fantlab ru

Олег Дивов «След зомби»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
998
Моя оценка:
-

подробнее

След зомби

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Для кого-то это добротно сделанные «страшилки». Для кого-то — история психотронной войны, рассказанная одним из очевидцев. И то и другое отчасти верно.


Содержание цикла:


7.93 (1510)
-
39 отз.
7.82 (1181)
-
20 отз.
7.49 (1073)
-
17 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Аэлита, 1998 // Премия «Старт» (трилогия)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (15)
/языки:
русский (15)
/тип:
книги (15)

Братья по разуму
1997 г.
Мастер собак
1997 г.
Мастер собак
1997 г.
Стальное сердце
1997 г.
Братья по разуму
1998 г.
Стальное сердце
1998 г.
След зомби
1999 г.
Братья по разуму
2002 г.
Мастер собак
2002 г.
Стальное сердце
2002 г.
След зомби
2003 г.
След зомби
2005 г.
След зомби
2007 г.
След зомби
2009 г.
След зомби
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«След зомби» произвел на меня удивительное и разнообразное впечатление. Если вкратце: от первой части я был в восторге, второй был страшно разочарован и добивал через силу, третья оказалась средневзвешенным продуктом с бонусами для тех, кому понравился запев.

Исходные такие: мегатом (больше 900 страниц средним шрифтом) составлен из трех романов — «Мастер собак», «Стальное сердце» и «Братья по разуму», — написанных в последовательности 2-1-3 в 1992-1997 годах и серьезно переделанных повзрослевшим автором через 5 лет после первой публикации. Сам автор в предисловии большими такими буквами назвал трехкнижие образцом щенячьей прозы, чем и объяснил необходимость переработки, а также неровность конечного продукта.

Сюжет, пересказанный в двух словах, кажется оскорбительным для сколь-нибудь разумного читателя: советское руководство пытается подмять под себя распадающуюся страну с помощью психотронного оружия. Страна все равно рассыпается, а психотроника остается – и сандалит во все стороны. А герои это дело рассандаливают – с успехом, жертвами и довольно разнообразной литценностью на выходе.

Завязке истории посвящено «Стальное сердце» — очень патетическая и пубертатная история мальца, которого гэбуха вынудила превратиться в дьявола и улететь на другую планету. Больше всего книга напоминает пересказ какой-нибудь классической фэнтези старшеклассником, обожающим компьютерные игры и мистические триллеры про свинцовые мерзости жизни. Повествование строится линейно-аркадным методом, на каждом уровне сил у героя прибавляется, прибавляется и злодеев, которых приходится колбасить уже самым неимоверным образом. Тим, красавец с прекрасными волосами, выпивает бутылку водки, тут по его ментальной защите наносит удар неведомый гад, Тим видит вокруг себя силовые линии, прокусывает фильтр сигареты и наносит ответный удар, от которого мозги гада вытекают через глазницы; затем герой спасает принцессу, выпивает бутылку водки, чувствует удар, прокусывает фильтр сигареты и т.д.

На самом деле длинновласые главные герои всех трех романов неоднократно прокусывают фильтр сигареты и как минимум один раз за книгу что-то невоспитанно делают с окурком (выкидывают в окно или давят в пепельнице). Но не следует считать, что Дивову надо стыдиться этого — или банальности повествования, например. У каждого писателя, хоть удавшегося, хоть и нет, была первая книга, и почти никогда она не становилась шедевром. Я, например, в те же примерно годы писал в стол боевик про юного журналиста, который поехал в загранкомандировку писать про заграничных полицейских, а в результате в одиночку победил всю наркомафию Вселенной. Само собой, большая часть сюжетных поворотов или была откуда-то списана, или выглядела до смерти неправдоподобной. Писалось это безобразие исключительно ради набивки руки и публиковаться никогда не будет. Дивов же писал всерьез, вытянул книгу на вполне читабельный уровень, опубликовал и понравился – так чего же здесь стыдиться?

Но кабы том открывался этой книгой, вряд ли бы лично бы я бы я одолел более полусотни страниц.

Вот потому хитрый автор и поставил первым «Мастера собак», который по-любому является продолжением «Стального сердца».

Пересказ фабулы «Мастера собак» тоже выглядит вполне издевательским. Москва нахлопнута на полноценный ад: еженощно в каком-нибудь из столичных подвалов открывается дырка в параллельный мир, населенный зомбаками. Те принимаются шнырять по заснеженным улицам и превращать в таких же тварей всякого встречного. Гадов отлавливают отряды охотников с собаками.

При этом «Мастер собак» — отличная книга. Отличная не только от приквела, но и от классических романов про городских охотников, на которые поначалу-то сильно походит. Я, например, сразу решил, что «Мастер» здорово машет на одну из линий «Солдат Вавилона» Андрей Лазарчука, но в особенности – на «Танцы мужчин» Владимира Покровского, великолепную позабытую книгу про обезумевших спецслужбистов, которые фигачат изо всех стволов по какой-то невиданной нечисти, по дружкам, по начальникам – а то и сами по себе.

Лазарчук и Покровский сильнее, к тому же обходятся без героев с длинными волосами и прокушенными фильтрами. Зато у Дивова в книге действуют собаки. Как они описаны, мама родная… Гениально написаны. Дивов на самом деле мастер собак. За одно только это ему можно было простить повествовательный выпендреж. Да только нет его почти в «Мастере» (мелочи типа «- Shit! – выплюнул ругательство такой-то» в расчет не берем). Есть спокойно и жестко изложенная история отряда солдат, узнавших, что их начальство продалось врагу рода человеческого, и решивших это начальство истребить – без особой надежды на то, что солдатам при этом придется не то что выжить, а просто быть реабилитированными посмертно.

Третья книга читалась, во-первых, на автомате, во-вторых, из желания узнать, чем же там на самом деле все у мастера собак кончилось. Спасибо Дивову – все рассказал, обстоятельно и бесповоротно. И Тима по кличке «Стальное сердце» не забыл: в «Мастере собак» он был полубог, в «Братьях по разуму» — натуральный бог из машины.

В целом трилогия удалась – особенно с учетом ее дебютного, тэ-скэть, характера.

Правда, не могу умолчать, что лично мне показалась омерзительной сквозная сюжетообразующая линия ненависти всех героев к своим родителям. В тексте она вполне оправдана, более того, Дивов в предисловии внятно объясняет ее происхождение и историческую необходимость. Но я бы предпочел таких подробностей о симпатичном мне писателе и его персонажах не знать.

А вообще, перечитаю-ка я «Танцы мужчин».

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь. Контроль над сознанием людей всегда привлекает тоталитарные режимы. В трилогии показан мир, где контроль над сознанием осуществляется с применением психотронных технологий и экстрасенсорики. Причем ученые мужи сделали попытку осуществления превентивного контроля — выявления инакомыслящих на стадии формирования личности и применение к ним методов психологической коррекции. Результат оказался неожиданным. Система сама создала силу, способную и желающую уничтожить ее. Гидра приступила к пожиранию самой себя. Но только приступила. Служба контроля претерпевает деформации, но не сдается. Она есть в начале трилогии, она же есть и в финале, ослабленная, измененная, но не уничтоженная.

Живучесть службы закономерна. Кто борется с ней? Одиночки. Причем весьма своеобразные. Мастер собак видел смысл своей жизни в защите человечества от монстров, а потом в уничтожении психотронных генераторов. Он сделал все, что мог. Он сделал очень много. Проход в мир нечисти удалось закрыть. Руководство Проекта заменить.

Но Мастер Собак один. Тим Костенко уже другой. Его не слишком интересуют дела человечества. У него своя планетка, свой народ, на Землю он прилетает, как на курорт, энергией подпитаться да силу свою плохим мальчикам продемонстрировать. Как ни парадоксально это прозвучит, но в случае со Стальным Сердцем система своей цели достигла. Потенциальный противник нейтрализован. Он вышел из борьбы и причиняет лишь точечные неприятности.

Следующее поколение — Игорь Волков и Алекс Вестгейт — тоже склонны занять позицию невмешательства. Усилия этих молодых людей фактически предотвращают третью мировую войну, но далее ни один из них не собирается повторять путь Мастера Собак. И Игорь, и Алекс уходят со службы с намерением вести частную жизнь и ни в чем более не участвовать. И это значит, система выиграла, хотя автор пытается представить героев победителями.

Трилогия неоднозначна и весьма реалистична. Она интересна прежде всего «дефектностью» героев, которая и обеспечивает в пределе стабильность системы. Героизм несовместим с нормальной жизнью. Это видно на судьбах Мастера собак, Тима Костенко, да и всех других героев, причастных к Службе. Игорь Бойко — второе поколение бойцов — стремится вырваться в отставку, на свободу, к жизни. Такого же стремление Алекса Вестгейта, который осознает, что живя службой, он теряет жизнь человеческую. Но пример Охотника старшего поколения Медмэкса показывает, что со службы уйти нельзя. Рано или поздно все равно придется вернуться в строй. И твои близкие окажутся под угрозой.

С литературной точки зрения трилогия весьма слабая. Стиль так себе. Сюжет путанный, с повторами и противоречиями. Но читать ее стоит. Ради содержания, ради идей и мыслей автора и героев, которые звучат предупреждением нам — людям 21 века, когда психотроника уже перестала быть фантастикой.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На простые книги и отзывы просто писать. Но это не тот случай...

Этот мир ещё пострашней того, что описан в «Выбраковке». Бог ты мой:что творит всемогущий Проект — хуже фашизма! Тотальный контроль над умами всех в стране! И нет другой возможности его сломать, кроме как уйти в спасительную пучину безумия.

Не допустить даже малую возможность существования оппозиции! Найти её возможных лидеров, пока они ещё дети, и сломать, уничтожить, сделать мутантами ,вытравив всё человеческое. А самый способный и безжалостный должен стать Богом, абсолютной властью на планете.

Люди, обладающие сверхспособностями и могущие творить добро в мире, используются Проектом для противоположных целей. Кажется, час торжества этого страшного замысла неотвратимо приближается.

Но находятся люди, которые своими отчаянными действиями в последний момент останавливают безжалостную махину Проекта. И снова мир спасает группа избранных, которые едва ли не одни понимают, к каким последствиям может привести дальнейшее развитие событий!...

Слишком много пафоса,правда? А если серьёзно? Знаете, по книге видно, что Дивова эта тема — психотроника — очень беспокоила. Поэтому в мир «Следа зомби» он в качестве главного героя поселил именно себя. Да причём не в одном экземпляре, а как минимум в четырёх! И Тим, и Ларин, и Игорь Бойко, и даже Волков — всё это сам Дивов. Это он лично побеждал Проект, он шёл на штурм Объекта, он он с кавказцем охотился на зомби. Это он любил Ольгу и он её потерял. И у Тима осуществилась его, Дивова, детская мечта — чтоб прилетела тарелка и увезла куда подальше.

Во второй части можно найти факты из жизни самого автора. Интересно, с какого точно момента начинается вымысел? Тут ведь чем раньше — тем лучше, я так мыслю:smile:

Немножко покоробило: простые люди — всего лишь потенциальные твари. И больше ничего. И самим им никак не спастись. Хорошо,что герои пожелали этот мир выручить, а если б нет?

А Проект-то название и методы поменял, но жив-живёхонек, и суть его гнилая мало изменилась. Контроль,однако. А значит, ничего ещё не закончилось.

Вот ненависть автора к политике и политикам искренне поддерживаю. Эти могли ради себя любимых и у нас подобное устроить. Хотя пока нет оснований считать, что попытки далеко заходили. И слава Богу!

Да, без сомнения — психотронная антиутопия. Страшноватая местами (и не мертвяками совсем), но понравилась. Любителям лёгкого чтения не рекомендуется. Хотя... Вам решать...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочтение сего цикла мне больше всего напомнило детскую страшилку, в которую просто подставили другие слова, как например «В чёрном-пречёрном лесу (убогой-преубогой планетке), стоит чёрный-пречёрный дом (существует убогое-преубогое государство), в этом чёрном-пречёрном доме (убогом-преубогом государстве) стоит чёрный-пречёрный гроб(правит маразматичное-премаразматичное правительство). В этом чёрном-пречёрном гробу (это убогое-преубогое правительство) лежит чёрный пречёрный скелет(породило создание страшной-престрашной Программы)... Ну и далее по тексту. Правда в отличии от страшилки, скелет надо бы заменить на чёрного-пречёрного дракона, которого белые-пребелые рыцари периодически обезглавливают, но он, зараза этакая, никак помирать не хочет, а всё выживает и выживает, принимая всё новые и новые облики, оставаясь внутри всё таким-же чёрным пречёрным.

Хотя, в отличии от «Выбраковки», динамическое разворачивание сюжета в произведениях всё же присутствует в приличном объёме. И даже какой-то намёк на детектив есть — типа «кто засланный казачок» и «кто чей сынок». Но, поскольку я вот такие линейные чёрно-белые страшилки не любила даже в детстве, то мне читать было скучно. Хотя, время скоротала неплохо и читалось без негатива.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта трилогия очень показательна для творчества Дивова. Уже в ней видны все основные черты его неповторимого фирменного стиля. Достаточно жесткий боевик успешно дополняется черноватым, но весьма симпатичным юмором. Главные герои — этакие крутые мачо, жесткие, честные и при этом весьма ранимые. Самое сильное впечатление на меня произвел Тим Костенко — очень яркий персонаж. Хотя именно ему я сочувствовал гораздо меньше, чем, например, Мастеру. Да, не менее важными героями, особенно в «Мастере собак» являются кавказские овчарки. Пожалуй, именно у Дивова выражение «собака — друг человека» обретает истиный смысл.

Действие всех романов трилогии очень динамично. Автор объединил, казалось бы, невозможные элементы боевика, триллера, хоррора и социальной фантастики. Вообще, надо сказать к теме психотронного воздействия Дивов относится очень серьезно, не как к фантастическому допущению, а как к реальной опасности.

Да, в этих романах немало шероховатостей, да стиль автора еще далек от совершенства. Но именно в эти книги автор больше всего вложил душу и свое беспокойство о нашем будущем.

Дивов — довольно сложный автор и может понравиться не всем, но я бы все-таки советовал прочесть эту трилогию.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Компьютерное РПГ с размытыми отступлениями философа-собачника. Довольно примитивная история, не сверкающий оригинальными поворотами сюжет, уныло-рыхлый стиль — кажется, что Дивов еще только учиться творить, его лучшие работы впереди, но это не так — просто Олег Дивов очень разноплановый автор и его работы могут в одном человеке вызывать и негатив и восторг. Мне лично у Дивова нравиться гдето четверть его творчества, причем этой четвертью я действительно восторгаюсь. Но этот цикл не из той части.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, этот цикл — лучшее из написанного Дивовым.

Особенно удались Мастер собак и Стальное сердце. Лично у меня, когда я читал, создавалось впечатление, что я там присутствую. Книга хороша тем, что как и большинство произведений Дивова она написана интересным языком и в значительной степени ориентирована на раскрытие внутреннего мира персонажей, а фантастические мотивы — ну, красивый антураж... Хотя, в Следе зомби, даже фантастика это, пожалуй не совсем рамка... Ну, кто прочел, тот поймет.

Только вот ВОДКИ там многовато! Как же можно столько пить???

И еще, хочется сказать, что в этом цикле очень сильно затрагиваются те же самые идеи что и в Выбраковке, кто читал — поймет о чем я. Дивов вообще, как я понимаю очень болезнено воспринимает эту тематику. Тематику не свободы в любом виде. И соц. экспериментов. В общем, да здравствует жанр антиутопии! Браво Дивову.

Тем кто не читал — срочно в магазин за Следом зомби!!!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в авторской редакции.

Правда, в данном случае авторская редакция — не первоначальная авторская версия, а исправленная старая. Исправленная с учётом накопившегося с годами и томами авторского опыта. И оттого роман ну совсем не выглядит дебютом. Отлиный фантастический триллер профессионального автора.

Первые два романа — почти идеальные фантастические триллеры вполне достойные Дина Кунца и Роберта Маккамона. И даже превосходящие многие из их творений.

Жаль, третий роман картонной получился. Ну ничего. И такого у русскоязычных авторов по пальцам пересчитать.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия — первые произведения этого автора, прочитанные мною. На первых страницах немного тормозишь из-за своеобразных терминах энергетических явлений )) ибо привык к «международным» стандартам ) Потом привыкаешь и не отвлекаешься. Из трех романов у «Мастера» — самая большая убойная сила, логика поставить его на первое место понятна и верна.

Очень «качественно» подана порода кавказцев. Проверила у заводчиков... совпадает )) Теперь мечта — завести кавказскую овчарку. Спасибо Олегу за открытие породы! :super:

А насчет жанра... по мне, не очень-то и фантастика все ЭТО... меня все чтение не покидал вопрос: как «цензура» смогла все ЭТО пропустить в тираж? хотя... в том же «Мастере» есть ответ и на это.

Вывод один: читайте... и пусть в классе «мяса» на одну единицу станет меньше.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно средненький, в целом, получился цикл. Была изначально поднята, казалось бы, вполне интересная, можно даже сказать актуальная тема, тема зомбирования населения власть предержащими, для создания удобного и спокойного общества. Общества, которым можно легко управлять и направлять. Но в итоге, это все вышло как-то размыто и, как читатель, совершенно не чувствуешь серьезности происходящего, какого-то напряжения, не отожествляешь себя с событиями трилогии, так, фантастический триллер-боевик не самого лучшего качества, но не более. Этому невхождению, очень способствует еще и холодная отчужденность всех главных персонажей, не вызывающих, по сути, никаких эмоций, никакого сопереживания, они выписаны довольно картонно и действуют как герои боевиков, а не как обычные люди.

При этом все три романа цикла очень разные. Начиная с депрессивного, пышущего своей безысходностью мистического триллера «Мастер собак»; продолжаем отчужденно-агрессивно-непоколебимым, тонущем в алкоголе, техно-фэнтезийном боевичке «Стальное сердце» и, наконец, заканчиваем задорным и динамичным шпионским боевиком «Братья по разуму».

Совершенно лишними в цикле смотрятся инопланетяне, которых автор ну буквально за уши притянул, видимо, чтобы была какая-то третья, сильная и чистая сила и посланник этой силы, который способен разрулить любую проблему, ибо он, чуть ли не всесилен.

Как дебютные произведения для молодого автора, «След зомби», наверное, вполне неплох, но не более.

Поэтому читать конечно можно, но никакого особого удовольствия или уж тем паче чего-то интересного, познавательного, необычного, яркого, здесь не получить и не найти, все очень серенько и средненько.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравилось. Этот цикл — первое, что я прочла Дивова. Оригинально, интересно. Книга со смыслом, сейчас таких мало пишут. Особенно Мастер собак. Такую манеру подачи материтала впервые встретила. Начинать и в правду сложновато, потом втягиваешься, воображение раскручивается, и — пошло-поехало...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что цикл — это лучшее, что Дивов написал — и спорить с этим не буду. Но по моему, это и единственное произведение, где всерьез обсуждается возможность — да собственно и показывается, что это вполне достижимо при уровне современной науки — тотального контроля над сознанием глобального большинства человечества. Третья книга, с моей точки зрения как раз не зря отделена от двух первых большим промежутком времени и другими ГГ. Она показывает, что господа кукловоды не всесильны, что и на них есть управа.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно говориь о цикле в целом, так как третья книга хоть и связана с первыми двумя общей сюжетной линией, но все же идет в некотором отрыве от них. В Братьях уже отсутствует вся эта мрачная утопичность...

... которая и пленяет в Мастере и Сердце.

Не легкое чтение. Но почему-то именно герои этих книг, которых трудно определенно оценить с положительной или отрицательной стороны, взывали к своим образам и заставляли пытаться понять и проанализировать их мысли и чувства еще долго после прочтения книги. Да в книге они чем-то однобоки, может быть некторые моральные черты в них слегка усилены, для того что бы образ заиграл ярче, но все же

В общем и целом гениальные книги гениального цикла.

P/S В 2003 году книги прошли авторскую редакцию. И если Сердце и Братья подверглись ей косметически, то Мастера, на мой взгляд, она переминила не в лучшую сторону( было выброшено много деталей образующих мир, а осталтись только сюжетные. Книга после этой редакции стала более зализаной и правильной с литературной точки зрения, но ее герои и сюжет стали менее живыми, а это то за что она так мной и ценилась

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зная изначально что предстоит — даже не начинал бы слушать эти аудиокниги. Водопад пустых слов, в которых иногда проглядывает сюжетная линия, еще реже — становится интересно.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неоднозначное произведение, написанное в пограничном жанре «фантастика-мистика». Идея трилогии, вроде бы, неплохая (борьба против психотронной программы принуждения населения), но вот реализация... Впрочем, по порядку.

Первая книга — самая неудачная из всех. Ее фон — невероятно мрачный и безысходный, ее герои — грубые и жестокие ублюдки, занимающиеся неблагодарной работой, ее язык — неотесанный, корявый и совсем не литературный, ее стиль — бульварщина самого желтого оттенка, ее сюжет — жалкая пародия на недавнюю отечественную историю. Изложение истории ведется через диалоги персонажей, что было бы совсем неплохо, не будь эти диалоги так убоги и длинны. Реальный объем романа из-за этого завышен раз в пять! Сам сюжет не блещет оригинальными и интересными находками, его можно пересказать всего в нескольких предложениях. Излишние отступления, невнятные сцены, зацикленные больше на собаках, чем на зомби, вынесенных в заголовке, большое число проходных персонажей, нелогичное развитие событий и излишняя эмоциональность слога, доходящая до пафоса, — вот то, что остается в голове у читателя после прочтения. Никакой кульминации у произведения нет — весь текст написан в одном ключе и стиле: даже деление на главы чисто условное, хронологическое. Финал не оправдывает тех ожиданий, которые автор щедро рассыпает еще в самом начале: он хаотичен, скомкан и незавершен сюжетно (чем всё закончилось, читатель узнает уже post factum, после прочтения второй и третьей книг). Впечатление окончательно портится из-за частого и немотивированного использования автором самого неприкрытого уличного мата, из-за чего книга не рекомендуется не только молодому поколению, но и любому культурному читателю.

Второй роман вышел немного получше из-за улучшения линии сюжета (противостояние мощного экстрасенса Тимофея Костенко государственной программе психокоррекции населения), уменьшения общего процентного содержания бранных слов и мата на единицу объема текста, а также большей осмысленности характеров персонажей (и, соответственно, их диалогов). Однако, произведение по-прежнему грешит двумя недостатками первой части: явной избыточностью текста и негативностью эмоционального фона. Хотя пролог располагал к совсем иному построению материала, уделяя особое внимание приключенческой составляющей. Но в итоге автор всё же отбросил ее напрочь, сделав выбор в пользу психологизма главного героя, что резко снизило увлекательность действия. Поступки Тимофея настолько нелогичны и глупы, а его характер — преувеличенно отрицателен, что ему совершенно не сопереживаешь — скорее, наоборот, желаешь неудачи. И, хотя в основе канвы романа лежат реальные разработки КГБ 80-х годов прошлого века, у читателя появляется подозрение в придуманности всех событий как раз из-за неудачного стиля изложения (преувеличенно абсурдного). Неплохую идею о недопустимости применения против собственного народа психогенного оружия автор благополучно похоронил своей неумелостью (а, может, излишней критичностью к происходящему). Финал второй части оказался еще более несуразным, чем в первой — в дело вмешивается инопланетный разум! Всё бы ничего, если б не форма этого вмешательства: спасти Тимофея Костенко (чуть было не сказал: спасти рядового Райана). Как говорится, это уже явно за гранью какой-либо логики...

Как ни странно это прозвучит, но третья часть трилогии оказалась почти приличной. В ней, конечно, также присутсвует мат и ставший почти символом негативный фон, но ощущается это уже не так остро и выпукло из-за улучшения культуры текста. Сюжетно события происходят уже в следующем, 21-м веке, основными персонажами являются новые люди, связанные определенными отношениями со старыми героями, страна также новая — Россия образца 90-х годов (тут автор не угадал с прогнозом). Игорь Бойко уже не вызывает такого отвращения и отторжения, как предыдущие герои — он не делает больших глупостей, не корчит из себя супермена, не использует «рояли» (за исключением, пожалуй одного — т.н. «кляксы»), ведет себя как вполне обычный человек (его эмоции уравновешенны и не гипертрофированны). Ему даже невольно начинаешь сочувствовать. Наконец-то у романа появилась приключенческая составляющая: Игорь отправляется в «европейское турне» с целью посетить важного эмигранта из приснопамятной программы «Дети», который затеял всемирную бучу непомерного масштаба. Следить за этими похождениями становится интересно и временами забавно. Значительно улучшился язык изложения: он стал более культурным, с элементами оригинального юмора. Из-за этого резко «потеплел» общий фон повествования — это еще не оптимистический, но близко к нему. По крайней мере, не чувствуешь уже себя оплеванным после прочтения. Так что читать эту часть трилогии почти приятно, да и запоминается она куда лучше предыдущих частей. Если уж что-то читать из трилогии — то только ее одну.

Если говорить об общем анализе, складывается впечатление, что либо две первые части писал кто-то другой, либо автор еще нарабатывал свой стиль и язык, когда начинал писать (но тогда две части написаны гораздо раньше 1997 года). Мне кажется, что первый роман вообще можно пропустить, т.к. его содержание хорошо описано в последующих частях (особенно — в третьей). Насчет второй части такого сказать нельзя: кое-что в ней уникально и больше нигде не описывается. Так что, если вы можете «переварить» в себе все мерзости литературного слога автора, — читайте на здоровье! Но лично я держу у себя его книгу только из-за третьей части.

--------------

РЕЗЮМЕ: неплохое по замыслу и скверное по реализации повествование о психотронном оружии бывшего СССР. Детям эту книгу в руки не давать! Даже не показывать!

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх