fantlab ru

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
132
Моя оценка:
-

подробнее

,

Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Костя Жмуркин — человек редчайшего дара, о наличии которого он сам, как это обычно бывает, даже и не догадывается. Любой человек или предмет, ставший объектом симпатий злополучного Кости, обречен на полный и неизбежный крах, сколь бы преуспевающим и неуязвимым он ни казался. Под воздействием этого ужасного и абсолютно неуправляемого дара гибнут идеи и люди, отказывает сверхнадежная техника, разваливается могучая сверхдержава. Нет конца и края всем Костиным несчастьям, так же как и нет средства обезвредить заложенную в него «бомбу». На фоне этой трагической безысходности кажутся жалкими и ничтожными все невзгоды, посетившие нас и нашу страну в последние годы. Читайте остроумный и удивительно своевременный роман Юрия Брайдера и Николая Чадовича, и многое,еще недавно бывшее для вас тайным и невероятным, станет простым и понятным.


В произведение входит:


7.47 (57)
-
2 отз.
7.42 (78)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 350

Активный словарный запас: невероятно высокий (3614 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 2007 // Большой Зилант

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2002 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2002 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви
2001 г.
Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень умная, очень добрая и очень грустная книга. Да, по мотивам жизни фэндома. Но книга совсем не про это. Книга про нашу жизнь, про жизнь простого человека на фоне исторических событий второй половины ХХ века. Книга про любовь. Книга про путь к счастью.

Юмористические сцены (прекрасно написанные) органично оттеняют общий ход повествования.

Прекрасная книга превосходных авторов. Как я завидую тем, кто будет читать ее впервые.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

До чего же страшная книга. Ужасы провинциальной нищеты (одна битва на танцах чего стоит), ужасы в армии, ужасы милиции, безрадостные пьянки, и настоящая война в последней части романа (потому что Костя посмел полюбить женщину и страну).

Третья часть книги как-то не вписывается в роман с его глобальным размахом (где Костя губит Сталина, Берию, Лумумбу и советскую лунную программу), но сама по себе очень хороша. Третья часть — это «роман с ключом», и знаток позднесоветской фантастики не раз улыбнется, разгадывая намеки.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время Ю.Брайдер и Н.Чадович плотно сотрудничали с Всесоюзным творческим объединением молодых писателей фантастов (ВТО МПФ) и минским литературно-издательским агенством «Эридан». События, связанные с историей возникновения, расцвета и разрушения этих издательских монстров (в книге замаскированы соответственно под ТОРФ и «Эпсилон»), передаются в романе сквозь призму восприятия начинающего фантаста Жмуркина, ставшего членом ТОРФа, и излагаются с издевательским юмором. Для продвинутого любителя фантастики со стажем не составит труда разгадать, кто именно скрывается за «говорящими» фамилиями Самозванцев, Чирьяков, Савлов, Топтыгин или Кишко. Образы директора-администратора Верещалкина, постоянно голодного трезвенника-новеллиста Гофмана-Разумова, небесталанного хулигана из Сибири Вершкова, сотника Бубенцова – автора нескончаемой эпопеи «Синдбад возвращается в Багдад» и многих других участников не таких уж давних событий получились у авторов убийственно похожими на реальных людей. Замечательно описана деятельность Жмуркина в «Эпсилоне» на ниве адаптирования для отечественного потребителя произведений короля западного детектива Руби Роуда (прозрачный намек на Джеймса Хедли Чейза, бесконечное собрание сочинений которого выпускалось «Эриданом»). Пишущий эти строки знаком со многими действующими лицами романа (правильнее сказать – с их прототипами), участвовал в семинарах ВТО МПФ, бывал в гостях у «Эридана» и может подтвердить: так все и было. Ну, или почти так.

Подробнее здесь:

http://www.rusf.ru/ko/parad/010904_1.htm

Ещё подробнее — здесь:

http://www.sf.perm.ru/lavka_kritic4.shtml

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман. Написанный хорошим литературным языком. И пусть он немного неровен композиционно, да и фантастика как таковая в нем не особенно важна, а все же жаль,

что российская фантастика в конце девяностых не пошла по данному, проложенному Стругацкими пути развития, а превратилась усилиями издателей и графоманов-«писателей»

в тот мутный поток нечитабельного говна, коим является сейчас и... Навсегда?

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

К таким романам нужно лепить предисловие или послесловие для тех «кто не в теме». Чтобы разъяснить неискушенному читателю, кто из авторов скрывается под каким псевдонимом и что за семинары имеются в виду.

Жанр романа болтает из стороны в сторону — сначала это юмористическая фантастика с глобальным замахом, к середине и далее — сатирический капустник, переходящий в мелодраму, а в конце так и вовсе очень печальная драма.

Но написано смешно, этого не отнять.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подозреваю, молодым читателям книга будет совершенно неинтересна. Основная её часть во многом автобиографична, описывает 80-90-е годы и постоянно отсылает к реалиям тех лет. А вот людям постарше, особенно прошедшим Советскую Армию и знающим схемы хищений социалистической собственности, здесь есть над чем задуматься и посмеяться.

Вторая половина книги – большой ребус. Здесь и ВТО МПФ, и «Румбы фантастики», Казанцев, Павлов, Щербаков и Медведев, Пищенко, Бушков, Звягинцев и Кудрявцев. И все под псевдонимами, даже издательство «Эридан» и сами Брайдер и Чадович.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших книжек в довольно ущербном жанре воссоздания в виде сатиры картины нравов внутри цеха, в котором состоят авторы, с традиционным преименованием прототипов так, чтобы всем было ясно. о ком речь. Как правило, в зависимости от дальности отдаления по времени событий сатиры тональность меняется. В романе соавторов про совсем свежие съезды фантастов на закате советского строя написано уж очень смешно и ядовито, конкретным персоналиям не поздоровилось. Друзей такого рода книги не добавляют и причиной тому не только образ, например, Топтыгина или инвективы в адрес фантастики ближнего прицела. Есть, есть что-то в безапелляционности авторов и избранной ими форме циничного анекдота что-то бестактное. Однако смешно и, если не коробиться от бестактности к живущим, даже и блестяще.

Центральная часть обрамлена чудными юморесками о взрослении Кости Жмуркина, а вот мелодраматическая концовка с крушением Молдавии и любви как-то не слишком вяжется с тональностью всего романа. С каждой главой соотнесено наименование известного литературного произведения, цитатами( в том числе и скрытыми) текст перенасыщен — забавно, мне понравилось куда как поболее иных книг этих щедрых товарищей

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги Юрия Брайдера, Николая Чадовича выделяются легким стилем письма и присущим этим авторам юмором. Их произведения читаются запоем и по окончании ты удивляешься почему роман так быстро и незаметно закончился. Тут то и начинаются поиски новых историй от белорусского тандема. «Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви» очень сильно отличается от всего творчества Брайдера и Чадовича. Писатели хотели показать жизнь простого человека во времена СССР и последовавшей за ней перестройки. А если точнее то нам в двух первых частях романа предоставлена жизнь простого обывателя (если копнуть поглубже белорусского народа). Сад, школа, родительские разборки, первая безответная любовь, армия. А третья и четвертая части этакий автобиографический ребус от авторов, который без определенной подготовки не осилишь. Мне к примеру пришлось искать ответы на все загадки в безграничном интернете. Все что здесь есть из фантастики это дар Кости. Однако стиль выработанный писателями делает книгу как всегда интересной. Все персонажи смешны и одновременно противны: полковник внутренней службы Быкодеров, жена Килька, вся писательская братия и т.д. А в моменте встреч Кости с Аурикой я даже позавидовал Жмуркину. Если вам нравится творчество одних из лучших белорусских писателей, то и эта история будет вам по нраву.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, любопытная книга! Если поначалу ты поражён оригинальностью идеи и собираешься сопереживать трагедийному герою, то с повествования в армии начинается чистая «швейковщина», и чтение перемежается приступами гомерического хохота, хохота до слёз (одни огнетушители в части чего стоят ))). А закрыв эту книгу, невольно задумываешься: что же она напоминает? Наверное, всё же не гигантскую флуктуацию, а скорее «Сирены Титана». И это хорошо. Ведь иногда героям надо сопереживать в смысле «сострадать». А у меня с состраданием туговато, я предпочитаю, чтобы человек хоть немного боролся. Жмуркин в этом плане — почти безнадёжен, разве что под конец немного «встряхивается».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К счастью, авторы — молодцы, доведя градус накала безнадёги до предела, дали такой конец.

И ещё — заметьте, что названием для одной из глав стало название романа В.Д.Михайлова «Сторож брату моему». Это было приятно обнаружить )

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пусть вас не вводит в заблуждение название романа. Да, это драма жизни, но написана она фантастами, причем такими, которых с небольшим преувеличением можно отнести к реалистам или даже «жестким реалистам». То есть у этих авторов так — о жизненных перипетиях, но с фантастическими допущениями и совершенно без прикрас.

«Гений злонравной любви» — не высокопарная метафора, описывающая свойства души главного героя. Это характеристика его природного дара, ну или проклятия, тут как посмотреть.

Костя Жмуркин родился в ранние послевоенные годы в сталинском СССР, и первое время его история мало чем отличалась от жизни других ребят, проведших детство в той эпохе. Небезоблачное детство, тихое пролетарское взросление в рядах целеустремленного народа восстающей из пепла великой страны. А еще — полная надежд на будущее ответственная учеба, хорошие книжки и первая любовь. И вот с самой любовью-то у Константина как-то сразу не сложилось.

Он заметил, что люди, которые ему искренне нравятся, в жизни страдают и терпят постоянные неудачи. Радующие сердце вещи теряются или ломаются, в общем, все идет наперекосяк. Напротив, раздражающие явления набирают силу, а выводящие Жмуркина из себя люди набирают общественный вес и вообще идут в гору.

И с возрастом эта несправедливость в отношении чувств Кости только возрастает. Родину терзают экономические кризисы и политические катастрофы, мечты о космосе разбиваются вместе с падающими на поверхность Луны исследовательскими кораблями, а любимые творцы и общественные деятели погибают, оказываются на дне жизни или оказываются за решеткой.

Костя не без успеха пробует себя в прозе, но журналы, специализирующиеся на фантастической литературе закрываются худсоветами, а редакторы, которые давали ему «зеленый свет» получают разносы от ответственных лиц. В воинской части, где Жмуркин проходит срочную службу, любой его притеснитель получает лишнюю звездочку на погоны, причем карьерный успех недоброжелательного лица тем выше, чем сильнее он унижает главного героя.

После службы отчаявшийся Жмуркин, не в состоянии отыскать никакой иной работы, устраивается в милицию, где по пьяной лавочке проговаривается о своем даре. И тут уже его в оборот берет милицейский начальник, задумавший посредством угнетения «гения злонравной любви» дорасти до министерского кресла.

Мне понравилось, что почти для каждой главы авторы меняют жанры и используют художественные особенности различных литературных произведений. Истории, посвященные армейской жизни Жмуркина, отсылают к хлесткому юмору «казарменной идиотии» Ярослава Гашека, а описание милицейских будней героя бытовым цинизмом напоминает кивиновские романы о питерских операх.

Вторая часть романа явно писалась позднее и была частью самостоятельного произведения. Здесь события развиваются уже в позднеперестроечный период. Новые времена и нравы выносят Жмуркина куда-то на обочину, и растерявший способность по-настоящему любить или ненавидеть Костя возвращается к написанию фантастических рассказов. В этой части авторы устраивают литературно-сатирические баталии со своими коллегами по писательскому мастерству. Тут и бесчисленные пьянки на творческих встречах и конференциях, и уморительные (и, пожалуй, обидные) карикатуры на позднесоветских писателей-фантастов, и особенности национальной прозы, и охота за государственными премиями. Многие карикатуры, к слову, вполне узнаваемы.

Читается легко, но текст очень неровный. Юмор местами даже достигает обличительной ловкости и прямолинейности Ильфа и Петрова. Но иногда его качество стремительно падает до вывертов современной попаданческой литературы с шутками про «роковых дам», бухло и коричневую субстанцию. Если про дембелей, самозабвенно в потемках лупящих кофе с тараканами, читать еще забавно, то приключения нетрезвого милицейского начальника, навалившего кучу за бюстом Дзержинского и за это получившего по шапке, вызывают недоумение.

Ну а под конец становится очень грустно. Потому что аккомпанементом к треску окончательно ломающейся жизни Жмуркина становится грохот разваливающейся под «ветрами перемен» страны. И новые времена не сулят ничего хорошего простым людям, имевшим неосторожность искренне любить и не имеющим силы отчаянно ненавидеть.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У неплохого в целом романа есть один серьёзный недостаток. Поначалу дар Кости Жмуркина носит глобальный характер, на его счету смерть Сталина, становление эпохи застоя и распад СССР, а вся вторая часть представляет собой беллетризованную историю ВТО МПФ, что прямо скажем, не соответствует размаху первой части. Потому и оценка не так высока, как могла бы быть.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нечто автобиографичное.На любителя.Но приколы над собратьями по перу неплохие.

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман по мотивам жизни фэндома конца прошлого века. Местами улыбнуло, но затянуто. Его сократить бы вдвое...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Депрессивно немного, но читабельно. Много сцен суровой и неприглядной реальности.

Впечатление такое, что рукопись пролежала десяток лет, не меньше, в письменном столе прежде чем ее издали в 2001-м.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх