FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Голосов:
4818
Моя оценка:
-

подробнее

Vita nostra

Роман, год (год написания: 2006); цикл «Vita nostra»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 314
Аннотация:

Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Со слов авторов:

— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?

— Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

«Жизнь мы краткую живем,

призрачны границы…»

А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справится с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.


Входит в:

— условный цикл «Метаморфозы»  >  цикл «Vita nostra»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2775 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей»)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга отечественного автора

лауреат
Мраморный фавн, 2007 // Роман

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ

лауреат
Мечи, 2008 // Лунный Меч

лауреат
РосКон, 2008 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН»)

лауреат
РосКон, 2008 // Премия премий

лауреат
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы

лауреат
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина)

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина)

лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина)

Номинации на премии:


номинант
Астрея, 2008 // Роман

номинант
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Vita nostra
2021 г.

Издания:

Vita Nostra
2007 г.
Vita Nostra
2008 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.
Vita Nostra
2019 г.

Электронные издания:

Vita Nostra
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Vita Nostra
2007 г.
(украинский)
Vita nostra
2008 г.
(польский)
Alekszandra és a Teremtés Növendékei
2009 г.
(венгерский)
Віта Ностра
2013 г.
(украинский)
Vita Nostra
2018 г.
(чешский)
Vita Nostra
2018 г.
(английский)
Vita Nostra
2019 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня, с Вашего разрешения, не отзыв, у меня — благодарности авторам.

Благодарность первая: за то, что они еще в предисловии написали — «роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того». Я человек глубоко эмоциональный, и всасывающе-гнетущую атмосферу книги смогла пережить до конца только благодаря этому знанию — в итоге все будет хорошо.

Благодарность вторая: за недосказанности. Я их обожаю! Недосказанность — это потенциал, семя, зачастую рождающее взрыв фантазии, воображения. И очень хочу, чтобы продолжения не было, иначе круг замкнется, и веер вероятностей будет определен однозначно. Лучше уж я сама додумаю, что именно произошло, кем является тот или иной герой, и для чего это все вообще было. А потом еще раз додумаю, и еще.

Благодарность третья: за совершенно новое, увиденное мною только в «Vita» качество текста — голографичность. Я не могу точнее передать свое впечатление. Как та самая, описанная в романе, картинка, которую надо отодвинуть, расфокусировать зрение — и всплывет что-то иное. Вот такое же ощущение — только от текста. Наверное, тандем Дяченок вышел на новый уровень единения сознаний. Я не знаю, как они писали раньше, но в этой книге они нашли какой-то иной, кардинально другой способ.

Благодарность четвертая — за восхитительную, полную миром романа ночь, промелькнувшую совершенно незаметно. За голову, буквально гудящую от идей и мыслей, каждый раз, когда я вспоминаю загадочный институт Торпы и Сашу.

Зацепило, благодарю, спасибо.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не меньше получаса прошло с тех пор, как я отложила книгу, а слова для рецензии так пока и не приходят. Странно, особенно если учесть, что роман как раз о Словах – важных и бессмысленных, сказанных и оставшихся непроизнесенными…

«-…Слово — серебро… а все ваши слова — вообще полова, мусор, не стоящий воздуха, потраченного на их произнесение. Молчание… Молчание — что…?

— Золото…»

«Vita Nostra» — неоднозначная книга. С одной стороны, она захватывает читателя, не дает оторваться ни на минуту. Ее можно читать в переполненном автобусе, в толпе, где угодно, и – забывать об окружающем мире. С каждой строчкой нарастает напряжение, хочется узнать, что будет дальше.

А вот со смысловой составляющей сложнее. Роман от первой и практически до последней страницы пропитан чувством мрачной предопределенности, безысходности. Куда ни пойдешь – везде глухая стена, которая не дает вырваться, вдохнуть полной грудью. Ни Саше Самохиной, ни мне – читателю, все мироощущение которого основано на вере, что никакого предопределения нет и быть не может, что человек – при незаурядной силе воли – может одолеть любое препятствие. А супруги Дяченко окунули меня в мир, где каждый шаг, сделанный в сторону, противоположную указанной кем-то, может привести к катастрофическим последствиям. И вся эта система, подавляющая личность, размазывающая ее под безжалостным катком чужой воли, основана на страхе – не за себя, а за своих родных и близких, самом ужасном из всех возможных страхов.

«Это всего лишь страх, Саша. Генерал-страх. Император-страх, формирующий реальность…»

Парадокс – книгу было одновременно и очень легко, и безумно трудно читать. Эта идея – отказ от своей личности, своей сущности по чьему-то указу, ужасна. А еще хуже то, что со временем такое состояние начинает казаться обыденным. Саша Самохина учится в Институте Специальных Технологий города Торпы, постепенно осознавая, чему там учат студентов и кем они в итоге могут стать, и уже с нетерпением ожидает переломного момента. Видит красоту и гармонию в том, что погружает других в отчаяние…

И вот теперь я, наконец, поняла. До самого конца меня мучил вопрос – как авторы закончат этот роман. Неужели все напрасно и человек, попавший в Торпу, так никогда и не сможет выбраться из этого заколдованного круга? И вся мораль этого произведения в том, что люди всегда так и будут плясать под чью-то дудку, и неважно, какие сущности дергают за ниточки? Однако финал книги – это торжество человеческой личности. Отказ от предопределенности. Решение – потерять все, но при этом остаться тем, кто ты есть, а не превратиться в сущность, движимую страхом. Вся суть – в нескольких коротеньких строчках в конце произведения, но зато они сразу возвращают веру в себя, в людей, в отвагу и Любовь. Именно так, с большой буквы – Любовь к людям, к окружающему миру, к жизни. И почему-то сразу меняется отношение к Фариту Коженникову, проклятием нависающему над Сашей и всей ее жизнью. Проклятием ли?

Пожалуй, остается только один элемент мозаики, не занявший предназначенного для него места. Мы так и не узнаем, для чего все было задумано. Что бы произошло, если бы Самохина избрала другой путь. Но, в конечном итоге, это не так уж важно. Ведь важен только окончательный выбор.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отягощенные страхом

В отзывах на “Vita nostra” часто звучит вопрос «о чем эта книга?». По-моему, это прекрасно, потому что книга, после которой не остается вопросов, может вполне быть хорошей, но умной – нет. У меня осталось немало сомнений: правильно ли я понял, все ли уловил из заложенного авторами, но в одном уверен: финал гениален. Открыт ли он? Нет. Развязка закрывает произведение не просто на ключ, она навешивает на дверь рельсы и ставит рядом джиннов с саблями наголо. Дяченко выразились предельно четко и внятно, и это достойно восхищения.

Крупнейшим недостатком “Vita nostra” можно назвать лишь то, что эта книга не предусматривает наивной интерпретации. В этом смысле роман безжалостен к читателю, и дело не в том, что авторы заложили в портновские упражнения цитаты из классики – от Аристотеля до Гаршина, – и не в том, что фант.допущение книги прочитывается уже из цитаты про номинализм. Нет. Читатель, пошедший на поводу у ярких фраз Фарита и Стерха, рискует в конце не понять произошедшего, рискует остаться с вопросами в духе «почему Сашка отказалась?», «что еще за Пароль?» и так далее. Учителя Самохиной постулируют в яркой, завлекательной и ультимативной форме основы этого мира: любовь – это страх, Речь использует нас. Это та ловушка, из которой уходит героиня, причем уходит не по-английски и не по велению авторского произвола. Она набивала себе шишки, перерастала программу для того, чтобы сказать свои слова в конце, дать толчок развитию мира, в котором Любовь – это просто Любовь, не отягощенная страхом. Наш гипертекст (кстати, популяризатором идеи является Лакан, а не «Локан», как указано в одном наивном отзыве) изменить нельзя – зато можно создать новый.

Метаморфозы Сашки – тема отдельная. Восхитительная метафора крыльев – «крылатое слово» – это подлинное открытие авторской фантазии. Через уродства и деконструкцию, повторяющие развитие речи – к полету, к приятию в себя целого мира.

Механизм экзаменационного отказа прописан еще изящнее. Какого Слова ждали от Сашки наставники, обнаружив свою ошибку на экзамене? Ответ очевиден, если мы вспомним, каким словом у нас является Бог. Да, тот самый Бог, которого на страницах книги ни разу не помянули. В лесу есть о чем поговорить, кроме леса – гениальная фигура умолчания, пронизывающая весь роман.

И, наконец, пароль. Да, злосчастный пароль – тот самый, который и «кодовое слово», но и – «речь» par excellence, (французское слово “parole” у Ф. де Соссюра означает действенную речь, объективирование законов языка в реальном мире). Великолепная игра слов, через призму которой финал понимается во всей его полноте.

На фоне мощного интеллектуального звучания книги удивительно живыми остаются герои. Преподаватели даже – и те обретают человеческие черты. Меняется Сашка – через самодисциплину и жажду знаний, через жертвы и муки совести. Своими действиями она вряд ли заслужила свет, но покой без страха – да. Она сохранила понимание любви, превзошла свое понимание – вот что главное, вот что самое человеческое в финале и во всех ее трансформациях.

Была бы оценка 11 – поставил бы без колебаний.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная, страшная, очень глубокая книга — лучший роман Дяченко со времен «Пещеры». Писатели в очередной раз доказали, что способны на невозможное: они показали пошаговое превращение человека в... скажем так, не-человека — трансформацию физическую и психологическую.

Роман, эмоционально насыщенный, роман философский, роман интеллектуальный. Потрясающее достижение.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

< Бывают слова — полова, мусор, и они превращаются в ничто, едва прозвучав. Другие отбрасывают тени, уродливые и жалкие, а иногда прекрасные и могучие, способные спасти погибающего. Но только некоторые из слов становтяся людьми и тоже говорят слова. И у каждого в мире есть шанс встретить того, кого он сам когда-то произнёс вслух...>

... Сильнейшее произведение российской фантастики, которое я брал руки по крайней мере за последние полгода точно! Пережил колоссальный эмоциональный всплеск к кульминации романа, рождаемый подобно тайфуну. Последние два часа чтения выпали из действительности, как порой бывали периоды забывчивости у самой героини Сашки, — ничего не слышал, не видел, только страницы и строчки. А уж после прочтения ещё с минуту или даже больше смотрел на последнюю страницу. Неодумевая? Вполне возможно...

В итоге эффект произведен максимальный.

Горько, что только с этого романа (повести, рассказы не в счёт) я познакомился с творчеством Дяченко. Обязательно продолжу «читательское общение» дальше.

10 баллов. Без колебаний бы поставил выше...

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помните Дона Карлеоне и его знаменитое: «Предложение от которого невозможно отказаться»? Именно такое предложение получила обычная школьница Саша Самохина, когда отдыхала с мамой на море. А началось всё с того, что она увидела на улице странного человека в темном джинсовом костюме и черных-пречерных очках, сквозь которые как ни старайся, всё равно не возможно рассмотреть глаза. Человек явно следил за ней, причем встречи с ним избежать было никак нельзя — каждый раз, как Саша просыпалась на дворе было 23 число, 24-е всё не наступало. Такой «день сурка» продолжался для неё до тех пор, пока она не поговорила с «человеком в очках». Он представился её куратором Фаритом Коженниковым и предложил Саше одно задание, не сложное, ведь «он никогда не просил ничего невозможного». Всего лишь нужно было каждое утро ровно в четыре часа утра нагишом проплывать в море метров сто, до ближайшего буйка, иначе 24-е так никогда и не наступит и отдых на море никогда не закончится. Причем исполнять это задание нужно было в точности, наказание за небрежность или, более того, за не исполнение постигнет не столько саму Сашу, сколько её родных и от её старательности напрямую зависит их здоровье. Перепуганная насмерть девочка согласилась и наконец-то наступил следующий день. Задние вроде бы оказалось действительно не сложным, но странный человек умолчал лишь об одной подробности — после каждого заплыва Сашу на берегу рвало странными золотыми монетами. Так прошел отпуск и Саша с мамой отправились с курорта домой. Казалось, что теперь все проблемы позади, а нелепые задания — лишь сон, но оказалось, что всё только начинается! Куратор объявился вновь, забрал все монеты и дал новое задание, не менее абсурдное и странное, но такое же вполне выполнимое — теперь Саша каждый день в пять утра должна пробегать несколько кругов по местному парку и, в завершении всего, справлять там же малую нужду. За невыполнение задания предусматривалось то же наказание, никаких исключений или возражений, не бегать можно было лишь во время месячных. Ад начался снова и продлился довольно долго, пока Саша однажды не сломала руку. Но и тогда человек в очках не оставил её — он заявил, что Саша, после окончания школы, должна обязательно поступить в Институт специальных технологий в небольшом провинциальном городке Торпа. Причем ни что это за «специальные технологии», ни какую профессию она там будет постигать Коженников не посчитал нужным пояснить.

Эта книга сбивает с толку, она не дает созданию уцепиться за привычные образы или понятия, более всего, по степени воздействия, она оказалась сродни фигурирующему в ней же текстовому модулю. Начать с того, что не понятно, как относиться к данному тексту — как к фэнтези, или как к НФ, а может как к мистике? Парадоксальные задания, которые получает Саша от Фарита казалось бы не имеют никакого смысла, то, что происходит с ней в Институте специальных технологий вообще не лезет ни в какие ворота. Трудно понять, то ли перед нами очередная школа магии (привет Гарри Поттеру), то ли мистическая тоталитарная секта, то ли это всё какой-то инопланетный эксперимент (вспомним Стругацких и их «Гадких лебедей» ). Догадаться, что же происходит на самом деле практически не возможно. Названием романа служит часть строчки из Gaudeamus'а — древнего студенческого гимна: «Vita nostra brevis est, brevi finietur», что переводится как: «Жизнь мы краткую живем, призрачны границы». Она наиболее точно характеризует происходящее в тексте. То, что случается с Сашей и другими студентами по неволе просто поначалу ошарашивает, но явно наводит на мысли, что их пытаются изменить и подготавливают к чему-то. Метаморфозы, происходящие как с сознанием, так и с физическими телами учащихся реально пугают. Роман вообще отличается крайне неуютной атмосферой, весьма сильно насыщенной негативными чувствами и эмоциями. Кураторы постоянно манипулируют студентами, запугивая их, играя на их привязанностях к самым родным и дорогим для них людям. Неудачи в учебе — несчастные случаи в семье, несдача экзамена — смерть кого-то из близких. Причем непонятна сама природа их практически безграничной власти над судьбами людей. Преподаватели подстать кураторам — их нелепые задания просто крошат сознание учеников на куски, заставляя их забывать самих себя, калечат их морально и физически. Жестокая ломка самосознания под постоянным психологическим прессингом дает свои неожиданные результаты, которые пугают и озадачивают не менее, чем методы, с помощью которых это было достигнуто. Да и взаимоотношения между учащимися далеки от идеала. Все обычные для общежития конфликты усиливаются в десятки раз из-за общей нервозности. А тут ещё и проблемы взросления, так характерные для этого возраста — попытки самореализации, поиски своего места в мире и обществе, первая любовь, ревность и т.д. и т.п. Саша, буквально сходящая с ума от непомерных нагрузок, тем не менее находит время для романтических отношении, хотя в дальнейшем они и не выглядят такими уж романтическими. Её история — это история вундеркинда-самородка, как феникс сжигающего своё Я, чтобы потом возродиться из пепла новой невероятной сущностью. Но чтобы стать тем, кем ей предстоит, придется пройти через множество лишений, через страх, через отчаяние, узнать горечь разочарований и боль предательств, но всё это только закалит её и приведет к полному переосмыслению жизненных ценностей. То, что произошло с ней во время переводного экзамена на третьем курсе можно трактовать по разному — благо авторы оставляют массу пространства для маневра. Финал книги не отличается однозначностью и в некотором роде остается открытым. Случившиеся события допускают несколько точек зрения на происходящее, но мне всё же ближе исход, наиболее точно характеризующийся цитатой из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Итог: яркий, атмосферный психологический роман взросления. Авторы взяли заезженную в последнее время донельзя тему магических учебных заведений и изменили её до неузнаваемости, получив на выходе продукт, который разительно отличается от всех других. Первое знакомство с творчеством супругов Дяченко ни коим образом не разочаровало. Книга получилась не простой для восприятия, но она не дает оторваться от неё ни на минуту, целиком и полностью поглощая всё внимание. Психологическая проработка портретов героев помогает создать логически выверенный, но в то же время галлюцинозно-парадоксальный текст. Рекомендую для вдумчивого и осмысленного чтения. Любителям легкого развлекалова строго противопоказан. Надеюсь вторая часть не снизит планку качества так высоко поднятую первой.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги объективно плохие и объективно хорошие. А есть такие, которые, будучи какими угодно, плохими или хорошими, попадают неожиданно по нашим больным местам, точкам воздействия, или, если угодно, точкам развития. Кому чужда идея образования как способа изменения или даже перелома личности — тот вряд ли оценит этот роман, наверное. Я лично просто не могла оторваться. А казалось бы, все так просто. Но тема школы, обучения, узнавания нового и изменения путем получения нового знания — именно то, что прежде всего привлекает меня *во всех* книгах, где это хоть как-то затрагивается, от гарепортера и «Школы в Кармартене» до монастырской школы в «Нарциссе и Гольдмунде».

Фанатичная любовь к учебе и узнаванию нового начисто отрубает возможность расценивать любые проблемы и сложости в данной области с трагической или пессимистической стороны. Потому что это невероятно здорово! Потому что это как наркотик, чем больше погружаешься, тем сильнее хочется нырнуть еще глубже. И любые попытки дрыгаться, даже если вдруг их предпринять, ни к чему хорошему не приведут. Быстро поймешь, что вся «видимая реальность» на самом деле совершенно не так интересна и захватывающа, как то, чем ты занимаешься, что бы это ни было, от истории древней Руси до молекулярной биологии. Кто знает, тот поймет :smile:

Дяченкам как раз удалось нажать именно на эту точку и удерживать ее практически все время. Помнится, читая «Войну и мир», я активно скучала над миром и очень оживлялась на войне — потому что это было действительно интересно. Во всех остальных книгах о школе, обучении и тд. одним из самых интересных моментов является именно обучение как процесс, изменение человека именно в процессе постижения нового, а не школьные романы, шалости и приключения. А из всех читанных мной вещей на эту тему больше, чем в «Vita nostra», этого только у Коростелевой.

Но при этом предметы и способ обучения в «Vita nostra» совершенно фантастические, мир как гипертекст, люди как слова. Не скажу, что это лучшая из идей, и, увы, нельзя сказать, чтобы сама эта идея была глубоко прописана, зато прекрасно описано все, что происходит с учениками вокруг и из-за нее. Скажем так, внутреннее изменение, которое происходит с людьми в процессе эффективного обучения, здесь сделано внешним, очень четко и ярко подсвеченно. Пожалуй, даже пересвечено, потому что успехи и падения сильнее и фатальнее.

Странно, что герои не вызывают, скажем так, самостоятельной симпатии. Мне они симпатичны и интересны только как некие функции текста, механизмы, с помощью которых подается и развивается главная идея. Думаю, это прекрасно сочетается с общей атмосферой романа. Он не то чтобы жесткий, но милым и добрым его не назовешь определенно. При всех зашкаливающе странных вещах, которые случаются с детьми или которые *делают* с детьми преподаватели — он очень достоверен психологически, как-то очень правилен и естественен. И это вызывает особый восторг, как любое соединение нашего скучного быта с чем-то невероятным, странным, волшебным.

Только если обычно восхитительный волшебный мир противопоставляется волшебному миру, который отрывает школа, здесь все не так. Учат иначе и не тому, это невероятно, странно, но никак не волшебно. Просто совсем другое. Но «другое» такого уровня, что вполне можно и стоит бросить все и вся и уйти в это с головой, замкнуться на одном. Качественные перемены только так и происходят. Не вижу излома личности. Вижу скачкообразное развитие, и кто проходил, как это бывает, тот знает, что все потраченные усилия, все слезы, нервы, труд и усталость по итогам того стоят. Кажется, я все равно не сумела толком объяснить, что меня так зацепило в этой книге, но это вообще сложно поддается определению, это такая проекция персонального опыта, который, как верно замечено в тексте, ни с кем особо не разделишь :smile:

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Школьница Саша попадает в магический институт...Что, ждёте отечественного ГП? Отечественное-это ещё ладно, а вот с ГП недочёт вышел. Уж извините.

Эта книга довольно-таки жёсткая и жестокая. Над героями довлеет страх перед преподавателями, кураторами, странными и страшными второкурсниками. Довлеет страх за свою жизнь и жизнь твоих близких: несданная сессия, незачёт, «неуд» по экзамену — и тебе уже приходит «похоронка» или сообщение о том, что твои близкие стоят на грани жизни и смерти. Эта атмосфера сохраняется практически до самого конца, до того, как авторы решают показать нам, что же таит в себе обучение в этом институте за тайны, что за второе дно у учёбы здесь. Правда, так до конца мы это и не поймём: едва второе дно начнёт открываться, как книга оборвётся. Оборвётся на полнейшей недосказанности и совете. ПО-моему, этот совет содержит в себе одну из основных идей книги: не бояться. Никогда и никого не бояться. а идти к своей цели.

P.S. По-моему, тут кто-то говорил, что больше никто не пишет,

кроме него, подростковую фантатиску. Таки он был не прав:по-моему. перед нами та пресловутаяя фантастика, для подростков и о подростках...

И ещё: лет до 14-15 я бы это не советовал читать «Vita nostra».Лучше не надо....

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Магия словес... Непередаваемое впечатление...

Но я, все-таки, попробую — таки, передать.

Любому, кто искренне любит фантастику (что называется, «и сердцем и мозгами») хорошо знакомо колдовское, завораживающее воздействие «эффекта талантливого рассказчика». В данном случае речь не идёт о некоем абстрактном «литературном даре», все гораздо более конкретно и «узко-жанрово». Дело в том, что в сфере любых фантастических допущений есть специфические «пограничные области», в которых эти самые допущения — уже как бы и не выдумка вовсе, а — вполне себе рабочая гипотеза, которая в ряде случаев даже и некими фактами подтверждена. В сфере потенциальных возможностей нашего тела и разума ситуация ещё «острее», там все практически максимально правдоподобно: достаточно взглянуть на воздушных гимнастов в цирке или вникнуть в суть финальных этапов «битвы экстрасенсов» в телевизоре: чего они там творят, это же просто фантастика!

Так вот, талантливый рассказчик умеет так «вывернуть ситуацию», так ее представить, что в какой-то момент у читателя утрачивается связь с реальностью. Что-то типа: «...Так, стоп! Вот это вот, что он сейчас нам тут лепит — это реально возможно, или — блеф? Интересно, а кто-нибудь проверял, НАСКОЛЬКО это — в принципе — реально?..»

А если всё это ещё и «подать» под соусом вполне себе добротной литературной поделки, то это самая настоящая магия, братья и сестры. Вот, прямо — колдовство, которого можно коснуться кончиками пальцев!

Да, так вот, о магии словес.

Если бы речь шла только об этом (об «эффекте рассказчика»), то это было бы только пол-дела. Таких книжек МНОГО (с означенным «эффектом»), это не супер-пупер какая редкость. Но для всех этих «других» мы, задействую фразу «магия словес», воспринимаем её, что называется, ФИГУРАЛЬНО. Здесь же (Vita Nostra) – ее надо понимать БУКВАЛЬНО!

Человек – существо многоплановое, вернее существо такое, которое может быть адекватно представлено на разных планах бытия:

*** с одной стороны – кости, мясо, сухожилия и т.п.;

*** с другой – информация в чистом виде, то есть – данные (кто сомневается – вот, прямо сейчас – отвлекаемся и набираем в поисковике «эффект плацебо»);

*** и есть еще третий план, самый интересный – «помесь мяса и данных», то есть – «информация, наделенная свободой воли».

Все рассказывать не буду – ибо не хочу лишать читателя удовольствия «вкушать интригу самостоятельно» НО – без всяких сомнений — замечательный, почти уникальный фантастический антураж! При этом упомянутый выше «соус вполне себе добротной литературной поделки» — также имеет место. Не «Война и мир», конечно же – но вполне и вполне качественно, добротно и основательно.

Так что – удовольствие гарантировано (повторюсь: «...для тех, кто искренне любит фантастику (что называется, «и сердцем и мозгами»)…», для таких «нас» — это НЕЧТО).

Одна цитата из предыдущих отзывов «...один из самых сильнейших сюжетов в постсоветской фантастики и мировой!!! Это действительно шедевр из шедевров...» — Подписываюсь под каждым словом

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дяченко — это наркотик. Я не знаю, как они это делают, как достигают эффекта абсолютной хитовости, когда ты открываешь рассказ, повесть или роман — и пропадаешь, как будто телепортируешься в альтернативную реальность. Дальше ты уже не принадлежишь себе — ты будешь ходить, уткнувшись в книгу/телефон/планшет, пока не дочитаешь до самой последней строчки и страстно захочешь дубля, чтобы он исполнял твои повседневные дела, оставив тебя наедине с очередным миром. Там не можно, не получается просто наблюдать, ты становишься незримой тенью героя и жадно следишь за тем, что с ним происходит, потому что даже самый немыслимый фантдоп облекается в плоть и становится пугающе реальным. И все это в полной мере относится к Vita Nostra.

Как и многие другие романы Дяченко, эта книга — о безграничности человеческих возможностей. Об отсутствии границ как таковых. О том, что мир создают Мысль и Слово. Как человек, не чуждый лингвистики, я восхитилась самой идее, не говоря уже о ее воплощении. Какая красота! Психологическая достоверность и метафоричность потрясающие: когда Саша возвращается домой, переживая стадию метаморфоз, там уже родился новый ребенок — ее комната занята, и негде просушить дрожащие, мокрые крылья... Как ломает себя человек, выбираясь из скорлупы. Как рождение нового и свобода даются через боль, как приходится раз за разом прыгать выше головы, чтобы взлететь. «О чём поют воробушки в последний день зимы? – Мы выжили, мы дожили, мы живы, живы мы!»... Отдельно скажу о концовке, потому что у меня своя интерпретация. Я восприняла ее так, что Саша не отказалась от создания своей реальности. Она ОТКАЗАЛАСЬ БОЯТЬСЯ, то есть создала мир, где нет места страху. И этот мир прекрасен, хотя в конце видны лишь его зыбкие очертания.

На мой вкус, одна из лучших книг современной фантастики.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представьте, что однажды вы проснулись в мире, где жизнь ваших близких зависит лишь от вас...Сможете ли совершить невозможное,зная, что ваш провал приведет к инфаркту вашего близкого человека? Авторы создают мир, в котором твое предназначение — предопределено, проигнорировать его нельзя. Или выучись — или будут страдать близкие и родные. Как показывает практика,это наиболее действенный рычаг управления человеком — страх. Страх за себя, за близкого,за друга. И, ведомый этим страхом, человек способен сделать то, что в других условиях казалось ему невозможным, вырывающимся из его привычного мира. Так происходит с главной героиней — Сашей. Появившийся ниоткуда человек дает ей непонятный,нелогичные задания,за невыполнение которых пострадает ее мать. Девочке приходится отказаться от обычной жизни подростка, поступления в университет, простого и обыденного существования студента и уехать в непонятный институт города Торпы. И таких,как она — много, каждого заставили приехать, надавив на больное — любовь к матери, бабушке,да и просто боязни армии. Каждый прошел унизительные испытания,отказаться от которых не имел права. Обучение в заведении больше похоже на психологические пытки, стирается грань между «возможно» и «нереально»,а наказание за проступок все то же.

Тонкое переплетение обыденности, серого мира и фантастической линии создают невероятную атмосферность. Оторваться от книги сложно, сюжет закручен невообразимым образом. Авторы тщательно описали психологические портреты героев, смешав, в общем то, обычные человеческие черты и пороки с нереальными возможностями, яркими характерами. Книга читается легко, интрига сохраняется практически до последней страницы. После прочтения остается ощущение незаконченности, хотя это авторская задумка — додумай,читатель,сам), смысл тоже каждый может вынести свой.

И в сотый раз Дяченко доказали,что молчание — золото

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Психологически и художественно книга написана на самом высоком уровне. Напрашиваются ИМХО параллели с Кастанедой: Решение, кого выбрать в ученики, принимается не на человеческом уровне; сойти с тропы обучения можно только ценой собственной жизни; преподаватели — или уже не люди или никогда ими не были и т.д.

Вот только философская концепция романа — «весь мир — текст», на мой взгляд, слишком банальна и узнаваема, эта идея Витгенштейна, Беньямина и Деррида.

Но развить идеи Кастанеды без практик, описанных им невозможно. А вопрос о том кто может быть «воином» (т.е. человеком, который в принципе способен овладеть этими практиками), решается не на человеческом уровне.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прошу очень серьезно отнестись к этому отзыву.

Впервые я прочитал Vita Nostra в 2009 году, сейчас 2015 год – прошло шесть лет. За это время в моей жизни поменялось многое, очень многое – я повзрослел. Когда пару дней назад я взялся читать Vita Nostra во второй раз, оказалось, что повзрослел за это время не только я, повзрослела за это время и сама книга.

Впечатления от первого прочтения (из памяти – 2009 г.):

Роман очень добротный, в нем есть буквально все атрибуты качественного городского фэнтези, да и вообще любой книги, если ли уж на то пошло: интригующая завязка, живое повествование, яркое описание даже самых будничных событий, интересные персонажи, нетривиальные диалоги, растущее к финалу напряжение и...! разочарование концовкой.

Мне было несколько обидно, ведь я по праву считал, что авторы с самого начала готовят нас, читателей, к какому-то невероятному открытию. Помню, мне думалось, что вот, сейчас, еще немного, и мне раскроют суть – и я пойму наконец суть трехлетних Сашкиных мучений. Но нет, ожидания не оправданы, впечатление от остальной части романа смазано, и книга отправлена на полку. Тем не менее, работа весьма впечатляет, и поэтому ее заслуженная

Оценка: 10

Впечатления от второго прочтения (по горячим следам – 2015 г.):

Если коротко, книга взорвала мой внутренний мир.

Если подробнее, то придется вдаваться в причины перемен в моем восприятии романа, а это никому не интересно.

Если просто, во второй раз я уже представлял, что произойдет в финале и поэтому мои ожидания были соответствующие – никаких разочарований.

Если сложнее, то предыдущий пункт является неправдой. В действительно мне было интересно вовсе не читать сюжет, погружаться в историю о приключениях девочки Саши, и узнавать, чем же все-таки закончится книга и каким образом сложится дальнейшая Сашкина судьба. А интересно мне было погружаться в скрытые смыслы, которых в этом романе очень и очень много, и которые авторы замаскировали настолько ловко, что смогли ввести всех в заблуждение относительно истинной ценности своего творения . Вот чему я посвятил свое второе прочтение романа – поиску смыслов, спрятанных под слоем текстового шума и вторичной информации. Примечательно, что именно к подобной методологии познания мира прибегала Саша во время своих занятий – за кажущейся бессмыслицей она пыталась распознать великие идеи и концепты.

Я мог бы написать еще много соображений по поводу своего обновленного восприятия данного романа, но ограничусь, пожалуй, лишь небольшими выводами.

Vita Nostra – совсем не то, чем кажется на первый взгляд.

Vita Nostra – это тот самый пресловутый «понятийный активатор» , ключ к понимаю себя и всего мира.

Vita Nostra – это набор вопросов, которые вы должны самостоятельно отыскать в тексте книги, и затем попытаться найти на них ответы; причем, судя по другим отзывам, вопросы и ответы на них у всех оказываются совершенно разные.

Поэтому мое наставление всем тем, кто остался разочарован книгой, и всем тем, кто еще только собирается приступить к ее прочтению: думайте, ищите, вчувствывайтесь, сопереживайте, дерзайте, находите себя; не огорчайтесь на книгу, дайте ей второй шанс, прочтите ее еще раз, желательно через шесть, а может и через тридцать шесть лет – и я обещаю, вы все поймете, ведь

Vita Nostra – это не просто книга, это метафора жизни — это и есть наша жизнь.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот роман уникален. Первая в моей жизни книга, читая которую, мне РЕАЛЬНО хотелось убить то главную героиню, то авторов. Поясню по-простому, без изысков. Саша косячит, рискуя жизнями своих близких. А вот не может удержаться — вот и лезет в окно, испробовать свои возможности. Читаешь, и говоришь ей: Саша, дура, не трожь ребенка, не езди к маме! Не садись на пенек, не ешь пирожок... Убила бы! Ну а Дяченки кого описывали? Если Саша человек, то никакая ее зависимость от своих «крылатых» и т.д. возможностей не заставила бы подвергать смертельной опасности своих самых близких. А если не человек — то плевать бы ей было на всех и вся: семью, любимого, учебу драгоценную. Авторы как-то не определились с логикой персонажа, по-моему. И это страшно раздражало. А подать сюда ляпкиных-тяпкиных-Дяченок! И концовка... М-даа... Как в «Черновике» — «по невнятным причинам откажется от всемогущества». Или не откажется... Или откажется, но не совсем...

Короче говоря, книга разбудила во мне звереныша, сама не ожидала таких эмоций от чтения.

А вообще, все это для меня не главное. Главное, что книга читалась взахлеб, пока не кончилась. Ужасно жалко, когда хорошая книга кончается. Вот по этому показателю ставлю 10.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, так до конца и не разобрался, что конкретно «цепляет» в этой книге: лихо закрученный с первых страниц сюжет, филигранно выписанный образ главной героини или мрачная, но такая правдоподобная атмосфера окрестностей Торпы и студенческой (студенческой ли?) «общаги». Нет, не так. Места, где из людей делают Слова.

Идея потрясающа: вся жизнь – лишь текст, а мы – каждый из нас – всего лишь слова в нём. Слова, слова, слова… Всего лишь слова, говорите вы? Неужели этого недостаточно для того, чтобы полностью изменить мир? Оказывается, более чем достаточно. Словом можно ранить, можно убить, можно просто покалечить – вот так вот просто, раз – и навсегда.

И только осознав цену каждого конкретно взятого Слова как-то совершенно случайно начинаешь обращать внимание на мелочи, которые Авторы щедро разбрасывают по тексту: несказанные Слова, от которых рвет монетами, адские занятия, и не менее адская дисциплина в заведении, непомерно высокая цена за провал на экзамене по специальности – всё постепенно проступает из тумана, становится чётче и яснее. Недоумение оставляет только метод, которым пронизана вся система воспитания. Одно короткое и емкое слово: СТРАХ

Признайтесь, для каждого из нас именно этот стимул является наиболее действенным. Не пряник, нет. Именно кнут. И дело даже не в том, что такова природа исконно русского человека — пока не грянет гром, креститься как-то неинтересно, зато только грохнуло там, наверху – мы истово и как-то совершенно незаметно для себя начинаем осенять себя крестным знамением. Каждый человек имеет болевые точки: родня, работа, престиж, честолюбие, и еще тысячи других. Но особенно мотивирует страх за родных и близких. Так уж исторически сложилось… И именно этим и пользуются строгие преподаватели, пытающиеся вылепить из подростков 15-16 лет от роду «специалистов» в самом прямом смысле этого СЛОВА.

Точнее, так было до тех пор, пока не появилась Сашка. Сначала– обычная забитая и зашуганная девочка, ничуть не лучше остальных. Те же фобии, те же рычаги давления. Однако у этой девочки-подростка с избытком оказалось того, чего не хватило остальным – всё, что умещается в одном коротком и емком слове: ВОЛЯ.

Именно ВОЛЯ помогла не опустить руки тогда, когда СТРАХ уже не действовал, когда давила жуткая усталость от непосильных, как тогда казалось, упражнений, когда нервы были натянуты до предела. Именно ВОЛЯ, а не СТРАХ помогла вытащить Костю и Егора от провала на экзаменах. Именно ВОЛЯ помогла выйти за грань стереотипов, сделала из Сашки-подростка Сашку-СЛОВО.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сашку-ПАРОЛЬ.

И именно в этом, наверное, и заключается особая прелесть «Vita nostra»: вот так вот исподволь мы вместе с главной героиней вдруг приходим к простой, казалось бы, истине: СТРАХ – не главный двигатель в нашей беспокойной жизни. А раз так – он попросту не нужен. Не нужно бояться. Нужно только верить. В себя. И в то, что сможешь изменить этот мир. Сделать его лучше.

Просто повторять про себя как мантру, как заповедь: Я НЕ ХОЧУ БОЯТЬСЯ.

И все будет хорошо.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх