FantLab ru

Джон Диксон Карр «Пылай, огонь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
28
Моя оценка:
-

подробнее

Пылай, огонь

Fire, Burn!

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:

Входит в:

— антологию «Пылай, огонь», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Главный приз за детективную литературу / Grand Prix de Littérature Policière, 1969 // Зарубежный роман (США)


Человек-призрак
1992 г.
Пылай, огонь
1993 г.
Скандал в Хай-Чимниз
1993 г.
Три могилы
1993 г.
Убийства павлиньим пером
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Fire, Burn!
1957 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз мастер не подвёл. Роман читается влёт (если есть время), а если его нет — то мелкими порциями, как получилось у меня, но удовольствие все равно приносит большое. Что имеем на руках? Харизматичный главный герой — раз. Чем-то он напоминает Багатура Лобо из позже созданных книг Хольма Ван Зайчика — такой же деловитый, обученный единоборствам, умный и практичный. Яркий типаж. Место и время действия — 1829 год, Лондон, только-только начало создания лондонской полиции, Скотланд-Ярда. Это два. А ГГ наш — не просто житель начала 19 века, а он к тому же ещё и «попаданец» туда из нашего 20 века. Так что и без элемента фантастики не обошлось. Это три. Собственно детективная история на высоком уровне — загадочное убийство молодой женщины на светском приеме. Понятно, что совершенное непонятно кем, но кроме того — ещё и непонятно как и непонятно зачем. Вот наш новоиспеченный суперинтендант новоявленной полиции и крутится. И чтоб совсем не скучно было — тут тебе, читатель, ещё и небольшая любовная линия и дуэль с бесчестным негодяем и много ещё всяких прелестей из начала лондонского 19 века, вроде хлебных бунтов и подпольных игорных домов с шулерами. Красота! И опять же, разгадка убийства — ну вот никак сам не мог дойти, кто убийца, кто злодей — автор мастерски спрятал все ниточки, позволив только ГГ размотать клубок. Прочитаете — не пожалеете. Смело 8 баллов.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Работающий в середине XX века в Скотленд-Ярде суперинтендент уголовного розыска Джон Чевиот без всяких предисловий проваливается в 1829 год: ехал себе в такси на работу, а вышел уже не из автомобиля, а из кеба, одетый по соответствующей моде. Что характерно, нашего героя и в прошлом привезли именно на работу, то бишь в Скотленд-Ярд. При этом его все прекрасно знают, у него есть необходимые для жизни связи и деньги. Сперва Чевиот думает, что попал в тело какого-нибудь своего далекого предка, но – нет, это вряд ли. Но ломать над этими загадками голову ему некогда, так как он сразу же получает новое задание. На первый взгляд оно кажется пустяшным (расследовать кражу птичьего корма, что за нелепость!), но уже скоро обернется самым натуральным убийством (причем из разряда невозможных).

Джон Диксон Карр прославился головоломными детективными романами, в которых порой вопрос «Как?» играет гораздо большее значение, чем вопрос «Кто?». Собственно, он всю жизнь и писал такие романы. «Огонь, гори!» по сути типичный роман Карра: на этот раз женщину застреливают на глазах трех свидетелей, причем ни звука выстрела, ни запаха пороха, убийце негде было спрятаться так, чтобы его не заметили. По сути эта история вполне могла бы обойтись без путешествий во времени. Да, действие происходит в 1829 году, так есть целый поджанр исторических детективов, одним из основателей которого и является все тот же Джон Диксон Карр. Тут вполне мог бы действовать сотрудник Скотленд-Ярда того времени. Или какой-нибудь детектив-любитель. И они сталкивались бы со все теми же проблемами, что и Чевиот. Да, он мыслит несколько нетипично для человека XIX века (он им и не является), но эту проблему можно было бы решить, просто сделав главного героя чудаковатым оригиналом. Чудаковатость, как известно, сыщикам в таких книжках только к лицу. Тем не менее, Джону Диксону Карру понадобился именно что уроженец XX века.

В общем-то, прием с путешествием во времени нужен Джону Диксону Карру для двух целей. Во-первых, он придает этому роману налет нетипичности. Во-вторых, позволяет поддерживать видимую дистанцию между главным героем и его окружением. Пусть остальные персонажи и держат его за своего, но читатель-то знает, что Чевиот для них чужак, пришелец. Потому он может подмечать то, на что остальные не обратят внимание, ужасаться тому, что для остальных в порядке вещей. Это позволяет показать все эти исторические картинки с точки зрения современного человека (хотя для современного читателя главный герой уже и сам успел стать обломком прошлого). И, безусловно, это делает данную книжку познавательней, ведь Чевиоту все время нужно некоторое пояснение происходящего. Так что, читатель много чего узнает про повседневную жизнь английских джентльменов 1820-ых годов: тут есть и про этикет, и про устройство огнестрельного оружия, и про социальные взаимоотношения, и еще про много чего. А во второстепенных персонажах ходят вполне себе реальные исторические личности.

«Огонь, гори!» явно стал бы интересней, если бы автор вплел тайну перемещения Чевиота в прошлое в основную детективную загадку. Но все же стоит признать: детективов с таким сюжетным допущением не так уж и много найдется.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх