fantlab ru

Стивен Кинг «Жребий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Оценок:
2912
Моя оценка:
-

подробнее

Жребий

'Salem's Lot

Другие названия: Судьба Салема; Салимов удел; Город зла; Судьба Иерусалима; Жребий Иерусалима; Жребий Салема

Роман, год; цикл «Отец Каллагэн»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 186
Аннотация:

Писатель Бен Миерс приезжает в Джерусалемс-Лот, небольшой провинциальный городок, где он провёл детство. За время его отсутствия здесь с одной стороны мало что изменилось, а с другой — поменялось очень многое. Но для Бена самое главное — побороть свои детские страхи, которые связаны с Марстен-хаусом, домом, что стоит на холме и нависает над всем городом. Через некоторое время в городке стали происходить загадочные смерти и таинственные исчезновения.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— условный цикл «Гейтс Фоллз»

— цикл «Отец Каллагэн»

— условный цикл «Судьба Иерусалима»


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1976 // Роман

номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2011 // Вампирский роман столетия

Экранизации:

«Салемские вампиры» / «Salem's Lot» 1979, США, реж: Тоуб Хупер

«Участь Салема» / «Salem's Lot» 2004, США, реж: Микаэл Саломон



Похожие произведения:

 

 


Салимов удел
1993 г.
Салимов Удел
1993 г.
Судьба Иерусалима
1993 г.
Судьба Иерусалима
1996 г.
Жребий
1997 г.
Зеленая миля
1997 г.
Жребий
1998 г.
Жребий
2004 г.
Жребий
2006 г.
Жребий
2007 г.
Жребий
2009 г.
Жребий
2011 г.
Жребий Салема
2014 г.
Жребий Салема
2015 г.
Жребий Салема
2017 г.
Жребий Салема
2019 г.
Жребий Салема
2022 г.

Издания на иностранных языках:

'Salem's Lot
1975 г.
(английский)
Salem's Lot
1976 г.
(английский)
'Salem's Lot
2007 г.
(английский)
'Salem's Lot
2011 г.
(английский)
Салимове лігво
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический Стивен Кинг, роман, который неплохо характеризует творчество автора. Именно «Салемс Лот» положил начало моего знакомства с произведениями человека, которого называют Королем Ужасов. На фоне прошедших лет и вышедших за все это время историй о кровососах книга может показаться не особо оригинальной. Однако Кингу в свое время удалось взять Стокеровских монстров, поместить их в небольшой городишко и выдать один из лучших вампирских хорроров всех времен. И этот хоррор бодро читается молодыми людьми и в наше время. Я — тому доказательство. Классический сюжет, интересные герои, хоррор-сцены в воображении от которых дух захватывает. Это ветка, скребущая по окну или твой пропавший друг, который умоляет тебя его впустить? Это любовь всей твоей жизни, которая просто уснула или монстр, который затаился и ждет, когда ты подойдешь поближе? Это просто ветер колышет деревья или нечто в лесу действительно за тобой наблюдает? Добро пожаловать в Салемс Лот, дружище.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это отличный роман, который, повествует о классических вампирах. Классический вампир — это чуждое злобное и враждебное людям существо, которое не светится на солнце, не является вегетарианцем, не влюбляется в людей, и вообще оно совсем не доброе, белое и пушистое. Это хищник-убийца. И вот о таких вампирах, как раз, идет речь в этом романе. Точнее, как несколько обычных людей пытаются им противостоять.Чем-то, этот роман похож на классику жанра — «Дракуку» Брэма Срокера; да и сам Кинг признает, что в первую очередь он ориентировался на это произведение. В «Жребии Салема» показана жизнь маленького провинциального городка, что в произведениях Кинга в общем-то, можно довольно часто встретить. Но здесь он это делал впервые, так как, это один из первых его романов. И, на мой взгляд, прекрасно получилось: все выглядит естественно и правдоподобно. И как этот размеренный уклад жизни нарушается с приездом в городок вампира.

Роман читается легко и полностью захватывает внимание читателя. И главное, он создает атмосферу присутствия Зла, в отдельно взятом, маленьком городке, в который, мы с вами ещё не раз вернемся...

Что ж и стиль, и атмосфера, и качество, и сами вампиры — все это мне очень понравилось, итого: десять баллов.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга занимает почетное место на полке. Классическая и ранняя работа с неотразимым подчерком. Да, это не тот Кинг знакомый по поздним «хитам», но здесь ему не мешает дикая популярность и некая избалованность творить, и творил весьма удачно. Вампиры представлены в классическом виде, без излишеств и прочего мистицизма. Читается не спешно, но по мере набирает темп. Особенно советую для первого знакомства с автором.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатлена,

книга читается на одном дыхании,

в отличие от Страуба все достаточно емко и ограниченно, действие развивается по прямой, словно луч фонаря (луч света в темном царстве и прожектора перестройки, шутка) бесстрастно выхватывает отдельные фигуры, какие-то детали, я не сторонник укладывания в рамки «героев» — эти нужные, эти ненужные, про тех не завершили ветку и т.д.) потому что помню цитату Дениса из романа Лукьяненко: жизнь — это как спектакль без начала и логической развязки, кажется, что что-то закончилось, но что-то только берет начало.

Забавно, что нет долгих предисторий, как потом вошло в привычку у автора, перед глазами неудачная попытка прочесть «Томминокеры», все эти «психологические жизнеописания», которые наверняка Кинг позаимствовал у Страуба или еще кого-нибудь, это не его...

В этом и красота стиля раннего Кинга — «взять след» ( старт) и «дуть» вперед, по прямой, до самого конца, когда читается легко, фразы простые, характеры очерчены несколькими штрихами, скорее даже «образы», а не попытка забраться внутрь Рут Максосланд и поиграть в ее внутренний мир, или бесконечные рефлексии Гарденера и этой... Андерссон, не помню как ее звали.

Краткая точность высказываний вызвала вполне закономерную ассоциацию с определенным жанром — «крутого детектива» и фильмов «нуар».

Чем-то напоминает нео-нуар вроде фильма «Кирпич» и веб-комикс «Блэксад».

Минимум «чернухи-кровухи», есть ряд аллюзий и отсылок, как к возможно «Побегу из Шоушенка», а также необычное построение сюжета: мы видим героев в их «естественной среде обитания», но без пристрастных живописных характеристик и эпитетов, как в «Черном доме», одна-две детали и портрет готов, мы проявляем симпатии к тем или иным героям, а потом когда приходит их «участь» становится по-человечески жаль каждого.

Подобный прием присутствует и например, в трилогии норвежских ужастиков «Замерзшая жертва»(Холодная добыча, Остаться в живых), так что весь метафизический ужас и отчаяние переживаешь одновременно с героями книги, а не наблюдаешь взглядом стороннего или «постороннего» наблюдателя.

В общем, можно найти те или иные литературные огрехи, какие-то еще ошибки и проч., но штука в том, что ты ждешь каких-то эмоций от любой книги и ты получаешь их или нет, может случиться, что что-то иное захватывает тебя, ты начинаешь спорить с автором, но все равно выходит, что автор «зацепил» чем-то.

Вполне возможно, что что-то я упустила из прочтения, что забуду некоторые детали или имена персонажей, но общее эмоциональное впечатление — выше всяких ожиданий, потом еще раз перечитаю, как перечитываю раз за разом «крутые детективы» Рэймонда Чандлера, Дэшила Хэммета и Эда Макбейна.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот такими должны быть настоящие вампиры! Ночные охотники, вселяющий страх пред приближением темноты. Это вам не гламурно-нетрадиционные кровососы Райс. Это настоящие ужасы! Роман на высоте, атмосфера страха скачет со страницы на страницу с невероятной скоростью. Скрип половиц на втором этаже, шорох за окном... Кинг мастерски преподносит историю обреченного города (кто бы сомневался). Читать всем.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Доброго времени суток!

Если вы не читал, то наверняка слышали о таких знаменитых романах, как:

«Керри», «Сияние», «Оно», «Кладбище домашних животных» (перечислите ещё парочку нетленок сего автора). А вот «Салемов удел» не заслуженно остался в тени этих бестселлеров. Меня угнетает такое не справедливое отношение к этой книге, даже экранизациями её как-то обделили (справедливости ради они были (1979 и 2004г.), но крайне сомнительного качества. Кстати, в 2023 планируется новая экранизация сего опуса. И раз уж на то пошло есть пару песен с упоминанием данного нечистого места: Эминем «Lose Yourself», и Нирвана «Serve The Servants»).

Что ж, давайте развеем ореол несправедливости над этой книгой!

Начну из далека.

«Селемов удел», также известен под названиями «Жребий Салема», «Жребий», «Судьба Иерусалима». Происходит от английского «Salem's Lot» – это название вымышленного городка, где происходит действие романа. Данная местность, по старинной легенде, названа так по имени огромного борова Салима, который был альфа-самцом одного из основателей города, и который «царил» на некоем участке (уделе). Прообразом «Salem's Lot» стал реально существующий город в штате Массачусетс – Салем, который широко известен в популярной культуре тем, что являлся местом «охоты на ведьм». В 1914 году город почти полностью сгорел в результате большого пожара.

Сама же история, описанная в романе, была навеяна повестью Г.Ф.Лавкрафта «Затаившийся Страх», написанной в 1992 году.

Это второй по счёту роман Короля Ужасов, датируемый 1975 г. Не так давно вышло первое произведение Стивена – «Керри» дебют которого и покорил сердца многих читателей (я же к своему стыду его не читал). Но если «Керри» это проба пера – так сказать первый выход в большое литературное слово, то «Жребий» это взвешенное, продуманное и уверенное произведение.

Сам же Кинг считает свой роман литературной реминисценцией «Дракулы» Брема Стокера.

Прямая цитата из интервью:

«… я придал своему роману намеренное сходство с „Дракулой“ Брема Стокера, и немного погодя мне начало казаться, что я играю в интересную — для меня по крайней мере — игру в литературный рекетболл. „Жребий“ — мяч, а „Дракула“ — стена, и я бью о стену, чтобы посмотреть, куда отскочит мяч, и ударить снова. Кстати, некоторые траектории были крайне интересными, и я объясняю этот факт тем, что хотя мой мяч существовал в двадцатом веке, стена была продуктом девятнадцатого».

Я же хочу добавить, что этот роман является сбалансированной квинтэссенцией того старого, готического Стокеровского «Дракулы» и нового ужаса выстроенного в декорациях 70-тых годов, отдающего Кока-Колой и барбекю. Причём Король Ужасов взял из каждой эпохи лучшие, самые сочные моменты и детали таким образом обогатив своё произведение.

На мой скромный вкус это отличная книга для знакомства с автором. Скажу больше – можно прочитать этот роман и закончить своё общение со Стивеном Кингом. Но! Это моя крайне субъективная мысль, основанная на опыте чтения разных его книг. Вам же другие романы этого автора могу показаться куда интереснее. Так что, читая данную рецензию старайтесь не завышать себе ожидания… А я пока усилю поток нежнятины в сторону этого произведения.

Одна из лучших работ автора. Крепкий ранний Кинг, не исписавшийся, не лезущий в дебри истории/культуры/политики и прочей бабуйни. Тот прекрасный этап творчества, когда Кингу было что сказать. Писатель сосредотачивается на самом главном – отношениях людей.

Здесь главное это история. Мелкие проблемы и взаимоотношения персонажей, такие живые и искренние, что по неволе начинаешь верить в происходящее.

На удивление, мне понравилась вся история целиком. Кто не знаком с творчеством Короля, скорее всего не знает, что в его книгах существует некий период раскачки. Автору нужно раскидать различные мелочи, широкими мазками нанести черты характеров персонажей, задать им цели, вдохнуть в них жизнь. И начиная 1/3 книги всё начинает работать, как слаженный механизм.

Но «Жребий» для меня начался так же органично и живо, как и закончился. Не было того раскачивания мира и персонажей. Всё просто взяло и заработало сразу.

Мне очень понравилось и запомнилось начало. Так робко, почти нежно открывается занавес, нас знакомят с главным героем, некоторыми его увлечениями и конечно же страхами. Именно с этого романа Кинг делает своих главных персонажей писателями (может быть так ему легче ассоциировать себя с ними?) Не хочу раскрывать вам и толики сюжета, ведь тем самым отберу у вас удовольствие чтения.

Пройдусь по общим чертам…

Камерность происходящего – это один из столпов романа. Вы не читаете, а вам рассказывают историю, по началу всё просто и понятно. Но когда события начинают выходить за пределы привычного, вам хочется перестать верить в происходящее. Ужас в том, что разуверится не получается. Добротное правдоподобное, почти житейское начало на столько реально, что дальнейшие события рисуются взору так же реалистично.

И всё это не сработало, не будь такого тщательного, почти дотошного внимания к деталям. А ведь мелочи – это и есть наша жизнь.

В свою очередь мелочи, нюансы, детали – это один из трёх талантов Стивена.

Король мастерски играет с:

1. Камерностью – чем меньше декорации его романов – тем выше концентрация ужаса. Масштаб рассеивает страх. Тягучая атмосфера саспенса удаётся ему на ура именно в камерных вещах. Мне кажется Кинг тот писатель, которому удастся напугать читатель в декорациях одной комнаты (низкий поклон 1408). И как вы могли догадаться камерность происходящего в «Судьбе Иерусалима» весьма кстати.

2. Характерами персонажей – может показаться, что писатель видит людей насквозь. Оно и не мудрено – это его персонажи, он их собрал по винтику, он вдохнул в них жизнь и кто, как не он сумеет понять их мысли, характеры, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

3. Но мелочи в его романах – это, возможно, самое главное.

Читайте внимательно и вы поймёте все задумки и ходы, которые заложены автором. Ведь именно так по песчинке из одной буквы и собирает он эти мелочи в огромную историю.

Впрочем я описал технику, механизм для создания самого главного в этой книге:

Жуткой, тягучей и топкой атмосферы затерянного городка, в котором поселилось древнее зло. Оно медленно, поначалу робко и осторожно начинает захватывать всё живое. С каждым заходом солнца – мрак сгущается, а зло крепче пускает корни. Всё туже затягиваются мёртвые узлы, которые никогда больше не распутать. И в час ночной город меняется, а утром пытается принять свои прежние безобидные очертания. Хотя внимательный наблюдатель начинает видеть даже днём эту скрытую в тёмных углах мерзость. Ведь слуги зла не исчезли с первыми лучами солнца. Они лишь спрятались, притаились в ожидании пиршества, в ожидании ночи.

Ужас окутает тебя внезапно. Резко как порыв холодного ветра.

Мурашки побегут по коже даже в теплый летний день...

В один момент ты поймёшь, что это не тот городок, что был прежде. Никому нельзя верить, негде прятаться. Днём у тебя есть время что бы приготовится к неизбежному. И как только начинает смеркаться, как только безжалостное солнце начинает прятаться за горизонт… Тишина становится звенящей, она осязаема как туман. Ты напрягаешь слух, но не слышишь и шороха, даже дуновение ветра, не тревожит покой этого мёртвого места. Возникает страшная мысль, а что, если все, кто сейчас в этой комнате – это последние люди, а весь город затих, не потому что спит, а потому что вышел на охоту за выжившими. Каждое движение стрелки часов приближает полночь. Мрак окутывает тебя, тьма лезет со всех сторон, тянет руки, ты боишься её прикосновения. Всё что тебя заботит – дотянуть до рассвета, увидеть первые лучи солнца. Стремительная тень за окном, без звука, на долю секунды. Они здесь…

Обещаю тебе будет интересно, но с каждой страницей липкие, холодные пальцы ужаса будут заставлять тебя накрывать ступни торчащие из под одеяла. Каждый раз, читая эту книгу и наблюдая как заходит солнце твоё сердце будет биться чуточку быстрее, чувствуя неизбежное приближение Тьмы.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения надолго остался под впечатлением! Очень и очень понравилось! Да, тема вампиров всегда воспринимается как нечто заезженное и не очень интересное, должно быть много крови, гробы, ожившие трупы... Но Удел меня покорил реальной жуткостью, интересным сюжетом, обилием персонажей, а также переосмыслением темы кровососов. Впечатлили масштабы «заражения» города, а также моменты с превращением религиозных атрибутов в некое сияющее оружие.

Читал реально взахлеб и потом будто одержимый искал схожие произведения у других авторов — темка реально захватила.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо Мастеру,за настоящих,жутких,злобных вампиров.Вампиров без прикрас,настоящие жуткие монстры,которые охотятся по ночам,пьют кровь,а днем спят в гробах.С которыми можно справиться только старыми методами-кол в сердце,святая вода,распятие,чеснок.

«Жребий Салема»-прекрасный образец литературы про вампиров,в которой соблюдены все каноны жанра.Одним словом КЛАССИКА!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что мне у Кинга нравится, так это как он умеет обыденную жизнь героев портить всякими монстрами. Мастерски смоделировал нападение вампиров на обычный городок с соблюдением всех правил вампиризма и обычной человеческой жизни. 10 балов! :super:

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман о вампирах, который читается на одном дыхание. Роман, который хочется читать. Его не отложишь пока не узнаешь, чем все кончится. А это естественно плюс. Герои живые и по своему хорошие. Но мой любимый все равно поэт Гарднер из «Томминокеров» и Джон Смит с «Мертвой зоны»

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя любимая книга Кинга. С нее началось мое знакомство с творчеством Великого писателя. Читал давно, но до сих пор помню, как боялся услышать скрежет когтей вампира о стекло................ Брррррр

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из любимейших произведений Кинга. Действительно, персонажи настолько тщательно выписаны, что их «реальность» перевешивает фантастичность сюжета, и начинаешь верить в происходящее :)

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав роман «Жребий», я лишний раз убедилась, что Стивена Кинга не зря называют «королем ужасов»: произведение, написанное мастером. Браво!

Оценка: 10
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман С. Кинга «Жребий» — далеко не самое совершенное произведение американского автора. Тем не менее, именно «Жребий» оказался тем базовым романом, на котором выстроена вся литературная вселенная Стивена Кинга.

От «Жребия» расходятся своеобразные тропы-пунктиры практически ко всем самым значимым кинговским произведениям: эпопее «Темная Башня», романам «Нужные вещи», «Оно», «Кладбище домашних животных», «Безнадега». Сам Кинг считал свой роман всего лишь литературной игрой, современной вариацией на темы «Дракулы». Действительно, в тексте «Жребия» достаточно реминисценций из самого знаменитого произведения Б. Стокера. Но роман молодого начинающего (на ту пору) американского автора оказался оригинальным и глубоким произведением.

В «Жребии» Кинга более всего интересует вопрос онтологии Абсолютного Зла. Именно так — Зла с большой буквы. Это Зло не связано с социальными условиями или индивидуальными болезненными патологиями. «От этого зла не защитит тюрьма. Полиция. Контроль рождаемости», — размышляет один из главных героев романа католический священник и тайный алкоголик отец Каллагэн. Именно с подобным Злом, безсмысленным, безпощадным, более древним, нежели человеческая цивилизация, приходится столкнуться жителям маленького новоанглийского городка Иерусалим-Лот.

«Абсолютное Зло есть реальность». Именно к такому выводу приходит Кинг в своем романе. Это Зло может пережить своих носителей на годы, десятилетия, даже века. Но оно непременно возвращается и однажды вновь проявит себя в каком-нибудь ничем непримечательном провинциальном городке. И все происходит только потому, что для большинства людей сама мысль о существовании подобного Зла представляется совершенно невыносимой.

Собственно, именно об этом и будет впоследствии писать С. Кинг практически во всех своих «крупноформатных» произведениях.

Возвращаясь к «Жребию»... Несмотря на некоторую (относительную!) наивность и прямолинейность как сюжета, так и главных героев, роман (прошу прощения за банальность) читается, как говорится, «на одном дыхании». И данное обстоятельство, наверное, является лучшей рекомендацией для любого литературного произведения.

Оценка: 9
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжая знакомство с творчеством Стивена Кинга в порядке выхода его книг, я прочитал второй его изданный роман «Жребий», который стал ещё и первой мною прочитанной книгой о вампирах. Но у меня есть с чем её сравнить, на момент написания рецензии я прочитал ещё и «Дракулу» Брэма Стокера, которая в свою очередь была взята за основу своего романа Кингом, поэтому в этих книгах можно увидеть некоторые схожести, к примеру, в судьбах персонажей.

В первую очередь следует помянуть вампиров. Эти существа не светятся на солнце, они не ограничиваются кровью животных и не влюбляются в людей, они кровожадны, безжалостны, хитры. Можно назвать их образ «традиционным», они боятся церковной атрибутики, чеснока, не могут зайти в дом пока их не пригласят, боятся солнечного света и так далее. Мне такой образ по душе, читать о таких вампирах интересно.

Второе на что обращу внимание, это детальность описания жизни городка Салимов Удел. Кому-то это понравится, кому-то нет, но автор очень подробно описывает кто, чем занимается, кто, как обращается с детьми, кто кому изменят и тому подобное. Как мне показалось, это придаёт книге атмосферности.

Удивляет способность автора подавать историю так, будто она случилась на самом деле, описывать историю городка так, будто он существовал на самом деле, хотя этот город полностью выдуман автором (а вот соседствующие города вполне реальны). Автор часто называет конкретные даты, что так же способствует появлению у читателя чувства реальности происходящего.

Что же касается horror составляющей, то она на хорошем уровне, однако книга не заставит вас постоянно дрожать от страха. Местами страшно, местами чувствуешь волнение, в такие моменты, как воспоминания героя, в которых он в детстве проникает в пустующий дом, хозяин которого повесился на балке. Но таких моментов всё же не очень много, хотя некая гнетущая атмосфера присутствует почти всегда.

Персонажи хорошо проработаны, как главные, так и второстепенные. В особенности второстепенные, подробное описание жизни города делает персонажей очень «живыми» и «настоящими». Но и главные герои от них не отстают.

Сюжет довольно простой, даже предсказуемый. Пролог, который, скорее всего, должен был завлечь читателя, раскрывает финал, и по ходу чтения понимаешь, кто же выжил в этой истории.

Итог: хорошая книга о классических вампирах, хорошие персонажи, отличная атмосфера, неплохой сюжет.

Оценка: 9/10 («Отлично»).

Уже после прочтения книги, я вычитал в интернете один факт, который сам не заметил. В романе есть несколько сцен, в которых фигурируют крысы, однако не понятно, зачем автор несколько раз обращает на них своё внимание. Оказывается, из романа была вырезана сцена, в которой крысы заживо съёдают одного из героев. Поэтому эта сюжетная ветка осталась не законченной.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх