FantLab ru

Анджей Сапковский «Осколок льда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Голосов:
4177
Моя оценка:
-

подробнее

Осколок льда

Okruch lodu

Рассказ, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 264
Аннотация:

Геральт со своей возлюбленной, волшебницей Йеннифэр, остановился на время в городе Аэдд Гинваэль, что в переводе с эльфийского означает «Осколок льда». Геральта город душит, и он бы с радостью уехал. Но у Йен дела с её бывшим возлюбленным, волшебником Истреддом. Любовный треугольник.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2014 // Большая или малая повесть зарубежного автора (Польша)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Ведьмак: Меч Предназначения
2021 г.

Издания:

Ведьмак
1996 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2000 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2007 г.
Меч Предназначения
2008 г.
Меч Предназначения
2008 г.
Меч Предназначения
2011 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Меч Предназначения
2015 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 1
2017 г.

Аудиокниги:

Последнее желание
2007 г.

Электронные издания:

Меч Предназначения
2013 г.
Меч Предназначения
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Відьмак: Меч призначення
2016 г.
(украинский)
Вядзьмар. Меч наканавання
2020 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень странный текст — по сути своей, почти чисто реалистический и зубодробительно психологический этюд о борьбе двух мужчин за женщину. Видимо, автору было интересно всё это вписать в фэнтезийные декорации, но, по мне, они ничего к этой истории не добавили: одна дамочка вертела двумя мужичками-дуралеями как хотела, — да так, что дело дошло до дуэли между ними, однако в какой-то момент ей надоела эта игра, и она просто сбежала. Представляется, что это самый «выбивающийся из ряда» текст во всём первом двухкнижии, — зачем его вставил в него автор, бог весть.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В обыгрывании на свой неповторимый оригинальный лад сказок Андерсона (не единственно, но в том числе), — с их двойным дном и тройной моралью, — Сапковский просто великолепен. «Меч Предназначения», — второй том саги о Ведьмаке (впрочем, как и первый), — это по сути некая антология мастерства и таланта знаменитого поляка. -Небольшие ёмкие рассказы лаконичны в своём повествовании и к строгой последовательности в общем и целом совсем не привязаны. В моём индивидуальном случае перечитываю эти два тома практически с любого места и всегда с неизменным удовольствием, наслаждением и погружением в текучую событийность любимых персонажей. И у меня почему-то всегда ощущение какого-то «дежавю» как обязательная формула подобной перечитки: все кажется забытым и призрачными как в летаргическом сне, но одновременно страшно близким и родным. То есть с возрастом в подобных вещах (и в этом, вероятно, суть хорошей серьёзной лит-ры) находишь для себя что-то новое; из-под якобы привычной толщи страниц/иллюстраций Д. Гордеева совершенно неожиданно проступают другие очертания персонажей/иные смыслы их поступков. И, соб-но, «Осколок льда», который в своё время «зашёл» очень милой и несколько печальной сказкой, теперь ощутился в совершенно ином кач-ве (особенно относительно уже прочитанных последующих томов.)

Маленький провинциальный городок Аэдд Гинваэль с его чудесной легендой об осколке льда, нечаянно угодившим в самое сердце (на манер известной датской сказки), — очередной вынужденный привал главных персонажей автора. -В котором так неуютно, мерзко, отвратно и душно Геральту. И в который с завидным постоянством привыкла возвращаться Йеннифер. У каждого здесь свои причины и резоны; свои маленькие тайны, нерасказанные секреты и неоправданные надежды; свои смыслы и определённые выводы из сложившейся ситуации. И, соб-но, положа руку на сердце, ничего ключевого в «Осколке льда» не происходит, — особенно когда знаешь наперёд все события последующих томов. Но какая-то удивительная магия хватает читателя цепкой холодной хищной хваткой и не отпускает до самого конца этой замечательной авантюрной интриги...

Сага неслышно набирает свой ход. Автор искусно вращает колесо своей фэнтезийной событийности. И все герои пока кажутся фривольными и беспечными. Йеннифер достаточно небрежна в своих жестах и поступках, — для Геральта она уже невероятно привлекательна, но еще пока не единственно любима. Он наблюдает за новым предметом своего обожания (а суть персонажа Ведьмака все же несколько иная — утилизировать чудовищ по пустырям и городским свалкам) с ленивой зевотой вальяжного кота. Пройдет ещё достаточно много времени — вернее сказать несколько многостраничных томов этой саги — прежде, чем он поймет, как сильно его одурачили и схалтурили в модификации чувств беспристрастного мутанта... Точнее сказать: сколь сильно жесток и циничен автор в прорисовке своих героев и характерных типажей... Нет, не так, — Сапковский на звонкой ноте и на тонкой материи своей души сочиняет удивительную песнь любви и плетёт сакральную нить сновидений и трансовых галлюцинаций. -В которых главному персонажу Геральта при всей его мнимой примитивности и банальности (что, соб-но, взять с платного убийцы с зацикленным интеллектом) одну, на первый взгляд статичную женщину, невозможно будет заменить никем. Поскольку то, что дорого его сердцу на множественное многоликое разнообразие без претензий и обещаний почему-то обменять не получиться. И этот осколок льда неслышной, но болезненной занозой, будет бередит незаживающую рану очень долго...

Сапковский, — и в этом рассказе в том числе просто изумительных сказочных дел Мастер, — он нежен и романтичен, но отнюдь не приторный; холоден и циничен, но не жестокосерден. Автор виртуозно плетёт свою интригу; спаивает векторы выдуманного «бермудского» треугольника; ладит между собой все грани этого «трио», зная наперёд что всё это весьма условно. Иначе зачем бы он так нарочито кидал читателю подсказки в монологе одиозного чародея Истредда (очередного любовника импульсивной Йеннифер) в абсолютно бесполезном споре двух мужских персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... Геральт, я хочу дать Йенне понимание и определенность, нежность и счастье. Можешь ты, положа руку на сердце предложить ей то же? Не можешь. Для тебя это ничего не значащие слова. (...) Ты волочишься за Йенной, тешась, словно ребёнок, минутной симпатией, которой она одаряет. Ты, словно одичавший кот, в которого все кидают камни, мурлычешь, радуясь тому, что нашёлся кто-то, кто не брезгует тебя приласкать.

Неужто уже тут не понятно (честно говоря, слегка озадачили тезы в предыдущих отзывах о легкомыслии Йеннифер), — что комфорт, уют, счастье и нежность, в том расхожем смысле, в коем он часто трактуется, — это ничего не значащие слова именно для Йен. И что приласкали этого одичавшего кота не от перманентной скуки, а от жертвенной любви?... И ту ответственность, которую на себя берёт этот любящий женский персонаж, исчезая с горизонта сразу обоих спорщиков, — можно трактовать только в контексте серьёзного и тщательно осмысленного поступка. И да, безусловно, — любое знание умножает печаль и накладывает определённый груз обязательств.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Я чародейка, Геральт. Власть над материей, которой я обладаю, это дар. Дар, за который я расплачиваюсь. Я заплатила за него... Всем, что имела. Не осталось ничего.

Автор по-мальчишески ладит стороны этого мнимого бермудского треугольника, выставляя Ведьмаку якобы очень сильного противника и соперника в лице одиозного чародея Истредда, персонаж которого больше всего похож на коллегу по цеху, с которым иногда бывает интересно и познавательно общаться, нежели на любовника, от которого невозможно отказаться. И Сапковский знает толк в сильных женских и волевых мужских персонажах, — с безупречным мастерством одаренного прозаика он умудряется избегать банальных перегибов. И в безусловно мудрый славянский тезис: «Я его жалею — я его люблю» бесконечно талантливый поляк добавил еще от себя немного гремучей смеси и спеси: « Я выпью из него два стакана крови»... — Да, Йен именно такая, — и ей не в чем ни перед кем оправдываться. И Ведьмака совершенно незачем жалеть: его персонаж отнюдь не производит впечатление беззащитного дурачка, — скорее за обреченными вздохами и печалями искусно спрятан великолепно выточенный персонаж с мощной мотивацией настойчиво добиваться своего. И прелесть Сапковского в кач-ве оригинального автора как раз в том и состоит, что все его герои цельные, обаятельные и самодостаточные.

PS Автор в первых двух томах ещё пока чтит колорит и диковинную прелесть маленьких городов. И это много позже он развернёт в своей саге полотнища имперских битв и государственных интриг/переворотов. А пока он скромно и со вкусом обойдется камерными сражениями с чудовищами на большаках и драками Геральта с нахальными наёмниками в полу темных подворотнях.

И к Йен нельзя подходит с обычными мерками. -Там где у нее безответной тоской фонит в этом рассказе печальное «Не знаю..». — Геральт ведь тоже имеет очаровательную манеру сбегать вне слов и объяснений, как он это ловко сделал в Венгеберге. И у них одна Гордыня на двоих, доставшаяся им от Королевы Зимы, (ему как Белому Волку, ей как некоему предвестнику Дикого Гона), которую (Гордыню) автор будет на свой лад умышленно и долго топить и плавить в остальном своём подробном повествовании.

И этот рассказ ни в коем случае нельзя трактовать в отрыве от всей саги, — он написан бесконечно талантливо, но ведь не стоИт особняком в ключе последующей саги.

PPS Определённо красивый флёр и послевкусие оставляет после себя этот «Осколок льда», — и в голове почему-то настойчиво крутятся мысли ещё одного талантливого классика:

..Но кто мы и откуда, когда от всех тех лет

Остались пересуды, а нас на свете нет. (с)

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ из цикла «Ведьмак Геральт». И снова — взаимоотношения Геральта и Йенифэр. Они в рассказе преобладают и являются главной сюжетной линией.Становится понятными метания Йенифэр, её частенько холодность к ведьмаку.Есть у неё ещё одна зазноба, но автор на самом интересном обрывает рассказ -заставляя читателя строить догадки. Мастерский приём!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История про то, как из-за одной магички пониженной социальной ответственности два нормальных мужика друг друга чуть не поубивали. И ведьмак, и маг бессильны перед гормонами... Вообще, пожалуй, самая сентиментальная история о Геральте, считая даже романы. Дамам понравится вне всякого сомнения, мужчины имеют риск покалечить лоб об фейспалм. Автор здесь ОЧЕНЬ серьёзно углубился в чувства и самокопания Геральта, но показывает всё это натурой, почти ничего не прописывая авторским текстом — и это хорошо, ибо позволяет самому объяснить поступки героев.

Впрочем, если отвлечься от мотивации героев, то рассказ вполне неплох. Сапковский удачно играет на контрасте — в отличии от соседних историй эта рассказана с абсолютно серьёзнейшим лицом, даже без намёка на малейшую, хотя бы мрачную и злобную ухмылку. Ну и история помогает понять, что настолько сильно осложнило в будущем отношения этой парочки.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень нестандартный рассказ, без юмора, без боевки, совсем другой Геральт, но все таже самая Йен. Атмосферная история с привкусом горечи. Йеннифэр сделала свой выбор. Рассказу 9/10, в этом плане ничего нового, но девятка совершенно другая

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В городе Аэдд Гинваэль, что в переводе с эльфийского означает «Осколок льда» Геральта всё раздражает. Он хочет выбраться из этого гиблого места, но у Йеннифэр тут какие-то дела...

При чтении «Предела возможного» у каждого читателя наверняка возник вопрос «Почему ведьмак и чародейка расстались?». «Осколок льда» даёт ответ — Йеннифэр. Она подобна снежной королеве, что разбрасывала осколки льда в древней эльфийской легенде. Прекрасная, холодная и ранящая в самое сердце. Каждый поражённые её чарами будет следовать за ней хоть на край света, но никогда не добьётся желаемого, хотя, временами ему будет казаться, что цель близка как никогда.

В этом рассказе мало присущего Сапковскому юмора, он наполнен множеством оттенков серого цвета и резко контрастирует с другими рассказами сборника. Впрочем, фирменный стиль «ЭЛЬФЫ — В РЕЗЕРВАЦИИ!» делают его обязательным к прочтению.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, что название «Осколок льда», можно трактовать в нескольких смыслах. Ну первое естественно — это название города. Причем, как мы видим из описания города глазами Ведьмака, оно вполне удачное. Словно настоящий осколок льда, оно высасывает все тепло, все жизненные силы из главного героя. Второй смысл — это уже непосредственно касается самого Ведьмака. Но тут не все так просто. Его принимают все за осколок льда, пытаются сделать и представить его таким, но он не такой. Он также как и все люди — чувствует, страдает и ненавидит. Ну и третий смысл. Это касается самой чародейки Йеннифэр. Вот уж действительно осколок так осколок. Я бы даже сказал айсберг. События показали, что она никого не любит, кроме самой себя.... Оценка 6

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе мы узнаем Ведьмака Геральта с еще одной стороны. Автор в каждой истории раскрывает своего главного персонажа с разных сторон. Причем делает это все в такой манере, что даже описывая любовные переживания (оказывается это может быть у Ведьмака), он не дает забыть читателю о том, кем на самом деле является Геральт. У Ведьмака не может быть никаких чувств, он ничего не чувствует, ни о чем не переживает, но Геральт немного отличается от других представителей профессии. Он смог полюбить, а теперь еще и испытывает чувство ревности, которое толкает его на опрометчивые поступки.

В этой истории, боевая составляющая отходит далеко на задний план. Этот рассказ совсем не про сильного и непобедимого борца с нечистью. Не зря Сапковский дал название этой истории «Осколок льда». По старинной эльфийской легенде, у этого выражения есть второй смысл и какой именно, мы узнаем в самом конце. Очень эмоциональный и откровенный рассказ, один из самых ярких во всем сборнике.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Осколок льда» начинается как героическое фэнтези про ведьмака Геральта из Ривии, борца с чудовищами и плавно перетекает в историю про любовный треугольник.

Образ Йенифер в такой ситуации вызывает неоднозначное отношение. С другой стороны, она — волшебница, живущая много лет, и кто знает как может измениться при этом у любого из нас мировозрение и психология.

Хорошо прописанный средневековый фэнтезий ный мир , отличный язык повествования, неплохо задуманная интрига.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной успешный рассказ Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте. Как и все предыдущие, он наполнен переживаниями, интригами, приятной средневековой атмосферой и, конечно же, продуманными дискуссиями. Что меня больше привлекает в историях Сапковского, так это диалоги персонажей, ведь каждый из них обладает собственным стилем и убеждениями. Не стоит забывать и про сюжет. В этот раз причинами конфликта между Геральтом и его окружением становятся не только его мутация, дурная слава и грозный вид, но и женщина.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения рассказа не хватало слов, чтобы хоть как-то описать поведение Йеннифер. Это жесть какая-то: вечером с одним, утром с другим. Как такое можно терпеть??? Но у наших героев видно с терпением (чувствами, глупостью, страстью — как это еще можно назвать) все отлично, могут дать фору любому.

С Геральтом понятно: искренности не было с самого начала со стороны Йеннифер, а «отношения» начались с желания ведьмака. То относительно Истредда все «мутно»: схожие интересы, давние отношения — похоже на искренние чувства. Хотя слово «искренние» в отношении Йеннифер вряд ли можно употребить. С Истреддом ей временами становится скучно и она бежит от него, находя таких как ведьмак (чуть похуже) и развлекаясь. Ведьмака же она купила своим понимаем, отсутствием боязни.

Ну а в конце, когда все становится ясно, она особо и не думает оправдываться, а кидает что-то типа «я такая — любите какая есть» и благополучно бросает своих ухажеров, так сказать на произвол (Ведьмака хотели убить, он сам мог убить Истредда, тот его). Исчезает, и кто его знает может там ее ждет третий, четвертый , пятый...любимый. И, конечно же, она его уважает и любит, ну и само собой, бросит, когда ей будет удобно или выгодно.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Осколок льда» — это, пожалуй, мой самый любимый рассказ о Геральте.

Мы здесь не увидим красочных и красивых боев, разве что схватка с помойной тварью... Но они здесь и не нужны. Гораздо важнее запаха крови здесь аромат сирени и крыжовника, гораздо важнее яркой красоты боя, которую Сапковский мастерски демонстрировал в многих других рассказах о Геральте (я уж не говорю о романе), здесь важнее холодная красота Снежной Королевы из эльфийской сказки... Геральт, Йенифер и Истредд. Три профессионала, три упрямца и три эгоиста. Все они не уверены, ни в чувствах, ни в решениях, ни в самих себе. Кай ждет Снежную Королеву, а Герда ему и не нужна вовсе. Герда — выдумка. Правда — это осколок льда в сердце. Правда для него, правда для Королевы. А вымышленная Герда — это лишь надежды. Герда не спасет тебя, не растопит лед, потому что лед — это правда...

Чародейка сделала свой выбор.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Душевный рассказ. Один из самых душевных у Сапковского и, наверное, один из самых душевных вообще. Мастерство в каждом слове, каждом поступке. И никакой банальщины. Вообще.

Что хочется сказать, так это то, что у Геральда намечалось два серьезных и очень интересных противника. И в начале рассказа я, признаться, ожидал когда он схлеснется с ними. Сначала с одним, потом с другим. О да, это будет круто! И как же я был рад тому, что ошибся. Никаких поединков. Зачем? Все можно решить изящнее. И (опять это слово) мастерски. А еще трогательно до слез.

Ну что тут говорить, шедевр, конечно же.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот расказ отличается от других своей глубокой философией. ... Можно ли оставаться с человеком, который даёт тебе больше, чем ты ему, понимая, что ты никогда не сможешь отплатить ему тем же? Справедливо ли это? А вдруг это только так кажется, что ты даёшь ему меньше? А если то, что ты находишься рядом с ним — для него ВСЁ (!!!!) И никто не сможет дать ему больше... А если таких людей — двое? Какой выбор будет правильным? Остаться одной? ... Я бы так не смогла....

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этом рассказе цикл про Ведьмака читать перестал. У Сапковского какие-то странные жизненые ценности. Первый рассказ («Ведьмак») — отлично, а вот потом по нисходящей... А «Осколок льда» — это уже совсем непонятно про что. Говорите, чтобы показать чувства ведьмака? Что-то я не заметил... Зато заметил проститутку и двух придурковатых мужиков, один из которых из серьёзно подготовленого борца с нечистью окончательно выродился в безвольную тряпку.

Слышал, что пан Анджей нелестно высказывался о говардском Конане, так это он себе льстил: Конан прорисован гораздо лучше и достовернее, чем мутноватый Ведьмак. А про сюжетную составляющую и говорить не стоит.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх