегенератство.

В общем, Бушкову — позор. Книгу — «в печку ее, Зина».

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, здесь можно начать с самоцитирования :)

«Это скорее не эпопея, но «история с продолжением», причем обязательно оформленная в рамках актуального коммерческого формата. В череде текстов может быть похоронена и эпопея, и несколько романов, и десятки рассказов и притч – а история всё не кончается. Но, как правило, авторы целостную историю не создают, остается слишком много «не отрубленных хвостов» и перед нами недоэпопея, и даже недороман – безразмерная повесть-переросток. Таково окончание сезона в любом сериале: часть персонажей второго плана выбыла, но интрига будет продолжаться до полного истощения зрительского терпения...

...Примером уже прервавшейся недоэпопеи выступает цикл романов А. Бушкова о бравом десантнике Свароге, заброшенном в мир колдовства и межпланетных империй. Автор бы и дальше гнал героя за очередной короной, за новыми приключениями, да, видно, это надоело решительно всем

//Сноска

Конечно, при живом авторе ничего нельзя гарантировать, бывало и через двадцать лет создатели возвращались к старым персонажам и любимым мирам: А. Азимов, У. Ле Гуин, Ф. Херберт, Стивен Р. Дональдсон – тому примеры. Да и сам А. Бушков делал перерыв в сериале. Но если автор проявляет добросовестность – то перед нами фактически отдельное произведение, лишь косвенно связанное с сюжетом первых частей. А если автор уж слишком нажимает на коммерческую составляющую своего творчества и пишет книги исключительно «для кассы», то это продолжение как бы усыхает само собой... Собственно художественных причин для прерывания любого подобного сериала нет. Просто кассовый автор может публиковать «халтурку» неограниченно долго, а «середнячка» редакторы откажутся печатать после второй неудачи».

Действительно, при живом авторе ничего нельзя гарантировать ;)

Сюжетно и, если так можно выразиться, персонажно, «Чертова мельница» суть продолжение все той же истории успеха и превращения майора ВДВ Сварога в императора. Он благополучно приобрел статус фаворита молодой императрицы, он спас планету от очередной напасти (в этот раз — «Багряной звезды»), его бывший патрон по линии местных спецслужб — Гаудин — покончил жизнь самоубийством. И команда его уже что-то может. Да и сам Сварог все тот же удачник, прущий буром по жизни, а если что и встречается на пути — так не беда, несколько глав и будет порядок.

Появись эта книга через полгода после предыдущей — насчет спроса на неё я совсем не уверен. А так хорошо выдержаный читататель еще и купит :)

Собственно, мне интересен в продолжениил лишь один аспект — трансформация «материальной культуры» тамошнего мира под стандарты, привычные современному читателю.

Ведь двадцать лет прошло с первой книги. Герой, который переносился «туда» — был военный, имел более чем слабое представление о компьютерах и вообще, перенос был в 1991-м году (кодовые слова «видеомагнитофон» или «двухкассетник»).

В «Сварог, случайный король» уже имеются не просто компьютеры, но хакер из среды ларов (их там всего несколько десятков тысяч! Как вообще тамошний «интернет»-то существует?). А в «Чертовой мельнице» — уже компьютерная социальная сеть для самых маленьких ларов (чат-болталка для детей). Рост заметен?

Самого Сварога, в одной из книг-ответвлений, забросило в современную Россию, там он увидел доллары практически в свободном хождении, удивлялся. И чего только не вспомниает тот же Cварог во время своих державных размышлений, будто не в армии карьеру делал, а на истфаке учился.

Итог: Бушков мог бы здорово сыграть на этой вот разнице времен. Он и так играет — у него то наемники с топорами, то пулеметы, то лазеры с роботами, и все на одной кухне. Но слишком широка эта разница ;) Слишком неустойчива получается техномагия. А вот сработать на разнице в наборе знаний 1991-го и нынешнего времени, показать, как и в чем отстают знания ларов (хотя у них и преимущество дикое) от уровня развития нашей цивилизации, которая за двадцать-то лет «по отдельным показателям» ой как вперед рванула.

Но автору это , видимо, неинтересно. Жаль.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх