fantlab ru

Пьер Тейяр де Шарден «Гимн Вселенной»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Гимн Вселенной

Hymne de l'univers

Монография, год

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
К. Мяло (1)

Утопия и утопическое мышление
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/eirE6).

Пьер Тейяр де Шарден, пожалуй, единственная фигура в истории католической церкви XX века, о которой споров за пределами этой корпорации ведется больше, чем внутри нее. Нельзя сказать, что не возникает сомнений на тот предмет, достоин ли этот человек считаться святым, пророком или основоположником особой синкретической религии: конкретная характеристика определяется вкусами рецензента, но все, кроме совсем уж откровенных еськовообразных нытиков от элиминативного материализма вроде Чёрчлэндов или Докинза, признают, что де Шарден безусловно вышел за рамки современных ему религиозных структур и должен рассматриваться как явление особое. В епископальной церкви США де Шардена даже поминают 10 апреля (!), хоть он традиционно и причисляется к католикам.

Позиция Докинза, кажется, объяснима тем, что он воспитывался в русле скептической школы, склонной подозревать за де Шарденом зачистку следов в делах синантропа и пилтдаунского человека. Оснований для этого имеется примерно столько же, сколько ожидать от Дэна Брауна правдоподобного сеттинга в романах о Лэнгдоне; впрочем, хотя и трудно судить, попали ли утаенные от нас произведения Тейяра в Секретный архив Ватикана, но я бы не удивился обнаружить их где-нибудь среди восьмидесяти пяти километров полок под Бельведерским дворцом — в месте, куда после экранизации «Ангелов и демонов» устраивали экскурсии с демонстративным, но обреченным на неудачу разъяснением, что в действительности там все не так, как на самом деле.

Персона де Шардена и его труды, главным из которых можно считать отсутствующий в фантлабовской библиографии «Феномен человека» (не путать с одноименным эссе Александра Меня, фигуры сравнимой величины и неоднозначности для русского православия), часто упоминаются или обыгрываются в литературе и кинематографе. Довольно тривиальным будет замечание, что именно с него списаны Поль Дюре в «Гиперионе» Дэна Симмонса — для особо непонятливых Симмонс заставляет Дюре избрать папское имя Тейяра I, — а также отец Телемонд в «Башмаках рыбака». Но другая часто приводимая атрибуция, с отцом-иезуитом Ланкэстером Мэррином в «Изгоняющем дьявола» Уильяма Питера Блэтти, на поверку оказывается более шаткой; образу Мэррина в работе Блэтти попросту недостает шарденовской интеллектуальной глубины, как бы автор ни пыжился (если вообще заподозрить у него такую цель), да и трудно себе представить в роли экзорциста де Шардена, который последовательно избегал голливудской персонификации добра и зла в своих работах, придерживаясь пантеистической модели мироздания.

В современной католической церкви статус блаженного или святого Тейяру, видимо, не светит, в отличие от вселенной Гипериона, — уж слишком неортодоксальны воззрения де Шардена для религиозной корпорации, которая до третьей четверти XX века продолжала огульно отрицать эволюцию (плоти и разума) как биосоциальный феномен, не говоря про техносферное ее измерение. Но история прохождения святого Джона Генри Ньюмена через круги интерфейса ватиканской бюрократии наводит на мысль, что Тейяру де Шардену, пожалуй, еще повезло обойтись без проверки на святость. К тому же он всю жизнь был неполиткорректно гетеросексуален и связан продолжительными пастырско-романтическими отношениями с американской скульпторшей и художницей Люсиль Свон, и защитникам прав гомосексуальных меньшинств в этом случае защитить нечего.

И если римские первосвященники в последние несколько десятилетий относятся к тейярдовцам более благосклонно, чем при жизни де Шардена — генерал ордена иезуитов Влодзимеж Ледуховски или папа Пий XII, то в среде прелатов рангом ниже, особенно в Северной Америке, настроения куда менее толерантные. Так, крупный канадский теолог монсеньор Винсент Фой, современник не только наш, но и де Шардена (Фой прожил больше ста лет), в заметке под недвусмысленным заглавием Teilhard de Chardin: Arch-Heretic («Тейяр де Шарден: архиеретик») писал гневно: «Писания Тейяра полнятся еретическими поклепами, осужденными Церковью… Как сторонник религиозного эволюционизма, Тейяр ошибочно утверждал, что все на свете становится и эволюционирует, что эволюционирует даже сам Бог». Там же Фой обрушивается на Патрика Редмонда, автора книги “От Адама и Евы к настоящему” (Ave Maria Press, 2012), за согласие с научным фактом — происхождение ДНК можно проследить научными методами к первым нашим родителям, мужчине и женщине; католик Редмонд делает отсюда полный энтузиазма вывод: молекулярная генетика подкрепляет церковную доктрину в том смысле, что человеческие существа созданы Господом, начиная с Адама и Евы, а не эволюционировали от низших животных.

Из теологии влияние Тейяра распространилось обратно в естественные науки, чему наиболее известным свидетельством послужит гипотеза точки Омега Фрэнка Типлера. А не далее как 13 мая текущего года Американская тейярдовская ассоциация (да, есть и такая) организовывала тематическое собрание «Космос глазами ватиканских астрономов», где приглашенными докладчиками значились два иезуита из Ватиканской обсерватории, действующие члены того самого ордена, чьи генералы добрую четверть века запрещали де Шардену печататься и проповедовать.

В общем, искоренить принесенный Тейяром в католическую и экуменическую теологию импульс оказалось так же затруднительно, как забыть искусство добычи огня после Прометея

(«Сознание человека само заявляет о себе», предупреждал свое церковное руководство Тейяр, «и, таким образом, стоит этому огню вспыхнуть, он обнаруживает поистине космическую протяженность и не имеет границ ни в пространстве, ни во времени»)

— или, что актуальнее в 2к23, по армейской команде разучиться мыслить в последнем прибежище негодяев.

(«Я, как и все мои сородичи, боюсь будущего — полного загадок и новизны, но время неустанно подталкивает нас к нему навстречу».)

Даже самые заядлые критики де Шардена, вроде американского математика, философа науки и теолога Вольфганга Смита, который в духе Оригена уделил (малоубедительному) развенчанию тейярдовских идей целую книгу «Тейярдизм и новая религия», щедро пересыпанную цитатами из оппонента, не осмеливаются напрямую атаковать тезисы, вполне пригодные как для обновленной декларации прав человека ООН, так и для экуменических библий среднедалекого будущего:

«Общая вера в Человека приведет христиан, марксистов, дарвинистов и материалистов всех течений в конце концов на одну и ту же вершину, где воссоединятся они».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх