Г. Ф. Лавкрафт «Герберт Уэст, реаниматор»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Зомби-хоррор | Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Хронологический цикл рассказов о Херберте Уэсте — студенте медицинского университета и о его дерзких попытках победить смерть. Рассказ ведётся от лица его друга, которому волей-неволей приходится быть ассистентом в кошмарных экспериментах.
Обратите внимание на межавторский цикл «Герберт Уэст, реаниматор. Свободные продолжения».
Входит в:
— цикл «Франкенштейн. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Frankenstein Collection: Terrifying Tales Inspired By The Cult Horror Movie», 1994 г. > 2. The Films:
— журнал «Weird Tales, July 1942», 1942 г.
— журнал «Weird Tales, March 1942», 1942 г.
— журнал «Weird Tales, November 1942», 1942 г.
— журнал «Weird Tales, September 1942», 1942 г.
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— журнал «Weird Tales, November 1943», 1943 г.
— журнал «Weird Tales, September 1943», 1943 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— антологию «The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror», 1974 г.
— антологию «The Rivals of Frankenstein: A Gallery of Monsters», 1977 г.
— антологию «The 13th Fontana Book Of Great Horror Stories», 1980 г.
— антологию «Cinemonsters», 1987 г.
— антологию «Intensive Scare», 1990 г.
— антологию «New England Ghosts», 1990 г.
— антологию «Great American Ghost Stories», 1991 г.
— антологию «Реаниматор», 1992 г.
— антологию «Зомби», 1993 г.
— антологию «Reel Future: The Stories That Inspired 16 Classic Science Fiction Movies», 1994 г.
— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «Zombies! Zombies! Zombies!», 2011 г.
— антологию «The Mammoth Book of Body Horror», 2012 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
— антологию «Zombies from the Pulps!», 2014 г.
— антологию «Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй», 2014 г.
— антологию «Жених-призрак. Собрание мистических историй», 2015 г.
— антологию «Лучшие повести на английском / Best Short Novels», 2015 г.
— антологию «Классические Тёмные аллеи. Выпуск 1», 2017 г.
— антологию «Мистика. Большое собрание историй: переводы», 2022 г.
— антологию «Торжество тьмы. Страшные истории», 2023 г.
Экранизации:
— «Реаниматор» / «Re-Animator» 1985, США, реж: Стюарт Гордон
— «Невеста реаниматора» / «Bride of Re-Animator» 1989, США, реж: Брайан Юзна
— «Возвращение Реаниматора» / «Beyond Re-Animator» 2003, Испания, реж: Брайан Юзна
- /языки:
- русский (51), английский (48), французский (1), украинский (2), белорусский (1)
- /тип:
- книги (91), периодика (6), самиздат (2), аудиокниги (4)
- /перевод:
- С. Антонов (16), В. Бернацкая (15), В. Гуринович (1), Е. Дудка (1), Г. Кот (1), Н. Кротова (9), Н. Кротовская (5), А. Мороз (1), А. Сипович (1), О. Українець (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Karnosaur123, 1 ноября 2011 г.
''А, черт! Опять несвежий попался!''
Герберт Уэст.
Из всех затаенных человеческих страхов ужас перед смертью и мертвыми без сомнения относится к числу самых древних; этот ужас, терзавший еще наших далеких предков, мы бережно пронесли через века, и даже сейчас любовно подпитываем сочинениями мастеров ''темного жанра''. Теперешние сочинения, впрочем, представляют собой весьма безвкусный суррогат из-за осточертевших штампов и отношения к живым мертвецам, как к статистам.
Вот Лавкрафт — тот предложит вам самый натуральный продукт — тот самый чистый ужас, который не слабеет с годами, напротив, крепок, как вино вековой выдержки. Автор блистательно соединил (псевдо)научную идею с древним ужасом человека перед мертвецами. В сравнении с блестящим веселым ужастиком Стюарта Гордона, рассказ абсолютно серьёзен. Кажется, что со страниц веет запахом крови и кладбищенского тлена. Бледные твари, корчащиеся в припадках ярости, выпученные, остекленевшие глаза, скрюченные пальцы, скребущиеся в двери и окна по ночам — кошмар сгущен до предельной концентрации. При этом Лавкрафт блестяще использует недоговоренности, заставляя воображение читателя работать на полную мощность, в буквальном смысле ''оживляя'' мертвенные образы (тавтология-с). Особо удалась сцена с воскресшим негром; Лавкрафт, бывший как известно, расистом, сумел обратить свои личные недостатки в литературные достоинства.
Несмотря на то, что кто-то считает ГЕРБЕРТА УЭСТА ''ответом'' на рассказ Эдгара По ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МЕСЬЕ ВАЛЬДЕМАРОМ, мне показалось, что он куда ближе к ОСТРОВУ ДОКТОРА МОРО Уэллса, который в детстве произвел на Лавкрафта сильное впечатление (мне кажется, или имена Герберт Уэллс и Герберт Уэст весьма созвучны?) И там, и там присутствует безумный ученый, медик, одержимый жаждой запретного знания и проводящий жестокие эксперименты как будто не для конечного результата, но ради самого процесса. И там, и там результатом стали человекоподобные твари, растерзавшие в итоге своего творца. Но если Моро, бросивший вызов законам природы, способен иногда вызывать восхищение и даже симпатию, то Уэст, в своей маниакальной борьбе со Смертью, сам кажется не более живым, чем его воскресшие ''жертвы''. Он словно бы борется со Смертью, как и любой врач, но при этом он очарован ею, забывая, что целью всякого врача должно быть стремление к Жизни. Когда долго смотришь в бездну, бездна, в конце концов, начинает смотреть на тебя. Твари, порожденные Уэстом — ужасная пародия на живые создания, словно бы отражают его взгляды на жизнь. В свете этого конец рассказа выглядит абсолютно закономерным: ни Жизнь, ни Смерть не любят неуважительного к себе отношения, и Уэст, презревший их законы, попросту исчезает, как будто и не существовал вовсе...
Это произведение смело можно отнести к таким шедеврам фантастики и ужаса, как ФРАНКЕНШТЕЙН Мэри Шелли и упомянутый уже ОСТРОВ Д-РА МОРО Уэллса. Оно так же поднимает философские вопросы об отношениях ученого с природой, при этом являясь еще и превосходным образцом хоррора. Единственный объективный недостаток — технический: все знают, наверное, что рассказ публиковался по частям, так что каждую главу предваряет долгое вступление, где пересказываются события предыдущей. Однако это ерунда, в сравнении с художественными достоинствами рассказа. Он может нравиться или нет — но ознакомиться с ним обязан каждый любитель хоррора...
armitura, 27 июня 2008 г.
Гениальный рассказ. Первый за последние лет 10 хоррор, который реально нагоняет страху.
Обычно меня не сильно пугают книжки-страшилки. Ну призраки, да. Монстры всякие, ходячие мертвецы или, как у того же Лавкрафта — исчадия ада. Так пусть герои боятся, а не я. Мне то что — захотел, закрыл книгу, захотел — кофе пролил на страницу, прямо на морду чудовища очередного.
Документальные книги, повествующие, к примеру, о ужасах концлагерей пугают куда больше. Да что там говорить, даже в ежедневных газетах страху подчас куда больше, чем в любом среднестатистическом сборнике Кинга.
А вот «Герберт Уэст» реально было жутко читать. Напряжение нагонялось исправно, атмосфера давила...
Реальный шедевр хоррора...
Ололоша, 3 ноября 2019 г.
Пока писала отзыв по этому рассказу очень сильно испугалась, но об этом дальше.
Теперь по делу. Безусловно «Реаниматор» — запоминающаяся вещица, со своими плюсами и минусами.
Недостатки:
1) Как отмечено ранее — глупый метод оживления, говорящая голова без легких. Так и хочется сказать « не верю». Несмотря на обилие расчлененки, опыты Уэста жуткими не кажутся. Если уж на то пошло, то «Голова профессора Доуэля» куда страшнее именно из-за реалистичности происходящего и правдоподобных подробностей.
А тут сразу понятно, что это сказка.
2) Противоречие. С одной стороны по задумке автора зомби бодро восстают и бегут жрать людей, как по мановению волшебной палочки. Но волшебная палочка не увязалась бы с главным героем — ученым и воинствующим атеистом. Отсюда и глупый метод воскрешения.
Теперь о плюсах:
1) Это один из первых, если не самый первый рассказ, где зомби представлены в привычном нам виде. Сильные, выносливые, агрессивные и пугающие. Именно с ними связаны самые жуткие моменты рассказа. И это действительно круто.
2) Примечателен и главный герой произведения. Вот не могу считать его злодеем до конца. Работу свою выполняет, делу своему предан, с местными мракобесам воюет. Если бы не
Вроде Лавкрафт хотел показать монстра, утратившего человечность, а получился вызывающий сочувствие антигерой который не признает авторитетов.
------
Все мы учились или в ВУЗах или в колледжах. И у многих у нас, как и у Герберта Уэста были неграмотные преподаватели. Если в рассказе эти недалекие верили в то, что солнце вращается вокруг земли, то в реальности список мракобесия в учебных заведениях куда обширнее: тут и тренинги личностного роста/лайфспринг, и незнание предмета, и «телегониво» и «память воды». В жизни и гением-некромантом быть не надо, чтобы понять что кое-кто не на своем месте.
Rovdyr, 6 сентября 2016 г.
На мой взгляд, это одно из лучших произведений Г.Ф. Лавкрафта в жанре собственно хоррора. Но больше всего его выделяет то примечательное обстоятельство, что Лавкрафт создал не просто персонажа, но героя (что ему удавалось крайне редко, да в основном он и не ставил перед собой такой задачи). Герберт Уэст — фигура яркая, харизматичная. И для иллюстрации я просто приведу цитату: «за маской утонченного Бодлера хирургии скрывался мертвенный лик Элагабала гробниц».
В повести, безусловно, немало огрехов (особенно из-за журнального формата), но все равно я нахожу здесь фантазию Лавкрафта плодотворной, сочной, красочной; придуманные им сюжетные ходы и образы помню до сих пор.
duzpazir, 19 сентября 2010 г.
Я не люблю хоррор как жанр и читаю его мало. Не люблю потому, что, как правило, хоррор для меня откровенно скучен. Однако исключения есть, и одно из них — Лавкрафт. Его в своё время прочёл практически всего ещё до того, как у нас стали появляться переводы. Запомнилось многое, но больше всего именно этот рассказ, потому он единственный из всего прочитанного, который напугал меня до бессонницы. Почему — не мне судить, повторяю, я не знаток и не любитель. Просто дилетанская оценка 10
2480, 7 августа 2010 г.
Немного напрягает пресказ предыдущих частей. Но вобще реально пугающий рассказ. Полубезумные друзья, выкапывающие покойников и пытающиеся их оживить, удались автору очень хорошо. Повествование идёт по принципу «дальше-больше». Эксперименты героев становились всё более ужасными и изощрёнными. И концовка логичная и закономерная. Здесь Лавкрафт предлагал нам целое поле для фантазии, как, например, при описании зомби (особенно военного), каждый представляет нечто своё, очерченное рамками автора посредством слов «ужасный», «безумный» и тд.
alex_kr, 17 марта 2008 г.
Рассказ писался для журнала, и печатался по главам. Именно поэтому в начале каждой главы идет краткий пересказ событий предыдущих глав. Этот рассказ ИМХО одно из лучших творений Лавкрафта. Здесь есть все: и неподражаемая мрачная атмосфера, и интереснейший и одновременно жуткий сюжет, и дикое напряжение, и интриги, и очень неожиданный финал.
Добрый Филин, 3 августа 2016 г.
На мой взгляд, данный рассказ — одно из лучших творений Лавкрафта. Атмосфера ужаса, безумия, неправильности происходящего выдержаны автором здесь особенно хорошо. Почему я упомянул про неправильность? Герберт Уэст. Он совершает страшные поступки. Но ведь но делает это ради светлой цели. Вот и оксюморон. Рассказ рекомендуется всем.
vbredu, 12 декабря 2014 г.
«Реаниматор» — это, на мой взгляд, одно из самых выдающихся, самых ярких и необычных и, конечно же, самых моих любимых произведений Лавкрафта. Два главных героя — просто очередное подтверждение огромного таланта автора. Причём сам Герберт Уэст, не знаю, как у всех, но у меня вызывает положительные эмоции, несмотря на то, что он вроде бы и отрицательный персонаж. Честно переживал за него и переживаю, когда перечитываю...
10!
vivaversa, 9 августа 2009 г.
Оживленный сельский парень разрывал могилу руками чтоб туда обратно залезть — это сильно. Вообще тяжелая вещь.
wertuoz, 20 августа 2013 г.
Это одно из ярких и популярных произведений Лавкрафта, не могу сказать, что одно из ключевых, но, вероятно, значимых для творчества автора. Оно не относится ко вселенным мифов Ктулху или миру снов, но действия происходят практически в тех же локациях.
По сути сказать это хронологическая нарезка из 6 случаев, событий, которые произошли с двумя закадычными друзьями, одним из которых и был Герберт Уэст, экспериментатор, который вознамерился покорить саму смерть, который из года в год, от случая к случаю совершенствует свои навыки и все таки неким образом достигает своей цели. Пусть результаты не такие, какие хотелось ожидать, но все таки этот человек умудряется совершить чудо.
Но все не так просто. Если говорить о сюжете, то он напоминает медленный приговор, дамоклов меч, который постепенно, зависнув над этим ученым, целится прямо ему в темя. Кара, которая его ожидает, будет наиболее жестокой, ведь каждое событие, которое произошло, повлечет за собой совершенно необратимые последствия, а каждый воскрешенный монстр(ведь именно так позиционируется то самое произошедшее чудо) не упустит шанса отомстить. Ко всему прочему изменения претерпевает и сам персонаж. В своих безумных идеях, одержимостью желанием преодолеть смерть, Герберт опускается до убийства ничем неповинных людей. И наверное, это является ключевым звеном, ответом на вопрос: почему ему суждено будет исчезнуть из мира живых.
Само повествование ведется от лица его друга, который постепенно меняет свое отношение к происходящему, а так к дружбе с этим человеком в целом, но тем не менее не покидает своего товарища даже на войне. В этом произведении множество описаний кладбища, трупов, много какой-то загробной пыли, разложения — эти эмоции ощущаются наиболее четко. Да и сами случаи, которые описаны шестью главами, не могут не подействовать на читателя и не заворожить его. Мне наиболее четко запомнилась сцена именно в военном госпитале, а так же судьба монстра-людоеда, который просидел в психбольнице 16 лет.
Ну и конечно же финал всего произведения. Немного сказочный, какой-то, даже можно сказать, притянутый за уши, слишком неестественный, но все же яркий финал. Ведь необходимо было сделать так, чтобы Уэст исчез, так как злейших врагов ученый нажить умудрился целую кучу, а им даже палец в рот не клади — обставили все так, как будто Герберт Уэтс никогда и не рождался. А может так и было, ведь стена ведущая в подземный склеп, откуда явились визитеры, вдруг снова оказалась целой и невредимой.
Так или иначе это яркое произведение, значимое в творчестве Лавкрафта, обязательно к прочтению для всех поклонников автора.
proldugin, 20 февраля 2018 г.
Один из лучших рассказов мэтра. Отличная атмосфера, интересные истории и уже почти сформировавшийся уникальный авторский стиль Лавкрафта.
Единственный недостаток — в начале каждой главы идёт «краткое содержание предыдущих серий», которое обусловлено тем, что каждая часть печаталась в следующем журнале, через месяц (Weird Tales, с февраля по июль 1922 года). Жаль, было бы неплохо, если бы автор переработал данный цикл рассказов в одну повесть. Однако, при жизни Лавкрафта ни одной книги издано не было. В связи с этим рекомендую читать хотя бы по главе в день, чтобы не перечитывать одни и теже сюжеты по нескольку раз, если читать сразу всё произведение.
О содержании рассказывать не буду — нужно читать. Очень много интересных сюжетных ходов, отлично передана атмосфера того времени.
Рекомендую широкому кругу читателей, в том числе, и для знакомства с творчеством Г.Ф.Л.
JohnNorrik, 23 января 2016 г.
Один из лучших рассказов Лавкрафта.
Поучительная история о том, что может случиться, если пускай даже из благих намерений делать ужасные вещи. Все таки человек, это не машина, как считал Уэст, что бы его просто можно было запустить заново.
Рассказ сдобрен мрачной и пугающей атмосферой, местами было реально жутко читать.
Советую такие рассказы читать при слабом освещении настольной лампы, тогда атмосфера ужаса проникает в сердце еще глубже.
Maximontano, 22 ноября 2019 г.
Безусловно один из самых выдающихся рассказов Говарда Филлипса. Фильм Реаниматор по данному произведению я отношу к культовым картинкам того времени, которые в целом благоприятно повлияли на весь жанр в целом. Захватывающий сюжет и делая отсылку на то в каком году был написан рассказ это действительно круто. В такой ситуации единственное о чем можно говорить с сожалением это то, что жаль, но Говард в то время не готов был писать романы, ведь на основе такого сюжета можно было написать просто культовый роман, но как говорится радуемся тому, что есть и на этом говорим мэтру спасибо.
Greyzi, 8 июля 2010 г.
Очень сильная вещь! Я легко поглотил 40 страниц «Уэста», в некоторых моментах было жутко, в других жутко интересно, в целом было потрясающе, и это при том, что я не люблю темы оживших мертвецов. Название рассказа вселяло в меня подозрения о его интересности, но после прочтения двух страниц, предвзятое отношение куда-то улетучилось, и я ушёл в мир жутких экспериментов.