Анджей Сапковский «Ведьмак»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Незнакомец появился с севера. Был он еще не стар, но волосы у него были почти совершенно белыми. Путник зашел в трактир выпить пива, но, так случилось — убил пару-тройку голодранцев. Затем заставил городскую стражу вести себя к ипату, при оружии. А там выяснилось, что звать его Геральт из Ривии, по профессии он ведьмак — странствующий убийца василисков. А явился он в славный город Вызиму для того, чтобы расколдовать упырицу, дочь короля Фольтеста.
Журнал «Fantastyka», №12 (51) 1986 г. С.18-20, 45-49. Рассказ публиковался с подзаголовком («работа прислана на конкурс Fantastyki»); в рубрике «Из польской фантастики». Сам рассказ занял на этом конкурсе третье место.
Входит в:
— цикл «Ведьмак Геральт» > сборник «Последнее желание», 1993 г.
— сборник «Wiedźmin», 1990 г.
— журнал «Всесвіт 1990'05-06», 1990 г.
— антологию «Истребитель ведьм», 1990 г.
— антологию «Jawnogrzesznica», 1991 г.
— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-91», 1991 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— антологию «Трактат о ведьмах», 1992 г.
— журнал «Вокруг света 1993'08», 1993 г.
— антологию «A Polish Book of Monsters», 2010 г.
- /языки:
- русский (27), английский (2), украинский (3), белорусский (1), польский (2)
- /тип:
- книги (26), периодика (2), аудиокниги (7)
- /перевод:
- А. Бушков (4), Е. Вайсброт (17), М. Кэндел (1), С. Легеза (1), Е. Матиевская (1), М. Рябчук (2), Д. Сток (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Agnostos_, 22 мая 2022 г.
Как известно это первый рассказ Сапковского в ведьмачьем цикле. Говорят, написал он его для конкурса, написал «нехотя», едва ли не пальцами левой ноги. Тем ни менее, что бы там кто не говорил, рассказ выдался на редкость хорошим: он насыщен действием, приукрашен недурными диалогами и приправлен живым и бойким слогом. По части последнего Сапковский — великий мастер. Перевод, по моему скромному мнению не менее прекрасен, и я думаю, что он сохранил в себе дух оригинала (возможно связано это с тем, что язык оригинала — польский).
В этом рассказе Сапковский начинает замечательную традицию интерпретации народных сказок и легенд, интерпретирует он их очень вольно и своеобразно. Начал он с до боли знакомого мотива «спасения прекрасной девы», да только дева у него не прекрасная, а то и вовсе не дева – упырица, плод кровосмесительной связи местного короля и его сестры. А спасать ее не обязательно, достаточно укокошить. Собственно, герой наш наверняка так бы и сделал не будь у него сострадания и «кодекса чести».
Образ ведьмака уже в первом рассказе вышел на славу: его необычная профессия, личность, взгляды на жизнь – все необычайно свежо и притягательно. Сапковский большой виртуоз по части лавирования в огромном море клише, стереотипов, избитых штампов и прочих шаблонов жанра фэнтези, вообще новизна у него всегда идет рука об руку с юмором и одно прекрасно дополняет другое.
В отличие от других рассказов, тут Сапковский еще не начал продвигать так называемую «мораль», особых выводов в рассказе не делается, вопросов не ставится и идей не высказывается. Это рассказ в первую очередь сюжетный в нем экшон занимает большую часть повествования, хотя по традиции есть и колоритные диалоги, и неоднозначные герои, и в целом все, что только можно запихнуть в короткий рассказ.
Darth_Veter, 16 марта 2022 г.
Ну что ж, весьма недурственно! Славянская сказка, написанная в традициях западного «темного» фэнтези. Главный герой — ведьмак Геральт — нанимается к ипату Вызимы, ведомый призывом короля Фольтеста. Он не добрый самаритянин, мечтающий о полном искоренении Зла, — ему просто нужны деньги. Но для этого нужно сделать фактически невозможное — обратить назад в человека демонизированную дочку правителя Темерии, Понтара и Махакама... Поскольку это первое произведение цикла о Геральте, сюжет у него сильный и привлекательный. Кроме обычной «страшилки» автор показал нам внутренний мир презираемого всеми «охотника на чудовищ». Оказывается, несмотря на жестокое воспитание, в главном он всё же сумел остаться человеком. Для него главное — не просто выполнить свою работу, а выполнить ее МАКСИМАЛЬНО КАЧЕСТВЕННО. Дело высокородной вампирши должно убедить нас в положительности характера ведьмака, показать то окружение, среди которого он смотрится, словно «луч света в темном царстве». Хотя паинькой его всё же назвать нельзя: по сути он — человек своего времени, темного и жестокого. Поэтому он легко жертвует Остритом, чьи замыслы вошли в противоречие с его собственной задачей. Камни на дороге, ведь, никто не жалеет — не так ли? Их просто отшвыривают в сторону, чтобы освободить проход, не приписывая такому поступку никакой философии. У Геральта и философия, и мораль имеется, но она весьма странная и пока скрыта от читателя, что делает образ ведьмака загадочным и даже в чем-то противоречивым. А, значит, и более привлекательным.
------------
РЕЗЮМЕ: первое дело ведьмака Геральта — реинкарнация упыря (точнее, «упырицы») королевских кровей. Гуманистический посыл прилагается.
k2007, 29 декабря 2021 г.
Идеальный (почти) с моей точки зрения фэнтезийный рассказ. Он короткий, он напряженный, он логичный по своей структуре. Автор в немногих словах умудряется показать мир, характеры персонажей, их историю. У рассказа есть начало, середина и финал, они логично увязаны между собой, в сюжете нет провисаний. Идеальный рассказ
kadim, 9 июля 2021 г.
Простой, но «крепкий» рассказ. Можно уже с уверенностью причислять к классике фэнтази. Сделан по всем канонам, написан хорошо, и отлично выполняет свою роль — знакомит с героем и заинтересовывает миром.
tolstyi1010, 27 апреля 2021 г.
Первый рассказ сборника «Последнее желание». Ведьмак Геральт прибывает в Вызиму. Король Фольтест желает расколдовать свою дочь, которая стала упырицей и по ночам убивает людей.
Произведение, где мы впервые знакомимся с культовым персонажем фэнтези — ведьмаком Геральтом. Читается рассказ легко. Сюжет захватывает, персонажи интересные. Схватка описана мастерски.
BeNight, 8 ноября 2020 г.
Сапковский стартовал в фэнтези с того, что переделал известную славянскую сказку, придумав Ведьмака — профессионала по снятию заклятий и истреблению страшилищ. В сказке был сапожник, но Сапковский не был согласен, что он сможет. Образ Ведьмака стал настолько удачным, что тут же потребовали продолжений, было написано ещё 9 рассказов, а потом Сага, ещё позже — игры, а ещё потом — сериал. Начиналось же всё с малого — с рассказа — и интересно, что если бы ведьмака переводчики назвали «Ведуном», название же не такое удачное :)
Nikonorov, 7 апреля 2020 г.
Хех. «Ведьмак». Первый сборник рассказов. Первый рассказ.
В 16 лет, а это почти 14 лет назад, а это 2006-й год, у меня только-только появился компуктер. И не было никаких «Ведьмаков» от CD Project RED, ни Морровиндов, ни Скайримов. А была фантазия. Еще куцая фантазия с малюсенькой базой данных/знаний. С соответствующей визуализацией. К чему я? К благодарности за игры, которые я успел опробовать за эти неполные 14 лет.
Ведь сегодня я перечитал первый рассказ и, благодаря играм и многим качественным фильмам, всё представляю четко, но с четкостью и не было проблем, но еще и, хм, пожалуй, КАЧЕСТВЕННО и ДОСТОВЕРНО. Залы, замки, склепы, трактиры.
Первый рассказ крут своей спорой и молчаливой брутальностью, бойким экшеном и очерчивающимся, назревающим сеттингом приятного околославянского колорита. Геральт у Сапковского более вежлив пока, общается на «вы», сдержан в беседах. Чем-то напоминает, кстати, Роланда из «Темной Башни» Кинга. И как же тут не вспомнить о «Страже» Пехова, который был прочитан позже и в более-менее зрелом возрасте. «Страже», который, конечно, проигрывает за счет своей схематичности. В «Ведьмаке» же чувствуются мощь и порыв. Достоверность. И погружение. Отлично.
Залез на ФантЛаб, а тут стоит 8. Смело исправляю на 10.
Чичеро, 6 августа 2019 г.
Культовый рассказ, ага. Надо помнить весь его резонанс. Отсюда пошёл и Сапковский, как фантаст, и множество подражаний — целая линия фэнтезийная, забравшаяся и в компьютерные РПГ-шки. Но сдаётся мне, сам пан Анджей к своему творению не сразу всерьёз отнёсся. Так, написал что-то для заработка.
И не только к своему, но и к использованным в нём фольклорным мотивам.
Сам-то рассказ хорошо прочитался, но его продолжений я много осилить не смог. Впечатление, что автор читателей за лохов держит, усиливалось с каждой последующей вещью.
SAG, 26 марта 2018 г.
Вот как то не удосужился перечитать этот рассказ в журнале «Вокруг света», а вот снял с полки сборник «Польской фантастики» и просто прочитал его. И вроде занимательно, и вроде интересно. А ведь и правда, его бы в своё время. Видно опоздал пан Анджей до меня, хотя что судить по одному рассказу. Подождём. По стараемся, почитать и другие его произведения. А тут, ну просто вклинивается в сюжет незабвенный Н. Гоголь с его «Вием». И панночка, и другая нечистая сила. И третьи петухи и заклинания, где надо избавить «существо» от вампиризма. Всего в достатке. Извините, за прямоту, но абсолютно проходное произведение. Прочитал, и подзабыл. Начать читать и вспомнил.
т. Дроноффски, 28 декабря 2017 г.
Честно сказать, я не припомню сколько раз читал этот рассказ. Больше четырёх — это наверняка. Первый раз пришелся в конец девяностых, ещё во всем известной серии «Век Дракона», в обнимку с абсолютным неведением об уже тогда сложившейся фан-базе, а так же наличии целого последующего цикла. Но разговор сейчас не о серии, а только лишь о самом первом рассказе. Итак, приступим.
Собственно начать следует даже не с рассказа, а с пары слов о его авторе. Многие, вероятно, знакомы с элементами биографии Сапковского хотя бы поверхностно, но я всё же повторю кое-что, чтоб было понятней, так как ни в коем случае нельзя рассматривать произведение, а уж тем более дебютное, в отрыве от его автора. Как ни крути, а именно в дебют он вкладывает всего себя, свои мысли и взгляды. И «Ведьмак» получился именно Сапковским. Я сейчас объясню почему.
Анджей Сапковский долгое время работал в торговле. Вроде бы во «внешней», а значит мог дотянуться и до западной литературы... Но это уже отклонение. Не стану углубляться в его историю (если кому интересно, почитайте книгу Станислава Береся «История и Фантастика»), а скажу лишь, что именно торговля, а так же рациональный подход, основанный на извлечении максимальной прибыли из чего бы то ни было, и создал Ведьмака таким, каков он есть. Каким начинал быть. Я конечно же имею ввиду саму идею о наёмном убийце чудовищ. Наёмный — значит «за деньги». И этот подход кажется мне вполне обоснованным и очень современным. Время рыцарей без страха и упрёка не то, чтобы ушло, оно в понимании автора никогда и не наступало. Никогда. И все примеры из его же собственных последующих произведений, по-типу того же Рейневана или безумца, который в одиночку кинулся на дракона в рассказе «Предел возможного» (позабыл его имя), лишь подтверждают существование правила. Каждый из них с переменным успехом отгребает по полной именно из-за своего подхода к ситуации. А уж всяких там раубриттеров, крушащих шаблоны, в достатке таком, что хоть в окна выбрасывай. Отсюда и вытекает принцип риска за деньги. Награда, какой бы она ни была, всё равно присутствует в любом случае, и у рыцарей, и у ведьмаков, просто последние, как бы это сказать, более «конкретны».
Но на самом деле это лишь прикрытие, и все мы об этом знаем. Даром, что ведьмак рубит на право и лево, всё равно живёт впроголодь. Персонаж он неоднозначный и в высшей степени добродетельный, но это потом. А сейчас он прибывает в Вызиму и сходу убивает троих только чтоб заявить о себе. Голодранцы, но всё же... Даже Фольтест отмечает, что тот мог бы обойтись меньшей кровью. Мог бы, но возможно автор ещё толком не решил кем быть его герою, и что ставить себе в высочайшие ценности. Да и предназначение там ещё не маячило.
Вот с этих троих и хотелось бы поподробнее. Я не знаток средневековых законов, но здравый смысл подсказывает, что убийцу троих человек надо тащить не к ипату, а в яму/темницу/тюрьму/казематы, куда угодно, но не в кабинет к градоправителю, и не оставлять его с ним же наедине. Даже обезоруженного. А насильников они куда тащат? В женский монастырь? Далее, тот же градоправитель тут же забывает о насильственной смерти своих подопечных, стоило только помахать перед ним объявлением. Почему же? Может и потому, что увидел возможность избавления от злосчастной принцессы. А может потому, что он шкуру свою не ценит и давно грезит о самоубийстве. Ровно всё тоже самое касается и Фольтеста. Ослеплённый надеждой (хотя казалось бы, пора б уж привыкнуть к таким проблескам), он допускает убийцу к себе, а потом сам является к нему скрытно! Да будь Геральт засланным, разделал бы его, как свинью на бойне, бросил кишки в окно и по ним же сбежал. Если вокруг все хотят стащить его с трона, то не глупо ли шляться к убийце под нож? Я полагаю что глупо. Ровно так же, как и прощать ему эти три смерти. Ведь за всё надо платить. Каждое действие влечёт за собой противодействие. Уж «торгашу» ли не знать?
Продолжая придираться, хочу вспомнить Острита и первые проблески кодекса чести. Ведьмак отказался от золота, на что тот не рассчитывал, но может стоило его сразу убить стрелой из-за угла и оставить на закуску, а не торговаться и тратить минуты? Всё равно ведь потом попытался. Ещё и один. Из такого интригана вряд ли бы вышел путёвый король. Ну, стало быть и не вышел.
В общем-то это придирки и их можно и НУЖНО списать. Все мы не без греха и требовать от начинающего автора абсолютного просчёта по меньшей мере глупо. На то он и начинающий, чтобы искать и совершенствоваться. И Сапковский, конечно же, не подвёл. Он развил образ героя, заставил его эволюционировать в прикрытого беспристрастием хорошего парня, которому даже ярлык продажного страховидлы настолько претит, что аж зубы стучат. Он отыскал тот истинный путь героя, разочаровавшегося в людях, но продолжающего их защищать, пусть даже и против их воли. Рискну заявить, что в этом рассказе родился один из лучших героев, когда-либо населявших фантастику. И не важно в какие дебри душевных страданий завели его пути предназначения и попытки растянуть сериал «на подольше». Не важно, Геральт есть Геральт.
Так вот, в продолжении биографии автора... Писать он начал поздно. И по меркам тогдашних мэтров, и уж тем более по меркам нынешних вундеркиндеров, денно и нощно пасущихся у штамповочных прессов и в свои два с гаком десятка имеющих серию из десятка романов, пару заброшенных, но не забытых и штук пятнадцать соавторов, которых сами же и клонировали из собственных стволовых клеток где-то в забытом советском бункере... Но поздно — не рано. Я думаю именно поэтому рассказ совершенно не выглядит именно первым опытом. Да на деле он и не первый, я знаю, но первый, ушедший в массы. И никакого графоманского бреда. Коротко, ясно, по делу. На примере концовки даже слишком коротко. Я бы хотел пару листов продолжения, но куда там. К слову последующие рассказы этим совсем не страдают. Там всего в меру.
И на последок хотелось бы отметить некие разногласия в философии мира до «Ведьмака» и после. Велерад сетует, что чудовищ расплодилось пруд пруди, что кругом лешие и кикиморы, что детей крадут, мужиков убивают... Что ещё и недавно никто б и подумать не смел о странствующих убийцах чудовищ, а сейчас на тебе, здрасьте-приехали. И не далее, чем через пару книг, Ведьмаков уже списывают в утиль. Отправляют на пенсию, объявляют пережитком эпохи. И нет, это НЕ несоответствие. Это скорее перемена приоритетов и настроений опять же у автора. Он легко мог бы вылепить мир, где людей осаждают чудища-зверища, по лесам кишат волкулаки, а ночью в нужник выйти страшно, потому как нахлещут по заднице так, что домой не воротишься. Но Сапковский предпочел мир, где высшее зло — это люди, потому что в его понимании так оно и есть. И черт возьми, я с ним согласен. Ну кто ещё убивает своих ради забавы? Грязь и смерть. Даже волшебство в масштабе войны, превратилось не более, чем в артилерию. И всё то, что потом подаётся едва ли не прямо, маячит уже в самом первом рассказе. Да, друзья, все это прячется здесь предпосылками и тонкими сквозняками цинизма, жестокости. Думается мне, что автор, как и его ведьмак, романтик, жестко поставленный жизнью на место. Это лишь моё мнение, а не попытки психоанализа. Я ведь имею право его составлять?
В заключении скажу, что рассказ, если не гениальный, то очень и очень хороший. Он яркий, запоминающийся, ломающий стереотипы и очень живо написанный (вообще «язык» автора это отдельная тема, и тема весьма интересная). Кто-то может сказать, что переиначивать сказки большого ума не надо, но я возражу — надо. И пусть морали здесь нет, зато есть здравая оценка ситуации, а тот кто считает иначе, может припомнить сапожника, да пол царства в придачу. Только вот «почему сапожники такие идиоты, а Геральт?»
vaderkaylo, 13 декабря 2017 г.
Рассказ приятно удивил, во-первых, весь сюжет умещается в одном рассказе, что есть хорошо и позволяет получить максимально концентрацию удовольствия за один раз, во-вторых, тематика рассказа весьма смела даже спустя тридцать лет. Конечно про инцест королевских семья пишут в другом фэнтези, но с такой точки события не рассматривал никто и король Фольтест получился весьма интересным персонажами, несмотря на свои похождения.
Что здесь есть? Нетипичный сеттинг, нестандартный взгляд на классический сюжет борьбы с чудовищем, острая тема, и интересные характеры героев. Все в одном рассказе. Получилось просто великолепно.
Yarowind, 27 апреля 2017 г.
Тот самый рассказ, с которого началась Вселенная пана Анджея, и которая сделала его знаменитым. Первый раз я прочитал его лет 15 назад, поэтому было интересно перечитать сейчас – потому как частенько любимцы подросткового возраста сейчас смотрятся скучными и неинтересными. Но нет, даже если бы я прочитал его впервые сейчас, я бы с удовольствием начал читать и последующие книги цикла. А значит вещь прошла свою проверку временем.
Тимолеонт, 8 марта 2017 г.
Классика... Если отвлечься от того, что это лишь начало одной из лучших фентезийных эпопей, то мы получаем хороший боевой рассказ, приправленный жизненными\естественными диалогами, правдоподобными описаниями и несколькими колоритными персонажами. Ни одного лишнего элемента здесь нет, первый рассказ Сапковского — уже работа мастера. Здесь всё работает на образ двух главных героев — Геральта и окружающего его мира. Вся СутЪ представлена в рассказе настолько мощно, что понимаешь, почему именно его CDproject «экранизировали» в качестве вступительного ролика к своей первой игре. Цикл начал читать второй раз, но и первый был после прохождения Ведьмака 2007 года. К сожалению, не могу построить собственного видения персонажей, ибо невозможно бороться с образами заложенными отличной игрой — эффект цыплёнка заставляет видеть персонажей именно такими, какими их нарисовали.
P.S. Любопытно, что здесь есть пара моментов, по которым чувствуется — мир ведьмака ещё только формируется, автор ещё не утвердил все его элементы.
sonysakura, 20 февраля 2017 г.
Рассказ прочитан, как минимум, дважды: в первой половине 2000ых и 19 июня 2014 года; отзыв основан на моей же рецензии, опубликованной на LiveLib.
Даже не помню читала ли я этот рассказ до основной серии или после... У меня на компе была небольшая электронная библиотека, в отсутствие Интернета понатащенная от друзей, там же и «Меньшее зло» был, и «Зерно правды». Так что прикидываю, что с Сапковским я познакомилась в 2003-2004 году. Файл назывался «Ведьмак» и я только недавно узнала, сравнивая переводы, что это у меня изменённая копия перевода Бушкова, где «ведун» был заменён более привычным ныне «ведьмак». В общем-то, с заменой-то я соглашусь, эти слова по-разному воспринимаются... А так нормальный перевод, неплохой, наверное.
Сага о Ведьмаке всегда казалась мне очень необычным фэнтези, темным, жестоким. Это сейчас меня этим не удивишь, а тогда это было что-то необыкновенное. Рассказ дочитала и сразу заново начала. Потому что это было что-то свежее, невиданное...
Подумать только, ведь это практически начало классики. Рассказ дал начало одному из моих любимейших циклов. «...Потом рассказывали, что человек этот вошел в город с севера, через Ворота Канатчиков» сейчас звучит почти как «В земле была нора, а в норе жил хоббит». Хотя, если посмотреть поближе, рассказ ведь не такой потрясающий. В наше время даже обычный. И персонажи, кажется, говорят слишком много и слишком доверительно. Но первое знакомство с Геральтом! Образец жанра!..
Сказочник, 11 апреля 2016 г.
О да! Первый рассказ цикла. Вот с этим пан Анджей ворвался на Олимп. Собственно, то, с чего начинается сага о Геральте и Цири. В начале долгое время мы даже не знаем, как зовут белоголового незнакомца. Рассказ, который задает тон первым двум томам.