fantlab ru

Станислав Лем «Рукопись, найденная в ванне»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
606
Моя оценка:
-

подробнее

Рукопись, найденная в ванне

Pamiętnik znaleziony w wannie

Роман, год (год написания: 1960)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 63
Аннотация:

Некто попадает в безумный мир военной бюрократии, чтобы исполнить Особую Миссию. В чем заключается Миссия, никто не знает; в этом дурдоме не действует логика. Ирония, сатира, сарказм, поиск смысла в бессмыслице... Не ждите традиционной фантастики: фантастика здесь только литературный прием, переносящий человека в немыслимые обстоятельства. Кафка наоборот: там герой раздавлен бесчеловечным Замком, а здесь он активно включается в абсурдную игру, становится деятельной частью Здания. В общем, чтение для продвинутых любителей Станислава Лема, которым понятны и близки сатирические изыски великого фантаста.

© v_by
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В интернете очень много копии перевода О. Э. Колесникова (изданным непонятно где и когда) (даже если указан неверно Душенко). При сверке с оригиналом и переводом Душенко можно сделать вывод, что его перевод очень неточен (сверял ).


Входит в:

— антологию «Fantascienza: guerra sociale?», 1965 г.


Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в 10 томах. Том 5. Рукопись, найденная в ванне. Высокий Замок. Маска
1994 г.
Вторжение с Альдебарана
1997 г.
Расследование. Рукопись, найденная в ванне. Насморк
2002 г.
Возвращение со звезд
2006 г.
Возвращение со звезд
2006 г.
Такое разное будущее
2011 г.
Такое разное будущее
2018 г.
Возвращение со звезд
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Солярис
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Pamiętnik znaleziony w wannie
1961 г.
(польский)
Fantascienza: guerra sociale?
1965 г.
(итальянский)
Pamiętnik znaleziony w wannie
1971 г.
(польский)
Слідство. Катар. Щоденник, знайдений у ванні. П’єси
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один смысловой слой этой книги — индифферентность мира к нам, отсутствие всяческих «знаков», «месседжей». Вещи есть — и не более того. Лишь безумные пророки и политики видят связь во всём и вся, получая сообщения от высших сил.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантасмагория — иначе не скажешь. Прчем в том, что сначала кажется нагромождением нелепостей очень быстро проявляется логика. Не человеческая, не машинная — а логика свихнувшейся параноидальной бюрократической организации.

Ее проявления при надлежащей внимательности к книге начинаешь, подчас, замечать и во вполне реальных организациях.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

До конца дочитать действительно непросто, по крайней мере, не за один раз — а то так и «попятить» можно! А ведь при всем безумии, знаете ли, книга очень жизненная — почему-то ее вспоминаю всякий раз, как с нашими гос.учреждениями общаться приходится. :lol:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прочёл это произведение дважды. Здесь есть много интересных тем, но я расскажу о тех, которые мне понравились больше всего.

Мне кажется, автор хотел дать нам возможность почувствовать себя человеком с сильнейшей склонностью к конспирологии, к навязчивому поиску смысла абсолютно везде. Вспомните, как ему грезилось, что искусственные руки в музее заподозрили главного героя(гг) в чём-то и вот уже пытаются с ним взаимодействовать, что-то намекают, показывая. Схожее происходит в конце, когда мёртвый агент воспринимается как очередная фальш, заговор, намёк. Хоть гг и сделал изначально верные выводы о произошедшем в ванной, используя логику. Тем не менее, он вновь становится жертвой своих эмоций , которые он не может контролировать и ему эта картина видится уже чем-то иным, тайным и хитрым.

Лем показал, как некоторым сложно принять бессмысленность происходящего в жизни, ну, или хотя бы от части. Я невольно отождествляю Здание с нашей жизнью с ее бесконечной суетой. С маниакальной тягой у некоторых людей к поиску заветной инструкции — причины жизни, ее цели. Я отчасти ощутил себя верующим человеком на пути к истине. На пути поиска истины, если быть точным.

Любопытно было понаблюдать и за миром , в котором превалирует агентурская деятельность, мира с уклоном, даже нет, со значительным креном в шпионаж. Где это все происходит уже не одно поколение и многое уже по нашим взглядам доведено до абсурда. А ведь в реальной жизни спец агенты сталкиваются от части с чем-то похожим. Насколько их мир, отличается от нашего.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

daedalus, понять пробовали? Только 10.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал, думал, что Лем просто издевается над читателем, предлагая ему такую ерунду. Сюжет — не понять — то ли он есть толи его нет, на столько спонтанно и безсвязно все происходит. Идеи, заложенные в это произведение стали доходить до моего сознания только через пол года после прочтения. И я начал понимать всю грандиозность замысла писателя! Это что-то вроде «Сказки о тройке» Стругацких, но в то же время, более глубоко, более всеобъемлюще, более жестко и фатально, наконец.

Наш мир — это здание, бесконечный лабиринт. Инногда нам кажется, что мы решаем как нам быть, что-то постоянно выбираем, определяя тем самым своё будущее, но возможно все наши «самостоятельные решения» — это всего лишь «провокация», на которую мы поддаемся, не замечая этого. Мы не знаем есть ли цель у нашей жизни, у этого «сверхважного сверхсекретного задания», которое достается герою ромна. Мы не знаем существует ли «инструкция» по которой нам нужно действовать, чтобы выполнить это задание. Или же как бы мы не поступали, — все-равно мы живем по сценарию, разработанному в «инструкции».

Но самое, на мой взгляд, потрясающее в этом произведеии — это его концовка. Читается очень тяжело, но если удастся все-таки себя пересилить, то в конце есть над чем подумать!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда герой пытется плюнуть на все и бросить, вырваться из этого безумного «здания», и вот он уже у дверей, готов покинуть его, но вдруг последняя надежда — надежда на доверие другому человеку. Надежда на то, что не все в этом сумасшедшем мире — одна сплошная провокация, сплошной обман и ложь. Главный герой не решается уйти и вспоминает, что должен встретиться ещё с ним — с шансом на спасение его свихнувшегося рассудка. И что он видит когда приходит в обусловленное место — в ванную? Роман, фактически, с открытым финалом. Интересно что думает сам Лем по поводу такой концовки?

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подавляющее большинство отзывов — как положительных, так и отрицательных — признают сложночитаемость книги, что должно порядочно отпугивать всех потенциальных чтецов сего творения. Поспешу их успокоить — есть и такие люди, которым чтение давалось сравнительно легко, и я — один из них. Так же заверю, что сюжет в книге есть, кроме того он последовательный и более или менее цельный, то есть не распадается на череду самостоятельных рассказов, хотя многие монологи и сцены вполне могли бы быть переделаны в произведения малой формы.

Что до смысла книги, то, разумеется, напрашивается мысль, что перед нами — антиутопия. Здание — воплощение загнивающего капиталистического общества, помешанного на шпионаже, лжи и бюрократии. Но интересна также идея о том, что Здание — символ жизни, как таковой, со всей её бессмысленностью и абсурдом. В любом случае концовка книги вполне предсказуема — сломленный Зданием, вконец запутавшийся ГГ становится таким же параноиком, как и все остальные, что теперь даже в смерти видит какой-то подвох, «подтасовку», интригу, направленную против него.

Во время чтения книги меня посетило чувство, что не смотря на чисто лемовский юмор и стиль, она местами очень напоминает вещь вышедшую из-под пера кое-кого другого. Параноидальная атмосфера, главный герой-тряпка и, особенно, бесконечные его сомнения насчёт истинной сути происходящего — игра это или реальность — всё это признаки романов Филипа Дика. Вот тут-то и становится понятно, почему Лем так хорошо отзывался об заокеанском фантасте — видно, родственные они души.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для собственно процесса чтения вещь безумно тяжелая. Ближе к середине, когда десятикратно (или двадцати... или тридцати...???:confused: ) задаваемые главным героем самому себе и каждому «винтику» здания, по которому он бродит на протяжении всего романа, вопросы «Что? Где? Когда? Зачем и почему?» достигли критического уровня в моем хлипком читательском сознании, я хотел уж было все бросить, но, как и некоторые уважаемые высказавшиеся здесь, пересилил себя. И далее случилось невероятное — я вошел во вкус!:smile:

Не зря говорится: «чем большего ты ожидаешь, тем сильнее разочарование». А ждал я, как видимо и все, более или менее стандартного и понятного подхода в развитии сюжета, раскрытии причинно-следственных связей и понятной развязки. Тем паче, зная, каковы другие произведения Лема. И вот в тот момент, когда я перестал ожидать чего-то конкретного, все встало на свои места, по-настоящему ракрыв мне глубочайший замысел писателя в виде аллегории со зданием и его новым сотрудником — о месте индивидуума в огромном окружающем мире.

Тогда в моей голове забурлило: на ум пришли некоторые, многим хорошо известные, филосовские предположения об устройстве мира, с одной стороны — «все действительное — разумно, все разумное — действительно», а с другой стороны — «смысл жизни заключается в самой жизни». Это и стало для меня смысловым лейтмотивом произведения (как бы в пику тому, что происходило на страницах книги — бессмысленным хождениям персонажа). По сути своей подобное очень напоминает духовные поиски людей, приходящих в результате жизненных метаний к элементарным истинам — просто живи, принимай все как данность (при том осознавая свой личный потенциал, позволяющий многое изменить к лучшему... по своему желанию). Люби то, что имеешь. Ты существуешь и уже одно ЭТО обстоятельство имеет смысл. И прочее. Но это так, нечто обобщенное, и пока что в идеале — так, как ДОЛЖНО БЫТЬ (только будет ли?). А в действительности — совсем иное. Вот данное произведение и представляет собой жесткую, жгучую пародию на всю нашу реальность — социально-политическое устройство, властно-законодательно-распорядительные структуры и бюрократический аппарат применительно ко всем «развитым, цивилизованным» странам, независимо от политического строя.

Описанная в романе организация, которая жирно занимает целое здание — огромный автономный мир со всепоглощающей бюрократией. Эта контора — будто поезд с безумным машинистом, чокнутыми проводниками и сумасшедшими пассажирами, несущийся в неизвестность. Но каждый при этом деловито чтит свое «место под солнцем».

Поначалу сбивает с толку нелемовская стилистика и подача. Напоминает скорее раздутый до размеров романа некий абстрактный рассказ Шекли — слишком много саркастического юмора и абсурда. ПризнАюсь — местами я просто хохотал!:lol:

Ну а итог моих разглагольствований будет таким: наберитесь терпения и стойкости и прочитайте сие творение!:smile:

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно. По-своему замечательный роман абсурда, гротеска, сатиры. Безумная атмосфера, шпиономания.

Только читать его подряд несколько часов затруднительно. Нужна аккуратная дозировка.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стало едва ли не общераспространённой тенденцией сравнивать лемовский роман с «Улиткой на склоне» Стругацких. Сходство действительно немалое, но есть, КМК, существенная разница. Перец, герой «Улитки», при том, что выписан весьма живо, воспринимается прежде всего как часть всеобщего механизма (недаром в результате он органично занимает место в этом механизме), в то время как герой «Рукописи...», пусть изображённый куда более схематично, парадоксально противостоит этому механизму (и финал его вполне закономерен, хоть и весьма мрачен). И со-переживания этот герой вызывает куда больше, чем Перец Стругацких. В силу этого обстоятельства «пальму первенства» я отдаю Лему, хотя «Рукопись...» намного более однопланова, чем «Улитка...».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе, на фоне серой и гнетущей атмосферы, местами возникают яркие вспышки сатиры. Первый разговор в кабинете о Миссии напоминает диалоги Швейка с командирами. Трепетное чинопочитание перед старичком Адмирадиром такое же, как у гоголевских персонажей из Невских рассказов. Глава с застольем повторяет безумное чаепитие Алисы со Шляпником.

Конечно, эти примеры не делают произведение юмористическим. Смех главного героя тут неизбежно перейдёт в вопли сумасшедшего. Тем, не менее, в остроумии Лему не откажешь, поэтому Рукопись... остаётся интересным примером жёсткого высмеивания бюрократии, спецслужб, карьеристов и даже священников и конспирологов.

Касательно вопроса — какой именно строй карикатурно изображает Здание — коммунистический или капиталистический? — наша история дала ответ: вся эта фантасмагория присуща любому обществу, вне зависимости от его структуры. Возможно, всемогущую бюрократию убьют современные цифровые технологии. Впрочем, это уже тема для других произведений.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман шикарный, но не буду об этом.

Да, согласен, некоторые части можно подсократить. И нет, сюжет в книге есть и очень даже понятный.

Начинается история как сатира на военный штаб. Какая-то непонятная Миссия, ускользающая инструкция, коридоры-кабинеты. Далее идут секретные документы, шпионы-разведчики и многократная перевербовка. Лем виртуозно расставляет переходные эпизоды. Они яркие, запоминаются как отдельные мини-истории и показывают Здание и блуждание в нём с новой стороны.

Постепенно, по мере врастания героя в обстановку, тема романа расширяется до блуждания в социуме, до поиска себя в обществе, каким бы странным оно ни было. Как бы продолжая шекспировское «вся жизнь — театр, и люди в нём актёры», Лем говорит: «но кто-то в том театре не находит роли», при этом тщательно, подробно все возможные роли показав. И финал, оглушающий, депрессивный, опустошающий — как итог всего, отдаёт мистикой, напоминанием о череде переходов из смерти в жизнь и из жизни в смерть.

Таково моё понимание романа.

Я читал и «Замок», и «Процесс» Кафки. Да, там тоже сконструированы социумы, непонятные главному герою. Но только этим художественным приёмом романы и похожи. И на этих романах этот приём не заканчивается. Можно вспомнить множество других произведений, где герой блуждал по зданию («Крысолов» Грина) или оказывался в непонятной бюрократической конторе («Дьяволиада» Булгакова). Но это просто приём, а не сходство целей. Так что я бы не стал сравнивать «Рукопись» с произведениями Кафки по смыслу.

Буквально за пару дней до «Рукописи» я прочитал лемовский «Высокий замок». Это где-то автобиографический роман о детстве писателя. И там была описана мания Лема-школьника создавать поддельные, вернее несуществующие в реальности, документы. Очень интересно рассказано. И я, читая «Рукопись», пару раз ловил себя на мысли, что первая часть романа с той детской историей перекликается. Так что рекомендую «Высокий замок». Ну и «Рукопись», конечно, если кто-то читает отзывы прежде, чем самому прочесть книгу.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один выдуманный писатель из вполне реального и популярного сериала настоящего времени сказал: «читатели запоминают лишь концовку книги». И с этим трудно не согласиться. Как бы автор не старался, каким бы интересным не было повествование книги, какими бы продуманными и живыми не вышли ее герои, как бы ты им не сопереживал, какими бы идеями и красками не было пропитано произведение — все пропало, если финал сорван, упущен, невнятен и безвозвратно испорчен. Так пали уже многие творцы и их творения (ну, по крайней мере, в моих глазах, да и не только в моих), вроде «Эволюции» Бакстера, «Звездной реки» Бира и многие другие работы что фантастического, что мейнстримного толка.

Не могу сказать, что эта книга Станислава Лема, «Рукопись, найденная в ванне», плоха на концовку. Не то чтобы, но именно это произведение пана мне понравилось не целиком — лишь пролог. Самое начало, первая часть романа. Первые страниц тридцать, за которыми идут еще две сотни с лишним — вторая часть, основа книги. Но именно те первые странички, пролог, введение, якобы написанное людьми будущего, мне приглянулось больше всего. И опять же не из-за того, что все остальное вышло плохим. Просто не столь качественным, как в начале, где вкратце, но очень ярко подается пародия на нашу (ну, скорее середины двадцатого века) реальность, наше устройство мира, которое мало чем изменилось в лучшую сторону со времени написание этой книги. И после столь впечатляющего вступления идет чуть менее впечатляющий основной сюжет, разительно отличающийся от заявленного. И от того самого начала, ведь далее идет абсурдистская пародия с элементами сюра и психоделики на спецслужбы, шпионаж и контршпионаж, шифрование и всю прочую скрытую часть работы государственной машины. И эта большая часть книги тоже подана хорошо, но не настолько, как пролог. На мой скромный взгляд.

Таким образом, на выходе имеем необычный, и вместе с тем вполне узнаваемый по почерку роман Станислава Лема, где великолепное начало несколько контрастирует со средненьким концом/основной книгой. Но по мне так пролог с запасом вытягивает всю книгу.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пора получать диплом квалифицированного читателя, ибо я заранее знал, что мне не понравится эта книга. Сатира у Лема (да и у прочих) — это какое-то чрезвычайно занудное чтиво, а сходство с Кафкой так и вовсе не оставляет сомнений. Правда, и отличие от Кафки есть — концовка хороша, и под стать всей книге.

Не низкую оценку ставлю только потому, что имеются ценные идеи, хоть и размазанные по всей книге. Лем берет саму суть разведывательной деятельности, и доводит ее до абсурда — все шифр, даже предсмертные конвульсии убитого часового, все провокация, не доверяй никому — поскольку все сотрудники перевербованы вражеской разведкой и т.д. Апофеозом становится операция разведки против самой себя, поскольку все провоцируемые так или иначе перевербованы.

Кстати — предваряет книгу очень качественный оруэлловский пролог (вся история исчезла), но истинно лемовский (не по чьей-то злой воле, просто так получилось). Пролог, который вообще можно считать отдельным произведением, задает такую планку, до которой сам роман сильно не дотягивает.

Я еще удивлен, что эта книга не попала в школьную программу по литературе — эталон занудства вместе с Кафкой станет еще одним гвоздем в гроб любви к книгам. Вот в искусстве главное не «что», а «как», но это «как» и у Лема, и у сатириков в принципе — это такая тягомотина, что мысленно вызываешь брэдбериевских пожарных — сожгите это срочно!

Но не провокация ли это? Ты вызовешь пожарных, но не тебя ли они сожгут?

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странная книга, совершенно не ожидал от Лема такой выходки... Пан Станислав внезапно решил написать повесть в жанре сатирического гротеска, про бедолагу, на всю жизнь затерявшегося в дебрях бесконечного фантасмагоричного Здания, полного бюрократов, шпионов и чиновников — что само по себе достаточно похвальная идея — но по какой-то неведомой причине решил не снабжать свой роман связным сюжетом. В результате получился подробный дневник бессвязных похождений и невменяемых диалогов с безумцами, описанных с типично лемовской тщательностью. Герой при этом и изначально не страдает излишней рациональностью, а под конец романа уже окончательно проваливается в бездну сумасшедствия и вытворяет всякие дикие вещи, что также не способствует легкости чтения.

Вот типичный пример диалога из романа, чисто для лучшего понимания сути книги:

-----

– Та-а-ак, – протянул мой собеседник. – Инструкцию получил?

– Получил, но…

– Испарилась?

– Да. Вы, может, знаете, что…

– Погоди.

Он наклонился, достал из-под ванны фотоаппарат в футляре и, усаживаясь осторожно на биде, извлек из-под крышки футляра бисквит. – Мясной рулет с обеда, – пояснил он с полным ртом. Несколько крошек упало ему на грудь. – Занимаюсь самопожертвованием, как видишь. Хочешь, значит, знать, что тут делается?

– Хочу.

– Священник был?

– Был.

– Лилейная белизна?

– Извините?

– А, еще нет! Хорошо. Как будто бы восьмидесятка.

Он примеривал какую-то мысль к моей непрерывно трясшейся ноге, внимательно вглядываясь в нее, не переставая жевать. При этом кончиком языка он не давал упасть с губ наиболее крупным крошкам.

– После старика, – заключил он наконец. – А жирного тебе уже подсовывали? Пухляк, отъевшийся! Можешь не говорить: по тебе видно. А тик – это явно после старика.

-----

Умножаем ЭТО на 300 страниц, получаем роман «Рукопись, найденная в ванне».

Безусловно, у Лема при написании «Рукописи» была какая-то цель и какой-то план — ну не мог такой человек написать случайный бессмысленный бред — но в чем эта цель состояла, боюсь, навсегда останется загадкой... Оценивать эту странную книгу не берусь, в силу полного непонимания ее замысла.

P.S. Поставил усредненную «семерку», чисто для отчетности, что книга прочитана. Оценка не выражает реальные впечатления от романа.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх