fantlab ru

Филип Дик, Роджер Желязны «Господь Гнева»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.42
Оценок:
517
Моя оценка:
-

подробнее

,

Господь Гнева

Deus Irae

Роман, год (год написания: 1975)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Действие романа происходит в постъядерном мире. Художнику-инвалиду предстоит найти человека, из-за которого началась ядерная война. Человека, которого называют Господь Гнева.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Роман написан в 1968-1975 гг.

• «Роман, с любовью, посвящён Стенли Г. Вейнбауму за то, что он подарил миру свой рассказ «Марсианская Одиссея».

Стенли Г. Вейнбаум – американский писатель-фантаст, который сильно повлиял на творчество Роджера Желязны, в одном из интервью Желязны сказал о Вейнбауме [перевод Aleksandra, из блога её блога о Желязны]: «[Вейнбаум] был чем-то особенным. Просто потому, что он рассматривал отношения мужчины и женщины не так, как было принято в научной фантастике того времени. Вейнбаум был остроумным человеком, и его женские образы были столько же реальны, как и мужские; я считаю, что это важно. Некоторые из его идей были также захватывающи. Я читал «Марсианскую Одиссею» шесть или семь раз. В «Чёрном Пламени» одним из центральных персонажей была женщина, и это было хорошо обыграно. Я не читал его уже на протяжении многих лет, но он впечатлил меня». (bellka8)


Похожие произведения:

 

 


Миры Роджера Желязны. Том 6
1995 г.
Господь Гнева
2003 г.
Психолавка
2004 г.
Господь Гнева
2005 г.
Господь Гнева
2007 г.
Господь Гнева
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Пролейтесь, слёзы...
2015 г.
Пролейтесь, слёзы...
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Deus Irae
1976 г.
(английский)
Deus Irae
1978 г.
(английский)
Deus Irae
1980 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знать бы еще, сколько тут Дика, сколько Желязны. Идея наверняка Дика. А вот «серебряные полудоллары»... Хоть на «Книге перемен» гадай — не разберешься. Редчайший сплав, когда автор в чем-то один получился. За Желязны с таким артистизмом никто и ничего еще так не написал.

Тьма фактов, которые может знать только житель Западного Полушария (черные крысы как нормальная еда в Восточном отсутствуют: их здесь рыжие-серые сами съели). Артистизм интриги и письма феноменальный. Словом, хвалить эту книгу то же самое, что хвалить черную икру.

У фэна, не читавшего этой книги, — дыра в образовании. Прошу иметь в виду, мое мнение ни от кого не зависит, но это рекомендация: читайте.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роджер Желязны/Филип Дик «Гнев Божий» (1976)

Два самых любимых моих НЕрусскоязычных автора. Вещь получилась очень атмосферной с яркой выраженной антивоенной тематикой — на злобу дня, как говорится. Правда, каждый из них по отдельности писал гораздо лучше, нежели в тандеме.

В целом, несмотря на то, что классиков не судят, можно сказать, что вещь получилась какой-то рваной: после не очень внятного, но очень занудного начала, идёт просто потрясающая основная часть произвеения и скомканный, но очень сочный финал.

Такие дела, леди и джентльмены.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно не случалось такого, чтобы при чтении меня постоянно преследовали разочарование и уныние. Роман «Deus Irae» затрагивает настолько сложные темы, что любые шутки по их поводу будут восприниматься, как оскорбление. Наверное, по этой причине в таком философски сложном произведении все неуместные шутейки переводчик постарался поделить на ноль. Но они же смешные! Уморительно, оскорбительно, безответственно смешные!!! Всё, как я люблю! И, как же мне не хочется читать по английски!!!

Но, думаю, о этом романе можно рассуждать и не касаясь всех сложных противоречий. Роман кощунственный. Поэтому давайте немного покощунствуем. Прежде всего, это не жанр постапокалипсиса. В апокалипсисе мертвые восстанут и обретут плоть. В «Deus Irae» произошла ужасная война, в которой было применено не менее ужасающее оружие. Человеческая плоть уничтожала сама себя. Через лет пятнадцать после войны люди получают якобы сбывшееся пророчество и нового лжебога. Никакого Царствия Небесного, о котором продолжают с упорством говорить оставшиеся служители культов. Люди привязаны к ужасной, неполноценной реальности. Они ничего ей противопоставить не могут. И возвращаются к старому проверенному пути веры. В таких обстоятельствах нужно снова искать доказательства существования бога. Реального, материального бога! Найти божественную суть способны: либо калеки, лишенные всех жизненных наслаждений, либо художники, способные своим талантом приблизиться к божественному. Звезды сошлись на Тиборе МакМастерсе. И он отправляется в путешествие по радиоактивной пустыне, где за десятки прошедших лет появились жуткие мутанты. Возможно авторы были не в ладах с математикой. Но путешествие Тибора — это путешествие духовное. Это странствие мифического героя в поисках своей судьбы. Не удивительно, что и время становиться мифическим. Но не только представления о время меняется. За довольно короткое время, без лишних разговоров, герои пересекает границы трех больших штатов. Разве такое возможно? Но, если посмотреть на карту, то окажется, что они делают всего лишь небольшой крюк. Представьте себе, Вы делаете один шаг и оказываетесь в совсем другом мире, где действуют законы, о которых Вы никогда не слышали. Разве не сталкивается в этот момент реальное со сказочным. И в пути им встречаются Сфинкс, дракон, оракул, животные-помощники. И «язычники» полу-люди, трепещущие при встрече с истинным божеством и не считающие других «язычников» себе подобными. А где еще можно встретить настоящее божество: доброе или злое — как не в сказке? И в «последней битве» Человек побеждает Зло. Как и положено в мечтах о черно-белом мире: не остается никого, кто бы помнил о настоящем зле. И мир преображается. Мир становиться безгрешным. Радиоактивная пустошь обретает черты сирийской пустыни. Наступает Царствие Небесное. Но Царствие Небесное не для всех. Лишь для Америки. Ведь, как Москва — третий Рим. Так и США — земля обетованная. О чем не устают напоминать все американские проповедники. Но, как и положено в христианской традиции, не потому, что там всё хорошо. А по тому, что большую часть США занимают пустыни. Можно путь библейского праведника пройти в реальности и прямо сейчас. Но, разве это что-то меняет? Человек победил Зло. Непостижимая «сила» ушла, а человек остался в этом обновленном мире. И тут же находятся доказательства существования христианского Бога. Опять выяснять, кто прав? Опять ждать апокалипсиса? Герой возвращается из своего мифического странствия, чтобы вновь дать людям реальное доказательство существование бога. Реальное и потому — неполноценное.

Филип Дик и Роджер Желязны в своем романе проделали грандиозную, но очень простую работу. Показали ощущение чуда. То, как чудесное сталкивается с реальностью. В романе «Deus Irae» огромное количество противоречащих друг другу теологических рассуждений. Но в накоплении всей информации и есть смысл открытия. Как озарение — это возможность попасть из точки A в точку D минуя точки B и C. Но в отличии от научного озарения, чудо не выдерживает столкновения с реальностью. Ведь любое знание убивает чудо. В том числе и религиозное знание. По странному, неписанному закону, начиная верить в одно, человек должен перестать верить в другое. А чудо должно быть для всех.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великая, исполинская, богоподобная, на мой взгляд, лучшая из книг Великого Роджера. Одно из лучших переосмыслений библии в литературе, не зная библии и истории христианства, раскрывать книгу КАТЕГОРИЧЕСКИ воспрещается. Книга потрясающая, заложившая на долгие годы традиции жанра постнюк (вспомним хотя бы fallout), помогающая понять природу веры, бога, как символа, необходимость отдушины в мире злобы и мрака, а так же следовать своему долгу, как бы трудно тебе не было. интересны трактовки путей к богу: от наркотиков, до его фактического (но только на первый взгляд) нахождения, расплата за содеянное, а так же избавление после расплаты. Не знаю, есть ли ещё подобные по глубине произведения? Вердикт — must have!!!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих любимых книг. Во многом более Диковская чем Желязновская. Очень сильна философски. И много недосказанностей, над которыми стоит задуматься.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал и думал — отчего же так напоминает Дика? А вот оно как... Долго думал, что хотел сказать автор, но так и не уловил общей ясной мысли. Ну раз это наполовину Дик, тогда отбой :) Буду воспринимать сие произведение в аспекте «богоискательства». Книга о причудливости путей, которые люди выбирают в поисках истины. О том, как религиозные представления преломляются в больном сознании. Об умиротворении в иллюзорном. И о многих других вещах...

В целом, получилась сильная и необычная вещь, а временная смена стилистики в середине романа только добавляет шарма.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда плюс на плюс дают минус. К сожалению, мне кажется, если бы каждый из авторов рассказал эту историю по-своему, получилось бы лучше.

Я не поклонник жанра ПОСТ-АПОКАЛЛИПСА, но сторонник ХОРОШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ! Желязны и Дик в отдельности, демонстрируют ВЫСОЧАЙШИЙ КЛАСС!

Но в симбеозе... УВЫ! Посредственно!

Хотя... Желязны — мой кумир! За его участие готов поручиться! Ну несколько меньше, чем обычно... в данном случае...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать отзыв на таких двух великолепных и нежно мною любимых авторов, — Ф.К.Дика и Р.Желязны, — очень непросто. Еще сложнее – быть предельно объективным в оценке этого романа. И совсем уж непостижимо – «судить» их совместное литературное детище «Господь Гнева»… Увы и ах, но «десятки» по моим личным ощущениям все же не выходит. Возможно, это отчасти краеугольный вопрос соавторства, ключевые аспекты которого трактовать грамотно невероятно тяжело. Ибо если рассматривать оное, как просто раздельное произведение, состоящее из самостоятельных, но виртуозно увязанных между собой текстовых блоков, — то Желязны справился с поставленной задачей великолепно: везде по тексту он изящно вплел свою излюбленную мифологию в контексте Кассандры, греческих жриц и дельфийских оракулов. Но если оценивать это произведение как неразрывное целое (напр-р, романы братьев Стругацких) – то «Господь Гнева», мастерски шитый золотыми нитками Желязны, все же монолитом (в основной своей концепции) не выглядит. Мало того, что получился весьма неровный по стилю текст (если читать с любовью и предельно внимательно, слышны характерные особенности Дика и Желязны). Но изначальный замысел Дика, — отчетливо слышу его очень сильное самобытное вступление, — Желязны где-то к середине романа все же не донес и расплескал.

Тотально изношенный, ослабленный неверием, переживший постапокалипсис мир, состоящий из множества островков цивилизации… Мир, с перерванными связями и разломленный надвое враждующими религиозными конфессиями… — Его каждый из авторов, так или иначе, покажет по-своему. Там где Дик в своей характерной манере начнет рассказывать читателю про плазменные сгустки мудрости и целительной энергии; древних строителях; сакральном знании обычного глиняного горшочка О-хо; галлюциногенных наркотических трипах (божественных видениях) Пита Сэндза (одного из горстки уцелевших христиан) и потенциально небезопасном Странствии некоего Богомаза Тибора Макмастерса (приверженце враждующей конфессии Господа Гнева)… У Желязны где-то к середине романа случится неожиданный трансформ Богомаза-Странника (Иконописца) в просто Художника-Путешественника-Фотографа. Все это слегка озадачивает, удивляет и настораживает. И не беспричинно: чем дальше вглубь текста и путешествия, — тем более слышны аллюзии на персонажей… сказки А.М Волкова «Волшебник изумрудного города» со всеми вытекающими моралите. И печальную историю о том, как все кругом ветшает, ржавеет и ломается, — Желязны доскажет на свой лад. На языке квази птиц, багсов, мутантов, недочеловеков, заводов-шизоидов. Он вплетет по ходу действа витиеватую софистику и казуистику на тему чести, веры и доблести; гордыни и тщеславия; силы власти над умами… Честно говоря, мне как фану твор-ва Дика такую середину предательски хотелось перелистать, — и хуже всего, что это нелепое приключение искалеченного странника дотянулось до самого конца.

PS Ну как бы то ни было, в целом этот роман заслуживает пристального внимания со стороны поклонников и Дика, и Желязны. –Им читать обязательно. Причем Р.Желязны я очень благодарна за качественно доработанные черновики моего любимого Ф.Дика. Думаю, что если бы это в свое время не вышло цельным романом, — отдельными «рабочими» блоками ни в одном даже самом полном собрании сочинений их бы печатать не стали. А прикоснуться еще раз к сокровенным мыслям такого неоднозначного автора на тему Вечности и Веры – это дорогого стОит.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически ничего не читал из Дика, но знаком почти со всем творчеством Желязны. Но мне трудно было выделить в романе то, что написано Роджером — стилистика его довольно неочевидна. Возмжно, большая часть написана всё-же Диком.

Прежде всего хочу сказать, что не считаю этот роман НФ как таковой. Это скорее фэнтези с элементами постапокалипсиса — здесь хватает религиозной мистики, которая определяет весь ход повествования.

Честно говоря, по прочтению романа всё время возникало чувство, что всё происходящее — видения накачавшегося барбитуратами Пита Сэндза. Люди-жуки, люди-черви, люди ящеры, сошедшие с ума полевые автономные заводы, робот-сфинкс, уничтожающий всякого за слишком простую загадку, преиодические явления нового богочеловека Люфтойфеля... Все эти элементы наводят мысль о наркотическом опьянении. Роман, однако, это не портит. Это — произведение-притча, оно густо насыщено библейскими аллюзиями, часто неочевидными. Книга о Вере, Мессии и Боге. О том, что добро может вырасти и из источника совершенного зла — ведь нет света без тьмы. И о том, как рождаются святые. И...

Перечислять можно долго. Авторы выразили в этом романе всё своё отношение к религии, поэтому в нём немалое количество смыслов и аллюзий, как и у Фрэнка Герберта в «Дюне». Однако «Господь Гнева» заметно уступает признанному шедевру филосовской фантастики — по логичности сюжета и прописанности мира. Ясно, что роман писался кусками, и в разное время — путаница с хронологией и фактологией просто режет глаз. Персонажи спокойно рассуждают о поэзии Гёте и Шиллера, цитируют лютеранский перевод Библии на старонемецком, но при этом не ведают о строении Солнечной системы, хотя они жили ещё до катастрофы. Кстати, не свосем ясно, сколько лет прошло со времён войны — то ли 15, толи 90 — в разных частях даётся разное время. Да и мир является неким отдалённым подобием того, что мы видим в «Долине проклятых».

«Господь Гнева» мог бы стать шедевром, если бы авторы несколько развернули и доработали тему. Шедевра в итоге не вышло, но роман по достоинству является жемчужиной филосовской фантастики XX в.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачный, но интересный постапокалипсис. Есть юмор, есть воздаяние за грехи, социальная драма и конечно чудеса.

Люфтойфель, скромный охотник на крыс, даже не шибко удачливый, ранее был тем, чьим решением были запущены ракеты.

Его квест полон разнообразных приключений и богат на встречи и описания мира.

Художник — инвалид едет на своей электротележке, используя электроманипуляторы вместо рук, его сопровождает юный христианин Пит Сэндз. Сам художник — приверженец культа Бога Гнева, обожествившего того самого Карлтона Люфтойфеля, чей портрет он очень надеется нарисовать.

Их квест тоже богат на «чудеса» постъядерного мира.

В общем замысел получился неслабый.

Соавтором Роджера Желязны выступил Филипп Дик, поэтому все парадоксально-психологические сцены объяснимы — писал профессионал в этой области.

Мне, когда читал (а было это очень давно) и книга, и интрига понравились. Но для нынешнего читателя роман вполне может показаться слишком сложным.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный сюжет. Не совсем Желязны и не совсем Дик. Думаю, если представить вклад каждого из них в эту книгу, то выйдет примерно поровну от обоих. Начало немного мутноватое, а затем очень занятно. Только вот излишне много философии и рассуждений на трансцендентные (слово то какое!) темы. А так вполне себе ничего...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раздражают...эпизоды, где явно Дик приложил руку: галлюцинации и тому подобная дребедень. А уж споров о христианстве ...

Зато есть и старый мотив Желязны:путешествие. Послали художника найти ...бога. Вот он и отправился...

Концовка весьма интересная. Так сказать, до конца не ясно, кем точно оказался аватара Господа Гнева....

На любителя. И это мягко сказано...

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если абстрогироваться от филосовской части, немного уступает «Долина Проклятий». А в целом сильно:pray:

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга. Читается легко, но не улавливается четко основная линия. Стилю Желязны в его романах характерна всегда некая недосказанность, но при этом он ясно формулирует основную мысль. Здесь же она не совсем понятна: то ли это путешествие Тибора, то ли конец земного представления бога, то ли формирование новой религии. Мне кажется, что авторы каким-то образом хотели показать, что со смертью господа гнева в душах некоторых людей настало просветление. Но эта идея не увязывается с остальными линиями.

В целом, довольно неплохое описание постъядерного мира с философским обрамлением.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал книгу, про соавторство с Диком не имел никакого понятия. В результате, никак не мог понять, для чего Желязны написал такую книгу, ведь это совершенно не его стиль, язык, образы. А позже узнал, что к этой книге приложил руку еще один из моих любимейших авторов — и все встало на свои места :).

Книга получилась неплохая, но, для меня, в ней больше Дика, чем Желязны, причем на порядок.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх