fantlab ru

Александр Беляев «Прыжок в ничто»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
854
Моя оценка:
-

подробнее

Прыжок в ничто

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 76
Аннотация:

Профессор Цандер — инженер ракетостроитель с мировым именем создает корабль «Ноев ковчег», позволяющий совершить прыжок на иные планеты. Акционерное общество «Ноев ковчег» состоит из богатых аристократов и банкиров, готовых финансировать строительство корабля, и на этом корабле убежать от назревающих революций и войн . Приключения обитателей «Ноева ковчега» при освоении законов космоса описываются весьма убедительно (1933 год!!!). Чем же завершится этот полет?

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые роман был выпущен в 1933 году издательством «Молодая гвардия» с послесловием профессора И.А.Рынина (1877 — 1942), известного советского ученого, автора работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы, председателя Секции межпланетных сообщений при Ленинградском институте инженеров путей сообщения. Тогда же появился отрывок из романа под названием «Стормер-сити» в журнале «Юный пролетарий» №8.

Второе издание сопровождалось предисловием К.Э.Циолковского

Посвящение автора: Константину Эдуардовичу Циолковскому в знак глубокого уважения.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 250

Активный словарный запас: средний (2827 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Прыжок в ничто
1933 г.
Прыжок в ничто
1935 г.
Прыжок в ничто
1936 г.
Прыжок в ничто
1938 г.
Звезда
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1964 г.
Фантастика
1976 г.
Фантастика
1976 г.
Прыжок в ничто. Властелин мира
1982 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5
1985 г.
Остров погибших кораблей
1986 г.
Фантастика
1986 г.
Звезда КЭЦ
1987 г.
Последний человек из Атлантиды
1988 г.
Фантастика
1988 г.
Прыжок в ничто
1989 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3
1992 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 3
1993 г.
Прыжок в ничто
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 6
1994 г.
Прыжок в ничто. Звезда КЭЦ
1996 г.
Звезда КЭЦ
2000 г.
Том 3. Чудесное око
2005 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 6
2007 г.
Прыжок в ничто
2009 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Прыжок в ничто
2016 г.
Прыжок в ничто. Воздушный корабль
2017 г.
Звезда КЭЦ. Прыжок в ничто. Небесный гость
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 6
2018 г.
Прыжок в ничто
2018 г.
Прыжок в ничто. Воздушный корабль
2020 г.
Прыжок в ничто
2020 г.
Лаборатория Дубльвэ
2023 г.
Научно-фантастические произведения
2023 г.

Аудиокниги:

Вечный хлеб. Последний человек из Атлантиды. Прыжок в ничто. Золотая гора
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Skok do prázdna
1961 г.
(чешский)
Стрибок у ніщо
1961 г.
(украинский)
Стрибок у ніщо
1969 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший роман. Понравились и научная составляющая, и социальная. Хотя, конечно, не обошлось без традиционного для тех времен воспевания коммунизма. Сейчас это выглядит смешно (по крайней мере для меня, рожденного уже после распада СССР). Но, тем не менее, все социальные темы не лишены смысла. Особенно показательным является описание того, что пассажиры «ковчега» выбирали в качестве багажа. А присутствие научного гения, который находится вне политики и всяческих идеологий, делает роман еще интереснее. Да и космическое путешествие в 1933 году, которое хоть немного, но приближается к реальности — это круто. Уже не полеты на пушечном ядре. Прочитал с удовольствием, перечитывал не раз.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекланяюсь перед этим человеком! Писатель-фантаст с большой буквы. Произведение написано в 1933 году. Только через 25 лет осуществились запуски ракет в космос, а на сколько правдоподобно с научной и технической точки зрения все написано! Какую эрудицию надо было иметь в те годы в различных областях науки и техники. Ведь в то время доступ к передовым достижениям и информации был весьма ограничен. Сейчас трудно кого-либо из современных писателей фантастов сравнивать с А.Беляевым. Книга замечательная, читается на одном дыхании.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это Беляев, как он есть.

Это блестящий роман. Это наивный роман. Это поучительный роман. Это роман, который заставлял его юных читателей шевелить извилинами.

По сути это то, что сегодня назвали бы «Young Adult», да оно и было таким в момент написания. Не потому что он предназначен для «молодых взрослых», а потому что он предназначен для «взрослых с молодым сознанием». А в 30-х таких было большинство. Людей, открытых не только для новой идеологии, но и для нового мироощущения. Готовых менять мир и меняться самим. Они были уверены, что история не может их ничему научить. Ведь, они строили нечто настолько новое, что просто не могли повторять ошибки предыдущих поколений. Они были уверены, что идут по дороге по которой еще никто не ходил. Поколение рожденное без цинизма. Поколение, не желающее понимать полутонов и как все дети, признающие только крайности.

Для них и был написан этот роман.

Мне по настоящему грустно, что у Беляева нет больше тех читателей, для которых он писал. Тех читателей, которых он стремился создавать своими произведениями. Слишком мало осталось людей «идеи», слишком много стало тех, кто мечтает жить как в «Швейцарии» богато, тихо и мирно... почему то не задумываясь о том, зачем у каждого взрослого гражданина кантонов, под кроватью лежит пулемет, а в шкафу висит военная форма ... ;)

Да, роман можно критиковать за наивность классового подхода, да его можно критиковать за излишнюю «черно-белость». Но при всем при этом, в нем есть отличная приключенческая составляющая и великолепно описанные, человеческие характеры и эмоции. А как красиво Беляев стебется над Тарзаном! Это ж, настоящая песня!

Именно на этом произведении, мой маленький «я», начал проникаться простой истиной — можно бежать очень быстро, можно бежать очень далеко, но как бы быстро и далеко ты не бежал, от себя убежать не получится. До сих помню вот этот кусок:

«Один лишь Шнирер приберег семена. Исполнялась его мечта о новой жизни на новой Земле. И он серьезно принялся за хозяйство. Но в первый же день он убедился, что изобретать философские системы для него много легче, чем копать грядки. После первого же часа физической работы он начал стонать, охать, не мог уснуть и размышлял. В его философской системе была какая-то ошибка, которую он не мог найти. И нашел только к утру: для счастливого существования на новой Земле ему не хватало... рабов, которые бы все делали за него, в то время как он предавался бы высоким философским размышлениям ...»

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плод своего времени, тем не менее, остававшийся интересным для читателя вплоть до распада СССР и появления конкурирующих фантастических по идее произведений. Я читал роман в детстве, как и большинство произведений Александра Беляева, и хотя практически все в его творчестве мне тогда нравилось, но эта книга запомнилась как самая впечатляющая.

Конечно, политику в отношении «проклятых буржуинов» мозг отфильтровывал и тогда, кстати, не согласен с ругательством в этом отношении в адрес автора. Если нормальному ребенку ещё в советское время была понятна малозначительность комми-пропаганды в совокупной оценке качества труда, то какой смысл гневно осуждать сейчас понятную причину наличия этой «шелухи»? Единственно, что даже ребенку запомнилась нелогичность строго классового подхода к моральным качествам человека — почему если он типа трудящийся — слуга, то обязательно положительный персонаж и всегда поддержит противников своего работодателя? Какие то роботы, упоминаемые вскользь. А вот «эксплуататоры» прописаны вполне ярко и отнюдь не целиком вызывают негатив, а скорее сочувствие.

Но самое хорошее впечатление, несмотря на ненаучность, оставили описания полета и особенно — Венеры и путешествия по ней юного аристократа, кстати, успешно выжившего и доказавшего, что он вовсе не дегенерат.

В общем, не знаю, возникнет ли у меня решимость на перечитывание этого романа, но людям, которым интересно мироощущение советских людей тридцатых годов, вовсю через разного рода тернии рвавшихся к звёздам (и почти прорвавшимся), эта книга сумеет помочь в этом вопросе, вдобавок к увлекательному, хотя и устаревшему по форме приключенческому сюжету.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поставила высокую оценку только благодаря описаниям тренажеров и подготовки к полету и такой чудесной, удивительной красивой планете. Словно в отпуск съездила в незнакомое место. Венера, Александру Романовичу удалась, прям вот хочется крикнуть:«браво!» А в остальном, конечно же сейчас очень трудно воспринимать книгу серьезно. Толи и правда она уже слишком устарела по своим социальным взглядам, то ли читать такое надо в детстве. Ну очень уж дуалистично. Прям черно-белое повествование без каких-либо оценок. Есть благородные, трудолюбивые, честные рабочие, сочувствующая интеллигенция и просто сочувствующие люди и есть полная им противоположность в лице банкоров, дельцов, аристократии и духовенства с их комичной тупостью, жадностью и ленью. Не герои, а функции или карикатуры.

Что касается шикарного туристического космического челнок, можно даже сказать космического лайнера, совершенно неправдоподобного описания путешествия на нем, и конечно же нереального описания Венеры, то не документальная ведь книга, не будем придираться к книге, которой уже не так долго осталось до столетия и вообще к фантастике.

И все же, как хороша Венера! Пожалуй, я буду перечитывать именно заключительную часть романа, именно в ней все самое интересное. Во всяком случае для меня.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из тех произведений, на которых выросли многие поколения любителей фантастики. В те годы, идеи ромона были очень свежи и интересны. Мир, придуманный Беляевым воспринимался с детской восторженностью, и инопланетяне, которые сейчас воспринимаются только с юмором и иронией в те годы действительно казались страшными и свирепыми монстрами. Да и идеологическая составляющая романа не напрягала. Просто в те годы невозможно было представит себе произведение не высмеивающее жадин — капиталистов. и не доказывающее преимущества социализма. Конечно, сейчас не стану уже перечитывать этот роман. Но за яркие детские впечатления ставлю весьма высокую оценку.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Но ведь это же химера!

- Фантазия!

- А как же мы будем дышать?

- И чем питаться? Эфиром?

- Мы окоченеем от мирового холода, который уничтожит нас так же скоро и верно, как это сделает коммунизм.

В начале прошлого века, после победы в России большевистской революции многие в мире всерьез опасались распространения коммунистической заразы на другие страны. Да и в самой Стране Советов были весьма популярны идеи экспорта революции. Более того, многие в стране верили, что именно к мировой революции естественным путем приведут начавшиеся в России процессы, что капитализм отжил своё и теперь просто обязан уступить место коммунизму, как более прогрессивному учению, а пролетариям всего земного шара нужно лишь развить наметившиеся тенденции в нужном направлении. И тогда во всём мире власть перейдет в руки рабочих и крестьян, что приведет к всеобщему благоденствию и процветанию, то есть наступит рай на Земле, который, если постараться, сможет увидеть нынешнее поколение. К сожалению, а может быть и к счастью, ничего этого не произошло и уже, наверное, никогда не произойдет. О том, как это могло быть нам остается судить лишь по фантастическим книгам, описывающим подобное развитие событий.

Российская Империя рухнула в одночасье и на её руинах начало образовываться новое государство, проповедующее ценности такого характера, что в окружающих её странах, где у руля власти стоял капитал, могли представить нечто подобное лишь в страшном сне. Причем, чем дальше развивались события, тем более ясной становилась мысль о том, что вероятность воплощения этих кошмаров в реальность весьма высока. Революция не просто грозила откуда-то из-за границы, она уже была на пороге и стучала в двери. Этот стук переполошил большинство из тех, кто до недавнего времени считал себя хозяевами жизни и рассчитывал и далее приумножать свои капиталы и пить соки из, казалось бы, на веки закабаленного трудового народа. «Демоны войны и революции сорвались с цепей» и это вселило смертельный ужас в сердца промышленников и фабрикантов, банкиров и финансистов, рантье и дворян. Спешно был создан международный союз капитала «Последние из могикан» (очень часто называемый просто «могикане» ) для противостояния красной чуме. Строились планы военной компании, в авральном порядке разрабатывались новые, более смертносные виды оружия. К работе над новым оружием в добровольно-принудительном порядке привлекались различные инженеры, ученые и прочие деятели науки. Отказ от сотрудничества мог запросто привести строптивца за решетку. Но многие не хотели мириться с подобным положением вещей: кто-то открыто бунтовал, кто-то старался вообще уехать в нейтральные страны. К последним принадлежал и главный герой романа — гениальный инженер-ракетчик Лео Цандер. Будучи по натуре пацифистом он абсолютно не горел желанием заниматься разработкой «стратосферных бомбардировочных ракет, управляемых по радио», к чему его настойчиво принуждали «могикане». До поры до времени он старался саботировать работы по созданию оружия под предлогом большой занятости из-за выполнения частого заказа для лорда Генри Боллтона на создание ракеты, способной взять на борт одного человека и с ним достичь стратосферы. Но долго так продолжаться не могло и Цандер решил, захватив с собой своего ассистента Винклера, скрытно отбыть в Швейцарию, чтобы там наконец-то отвязаться от назойливого внимания «могикан». Но планам его суждено было сбыться лишь частично — он с большим трудом достиг Швейцарии, но пробыл там совсем недолго. А дело всё в том, что вскорости его навестил лорд Боллтон и сделал ему предложение от которого тот не смог отказаться. Цандеру, по просьбе некой группы весьма уважаемых и влиятельных лиц, в которую был вхож и сэр Генри, было предложено создать не маленькую стратосферную ракету, а огромный «Небесный ковчег», в котором, улетев в бездны космического пространства, эти влиятельные люди намеривались переждать сотрясавшие планету социальные катаклизмы и избавить себя от риска попасть в лапы большевиков: «Если нельзя больше бороться за сохранение капитала, то по крайней мере следует бороться за спасение жизни». Инженер, воодушевленный грандиозностью задачи, принял предложение лорда и отправился со своим помощником в горы Южной Америки, где осторожные капиталисты, втайне от всего мира, начали строить город, где и будет создана невероятная небесная машина, а если получится, то и не одна.

Впервые текст романа был опубликован в 1933 году в издательстве «Молодая гвардия». Роман вызвал большой интерес основателя космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Между ученый и писателем завязалась переписка, результатом которой стала серьезная переработка романа Беляевым, который по замечаниям Циолковского исправил научные неточности, одновременно с этим автор убрал лишние популяризаторские длинноты и расширил приключенческую часть. Второе, переработанное издание вышло в том же издательстве в 1935 году с предисловием самого Циолковского. Этот вариант романа и получил в дальнейшем наибольшее распространение. Композиционно текст разбит на три большие части: постройку «Ковчега» в Стормер-сити, путешествие в космическом пространстве и приключения на Венере. В каждой из частей авторское внимание сосредотачивается на каком-то одном, превалирующем вопросе. В первой части — это научный процесс, приведший к созданию космического корабля, во второй — аспекты пребывания в космосе, в третьей — попытка выжить на Венере и приспособиться к её условиям. И если в первой и второй частях Беляев пытается сделать текст максимально соответствующим известным на тот момент научным данным, то в третьей дает волю своей фантазии. Описаниям экзотических растений и живых существ отдана львиная доля текстового пространства третьей части, что делает её самой яркой во всём романе, хотя и самой неправдоподобной. Беляеву удалось в рамках одного романа соединить социальный памфлет, космические приключения и научно-познавательный материал, причем сделать это настолько умело, что абсолютно не замечается перекосов в ту или иную сторону.

Александр Романович уже обращался к теме создания всемирного государства рабочих и крестьян в своей утопии «Борьба в эфире», но там он описывал финал межклассовой борьбы, а в «Прыжке в ничто» пожар мировой революции лишь только разгорается. В то время тема распространения революции за пределы Советской России была весьма и весьма популярна, именно она легла в основу романа Абрама Палея «Гольфштрем», а Алексей Толстой в своей знаменитейшей «Аэлите» вообще устроил революцию аж на Марсе. Но, как бы там ни было, Беляев уделяет внимание этой теме как бы вскользь, сосредотачивая своё внимание более на научно-технических аспектах, нежели социальных, оставляя последним функцию декораций. Его роман становится практически первой ласточкой в довольно обширной группе фантастических книг, описывающих так называемые «космическе ковчеги» или «корабли поколений». И хотя в отличие от хайнлайновских «Пасынков в небе» или «Нон-стопа» Олдисса пассажиры на борту «Небесного ковчега» проводят не так уж много времени их корабль содержит все признаки настоящего корабля поколений, способного поддерживать жизни экипажа неопределенное количество времени. Конечно же, с современной точки зрения роман кажется весьма наивным, а научные сведения, приведенные в нём, донельзя устаревшими, но, на фоне выходившей в то время и даже несколько позже фантастической литературы, он выглядит просто образцом аккуратной и адекватной подачи научных данных. А ведь даже в более поздних романах можно вполне встретить в ракете буфет с тортами и вазу с цветами, заботливо установленную на стол перед стартом. Интересно, что автор в тексте вновь возвращается к теме лучей смерти, работающих по принципу ионизации воздуха для создания в нём электропроводящего канала (как в «Золотой горе» ), только теперь создатель их итальянец и он предлагает использовать лучи против большевиков и коммунистов. В «Горе» же автором изобретения был советский ученый. Весьма может быть, что, показав авторами этого изобретения людей из двух разных «лагерей», автор стремился проиллюстрировать мысль о том, что не бывает плохих или хороших изобретений, а всё зависит от того, в чьи руки оно попадет. Весьма схожую мысль он выдвигал в романе «Властелин мира». И как всегда не обошлось в романе без фраз, волшебным образом подходящих к нашей современной действительности: «Конспирация упрощает отчетность» и «Деньги! Горючее всех двигателей мира, не исключая и сердечного». Так же Беляев допускает небольшой выпад против романа Жюля Верна «Из пушки на Луну»: «Жюльверновские герои, вылетавшие из пушки в снаряде, должны были бы в первое же мгновение выстрела разбиться в лепешку о дно снаряда». И хотя многие персонажи романа весьма условны, особенно это касается преверженцев капиталистического строя, это ничуть не мешает сполна получить удовольствие от увлекательного приключенческого сюжета.

Итог: интересный образчик тщательно продуманной космической фантастики, полный интересных фактов и забавных заблуждений. Сейчас, всё происходящее на его страницах выглядит несколько наивно и излишне политизированно, но, если при чтении учитывать то время, когда был написан этот роман, то всё встает на свои места. Однозначно рекомендую как любителям старой советской фантастики, так и почитателям темы межпланетных путешествий — пусть познакомьтся с основами жанра, это никогда не было лишним. Читайте классиков!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый кинематографичный роман из книг такого рода. Меня всегда удивляло, почему снимали фильм по «Аэлите», которую Протазанов не смог толком экранизовать, и никто не обратил внимание на этот чудный образец социальной фантастики. Если вспомнить модный в тот период атлантизм, то у Беляева он вышел убедительнее, чем у Толстого, изящно и без бульварщины. По «Прыжку в ничто» можно было бы снять целый сериал, как много там всего вкусного. И социальный конфликт, и детективная линия, и строительство космодрома для ковчега, и техника будущего, и сказочные венерианские пейзажи. При достаточном бюджете получился бы фильм года, достойный самых престижных премий. Но увы, это только мечты.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный роман, по своей наивной и дерзкой фантастичности, превосходящий все остальное творчество Беляева. Задуманное, в качестве оды гению Циалковского, произведение включает себя и социальную интригу и космическую фантастику и техногенную фантазию и политический триллер. Удивительно, что столь яркая вещь, в отличии от более известных романов Беляева, не переиздавалась в послевоенные годы Совка. Вероятно советской цензуре показалось неправильным, что идея космических полетов появляется в обществе капиталлистов, при поддержке капитала. Да и поведение пролетарского ученого в заключительной сцене выглядит не вполне морально.

Любителям творчества Беляева прочесть совершенно необходимо.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная романтичная фантастика, очень жалею, что не прочитала это произведение в детстве, поскольку сегодня оно кажется мне очень наивным. Но все же, если учитывать время написания – Беляев провидец, столько всего предсказал. Много внимания в романе уделено коммунистической идеологии, но такое было время. Несмотря на это произведение злободневно и сегодня – это касается особенностей геополитической обстановки, развязывания войн и революционных движений.

Полет в космос удался. Думаю, в 30-е годы ХХ века это произведение было настоящей научно-фантастической бомбой!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве книга очень нравилась, хотя я обычно пролистывал подготовку к полёту и сам космический полёт (они казались мне нудными) и сразу переходил к самой интересной части: к приключениям на Венере. Тогда идеологическая повестка произведения не особо бросалась мне в глаза, а отрицательные герои-буржуи вызывали не неприязнь, а скорее смесь раздражения и сочувствия, будто это какие-то противные дети.

Сейчас я перечитал эту книгу с ещё большим интересом, потому что уже знал, в каком политическом, социальном, культурном и научном контексте писалась книга. 1933! Мои бабушка и дедушка по маме ещё были маленькими детьми, а родителей отца и вовсе ещё не было на свете. Нашему прадеду, прожившему почти сто лет, было 27. Казалось бы, не так уж много для исторического процесса — но в двадцатом веке колесо истории начало вращаться с бешеной скоростью. И нам теперь трудно представить, насколько мировоззрение людей из тридцатых годов отличалось от нашего.

Да, в тридцатые годы действительно верили, что однажды красные флаги поднимутся над всем миром — точнее, у нас действительно верили, а за рубежом многие действительно боялись. Да, в тридцатые годы действительно были такие простые представления о космической технике («взрывной двигатель» и т.п.) — ничего более сложного ещё не было придумано. О Венере тоже знали очень мало, потому что планета скрыта от астрономов облаками. Как знать, что там, под плотным облачным слоем?.. Раскалённые пустыни? Огромный океан? Пышные джунгли каменноугольного периода? Всё это казалось вполне допустимым (даже венерианские зонды более поздних времён имели антенны-поплавки на случай, если зонд окажется под водой).

Беляев и не скрывал того, что использовал при написании труды Циолковского. Последний, надо сказать, путём сугубо теоретических рассчётов правильно «предсказал» множество аспектов космических полётов, Беляев же придал им художественную и даже идеологизированную оболочку.

Венерианская часть, которая в детстве казалась такой длинной и насыщенной событиями, на поверку оказалась чуть ли не самой короткой. Тут уже книга типично приключенческая, несколько сродни «Аэлите» и «Марсу» Берроуза. Именно в начале двадцатого века появилось представление о космическом фронтире: вся Земля уже была известна и изучена, и мест для неведомого и невероятного на ней почти не осталось. «Дикий запад» переместился в космос, сперва на ближайшие планеты, а затем — далее, в другие солнечные системы. И во всех книгах о космическом фронтире (неважно, тридцатых годов или двадцать первого века) можно найти общие характерные черты: причудливые миры с причудливой и разнообразной живой природой, множество неведомых опасностей, схватки с чудовищами и аборигенами, несметные богатства, никому не принадлежащие, расколы и интриги внутри коллективов исследователей, «тарзаны», приспособившиеся выживать в чуждом мире. Всё это есть и в «Прыжке», и описано достаточно кратко и скупо — но достаточно, чтобы взбудоражить детское воображение.

И вот в этом новом мире начинают выживать земляне, ещё в полёте разделившиеся на две группировки. Да, и подлые капиталисты, и благородные коммунисты изображены очень наивно и стереотипно. Но всё же их образы, ярко представившиеся ещё в детстве, я помню до сих пор неизменными. Концовка довольно резкая, почти что обрывающаяся. Помню, при первом прочтении ожидал, что герои или решат, что с коммунистами всё же лучше, подготовятся к обратному полёту и сами вернутся на Землю, или дождутся новой земной экспедиции. В итоге произошёл третий вариант: и не совсем то, и не совсем другое.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Тёток-буржуинок и барона, оставшихся на Венере, жалковато. Блоттон и его сообщники попытались помешать взлёту ракеты и, видимо, погибли — а леди Хинтон с дочерью, с Делькро и с развалиной-бароном, выходит, остались одни. Самые беспомощные люди в «колонии»... Вряд ли они долго протянули.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно и сейчас перечитать. А буржуев у нас сейчас своих хватает. Лучше прочитать Беляева, чем многих современных бумагомарателей от фантастики. А вообще роман — о человеческих отношениях, о характерах, — то, что ценю больше всего в книгах. Описание Венеры — вообще впечатляет. Лет с 11 ждала, когда же её исследуют?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда прочитал в первый раз в десятилетнем возрасте, описание Венеры даже и фантастикой не показалось — все принял за чистую монету и взахлеб рассказывал о Венере младшему брату. А в принципе этого и должен добиваться писатель — чтобы ему поверили безоговорочно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинал читать с некоторой усмешкой, ибо достаточно сложно поверить в капиталиста, который не будет до смерти защищать своё «непосильное нажитое» и начнёт массово стреляться и бежать на другие планеты. История показывает, что если некуда бежать, то разгорается более чем кровавая и упорная классовая борьба, которая порой затягивается на десятилетия. Но Беляев вполне имел право на подобные заблуждения.

К тому же дальнейшие космические приключения с лихвой компенсируют идеологические проседания. Пассажиры «Ковчега» разбираются с авариями, выращивают еду в теплице, исследуют новые планеты... При этом заметен разный подход к решению проблем — условно «пролетарский» и «буржуинский». Посыл-то авторский понятен — показать превосходство и деловитость рабочего человека, но получилось не всегда удачно и убедительно, хоть и удалось избежать совсем уж карикатурных крайностей. В общем и целом — добротные космические и инопланетные приключения, которые и сейчас любопытно почитать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго не решалась начать, зато потом не пожалела. Да здравствует КЭЦ и яркое, живое произведение Беляева!

Читала в ранние годы, поэтому о Константине Эдуардовиче Циолковском узнала именно отсюда. С тех пор я тоже немножко брежу космосом. Жаль, что на Венере жизни, скорее всего, нет.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх