FantLab ru

Стивен Кинг «Противостояние»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
3680
Моя оценка:
-

подробнее

Противостояние

The Stand

Другие названия: Армагеддон; Последний рубеж; Исход; Конец света; Позиция; Остановка

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 202
Аннотация:

Из секретной лаборатории министерства обороны США в результате трагической случайности вырвался на свободу опаснейший вирус. Последствия оказались катастрофическими — страна почти обезлюдела. Немногие уцелевшие разделились на два лагеря: одни остались верны идеалам прошлого, другие примкнули к загадочному Черному Человеку, который стремился к мировому господству. Так началось противостояние...

Примечание:

Впервые издано в США в 1978 году, и первоначальная версия была издателем значительно урезана. В 1990 году переиздана полная авторская версия (The Stand, The Complete and Uncut Edition). Переводы на русский делались как с первого, так и со второго американского издания, а дополнительную лепту в издательскую чехарду внесли и российские издатели, выкидывавшие значительные куски текста из-за большого объема произведения.

Наиболее полный перевод «Противостояния» выходил в 1998 году в издательстве АСТ (переводчик Ф.Б.Сарнов). Отличить полную от неполной версии очень легко, достаточно посмотреть на количество глав. Если их 78 — то это полная версия, если 71 — сокращенная.

(с) По материалам, предоставленным сайту fantlab.ru посетителем ИгRок.

Также полная версия выходила под названием «Исход» в переводе неизвестного автора. Там нумерация глав не сквозная, а начинается в каждой части заново, однако их количество тоже — 78.

(с) Vladimir Puziy

По мотивам романа был создана одноименная серия комиксов.


Входит в:

— условный цикл «Касл-Рок»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга


Награды и премии:


лауреат
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 1990 // Книга года восстановленное и дополненное издание

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитаделата" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2020 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1979 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1979 // Гэндальф "Лучшая книга в жанре фэнтези"

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1979 // Роман

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Роман

номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1990 // Зарубежная книга. 4-е место (США)

Экранизации:

«Противостояние» / «The Stand» 1994, США, реж: Мик Гэррис

«Противостояние» / «The Stand» 2020, США, реж: Джош Бун, Бриджет Паларди



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Противостояние. 16 июня — 4 июля 1990
2021 г.
Противостояние. 5 июля 1990 — 10 января 1991
2021 г.

Издания:

Армагеддон. Книга 1
1993 г.
Армагеддон. Книга 2
1993 г.
Исход. Том 1
1995 г.
Исход. Том 2
1995 г.
Последний рубеж
1996 г.
Противостояние. Том 1
1997 г.
Противостояние. Том 2
1997 г.
Противостояние
2000 г.
Противостояние. Том 1
2000 г.
Противостояние. Том 2
2000 г.
Противостояние. Армагеддон
2002 г.
Противостояние. На грани
2003 г.
Противостояние
2004 г.
Противостояние. Круг размыкается
2004 г.
Противостояние
2005 г.
Противостояние
2005 г.
Противостояние
2006 г.
Противостояние
2007 г.
Противостояние
2010 г.
Противостояние
2010 г.
Противостояние
2012 г.
Противостояние
2014 г.
Противостояние. 16 июня-4 июля 1990. Том 1
2018 г.
Противостояние. 5 июля 1990 - 10 января 1991. Том 2
2018 г.
Противостояние
2021 г.
Противостояние
2021 г.

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Противостояние
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Stand
1978 г.
(английский)
The Stand. For the First Time the Complete & Uncut
1990 г.
(английский)
The Stand. The Complete and Uncut Edition
1991 г.
(английский)
The Stand
2007 г.
(английский)
Pestens tid: Den oavkortade versionen
2010 г.
(шведский)
The Stand
2011 г.
(английский)
Протистояння. Том 1
2017 г.
(украинский)
Протистояння. Том 2
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если говорить коротко — книга плоха. Жаль мало тех людей, которые это видят. А сейчас подлинее расскажу о том, что в книге действительно не так. Расскажу о том, с чем в столкнетесь, если начнете читать это произведение.

1. Графомания.

Противостояние растянуто до невозможности. Имея 1300 страниц, роман на около 800 страниц изливает ненужную информацию. Сюжет книги можно было бы разложить более компактно. Но нет, Кинг распишет вам как какой-то из героев что-то там ел много лет назад — это ведь так важно. Ладно бы это хоть было написано нормально...

2. Язык.

...Но это написано плохо. Кинг повторяет одни и те же приемы, например: «Он подумал, что завтра подейдет дождь. И, о чудо, на завтра полил такой ливень, какого восточный Техас не видел около двухсот лет.» или «Он подумал, что N проживет еще неделю... Но N скончался сегодняшним вечером.» (это, пожалуй, самый частый прием — ожидание и последующий переход в крайность). Так же из под пера Кинга вышли очень сомнительные метафоры, например: «...был такой же розовый, как сосок одноклассницы Стью — Тэнни Какой-То-Там.» Не знаю как вам, но мне это кажется убогим. И таких описаний с повторяющимися приемами на книгу целая куча. Огромнейшая куча, ведь в книге 1300 страниц.

3. Реклама и описания городов.

Кинг не стесняется, в среднем, каждые десять страниц упоминать какие-то бренды продуктов, техники, компаний. Ладно бы эти бреды хотя бы были знакомы для русскоязычного читателя. Но обилие брендов, которых я не знаю, которые никогда не видел и не могу представить — вводит скорее в ступор. Лучше бы вместо скрытой рекламы Кинг описывал города. Серьезно — описания Боулдера, Лас-Вегаса и прочих американских городов почти что никакого. Словно для Кинга эти города, как и реклама, всплывают в сознании в полном порядке вещей. Но, опять же, не для читателей, живущих за пределами Америки.

4. Преклонение перед христианством и излишний американский патриотизм.

Стивен Кинг, как известно, христианин. А многие христине, стараясь попасть в рай, делают все, чтобы угодить богу. Вот видимо и Стивен Кинг решил ему угодить, написав прохристианскую книжку. Есть Терминатор, в котором присутствует христианский мотив (Jesus Christ — J.C — John Connor, «Да придет Спаситель»), но там нет слишком верюущих героев. Герои постоянно не цитируют Библию, не все погловно верят в бога. А у Стивена Кинга все цитируют. Все сомневающиеся в боге герои в конце концов заверуют. Многие персонажи читают молитвы перед важными событями. Герой-атеист неожиданно оказывается знающим и понимающим Библию дословно. Осуждается католичество, но восхлавляется лютеранство.

И это еще не все. Почти все добрые персонжи — поголовно патриоты США. Слушают гимн — и плачут. Тоскуют о своем старом, американском образе жизни. Один герой даже заявляет: «Теперь, (после катастрофы) каждый выживший может пойти в магазин и взять оттуда все что угодно. Все, что ему понадобится. И это ли, разве, не та мечта, о которой мы думали? Это ли не капитализм во всей его красе?».

Нет, Стивен, это анархо-коммунизм. И, кажется, Стивен, ты создал книжку для «своих» — для американцев-лютеран.

5. Логика происходящего.

Здесь у произведения большие проблемы. К примеру главный злодей, олицетворение дьявола — очень глуп и незамотивирован. Он хочет захватить мир — но для чего? (потому что он просто злой и не имеет мотивов) Зачем нужно показывание способности главного злодея немного подлетать над землей? (ни для чего на самом-то деле). Как работает магия главного злодея? (никак, читатель, додумывай сам).

Вообще мир и логика книги следует по очень странным правилам. Персонажи могут поверить во всем старой бабке только потому, что видели сны с ней. Все добрые герои испытывают умиление перед этой бабкой, а почему не раскрывается, как и не раскрывается много чего другого. Все непонятные события и поступки описаны так, словно они происходят как нечто обычное, вполне собой разумеющееся.

6. Высосаные из пальца события.

Продолжение проблемы логики. Некоторые событие представляют собой чудеса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пес приносит герою, который не может идти, дичь каждый день. Да что там дичь — пес еще умеет носить дрова! Один раз за ветку зацепляется баночка sevenup, и теперь герой еще может и пить из рядом находящейся речки!
Чудо — больше других слов не находится. И все это было сделано ради того, чтобы спасти героя. Но Кинг это сделал нелепо. Вообще, нелепость тянется по всему произведению уже где-то с трети, а под конец становится настолько явной, что без смеха или стыда за «мастера» читать невозможно.

7. Также Противостояние это и плагиат с Властелина Колец: Злодей, который может просматривать местность с помощью «глаз», поход пешком до «города сил тьмы»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
правда этот поход ничем не оправдывается, кроме как словами бабки: «Нужно идти именно пешком.» Автомобиль? Не, 700 миль пешком, потому что так сказала «святая» бабка.
и многое другое. Да и сам Кинг признавался, что хотел создать своего Властелина Колец в реалиях Америки. Ну что ж, создал. Но удачно ли?

8. Завышенная оценка.

Отзывы критиков и читателей говорят «да», мол, это шедевр, лучшее произведение Мастера Стивена Кинга. Но «Мизери» и «Кладбище домашних животных» во много раз лучше этого. Те произведения не обладают грехами, которые присутствуют в Противостоянии. Они лучше. Почему же «всеми» признается именно Противостояние я не пойму. Может потому что признается именно самими американцами? (почитайте кто в основном дает награды и отзывы с восхищением этому роману).

9. Время и деньги.

И последнее — мне жаль и время, и деньги, которые я затратил на это произведение. На эту пустышку, от которой «все» в восторге. Время жаль, конечно, больше — ведь читал около двух недель на карантине по несколько часов в день. Две недели, 1300 страниц — и все впустую. Было бы страниц 500 — я бы так не горячился.

Грустно осознавать, что у подобной книги такие высокие оценки.

Оценка: 2
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал и все думал «графоман ли Кинг, или нет?», так и не пришел к определенному выводу. С одной стороны, тут очень много лишних деталей, ненужных описаний, постоянные флешбэки, разрушающие линию повествования. Как горох на тебя сыпятся новые персонажи. Для каждого у Кинга приготовлена отдельная история, не всегда интересная, все это мешается в одну большую кучу, и ты просто перестаешь уже понимать, кто тут есть кто. В памяти остаются только самые яркие крайности, остальные мутными тенями пляшут вокруг, отвлекая внимание и раздражая своим излишним присутствием.

При все при этом первая половина с падением цивилизации и «сурвайволом» еще нормальная, но вторая... Она не то чтоб плохая, но какая-то примитивная, банальная и откровенно неинтересная. В ней нет загадки. Все что автор скажет в начале, введя незамысловатую мистику с «извечным злом», не изменится и к концу. И получается, что еще примерно 2 обычных книги мы наслаждаемся бессмысленным и занудным противостоянием (которого на самом деле и нет!) двух групп людей. Хотя не очень-то и понятно, что они пытаются поделить, и зачем им это все вообще нужно в мире, где теперь полно всякого хлама на любой вкус в любом количестве! Ну кроме того, что «я зло и хочу всех убить», потому что «я же зло и хочу всех убить».

Мне показалось, что для такого дли-и-и-иного произведения оно рассказывает слишком мало интересной и новой информации. Большая часть — это нудные повторяемые походы туда-сюда и пустопорожняя болтовня, хотя тут и попадаются интересные мысли об устройстве мира и общества. Но в самой книге это никак не отражается. Автору гораздо интереснее писать про кретинов, извращенцев, психов и маньяков, чем про нормальное поведение нормальных людей. Ведь большинство героев оказываются с изъянами, вызванными как ни странно не трагедией, но будучи таковыми с рождения. Каждый с радостью таскает за собой шкаф, заполненный скелетами, будто это единственная ценность в новом мире.

В общем, книга оставляет странное ощущение неадекватности, многие вещи тут не из чего не следуют, просто берутся из ниоткуда, предсказать что-либо, строить догадки вообще невозможно. Вот люди пытаются перегрузить общество и начать все с чистого листа, а вот они уже все бросили и занимаются суицидом... Дочитывал с трудом, почти заставляя себя, а автор не ответил ни на один мой вопрос по сути происходящего. Сложилось впечатление, что он и сам не парился по этому поводу.

Зря потраченное время.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало произведения впечатляет. Пугающе реалистичное описание распространения смертельной эпидемии, тщетность попыток спастись, бессмысленные действия государственных служб, пытающихся всеми силами скрыть свою вину вместо реальной борьбы с вирусом — хотя очень скоро становится понятно, что оправдываться будет просто некому и не перед кем...

Идея дальнейшего развития остатков человечества мне понравилась — переход от эпохи рационализма к миру мистики и чудес. Но увы — раскрытие этой темы реализовано крайне неудачно, или правильнее сказать — она вообще не раскрыта.

Последний адепт рационализма — он же генеральный представитель «темной силы», часто ведет себя крайне нерационально, в то же время «светлые» но своему образу действий не сильно отличаются от него, используя по сути те же рациональные методы. В конце книги имеет место что-то вроде «крестового похода» четырех героев — и уже появляется надежда — вот сейчас-то мы увидим настоящие чудеса, которые изменят грядущую историю человечества... Но все кончается пшиком, пусть и очень большим и ярким, для финала автор применяет классический deus ex machina (в данном случае — почти буквально), что для Кинга как-то совсем уж не к лицу, а в таком огромном произведении — и вовсе моветон.

Раздражает бессмысленность многих сюжетных линий — например, в итоге оказывается, что и разведывательные миссии, и мученические смерти героев, и «крестовый поход» четверых «белых магов» (которые совершенно никак свои магические способности не проявили — по причине их очевидного отсутствия) — все зря, все напрасно. Даже и без этих действий итог Противостояния был бы тот же

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— безумный Мусорник рано или поздно вошел бы в конфликт с своим окружением, бежал бы из города, затем попытался бы найти ядерное оружие, доставил бы его своему кумиру как искупление своих ошибок, и результат был бы очевидно аналогичный.

Есть ли смысл читать? Можно, если умеете читать быстро и уверены, что не пожалеете о зря потраченном времени.

Я читал «полный» вариант произведения, но увы — автор всего лишь «налил воды» в сюжет, так и оставив его полным противоречий.

Оценка: 4
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Противостояние» Кинга после прочтения вызвал у меня небольшой диссонанс. С одной стороны книга хороша и большое количество положительных отзывов, как от признанных рецензентов, так и здесь на Фантлабе тому лишнее подтверждение, с другой стороны – слишком противоречивые эмоции я испытывал на протяжении всего чтения.

О чем повествует роман можно прочитать в аннотации, или в отзывах ниже, повторять одно и тоже смысла нет. «Противостояние» поделено на три части, и тут напрашиваются аналогии с форматом трилогий. Где первая часть нас заманивает, вторая – ещё больше закручивает сюжет, а третья даёт ответы, завершая действие эпичным финалом. А так ли здесь? Увы, но не совсем. Первая часть действительно заманивает нас в свои сети, знакомя с множеством персонажей. В действительности кажется, что персонажи на страницах книги меняются и мелькают слишком часто, и это похоже на сумбур, но это Стивен Кинг, у него своя система. Персонажей много, очень много. При этом внимание не распыляется, интересно смотреть на то, как каждый из них переживает начало и последствия апокалипсиса в виде супергриппа; кем они были и кем они станут в ближайшем будущем. Не смотря на некую сумбурность, за персонажами и сюжетом действительно интересно наблюдать: какой это шок остаться, по сути, одним в вымерших городах. Первая часть произведения это лучшее, что есть в этой книге. Все вместе, она хороша вся.

Устанавливая высокую планку качества/интереса, труднее всего удержаться на этой высоте. И я был бы действительно рад, если бы «Противостояние» закончилось на середине второй части, так как начиная с нее роман скатывался. Во второй части выжившие, или правильнее сказать – обладающие иммунитетом к супергриппу люди, ведомые образами во снах начинают постепенно объединяться и делиться на два лагеря, которые лишь условно можно поделить на добро и зло. Так как тот же Флегг здесь ну никак не тянет он на Саурона. А за «лагерь добра» говорят их идиотские поступки. У вас только что было уничтожено общество, по вине этого самого общества, создавайте в точности такое же общество, а лучше два. Правда, в такое развитие событий охотно веришь, кажется, что так оно и будет в случае печального исхода. Да и если посмотреть на некоторых индивидуумов, язык не повернется назвать их белыми и пушистыми. Потому деление на зло и добро лишь условное. Наигравшись в Федеральное собрание, повествование перетекает в третью часть.

Да начнется театр абсурда! Конфликт нарастал и в третьей части он преобразуется в противостояние! Будет много крови, убийств, мяса и напряжённого экшна. Конечно же нет. Самому противостоянию, которое автор аж в название вывел, уделено столько же текста, сколько занимает весь мой отзыв. От того каким образом герои пришли к «противостоянию», в прямом смысле пришли, невольно начинал дёргаться глаз. Но апогеем ахинеи стал финальный твист. Да-да, я прекрасно понимаю что это фантастика и тут все выдуманное, но предел должен быть. Когда всю книгу автор нам говорит, что дескать это очень серьезное произведение, а потом в концовке выдаёт «Коджака из машины, на рояле из кустов», то дёргаться начинают оба глаза. Складывается такое впечатление, что Кинг устал от собственного произведения, что хотел как можно быстрее закончить его, и так спешил, так спешил, что ничего более вразумительного не придумал и выдал «Невероятные приключения Рэдмана Стью».

Резюмируя прочитанное и вышесказанное отмечу то, что в общем и целом роман не является плохим, скорее наоборот. Прекрасная первая часть, разнообразные, пусть и не всегда интересные, персонажи; обилие интересных политических, моральных, религиозных вопросов, которые так или иначе затрагивает Кинг; достаточно правдоподобное обыгрывание апокалипсиса и его последствий, да где-то психологически не дотянул, молодой на то время, автор. А потом началась вторая половина романа – идиотские поступки и поведение, невразумительное «противостояние», откровенно плохие и невероятные финальные главы, которые смазывают все впечатление от произведения.

Оценка: 6
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал в переводе В. Вебера 78 глав. Очень растянутое произведение разделенное на 3 книги, которые можно оценивать по отдельности, на столько они разные и по содержанию и по динамике. Мои субъективные оценки, по десятибалльной шкале, такие: Книга первая – 7, Книга вторая – 2, Книга третья – 6.

Укрупнено, сюжет примерно таков, в Америке произошла эпидемия смертоносного гриппа, выжило очень мало людей. Этим людям начали сниться очень странные сны, в которых одни видели некоего «черного человека», другие некую бабушку, которой было за 100 лет. Эти два персонажа в снах призывали людей к себе. В результате, по сюжету в Америке образовалось два центра силы – это две группы людей, примкнувшие к тому персонажу, который ее призвал. Каждая из этих групп начала отстраивать свой социум, обустраиваться, строить дальнейшие планы, видеть в другой группе своих конкурентов…

Сюжет как видим довольно прост, что еще сильнее усугубляется тем, что автор две вышеописанные группы, практически четко разделяет «на хороших и плохих». К сожалению, такой подход, с хорошими и плохими, очень часто встречается в западной литературе, и уже конкретно поднадоел в силу своей примитивности. Но ладно бы только это, автор на протяжении всех трех книг «тянул кота за хвост» просто немилосердно. Вторая книга, вообще, мне кажется, претендует на звание «настольной книги графомана».

Если вкратце высказать ощущение от всех трех книг, то:

Первая книга – читать можно, немного затянуто, но можно сказать середнячок. Произошла катастрофа, автор выделил главных героев книги, показал у кого какая была жизнь и как они встретили первые свои дни после масштабного мора.

Книга вторая – сюжету посвящено примерно 10 процентов книги, остальное просто какие-то разглагольствования обо всем на свете. Группа хороших, во главе со 100-летней бабушкой смогла организоваться. Начиная строить новую жизнь, создала некий Комитет из нескольких человек. Далее, на целой куче страниц автор нам расписывает работу этого комитета. Кто за кого голосует, кто подал какое предложение, кто что выкрикнул, кто почесался и т.д. За исключением нескольких эпизодов, скукотищаааа… адская.

Книга третья – Автор описывает вторую группу, организовавшуюся вокруг «черного человека», повествование опять приобретает определенную динамику (которая во 2-ой книге отсутствовала напрочь), но к самому концу все опять становится вяловато.

Дочитав все до конца, я так и не понял, нафига нужно было посвящать такую уйму страниц Комитету во второй книге? В третьей книге о нем практически ни слова, ни полслова, никакой определяющей роли он не сыграл, оказался всего лишь гипертрофированным эпизодом.

Все в целом, неоправданно затянуто, много лишнего, много приматских разглагольствований и нелогичностей, хотя сюжета (хоть и наглухо незамысловатого) автор придерживался. Когда встретите, множество раз встречающиеся фразы в диалогах, типа: «Ты правда так считаешь?» или «Ты правда так думаешь?» то знайте, после них страниц 5-10 можете пролистывать... там автор упражняется в многословии.

Оценка: 3
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Чтение хорошего большого романа во многих отношениях похоже на длительное и приятное любовное увлечение.» (с) С. Кинг, «Команда скелетов».

Книга состоит из 1300 страниц, и это, наверное, самый большой роман под одной обложкой, что я читал. Эту книгу можно покупать вместо путевок на курорты, я серьезно. Издателям стоило бы прилагать к книге запасы воды, сухпайка и спальный мешок, ведь ясно же, что человек, покупающий такую толстенную книгу с традиционным для Кинга эффектом присутствия, решил временно оставить сей бренный мир и на неопределенный срок отправиться в иное место.

Началось все с небольшого рассказа «Ночной прибой», который Кинг развил в одно из лучших своих произведений. Именно рассказ я прочитал первым, и он просто пленил меня своей атмосферой меланхоличного отчаянья и спокойной безысходности. К роману же я подступился только после мимолетных аллюзий на него в «Колдуне и кристалле». И, в общем-то, не пожалел.

Американские ученые выпускают на волю вирус супергриппа, после чего по миру прокатывается пандемия, стремительно сокращающая численность людей. Возможностей для психологических и социальных драм на такой почве сколько угодно, и Кинг использует все (или, по крайней мере, большинство из них) на полную катушку. И это все лишь начало. После всех ужасов романа-катастрофы Кинг с удовольствием переходит на тему противостояния добра и зла. Нам представлена группа выживших, которая примыкает к матушке Абигейл (направляющей их на путь истинный, восстановление общества и т.д.). Однако некто Рэндалл Флегг, хорошо знакомый Постоянному Читателю по циклу «Темная башня» и роману «Глаза дракона», собирает свою команду выживших и представляет собой олицетворение сил зла. И схватка между «хорошими людьми» и «супостатами окаянными» неминуема, но кто выйдет из нее победителем – неясно, ибо Кинг известен своей любовью как к плохим, так и хорошим концовкам (а еще полутона у него тоже частенько бывают).

Что еще можно сказать про роман? Он хорош, он огромен, он отлично выписан, он обязателен к прочтению всем любителям творчества Кинга, и, наконец, он стоит затраченного на него времени.

P.S. Пользуясь случаем, хочу поздравить С. Кинга с Днем Рождения и пожелать ему еще больших творческих успехов.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал в издании 2012 года, не стал ограничиваться электронной копией, решил этот труд, который автор называет своей «Войной и миром», прочитать на бумаге. Перед тем, как покупать, убедился, что здесь — полный вариант — 79 глав (или 78 и послесловие). Поскольку по объему и по персонажам масштабы действительно слегка сопоставимы:) с «ВиМ», детальный отзыв будет как утомительным, так и бессмысленным, ограничусь общим выводом.

По композиции труд разделен на три блока — великолепная первая часть — катастрофа и вымирание, средняя по интриге вторая — консолидация сил условного добра и зла и очень противоречивая третья — финальные разборки. Сложно удержаться от спойлеров, при пояснении своей оценки, но попытаюсь. Если катастрофу Кинг изобразил очень натурально (дурное дело — не хитрое, на описаниях смертей и страданий автор целый корейский ресторан съел), то объединение носителей «света» вокруг благословенной старушки выглядит уже не очень естественно, на мой взгляд, потому, что при таком катаклизме впасть в отчаяние и сломаться, покорившись злу и его апостолу — это легко, а поверить в видение обратного порядка — тут должно быть что то посерьезней для убеждения уцелевших. Что же касается третьей, самой сомнительной части, то здесь явно Кинг планку не удержал. Просто-напросто слил концовку вместе со своим многоразовым по части использования в различных книгах злодеем и группой воинов света для симметрии. Видимо пошел автор на такое обрезание, прикинув объем книги и решив не мучить своего «постоянного читателя». Мое мнение целиком соответствует русской поговорке — замах на рубль, удар на копейку. Поэтому идейно книга выглядит не очень убедительно, тем не менее с описательной частью все в порядке, пусть и некоторая избыточность сентиментальности.

Рекомендую почитателям Стивена Кинга, остальным читателям, думаю лучше начать с других его вещей, «Оно» или «Кладбища домашних животных», либо если интересует социальная фантастика — «Бегущего человека». Если понравится, можно осваивать и этот талмуд.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы было понимание — это кирпич, содержащий в себе 1500 страниц текста. Не случайно именно этот роман выходил в значительно урезанной версии, полная же появилась спустя десятилетие.

Итак, «Противостояние»...

Это самый масштабный, самый объемный роман из раннего творчества Стивена Кинга. И пожалуй, один из самых эпичных в его творчестве (если не самый-самый) — количество действующих лиц на страницах огромно.

Написанный ровно 30 лет назад роман, на мой взгляд, поднимает темы, которые в наше время стали в разы актуальнее и острее. Разработка оружия, способного уничтожить человечества, мировая политика, которая поощряет это, внутренняя политика, которая всему силами пытается сделать вид, что ничего не произошло, и что всё идет по плану, ложь масс-медии, проблемы взаимоотношениям людей друг с другом и природой — далеко не полный перечень.

Кинг описывает вполне возможное будущее, делает это красочно и правдоподобно, и от этого становится по настоящему жутко. Невольно задаешься мыслью, а ведь это вполне может коснуться и тебя. Писатель великолепно смог описать, как будет распространяться вирус: случайное рукопожатие — и вот еще десяток больных, поездка на метро — еще несколько сотен.

Впрочем, при всем великолепии, нельзя не отметить, что во время прочтения «Противостояния» я то и дело ловил себя на мысли — а вот это я уже читал, вот это у Кинга уже было/будет. А вот в том романе, он развил эту идею. чуть глубже. Это вовсе неплохо, но сам роман вызвал во мне диссонанс. Я неоднократно читал, что это один из лучших романов мастера, и при этом книгу крайне высоко оценивают читатели. Я же, закрыв её, подумал, а за что?

Давайте по порядку.

Об этом неоднократно уже писали (более того, наверное, подобную мысль можно встретить в каждой из рецензий), но я повторюсь — роман состоит из трех весьма неравнозначных частей.

Первая — самое начало эпидемии «супергриппа», в которой мы знакомимся с героями, и далее перед нами предстает тот самый момент, когда вирус накрывает всю Америку. Мы наблюдаем, как он уничтожает всё то, что дорого героям, ломает их планы на будущее и вынуждает меняться, приспосабливаться, дабы выжить в новом мире. Умирает подавляющее большинство людей, а также, почему-то, лошади и собаки. Удивительно, но кошек, по словам героев, вирус не тронул. Но, поскольку Кинг — отнюдь не кошатник, ни одной кошки на протяжении романа мы не встречаем. В отличие от единственного выжившего уникального пса. Удивительно.

К первой части претензия может быть лишь одна — персонажей очень много, и все они очень разные. Первое время сложно запомнить, кто, что и где. Но поскольку я, как и многие другие, люблю эпичные вещи — смело отнесу данный пункт в плюсы. Тем более, что-что, а выписывать персонажей Кинг умеет на все сто. Первая часть — лучшее, что есть в романе.

Вторая же описывает, как люди, пережившие эпидемию (по какому-то необъяснимому стечению обстоятельств у них как и у кошек полный иммунитет), объединяются в группы и начинают восстанавливать то, что было разрушено. Они стягиваются в два ключевых места — к двум противостоящим полюсам. При этом всего лишь несколько глав отводится тем героям, которые встали под знамена Черного человека, автор будто бы забывает про них, но зато подбрасывает нескольких кротов в стан «положительных» героев. Основная интрига части — смогут ли герои воплотить желаемое в жизнь.

Плюсами являются отдельные сцены и диалоги, поднимаются очень интересные философские и политические темы, минусами же — практически полное отсутствие какого-либо движения. А также то, что автор будто бы забывает про некоторых героев. Например, о Нике. Один из главных героев первой части, избранный Богом — и...

Сюжет топчется на месте, никоим образом не развиваясь. Зловещий Враг (да и есть ли он вовсе?) — он где-то далеко, за горами. Про него вспоминают лишь изредка, будто бы напоминая — «эй, а не пора ли двигать сюжет дальше? Нет? Ну ладно. Ещё раз обсудим будущую политику и возрождение того, что собственно и погубило человечество».

Помню, Кинг в биографии жаловался, что долгое время не мог придумать, как же ему разрубить этот «гордиев узел». Героям нужен был веский стимул, чтобы прийти в движение. И Кинг выбрал «бомбу»... Не очень оригинально, зато действенно.

И в принципе, третья часть, посвященная как раз заглавному противостоянию, могла бы выйти совершенно иной, не «включи» Кинг на полную катушку тему «религия-мистика». Положительные герои слишком заняты облагораживанием своего нового дома, и отказываются замечать происходящее вокруг. Поэтому просто время от времени на отдельных героев будет нисходить «озарения», которые будут помогать им избежать подлинных катастроф. На помощь им начнут приходить последние в своем роде выжившие собаки, ну и так далее. Так и до орлов недалеко.

Черный человек — это Зло, положительные герои — Добро. Антихрист против Бога, его избранных. И то, что предводитель Добра умирает, никого не смущает. Более того, толкает в путь. Рационально действующие две трети книги герои, живущие, можно сказать, в нашем с вами мире, внезапно начинают верить в войну между Светом и Тьмой, и то, что их судьбы предопределены. И вступают в то самое «противостояние».

Ух! Ожидаем множество событий, борьбы? Нет.

Черный человек внезапно начинает терять силы и вести себя как истеричка? Почему, с чего вдруг? Так надо по сюжету.

Черный человек владеет темной магией, и герои будут пытаться одолеть его светлой? Нет. Тогда оружие? Нет. Ну хотя бы поговорить, переубедить, быть может, сила внушения...? Нет. Бог просто требует принести ему кровавую жертву.

В жертву вот именно этих героев? Да.

Почему именно их? Да, кто же знает. Хотя у них же жены и дети... Так будет более эмоционально.

Почему ровно четыре человека? Да, кто же знает. Тем более потом раскрывается, что в данном числе нет ровно никакого смысла.

Почему они должны идти пешком? Потому что им надо прийти ровно тот день, когда «из кустов вывалится здоровенный рояль». Та самая «рука Бога»...

В итоге вся борьба сводится в итоге к примерно ста страницам текста. Одна пятнадцатая часть от всего романа. Быть может роман за Кингом дописывал кто-то ещё? Выглядит весьма похоже. Автор, книги которого восславляют силу человеческого духа, герои которого обычно не сдаются и противостоят року, внезапно решает, что нет ничего более лучшего, чем отправить героев на верную смерть. Во имя Бога.

Помните? В одной из своих рецензий, я писал, что Кингу не удаются финалы? Так вот концовка «Противостояния» в этом планы вырывается в недосягаемые лидеры. Она ужасна. Она обесценивает всю ту гору текста, что мы прочли до неё. Если первая часть роман — шикарна, вторая — ничего так, то третья — это калейдоскоп из случаев, совпадений, стечения обстоятельств и отсутствия всякой логики в поступках героев.

В итоге, весьма переоцененный роман Кинга. Потрясающее начало и абсолютно не внятный финал. Количество плюсов всё-таки перевешивает минусы, но стоит ли мучить себя 1500 страницами ради финального пшика? Лучше почитайте «Тёмную башню».

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр с большой буквы.

Достоверная, детальная, пугающая и угнетающая картина апокалипсиса. Люди умирают от смертельного вируса гриппа, спасения нет, устои США медленно падают в Тартары, возникает анархия и вседозволенность. Когда на карте умершей страны остаются люди, они делятся на тех, кто просто хочет выжить, и тех для кого хаос — всё равно что рай. И именно на этой арене потом развернётся битва между добром и злом. Богом и демоном в человеческом обличии.

Роман огромен, тяжёл, но тут это обоснованно. Никакой воды. Есть множество персонажей со своим характером, потребностями и желаниями; все события интересны, интригуют. Перед нами не только умерший мир, но и мир воскрешённый. А основная мысль романа проста — что апокалипсис, что нет — люди останутся такими же. Всегда будут маньяки, извращенцы, убийцы, которым будет править кто-то сильнейший. А будут и те, кто будет защищать свой дом, себя и своих близких. Противостояние — оно всегда и везде.

Не относитесь к этому роману, как к чтиву на вечер. Это труд, длинный эпический труд, рассчитанный на то, чтобы завлечь читателя и поместить его во враждебный мир, заставить его полюбить главных героев (которые и правда могут стать вам, как родные); а тому остаётся надеяться, что ему не придётся переживать этот хаос. И, как по мне, этот роман справляется с этим на все сто процентов.

Одна из лучших работ мастера.

Оценка: 10
–  [  34  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Противостояние» — едва ли не лучший из всех романов, написанных в жанре постапокалипсиса. Да и вообще эта кинговская книга — уже самая настоящая классика мировой литературы. «Противостояние» принадлежит к числу тех немногих произведений, которые годятся для многократного перечитывания, каждый раз поворачиваясь к читателю новой, неожиданной стороной. Текст романа настолько глубок и многогранен, что в нем легко обнаружить самые неожиданные подтексты и ассоциации. Так, за противостоянии между сторонниками «темного человека» Флегга и группой матушки Абигейл, вполне можно углядеть намеки на глобальное противостояние между двумя социально-политическими системами, между СССР и США. Однако мне такое «актуально-политическое» прочтение романа представляется несколько поверхностным и упрощенным. (Заметим в скобках, что и сам Кинг достаточно критически относился к американской политической системе и, особенно, к американской политической элите).

В «Противостоянии» Кинг не просто создает яркую и эмоциональную картину гибели современной цивилизации, случившуюся по причине элементарного сбоя «человеческого фактора» (именно так вырывается на волю вирус некого супергриппа, разработанный в засекреченных военных лабораториях). Кинг говорит о закономерности гибели мира, где заправляют технократы-рационалисты; мира, в котором такие понятия как «наука», «прогресс» обожествлены и превратились в настоящих идолов, с горних вершин наблюдающих за мышиной возней остального человечества. Главным адептом этой технократической цивилизации, самодовольной и отчужденной, и является «темный человек» Флегг, великий (и последний) маг рациональной мысли.

На протяжении всего романа Кинг пытается дать ответ на один вопрос: возможно ли после глобальной катастрофы попытаться воссоздать человеческое общество на принципиально иных началах, как попытались сделать герои романа, объединившиеся в «Свободную Зону»? Или же история все равно «возвратится на тоже самое место, замыкая круг»? Ответ кинга вообщем-то оказывается пессимистичным: с созданием любого общества начинают возникать проблемы. Они возникают всегда, когда «клетки сходятся вместе и начинают наливаться темной силой». Единственное, что можно сделать — постараться отодвинуть этот процесс хотя бы на сотню лет. При этом, как это ни парадоксально, в «Противостоянии» Стивен Кинг выступает своеобразным пророком «американской мечты», преданной и украденной политиканами, технократами, «силовиками» и обывателями-конформистами. Настоящая, дорогая Кингу Америка, расположена среди кукурузных полей Небраски и в патриархальном городке Боулдер, затерянном в горах штата Колорадо. Другая Америка, та, что пошла за «темным человеком» Флеггом находится в Лас-Вегасе, штат Невада, известном своими игорными заведениями, военными базами и атомными центрами. И эта «темная Америка», в конце концов, вполне закономерно убивает саму себя, сгорая в атомном огне.

«Противостояние», пожалуй, самый теологичный из романов Кинга, наполненный явными и скрытыми билейскими цитатами и аллюзиями. В этом романе четко персонифицированы, разделены сторонники Света и Тьмы. Причем разделены они настолько явно и безкомпромиссно, что практически сразу можно угадать — на чьей стороне окажется тот или иной персонаж. Но «Противостояние» — не просто книга «с идеями». Это по-настоящему увлекательный и мастерски сделанный роман. Молодой автор Кинг (всего 31 год !) демонстрирует потрясающее мастерство рассказчика и прекрасную писательскую технику, позволяющую ему управлять гигантскими потоками материала. Это густонаселенный роман с живыми, состоящими из плоти и крови, персонажами. Причем даже эпизодические герои, герои второго плана выписаны не менее эффектно, чем заглавные действующие лица.

И последнее — именно с «Противостояния» Кинг начинает выстраивать свой литературный Космос, свою художественную Вселенную. И роман «Противостояние» — лишь первый шаг в постижении этой Вселенной.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшего времени для чтения «Противостояния» Стивена Кинга, чем весна 2020 года, трудно представить. Нет, ну в самом деле, пока миллионы людей находилось в замешательстве по поводу охватившей мир пандемии, стоило обратиться к мэтру, у которого наверняка сценарий вероятного развития событий разложен по полочкам и к тому же напугает сильнее, чем это будет в реале. То есть, я решил не идти против течения, а поддаться общему настроению, и при этом получить от него как можно больше интересных эмоций. Роман оказался настолько огромным, что пока его читал, я и моя семья успели заболеть вирусом, выздороветь, и понять, что, CoVID-19, это, слава провидению, не «Капитан Торч».

Надо отдать должное таланту Кинга, в логику событий и глупость людей у него верится охотней чем в то, что происходит сейчас.

Заметьте, во время вымирания мира в «Противостоянии» мы наблюдаем всего лишь несколько сюжетных линий с горсткой героев в каждой. Причем все герои просто рядовые граждане. А картина апокалипсиса получилась при этом масштабной, очень объёмной и детализированной.

После того, как вымерла большая часть планеты сюжетные линии будут пытаться объединиться. И когда это произойдёт, на мой взгляд повествование чуть просядет. Несильно, но заметно. В принципе, все группы героев мне пришлись по душе, не стал бы выделять никого. Но, после их объединения, к некоторым героям у меня возникли вопросы. Вернее, развитие их мне показалось несколько надуманным.

В основном у меня претензии к Стью Редману. Да, Кинг хотел из техасца сделать аналог Фродо во «Властелине колец». Да, Стью получился славный и добрый парень. Но, вот именно переход от обычного, ничем не примечательного человека, в лидеры «Свободной зоны» мне не понятен. За какие такие заслуги вдруг Редмана стали выделять из сотни, а потом и тысячи других людей? К сожалению, здесь Кинг был неубедителен. У Толкина (раз уж начали сравнивать) все-таки становление Фродо было более гармоничным. Как мы помним, у хоббита был внутренний стержень, который, например, проявлялся в противлении кольцу. Что наглядно давало читателю повод восхищаться героем. У парня по прозвищу Восточный Техас ничего подобного не наблюдалось.

То же самое касается и Ларри Андервуда. Пока он испытывал метаморфозы от закоренелого эгоиста к своему-в-доску-парняге — всё было хорошо. Но почему он был избран в комитет не совсем понятно. Вернее, понятно, матушка Абигейл использовала свою протекцию. Но для меня это было, опять же как-то искусственно. Более уверенно, как не странно, в роли лидера смотрелся глухонемой Ник Эндрос.

К противоречивым и отрицательным персонажам типа Гарольда Лоудера или Мусорный Бак у меня вопросов меньше. Королю ужаса всегда удавались сдвинутые на голову герои. Мне даже сам Флэгг понравился меньше, чем эти персонажи. Темный человек для меня был недостаточно пугающим. Но как водится, самое страшное чудовище это все-таки сам человек.

Несомненно, родные мои, любимцем истории для меня стал Том Каллен. Появлялся он нечасто, но очень уж яркий и запоминающейся герой.

К сожалению, некоторые линии не получили достойного продолжения. Например, сирота Джо с очевидными паранормальными способностями. Создавалось впечатление, что мальчик должен сыграть немаловажную роль в романе, но достойного развития этот персонаж так и не получил.

Финальная часть книги опять набирает обороты и уже не отпускает до последней главы.

Концовка не показалась мне слитой или скомканной. Хотя я допускаю, что кому-то был бы по душе другие версии финалов. По мне, так все пришло к своему логическому завершению.

Короче говоря, берегите себя, не болейте и не паникуйте почём зря! А в любой непонятной ситуации держитесь главного правила: «Оставайтесь человеком!».

Ну и, конечно же, читайте Стивена Кинга :)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

РФ Origins.

Решил приступить к толстячку, узнать про первое появление Рендалла Флегга, да и на фоне пандемии актуально.

Да, ОНО и Темная Башня мои любимые у Кинга. Не правильно дали ему звание короля ужасов. Видимо из-за количества написанных произведений данного жанра. Я считаю его скорее королем прописывания персонажей и психологизма. Любит всех своих персонажей вводить из далека, с детства, с отношений с родителями, женами, мужьями, описания травм детства, показывать мерзкую натуру людей и всё так медленно, медленно. Иногда это напрягает. Хочется уже действий каких-нибудь.

Противостояние оказалось схематично очень простым произведением. Весь сюжет без особых издержек можно описать одним абзацем. А потом на этот костяк и набрасывались куски мяса до тех пор, пока не вырос Колосс размером с кирпич.

Героев основных с десяток, к каждому подход издалека. Как это водится у Кинга, половина этих героев умственно отсталые слепо-глухо-немые, но такие благородно положительные. Интересно образование минигосударства во главе с комитетом из первых прибывших. Типа они больше всех знают? Ну это же власть, какая бы она не была? Из последующих прибыванцев в лагерь могли быть люди опытнее и умнее. В комитет должны попадать люди по заслугам, а не допустим Френ просто потому, что она беременная. Ну как же этот штамп-момент, что у положительной стороны конечно же демократия с виртуальным вождем, а с отрицательной-тоталитаризм? Короче, не логично.

А с Рендаллом Флеггом я первый раз встретился в Темной башне. Вот где он уже предстал мне чем-то загадочным, хитрым и всезнающим (кроме опять же финала). Здесь же он какой-то никакой, для галки обозначенный антагонист. И, действительно, непонятно отношение злодея к своим миньонам. Зачем так истязать и мучить до того состояния, что они начали затевать восстание? При таких возможностях можно было горы свернуть, а так получилась обезьяна с гранатой, избалованный ребенок с красной кнопкой. Просто Зло, бессмысленное и беспощадное. Ну спишем это на пробу пера. Все-таки роман у Кинга один из первых, и первый, где фигурирует Рендалл Флегг. Далее в конце он назвался вроде Расселом Фарадеем, в Сердцах в Атлантиде — Рэймонд Фиглер. И аббревиатура РФ, где РФ- зло, навевает на мысль, не был ли Стивен Кинг русофобом? Совпадение? не думаю.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Противостояние» самый масштабный роман из раннего Кинга, самый объемный, самый эпичный. Но у меня ощущение, что роман получился процентов эдак на 70. Чего-то всё-таки не хватило. Мне кажется, не хватило именно умения создать эпичности. В моем представление Кинг всё-таки автор более камерный что ли… И поначалу всё было круто, ибо автор сидел на своём коне – пока ещё несвязанные друг с другом линии; объемные, сочные, живые. Но когда история начала разрастаться (вторая половина второй части), что-то начало теряться… Я читал полную версию, но у меня возникало ощущение, что что-то всё-таки упущено. После объемных эпизодов начала, когда даже мелочи вырисовывались тщательно, галоп жизни в Свободной зоне казался скелетным, худым.

Мне всегда было интересно, по каким принципам автор выбирает, какого героя «вести»? Например, в какой-то момент один из самых известных и важных героев не только в сюжетном смысле, но и в философском, Ник Эндрюс вдруг уходит на второй план, уходит настолько глубоко,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что его гибель не
вызывает столь сильных эмоций, каких должна бы вызвать. Но при этом так много времени уделено собранием совета Свободной зоны, что потом недоумеваешь от понимания, что этим заменено нечто более важное… Однако идея с собраниями понятна – наглядно показать демократический путь воссоздания мира. И вообще, приятно, что в романе уместилось многое – и философия, и религия, и социальная сторона. Смущает только то, что всё это идёт осязаемыми пластами, такими волнами – заканчивается одно, начинается другое – нечто искусственное в этом чувствуется; как, например, Глен Бейтман размышляет о будущем мире, и все выходит так, будто специально подтверждая его слова – и такие моменты тоже смущают. Искусственность иногда чувствуется. А ещё мне кажется, автор сделал ошибку в какой-то момент, показав уязвимость зла, уязвимость Флегга, его страх. Для меня лично это был серьезный удар по интриге. Вот у наших героев дела начинают идти очень плохо, за них начинаешь переживать вдвойне сильнее, но тут оказывается, что ужасное зло не только не всесильно, но и дела у него идут из ряда вон плохо, мало того, создаётся отчётливое впечатление, что некая высшая сила всё контролирует так, что Флегг обречён на провал – и как тут сопереживать, когда всему предопределен хеппи-энд? А тут ещё какой-то невразумительный момент, когда зло идёт против зла; орудием Бога становиться негодяй, сопоставимый с Флеггом? Как это? Впрочем, смысл всего этого тоже ясен – как-то неприкрыто ясен – показать, что власть, основанная на страхе, вещь шаткая и в какой-то момент готовая обернуться против власть имущего. И это несмотря на то, что «поезда приходят вовремя», и то, что «под крыло Флегга» царит вполне себе обеспеченное и благополучное общество… омрачённое только страхом.

Однако всё это так – искусственность иногда просвечивает как сквозь клеёнку, иногда всё довольно предсказуемо – но читать все равно интересно, захватывает, и некоторые фирменные авторские вещи как всегда влюбляются в себя – для меня это такие бытовые вещи, человеческие; моменты, когда в героях проявляются их качества, их сущность. Да и вообще, умеет же он создать объем персонажей, умеет создать их такими харизматичными, что они вдруг становятся близкими… Уж что-что, а у Кинга этого не отнять! В основном получается так, что большинство этих моментов находится в начале романа – и это, кстати, не очень нормально, по-моему, будто автор сначала развил персонажей, а потом взял и оставил их на одном уровне, переключившись с их глубины на внешнее, исключительно на сюжет. А ещё прекрасным было возвращение Стью и Каллена в Боулдер – люблю, как Кинг это делает – трудное, но не обремененное лишним путешествие, в котором всё понятно, но при этом безумно приятно читать. А ещё это проникновение сверхъестественного в роман – то, как он вводит и Флегга, и сны, и все остальное – такое неспешное, размеренное, просто великолепно!

Я сейчас читаю романы Кинга по хронологии их написания, и от этого ещё любопытнее наблюдать, что из чего вырастает. А теперь-то я вижу, что это так – из одних произведений автора вырастают другие (для меня это стало каким-то открытием даже). Так и в этом романе есть и рассказ «Ночной прибой» (само собой, вирус гриппа, уничтожающий человечество), и «Жребий» – я думаю, вот та калейдоскопичность, через которую показано как вирус захватывает страну, был впервые обыгран в «Жребии», только там, в масштабах одного города и через «вирус вампиризма». Тут, мне кажется, есть и «Долгая прогулка» (как признавался сам Кинг, роман, написанный чуть ли не раньше чем «Керри») – в том моменте, когда власть в стране берут военные (момент жуткий, немного даже мерзкий, что не отменяет, впрочем, его силы) – не созвучно ли это с военным диктатом в «Долгой прогулке»? Ну и «Сияние» само собой. Разве выжившие это не те самые «сияющие», о которых говорилось в одноименной книге? С разной степенью сияния, конечно. Вот что спасло их – эта особенность. И, если вспомнить, матушка Абагейл даже называет это (свою силу) «сиянием»… И, кстати, любопытно, что в «Сиянии» своего рода спасителем был старый чернокожий мужчина, а здесь – старая чернокожая женщина. Да и вообще, в каком-то смысле, тут тоже происходит борьба за души «сияющих»… Такая история «Оверлука» в масштабах всего мира. Такие вот аналогии.

А ещё, после того как автор несколько раз упомянул «Властелин колец» я уже не мог отделаться от аналогий с трилогией Толкина. Чем возможность Флегга превращаться в глаз ни есть Всевидящее око Саурона? А этот поход героев в логово Чёрного человека не путешествие ли это Хранителей кольца в Мордор? И в возвращении Стью и Каллена в Боулдер, было нечто от пути Фродо и Сэма. Да и вообще, что-то такое просвечивало. Долгие пути по опустевшей стране… Да, осовремененное, более реальное, без орков и троллей, но всё же… Не могу от этого отделаться. Но тут уж автор сам виноват, сделав (и не раз) такую явную отсылку.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь — это карусель, на которой никому не дано удержаться надолго. Люди всегда остаются людьми, не смотря на то, что с ними происходит, будь то апокалипсис или поездка в автобусе. В человеческой душе с незапамятных времен продолжается битва между добром и злом, между белым и черным, между жалостью и жестокостью. Все это старо как мир, но борьба не заканчивается никогда. Она вечна. Некоторые утверждают, что добро всегда победит зло (поставит на колени и зверски убьет (с), но хорошо ли видно грань, которую не стоит пересекать? Правильна ли наша оценка происходящему? А цель — оправдывает ли она средства? Все это риторические вопросы, на которые мы не ждем ответов. Мы просто действуем, исходя из своего воспитания, веры и меры испорченности. И вот героям книги предстоит оценить самих себя. По Америке прошелся вирус супергриппа, кося без жалости миллионы людей. Выживших осталось очень мало и они разбросаны по своим маленьким городкам. Каждому сняться сны — матушка Абагейл, которая символизирует Бога и добро, ждущая на пороге своего дома, и Черный человек, который обещает власть и процветание. Они — две полярные противоположности, как магниты притягивают и формируют свои армии, чтобы в один из дней вступить в очередную схватку между добром и злом. В этой шахматной партии люди — только пешки, они как ртуть стекаются к своим полюсам, чтобы исполнить свое предназначение. Матушке Абагейл сто восемь лет и она прожила их в глубокой вере. Ее роль заключается в том, чтобы объединить людей, готовых выступить против Сатаны. Черный человек, который называет себя Рэнделлом Флеггом, является воплощением зла. Они спорят между собой о том, каким же будет дальнейший мир. Они чувствуют друг-друга, видят сны, они примеряются. Разница только в том, что матушка любит своих детей, а Рэнделл использует. Формируется новое общество, избирается правительство, создаются семьи. Не смотря на смертельную опасность, жизнь кипит и все развивается, но с оглядкой на страх. Четверо избранных отправляются на запад, чтобы поставить точку над злом либо быть убитыми. В то же время мы наблюдаем, как племя Черного человека начинает разваливаться, снедаемое распрями и недоверием. Хочу сказать, что меня очень удивляло то, что Бог и Сатана заняли весьма нейтральную позицию: люди по обе стороны часто не знали, что им делать, они сомневались, а высшие силы просто наблюдали чем все дело кончится. Еще я не совсем поняла по каким критериям формировались оба лагеря — в каждом были позитивные люди и я не думаю, что они жаждали войны. Они просто хотели жить. Меня преследует чувство, что Стивен Кинг изобразил на страницах своей книги очередную шахматную партию. Она не первая и, конечно же, не последняя. Богу и Дьяволу стало скучно, вот они и решили сыграть — белая королева матушка Абагейл и черный король Рэнделл Флэгг, а супергрипп тут вообще ни при чем.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Противостояние» — весьма масштабная постапокалиптическая эпопея о противостоянии (duh!) двух группировок выживших людей на руинах вымершей от боевого супер-гриппа цивилизации. Но до этого, на самом-то деле, только ближе к финалу дойдет.

Первая половина мне очень понравилась, хоть и является она всего лишь затянутым прологом, по сути. Масштабные апокалиптические события, показанные отрывочно, но ярко, глазами великого множества персонажей. И начало личного путешествия каждого из них – как физического, так и (для многих) внутреннего, нравственного и интеллектуального. Но вот когда ниточки сюжетных линий окончательно сходятся в узлы, и складываются два противостоящих лагеря… Этой частью я был несколько разочарован. Во-первых, количество мистических, а местами и откровенно религиозных элементов быстро превышает предел того, что мне казалось допустимым и адекватным сюжету. Бог и Сатана, бобро и осло, финальная битва за души оставшихся людей... Ну не знаю, как-то это не совсем то, что мне обычно нравится и не то, чего я ожидал.

Кроме того, здесь появляется элемент, который я у Кинга ненавижу – страстно, люто и бешено! Уверенные в своей правоте персонажи-пророки (не обязательно именно религиозные), которых другие положительные герои слушаются, доверяют, уважают (непонятно за что) и вообще в рот им смотрят. Бабка в «Противостоянии», пацан в «Безнадеге», еще где-то появлялись подобные товарищи. Не знаю, была ли такая реакция задумана, но НЕНАВИЖУ. Это ж прямые аналоги миссис Кармоди из «Тумана», так-то. Только выведенные в качестве добродетельных и позитивных деятелей, а не упоротых фанатиков, каковыми и являются.

Кстати, это вообще одна из тех книг, где «хорошие» персонажи мне показались на редкость безликими и незапоминающимися. Сейчас, по прошествии почти 15 лет уже абсолютно сливаются они все в памяти в одну массу. А вот условных «злодеев» помню почти всех: Гарольд, Надин, Ллойд, Мусорный Бак, ну и аццкая сотона Рэндал Флэг, конечно же. Болел за плохишей искренне, до самого конца – причем это не был подростковый бунт, и мне ничуть не стыдно, вот. %)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх