FantLab ru

Арундати Рой «Бог Мелочей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Голосов:
32
Моя оценка:
-

подробнее

Бог Мелочей

The God of Small Things

Роман, год

Аннотация:

Дебютный роман Арундати Рой, который заслуженно сравнивают с произведениями Фолкнера и Диккенса, — это современная классика, которую читают и любят по всему миру. Глубокая семейная сага, история запретной любви и пронзительная политическая драма, эта книга рассказывает о зажиточной индийской семье, жизнь которой раз и на- всегда меняется в один судьбоносный день 1969 года. Приезд младшей двоюродной сестры Софи сотрясает мир семилетних близнецов Эсты и Рахель и приводит к случайным — и неслучайным — трагическим последствиям, которые учат их тому, что все вокруг может внезапно принять новые, уродливые формы и даже навсегда замереть на месте, — и лишь река будет продолжать нести свои воды...

Награды и премии:


лауреат
Букеровская премия / The Booker Prize, 1997


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)
/перевод:
Л. Мотылев (5)

Бог Мелочей
2002 г.
Бог Мелочей
2004 г.
Бог Мелочей
2005 г.
Бог Мелочей
2015 г.
Бог Мелочей
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2012 г.

Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Странно, но чем больше семейных драм я читаю, тем меньше мне хочется верить классику. Безответная любовь, распадающийся брак, проблемы с детьми, семейные тираны, неудавшаяся и непонятно как пролетевшая мимо жизнь. Детали, образующие механизм качественной бытовой драмы, повсюду одни и те же, и мало кому из авторов удаётся придумать хоть что-то оригинальное. В самом деле, это же совершенно типичные вещи, предсказанные порождения ненависти и отчаяния, весь спектр возможных эффектов того, что несколько запутавшихся друг в друге людей не могут вырваться и убежать далеко-далеко. Тут неважно ни время, ни место. Летят года, тысячи километров сине-серого океана разделяют материки. Но люди, те остаются верны себе.

Вот и в «Боге мелочей» представлен, пожалуй, весь помянутый выше набор ходов, столь характерный для жанра. Такая несчастная семья в базовой комплектации. И потому мне неинтересно пересказывать здесь сюжет и живописать страдания персонажей, благо всё читается практически с первых строк романа. Я лучше расскажу, почему эта книга показалась мне одной из лучших семейных драм, что мне доводилось читать.

Во-первых, индийский колорит. Всегда любопытно окунуться в неизвестную культуру, посмотреть, чем живут её носители, во что верят и какие предрассудки довлеют над ними. Тут и идущая из глубины веков кастовая система, позорный пережиток прошлого, делящий людей на прикасаемых и неприкасаемых. И индуизм, религия, по-прежнему господствующая в стране, хоть и потеснённая слегка исламом и христианством. Фоном к истории Эсты и Рахель, за скобками, на заднем плане Рой показывает, как религия предков постепенно теряет власть, отступая под тяжёлыми ударами времени. Отныне индуизм больше не играет той грандиозной мировоззренческой роли, что прежде, и виной тому даже не проникновение вместе с британскими колонизаторами христианства. Не чужая религия, но чуждая этика и мораль повергла во прах старинных богов. Агрессивная экспансия запада многе поменяла в умах индусов. Некоторые, как заправские жертвы стокгольмского синдрома, стали завзятыми англофилами, некоторые, вооружившись ещё одной экспортной заразой — коммунистическими идеями, затеяли игру в профсоюзы и митинги. Читая книги всё новых и новых индийских авторов, глядя на ситуацию всё с новых и новых сторон, постепенно осознаёшь всю глубину проблемы. Пожалуй, Рой наряду с Салманом Рушди стала для меня именно тем писателем, чьи книги помогли мне увидеть новое измерение Индии, неприглядную правду, скрытую за фасадом глянцевых туристических курортов. Зависть, алчность и ненависть взошли на пепелище одной из величайших в мире философских систем. Жрецы древних богов за гроши исполняют ритуальные танцы на потеху туристам. Святилища забыты и покинуты, великие боги пали. Остался только один, самый последний и самый беззащитный — Бог Мелочей.

Здесь-то и следует упомянуть о втором достойнстве романа — форме, в которой воплощена незатейливо-будничная история одного нечастья. Ключевые фразы, многократно повторяющиеся, пронизывающие текст насквозь. Образы и предметы, ставшие отпечатками чувств героев. Резиновый надувной гусёнок, «токийская любовь», бабочки, детская сумочка со стразами, алый флажок, запах роз, серебристые растяжки на коже любимой, скрипка, и стаканчик кофе, и старые фото из мира счастья, и крохотный серебрянный напёрсточек, и десятки, и сотни мелочей. Мелочи-влюблённости, мелочи-утраты, мелочи-расставания, мелочи-мечты, мелочи, из которых и состоит вся наша странная и нелепая жизнь. И посреди всего этого он, Бог Мелочей, колосс на глиняных ногах, хрупкий страж счастья, гигант с чёрной кожей и алыми ногтями, последний и обречённый. Слуги зла непрошенными гостями прокрались в жизнь героев, адепты ненависти напали на Бога, растерзали его, насмерть забили тяжёлыми кованными сапогами. Бог умер, и мир раскололся, и мелочи рассыпались и остались лежать, потерянные и ненужные, на поживу мародёрам и любопытствующим.

С самого начала мы знаем, чему суждено случиться, и это вовсе не ошибка автора. Вместе с пророческими строками видений будущего со страниц срывается холодное, пробегающее мурашками по коже ощущение неизбежности. Рок, предначертание, падение. И нам всё непонятно, зачем герои возвращаются туда, где были так несчастны. Однажды вырвавшись в целый мир бескрайних возможностей, освободившись от паутины суеверий и лжи, они всё равно поворачивают назад. И только финал ставит всё на свои места. Лишь воочию увидев то, о чём мы знали почти с самого начала, мы постигаем истину. Единственно верная нота, финал в утраченном, но бесконечно прекрасном времени, последний аккорд. И всё наконец понятно. Они возвращаются не за памятью, не за искуплением и уж тем более не за местью. Это паломничество, но не в поисках корней и родного очага. Эста и Рахель вернулись, чтобы преклонить колени на пепелище, где некогда пали великие боги. Где некогда умер и их бог, самый последний и самый беззащитный. Бог Мелочей.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 января 2016 г.

Эта книга напоминает «Сто лет одиночества». Красивый стиль повествования с вкраплениями магического реализма, который здесь проявляется в детских фантазиях. Семья в центре внимания, обширная, с непривычными именами и названиями, в которых легко запутаться поначалу, но к которым также легко привыкаешь. Национальный колорит – в данном случае Индия. С яркой яростной зеленью, стремящейся оплести и поглотить всё вокруг, с полями и яркими платьями, с шумными политическими течениями, волнующими страну. Всё это сливается в интригующем экзотическом танце, в котором прошлое неотделимо от будущего.

Внешняя форма повествования прекрасна. Однако стоит копнуть глубже, прочитать дальше, как вдруг оказывается, что за красивой оболочкой скрывается довольно посредственное содержание.

Говоря словами автора, Великие истории – это истории, которые смотришь (ибо у автора речь идёт о танцевальном представлении) не ради интересных сюжетов и волнующих поворотов, истории, которые знаешь наизусть, знаешь, кто умрёт, кто кого полюбит, которые видел множество раз и всё равно продолжаешь смотреть. Так вот это НЕ такая история. И то, что она выдаёт весь свой сюжет в самом начале, а потом долго и подробно снова его размусоливает, скорее минус, чем плюс. Узнав, как будет развиваться история и что случится с персонажами, ожидаешь, что при более подробном повторении они повернутся новой, неожиданной стороной. Но нет. Они остаются неизменны.

Ещё один недостаток – нескончаемый однообразный негатив. В произведении Маркеса семья Буандиа пережила и моменты величия, и моменты сказочного счастья, и моменты горя, и нищеты, и затухания, и чудес… Как мелодия с многочисленными многозвучными переливами. Тогда как «Бог мелочей» это одна нота. Мрак, нищета, насилие, педофилия, избиение жён всеми поголовно мужьями, загаженная река, загнивание безостановочно на протяжении всей книги звучат и звучат одной нотой. И нет ни одного светлого пятна, чтобы разбавить эту черноту. Хотя бы мимолётного счастья для контраста.

Эти два недостатка оставили после себя ощущение какого-то мерзостного разочарования. Описать в красках гнильцу человеческой породы автору удалось, но вот зачем? Что он хотел этим сказать? Какой идейный посыл от автора читателям содержит эта книга? А никакого. Просто показать, что так бывает? Ок, я знаю, что так бывает. Для того чтобы это увидеть, достаточно посмотреть по сторонам или просто включить новости. Меня, как зрителя, закалённого российскими новостями о том, как всё везде плохо, это перечисление того, как нехорошо в далёкой Индии, не впечатляет.

Без какого-либо смысла книга превращается в яркую, атмосферную, но пустую иллюстрацию на тему. А просто так наблюдать за чужими страданиями – сомнительное удовольствие.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2013 г.

Книга о боли и одиночестве. О нарушении правил. О любви тех, кому нельзя любить, к тем, кому нельзя любить. Как легко сломать психику детям, разрушить их дальнейшую жизнь и не почувствовать раскаяния! Как легко быть уверенным в своей правоте, когда ты взрослый. Как легко не проявлять милосердия.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх