FantLab ru

Дэвид Геммел «Дочь горного короля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
197
Моя оценка:
-

подробнее

Дочь горного короля

The Ironhand's Daughter

Роман, год; цикл «Королева ястребов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Поколение назад последний горный король был разгромлен завоевателями из Нижних земель, и кланы горцев перестали быть независимыми. Но сохранилось пророчество о том, что вскоре явится новый предводитель, который вновь объединит своих соотечественников и поведёт их на войну, целью которой будет спасение уже не от рабства, а от уничтожения целого народа. Но никому и в голову не могло прийти, что этим предводителем окажется среброволосая охотница Сигурни...

© Nog

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)

Дочь горного короля
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Ironhand's Daughter
2004 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше читаю произведения Дэвида Геммела, тем больше убеждаюсь, что сделаны по одним, выверенным, неизменным для автора лекалам: меньший акцент на мире и его проработке, как можно большее внимание на героях, их характерах и особенно заметных четрах психологического портрета. А именно. Если герой Геммела отличается особенной вспыльчивость, лирическим полетом мысли, подспудной озлобленностью, столь же подспудными мечтами о чем-то несбыточном и так далее, то это читатель будет знать на всё протяжении книги, ибо автор будет постоянно напоминать об этом то через действия персонажа, то через диалоги. Мир же служит фоном для объемных, запоминающихся благодаря своим личностным особенностям героев: автор описывает в границах романа какую-либо местнсоть, которая характерна для схожих народов в нашем мире, в голове читателя закрепляет запоминающиеся фактурные локации, рисует, так сказать, тщательно пейзаж, строя мостик ассоциаций, а после не возвращается столь тщательно к этим чертам, продвигая сюжет далее в основном за счет персонажей. И ещё одна особенность — первичные 70-80% книги всегда являют из себя подготовительный этап, запоминающийся накаленной атмосферой, тщательным описанием событий, мест, знакомством с героями, а последние 20% — это быстрая, беглая, даже, развязка, в которой герои приходят к своим первичным целям и, более того, достигают ранее не видимых за этими целями берегов следующих за ними решений тех проблем, которые возникли благодаря ранее упомянутому приходу к первичной цели.

И этот роман — не исключение.

Однако плоха ли эта схема? Пока я от неё не, так сказать, ловлю ничего, кроме удовольствия. Это простые, а потому доверительные истории, одной из которых и является «Дочь горного короля». Оособенно примечательной деталь именно здесь является то, что главным действующим лицом является девушка — молодая Сигурни. Если вспомнить, когда была написана книга, то немного даже удивдляет, что создатель Друсса-Легенды пошёл на такой шаг и, к слову, не прогадал. Персонаж сильный, самостоятельный, запоминающийся и, что самое главное, изменяющий своё мировоззрение по степени хода истории. Такими герояними должно хвастать современная поп-культура в областях кино, видеоигр и книг, подвергающаяся нападкам радикального феминистического сообщества, которое явно даже толком не знает, что такое истинный феменизм, и довольствуется сюжетами с героями женского пола, которые имеют место быть в этом сюжете лишь благодаря тяге за уши и прочие места. Такие героини — то, чего достояны потенциально прекрасные и запоминающиеся истории, коих сегожня также сочиняют немало. И такой героине хочется верить. Ей сопереживаешь, особенно в конце, когда все точки над «i» расставлены, а от былой взбалмшной девицы не осталось и следа... Хотя, что-то я разболтался.

Хочется вот что сказать: данной книгой Геммел точно не изменяет себе и не предаёт ожидания своего читателя, давая ему то, за что этот читателя так любит и уважает этого писателя. Коль вам нравится творчество Дэвида, то данный роман также понравится — однозначно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оказывается, я не читал Геммела уже пять лет. Прямо-таки не Врата, а какая-то Дыра Времени. За это самое время жизнь сильно поменялась, так что я прекрасно понимал и разделял ощущения персонажей книги, которые постоянно попадают из огня, да в полымя. Правда, за это самое время я не терял и подтянул свои знания по военной истории и вообще историческую грамотность, так что описания Геммелом боев и походов вызывали порой крайне специфические впечатления.

Но вначале о хорошем.

Геммел всегда славился созданием многослойных и интересных персонажей, не отказался он от этой практики и в данном романе, но... об этом чуть ниже. Плюс драйвовая фабула ,насыщенная разнообразными перипетиями, но... ниже... Плюс суховатый крепкий стиль, который даже патетику, пафос и мелодраму — столь редкие у Геммела — обрамляет в приемлемые и легко усвояемые формы. Сравнительно небольшой объем? Но тут вопрос спорный.

Все остальное — сплошь минусы, как волчьи ямы на поле брани.

Один из лаборантов назвал этот роман антивоенным. Слушайте, с такими врагами войне и друзья не нужны, все у нее будет в порядке. Анализ причин, следствий и механики войны у Геммела не то чтобы примитивный, он на уровне интеллектуальной западной публицистики, когда та берется рассуждать, например, о причинах начала Первой мировой войны: «ее никто не хотел, но она была неизбежна». Потрясающая глубина мысли!

Так и у Геммела. Вот сюжетный узел всей книги. Наместник покоренной горной провинции, барон ,метящий на престол всего королевства, хочет развязать войну против своих поднадзорных, добиться легкой победы над безоружными крестьянами, удостоиться триумфа в столице, а там и до заветной короны рукой подать...

Барон — дурак, если на самом деле родил такой «гениальный» план! Одно дело завоевать для империи еще одну провинцию, как сделал Цезарь в Галлии, да и то это к Гражданской войне и в итоге к его гибели привело, или совершить грабительский набег, как Тимур на Делийский султанат в 1398 году. И совсем другое — развязать незаконную войну против мирных подданных — мать его — короля! Ты метишь на его место ,у тебя с ним терки и соперничество с другими влиятельными феодалами, и ты думаешь ,что среди твоего окружения нет тайных осведомителей, которые немедленно донесут о твоих бесчинствах. Кончится эта выходка не триумфом, а вызовом в столицу, судом и эшафотом ,что частенько в истории и происходило. Например, с конкистадорами в Вест-Индии.

Потом, пресловутые горцы. Вот они рассуждают и детей учат: войны происходят потому, что их развязывают и жаждут злые люди. А два соседа, устроивших поножовщину из-за спорного куска пашни, тоже ,видимо, были злые люди, жаждущие крови. Так что ли? Что это за детский сад и фэнтезятина?!

Или как Геммел описывает тактику боя, предвкушаемую горцами: «мы выхватим мечи и бросимся на низинников всей гурьбой, а там все решит наша доблесть!» Слушайте, так не воевали даже готтентоты, зулусы и полинезийские дикари! Может быть это тактика троглодитов? Но пока науке об этом мало что известно. Не доблестью и лютостью бил римлян Арминий или готы под Андрианополем, не так зулусы били англичан. Дисциплина и боевые порядки — вот основа сколь угодно примитивного войска, не банды на стрелке.

Кстати ,читая этот роман я внезапно осознал ,что он вышел в один год с «Храбрым сердцем» Мэла Гибсона и на ту же тему. И одна и та же дурь и дичь рассказаны про средневековую войну в книге и фильме.

И когда ты на такое ставишь штамп: НЕ ВЕРЮ!, весь остальной негатив начинает нарастать лавинообразно.

Плохая проработка мира. Это декорации ,а не полноценная вымышленная реальность.

Никакой продуманной религии, магия не часть механики мира, а бог из машины, помогающий двигать и ускорять фабулу.

Геммел даже не удосужился придумать названия для тиранического королевства и города-крепости наместника!

Классические геммеловские яркие персонажи ,к которым проникаешься симпатией и которым сопереживаешь ,имеются, но их жалкая горстка. У прочих юнитов хорошо хоть имена собственные имеются! Забавно, кстати, что умный карлик ,советник королевы и друг ,появился за год до выход первого тома ПЛИО))

Многие уже отмечали некоторую несуразность девы-воительницы Сигурни в центре романа. Сама она сложная и живая, но вот в окружение и сюжет никак не впишется, как корова под седлом в боевых порядках конницы. Гулящая девица ,которая внезапно стала символом сопротивления; сирота, для которой внезапно объявившийся папаша стал просто полезным подручным; высокомерная эгоистка, тут же забывающая потери и плюющая на переживания ближних своих. Как она править собирается с такими гнилыми замашками?!

И фабула ,которая несется, подпрыгивая на ухабах крутого горного спуска. Трехсот страниц Геммелу не хватило для глубоко фундированного, размеренного рассказа. Конспект истории тут превращается в пересказ, а потом и вовсе в скороговорку. Путешествие в колдовской мир ближе к финалу — это вообще туши свет ,в буквальном смысле. Да мне с бодуна кошмары иной раз снились подробнее, ярче и интереснее. Врагов и злодеев в начале книги убивают со смаком, переживаниями, осмысленно. В финале же забивают просто, как скот на бойне, без всякого катарсиса и крещендо.

В общем, я всегда ратую за приобретение и чтение всех книг любимых авторов. Но вот этот роман даже не проходной, а вовсе какой-то ненужный, лишний в списке библиографии. Ведь уже на следующий год Геммел опубликует блестящую «Легенду о побратиме смерти«!

Вот одна из причин, по которой я не буду ставить совсем уж низкую оценку дурацкой книге действительно дорогого мне автора. Это полдень его творческой карьеры, но какой-то пасмурный и унылый. На закате же ,к сожалению, жизни и творчества он напишет отличные книги о ригантах, дренаях, троянцах. На которых справедливо будет жиздиться его репутация отличного автора героического фэнтези, достойного посмертной именной премии.

Вторая причина почему я в целом принимаю и даже как-то одобряю эту книгу сугубо субъективная. Мне нужно было отвлечься от внезапно свалившихся на голову обстоятельств жизни и тяжких дум о них. И Геммел обеспечил мне в целом приятное развлечение на два вечера, и даже натолкнул на интересные идеи творческого плана.

Эта великая сила таланта, который может даже из минуса своего дать нуждающимся большой плюс.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неуместная героиня для женского представления о сильной независимой женщины.

Понравилось на много больше «Легенды» то го же автора, где главную героиню с начало сломают как следует, а потом только сделают тем, кем ей предначертано стать. Хотя и тут применяются вполне типичные шаблоны, такие как красота глав героини и её невштыренная крутость по сравнению с населяющими мир злобными мужиками, а так же иногда возникающие чувства того, что на протяжение всего повествования автор давал не хилый для неё допинг и поблажки, хотя в полной мере они всё же сглаживались не типичными, грязными и жестокими испытаниями, что выпадали на участь девушки. Наверно именно даже сам факт того как обошлись с ней, делают её не такой как все типичные слащавые героини книг, ну и к тому же она тут не недотрога, что ждёт одного единственного и бережёт себя только для него, где даже помыслить не может о близости с другими мужчинами, что как бы тоже для женских персонажей не совсем типично. Поскольку большинству мужчин нравятся в плане поведения именно те, что не ведут себя как эти самые мужчины и к тому же те, что блюдят свою непорочность, оставаясь в этом плане чистыми, без намёка на похотливые желания, то тут мы имеем некое исключение из правил. Ох уж эти стереотипы...

Как итог: добротное фэнтези со своими типичными недостатками и нетипичными плюсами.

Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичное героическое фэнтези. Но типичное, не значит плохое, совсем нет. Казалось бы набор, с которым мы имеем дело, довольно стандартный. Есть угнетаемый народ, есть загадочные пророчества, есть главная героиня (Сигурни) рано потерявшая родителей и выделяющаяся приметной внешностью и поведением на фоне соплеменников. Так же будет жестокий и жадный до власти тиран, куда же без него. Но не всё так просто. Геммел, на этот костяк накидывает очень приятное полотно. С живыми героями, яркими характерами, не однозначными, но заслуживающие понимания и сочувствия. С простыми, но тем не менее, трогающими душу, эмоциями. С ненавязчивыми размышлениями о бессмысленности войн, человеческой жестокости, ненависти, мести. С захватывающими приключениями, путешествиями, чудесными преображениями. Интересно было наблюдать за развитием характера Сигурни на протяжении всей истории. Путь от легкомысленной охотницы, через боль, унижение, отчаяние и ненависть, к уравновешенной и мудрой повелительнице, занял не более полугода, а потому очень динамичен. Где-то к середине повествования понимаешь, что, скорее всего, книга будет посвящена не многочисленным битвам свободолюбивых варваров с узурпаторами, а подготовкой к одному, решающему бою. Но это, опять же, не портит книгу, так как повествование не затянутое, бодрое, с оригинальными ходами и интересным и бойким финалом, правда без жирной точки в конце. Так же, не смотря на то, что в центре повествования женщина, история лишена излишней сентиментальности, а местами, по-настоящему, груба и жестока.

Но при всех достоинствах, роман «Дочь горного короля», больше похож на качественный набросок карандашом. Хотелось бы больше красок, теней, объёма... Отсутствие достаточной глубины во всей этой картине, к сожалению, не позволяет нырнуть в историю, что называется, с головой и надолго. А в целом, конечно же, книга оставляет приятное впечатление.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моё первое знакомство с творчеством Д.Геммела. Знакомство оказалось приятным.

Язык автора весьма лаконичен, однако не в ущерб образности персонажей и осязаемости созданного мира, в котором разворачивается извечная трагедия всех малых народов под боком могущественной Империи. Горные кланы горды, но после войны разобщены, лишены короля и независимости. Возможно, всё и шло бы своим чередом, ведь и завоеватели бывают умными и мудрыми правителями, а простому люду нет дела до тронодерждцев, если не нарушается их привычный ход жизни. Но не в этом случае. Нездоровые амбициии нижеземного барона пробудили к жизни древнее пророчество и сребровласая охотница Сигурни превращается в Воительницу и Королеву.

Героиня книги вовсе не лакированная праведница — своенравная, страстная, не признающая компромиссов. И очень опасный противник. Всё это делает её ещё интереснее.

Запомнятся и многие другие персонажи: Одарённый клана Лодов Гвалчмай, своими прорицаниями приоткрывающий замыслы автора на десяток страниц вперёд; непоколебимый воин и стратег Асмидир; предавший свою любовь и всё — же оставшийся ей верен Фелл и, конечно — же, несчастный из — за своего облика карлик Балли.

Вот только после трагедии, произошедшей с Сигурни в Цитадели, книга что — то в себе потеряла. Вместе с очарованием пасторальности исчезло неудержимое желание читать её дальше. Не покидало ощущение некой скомканности и поспешности. И ещё очень хотелось почувствовать краски, масштабность и эпичность батальной сцены. Не удалось. Поневоле сравнивал с описанием сражений у А.Пехова в «Хрониках Сиалы», которые считаю эталоном жанра. Сравнения не в пользу Геммела.

Двоякое впечатление оставил и финал книги. Возможно двоякость исчезнет после прочтения «Вечного ястреба», хотя при беглом просмотре книги сложилось впечатление об отсутствии чёткой и последовательной взаимосвязи двух частей дилогии.

В целом — же впечатления от книги сугубо положительные. Надеюсь ( с учётом плодовитости автора ), что наше знакомство с уважаемым Д.Геммелом ( мир его праху ) будет долгим и останется столь — же приятным.

Горячую солидарность всему вышесказанному выражает моя любимая супруга Рита.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мрачноватая, жестокая, но всё-таки скорее антивоенная вещь, чем просто героическое фэнтези. Какие бы ни были причины для войны, в конце концов она отберёт у человека всё лучшее, превратив его в чудовище, пожирающее собственных мертвецов. Яркий образ принцессы-воина, отличные диалоги (не дают тексту быть совсем мрачным) и запоминающиеся легенды, как по мне, лишнее доказательство того, что Геммел — один из лучших авторов жанра.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очешуеть! От описания некоторых сцен насилия над Сигурни, волосы встают дыбом...

Не рекомендуется читать представительницам рода Евы. Строго противопоказано чувствительным натурам, не любящим сцены насилия.

За исключением всего выше написанного — крепкий фэнтэзи-романчик (по сравнению с современными эпопеями по тыщи страниц, это «романчик»), который должен прийтись по нраву всем поклонникам героического фэнтэзи.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

было немного непривычно читать роман меча и магии с женщиной в главной роли) это второй роман Д.Г., который я прочитал, и после «Рыцаря Темного леса» этот роман мне показался более сильным. детали быта описаны более тщательно, что очень порадовало. что было непонятно, почему сцены боев такие короткие? так скупо описаны, схватка длится всего то абзацик, с 3-4 строками, причем это битва чуть ли не на весь день... в принципе, доволен чтивом, у Геммела свой собственный, оригинальный язык повествования, который, хоть и похож на языки других авторов, но все таки тут есть отличие, и читать его книжки — одно удовольствие :)

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дэвид Геммел — один из самых моих любимых авторов,поэтому я очень обрадовался его последнему,переведенному у нас циклу,который мог бы перерасти в многотомную сагу о смелых горцах.

Первая книга знакомит нас с гордым и свободолюбивым народом,живущим в горах,поделенным на кланы,которые между собой не особо дружат.

По своему духу книга очень напоминает «Ригантов»,такие же гордые и боевые народы,которые не хотят сражаться вместе с одним врагом.

Существует давнее пророчество про лидера, который сможет их объединить в битве с общим врагом.

То,что главный герой — женщина,книгу не портит ни капельки,после того,что с ней сделали солдаты,она перестала быть женщиной.

Книга полностью в духе Геммела — отличные описания сражений,колоритные персонажи,готовые совершить подвиг не из за денег,а потому,что для них умереть с честью выше чем просто — жизнь без чести.

Геммелу удавалось,как никому другому в каждой своей книге создавать яркие образы Героев,которые в обычной жизни — просто люди.

В книге хватает и драк,и любви,и геройской смерти.

Кстати книга полностью закончена и читать ее можно и без второй.

Всем кто любит творчество Мастера героической фентези — читать обязательно.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно типичный для Геммела героико-фэнтезийный роман. Правда, женщина в роли главного героя поначалу смотрится немного непривычно, и хотя понемногу эта непривычность скрадывается, но образ её остаётся слабоватым, заметно уступая в проработке и яркости Друссу, Нездешнему или Йону Шэнноу. В остальном же книга мало чем отличается от тех же «дренайских» произведений. Образы персонажей узнаваемы и в известной мере предсказуемы, сюжетные ходы ожидаемы, рассуждения героев — и те вполне знакомы, если не касаются чего-то специфического для этого мира. Для любого другого автора такая повторяемость была бы приговором... но не для Геммела. Найденный им единый шаблон для книг так хорош, что с ним хочется знакомиться ещё и ещё, меняя лишь декорации и персонажей.

И есть один непривычный момент — книга обрывается едва ли не на полуслове, финал оказывается промежуточным настолько, что можно эту промежуточность без особого труда принять за полное его отсутствие. Такого у Геммела раньше я тоже не припомню, даже книги, входящие в циклы, были у него вполне закончены. Логично было бы предположить, что второй роман дилогии будет прямым продолжением первого. А как будет на самом деле — увидим.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх