fantlab ru

Станислав Лем «Магелланово облако»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
1373
Моя оценка:
-

подробнее

Магелланово облако

Obłok Magellana

Другие названия: Облако Магеллана

Роман, год (год написания: 1953)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 141
Аннотация:

Роман «Магелланово облако» в строгом смысле слова не фантастический и не приключенческий. Это философское произведение, утопия. Он посвящен коммунистическому будущему человечества.

В центре событий, описанных в романе, — полет первой звездной экспедиции человечества к созвездию Центавра на гигантском космическом корабле, символически названном «Гея».

Примечание:

Отрывки из романа публиковались в 1954 г. в еженедельнике «Przekrój».

Полностью роман был опубликован в 1955 г. издательством «Iskry».

Отрывки и отдельные главы из романа в переводе на русский язык публиковались в журналах «Польша» (1958, № 2; 1961, № 7), «Польское обозрение» (1976, № 24), «Юный техник» (1960, №№ 5-8 – в переводе З. Бобырь).

Станислав Лем все-таки разрешил переиздать «Магелланово облако», но только в России (1995, 1997 гг.), причем был наконец-то сделан полный перевод романа. А японцам, например, отказал, ибо (из интервью «Общей газете», номер от 20.01.2000 г.) «Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду».



В произведение входит:


5.71 (7)
-
5.75 (8)
-
5.62 (8)
-
  • Obłok Magellana

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Юный техник 1960'05», 1960 г.

— журнал «Юный техник 1960'07», 1960 г.

— журнал «Юный техник 1960'08», 1960 г.


Экранизации:

«Икар-1» / «Ikarie XB 1» 1963, Чехословакия, реж: Индрих Полак



Похожие произведения:

 

 


Магелланово Облако
1960 г.
Магелланово облако
1966 г.
Солярис. Магелланово Облако
1987 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 11 (Дополнительный)
1995 г.
Магелланово облако
1997 г.
Магелланово Облако. Человек с Марса. Астронавты
2003 г.
Возвращение со звезд
2006 г.
Возвращение со звезд
2006 г.
Магелланово облако
2010 г.
Магелланово облако
2010 г.
Такое разное будущее
2011 г.
Такое разное будущее
2018 г.
Астронавты
2021 г.

Периодика:

Юный техник, 1960, № 7
1960 г.
Юный техник № 8, 1960
1960 г.
Юный техник № 5, 1960
1960 г.
Уральский следопыт № 6, июнь 1975 г.
1975 г.
Советский спорт № 65, 18 марта 1986
1986 г.

Самиздат и фэнзины:

Магелланово облако
2019 г.
Соларис
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Obłok Magellana
1955 г.
(польский)
Gast im Weltraum
1956 г.
(немецкий)
Մագելլանի ամպը
1964 г.
(армянский)
Облакът на Магелан
1966 г.
(болгарский)
Oblok magellana
1970 г.
(польский)
Gast im Weltraum
1980 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редко бывают книги, в которых автор практически сразу, с первых строк рассказывает, о чем он собирается нам поведать. «Магелланово Облако» — одна из них. Чуть ли не первая фраза -«...я вслушиваюсь в великую черную тишину. Я попытаюсь рассказать Вам, как мы ее победили»- объясняет все последующие действия и события.

Роман непростой и достаточно тяжелый для прочтения. Мне потребовалось перечесть книгу несколько раз и в самые разные периоды жизни, чтобы понять, и, скорее всего — не до конца, мысли и чувства, заложенные в ее основу.

Казалось бы, что может быть завлекательнее для любителя фантастики, чем история первого межзвездного путешествия. Но в романе практически нет привычных для жанра приключений и событий. Этот эпохальный полет протекает размеренно и время течет неспешно: люди занимаются самыми обыденными вещами — едят и спят, работают, женятся и рожают детей, устраивают вечеринки. Повествование наполнено диалогами и отвлеченными размышлениями об искусстве, истории, науке, технике, микрорассказами из жизни отдельных героев. И это не то произведение, в котором можно пролистнуть кажущиеся скучными страницы. Здесь практически каждое слово — важно и несет огромную смысловую нагрузку.

За внешней неспешностью — огромное внутреннее напряжение. Люди на корабле, занимаются обычными делами, такими же, как на Земле. Но тысячи нитей, которые связывали их не только с покинутыми родными и друзьями, но и со всем Человечеством — разорваны, и на этом месте образовалась всепоглощающая душевная пустота. Медленно и болезненно налаживаются новые связи через общие интересы, дружеские отношения, через обращение к истории и опыту Человечества и любовь.

Рассказ о любви — практически на каждой странице. О любви между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между друзьями. О любви к науке, профессии, природе, искусству. О любви нежной и страстной, мучительной и приносящей счастье. Из нее вырастают новые связи, чувства и отношения, заполняющие душевную пустоту, чтобы, однажды, сказать о Вселенной: «эта чернота не мертвая и не пустая: ее непрерывно пронизывают взгляды миллионов живых существ!» И, заполнив эту внутреннюю пустоту, люди становятся готовы к новому этапу в развитии, становятся достойны Звезд.

И если отбросить так раздражающие многих читателей архаичные представления о развитии науки и техники, обычные для середины прошлого века представления о социальном развитии общества, то останется умный и многослойный, психологически выверенный и достоверный роман о победе Человека над собой, о том, как Люди могут победить Пустоту — в себе и во вне.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что для меня представляет Магелланово Облако? Это моя Библия. Книжка, попавшая в руки 15летнему мальчику, и изменившая его взляд на мир. Книжка, которую я перечитываю в 3ий раз, после очередной 5летней паузы, и снова, снова нахожу в ней что то новое, что то ранее непонятное — а теперь, с возрастом, пришедшее ко мне, и что то — что все еще остается за гранью моего понимания.

Неправы те, кто пытается понимать «Облако» как фантастическое повествование. Сюжет здесь — лишь поскольку, постольку. Это глубоко философское произведение, которое нужно читать соответственно. И хоть кто то может сказать что философией здесь и не пахнет, однако она есть. Простая, очень понятная — приди, и возьми. Если сможешь....

Утопия которую создал Лем... в нее хочется верить... до боли, страстно...с самого начала... А когда идешь дальше, все больше погружаясь в атмосферу.. то и можется, можется верить!!! Представьте что тот свет, изысканность, широту души, понимание, которое мы встречаем в отдельных людях — мы можем встречать во всех! Это самая лучшая мечта, которую может иметь человек. И человечество в целом. Когда нечего делить.. когда вокруг столько возможностей...когда никто не чинит препятствия, а лишь поддерживает...когда человек создан чтобы ТВОРИТЬ...

И пусть есть много нестыковок... пусть присутствуют алогичные повороты... пусть коммунизм умер, и просто смешно видеть его снова...пусть сегодняшний день убивает нашу веру в чудеса...

Зато тут есть слово о любви. о дружбе. о мысли. о свободе. Тут есть все, что делает человека — человеком...

И знаете что самое важное? У главного героя нет имени. Потому что любой человек может им быть. Пусть в рамках, пусть ограниченный возможностью ..всеж...любой человек может быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые отзывы, мягко говоря, удивляют. «Безликие» герои «Магелланова облака»... Гообар, Тер-Хаар, Сонграмм, Зорин и, конечно, великолепный Амета запоминаются моментально. Ответвления от основного действия (разнообразные истории и легенды) мастерски сделаны и отлично мотивированны. Ну, да, возможно, для кого-то рехнутость книг того времени на коммунизме становится непреодолимой преградой при чтении. Но назвать рассказанную Тер-Хааром историю немецкого узника Мартина «лекцией на тему научного коммунизма» — это уж, простите, ни в какие ворота не лезет.

Фабула и впрямь несколько прямолинейна для романа, в этом смысле «Магелланово облако» скорее ближе к повести. Но сам по себе этот грех отнюдь не тяжёл.

Что же касается «психологических проблем» — то произведение буквально нафаршировано ситуациями, вынуждающими героев сделать выбор. И от господствующей в мире коммунистической этики этот выбор вовсе не становится ни очевидным, ни прямолинейным.

«Сегодняшнее» мнение Лема о своём произведении можно понять, но согласиться с ним трудно. Да одна глава «Пётр с Ганимеда» уже стОит того, чтобы это произведение не забывали! Вся эта история с безнадёжной любовью — одна из сильнейших в мировой литературе, и не только фантастической.

«Петр засмеялся:

-Ах, так? Ну, хорошо. Может быть, и меня починят, и я забуду.

Он провел рукой по лицу. Волосы, руки, одежда — всё было пропитано влагой. Холод отрезвил его. Сквозь тучи проступал фиолетовый рассвет. Начинался новый день. Из тьмы появлялись контуры деревьев, ветер ослабел, было удивительно тихо. Земля лежала перед ним — огромная, лишенная красок, как бы испепеленная ночью»...

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал сию книгу после «Соляриса» и испытал разочарование. Не ожидал от Лема столь скучной книги.

Книга представляет собой типичную коммунистическую научно-фантастическую утопию и посвящена в основном тому, как замечательно будет жить и работать в мире далекого будущего. В центре повествования – межзвездный перелет огромного исследовательского корабля. Всю книгу ждешь какого-то происшествия, интриги, но получается как в анекдоте про «Ведьму из Блэр»: «Ничего не происходит…ничего не происходит… Все, титры, пошли домой.» Никакой интриги, приключения, конфликта – пусть даже мирного. В конце концов, правда, есть катастрофа, но жутко невнятная и непонятно зачем. Зато много производственного пафоса, производственной романтики, производственных отношений…

Отдельные фрагменты вообще ужасают. Куча народу устала от полета, немного двинулась умом и потребовала от руководства выпустить их наружу (!!!). Но один из героев прочитал им лекцию на тему научного коммунизма (!!) и они успокоились. Интересно, почему для межзвездных перелетов потребовалось набрать экипаж из баранов?

Отдельно умиляет реакция главного героя на плакаты эротического содержания, найденные на брошенной ракете каких-то империалистических держав прошлого. Можно подумать, что он не взрослый мужчина, космонавт и ученый, а средневековый монах. И это при том, что в жизни у него была не одна женщина. Пропагандистское содержание сцены налицо.

Определенные сомнения вызывает и разносторонность людей. Можно, конечно, быть и красивым, и умным, и сильным, но быть чемпионом по бегу и при этом всерьез заниматься наукой – верится с трудом.

Не соглашусь, что в межзвездной экспедиции бесполезны деятели искусства. Для контакта с иными цивилизациями люди с художественным мышлением могут быть незаменимы. Да и в полете экипаж должен представлять собой гармоничное общество по образу и подобию «большого» человечества, человечество в миниатюре. Ведь им быть вместе многие годы космической пустоты.

Характеры персонажей на редкость однообразны и невыразительны, причем самый безликий – главный герой. Конечно, по идее автора, все люди коммунистического будущего должны быть однообразно-гармоничны, приближены к идеалу – ведь у них нет современных проблем – голода, нехватки денег, зависти, религиозных и политических конфликтов. Однако дело в том, что на смену старым проблемам обязательно придут новые, возможно, не вполне понятные нам. Стоит вспомнить эпизод из похожей книги В. Савченко «За перевалом», где один из героев, Ило, заканчивает жизнь самоубийством потому, что считает свой творческий потенциал исчерпанным и не видит смысла в биологическом бессмертии. Вот у Савченко – действительно люди будущего, практически непонятные нам крылатые небожители, люди, для которых понятия жизни, работы и творчества неразделимы. Они не шарахаются от пережитков прошлого – они их просто не понимают, не замечают.

Конечно, в книге довольно много трезвых научных прогнозов – уже упоминавшаяся другими рецензентами запись информации на кристаллы и т. д. Но хорошая фантастика должна поднимать не только научные проблемы. Вообще, такая зацикленность на науке для более поздних романов Лема нехарактерна – мы знаем его как тонкого психолога и великого философа.

Итог: ранее и весьма неудачное произведение великого польского фантаста. Не рекомендую начинать свое знакомство с творчеством Станислава Лема с этой книги.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Магелланово Облако»... Выдающееся, новаторское для своей эпохи произведение как по глобальности идеи, так и по композиционной структуре. Практически предтеча «Туманности Андромеды», «Каллисто» и других коммунистических утопий подобного масштаба. Хотя знаменитое первое издание книги на русском языке вышло в 1960 году в издательстве Детгиз, роман с очень большой натяжкой можно отнести к литературе для школьного возраста. Это произведение гораздо более высокого «полета» — глубоко психологическое и философское. Об этой книге уже сказано немало слов, и хороших, и плохих, поэтому я остановлюсь лишь на том, что в этом произведении оказалось наиболее значимым лично для меня.

Если говорить о литературном подходе, на меня произвели сильное впечатление несколько моментов:

Потрясающей красоты и глубины вступление. Сразу нажимаю виртуальную кнопку «да».

Затем, в первой части романа Лем описывает детство главного героя от первого лица — казалось бы, типичный прием в реалистической литературе. Но это детство человека, живущего в мире будущего! Первые детские впечатления от соприкосновения с невероятными технологиями, ставшими повседневной реальностью... Первые воспоминания о жизни в полностью переустроенном мире, зачастую искаженные, преувеличенные, забавные, как и любые воспоминания ребенка... Вот четырехлетний мальчик пугается голограммы своего дяди, вышедшего на связь с другой точки земного шара, или, чуть повзрослев, получает в подарок от бабушки набор для видеопластического моделирования... И все это описывается с такой невероятной достоверностью, теплотой и светлой грустью, как будто мы читаем мемуары или роман классика-реалиста! Никаких сомнений в истинности происходящего. Остается только восхищаться гениальной стилистической находкой автора!

Еще одна особенность романа, которую я хотел бы выделить — равнозначное внимание автора к сиюминутному и глобальному. Я бы даже сказал, что Лем намеренно подчеркивает неразрывность этих понятий. Весь роман по своей сути — это жизненный путь главного героя с первых шагов, исканий и стремлений, до того момента, когда он совершит главный, переломный поступок в своей жизни, сыграв особенную, пусть и не самую значительную роль в осуществлении великой цели всего человечества. Люди, которых он встретит на этом пути, и холодное молчание звезд... Мимолетные разговоры и шорох листьев... Первая влюбленность и настоящая любовь... Обычные будни и моменты, которые запоминаешь на всю жизнь... Все это будет одинаково значимым и, как мозаика, постепенно сложится в одно целое!

Современный читатель, скорее всего, отнесется к жанру «коммунистическая утопия» достаточно настороженно. По понятным причинам. Но ведь коммунизм в фантастике — это «совсем другой коленкор». Так каковы же у Лема эти люди будущего? Какие у них ценности? Они чистосердечны и открыты, в чем-то все они — дети, каждый из них сохранил страсть, увлеченность и верность любимому делу. Их разум всегда подвижен, они непрерывно мыслят, творят, создают. В разговоре они просты и прямолинейны — обращаются друг к другу на «ты», свободно разговаривают на любые темы, с юмором, без лишнего стеснения и барьеров, но с бесконечным уважением к собеседнику. Они любят и ценят свою жизнь, но при этом не задумываясь отдадут ее ради спасения других. Они носят имена, хранящие память о происхождении их предков — Тер-Акониан, Уль Вефа, Соледад — но при этом каждый из них чувствует себя частью единого человечества. В их лексиконе нет места для слов «война» и «убийство». Они создали автоматы, способные выполнить сложнейшие задачи, но решающие действия по прежнему остаются за человеком. Любая информация доступна, подлинниками ценнейших произведений искусства являются кристаллы кварца с записанной на них информацией (как и в наши дни — электронные книги и видео-аудио контент поступает в продажу сразу в цифровом формате), что исключает приоритет единоличного обладания оригиналом, манию собирательства и т.д. Что ж, по-моему не так уж и плохо! Более того — во многом просто необходимо, как глоток свежего воздуха!

При желании, к некоторым аспектам произведения можно было бы придраться, но я все равно поставлю десятку за какой-то невероятный «внутренний стержень» всего повествования, за это бесконечное количество гениальных мелочей, таких незначительных на первый взгляд, но заставляющих сердце отзываться откуда-то из глубины!

P.S. Как профессиональному музыканту, мне было особенно приятно видеть внимание автора к этому виду искусства. Главу «Девятая симфония Бетховена» я считаю одной из самых страстных и проникновенных в романе.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга школьных лет. По молодости совсем не обращал внимания на «идеологию», зато атмосфера романтики окутывала меня на протяжении всей книги! Да и люди описаны гораздо более живыми, человечными, чем у Ефремова в «Туманности Андромеды» , при том же уровне общественной морали. Имхо, Лему совершенно нечего было стыдиться этого романа. Всему свое время. А с такими людьми и в таком мире хотелось бы жить. Поэтому — 10

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу предупредить тех, кто еще не читал ни одного произведения Станислава Лема, не стоит начинать знакомство с творчеством этого автора с данного романа. Можете получить отвращение и иммунитет на всю жизнь. Это какой-то совсем другой Лем. Я считаю роман плохим и неудавшимся. И вот почему.

1. Роман скучный, неинтересным, тусклый и тухлый. Полностью отсутствует какая-либо интрига, нет динамики сюжета. Всю дорогу размышления и разговоры весьма недалекие и неглубокие по смыслу. Слащавое воспевание коммунизма к концу романа уже просто невозможно переносить. Философские трактаты читать гораздо интереснее, чем этот роман. А ведь это всё-таки художественная литература.

2. Технические и научные ляпы в большом количестве. Для твердой НФ это очень плохо. Поразила, например, высадка астронавта на поверхность Сатурна. Звездолет Гея достигла скорости в 200 км/с, а экипаж звездолета ни разу не испытал перегрузок, как так?

3. Для меня герои оказались безликие полностью. Одного от другого не отличить. Вот, например, звёздная Анна, что за Анна такая? а ведь главный герой вроде как влюблен в нее. Да и сам герой блеклый, и даже весь роман остаётся безымянным.

4. Недостоверности. Я понимаю, 31-й век, и все может быть, но здравый смысл никто не отменял даже в будущем. Например, члены экипажа собираются на Гею словно на экскурсионный теплоход. Они не знакомы с кораблём, они не знакомы друг с другом, у них свободный труд по желанию, а это должна быть Команда. Главный герой врач — впервые после отлёта увидел место работы и сотрудников. Большинство, на мой взгляд, всю дорогу маются бездельем. Члены экипажа зачем-то набрали с собой детей, нарожали детей в дороге. А это опасная экспедиция, зачем дети? Ещё. За несколько дней до вылета главный герой бежит тяжелый марафон, подвергая риску себя и соответственно состав команды. (Кстати, зачем в романе долгое и неинтересное описание марафона? Что оно добавляет роману?).

И квинтэссенция всего — это случай со спутником.

1. Итак, первая звёздная экспедиция к Проксиме Центавра обнаруживает около этой Проксимы Центавра земной спутник, неведомо каким ветром туда занесенный! Земной спутник, Карл! Представьте вероятность этого события!!! Господин Лем, ну зачем Вы это сделали?

2. Команда Геи ничего не знает об империи атлантидов. Как так? Неужели так плохо знают историю, с которой начался их коммунистический строй? Интернационал, например, помнят. (Насчет атлантидов – тут явный намек на НАТО).

3. Крайнее удивление у меня вызвала реакция на плакат с голой женщиной с накрашенными ногтями. Рядом лежат трупы людей, но больше всего этих товарищей поразил плакат. Главный герой врач, голых женщин видел постоянно. Чем же так его он впечатлил? Просто даже стыдно за героя, и так бывает. (Да и хочется сказать про любовь. Почему-то почти во всех утопиях любовь у героев такая неуклюжая и несчастная. Они ее поставили на такой пьедестал, что не все и дойдут. Идут к ней и боятся, как спящего дикого зверя.)

4. Экипаж Геи не нашел ничего лучше, как уничтожить спутник, хотя тот имел очень большую научную важность.

5. По косвенным следам предположили, что спутник посещали разумные существа. Зачем тогда его уничтожили? Вывод хоть и верным оказался, но совсем неочевидный.

6. Не стерилизовали автоматы.

7. Врач не распознал и не предположил наличие инфекции у больного.

Глупость, везде глупость, по всему роману. Глупо посылать на Белую планету сразу 31 (!) ракету. Глупо строить опорную базу на астероиде.

Если бы автор говорил своим произведением: «смотрите, какие они дураки». Так нет же! Автор говорит, смотрите, какое светлое будущее и какие они молодцы. Он им явно сочувствует.

Станислав Лем – один из величайших фантастов. Но этот роман – явная неудача автора.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интереснейшая книга, которую я перечитывал несколько раз — первый раз прочитав в средней школе. И если вначале была интересна приключенческая часть (особенно авария в полёте запомнилась и найденная орбитальная станция), то потом я перечитывал «Облако» уже как свидетельство эпохи, в одном ряду со «Страной багровых туч» Стругацких и «Звездным десантом»... нет, пожалуй даже «Космическим кадетом» Хайнлайна. Идеологию тут правильнее назвать атмосферой, все коммунистические проповеди воспринимаются в одном ряду с щелкающими реле XXX столетия и мраморными досками на космической станции.

Если вам нравится читать текст и определять, как и под влиянием чего он написан, то читать в обязательном порядке. Да, разумеется, в книге полно ляпов технического и научного рода — например, приближение к скорости света оказывает непонятное воздействие на психику — но это, как говорит программисткая поговорка, «не баг, а фича». Вот, у Стругацких в СБТ тоже есть проблемы с физикой (отражатель корабля не защищает от солнечного ветра, но прекрасно отражает поток частиц от двигателя), поэтому это не столько небрежность автора, сколько часть «новой космической мифологии» — нельзя было не подкинуть в космос, за Фронтир, хоть какой-то загадки. И тропическая Гренландия, совершенно дико смотрящаяся сейчас, в мире глобального потепления, у Лема тоже не просто просчёт, а символ эпохи: в претендующих на серьезность прогнозах антропогенное глобальное потепление рассматривалось как важный и очень нужный геоинженерный проект. И ту несчастную боевую станцию вышвырнуло из Солнечной системы (ну что, Лем не знал про третью космическую? Да знал, конечно!) не случайно, а потому как не место ей в том сверкающем коммунистическом мире.

А пассаж про кроваво-красные ногти и красоток на плакатах — маленькая, но много говорящая специалисткам по гендерным исследованиям деталь, в идеальном новом мире нет сексуальной объективации из мира XX столетия. Там, правда, и других проявлений гендера/сексуальности особо не осталось, одни воздыхания под звездами, но тут уж, извините, было не развернуться. Цензура-сс, да и Лем, насколько я его знаю, до уровня Урсулы ЛеГуин не доходил по части проработки телесно-сексуального аспекта.

Если же подходить с художественной точки зрения, то придётся согласится с автором: произведение слабое и ангажированное. Психология героев — как в производственном романе, это люди-функции, даже у Хайнлайна в его «подростковой» серии мальчики были как-то поубедительнее. Ход с двумя товарищами на станции — тоже, по моему мнению, откровенно разочаровающий «костыль» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
героя оставили с напарником на унылых камнях и они одни из всего огромного экипажа пропустили всё веселье. Отсутствие связи особенно удивительно: межзвездные корабли есть, связи в пределах одной системы нет; ну чистой воды «костыль» для возможности избавиться от описания чужой цивилизации. В «Эдеме» и «Фиаско» контакты описаны, но они не заладились — в «Облаке» заладился, но не описан!
. Поэтому, конечно, перечитывать буду обязательно, а поставлю семь баллов.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман представляет собой как бы мемуары одного из участников экспедиции к системе Центавра. На страницах книги он рассказывает о своей жизни, начиная с самого детства. Земля 32-го века представляет собой просто райское место — человек полностью подчинил себе природу, кардинально изменил климат во многих уголках планеты, границы между государствами исчезли и во всем мире наступил коммунизм. Причем эти изменения произошли уже довольно давно, что весьма сильно отразилось как на жизненном укладе людей, так и на их поведении. Навсегда исчезло такое понятие как воровство — ведь что товары, что услуги не стоили ничего и были одинаково доступны всем. Насилие над другими, а так же убийство, остались в прошлом — житель 32-го века даже представить себе не мог что либо подобное. Работа из суровой необходимости превратилась в одну из основных жизненных радостей — теперь каждый мог реализовать себя наилучшим образом в том направлении, какое ему казалось наиболее для него привлекательным. Весь тяжелый и неквалифицированный труд лег на плечи автоматов и роботов, оставив человеку небывалый простор для творчества и самореализации. После смерти товарно-денежных отношений работа перестала быть средством заработка, который, в свою очередь, был нужен для обеспечения более-менее приемлемого качества жизни. Это породило небывалый всплеск творчества и намного ускорило научно-технический прогресс. Землю во многом рационализировали, благоустроили и очистили от грязи, которую человечество успело накопить за много веков своего развития. Климат во многих приполярных областях был существенно смягчен, так главный герой живет в доме, находящемся в тропическом лесу Гренландии. Солнечная система уже довольно хорошо освоена — человечество рвется к новым мирам и, желая шагнуть за пределы Солнечной системы, начинает разработку корабля, способного доставить экипаж в систему Центавра. Путешествие предстоит долгое, многолетнее, сопряженное с множеством трудностей, как прогнозируемых, так и абсолютно не известных.

Не знаю кому как, а мне книга в своей части, рассказывающей о жизни на Земле черезвычайно напомнила «Туманность Андромеды» Ефремова (даже названия схожи). Оба автора описывают общество победившего коммунизма, только у Ефремова с момента «победы» времени прошло гораздо больше. Можно даже подумать, что оба автора работали над одной и той же авторской вселенной, только книги повествуют о событиях, разделенных многими веками. И у того, и у другого получились настоящие, стопроцентные утопии — мечты о идеальном мире, населенном идеальными людьми, отринувшими все современные пороки и практически не имеющими отрицательных черт характера. Описания такого мира по Лему носят несколько приземленную и бытовую направленность, он более стремится не охватить его целиком, а раскрыть изнутри, на примере жизни одного конкретного человека. Недаром практически треть текста в начале книги отдано именно под описание детства и юности героя, растущего в «чудном новом мире». Рассказ главного героя помогает не только лучше раскрыть его характер, но и, через его отношения с окружающими его людьми, показать то, насколько изменилось общество, как сильно сместились общечеловеческие ценности и моральные приоритеты. Вторая треть романа посвящена непосредственно путешествию к системе Центавра. Она радикально отличается от начала книги как общим настроением, так и резко снизившимся темпом повествования. Тревога перед неведомым, помноженная на предчувствие открытия новых неведомых земель создают при чтении текста некий дискомфорт. К тому же становится просто скучно читать описания перелета к далекой звезде. Хотя автор и стремится привнести в текст различные приключенческие эпизоды, но все они почему-то оказываются настолько затертыми штампами, что не вызывают при прочтении никакого энтузиазма. Но всё это безусловно стоит преодолеть, чтобы наконец добраться до весьма бодрой последней трети текста и однозначно удачного, хотя и несколько мелодраматичного финала. Автор много внимания уделил теме человеческого самопожертвования и героизма, а так же не обошел вниманием весьма актуальную в то время тему западного воинствующего империализма. Несмотря на некую излишнюю политизированность, в целом, окончание романа выглядит наиболее удачной частью текста, сглаживающей провальную середину и формирующей общее настроение всей книги.

Итог: весьма интересная, хотя и далекая от идеала, работа автора. Мне она в первую очередь оказалась интересной из-за её созвучия с ефремовской «Андромедой», которую я весьма уважаю. Если бы не чудовищный провал в середине романа книга читалась бы довольно легко, но именно он и портит всё удовольствие. Сейчас подобного рода литературу вряд ли кто-нибудь воспримет всерьез, а ведь каких-то пятьдесят-шестьдесят лет назад она была очень востребованна. Именно такие книги зажигали в сердцах многих тогдашних подростков огонь энтузиазма, который заставлял их посвящать себя науке, чтобы как можно быстрее родная страна (а за ней и весь мир) оказались в таком притягательном и желанном будущем. Рекомендую любителям старой доброй НФ, а так же желающим поностальгировать по тем возможностям, которые мы упустили. И пусть теперь мир уже никогда не станет таким, как мечталось Лему и Ефремову, но можно об этом хотя бы помечтать.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мы и на Земле находимся в окружении звезд: от межзвездного пространства нас отделяет лишь небольшое количество воздуха да плотный слой земли под ногами».

«Магелланово облако» представляет собой очень неплохую утопию, поэтому читатель должен обладать воображением, чтобы суметь представить себе Мир Будущего в полной красе. В первой части романа Лем нарочно загоняет главного героя в такие ситуации, чтобы можно было описать как можно детальнее устройство мира. Именно ради описательной составляющей автор погружает читателя во все подробности жизни на Земле в будущем. Несмотря на то, что многие идеи не оригинальны, а с некоторыми автор ошибся капитально (например: аналог Интернета в мире, описанном в «Магеллановом Облаке» появился только в 2531 году; в третьем тысячелетии люди все еще пишут на досках мелом), все вместе они образуют прекрасное, утопическое будущее. Невольно, да завидую всем этим людям, для которых большинство наших повседневных дел и проблем — всего лишь архаизмы, свое изжившие; людям, которым, например, трудно поверить, что когда-то можно и нужно было писать от руки в течение нескольких часов подряд. А мне трудно представить, что когда-нибудь человек откажется от желания иметь все потому, что любое его желание может быть исполнено едва ли не моментально. В будущем нет ни личных автомобилей, ни самолетов — каждый может быстро, бесплатно и комфортно попасть в любую точку планеты и даже на другую планету. Но, раз есть все, то зачем что-то делать вообще? Изрядная доля человечества живет таким принципом сейчас, так во что же это выльется через еще тысячу лет, когда каждый будет получать по потребностям? Уверен, что людей, берущих от жизни все, не отдавая взамен ничего станет очень много.

Интересно показана работа врачей третьего тысячелетия. Основная работа выполняется машинами, а человек лишь руководит их действиями. И это, на мой взгляд, зря. Любая машина может отказать и сломаться и всегда можно попасть в такую ситуацию, когда необходимо оказать первую медицинскую помощь, не имея под рукой робота-автомата.

Совершенно не затронута политическая и религиозная обстановка в будущем. Видимо автор считает, что к третьему тысячелетию эти вопросы уже решатся и в этом я с ним согласен полностью.

Вторая часть романа, хоть и продолжает знакомить читателя с Миром Будущего, но описания всего вокруг становятся на задний план. Вместо одного главного героя предстает целый экипаж космического корабля, летящего к далекому созвездию «Центавра». И тут автор начинает понемногу погружать нас в море проблем и идей, которые то случайно раскроют одни участники межзвездной экспедиции, то другие упомянут в разговоре или гениальные ученые выступят с докладом на заседании. Один из четко выделенных тезисов: человек в любое время и в любой ситуации — человек. Такого же мнения помимо Лема придерживаются и многие другие писатели, но все-таки, по-моему, они идеализируют общество. Как в наше время далеко не каждого назовешь Человеком, так и в будущем вряд ли что-то в этом плане изменится.

В наши дни в утопическое будущее верится все меньше и меньше, достаточно выйти из дома и посмотреть вокруг, а с течением времени все хуже и хуже. Правда, сто лет назад люди и представить не могли сегодняшнюю жизнь, так вдруг счастье для всех возможно? Точного ответа к сожалению не узнать; такие книги, как «Магелланово» облако только предполагают о том, что будет и позволяют на некоторое время отрешиться от реальности, попасть в сказку.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень слабо... очень скучно. По занудности это может сравниться только с вышедшим через год романом «Туманность Андромеды» Ефремова. Эти два произведения можно характеризовать как одни из самых ярких представителей особого подвида фантастики — коммунистический антропоцентричный идеализм.

Подводя итог, плюсы и минусы можно расставить следующим образом:

+ неплохая для 50-х годов догадка, что информацию можно будет хранить на кристаллах. Не понятно только почему в своих последующих произведениях Лем отказался от этой идеи и везде продолжают встречаться эти преславутые «магнитные пленки», «перфоленты», не говоря уже о «катодных лампах» !!! Какой бред! Неужели тогда нельзя было догадаться что все это отойдет в прошлое с развитием физики твердого тела и микроэлектронники.

- Если в «ВК» Толкиена весь сюжет складывается в «шли, шли, и наконец пришли», то здесь — «летели, летели, наконец долетели и полетели обратно». Может быть стоило развить сюжетную линию про обнаруженную планету, но автор яно не ставил перед собой такой задачи. Задача ясна — показать силу и могущество крепкого коммунистического общества, которое способно перенести любые невзгоды и покорить все стихии природы...

- Весь объем произведения можно сократить в два-три раза — оно от этого ничего не потеряет, а только выиграет!

- Постоянные противоречия и ошибки в описании конструкции корабля и прочих технических устройств (искусственная гравитация, видеопластика и т.п. выглядят крайне нелепо...

- Для меня таки осталось неясным зачем на корабле везти с собой целый парк деревьев? Каких то архитекторов? скульпторов? поэтов? музыкантов? историков? Зачем все эти люди в межзвездной экспедиции???

Позние произведения Лема уже в более зрелом возрасте смотрятся на много интереснее. Такое впечатление, что такие вещи как Солярис и Магеланово Облако писали два разных автора.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вам по вкусу прокоммунистические космические утопии Снегова, Стругацких и Ефремова, то вам это произведение тоже будет по душе.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее произведение Станислава Лема! Наряду с романами Ивана Ефремова.

Не буду как то оценивать его кроме нравится и 10. Что же до рецензий — то они могут как отвратить, так привлечь новых читателей, составить ложное впечатление. Единственное, несущественное, это то, что видимо в разных изданиях романа вместо «Соединенных Штатов» фигурируют «Атлантиды». Но это несущественно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Там, в высоте Облака Магеллановы... (Анна Салема)

Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме (Н.С. Хрущёв)

Мы строили, строили, и наконец построили (Чебурашка)

Этот роман молодого на тот момент польского писателя-фантаста по духу очень близок ефремовской «Туманности Андромеды» — да что там по духу, даже по принципу озаглавливания: и там и тут нас отсылают в далёкий космос. Да ведь и написаны обе книги буквально в одно и то же время — время предстартовой готовности к штурму космоса. Наверное в умах и сердцах людей зрело ощущение вот этого скорого (во всех смыслах скорого — и которых был уже на пороге, и мечталось, что покорение космоса будет быстрым) штурма космических далей и просторов.

И конечно молодой польский писатель-фантаст был на тот момент ещё сторонником и проводником идей коммунизма, и хотя прямой коммунистической пропаганды в книге очень мало, тем не менее своё общество будущего (а на улице XXXI-XXXII века) Лем прямо называет коммунистическим. Однако всё-таки коммунистической политагиткой эту книгу не назовёшь, всё-таки пан Станислав постарался не петь дифирамбы коммунистическим идеям, а попросту представил на суд читателей коммунистические идеалы. Которые у него буквально равны общечеловеческим.

Если возвращаться к темпам, которыми земляне осваивают космос, то тут Лем весьма осторожен в своих оценках — за прошедшие тысячу с гаком лет человечество впервые отправляет межзвёздную экспедицию, да и ту совсем недалеко, к звёздам Проксимы Центавра и двойной Альфа того же созвездия. Маленький шажок на карте даже ближайших окрестностей Солнца (вот ТУТ можно посмотреть масштабы описываемого Лемом события). Чем занималось в космонавтическом и звездоплавательном смысле человечество всё это время — Лем нам не рассказывает, хотя пару раз упоминает о каких-то неудачных вариантах построения ракет. Впрочем, всё-таки Солнечная система на тот момент видимо уже в достаточной степени людьми освоена.

Роман практически лишён какой-либо героизации и романтизма, а также в приключенческом смысле сильно проигрывает многим космическим фантастическим произведениям (тем же «Звездоплавателям» Георгия Мартынова», правда Мартынов написал свою трилогию уже в космическую эпоху). Зато наполнен размышлениями и рассуждениями самого философического и социософического свойства. И потому читается с некоторым ощущением затянутости и монотонности. Разве что к концу книги, когда суперкорабль «Гея» прибывает в пункт назначения, события начинают идти и побыстрее, и поразнообразнее — и какие-то космические объекты искусственного происхождения попадаются, и некоторые планеты оказываются населёнными, и метеориты, оказывается, летают роями такой невероятной плотности, что скорее напоминают уже заряд шрапнели.

Сейчас уже многое из написанного кажется и скучноватым, и чрезмерно романтическим, и откровенно устаревшим и наивным. Однако для своего времени это была великолепная умная книга. Да, собственно говоря, такой она и осталась — неторопливой и задумчивой, это мы куда-то побежали безоглядно...

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я прочитал первую трилогию цикла об Основании Азимова, я подумал, что вряд ли может быть нечто лучшее в фантастике. Прочитав «Магелланово облако» Лема, я понял, что может. Видимо, золотой век фантастики и впрямь был золотым. Лем зря боялся, что эта книга может кого-то сделать коммунистом. Здесь коммунизм — просто имя той утопии, которая манила людей всегда и везде. (В нынешней фантастике о такой утопии пишет Йен Бэнкс). И не утопия как таковая служит стержнем этого романа. Главное здесь (хотя и далеко не единственное) это отношения человека и космоса (равно как и человека с человеком в космосе). Вообще роман силен не столько масштабным и интересным образом будущего, сколько очень чутким психологизмом, которого в значительной степени не хватало тому же Азимову.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх