FantLab ru

Андрей Синицын «Новые мифы мегаполиса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.16
Голосов:
56
Моя оценка:
-

подробнее

Новые мифы мегаполиса

Антология, год

В произведение входит:

6.16 (44)
-
7.22 (109)
-
7 отз.
  • Фора (2011) // Автор: Александр Громов  
6.76 (118)
-
9 отз.
7.32 (87)
-
4 отз.
  • Небо-ТФ (2011) // Автор: Владимир Васильев  
7.05 (79)
-
8 отз.
4.26 (64)
-
5 отз.
  • Смутные цели  [= Пророк и Сумрак] (2011) // Автор: Сергей Лукьяненко  
7.64 (513)
-
10 отз.
5.56 (62)
-
3 отз.
7.00 (68)
-
3 отз.
7.79 (322)
-
21 отз.
7.14 (91)
-
6 отз.
7.94 (166)
-
13 отз.
7.83 (246)
-
9 отз.
6.57 (74)
-
2 отз.
6.64 (110)
-
4 отз.
5.38 (64)
-
6 отз.
5.55 (67)
-
5 отз.
7.37 (93)
-
5 отз.
6.37 (186)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Новые мифы мегаполиса
2011 г.
Новые мифы мегаполиса
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно как-то не приходилось читать антологий – все больше как-то интересовали крупные произведения и авторские сборники рассказов. А тут, совершенно случайно, от скуки, одолжил почитать – и прочел полностью.

Сразу предупреждаю, что сравнивать с предыдущей частью (а таковая, как я обнаружил, имела место) не смогу – не читал. Поэтому приходится судить о сборнике и каждом рассказе в отдельности изолированно. Может, это и к лучшему.

Тема антологии выдержана четко. Почти все произведения укладываются в городскую тематику, и лишь некоторые «пробрались» под одну обложку с ними потому, что в названии фигурирует слово «мифы».

Лучшим произведением «Новых мифов» без сомнения назову рассказ Анны Китаевой «По ту сторону Джера». В отдельной рецензии я уже высказался подробно, а сейчас скажу кратко – у наших молодых авторов редко можно встретить такую выразительную, гармоничную и наполненную смыслом вещь.

Так же очень хочу отметить философский триллер Владимира Васильева «Небо-ТФ», написанный в жанре «мягкой» НФ; остроумную и поучительную историю от Святослава Логинова – «Гость с перфоратором»; «Тайную комнату» Михаила Тырина – детектив, перерастающий свои рамки, и превращающийся в суровую мистическую притчу; и, наконец, еще один, на этот раз мистический триллер – «Песочницу» Александра Щеголева – вещь несколько небрежную, но оставляющую сильное впечатление.

Далее – произведения-«хорошисты», 8 из 10 баллов. «Пророк и Сумрак» Лукьяненко – вещь динамичная, бодренькая, вполне в духе Дозоров – но в голове после прочтения этой повести не остается ничего. Как развлечение хорошо, но по сути – просто фэнтезийный боевичок. Не спасают даже постмодернистские отсылки к Уильяму Блейку.

Повесть Марины и Сергея Дяченко «Слово погибели №5» — произведение любопытное, как большинство произведений Дяченко наполнено острым нравственным содержанием. Но сам сюжет какой-то наигранный – так и хочется воскликнуть «Не верю!» Слишком много пафоса.

Рассказ Леонида Каганова «Гастарбайтер» — коктейль из черного юмора и гуманитарной НФ с привкусом абсурдизма – вещь в духе Роберта Шекли. Но маловато…

«Операторы всех стран» Олега Овчинникова – достаточно любопытный психологический рассказ из жизни экстрасенсов, однако идея его лежит на поверхности.

7 из 10 – «Ночь при полной луне» Владимира Березина и «Овчарки тоже люди» Светланы Прокопчик. Первый рассказ интересен лишь как стилистический эксперимент, а второй – несколько наивен в подборе образов и вторичен. «Фора» Александра Громова – весьма любопытна и на первый взгляд убедительна, однако по прочтении возникает ощущение логических нестыковок.

6 из 10 – «Черные тени Страны Советов» Олега Дивова оттолкнули идейным содержанием (самое большое разочарование сборника, от автора «Выбраковки» ожидал большей объективности в оценке СССР), а «Под мостом» Дмитрия Колодана – полным отсутствием такового.

Наконец, что не понравилось совершенно: 5 из 10. «Проводник» Дмитрия Казакова – любопытнейшее начало, но развитие сюжета и описание параллельного мира – имхо, полное фиаско автора. «Овсянка» Карины Шаинян может похвастаться жутковатой атмосферой… и, пожалуй, более ничем.

4 из 10 – повесть Николая Горнова «Зародыш». На редкость нудная вещь, дальше обманчиво интересного предисловия приходилось заставлять себя читать.

3 из 10 – рассказ Александра и Надежды Навара «Волосов овраг». Обычная «паранормальная» история, да и, так сказать, оффтоп – мегаполис тут никаким боком.

В целом могу сказать, что антология, бесспорно, очень интересна. Тема городской фантастики вряд ли может оставить кого-то равнодушным – различных вариантов развития этой темы множество и каждый найдет в «Новых мифах мегаполиса» что-то свое.

Итог: хорошая антология, однозначно рекомендую всем любителям как фэнтези и мистики, так и научной фантастики, кому не чужда тема городских легенд и тайн мегаполиса.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Едва узнав о выходе этого сборника, я тут же решил непременно купить его и прочесть. Во-первых, потому что мне вообще интересна тема городкого фэнтези и мистики в декорациях современного мегаполиса. Ну а во-вторых, несмотря на многочисленные огрехи и недостатки первых мифов, я всё же считаю его одной из самых удачных русских тематических антологий. И в общем и целом я остался весьма доволен. Но обо всём по порядку.

Открывается антология вступительным словом составителя, где тот объясняет, почему второй части пришлось ждать так долго. А ещё излагает вполне разумные мысли относительно миновавшего (ли?) кризиса российской фантастики и проектной литературы. В итоге помимо этих рассуждений в памяти у меня отложились клятвенные заверения в высоком уровне рассказов. Дескать, всё настолько замечательно, что и выкинуть-то было нечего. А меня, признаться, весьма насторожил весьма внушительный (как-никак 700 страниц) размер книжки. Ну что ж, пожуём-увидим, подумал я и перелистнул страницу.

Первый рассказ сборника — «Под мостом» от Дмитрия Колодана. Я раньше не читал этого автора, несмотря на хвалебные о нём отзывы, но теперь думаю ознакомиться. Нельзя сказать, что данный рассказ сверхудачный и замечательный — немного подкачала идея (всё же одного названия достаточно, чтобы понять, кто на самом деле эти занятные бомжики-философы). Но мастерство автора, умение писать очевидно. Рассказ цельный, запоминающийся, интригующий и совершенно своеобычный. Именно про такие вещи говорят — чувствуется почерк автора. За это Колодану большуший плюс и оценка в 9 баллов.

Дальше следует «Фора» Александра Громова. Ещё один качественный умело написанный рассказ, который выгодно выделяется и героем, и занятной идеей о сельхозаврах. Немножко подкачал финал, в котором автор, на мой взгляд, позволил себе чуть больше назидательности и морализаторства, чем нужно. Но общего впечатления это отнюдь не портит. Оценка 8.

У Громова эстафету принимает Анна Китаева с рассказом «По ту сторону Джера». И на мой взгляд, это одно из лучших произведений сборника, если даже не самое лучшее. Прекраснейшая вещь — и по идее, и по исполнению. Очень сильная, бьющая по эмоциям вещь, но не лишённая при этом логической целостности и внятности. Очень удался автору и образ главного героя, постепенно теряющего грань между своей реальностью и тревожными психоделическими видениями Джера. Настоящее открытие и высшая оценка в 10 баллов.

По-моему, выступать после такой сногсшибательной и экзотической вещи, как рассказ Китаевой — задачка явно не из простых. Но вот Владимир Васильев справился с ней блестяще. Его «Небо-ТФ» в какой-то степени полная противоположенность предыдущему произведению, очень спокойный, по-житейски добрый рассказ. Причём это общее впечатление не потит даже неожиданный финал, ни разу не укладывающийся в стандартные happy end'овые рамки. Вообще, «Небо-ТФ» очень характерный, «васильевский» рассказ. Взять хотя бы образ главного героя, простого мужика средних лет, в меру интеллигентного добряка и честняги. Славный мастерски написанный рассказ вполне в стиле автора, а потому оценка 8.

Прочитав все эти замечательные рассказы, я внутренне было успокоился и почти поверил в обещания составителя по поводу общего уровня произведений сборника. Но тут прозвенел первый тревожный звоночек — рассказ «Волосов овраг» Александр и Надежды Навара. Простенько и безыскусно написанная куцая зарисовка из жизни городских исследователей-аномальщиков, сдобренная к тому же совершенно неуместным «за-Родину!» пафосом. На фоне предыдущих отличных рассказов «Волосов овраг» смотрится дебютным произведением молодого автора из тех, что публикуются в региональных фэнзинах. Простите, авторы, но больше, чем на 6, это никак не тянет.

А вот относительно этой вещи я боялся больше всего. Слишком свежи были воспоминания о первом сборнике «мифов», который усиленно продвигали за счёт «дозорного» рассказа Сергея Лукьяненко. В результате на выходе поклоннники получили довольно сырой, откровенно вымученный материал. Впечатление было такое, что Сергея Васильевича просто попросили написать на заданную тему, и он выдал первое, что получилось. Так что в этот раз я решил поумерить восторги. И совершенно напрасно — «Пророк и сумрак» вышел у автора на загляденье. Ощущение как будто встретился со старыми друзьями, которых не видел сто лет, не отпускает ни на секунду. Тот самый Антон Городецкий, Гесер, Завулон, фирменна авторская ненавязчивая философия, рассуждения о жизни. Если вся новая книга о дозорах выйдет столь же здорово, это будет поистине достойное продолжение легендарной серии. Оценка, разумеется, 10.

И опять же, следующему автору пришлось довольно трудно выступать после произведения такого уровня. Но если Владимир Васильев справился превосходно, то его тёзке Владимиру Березину явно не хватило мастерства. Его «Ночь при полной луне» читается очень трудно, вымученно, едва ли не через силу. Странный рассказ ни о чём, оценка 4.

После этого я всерьёз надеялся, что предыдущий опус — единичный случай, и дальше всё опять будет хорошо. Но Светлана Прокопчик со своим рассказом «Овчарки тоже люди» на корню убила мою веру в разумное, доброе и далее по списку. Совершенно «девочковый» слезливый рассказ, сумбурный и к тому же совершенно абсурдный. Местами, правда, напоминает классную пародию на соответствующего толка вещи, но только местами. На полном серьёзе читать про оборотня-негра и человека-лифта — увольте. Оценка 6.

Слава богу, дальше по списку идёт рассказ «Слово погибели № 5» Марины и Сергея Дяченко. Это рассказ о волшебнике, всеми силами стремившемся скрыть опасную для мира правду, и детективе, который во что бы то ни стало пытался эту правду раскопать. Разумеется, одним только детективом в антураже городского фэнтези дело не ограничивается. Коротенький в общем-то рассказ наполнен и социальным, и философским подтекстом. Может, это и не лучшее произведение авторов, но мастерство, как известно, не пропьёшь. Даже не самый удачный рассказ Дяченко всё равно будет несравнимо лучше любого опуса некоторых товарищей из списка выше (думаю, ясно, каких именно, но показывать пальцем нехорошо). Оценка 9.

Следующий на очереди — «Гость с перфоратором» Святослава Логинова, ещё один образчик настоящего мастерства. Это, пожалуй, самый смешной рассказ сборника, наполненный добрым житейским юмором. Думаю, многие читатели узнают в героях себя и своих близких. Довольно необычна и фантастичекая составляющая рассказа о совремнных домовых, которые нынче живут отнюдь не за печкой. Этим дармоедам целую квартиру подавай! «Несправедливо!» — думают герои рассказа и решают вмешаться. А что из этого вышло — прочтёте сами. Моя же оценка — 8.

С Михаилом Тыриным, автором рассказа «Тайная комната», я знаком по его роману «Кладбище богов», который меня совершенно не впечатлил. Но здесь совершенно другое дело. То ли мне попался не совсем удачный роман или, наоборот, удачный рассказ, то ли малая форма попросту лучше удаётся автору, но рассказ оставил куда лучшее впечатление. Тырин использовал довольно необычную идею, сумел красиво вплести её в детективную полицейскую историю, не забыв снабдить и смыслом, без которого рассказ остался бы просто красивой зарисовкой. Оценка 9 и твёрдое намерения прочесть ещё рассказы автора прилагается.

«Гастарбайтер» Леонида Каганова оставил по себе двоякое впечатление. С одной стороны, рассказ вышел ровным и цельным и читается довольно легко. С другой — практически точь в точь такая же фантастическая идея была использована в рассказе «Приёмный пункт» Анны Китаевой из первой части «мифов». (Кстати, мои поздравления Китаевой с поистине феноменальным профессиональным ростом). Как бы то ни было, это изрядно портит впечатление от рассказа Каганова. А потому оценка только 7.

«Операторы всех стран» Олега Овчинникова — единственный рассказ-продолжение авторского произведения из первой части. Получилось весьма неплохо, хотя и без особых озарений. Автор развил тему объединения «операторов» до логического завершения, свёл все старые сюжетные линии и начал новую. Оценка 7.

Далее — «Зародыш» Николая Горнова, очень необычный и нестандартный рассказ. Автор не пытается развивать какой-то из имеющихся городских мифов, он создаёт его сам. Выходит весьма и весьма недурно. Единственное, что на мой вкус подводит Горнова, — некоторая затянутость рассказа, которая немного мешает его воспритию. А потому оценка только 7 баллов.

«Проводник» Дмитрия Казакова — ещё один ровно, но без изысков написанный рассказ, повествующий о параллельных реальностях и путешественниках по ним. Читается легко, но никаких особых эмоций, ни положительных, ни отрицательных, не вызывает. Традиционная для в общем-то неплохих, но проходных рассказов оценка 7.

А вот Карина Шаинян откровенно разочаровала. От этого автора я ждал намного большего, но «Овсянка» вышла сумбурной, путанной и нелогичной. Я так и не понял, что собственно произошло с приятелем главного героя и им самим. Кем были таинственные девчонки-лошадницы, тоже осталось для меня загадкой. В самом конце есть такая фраза: «И тогда Антон всё понял и закричал». В отличие от героя рассказа, я не понял ничего. Но закричать определённо хочется. Только 5 баллов.

Далее по очереди — «Песочница» Александра Щёголева, рассказ необычный, крышесносящий и по-хорошему сумасшедший. Единственный недочёт — автору тоже не помешало бы сделать концовку чуть более понятной. Да и сбавить градус наигранной (имхо) мелодраматичности было бы не лишним. Оценка 7, но с большушим плюсом в уме.

Последний автор — Олег Дивов и рассказ «Черные тени Страны Советов». Я не люблю творчество Дивова и не разделяю его политических убеждений. Его сатира мне тоже не близка. Потому оценка 4.

Резюмируя, сборник определённо удался. Правда, после ударного начала спуск с небес на землю может показаться довольно болезненным. По-хорошему, составителю стоило бы перемешать крепких середнячков — «семёрочников» с более удачными вещами, а пару-тройку откровенно провальных рассказов выкинуть совсем. В результате от семисот страниц осталось бы примерно пять сотен, а общее качество сборника и впечатление от него только бы выиграло. В таком же виде, как есть, сборник вполне заслуживает усреднённых семи баллов, но, увы, не более.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший сборник, достаточное количество сильных текстов. Единственное, что не читал — новая повесть Лукьяненко. Не люблю «Дозоры».

Дмитрий Колодан. Под мостом — шикарно. Колодан прекрасно умеет создавать атмосферу легкого сюра.

Александр Громов. Фора — слишком банально для такого мэтра, как Громов.

Анна Китаева. По ту сторону джера — отличный рассказ, который начал меня захватывать только с середины. По началу думал, что будет очередная байка про то, что художники и наркоманы видят мир не таким как все.

Владимир Васильев. Небо-ТФ — очень интересная завязка, и скатывание вникуда к концу. Опять же, странно такое получить от мастера Васильева.

Александр Навара, Надежда Навара. Волосов овраг — какая-то неописуемая мура с зашкаливающим патриотическим пафосом в кульминации. Хорошо хоть, короткая.

Владимир Березин. Ночь при полной луне — ммм... интересно. Это вроде как сказка, а вроде как и серьезно. Вроде как серьезно, но в то же время сказка. Любит Березин литературные игры. ;)

Светлана Прокопчик. Овчарки тоже люди — интересная подача, от лица не слишком умной девки, которой только глупость и помогла глубоко не лезть не свое дело. Для Донцовой такое характерно. ;) Тут, правда, написано сильно лучше. Объект «серый мужик» — убил!)

Марина и Сергей Дяченко. Слово погибели № 5 — Дяченко ж! Потому мир и персонажи придуманы великолепно! А вот разрешение главной интриги сюжета...пффф... не стоило ради прописной истины городить такой прекрасный в остальном рассказ.

Святослав Логинов. Гость с перфоратором — интересное фант-допущение, и интересная концовка. Вывод опят же просто — в жадности своей не хапай слишком много.

Михаил Тырин. Тайная комната — вот без скидок, крутой рассказ! Ноебычный. Как человек, обладающий невероятной способностью, не сумел ей распорядиться и всю жизнь прожил никем.

Леонид Каганов. Гастарбайтер — типичный Каганов. Юмор, сюжет, персонажи. Читать его юморные рассказы всегда легко и приятно.

Олег Овчинников. Операторы всех стран — интригующее начало, интересное продолжение... и простенький конец.

Николай Горнов. Зародыш — длииинный рассказ. Даже, пожалуй, интересный. Но не мое. Даже не знаю почему, скорее всего, стиль такой мне не по душе.

Дмитрий Казаков. Проводник — банально и скучно.

Карина Шаинян. Овсянка — я нихрена не понял!!!

Александр Щёголев. Песочница — опять же интересно, рассказ одновременно о жестокости и доброте. И предупреждение: девочки, если у вас есть парень, то не бухайте с друзьями, которые вас хотят))

Олег Дивов. Черные тени Страны Советов — политическое закулисье глазами человека, который срать на политику хотел. Надоело. Все остальное в рассказе интересно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборнику не хватает когерентности как в темах произведений, так и в жанрах. В наличии полный спектр – от жутковатого хоррора и мистики до юморесок, НФ с проблематикой ИИ и нанотехнологий и городского фэнтези. Это сбивает с настроя и не даёт погрузится в какую-то одну атмосферу.

Безусловно, есть жемчужины. Для меня сущей находкой стало «Небо-ТФ» Васильева. Очень сильно. См. отзыв на рассказ.

Есть крепкие вещи, но основная масса всё таки чуть ниже среднего: или косноязычно, или невнятный сюжет, или, что удивительно, морализаторство и пафос.

Хэдлайнера антологии, повесть «Пророк и Сумрак» Лукьяненко, читать не стал. По факту это начало очередного «дозорного» романа. А тему Дозоров после основной трилогии я для себя закрыл.

Как срез русской «городской» фантастики конца десятых годов, вещь неплохая, но не более.

6(НЕПЛОХО)

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом сборник порадовал. Даже несмотря на несколько откровенно проходных рассказов, которые не отложились в памяти. И хотя фэнтези/мистика — не мой любимый жанр, книгу прочитал с большим интересом. Многие вещи просто очаровали своими интригами, сюжетом, неожиданными развязками, философским подтекстом и ярким языком.

Для любителей городского фэнтези и мистика, не чурающихся короткой прозы — обязательно к прочтению.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборник весьма неоднороден. Некоторые вещи очень хороши. Некоторые — на мой взгляд, откровенно слабые. Пожалуй, на ближайшее будущее от чтения сборников — воздержусь.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один сборник, в котором читать предисловие о трудной судьбе фантастики в кризисные годы, куда интересней чем сами рассказы. Только открыв сборник вспомнил что уже читал это где-то год назад. И забыл начисто. Даже хедлайнеров и застрельщиков. От Дивова с Лукьяненко в памяти осталось лишь название рассказов, остальные вспоминаются лишь по мере прочтения. К примеру «Под мостом» смутно, только концовка, а громовские спермозавры совсем никак. Лишь вспомнилось увлечение наших властей нанотехнологиями, примерно в те годы, и улыбнула несколько запоздалая реакция на него у писательской тусовки. Одно не пойму чего их так переклинило то Молчаливый Пит то глухой Боб. Догма-то еще в 99-м вышла.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх