fantlab ru

Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.73
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Человек в поисках смысла

Сборник, год

Аннотация:

Виктор Франкл, психолог, прошедший все ужасы концлагерей Германии, рассказывает, что помогло ему выжить в Освенциме и как можно найти смысл жизни.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


9.00 (3)
-
9.17 (6)
-
8.67 (6)
-
8.83 (6)
-
8.83 (6)
-
  • Именной указатель
  • Предметный указатель

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Человек в поисках смысла
1990 г.
Из истории мировой гуманистической мысли
1995 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Франкл в качестве аналитика — далеко не для всех. Не каждый читатель потянет такую «трёхэтажную» философию. Да, соб-но, не каждому читателю это и нужно.

Это достаточно сложный автор, — и по умолчанию цельная разносторонняя личность. И он как талантливый «напёрсточник» играет в том числе с классикой Достоевского и Толстого, когда виртуозно вплетает их доктрины в базис своего экзистенциального психоанализа.

Именно по этой причине могу от себя сказать: в некоторых статьях сборник кажется очень размытым и водянистым в контексте основной профессии Франкла непосредственно.

Но в этой туго накрученной сложности смыслов и мотиваций цельного человека заложен свой особый «динамит».

***

Соб-но, что же такое Логотерапия (основная суть его направления) в базисе того что предлагает от себя Франкл?..

Здесь стоит сделать маленькое отступление. Ключевая идея развернуть иную вертикаль психоанализа, — открыть «третью венскую школу психотерапии», — пришла к этому талантливому учёному-практику именно тогда когда ни у Фрейда (с его концептом о подавлении сексуальных желаний) / ни у Адлера (с его индивидуальной психологией) Франкл не нашёл ответы на свои профессиональные вопросы: чем (какими ресурсами и резервами) включать волю уставшему от всех потерянных смыслов пациенту? -Состояние такой глобальной утери в его психотерапии изначально получило термин «экзистенциальный вакуум». И соб-но, именно в таком состоянии приходили к нему с тяжёлыми экзистенциальными кризисами взрослые и подростки, — потенциальные суициденты, — с потерянными ориентирами и выбитой опорой оставшегося существования (ибо Жизнью подобное времяпровождение было в их случае назвать большим преувеличением).

***

Тот логотерапевт (много позже в нулевых нашего века эту прочную проверенную базу подхватили нейролингвисты), который умеет на сессии грамотно выдержать виртуозный философский дискурс, — стоит многого. Франкл, объездив со своими лекциями пол мира (и в профессиональном контексте везде встреченный искренними аплодисментами, — ибо это учение он волею судьбы сначала проверил на крови, боли и отчаянии концентрационных лагерей; сам будучи каторжным заключённым он потерял в этом аду всех своих родных), — Франкл сам много раз пояснял, что его логотерапия разработана далеко не для каждого терапевта. В этом условном уравнении, (он распишет тезисно)

Z = X + Y,

где Z это разработанная им логотерапия; а X и Y — это отношения пациента и врача, — по своей глубокой сути здесь очень важно то обстоятельство, насколько они по своему ментальному уровню подходят друг другу. Во многих статьях Франкл много раз подробно распишет: в моей психотерапии нет статичного алгоритма действий.

Ведь логотерапия — это не столько техника, сколько философия. И в отличие от столь любимых многими манипуляторских ухваток, его концепция не содержит директивных рекомендаций и приемов. На вопрос, существуют ли таковые, Франкл любил отвечать: «Это все равно, что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Ведь смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Причём данную задачу оба (и пациент, и врач) обязаны решить именно по состоянию на настоящий момент конкретных личных обстоятельств обратившегося за необходимой помощью человека.

Франкл во многих своих статьях, — причём эту тему он разворачивал в своей книге «Психолог в концлагере», — не единожды раскроет совсем не банальную инверсию привычных смыслов. То есть когда человек задаётся вопросами (часто не находя вменяемых ответов): Чего я жду от жизни?.. -На самом деле это ведь путь тупикового ущербного мышления... В своей психотерапии Франкл настойчиво предлагает уметь задавать иной (обратный) вопрос: Чего (решения каких задач и преодоление каких трамплинов) жизнь ждёт от тебя?..

Точно так же на своих талантливых сессиях он виртуозно находил «ключи» к тем суицидентам, которые апеллируя своей «врождённой свободой» хотели включить зелёный свет всем своим не завершенным действиям. Выставляя как главный адекватный ориентир Ответственность за все свои поступки, — этот аналитик всегда говорил что есть два вида свободы:

«свобода от...» и «свобода для...»

По сути, ничего сложного в этом понимании нет. И главная сложность ведь и состоит в том: умеет ли человек брать ответственность за свою жизнь и свои поступки? Или не умеет?.. (А главное не хочет уметь, — потому что так якобы «проще» рулить в сложных жизненных ситуациях)

***

Право на выбор есть у всякого человека. И каждый день мы делаем тысячу мелочей, — складываем оригинальный конструктор своей уникальной неповторимой жизни, — которые незримо подталкивают к тому или иному исходу. Частица «или» здесь обязательна, — ведь важно учитывать все возможные альтернативы развития событий того или иного человека именно на данный момент его проживания в определенной сетке событий.

В учении Франкла реальность — это открытая система. И Вектор направления «заточен» в обе возможные стороны потенциального развития желаемого сценария.

Да, безусловно, сегодня это закономерно вещают от себя коучи, нлп-спецы и приверженцы когнитивно-поведенческой терапии.

Однако глубокую суть и основной базис этому заложил Франкл в своей логотерапии, — методе свободного открытого разговора с тем пациентом, для которого эта самая свобода потеряла свои привычные ориентиры. И он истово делает всё для того, чтобы освободить себя от жизни и всего груза ответственности и решения задач, которые по умолчанию возложены на взрослого человека.

Да, на своих лекциях Франкл не раз скажет и подробно развернёт этот метод инверсии: «Важно не то, что мы хотим от этой жизни. Важно то, что хочет она от нас». -Какие ставит задачи и с чем мы вынуждены бороться и побеждать в своих каждодневных страхах и сомнениях. И важно здесь помнить ещё один глубокий сакрал, — не раз потверждённый «эмпирическим» путём и жизнью самого Франкла: «Чем труднее нам кажется выбранный путь и чем больше невыносимых препятствий мы вынуждены на нём преодолевать, — тем явственнее и пронзительнее осознание того, — что эта уникальная дорога именно твоя». И, да, безусловно отовсюду можно свернуть и смягчить себе трудности, — но будешь ли после этого «ты» именно тем, кем должен быть?..

***

Во многих статьях этого сборника Франкл пишет, — отчётливо нажимая на эти самоповторы, — что именно в таких страданиях и трудностях есть особый Смысл. Именно так закаляется цельность души и формируются личные Смыслы. Смыслы, не навязанные обществом, — в ключе притёртого и удобного конформизма, — а именно извлечение из всего пережитого своего личного опыта, своих переживаний, своих болей... И своих побед и взлётов.

PS В своей пронзительной книге «Психолог в концлагере» Франкл в самом финале очень тяжёлых откровений выплаканной им души щедро оставил для своего читателя бесценные вещи (и это так или иначе ключевые мысли его экзистенциальной аналитики в контексте уникальности значимого момента, — каким бы он не был): «То, что ты переживаешь, не отнимут у тебя никакие силы в мире».

***

Завершая отзыв на этот ёмкий и очень удачно подобранный сборник статей, здесь следует резюмировать следующее.

Экзистенциальный кризис — это не патология. Ничего необратимо страшного в этом естественном процессе взросления души нет. Это всего лишь естественные вехи адекватного взросления, — и не более того. Правда, проходит зачастую такое взросление под «крышесносящим» надрывом тела и души, — которые ни в коем случае нельзя принижать и обесценивать.

И соб-но, трагический оптимизм Франкла (который так или иначе сквозит в его размышлениях по всему сборнику): мудрое понимание значимости настоящего момента (каким бы он не был по своей силе тяжести) и мудрое понимание возможного выбора из многих альтернативных вариантов. Увы, «мы» порой выбираем не самый лучший из всех возможных...

PS Грамотная визуализация воли, — сегодня (используя в том числе базу Франкла) на этом фундаменте работают все проективные техники, — и возможность собрать себя заново возле нового «Я» из прежних «осколков» разлетевшейся вдребезги личности — это то, чему хотел научить Франкл.

PPS Возможно, у многих по умолчанию талантливых ребят, это получится (в ключе осмысления прочитанного) самостоятельно / без посторонней помощи «извне». И в этом контексте мои личные рекомендации: читать этого автора обязательно. Благо, список (и стилистика) его наследия богат и обширен.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх