fantlab ru

Нина Соротокина «Трое из навигацкой школы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Оценок:
136
Моя оценка:
-

подробнее

Трое из навигацкой школы

Другие названия: Гардемарины, вперёд!; Трое из навигацкой школы, или Гардемарины, вперёд!

Роман, год; цикл «Гардемарины»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Россия, XVIII век, трое воспитанников навигационной школы — Александр Белов, Алеша Корсак и Никита Оленев — оказываются случайно вовлечены в дела государственной важности. На карту поставлено многое: и жизнь, и любовь, и честь российской короны. Молодые люди мечтали о приключениях и славе, и вот теперь им на деле предстоит испытать себя и сыграть в опасную игру с великими мира сего. «Жизнь Родине, честь — никому!» — этому девизу следуют герои романа Нины Соротокиной, который пользуется заслуженным успехом у разных поколений читателей. Кого-то привлекает мастерски выстроенный, захватывающий сюжет — политические интриги, опасные приключения, происки тайной канцелярии, тайны прошлого; кому-то интересен исторический контекст — начало правления императрицы Елизаветы Петровны. В 1987 году роман о гардемаринах был экранизирован Светланой Дружининой: фильм имел невероятный успех, а исполнители ролей «русских мушкетеров» Дмитрий Харатьян, Сергей Жигунов и Владимир Шевельков снискали всеобщую любовь зрителей.

Примечание:

Под названием «Гардемарины, вперёд!» также публиковался в журнале «Подъём» (Воронеж): № 6, с. 5–96; № 7, с. 3–117; № 8, с. 13–156 — все за 1990 год.


Входит в:


Экранизации:

«Гардемарины, вперёд!» 1987, Россия, реж: Светлана Дружинина

«Виват, гардемарины!» 1991, Россия, реж: Светлана Дружинина

«Гардемарины 3» 1992, Россия, Германия, реж: Светлана Дружинина



Похожие произведения:

 

 


Трое из навигацкой школы
1991 г.
Гардемарины
1992 г.
Гардемарины, вперед!
1992 г.
Гардемарины, вперед!
1992 г.
Гардемарины, вперед! Книга 1
1992 г.
Трое из навигацкой школы, или Гардемарины, вперед!
1992 г.
Гардемарины
1993 г.
Гардемарины, том 1
1994 г.
Трое из навигацкой школы
1998 г.
Гардемарины, вперёд!
2011 г.
Трое из навигацкой школы
2011 г.
Гардемарины, вперёд! Трое из навигацкой школы
2012 г.
Трое из навигацкой школы
2017 г.
Гардемарины, вперед!
2018 г.
Гардемарины, вперед! Тетралогия
2021 г.

Аудиокниги:

Трое из навигацкой школы
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Кто в России более всех повинен в пытках да казнях? Рабский дух — вот кто. Он-то и рождает шпионов и доносчиков всех мастей. А чем больше шпионов и доносчиков, тем крепче рабский дух. Каков круговорот?»

Детство...Ах, детство! Прекрасная пора безудержной радости, непоколебимой веры в чудеса и огромной любви в каждом мгновении. Для кого-то оно ассоциируется с «Тремя мушкетерами», для кого-то — со «Смешариками». Для меня же золотое время, давно оставленное в прошлом, неразрывно связано с фильмом «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой. Стремительные погони на лошадях с развевающимися на ветру черными плащами, прекрасные женщины в драгоценно усыпанных роскошных нарядах, потрясающие песни с завораживающими словами и бесстрашные мужчины, готовые самоотверженно отдать свою жизнь за Родину...! Много ли надо открытому детскому сердцу, чтобы на всю жизнь влюбиться в фильм!? Узнав про его литературный первоисточник, я разрывалась между страстным желанием еще раз пережить вместе с героями невероятные события этой истории и страхом разочароваться, увидев в книге жалкое повторение сюжета уже полюбившегося фильма. Забегая вперед, хочу сказать, что не пожалела ни секунды, потраченной на чтение романа о трех гардемаринах, судьбы которых неожиданно соприкоснулись с историей огромного государства. Итак, немного о сюжете. Российская Империя XVIII века. Находящаяся на престоле Елизавета Петровна, получившая власть путём дворцового переворота, во всём подозревает смуту и заговоры. Тем временем трое молодых курсантов — Александр Белов, Алеша Корсак и Никита Оленев проходят обучение в навигацкой школе, решив со временем стать «морскими питомцами». Вместо этого по странному стечению обстоятельств они оказываются впутаны в сложные государственные дела. Их жизни, любовь и даже благополучие российской короны находятся под угрозой. Поэтому смелые мальчишки решаются рискнуть и отправляются в опасные приключения, стараясь не потерять в этом чужом противоборстве свою честь и достоинство.

«Будем веселиться, пока мы молоды… Вперед, гардемарины!»

Есть такие книги, которые хочется читать вслух, чтобы смаковать каждое слово, черпая в них наслаждение. Роман Нины Соротокиной — одна из таких книг. Автору удалось, используя различные литературные тонкости и хитрости, создать воистину живое произведение, в которое с удовольствием хотелось погрузиться. Легкий стиль повествования с ноткой ироничного остроумия, меткая метафора в размышлениях и большое количество красочных описаний способствовали тому, чтобы читатель с удовольствием ненадолго ушел из окружающей реальности. Приятно порадовала невероятная красота душевных признаний, вызывающая во мне желание раствориться между строк.

«Помнишь, я рассказывал тебе про сосновые корабельные леса? Все сбылось, туда наш путь. Софья, Софья, нежность моя... Ежевика поспела, и из ее колючих веток я сплету нам свадебные венки. Ведь это ночь нашего венчания, Софья. Из омытой в роднике травы я сделаю обручальные кольца, листва зашумит свадебной песней, и месяц будет наш посаженый отец. Люблю...»

В книге, на мой взгляд, была прекрасно передана атмосфера восемнадцатого столетия с его блестящим аристократическим обществом и таинственной полутьмой, едва рассеиваемой мерцанием свечей. Вырвавшись из-под московских сводов Сухаревой башни, где размещалась Морская академия (навигацкая школа), мы постепенно переносились в Петербург, пропитавший строчки ароматом свежести находившегося поблизости моря. Бревенчатыми избами на высоких подклетях, чистыми кельями с деревянными божницами, светом лампады и тихой молитвой встречала читателя в романе монастырско-церковная тема. Вышеупомянутый период ознаменовал собой новую эпоху в истории Русского Православия. Неделимая связь государства, людей и церкви хорошо отразилась в сюжете произведения, задев отчасти имущественные отношения монастырей и монастырского крестьянства.

«Плоть и кровь — это только темница души, в которой томится она и страждет искупления вины.»

Автор интересно выстраивала повествование — вела явный диалог с читателями, с помощью флешбэков играла временными отрезками, обогащала текст трактатами-размышлениями и необычно перебрасывала нити сюжета между главными и второстепенными персонажами. В «Гардемаринах, вперед!» сразу две любовные линии. Однако в отличие от кинематографического воплощения этой истории они хоть и были сюжетообразующими, но выглядели мало заметными на фоне остальных событий. Это относилось и к женским персонажам. Что касается главных героев, то для каждого из них писательница выделила в книге личное пространство для максимально полного раскрытия их образов. Все это вызывало во мне ощущение еще большей близости с гардемаринами, их внутренними переживаниями и актуализированными мотивами. Давно знакомые лица этих юношей с милой внешностью дополнялись еще и жизненными историями их родовых семей, занимающих далеко не блестящее положение в дворянском обществе Российской Империи XVIII века.

«Недаром в школе говорили: « Козла бойся спереди, коня сзади, а тихого Алешу Корсака со всех сторон».

Продолжая сравнивать с творением Светланы Дружининой, хочу обратить внимание, что сюжет литературного произведения пересекался с фильмом лишь в первой части романа. Здесь не было тех сумасшедших приключений с гонками-преследованиями, и все вращалось вокруг политических интриг, запутанных заговоров и давно забытых архивных историй, с которыми случайно столкнулись курсанты навигацкой школы. Учитывая это, кому-то может немного не хватить в сюжете динамики и драматизма. Надо также отметить, что Нина Соротокина сумела использовать в романе реальные исторические события, придав им в отличие от фильма романтизированный оттенок и лишив некой доли официальности. При этом описание исторической подоплеки происходящих событий были очень интересно изложены. Поэтому я очень советую этот роман всем тем, кто когда-то полюбил его потрясающую экранизацию — они как две половинки одной общей истории отлично дополняют и обогащают друг друга.

«Россия тем хороша, что у нас ничего нельзя, но все можно.»

Финал был прекрасен до слез..., прекрасен от тех эмоций, которые испытывала писательница к героям, завершая первый роман. В этих строчках было столько неиссякаемой душевности, которую так сложно встретить в реальной жизни. Я окончательно потеряла ощущение времени и пространства. Не слушая гул машин, забыв про асфальт под ногами и провода над головой, мне казалось, что я нахожусь на улочках Петербурга XVIII столетия. Недалеко от меня остановился Саша Белов. Его движения были уверенны, а заносчивый взгляд искал и находил двух молодых людей. Да, это были они: Алеша Корсак — мечтательный путешественник, и Никита Оленев — умница и поэт. Они обнимались, хохотали и радостно уходили. К счастью, не навсегда... Для меня эти герои вечны, дороги моей душе, потому что они — мое детство и молодость, а их звучный призыв: «Жизнь Родине, честь никому!» всегда найдет отклик в моем сердце. Счастья вам, мои гардемарины! Когда-нибудь мы обязательно встретимся на страницах следующей книги цикла с говорящим названием «Свидание в Петербурге». Продолжение следует...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто из родившихся в 80-е не смотрел фильм «Гардемарины, вперёд»? Лично я пересматривал несколько раз и с большим удовольствием. А вот то, что он был снят по книге узнал совсем недавно. Спустя 30 лет после первого просмотра фильма добрались руки и до литературной основы.

Во многих рецензиях, аннотациях данную книгу сравнивают с «Тремя мушкетёрами». Конечно, ей до них очень далеко. Язык, сюжет, персонажи — всё гораздо более примитивно. С другой стороны, читается легко, может вполне увлечь на пару вечеров. Для отроков и юношей так и вообще полезно, всё-таки описываются в книге лучшие качества, которыми могут обладать мальчики — храбрость, преданность любимому человеку, сочувствие и сопереживание.

Отдельно отмечу, что книга сильно в сюжетном плане (особенно вторая половина) отличается от фильма. И вот эта вторая половина заметно «провисает» в действии, под конец у меня сложилось впечатление, что автор уже устала от своего произведения и хочет его поскорее закончить.

У книги есть ещё три продолжения, хотя в эпилоге автор расписала судьбы героев на годы вперёд. В общем, продолжения читать, желания не появилось. А так, в принципе, не пожалел, что ознакомился.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

1743 год. Три курсанта Навигацкой школы, что в московской Сухаревой башне, спешно её покидают. Алексею Корсаку грозит обвинение в участии в заговоре Лопухиных. Александр Белов осознал, что море его совсем не влечёт, он хочет в гвардию. Никита Оленев тоже предпочёл бы изучать совсем другие науки, да и друзьям требуется помощь.

В первую очередь необходимо отрешиться от нашумевшей в своё время экранизации. Недаром в сценаристах там помимо Нины Соротокиной режиссёр Светлана Дружинина и не последний советский литератор Юрий Нагибин. Фильм и динамичнее и имеет гораздо более внятный финал, но при этом как ни странно он куда более чёрно-белый. Тот же вице-канцлер Алексей Бестужев далеко не такой мудрый дедушка-радетель Отечества как его представил Евгений Евстигнеев. Да и многие другие персонажи в книге и фильме — это фактически разные люди. В том числе это касается и главных героев. В романе показана не всегда доступная нашим современникам мысль — тогда служили не столько государству сколько государю. Вот поэтому каждый новый монарх и амнистировал в массовом порядке политзаключённых, доставшихся от предшественника.

Надо отметить, что во второй половине книги поводья сюжета писательнице стало тяжело удерживать. В результате финал вышел скомканным и обрезанным. В любом случае, для дебюта получилось отлично. Попробую почитать продолжения, хотя подозреваю, что как и в последующих экранизациях очарование и кураж из них будут быстро утекать.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень, ну очень увлекательное чтиво. Не знаю, насколько оно исторично, но погружает в себя полностью. Кто-то в отзывах пишет, что фильм лучше. В корне не соглашусь. Динамики в фильме больше да. Но только читая книгу, вы можете ощутить себя жителем 18 века, узнать о тонкостях жизни, подробно прописаны биографии персонажей. Ну ПОЧЕМУ я раньше не начал это читать, а пытался читать всякую вязкую скучную ерунду? :)

И я далеко не 13-ти летний юноша, а седеющий мужчина. Так что не очень верьте отзывам, читайте всё сами :)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из любимейших фильмов.

Случайно узнав, что он снят по книге Соротокиной, нашел время для прочтения оригинала. Начало книги практически один в один повторяет содержимое фильма, но чем дальше, тем больше расхождений с сюжетом экранизации.

О сюжете рассказывать нет смысла, он всем известен.

В ходе чтения ловил себя на мысли, что фильм снят, как бы это не звучало, более масштабно, динамично и в целом более интересно, чем написана книга.

Тем не менее, роман написан легким языком, в нем имеются множественные исторические отсылки и интересные подробности.

Подводя итог, хочется сказать, что на мой вкус, книга хоть и хуже экранизации (один из тех редких случаев), но позволяет по-новому и с другой стороны посмотреть на полюбившихся героев и их приключения.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В меру остросюжетно, в меру наивно. Взрослому будет пресновато, но отличный вариант для юношества. Тем более отличный, что 99 из 100 приключенческих книг имеют своими героями французских мушкетёров, американских индейцев, английских путешественников, голландских пиратов и т.д. и т.п. Не говоря о том, что 99 из 100 классических книг приключений написаны слишком давно и слишком тяжеловесно, чтобы получать от них удовольствие.

Но не могу не оговориться: Соротокина, конечно, не единственная, кому удалось написать добротный приключенческий роман на русской почве. Но прогремела именно эта книга благодаря случаю: экранизации. Отличной, кстати сказать, экранизации, более динамичной и менее невинной, чем оригинал, за единственным вечным киношным недостатком: возраст героев: 25-27-летние мужики играют 16-летних мальчишек. Преимущество книги над фильмом разве что в глубже раскрытых характерах.

Вердикт: если вы смотрели и хорошо помните фильм, и если вам перевалило за 25, тогда тратить время на книгу не стоит. Но подсунуть её 13-летнему подростку, если он вдруг изъявит желаний что-нибудь почитать – однозначно.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В 1987 году роман о гардемаринах был экранизирован Светланой Дружининой» — или ФЛ нанимает несерьёзных редакторов, или есть какой-то подвох в ситуации, когда роман 1990-го года экранизирован в 1987(!!) году.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фильм я не смотрела, хотя и слышала о нём, конечно. А два года назад узнала, что он снят по книге, и так как книги я люблю гораздо больше, то захотела прочитать.

Совершенно очевидно, что за основу взяты «Три мушкетёра», но «наш вариант» более детский и наивный (что логично, ведь Нина Соротокина рассказывала его своим сыновьям), и мне это, признаться, весьма импонирует. Добро и должно побеждать! Российские реалии мне тоже ближе.

Очень увлекательно, я даже не ожидала, что мне так понравится! Сажусь за продолжение.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх