FantLab ru

Анджей Сапковский «Ведьмак»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.75
Голосов:
5788
Моя оценка:
-

подробнее

Ведьмак

Wiedźmin

Другие названия: Ведун

Рассказ, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 324
Аннотация:

Незнакомец появился с севера. Был он еще не стар, но волосы у него были почти совершенно белыми. Путник зашел в трактир выпить пива, но, так случилось — убил пару-тройку голодранцев. Затем заставил городскую стражу вести себя к ипату, при оружии. А там выяснилось, что звать его Геральт из Ривии, по профессии он ведьмак — странствующий убийца василисков. А явился он в славный город Вызиму для того, чтобы расколдовать упырицу, дочь короля Фольтеста.

Примечание:

Журнал «Fantastyka», №12 (51) 1986 г. С.18-20, 45-49. Рассказ публиковался с подзаголовком («работа прислана на конкурс Fantastyki»); в рубрике «Из польской фантастики». Сам рассказ занял на этом конкурсе третье место.


Входит в:

— цикл «Ведьмак Геральт»  >  сборник «Последнее желание», 1993 г.

— условный цикл «Румбы фантастики»  >  антологию «Истребитель ведьм», 1990 г.

— сборник «Wiedźmin», 1990 г.

— антологию «Трактат о ведьмах», 1992 г.

— антологию «Империя мрака», 1992 г.

— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-91», 1991 г.

— журнал «Всесвіт» 1990'05-06», 1990 г.

— журнал «Вокруг света 1993'08», 1993 г.

— антологию «Jawnogrzesznica», 1991 г.

— антологию «A Polish Book of Monsters», 2010 г.


Похожие произведения:

 

 


Истребитель ведьм
1990 г.
Истребитель ведьм
1990 г.
Ведьмак
1991 г.
Империя мрака
1992 г.
Трактат о ведьмах
1992 г.
Ведьмак
1996 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2000 г.
Ведьмак
2004 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2007 г.
Последнее желание
2008 г.
Последнее желание
2011 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Последнее желание
2015 г.
Ведьмак. Последнее желание
2017 г.

Периодика:

Вокруг света 1993'08
1993 г.

Аудиокниги:

Последнее желание
2006 г.
Последнее желание
2007 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №13
2010 г.
Ведьмак
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Всесвіт № 8
1990 г.
(украинский)
Wiedźmin
1990 г.
(польский)
Пригоди, подорожі, фантастика-91
1991 г.
(украинский)
Jawnogrzesznica
1991 г.
(польский)
A Polish Book of Monsters
2010 г.
(английский)
Відьмак: Останнє бажання
2016 г.
(украинский)
Вядзьмар. Апошняе Жаданне
2019 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз читал во «Всесвіті» в незапамятные времена как отдельный рассказ. Очень впечатлился. С тех пор читал неоднократно и до сих пор считаю этот рассказ одним из лучших у Сапковского. Возможно, он не настолько наполнен философским содержанием, как более поздние вещи автора, но он чрезвычайно, до жути, реалистичен. Все персонажи — и король, и вельможи, и простые жители, описаны настолько правдоподобно, что после этого поверишь во что угодно, даже в упырицу. Ведьмак ведет себя так, как и должен вести себя охотник на опасных тварей — опрашивает очевидцев, пытается понять сильные и слабые стороны противницы, тщательно готовится к схватке. Шикарное описание самого поединка ведьмака и упырицы написано очень точно. В общем, рассказ удался. Неудивительно, что Сапковский затем развил столь удачную идею.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, Сапковский сумел в конце восьмидесятых сделать очень важное дело — он посмотрел на жанр фэнтези критически. И создавая своего «Ведьмака» постарался обойти все те острые и опасные углы, на которые то и дело спешат напороться авторы, работающие в данном жанре. Впрочем, я говорю исключительно о повестях, входящих в первые два тома, т. е. «Последнее желание» и «Меч Предназначения» соответственно. Сага о Геральте и Цири это уже несколько иное дело, но повести — действительно очень хороши. И их определенно стоит читать хотя бы для того, чтобы понять, что фэнтези можно писать и так.

На первый взгляд пан Анджей придерживается внешних атрибутов вполне классической сказочной фантастики, но ему удается удивительным образом сместить некоторые акценты. Его герои предельно реалистичны. Им легко сопереживать; вместе с ними смеяться, вместе с ними страдать. И возможно это одно из главных достоинств этих произведений.

Собственно «Ведьмак» — самая первая новелла серии. Именно в ней мы впервые знакомимся с Геральтом. Немногословный, себе на уме. Ведьмак, истребитель чудовищ, мутант, но в некоторых ситуациях он оказывается гораздо более человечным, чем обычные люди. В общем, сюжет новеллы нельзя назвать особо оригинальным — история с заколдованной принцессой сама по себе достаточно незамысловата, но главное здесь даже не сюжет, а авторская манера. Ироничная, построенная на психологических деталях, когда один жест может сказать больше, чем полустраничное описание внутренних переживаний персонажа. У Сапковского есть собственный стиль и этого у него не отнять.

Короче говоря, для тех, кто ищет в фэнтези кроме гольного действия еще и, так сказать, «пищу для размышлений» — повести о ведьмаке Геральте для вас.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, первый рассказ о ведьмаке. Начинается все как бы издалека, автор не сообщает нам ни имени героя, ни его внешности, ничего. В первом абзаце упоминается лишь черный плащ, который привлекал внимание. Потом говорится, что он хоть и был не стар, но имел седые волосы, и длинный меч за спиной. Обо всем остальном мы можем судить по его делам. А дела его просто поражают...

Рассказ завораживает. И динамикой, и атмосферой, и много чем еще. С первых строк чувствуется, что перед нами не обычный боевичек, не то легкое фентези, которое мы привыкли видеть, а нечто серьезное, нечто по-настоящему стоящее. Каждый из персонажей в этом рассказе (а забегая вперед и во всей саге тоже) не просто замечательно прописан — создается впечатление, будто это не герой литературного произведения, а живой человек, и существует он не только здесь в рамках сюжета, а живет самой полноценной жизнью.

А еще эта жесткость, эта мрачность, эта, черт возьми, натуралистичность! Нет, в этот мир просто невозможно не верить. Он такой же реальный, как наш! Да, здесь есть упырица, есть ведьмачьи эликсиры, превращающие белоголового воина в настоящую машину смерти, но все это описано настолько ярко, что в этот мир погружаешься с головой, и уже нисколько не сомневаешься в его реалистичности.

Еще, наверное, стоит сказать об экшене. Он здесь во вполне изрядном количестве, и он не менее качественен, чем все остальное. И, что радует, нет здесь никаких «сильнейших ударов» и внезапных спасений. А еще нельзя не упомянуть, что ведьмак крут не только мечом и элексирами, но и смекалкой. И именно смекалка оказывается ключевым фактором в сражении с упырицей.

В общем, первый рассказ о ведьмаке определенно хорош. Да он много слабее последующих рассказов, но сам по себе просто великолепен. Отточен и элегантен, как лезвие ведьмачьего меча.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Охотник на нечисть. На сегодняшний день, написаны сотни книг с подобными героями. Но именно Анджей Сапковский запомнится всем и надолго, потому что его Геральт — эталон борца с нечистью. Первое знакомство с ним происходит в этом рассказе. Путешествуя по разным странам, дорога приводит его в небольшой городок, в котором есть для него работа. Краткое описание Геральта дает необходимую информацию о нем. Доброты и сострадания в нем нет, любви тоже, есть ненависть ко всему гадкому и мерзкому, а еще есть понятие справедливости, которое для него бесценно.

Отдельного упоминания заслуживает описание боевых сцен. Ничего лишнего, никаких размахиваний двуручным мечом, все довольно рационально и просто. Каждое движение выверено, каждый шаг просчитан. Великолепное начало масштабного цикла, с нетерпением жду дальнейших приключений Ведьмака Геральта.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После одноименной игры, просмотра фильма и сериала я таки начал читать цикл «Ведьмак» (случайно прочитанный ранее рассказ «Нечто большее» почти не в счёт). Так что примерное представление «что почём» имел. Ниже я буду говорить лишь о первом рассказе первого сборника, почти безотносительно к игре и в совершенном отрыве от дальнейших произведений и событий.

Рассказ понравился неимоверно, очаровал, и, думаю, затянул в сети своего мира всерьёз. Великолепный слог, динамизм, психологичность – всё выполнено мастерски, на высшем уровне. Естественно, что ни мир, ни Ведьмак, ни другие персоны не раскрываются на первых же страницах цикла. Сапковский даёт знать лишь то, чего достаточно знать для понимания этой главы жизни Геральта. Конечно, ведьмак немногословен – он всё же воин, как-никак. Стали бы мы и дальше интересоваться его судьбой, если бы на поверку он оказался базарной бабой? Меньше слов – больше дел, это про него. Так, коротко и ясно он даёт понять королю Фольтесту, что понимает на что идёт; не врёт, не юлит, не выманивает монеты: сделаю всё, что смогу, что бы не убивать, но если дело обернётся скверно – достану меч. Оказалось, что такая честность в почёте даже у иных королей. Надо сказать, что Фольтест мне вполне понравился. Да, натворил «делов» по молодости, но всё время искал способы не столько избавить себя от греха, сколько спасти свою дочь. Его слова «думаю, она страдает» говорят о многом, мне кажется. И его вопросы о том, какая она будет, если Геральт справится совсем не праздные и говорят об осознании своей вины в страданиях Адды.

Поединок же Геральта с упырицей, или Стрыгой как в игре, — кому как нравится, — выписан идеально! Даже если бы у меня в голове не возникали образы из игрового клипа, всё равно они неминуемо бы сложились в видеоряд только от прочтения. Я не слишком люблю описание битв, драк, фехтования и есть за мной такой грешок, бывало дело нет-нет да лишь пробегу его глазами, но тут было не оторваться, просто заворожило!

В общем, с удовольствием пойду и дальше по миру Ведьмака.

Дописанному верить: после написания своего отзыва, по обыкновению прочитал и нижеизложенные. Больше половины не соответствуют этой странице, будучи в лучшем случае написанными на сборник «Последнее желание», в худшем – на весь цикл. Тех читателей, которые сначала читают отзывы, а потом книгу этот факт вполне может ввести в заблуждение, дезориентировать. Посему мой совет: читайте прежде книгу, а уж потом отзывы.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, но весь рассказ я невольно сравнивал с роликом из игры, который, к слову, очень даже красив. Такое поверхностное знакомство с ведьмаком, самая первая вводная в этот мир. Появление, интригующее и захватывающее внимание; небольшая демонстрация принципов; диалог с местным жителем, речь его проста и с большим количеством всех возможных и, наверно, некоторых невозможных ошибок; диалог с королем, уточнение, еще немного самого Геральта. Ну и битва со стрыгой. Действие удивительно живое, понятное своим языком, оно легко восстанавливается в мыслях, и процесс осознания текста очень быстр, что способствует полному погружению в книгу.

Надо ли говорить, я, после того как прочитал случайно попавший в мои руки рассказ, быстро нашел сборник «Последнее желание», а за ним и «Меч Предназначения»? Рассказ воспринимается как отдельное целое и в продолжении не нуждается, но разве мы хотели бы столь краткого Ведьмака?

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть культовые начала употребляемые всеми авторами, а есть культовые начала положившие путь произведению сделавших их культами. Именно первое предложение первой новеллы о Ведьмаке таким и является.

Первая новелла и «Глас рассудка» закладывают фундамент для всего цикла, безбожный, кровавый, эротичный, жутковатый и правдоподобный. История о ведьмаке, явно ввергала в шок в первое время читателей фэнтези, так как история лишена сказочности и налета истории «для всех». Пожалуй в этом и есть вся притягательсность истории о Геральте. Сапковский выдал весьма умное, ироничное, кровавое и мрачное начало саги которую полюбят миллионы.

И все-таки за всей феерией событий существует у него смысл, просто нужно читать между строк. Любителям бездумного экшена просьба не беспокоится, книга рассчитана на читателя что сможет разглядеть зачатки морали в каждой истории...

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ!

Прелюдия — как и ко всем рассказам в сборнике — является частью отдельного рассказа, причём постельная сцена описана очень лирично и романтично, СТИЛЬ АВТОРА — ПРОСТО БЛЕСК!

А сам рассказ — просто супер! Такого реализма и натурализма, жизненности ещё поищешь в фэнтези!

Идея неплоха — взяли классические канонические сюжеты и переделали, атмосферно, посредством великолепного языка и архетипов, и представили как оно в жизни всё и могло бы быть. Аплодисменты!

Снять заклятие с принцессы? Нееет, совсем не то, что вы подумали! Не сказка, а именно зрелый взгляд на альтернативный мир магического реализма.

Канон фэнтези соблюдён и магия представлена так, что дейстивительно начинаешь верить, что этот мир реален, и что магия в нём реальна! Посредством юмора, философских и социальных проблем, отторгающая наивность сказки улетучивается и появляться притягивающая волшебность мира real fantasy, позвольте мне так обозвать сий шедевр.

Взрослый рассказ для умных людей с реалистичным взглядом на вещи, а магия и чары превращаются в острую приправу. Изложение великолепно, подача прекрасна. Лучше не бывает!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд всё кажется стандартным. Заколдованную принцессу по просьбе короля должен спасти некий смельчак. Но...

Вместо квакающей лягушки — смертоносная стрыга, вместо благородного рыцаря/принца — бродяга-ведьмак, вместо сладкого поцелуя — жесткая процедура серебряными набивками и мечом, а вместо руки и полцарства в придачу — нескромный заработок золотом. В результате получаем великолепный рассказ, который стал началом карьеры выдающегося писателя. Лучшее начало книги и всего цикла.

Браво мэтру! :appl:

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажите, вы любили в детстве сказки? Запомните ответ, и не потеряйте его, пожалуйста, до конца этого сбивчивого отзыва!

Геральт со стороны Канатчиковых ворот вошел в город Вызиму, а со страниц «Ведьмака» — в сердце читателя. И ведь рассказанная история, скажем прямо, простенькая. Ну, ведьмак. Ну да, противоречивый персонаж. Ну, заколдованная принцесса. Ну, всё шиворот-навыворот. Ну, вывернул автор наизнанку малознакомую в России сказку о храбром сапожнике. И что?

Начнем, пожалуй, с того, что Анджей Сапковский — настоящий мастер слова. Всего парой фраз он может создать яркий и живой образ. В Вызиме щербаты кружки, в которые трактирщик в грязном фартуке наливает пиво. В Вызиме щербат полусгнивший частокол, который отделяет пахнущий пивом и людским потом город от старого замка короля Фольтеста. Если о щербатости частокола и глиняных кружек в таверне я могу сказать с ссылкой на авторитет автора и переводчика Евгения Вайнсброта, то заявление, что Вызима — город весь какой-то щербатый, останется исключительно на моей совести.

Но поверьте мне — Вызима действительно щербата с самых Канатчиковых ворот до крытой соломой залы короля Фольтеста, где горит камин, а царедворцы говорят всякие гадости. Да, Вызима такая, со всеми её высокими башнями, лавками, мастерскими, стражниками, пьяницами, ипатами, королями, кружками и частоколами. Вызима — город живой и будто бы дышащий своим запахом грязи, пива, гнили на читателя с пары тоненьких страничек.

Что, решили, что Вызима — тупой город, где всё отвратительно? Пожалуй, напиши «Ведьмака» кто-нибудь из столь популярных сегодня авторов «реалистичного» фэнтези, к которым так часто относят Сапковского, так бы оно и было.

Удивительное дело, но пан Анджей — романтик, каких мало. Вы не поверите, но жесткий король Фольтест — едва ли не самый обаятельный монарх в истории мирового фэнтези. Вы не поверите, но ведьмак Геральт, за спиной короля торгующийся с его царедворцами — склизкими «умными людьми», оказывается настоящим героем. Вы не поверите, но кое-кто из склизких умных царедворцев умеет любить. По-гадкому, может быть, но умеет. Вы не поверите, но в этом рассказе, где ведьмак шутя раскидывает пьянчужек и вспарывает животы, милосердие — не пустой звук.

Вы не поверите, но в «Ведьмаке», где люди торгуются и продаются, слова имеют сказочную силу. Неосторожно брошенное слово может изменить судьбу человека.

Сапковский вовсе не какой-то постмодернист, гаденько хихикающий над разрушенной сказкой о храбром сапожнике. Он — новый сказочник. Он рассказывает сказку. Ну да, щербатая вышла сказка. А что вы хотели?

Так как там, вы любили сказки? Если любили, то этот рассказ для вас. Не всем он, конечно, понравится, но если понравится — то запомните вы его надолго. Как и почти весь пухлый томик рассказов о похождениях Геральта.

Не любили в детстве сказки? Человек с каменным сердцем! Но вы всё равно не проходите мимо «Ведьмака».

Написан-то он с любовью и старанием. Хотя и глумливо — чрезвычайно!

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый рассказ из сборника, знакомство с Геральтом.

Уж не знаю, почему многих зацепил этот рассказ. Ничего необычного в нем я не увидел. Этот рассказ в большей степени боевик, чем все остальное. Брутальный главный герой, профессионал, опирающийся на свой опыт и знания, разбирается с проблемой. Причем герой не отличается чем-то новым, проблема известна еще из детских сказок, как и способ решения.

Какие-то особые события в рассказе? Нет их. Диалоги? Ничего нового. Главный герой? В этом рассказе он не демонстрирует никаких особых «духовных» качеств, которые вызвали бы интерес. Умение махать мечом, уворачиваться и вызывать заклинания демонстрируют все крутые герои. Мораль? Обнаружить не удалось, разве что «не спеши убивать». Но этого разве кто-то не знал?

Если убрать подробности, рассказ выглядит так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Здравствуйте, я ведьмак, что за проблема?

- Там упырица всех режет, надо убить. Расколдовать нельзя, наверное.

- Нет, вы не правы, расколдовать можно. Я знаю как.

- Ну иди расколдовывай.

Ведьмак идет и расколдовывает.

Львиную долю рассказа занимают приготовления Геральта, описания боя, уворотов и ударов. В этом есть что-то новое? Отнюдь.

По-моему, это просто неплохой представитель фэнтезийного рассказа. Но ничего нового не ждите.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое произведение этого автора, которое я прочитала. И показалось, что я читала нечто другое, нежели многие авторы отзывов. Не встретила я никакой ненормативной лексики (чему рада), но и великолепно прописанного антуража, блестящего стиля не увидела тоже. Может, дело в переводе (о чем тут тоже упоминалось)?! У меня, например, перевод Бушкова...

Мне, напротив, показалось, что написано весьма заурядно, а герои невыразительны. В том и числе и сам ведун: есть мимоходом описание (не стар, но сед), и больше его не видно — ни из речи, ни из поступков. И сюжет не увлек нисколько. Во всей истории только король-отец вызывает какие-то эмоции. Это, конечно, мое восприятие...

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно сказать, я не припомню сколько раз читал этот рассказ. Больше четырёх — это наверняка. Первый раз пришелся в конец девяностых, ещё во всем известной серии «Век Дракона», в обнимку с абсолютным неведением об уже тогда сложившейся фан-базе, а так же наличии целого последующего цикла. Но разговор сейчас не о серии, а только лишь о самом первом рассказе. Итак, приступим.

Собственно начать следует даже не с рассказа, а с пары слов о его авторе. Многие, вероятно, знакомы с элементами биографии Сапковского хотя бы поверхностно, но я всё же повторю кое-что, чтоб было понятней, так как ни в коем случае нельзя рассматривать произведение, а уж тем более дебютное, в отрыве от его автора. Как ни крути, а именно в дебют он вкладывает всего себя, свои мысли и взгляды. И «Ведьмак» получился именно Сапковским. Я сейчас объясню почему.

Анджей Сапковский долгое время работал в торговле. Вроде бы во «внешней», а значит мог дотянуться и до западной литературы... Но это уже отклонение. Не стану углубляться в его историю (если кому интересно, почитайте книгу Станислава Береся «История и Фантастика»), а скажу лишь, что именно торговля, а так же рациональный подход, основанный на извлечении максимальной прибыли из чего бы то ни было, и создал Ведьмака таким, каков он есть. Каким начинал быть. Я конечно же имею ввиду саму идею о наёмном убийце чудовищ. Наёмный — значит «за деньги». И этот подход кажется мне вполне обоснованным и очень современным. Время рыцарей без страха и упрёка не то, чтобы ушло, оно в понимании автора никогда и не наступало. Никогда. И все примеры из его же собственных последующих произведений, по-типу того же Рейневана или безумца, который в одиночку кинулся на дракона в рассказе «Предел возможного» (позабыл его имя), лишь подтверждают существование правила. Каждый из них с переменным успехом отгребает по полной именно из-за своего подхода к ситуации. А уж всяких там раубриттеров, крушащих шаблоны, в достатке таком, что хоть в окна выбрасывай. Отсюда и вытекает принцип риска за деньги. Награда, какой бы она ни была, всё равно присутствует в любом случае, и у рыцарей, и у ведьмаков, просто последние, как бы это сказать, более «конкретны».

Но на самом деле это лишь прикрытие, и все мы об этом знаем. Даром, что ведьмак рубит на право и лево, всё равно живёт впроголодь. Персонаж он неоднозначный и в высшей степени добродетельный, но это потом. А сейчас он прибывает в Вызиму и сходу убивает троих только чтоб заявить о себе. Голодранцы, но всё же... Даже Фольтест отмечает, что тот мог бы обойтись меньшей кровью. Мог бы, но возможно автор ещё толком не решил кем быть его герою, и что ставить себе в высочайшие ценности. Да и предназначение там ещё не маячило.

Вот с этих троих и хотелось бы поподробнее. Я не знаток средневековых законов, но здравый смысл подсказывает, что убийцу троих человек надо тащить не к ипату, а в яму/темницу/тюрьму/казематы, куда угодно, но не в кабинет к градоправителю, и не оставлять его с ним же наедине. Даже обезоруженного. А насильников они куда тащат? В женский монастырь? Далее, тот же градоправитель тут же забывает о насильственной смерти своих подопечных, стоило только помахать перед ним объявлением. Почему же? Может и потому, что увидел возможность избавления от злосчастной принцессы. А может потому, что он шкуру свою не ценит и давно грезит о самоубийстве. Ровно всё тоже самое касается и Фольтеста. Ослеплённый надеждой (хотя казалось бы, пора б уж привыкнуть к таким проблескам), он допускает убийцу к себе, а потом сам является к нему скрытно! Да будь Геральт засланным, разделал бы его, как свинью на бойне, бросил кишки в окно и по ним же сбежал. Если вокруг все хотят стащить его с трона, то не глупо ли шляться к убийце под нож? Я полагаю что глупо. Ровно так же, как и прощать ему эти три смерти. Ведь за всё надо платить. Каждое действие влечёт за собой противодействие. Уж «торгашу» ли не знать?

Продолжая придираться, хочу вспомнить Острита и первые проблески кодекса чести. Ведьмак отказался от золота, на что тот не рассчитывал, но может стоило его сразу убить стрелой из-за угла и оставить на закуску, а не торговаться и тратить минуты? Всё равно ведь потом попытался. Ещё и один. Из такого интригана вряд ли бы вышел путёвый король. Ну, стало быть и не вышел.

В общем-то это придирки и их можно и НУЖНО списать. Все мы не без греха и требовать от начинающего автора абсолютного просчёта по меньшей мере глупо. На то он и начинающий, чтобы искать и совершенствоваться. И Сапковский, конечно же, не подвёл. Он развил образ героя, заставил его эволюционировать в прикрытого беспристрастием хорошего парня, которому даже ярлык продажного страховидлы настолько претит, что аж зубы стучат. Он отыскал тот истинный путь героя, разочаровавшегося в людях, но продолжающего их защищать, пусть даже и против их воли. Рискну заявить, что в этом рассказе родился один из лучших героев, когда-либо населявших фантастику. И не важно в какие дебри душевных страданий завели его пути предназначения и попытки растянуть сериал «на подольше». Не важно, Геральт есть Геральт.

Так вот, в продолжении биографии автора... Писать он начал поздно. И по меркам тогдашних мэтров, и уж тем более по меркам нынешних вундеркиндеров, денно и нощно пасущихся у штамповочных прессов и в свои два с гаком десятка имеющих серию из десятка романов, пару заброшенных, но не забытых и штук пятнадцать соавторов, которых сами же и клонировали из собственных стволовых клеток где-то в забытом советском бункере... Но поздно — не рано. Я думаю именно поэтому рассказ совершенно не выглядит именно первым опытом. Да на деле он и не первый, я знаю, но первый, ушедший в массы. И никакого графоманского бреда. Коротко, ясно, по делу. На примере концовки даже слишком коротко. Я бы хотел пару листов продолжения, но куда там. К слову последующие рассказы этим совсем не страдают. Там всего в меру.

И на последок хотелось бы отметить некие разногласия в философии мира до «Ведьмака» и после. Велерад сетует, что чудовищ расплодилось пруд пруди, что кругом лешие и кикиморы, что детей крадут, мужиков убивают... Что ещё и недавно никто б и подумать не смел о странствующих убийцах чудовищ, а сейчас на тебе, здрасьте-приехали. И не далее, чем через пару книг, Ведьмаков уже списывают в утиль. Отправляют на пенсию, объявляют пережитком эпохи. И нет, это НЕ несоответствие. Это скорее перемена приоритетов и настроений опять же у автора. Он легко мог бы вылепить мир, где людей осаждают чудища-зверища, по лесам кишат волкулаки, а ночью в нужник выйти страшно, потому как нахлещут по заднице так, что домой не воротишься. Но Сапковский предпочел мир, где высшее зло — это люди, потому что в его понимании так оно и есть. И черт возьми, я с ним согласен. Ну кто ещё убивает своих ради забавы? Грязь и смерть. Даже волшебство в масштабе войны, превратилось не более, чем в артилерию. И всё то, что потом подаётся едва ли не прямо, маячит уже в самом первом рассказе. Да, друзья, все это прячется здесь предпосылками и тонкими сквозняками цинизма, жестокости. Думается мне, что автор, как и его ведьмак, романтик, жестко поставленный жизнью на место. Это лишь моё мнение, а не попытки психоанализа. Я ведь имею право его составлять?

В заключении скажу, что рассказ, если не гениальный, то очень и очень хороший. Он яркий, запоминающийся, ломающий стереотипы и очень живо написанный (вообще «язык» автора это отдельная тема, и тема весьма интересная). Кто-то может сказать, что переиначивать сказки большого ума не надо, но я возражу — надо. И пусть морали здесь нет, зато есть здравая оценка ситуации, а тот кто считает иначе, может припомнить сапожника, да пол царства в придачу. Только вот «почему сапожники такие идиоты, а Геральт?»

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ведьмак — первый рассказ о Геральте из Ривии, своего рода производственный роман о буднях охотника на чудовищ, в котором упор сделан не на чувствах и переживаниях белоголового Ведьмака, а на профессиональной составляющей его работы.

Геральт профессионал своего дела и выражается это не только в мастерском владении мечом, колдовскими знаками или знании ведьмачих зелий, но и в огромной подготовительной работе. Узнав о предполагаемом заказе, он эффектно пиарится в трактире, грамотно торгуется с представителями местной власти, проводит сбор данных об объекте заказа и, в конце концов, заключает соглашение с самим королём, очертив свои права, обязанности и возможные риски.

Ведьмака, как истинного профессионала, не трогают ни политические дрязги местной элиты, ни семейные проблемы в королевской семье, его не заботят три трупа в трактире или брошенный на верную смерть интриган. Геральт из Ривии получил заказ и сделал свою работу, не избежав, впрочем, того самого производственного риска.

Этот эпизод из биографии стоит особняком от остальных историй из жизни ведьмака, но он лучше всего иллюстрирует все грани его необычного и не лёгкого труда.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Истории о Геральте известны даже тем, кто их не читал. Финал рассказа был понятен с первой страницы, поэтому сюжет особого интереса не вызвал. Внимание концентрировалось на деталях и персонажах. И, надо сказать, было на чем.

Градоначальник Велерад весьма колоритен. Его вводная беседа с Геральтом великолепна. О чрезвычайной и весьма щекотливой ситуации чиновник повествует спокойно, с усталой обреченностью и иронией. Раза три упоминает, что удачливому колдуну обещана не только денежка, но и рука принцессы в придачу. Затем излагает деловое предложение. Яркий образ, очень понравился. Ради одного этого диалога рассказ стоит прочитать.

Фолтест чуть бледнее, но тоже хорош. Когда он спрашивает Ведьмака о причинах обращения мертвой принцессы в упыря, переживания его не кажутся наигранными. Сложный человек, сложная судьба, сильные чувства.

Сам Геральт на фоне этих двух персонажей выглядит бледновато. Но это и понятно, его образ будет раскрываться постепенно во многих историях цикла. В этом же рассказе он сразу вызвал в памяти «Волкодава» — благородный борец со злом, строгие принципы, выверенная жестокость и стальные нервы. Последнее могло бы стать раздражающим фактором, если бы не флаконы с эликсирами. Медикаментозный источник запредельного самообладания придает образу достоверность.

Очень хорошо сыграло с сюжете откровение Острита. Оно тоже было ожидаемо, но явилось к месту. Причину появления упыря надо было объяснить. А заодно и жестокость Геральта показать. Не в белых перчатках воюет со злом наш герой. Жизнь человеческая для него не священна. Еще один плюс к достоверности образа.

Схватка с монстром так и просится на экран. Динамичное зрелище получилось бы. Правда, киношными методами не передашь самое интересное в этой схватке — проникновение Геральта в сознание упыря. Принцип восточных единоборств не чужд и Ведьмакам. Хочешь победить противника, научись мыслить и чувствовать, как он.

Когда Геральт закрылся в саркофаге и заснул, я не могла удержаться от хихиканья. Супермен наш Ведьмак, ну такой супермен, что просто «Ах!» Если бы не препараты, этот эпизод был бы возмутительно нереален. Но волшебные флакончики и здесь все ставят на свои места.

В целом забавный и даже не совсем скучный рассказ. Традиционный для жанра фэнтези, со множеством штампов. Но с прекрасными диалогами и хорошо прописанными деталями. А это уже немало.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх