fantlab ru

Агота Кристоф «Доказательство»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
58
Моя оценка:
-

подробнее

Доказательство

La preuve

Роман, год; цикл «Трилогия близнецов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

«Толстая тетрадь» трилогия Аготы Кристоф, швейцарской писательницы венгерского происхождения, переведена на тридцать языков. Критики с восторгом приняли этот роман — «стилизованный под детский дневник постницшеанский кошмар» с его абсурдом, беспредельной жестокостью и черным юмором. Они сравнивали его с «Жестяным барабаном» Гюнтера Грасса, с «Осиной Фабрикой» Й. Бэнкса, со «Школой дураков» Саши Соколова. Но это Агота Кристоф и ее собственный, ни на что не похожий мир трилогии близнецов: «Толстая тетрадь». «Доказательство». «Третья ложь». Классика современной литературы!

Война. Большой город. Бомбежки. Страх голодной смерти. Мать отвозит сыновей-близнецов в глухомань к бабушке. Но это совсем не идиллический «Домик в деревне». Братья попадают в странный мир, где необходимо выжить любой ценой. Они понимают, что единственный способ одолеть жестокость мира — с помощью тренировок стать бесчувственными и беспощадными. Каждый опыт они записывают в тетрадь.

Входит в:



Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)
/перевод:
А. Беляк (6)

Толстая тетрадь
2004 г.
Толстая тетрадь
2005 г.
Толстая тетрадь
2009 г.
Толстая тетрадь
2013 г.
Толстая тетрадь
2016 г.
Толстая тетрадь
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть трилогии. Она более уравновешена, не пестрит изображениями всяких ненормальностей, как первая. Но читая её, начинаешь понимать с какой целью автор почти целую первую часть посвятила описаниям полубредовых извращений. В «Толстой тетради» Кристоф пытается объяснить почему человек так жесток, тут же отвечает на вопрос почему человек так одинок. Но настоящий шок читателя будет ждать только в третьей части, в «Последней лжи».

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

КНИГА II. «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО». Роман

КНИГА III. «ТРЕТЬЯ ЛОЖЬ». Роман

ЦИТАТЫ:

«Еще нам надо было научиться жить друг без друга. Поодиночке.»

(Агота Кристоф. «Доказательство». 1988)

«Твоя страстная и мятежная душа может увлечь тебя далеко и привести к самым страшным порокам.»

(Агота Кристоф. «Доказательство». 1988)

«Какой бы грустной ни была книга, она не может быть такой же грустной, как жизнь.»

(Агота Кристоф. «Третья ложь». 2005)

Сначала появилось имя одного из братьев-близнецов, с которыми нас познакомила Агота Кристоф в романе «Толстая тетрадь». Его зовут Лукас. Ему – 15; с начала событий прошло 9 лет. Но кто автор повествования в последующем романе – «Доказательство», написанном два года спустя после «Толстой тетради»? Кто наблюдает за событиями и подробно их описывает ... Кто? – Можно строить свои догадки.

***

Действие романа начинается в тот же день, в который закончилась история «Толстой тетради». Помним, что Агота Кристоф изначально вовсе не замышляла трилогию. Продолжение появилось по просьбе читателей, которым было интересно, что же дальше произошло с близнецами.

Лукас остался совсем один. Кто ещё может описывать его действия, если не брат? – Автор? А если это второй из близнецов продолжает вести дневник? – Очень похоже. Но предыдущий роман закончился тем, что брат Лукаса перешёл границу: близнецы разделились. Тогда как?

… Закончилась война. Послевоенное время. Захиревший Маленький Город. Мёртвый и пустой.

«Молодые люди, даже те, что не учатся, уезжают отсюда в живые города. Наш город стал мертвым и пустым. Закрытая, забытая пограничная зона.»

Лукас – привлекательный юноша. Никогда не учился в школе. В наследство от Бабушки получил дом, огород и приусадебное хозяйство. В наследство от Войны – травмированную психику и что-то ещё ...

«Лукас говорит:

— В моей душе никогда не будет мира.»

О существовании брата-близнеца в книге нет ни звука. Как будто и не было его вовсе … «А был ли мальчик?» Многие в Маленьком Городе не могут припомнить брата Лукаса …

Ближе к середине книги Лукас упоминает имя своего брата: Клаус.

… Лукас покупает в лавке новую толстую тетрадь, стопку бумаги и карандаши для письма. Имеет ли это значение для идентификации персонажей? Кто из братьев вёл дневниковые записи в первой книге? Читатель может пофантазировать.

***

Появляются новые персонажи: молодая женщина с изломанной судьбой – Ясмина с грудничком на руках – Матиасом. Лукас, как будто не лишён сострадания, но готов утопить ребёнка, если Ясмина этого хочет. Она не хочет. Между ними возникает псевдосемейные отношения …

Автор продолжает выдумывать жизнь Лукаса. У него появляется любовница: женщина-библиотекарь – Клара 35-и лет. В библиотеке намереваются уничтожить практически все книги: «пустить под нож». Лукасу она напоминает его мать, к смерти которой он остался равнодушен (?) (события первой книги).

Лукас пытается заполнить пустоту одиночества различными способами. Не забывает он посещать и священника – кюре … Автор показывает нам человека, выросшего из Войны, покалеченного Войной не физически, но нравственно. И кажется, что описание его жизни – лишь выдумка, фантазии, иллюзия: дневниковые записи – книга. Всё это напоминает бегство от ужасов войны.

А что же на самом деле? Тайна. Загадка. Ребус. «Совы – это не то, что кажется» … Вспомнишь и про «Твин Пикс», и про «Дом странных детей Мисс Перегрин» …

… Лукас Т. пытается жить «поодиночке», без брата-близнеца. Это ещё одно из упражнений братьев, с которыми читатель познакомился в первой книге. Большую часть романа автор описывает жизненные перипетии молодого Лукаса в нелёгкие послевоенные годы в Маленьком Городе.

Лукас переживает новую тяжелейшую психологическую драму. Кажется, она сокрушила его окончательно. Настолько, что он исчез из города. Ему было тридцать лет. И снова тайна: тайна исчезновения.

***

Наконец в город возвращается Клаус. Двадцать лет спустя после исчезновения Лукаса. Но кто это? Лукас под другим именем? Ведь Клауса никто не помнит. «Иных уж нет, а те уже далече» …

Вот так, дорогой читатель, тоже будешь ломать голову над разными событиями: туману Агота Кристоф напустила предостаточно. Война, похоже, дело мутное: под её покровом может скрываться что угодно.

Автор «раскрывает» нам историю Клаусса (двойное «с»). А я уже ничему не верю … Как будто Агота Кростоф подсмеивается над своим читателем: мол, я здесь хозяйка и что хочу, то и ворочу … Хотели продолжения? – Нате вам!

Мои впечатления описаны по ходу чтения. Но я старалась не разрушать интригу: не раскрывать сюжет. Не знаю, что будет дальше и в конце.

***

А дальше появляется Антония и её новорождённая дочь Сара. И мир перевернулся для детей до неузнаваемости …

«Я еще не подобрал слова, чтобы назвать то, что с нами случилось. Я мог бы сказать драма, трагедия, катастрофа, но в уме я все равно говорю просто «это», и названия для этого нет.»

Агота Кристоф продолжает с завидной изобретательностью плести всё новые и новые кружева, возвращая нас к началу Войны, когда Лукассу и Клаусу было по четыре года.

А время течёт своим чередом. А мы глядим, как оно утекает сквозь пальцы-судьбы персонажей романа, заставляя всё глубже и глубже увязать в песке переживаний. Где быль, а где небылицы? Поди попробуй разгадай.

***

Последняя страница. Можно было бы поставить точку. Грустная история. Тревожная. Но она не окончена. Мне так показалось. Интересно, какой могла бы стать «Четвёртая ложь», а?..

***

У трилогии «Толстая тетрадь» очень тонкая психологическая подложка. И только сложив все три части большого романа, понимаешь это. Продолжение к законченному первому роману написано, на мой взгляд, с удивительной изобретательностью. Я не встречала до сих пор таких историй о Войне, которые бы показали ужас военного времени, отразившийся в искорёженных психике, душах и судьбах людей. Страшная история, растянувшаяся на 50 лет. Написана необычно и талантливо.

P.S.

В самых жутких ситуациях спастись можно единственным способом: укрывшись за ложью. Тот, кому это не удаётся, может сойти с ума.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх