fantlab ru

Станислав Лем «Расследование»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
725
Моя оценка:
-

подробнее

Расследование

Śledztwo

Другие названия: Следствие

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

В округе стали пропадать трупы. Первые пропажи не вызвали подозрения, но потом это стало настораживать. К делу подключилась полиция и Скотлэнд Ярд.

Кому понадобились тела мертвых людей? Для чего? А может они сами ушли... как Лазарь?

Подключены специалисты, выдвигаются самые невероятные теории. Что имеет здесь место быть и может ли человек выходить за грань разумного? Какова цена этого и есть ли объяснение пропажам?

© Paf
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: газета «Przekrój», Краков, 1958, №№ 698-711.

Первая публикация на русском языке (в переводе С.Ларина): «Детектив и политика», 1989, вып. 3-4.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Следствие
1990 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Моя жизнь. Эдем. Расследование
1992 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Расследование
2000 г.
Расследование. Рукопись, найденная в ванне. Насморк
2002 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Расследование. Насморк
2018 г.
Расследование
2018 г.
Возвращение со звезд
2021 г.
Расследование. Насморк
2022 г.

Периодика:

Детектив и политика. Выпуск четвертый
1989 г.
Детектив и политика. Выпуск третий
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Солярис
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Śledztwo
1959 г.
(польский)
Die Untersuchung
1983 г.
(немецкий)
L'indagine
1989 г.
(итальянский)
Слідство. Катар. Щоденник, знайдений у ванні. П’єси
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давным-давно приобрёл часть томов собрания сочинений Лема издательства «Текст». В первом томе, наряду с «Эдемом», было «Расследование» в переводе Ларина с интригующей иллюстрацией-фронтисписом.

В некоем округе Великобритании вдруг, ни с того, ни с сего, без объявления, так сказать, войны, начали исчезать мертвецы. Сначала в это никто не верил, но загадочные случаи продолжались, так что пришлось подключаться полиции и это дело расследовать. Стали обследовать места исчезновений, рисовать схемы, искать закономерности. Но задача, с самого начала не казавшаяся простой, оказалась ещё сложнее.

Несвойственное для Лема произведение, лично у меня ассоциирующееся с тоскливой поздней осенью, блёклыми красками и чувством глубокого уныния. Что это? Детектив? Триллер? Фантастика? Ответить на этот вопрос очень сложно, так же, как и героям книги расследовать безнадёжный «висяк». Но есть в романе какое-то странное очарование, эстетика увядания и грусти.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лем в своем романе выдвинул фантастическую теорию (ей посвящена половина книги), что при определенных обстоятельствах, в определенном месте и в определенных условиях мертвецы могут ходить в реальной жизни. Для этого он перенес место действия в Англию. Немного детективной истории, нагнал жути и получился неплохой рассказ о ходячих мертвецах. Книга на любителя.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое впечатление разделилось на два противоположных мнения. Первое, очень приличный текст, впечатляющий и интригующий сюжет, набор интересных оригинальных идей, чтение увлекает, тем более, что в основе лежит детектив. Второе, произведение имеет открытый финал и читатель не может получить ответ на все накопившиеся за время чтения вопросы, текст местами впадает в сюрреализм, что никак не является характеристикой детектива, где важна любая деталь, впроцессе чтения создается ощущение, что автор и читатель находятся по разные стороны книги и, если автору она уже безразлична, то читатель разочарован. Поэтому не могу рекомендовать, пусть каждый решает сам, меня разочаровал финал.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Лема есть чудесный цикл рецензий на несуществующие книги — «Абсолютная пустота». Там он очень вкусно пересказывает сюжеты нескольких выдуманных романов. Написаны рецензии интригующе, идеи, сюжеты и персонажы в пересказе отличные. Вот только я прекрасно понимаю, что, существуй эти книги в реальности, я бы ни за что не стал их читать — парад психов, страдальцев, галлюцинаций и магреализма. Терпеть не могу такую литературу. «Расследование» я бы предпочел прочесть в виде подобной лемовской рецензии.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не самый известный, не очень даже «лемовский» роман, без космоса и роботов, даже почти не фантастика, научный триллер, не плещущий идеями, но интригующий, цепляющий. Хотя читал давно, когда нравились беготня и бластеры в книгах, но этот роман прочёл с удовольствием от интриги, пусть финал и не оставил яркого впечатления.

Смоделирована ситуация отравления неизвестным веществом, либо совокупностью известных, но несовместимых друг с другом веществ...

Сегодня, когда средний читатель избалован красочными историями на разный лад, книга может показаться скучноватой.

Но Лем — человек с научным образованием и горячим интересом к прогрессу... Это, если хотите, исследование, роман-размышление, ну и просто вполне качественное чтиво, со скидкой на время написания, разумеется.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начали за здравие — кончили за упокой. Начало таинственное и интригующее, хотя в наши дни сюжет уже не кажется чем-то новым. Полицейские, столкнувшись с непонятным явлением, пытаются расследовать его так же, как обычное преступление и безуспешно ищут простое объяснение. Главный герой, впрочем, не верит в простое объяснение происходящего; странный учёный запутывает его еще больше.

А в итоге?.. А ничего и нет в итоге. Так ничего и не разгадали, и сюжет скатился в тягомотину, и не кончился ничем.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детектив с элементами достоевщины и лавкрафтовщины, что уже само по себе здорово. Действие происходит в Англии, в которой Лем на момент написания повести, я думаю, ещё не побывал. Но это все не так важно, а суть в том, что финал просто провален, потому что никакого финала-то и нет! Через 30 лет Лем, возможно, попытался реабилитироваться, написав «Насморк». Попытка более-менее удалась, причем концепция «Насморка» неплохо прикладывается и к «Расследованию».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Раньше уже написали про парализующие яды — придумайте, откуда они могли возникнуть в расследуемых случаях и как это связано с расстоянием, и (непонятно между чем измеряемыми) временными и температурными интервалами — получится законченная вещь. Для вдохновения можно посмотреть любую серию «Доктора Хауса», в каждой из которых экранизирована эта самая концепция «преступления без преступника» и раскрытия «преступления» как озарение после сбора улик в виде подобных «интервалов».

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже устал считать, сколько раз великий поляк оказался впереди планеты всей. То есть, обогнал развитие жанра. В 1969 году Стругацкие написали «Отель «У погибшего альпиниста» в качестве эксперимента по соединению НФ и детектива. Эксперимент этот, по утверждению БНС, не удался, потому что и не мог удасться. Так вот Лем опередил братьев на 10 лет и у него всё получилось. Роман — сочный такой нуар с кучей загадочных явлений, часть которых в итоге объясняется, а часть так и остаётся покрыта мраком тайны. Любителей детектива роман наверняка разочарует, ибо концовка тут мягко говоря странная. Но такова и была задумка Лема. В середине романа он говорит об этом прямым текстом — дескать, в XIX считалось, что уж на Земле-то мы всё открыли, и дальше физике развиваться некуда. А потом возникла квантовая физика, и мы оказались на берегу океана неведомого.

Но просто соединить детектив и фантастику Лему показалось мало, он напичкал произведение элементами хоррора, так что иногда роман проваливается в сущую лавкравтовщину (можно даже провести ироничную параллель: если у американца были «неописуемые существа», то у Лема — необъяснимые явления).

Концовка, которая приводит в недоумение многих читателей, на мой взгляд куда более естественна, чем концовка Стругацких в ОУПА. Лем не стал гнаться за внешними эффектами, а просто поставил главгера перед своеобразным выбором. Что ж, Лем — не единственный, кто так поступил. В тех же Штатах есть один выдумщик, который тоже обожает ставить людей в тупик — Дэвид Линч. Смотрели «Малхолланд Драйв» или «Твин Пикс»? Если понравилось, «Расследование» придётся вам по вкусу.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я скажу пару слов не о самом сюжете (про него и так уже написано достаточно), а о действующих лицах, так как Лем нарисовал очень интересные портреты главных персонажей.

Грегори — начинающий инспектор Скотленд-Ярда, подающий надежды, порой теряющий веру в свои силы, и иногда не способный здраво оценить сложившуюся обстановку. Он, как и любой из нас, временами впадает в отчаяние, а в другой раз, в эпизоде с допросом констебля на месте происшествия, проявляет завидную твёрдость и настойчивость. Он сомневается, переживает, порой малодушничает и довольно мнительно и неоднозначно себя ведёт, совершает ошибки, попадает в неудобные и нелепые ситуации, так знакомые всем нам, но в то же время ответственен и верен своей работе. Т. е. мы явно видим живого человека, а не какого-то супер-героя, не знающего неудач. Лем как будто задался целью постоянно ставить Грегори в неловкие и нелепые ситуации, откровенно забавляясь этим.

Сисс наоборот, выглядит безупречным и самоуверенным всезнайкой, который всегда прав и никогда не ошибается. Но, как оказалось, всё не так просто, у него тоже есть свои «демоны». Под маской высокомерия также скрывается живой человек со своими переживаниями и сомнениями, не такой идеальный, каким поначалу кажется.

Шеппард, главный инспектор, тоже довольно странный и колоритный персонаж, любит говорить загадками и обрывать свои соображения о расследовании. В итоге его рассуждения толком не понимают ни Грегори, ни читатель.

Прекрасно передана атмосфера дождливого и мрачного Лондона, хмурые рассветы, влажная мостовая и прочие «прелести» английской столицы.

Необычный и любопытный роман, честно говоря, фантастики здесь особо не увидел, все события можно объяснить логически, но кто его знает? Рекомендую к прочтению, получите удовольствие от этого неординарного произведения.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пылинки в вихре бытия — и ты, и я. Туманное «Расследование» Станислава Лема.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Может, и мы существуем только иногда, то есть иногда в меньшей степени, иногда вовсе исчезаем, растворяемся, а потом внезапным напряжением судорожно соединяем воедино рассыпающееся нагромождение памяти… и возникаем… на один день…»

Привет, буквоед! Сегодня я расскажу тебе о повести польского писателя-фантаста Станислава Лема. Она называется «Расследование» (в другом переводе — «Следствие»). Я не стану раскрывать все сюжетные нюансы этого произведения, но и не смогу полностью избежать разговора о них. Поэтому я постараюсь преподнести всё максимально нейтрально.

Итак, начинаем наше расследование!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все цитаты в данной статье, если не указано иного, приведены по источнику: Станислав Лем — «Расследование» (пер. С. И. Ларин).

Предлагаемая читателю история проста, её можно описать следующими фразами: из английских моргов загадочным образом стали пропадать трупы, и бравая полиция Лондона начинает расследование. По ходу дела главный герой (следователь Грегори) сталкивается с разными людьми в необычных обстоятельствах, а также обсуждает со своими коллегами возможные причины столь странных событий.

По некоторым деталям истории (галлюцинации Грегори или же его навязчивые мысли, что вокруг него одни безумцы) мы можем предположить, что у следователя приключилась какая-то беда с головой. Однако для читателя остаётся загадкой, был ли Грегори сумасшедшим изначально или же он сошёл с ума в ходе расследования. Ещё стоит заметить, что важным мистическим моментом повести является характер исчезновения трупов. Мертвецы не просто куда-то исчезали, а будто бы оживали, самостоятельно поднимались и уходили в ночной туман!

В конечном итоге Грегори понимает: он слишком запутался во всех возможных версиях исчезновения тел. Он не может решить, какая из версий реальна. Но ему нужно сделать выбор, и в конце повести Грегори его делает.

Повесть «Расследование» Станислава Лема напомнила мне рассказ Говарда Лавкрафта: «Герберт Уэст — реаниматор». Там тоже фигурируют живые мертвецы, с которыми происходят сверхъестественные события. Но, в отличие от «Расследования», в «Реаниматоре» причины происходящего хотя бы объясняются, и оттого рассказ Лавкрафта страшен на бытовом уровне: и правда же, какой-нибудь безумец вполне способен заняться подобными некроштудиями, и что будет, если он вдруг достигнет успеха?..

А вот Станислав Лем написал детективное произведение с сильным креном в метафизику и философию случая. Стоит сказать, что итоговый текст автору не нравился и переиздавать его он не хотел; тем не менее, мы до сих пор можем прочитать и насладиться «Расследованием». Отмечу также, что Лем не нагоняет на читателя прямого и откровенного ужаса (как тот же Лавкрафт), но при чтении лемовского текста всё равно становится не по себе.

Однако хочу предупредить: вряд ли тебе стоит знакомиться со Станиславом Лемом именно с этой повести. Произведение относится к ранним работам автора, значит, в нём есть и недостатки. В основном эти недостатки сюжетные (художественную часть я не могу оценить объективно), и о них я скажу чуть дальше по тексту.

Иными словами, для первого знакомства с творчеством Лема (на мой взгляд) лучше подойдут его более зрелые книги, такие как «Солярис», «Непобедимый», «Глас Господа» и другие. Об эти книги можно запросто сломать зубы, но если они тебе понравятся, то считай, что этот фантастический поляк захватил тебя в свои сети хорошей и сложной фантастики.

Теперь я немного расскажу об особенностях повести. С одной стороны, она цепляет тайной и интригой, а также своими философскими рассуждениями (в том числе о нашем мире, в котором всеми событиями управляет непостижимый для человека хаос). С другой стороны, все события развиваются неспешно, их атмосфера тягучая, мутная и медленная (словно во снах при высокой температуре), отчего читатель может заскучать и бросить чтение где-нибудь на середине. Но, честно говоря, даже это я считаю здесь за плюс, потому что мне нравится проза Кафки и подобная стилистика вообще (а Лем отчасти написал эту повесть «под Кафку»).

Суть истории Лема сложно понять ещё и потому, что в конце автор не даёт читателю конкретного ответа на причины исчезновения трупов. Формально (для галочки) ответ в финале есть, но и его можно поставить под сомнение. В итоге, дочитав до конца, ты сидишь и разводишь руками: «хорошо, а чего дальше-то, где нормальное объяснение?» Но, опять же, можно считать это плюсом, а можно и минусом.

Повторюсь: если и тебе нравятся книги Франца Кафки, то я всё же рекомендовал бы тебе прочитать «Расследование» Лема. Сюжет этой повести затягивает читателя, вовлекает его в происходящие события и оторваться от чтения бывает очень и очень сложно.

Кроме того, в «Расследовании» особенно интересны философские диалоги Грегори с другими людьми, в первую очередь с учëным-статистиком по фамилии Сисс. Например, Сисс оригинально высказывается о гонке вооружений мировых сверхдержав. Процитирую с сокращениями:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Гонка вооружений, однажды начавшись, не может остановиться, понимаете? Она должна продолжаться. Когда одна сторона изобретает мощную пушку, другая отвечает на это созданием более мощной брони. Пределом этого становится только столкновение, война. Поскольку в этой ситуации она означает finis mundi, гонка должна продолжаться.

Однажды заданное ускорение усилий порабощает людей. Но предположим, что они достигли предела. Что остаётся? Мозги. Мозги командного состава. Человеческий мозг совершенствовать невозможно, поэтому необходимо и здесь перейти на механизацию. Последующая стадия — автоматизированный генеральный штаб или компьютеры стратегического характера. И тут возникает чрезвычайно любопытная проблема, собственно, сразу две проблемы.

Во-первых, существует ли граница развития таких мозгов? Они подобны устройствам, способным играть в шахматы. Устройство, которое способно предугадать действия противника на десять ходов вперёд, всегда выиграет в противоборстве с таким, которое предугадывает ходы на восемь или девять вперёд. Чем предвидение глубже, тем совершеннее должен быть мозг. Это первое.

Создание всё больших по объёму устройств для стратегических решений означает, хотим мы этого или нет, необходимость увеличения количества данных, закладываемых в мозг. Это, в свою очередь, означает возрастающее господство таких устройств над массовыми процессами в обществе. Мозг может решить, что эту пресловутую кнопку следует расположить иначе. Или что следует изменить покрой мундиров у пехотинцев. Или что необходимо увеличить производство определённого вида стали — и потребует на это кредитов.

Если подобный мозг создали, нужно ему подчиняться. Если какой-нибудь парламент начнёт дискутировать о том, отпустить ли на это кредиты, произойдёт задержка во времени. В этот момент противная сторона может вырваться вперёд. Отмена парламентских решений через какое-то время сделается неизбежной. Контроль людей за решениями электронного мозга будет сужаться по мере того, как в нём будут концентрироваться знания.

Понятно ли я говорю? По обе стороны океана возникают два всё разрастающихся мозга. Каково самое первое требование подобного мозга, когда в условиях всё возрастающей гонки вооружений понадобится сделать следующий шаг? Первое требование — это увеличение его самого, то есть увеличение мозга! А всё остальное — производное».

Действительно: наш мир, видимо, развивается согласно предположениям учёного Сисса. Теперь мы всей планетой плавно переходим к новому этапу гонки вооружений: мы активно вовлекаем в неё автоматизированные компьютерные системы.

У нас в стране давно создана система гарантированного уничтожения противника; так же, впрочем, как и на Западе. Её официальное название звучит сухо: «Периметр». На мой взгляд, для подобного рода систем больше подходит другое, страшное название: «Мёртвая рука».

Как бы там ни было, система автоматизированного ядерного удара управляется человеком, управляется им вручную и по заданному алгоритму. Насколько я понимаю, собственного разума у «Мёртвой руки» нет, и без заложенных в неё человеческих команд она не может действовать самостоятельно.

Станислав Лем же словами статистика Сисса говорит про полностью разумные машины, которые возьмут заботу о человечестве в свои... э-э-э... руки? Сомнительные перспективы, хотя кто знает, кто знает, может быть, дуракам вроде нас и нужен Механический Бог, чтобы мы не смогли уничтожить друг друга в последней войне…

Кроме «Расследования» Лема, я рекомендую тебе посмотреть короткометражку «Крепость» Дмитрия Федотова; «Крепость» идёт неполных три минуты, но так много там всего высказано! Д. Федотов создал и другое произведение, называется «Последний день войны», и оно тоже интересное.

В этих двух фильмах сбылись все апокалиптические (бредни) мечты любого уважающего себя сталкера: враги повержены и просто сдохли, мученики попали в рай, а радиоактивный пепел грустно оседает на флаг со звёздочками…

Тебе уже захотелось ломать и крушить? Надеюсь, нет. Фильмы Федотова, в отличие от говорящих голов на телевидении, рассказывают о настоящем исходе конфликта с массированным применением ядерного оружия, и после их просмотра становится совсем не смешно.

Вернёмся снова к нашей повести. Её финальный монолог о сущности стохастического мира (мира случайного и хаотического), заставляет читателя призадуматься. Мир, где правит непредсказуемый для человека хаос, мир, все события которого на первый взгляд происходят абсолютно случайно, но на самом деле, возможно, вполне обоснованно, — разве можно назвать всё это лишь выдумками какого-то там писателя-фантаста?..

К плюсам «Расследования», несомненно, относится и атмосфера. Густая, промозглая погода туманного Альбиона затягивает читателя и не хочет его отпускать. Постоянная темнота, смог и неопределённость в сумме со странными событиями создают уникальную, мистическую обстановку. Она не особо пугает, но всё-таки держит читателя в напряжении.

Я советую прочитать эту повесть всем, кому интересно узнать о мире случайных событий и нашем недалёком будущем (но лучше бы Станислав Лем ошибался, честное слово).

Как насчёт переводов на русский язык? Их существует два: от Сергея Ларина и от Леонида Цывьяна. Лично я читал в переводе Ларина. Однако версию Цывьяна считают лучшей, более понятной и точной... Не знаю. Мне и вариант Ларина понравился. Может быть, однажды доберусь до перевода Цывьяна. Потому выбирай сам, в каком переводе читать.

Кстати, также советую тебе посмотреть польское кино по мотивам. Режиссёр Марек Пестрак снял всё как-то сумбурно, но ради интереса кино можно и глянуть. Существует и аудиокнига в исполнении Сергея Оробчук; уровень начитки у неё любительский, но вдруг кому-то понравится? Два этих произведения при большом желании можно найти в интернете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Если мир не разложенная перед нами головоломка, а всего лишь бульон, где в хаотическом беспорядке плавают кусочки, иногда, по воле случая, слипающиеся в нечто единое? Если всё сущее фрагментарно, недоношено, ущербно, и события имеют либо конец без начала, либо середину, либо начало?

А мы-то классифицируем, вылавливаем и реконструируем, складываем это в любовь, измену, поражение, хотя на деле мы и сами-то существуем только частично, неполно. Наши лица, наши судьбы формируются статистикой, мы случайный результат броуновского движения, люди — это незавершённые наброски, случайно запечатлённые проекты»…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спасибо за ваше внимание. Вот ссылки на мои соцсети, где есть статьи, эссе, кино, подкасты, стихи и рассказы:

Канал YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC-pqXyQn22nET6jM55ErPGw

Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed

Канал Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/id/64a322a2629a0b730990d896

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало произведения — интригующая наживка, поданная в необычном виде протокола совещания в кабинете начальника полиции. Перед нами предстают живые (пусть и описано всего по паре черт, зато так метко, достоверно) персонажи, мы постепенно вникаем в суть проблемы, попутно ощущая, как замирает сердце и леденеет кровь в жилах. Трупы шевелятся, передвигаются и исчезают. Оживают? Не путайте, это не бульварный ужастик и не сериал про зомби. Все герои не хотят принимать такой напрашивающийся, и такой абсурдный вывод. Читатель трепещет: что же дальше?

Дальше — больше. Главный герой, место которому в нуарном детективе, блуждает по городу, сталкиваясь с собственным отражением, затем гонится за одним из оживших покойников, но оказывается, что обознался. Рассказывается загадочная и гротескная история о его домоправителях, о нелепой хозяйке, перемещающейся по паркету на табуреточке и абсурдных, не похожих ни на что звуках по ночам. Далее — ещё случаи необъяснимого перемещения, разговоры с шефом полиции и учёным-математиком в странных декорациях с нелепыми казусами. Количество загадок растёт, читатель вместе с ГГ ощущает потерянность, безысходность, отчаяние...

И вот — концовка. На часть второстепенных вопросов мы получаем ответы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Причина шума из соседней комнаты — медицинские и физиотерапевтические процедуры с больным мужем. Математик странен, потому что болен. Да, он тоже. Начальник полиции странен просто так.
Останется ли читатель удовлетворён такими ответами? Скорее — нет, особенно если читал вдумчиво.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Допустим, больному человеку делают массаж, электрофорез и ставят банки. Но автор описывал куда больший спект звуков, среди которых были совершенно необъяснимые, никакие процедуры не могли их породить. К тому же два живых человека неизбежно будут общаться, а о голосах и слова не было. Ладно, допустим они шептали. Но во время массажа муж хоть пару раз должен был застонать, ойкнуть! В общем, объяснение притянуто за уши. Примерно так же и с остальным.

А что же главный вопрос? Что происходило с трупами? Оживали ли они? При чём тут мёртвые бродячие животные, болото и прочие леденящие душу факты и подробности, что так заинтересовали в начале произведения? К сожалению, автор не даёт ответа. Он даёт нам лишь гипотезу, выданную учёным-математиком. Однако и детектив, и шеф полиции в ней сомневаются, потому усомниться должен и читатель. Я понимаю, что пан Станислав писал не обычный детектив и уж точно не ужастик про зомби. Он, вероятнее всего, ставил перед читателем дилемму «чудо или объяснимое наукой стечение обстоятельств?», хочет дать возможность простому человеку, нам с вами, задаться вопросом, что нам ближе, что легче укладывается в голове. И цель эта красива и благородна. И сопровождается она выдержанным, богатым флёром из философии, психологии и даже поэзии... Вот только... Мы имеем детектив, где убийца... кто? Дворецкий? Или нет? Да и был ли убийца?... и убийство? (ну вы поняли, детектив без кульминации). Лично для меня это было разочаровывающей нотой, потому итоговый бал не так высок, как хотелось бы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ранний Лем. Повесть или компактный роман, который лично я, воспринял в качестве сатиры на теорию научных исследований.

Автор водит своего героя от попытки к попытке найти решение неразрешимой задачи. В процессе возникает абсурд за абсурдом, при попытке применить статистическое исследование, прагматику, метафизику, формальную логику, банальный ментовской прессинг, наконец...

Роман скучноват, его идея вполне уместилась бы в рассказ. Масса текста для антуража, колорита обстановки, внешний вид персонажей, погода, дух Великобритании. Кстати, саму Британию и её жителей Лем представляет весьма непрезентабельно. Мрачная погода, мрачные и депрессивные люди. Туповатые, болезненные. Психически стабильных персонажей практически не встречается.

Роман будет интересен лишь любителям антологии автора.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наиболее подходящее слово в качестве краткой характеристики романа — разочарование.

Хотя начало произведения интригует, середина держит в напряжении, но концовка просто смазана. Ожидал развязки намного глубже, а объяснение происходящему — поизящнее и позаковыристие. Главный инспектор, всю дорогу проявляющий благоразумие, осторожность и проницательность, в финальной сцене ведёт себя совсем не по-полицейски — слишком много в его объяснении надуманности, вся версия строится на одних допущениях, взятых, как мне показалось, просто из воздуха. Да и гипотеза доктора Сисса, изложенная им в середине романа, вызывает множество вопросов и, по большому счёту, тоже основывается на умозрительных допущениях, взятых по принципу подгонки под ожидаемый результат.

И да, кстати, при чём здесь дохлые кошки? Почему полицейский не заметил злоумышленника, который манипулировал трупом? Ведь даётся чётко понять, что констебль Уильямс — не робкого десятка, плюс к этому — материалист, не склонный к вере в мистику. Испугался — да, но мне кажется, был в состоянии проверить, что там такое с трупом происходит.

Подозрения инспектора Грегори в отношении Сисса тоже необоснованны и по сути являются провалом всего расследования. Довёл учёного до нервного срыва.

В общем, много вопросов, на которые автор не отвечает, чем читателя и разочаровывает. В книге много интереснейших рассуждений, например, по поводу статистики и развития стратегического ядерного вооружения, однако отсутствует то главное, что должно быть в детективе, — нет внятного и определённого разъяснения.

Понятно, что Лем писал преимущественно фантастику, но детективное начало в данном произведении всё же превалирует, поэтому читатель и ожидает именно детективного финала.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго размышляла, как отнестись к роману, и все таки мои личное мнение — «не понравилось».

Как детектив — довольно скучно, тягомотно. Любители этого жанра может и по достоинству оценят, но поиски ходячих трупов, когда с начала понятно, что они не превратились в зомби, не увлекло. Как ужастик — совсем не страшно, зато атмосфера удалась на славу. Все такое мрачное, туманное, английское, прям все так и представлялось в сером цвете и лица героев такие серьезные.

Как философское произведение — ну здесь надо очень внимательно читать и ловить мысли автора, мне это к сожалению не удалось, так как не увлекло с самого начала. Не исключаю, что может быть прочитаю еще раз под более спокойный рассудительный настрой.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил противоречивые впечатления. С одной стороны — многообещающая завязка сюжета: из моргов пропадают трупы, причём нет никаких следов похитителей, а всё выглядит так, как будто мертвецы ожили и ушли из морга сами. С другой стороны — всё расследование ограничивается одним посещением места происшествия, несколькими разговорами с высокопоставленным пожилым инспектором, несколькими разговорами с учёным-статистиком и несколькими сценами преследования этого учёного-статистика. Остальное — бульон, добавленный для создания атмосферы. Профессиональные качества следователя Грегори выглядят весьма сомнительно на фоне таковых качеств Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро, мисс Марпл и лейтенанта Коломбо: он настолько обделён талантом следователя, что не способен даже выяснить причину странных звуков в снимаемой им комнате.

Развязка всего этого детектива сделана в типично лемовской манере: скомкано придумываем какой-то невнятный и немного ободряющий финал. Объяснение мне показалось настолько сбивчивым, что в некоторых местах логика теряется полностью. Странно, например, что при понижении температуры туман, по логике инспектора, должен становиться ещё более густым. На мой взгляд, чем холоднее, тем выше вероятность того, что атмосферная влага выпадет в осадок — превратится в снег. Кстати, объяснение звуков в съёмной комнате тоже лишь обозначено: какие такие процедуры могут порождать такие странные последовательности звуков?

Впрочем, и сам роман типично лемовский — долго-долго и очень обстоятельно ведём читателя через лабиринт, отвлекая его внимания на второстепенные детали, которые в финале даже «не выстрелят». Например, мне не понятно, как связаны с происшествиями домашние животные, которых обнаруживали мёртвыми неподалёку.

Не так давно я читал научно-популярную книгу Александра Панчина «Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений». В десятой главе, которая называется «Пожиратели смерти — слуги зла», описывается вещество — тетродотоксин. При принятии большой дозы тетродотоксина наступает нервный паралич, человек перестаёт дышать и умирает. В некоторых местностях этот яд научились добывать и дозировать таким образом, что отравленный человек может и не умереть. Конечно, точную дозу яда угадать бывает сложно, так что в большинстве случаев люди всё-таки умирают. В оставшихся случаях человек теряет сознание, дыхание и сердцебиение становятся настолько слабыми и поверхностными, что человека считают умершим и хоронят. Когда же действие яда проходит, человек может задохнуться в гробу или, при более удачном стечении обстоятельств, вылезти из могилы. Однако, даже в этих редких счастливых случаях, когда человек всё-таки остаётся живым, его нервная система и мозг остаются повреждёнными: такой человек может не вспомнить своих родственников и друзей, теряет волю и может слушаться посторонних.

Мне кажется, что Станиславу Лему и следователю из детектива не хватало знакомства с учёным-медиком. Судя по всему, это дело просто создано для того, чтобы с ним разобрался какой-нибудь доктор Хаус.

Из всего романа мне больше всего понравились мысли учёного-статистика Сисса о том, к какому итогу стремится гонка вооружений. Сначала будет увеличиваться мощность средств уничтожения, потом будут развиваться средства доставки, затем — скорость реакции на события, а затем — аналитическая мощность компьютеров, реагирующих на события. В итоге тот, кто не будет бездумно подчиняться воле компьютера, неизбежно проиграет. Как мне кажется, в 1958 году нужно было обладать невиданной прозорливостью для того, чтобы угадать настолько точно. Сейчас мы находимся на этапе увеличения скорости реакции на события и на возможности преодоления этой скорости. С одной стороны создаются всё более совершенные зенитные системы, позволяющие сбивать цели, движущиеся уже не только по баллистическим, а по произвольным траекториям. С другой стороны — создаются сверхзвуковые ракеты, перехватить которые существующими средствами оказывается практически невозможно. Когда обе стороны будут обладать сверхзвуковыми ракетами, перехватывать их смогут только полностью автоматические зенитные системы, принимающие решения без участия человека, потому что человек окажется в принципе не способен принимать решения с необходимой скоростью. Уже сейчас военные поглядывают в сторону систем с искусственным интеллектом, пытаясь найти им применение в своей области.

В целом я бы не рекомендовал тратить время на этот роман. Исключением могут быть лишь поклонники творчества автора, не желающие пропустить ни одного его произведения.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх