fantlab ru

Станислав Лем «Альбатрос»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
1157
Моя оценка:
-

подробнее

Альбатрос

Albatros

Рассказ, год; цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 145
Аннотация:

Практически на глазах у огромного трансгалактического лайнера потерпел крушение исследовательский звездолет, но ужаса происходящего никто не понял, за исключением пилотов.

© njs

Входит в:

— сборник «Вторжение с Альдебарана», 1959 г.

— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.

— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.

— сборник «Pożytek ze smoka i inne opowiadania», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Вторжение с Альдебарана
1960 г.
Охота на Сэтавра
1965 г.
Навигатор Пиркс. Голос неба
1971 г.
Избранное
1976 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Рассказы о пилоте Пирксе. Лунная ночь
1993 г.
Соляpис. Пpиключения звездного навигатора Пиpкса. Ананке. Суд
1993 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Одиссея навигатора Пиркса
1999 г.
Солярис
1999 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско
2003 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2015 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Непобедимый
2019 г.
Пилот Пиркс
2020 г.
Вторжение с Альдебарана
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Рассказы о пилоте Пирксе
2019 г.

Аудиокниги:

Рассказы о пилоте Пирксе
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Inwazja z Aldebarana
1959 г.
(польский)
Opowieści o pilocie Pirxie
1980 г.
(польский)
Прыгоды Пiркса
1992 г.
(белорусский)
Футурологічний конгрес. Розповіді про пілота Піркса. Голем XIV. Фіаско
2017 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изящная социологическая зарисовка в космическом антураже. В общем, «Альбатрос» является вариацией на ту же тему, что и «Путевой дневник» Альфреда Бестера. Написаны эти рассказы практически одновременно (мрачная юмореска Бестера — чуть раньше) и характерно, что из американских фантастов Лем именно Альфреда Бестера ценил больше всего.

И Бестер и Лем показывают, что вслед за пионерами, экспериментаторами, героями идут потребители, не интересующиеся прогрессом человечества и вообще не способные размышлять в таких категориях, но именно они превращают новации фронтира в повседневность, позволяя первооткрывателям двигаться дальше.

Интересно, что Лем, в отличие от желчного Бестера, обывателей не осуждает, принимая их житейский конформизм, как данность. Да, герои будут гибнуть, а роскошные дамы продолжат свои танцы. Таков мир.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, в котором сам Пиркс не играет никакой роли — он лишь наблюдает разворачивающуюся на его глазах трагедию. Необыкновенно человечный и добрый, хотя и жесткий. Расстояния и законы инерция обуславливают тот факт, что ты становишься наблюдателем, не имея физической возможности помочь.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из любимых рассказов Лема. Вроде, ничего в нем нет – ни сюжета, ни даже главного героя (Пиркс в нем лишь наблюдатель). Но такой вот отход от традиционных форм иногда имеет свои преимущества. Эффект присутствия достигнут просто ошеломляющий. По всем законам жанра Пиркс должен был бросится на выручку экипажу «Альбатроса» с любыми подручными средствами и в последний момент… Но в реальной жизни так не бывает. Нам только и остается, что читать радиограммы с гибнущего корабля.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная вещь. Во всяком случае, вызывает при прочтении сильные эмоции, что редкость. Описание «Титана» очень сильно напоминает злосчастный «Титаник», и слава Богу, что автор не пошел на буквальную параллель. И замечательно, что есть детали (в данном случае фигуры соседки по столу, странного господина, прячущего лицо), которые проходят стороной, никак не проявляясь в дальнейшем сюжете. Обычно такие «ружья» непременно и примитивно стреляют...

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ключевые фразы рассказа:

"— Пассажиры спрашивают, когда можно будет танцевать, — ответил Минделл. Пиркс даже не расслышал этих слов. Он смотрел в репродуктор.

— Скоро, — спокойно сказал командир. — Включите мне оптическую связь. Мы подходим. Через несколько минут должны их увидеть. Коллега Минделл, дайте второе предупреждение — мы будем тормозить на форсаже.»

Рассказ про два уровня бытия, оба из которых мы наблюдаем глазами стороннего наблюдателя — глазами Пиркса.

Пока пассажиры сверхроскошного космического лайнера наслаждаются комфортом межпланетного путешествия, рядом с ними, всего лишь палубой выше, идет отчаянная борьба за жизни людей. За спасение жизней тех, кто проложил путь этому роскошному межпланетному лайнеру, на котором теперь можно так легко и спокойно путешествовать, не задумываясь о цене, которой оплачено такое путешествие.

Мы в этом рассказе сторонние наблюдатели, которые, как Пиркс, присутствующий при этой трагедии, могут только бессильно наблюдать, но не имеют возможности вмешаться. Командир лайнера, спешащего на помощь, при сообщении об угрозе взрыва на терпящем бедствие корабле, отдает приказ изменить курс — он не может рисковать жизнями пассажиров лайнера. Жизни пассажиров против жизней людей с терпящего бедствие исследовательского корабля, комфортабельное путешествие, оплаченное чужими жизнями. А пассажиры.. пассажиры скоро смогут опять танцевать!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жизненно. Я не предполагал никакого развития событий, но был готов ко всему. И в самом деле — главное — готовность прийти на выручку, трудно сказать, что и когда могло понадобиться, и, если в этот раз не понадобилось, так потребуется в другой раз. Как всегда жалко тех, кто погиб и пострадал, но действительно, не может пассажирский лайнер участвовать в спасательной операции, если есть другие корабли.

Прекрасный рассказ, истинно в духе Лема.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ захватывающий,и в тот же миг немного тяжеловато переносится описание трагической гибели исследовательского корабля.Прекрасно описано,что происходит в рубке управления во время происходящей трагедии.Впечатляет желание всех пилотов,всех кораблей-находящихся недалеко помочь и спасти попавших в бедствие людей.Присущий Лему юмор отсутствует,так как он неуместен в такой ситуации.Фантаст,как всегда на высоте.С огромным удовольствием перечитал.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на джентльменскую сдержанность, всё же неожиданно эмоциональный для Лема рассказ. Больше похоже на Брэдбери вообще или на рассказ «Калейдоскоп» в частности.

Технически это пересказ многочисленных историй про «Титаник» с его «на верхней палубе играет оркестр и пары танцуют фокстрот», если так можно выразиться — космическая адаптация. Ну и, собственно, название роскошного межпланетного лайнера у Лема не то что намекает — всё названо своими именами. Или, если хотите, это отсылка к знаменитому и таинственному роману Робертсона «Тщетность».

Если же отбросить аллюзии и говорить об эмоциональной и этической составляющей, то рассказ Лема, безусловно, сильный. Затрагивает извечные проблемы: пир во время чумы, ответственность капитана за вверенный ему экипаж, морской кодекс морали.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ нравится именно своей эмоциональной частью. Как такового развития событий нет, да и Пиркс принимает в нем довольно посредственное участие.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне этот лайнер сильно напомнил «Титаник». Я даже ждал, что авария будет на нем...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжетно рассказ, наверное, самый простой из всего цикла о пилоте Пирксе — малодинамичное плавное повествование и полное отсутствие у главного героя необходимости напрягать как мозги, так и мышцы. Но вот по впечатлению, производимому на читателя, эта вещица абсолютно не уступает другим произведениям цикла. Причин здесь две и обе они завязаны на недюжинный писательский дар пана Станислава.

Во-первых, это полнейшее погружение читателя в реальность происходящего. Весь рассказ с десяток страниц, но перед нами раскрывается мир абсолютно, т.е. совершенно реальный. Мир, в который безоговорочно веришь, хотя в нем почему-то нет ни мобильных телефонов, ни компьютеров :).

И второе — это эффектнейший контраст роскошного межпланетного лайнера с разнообразными развлечениями и размеренной безопасной жизнью и страшной трагедии, разразившейся в космосе. Контраст всегда усиливает впечатление и, как это не удивительно, не будь этого великолепно выписанного контраста, не получилось бы и того отличного рассказа, который радует читателей уже почти 60 (!!!) лет.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В космосе никто не может гарантировать комфортабельных, курортных условий. Это суровая, подчас жестокая субстанция с которой в научно-фантастической литературе человек частенько вступает в тяжелое противоборство. Сейчас даже на самых современных, благоустроенных автобанах неизбежно возникают аварии и статистика неумолимо забирает свое число жертв. Точно также и на литературных космических трассах реализуется свой процент риска и «Альбатрос» заполнил этот печальный ряд. Лему в рассказе очень хорошо удалось передать нарастание напряженности момента от умиротворенности комфортабельного полета до отчаянного скрипа зубов от осознания того, что ты не успеваешь прийти на помощь.

В космосе, как и на море, все любыми способами должны помочь терпящему бедствие судну, хотя наверняка среди пассажиров «Титана» нашлись недовольные от перенесенных нескольких g, вместо оплаченной ленной неги. Но Пиркс не из таковых, слишком важны для него законы космического братства и навсегда остался в памяти урок критической ситуации, показанный в рассказе «Испытание». Вот поэтому Пиркс не смог усидеть в салоне и помчался в рубку, стремясь быть хоть чем-то полезным. Конечно, в таких случаях важно оценить степень собственного риска, чтобы самому впоследствии не просить о помощи, как это произошло с «Порывом». Но в общем и целом, русская пословица «Сам погибай, а товарища выручай» вполне могла бы стать эпиграфом к этому интересному рассказу знаменитого польского фантаста.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как у тебя, уважаемый потенциальный читатель, а у меня в детстве была мечта — надыбать такую НФ-книжку, чтобы можно было «полностью прочувствовать», окунуться с головой в ту воображаемую гамму ощущений, что будет свойственна нашим далёким потомкам, что выйдут в космос, покорят межзвёздное пространство и т.п. У них — наверное — будет весьма специфическое отношение ко всяким фишкам прогресса типа космических кораблей, роботов, прочей технологической мишуры. У них не будет нашей восторженности перед возможностями развитой технологии, что «...по внешним проялениям неотличима от магии...».

На фоне этих технических чудес проявления обычных человеческих чувств должны быть неподражаемо своеобразны. ТАК МНЕ КАЗАЛОСЬ. Ну, действительно же — не может же ничего уж совсем не поменяться в поведении людей, если полёт к звёздам — вдруг станет некой обыденностью...

Так вот, я знаю всего двоих НФ-авторов, которые способны ваять подобные текстов: это — Лем и Биленкин. И перед тобой, уважаемый потенциальный читатель — один из ТАКИХ текстов. Шикарное чтиво

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих любимых рассказов о Пирксе. Из оставшихся, выделю еще «Терминус». Значит-«Альбатрос». Простая история о том, как отчаянно пытались люди спасти от гибели других людей. Пытались, но безуспешно... Космический антураж подчеркивает мрачный романтизм происходящего, романтизм, если можно так сказать, бренности человеческого существования в мире. Философская составляющая творчества Лема проявлена в небольшом рассказе во всем блеске. Физически ощущается мрачный трагизм происходящего, скрытый от посторонних дверью с табличкой «Только для звездного персонала».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень стильный рассказ. Действительно, действия как такового нет, Пиркс — сторонний наблюдатель, тем не менее автору удается добиться внимания к происходящему. А его особое отношение к мелким деталям и третьестепенным персонажам в очередной раз подтверждает блестящий писательский талант.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх