FantLab ru

Карина Шаинян «Овсянка»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.55
Голосов:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Овсянка

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Каждую ночь Антон слышит стук подков и вспоминает далекий город, где родился, и свой детский страх — запряженную в телегу старую клячу, принадлежащую страшному Человеку с черным лицом. Посреди Москвы Антон увидел несколько таких же изможденных лошадей и теперь, кажется, его страшные догадки из детства, затерявшегося за многие километры и годы отсюда, становятся реальностью.

Входит в:

— антологию «Новые мифы мегаполиса», 2011 г.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Новые мифы мегаполиса
2011 г.
Новые мифы мегаполиса
2011 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Вечный» вопрос – почему у нас в России так плохо с хоррором?

Имя автора мне раньше встречалось, но познакомиться с творчеством до этого рассказа не удавалось, так что сужу непредвзято.

Главное впечатление от рассказа – его избыточность. Сюжетного материала вполне хватило бы на пару произведений. Собственно, линию Человека С Черным Лицом и загадочных девушек объединяют только какие-то «лошадиные» образы. Причем две эти линии в рассказе очень сильно диссонируют, так как одна из них раскрыта в ключе мистики, а другая – просто типичный «ужастик».

Сначала о девицах. Здесь, вроде бы, все достаточно оригинально –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
непонятные девушки с их жуткими лошадьми, гибнущие после знакомства с ними люди и т. д. Но даже в рамках этого сюжета автор переборщил. Не знаю, кому как, а мне начисто вывернула мозг такая комбинации: девушки скармливают лошадям воспоминания (а, возможно, и какие-то другие части личности людей); при этом жертвы их гибнут, а они сами продолжают непостижимым образом и еще более непостижимой целью с ними общаться; при всем этом девушки обладают способностями настоящих ведьм, и даже неуязвимы для огнестрела; да еще одна из них зачем-то сожительствует с главным героем.
Нет, для мистического рассказа недосказанность и тайна – это очень хорошо, но если громоздить одну тайну на другую без всякой меры, то читатель не проникнется таинственность произведения, а зевнет и скажет: «Какая муть!» — и захлопнет книгу. Мотивация главного героя также загадочна – он недоумевает, что он вообще нашел в этой Даше и почему с ней живет; читатель недоумевает вместе с ним. Возможно, впрочем, что его (главного героя, Антона, не читателя) просто приворожили – опять-таки неизвестно, с какой целью, вероятно, других мужиков в Москве не нашли. Даша выписана на редкость отвратительным персонажем, в связи с чем Антон выглядит каким-то извращенцем, так как сожительствует с ней

Насчет Человека с черным лицом – не спорю, детские страхи вообще вещь очень сильная и в литературном воплощении впечатляем неизменно. Получился этакий азиатский Харон, только вместо ладьи – повозка. Только вот зачем он нужен в рассказе – непонятно. И концовка оставляет ощущение, что автор решила – если писать непонятный рассказ, то пусть он будет непонятным до конца.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Впрочем, в общем-то, можно трактовать концовку однозначно: Антон умер в допросной и все остальное – его посмертное существование, но причем здесь «единственно живой среди призрачных мертвецов»?

В общем, в рассказе не чувствует единства – все связывается только намеками, ассоциациями, причем недостаточно четкими. По моему читательскому опыту могу судить: авторам мистических ужасов следует опасаться двух крайностей. Первая – это избыток ясности и конкретики (сведение интриги к банальным мифологическим или научным объяснениям, то есть вампиры, оборотни, экстрасенсы, мутанты, вирус… впрочем, отчасти приемлемо, если акцент делается на психологии) или наоборот, чрезмерная таинственность, доведенная до абсурда (получится по меньшей мере не страшно, а то и нелепо). Автор рассказа впала во вторую крайность, забыв, что для достижения пугающего эффекта таинственность должна сочетаться с убедительностью, реалистичностью.

Наконец, название рассказа вызывает недоумение. Нет, овсянка в нем упоминается, но в чем ее сюжетная и идейная ценность – не ясно.

Что можно отметить в рассказе удачного – он действительно жутковат местами, но вывернутая наизнанку, болезненная психология героев все портит.

Достоинства произведения:

атмосфера;

оригинальность образов.

Недостатки:

нелогичное поведение героя;

неубедительный психологизм;

неприятный, заунывный стиль;

перегруженный сюжет.

Итог: в целом напоминает олитературенную запись ночного кошмара. Видимо, это та самая овсянка, которая очень отрезвляет.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зацепило, хоть многое и непонятно до конца. Но кто сказал, что в конце должно быть все разложено по полочкам и однозначно?! Девки с конями жуткие, а Мужик с черным лицом то ли друг, то ли Харон. Как сказал один мой сослуживец: «Расстреливал бы авторов за открытые финалы!»

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ абсурда, жутковатая мистика без всяких пояснений — типа «понимай как знаешь».

Всё же хочется читать произведения, в которых можно увидеть смысл, идею — ради чего всё это написано. А тут — разве что — Москва с помощью «умертвий» уничтожает «понаехавших».

Если у автора была задача — сотворить омерзительные создания, то ей это удалось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Полумёртвые-полуживые люди и кони выглядят достаточно омерзительно. Особенно Дашка, оказавшаяся мёртвой «внутри и снаружи» — то есть как душевно, так и физически.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как загадочная городская байка о неком непонятном событии — неплохо. Как самостоятельный рассказ — не очень.

Встреча с «родней по юности» превратилась для героя рассказа в нескончаемый кошмар.

Вот только для ударного ужастика слишком много непонятного. Одни эмоции и загадки

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий, атмосферный, композиционно изящный, но переусложнённый и непонятный рассказ с невнятной мифологией.

Воспоминания о городе детства, символика полудохлых кляч и жутких возниц, ожившие трупы.

Рассказ из сборника «Новые мифы мегаполиса», наиболее близко подобравшийся к жанру хоррор.

6(НЕПЛОХО)

И почему «Овсянка»?

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх