fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Серебряный Ключ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
1155
Моя оценка:
-

подробнее

Серебряный Ключ

The Silver Key

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху», цикл «Рэндольф Картер», цикл «Сновидческий цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 116
Аннотация:

Рэндольф Картер, предпочитающий уходить от реальности в царство своих грез и фантазий, получает во сне подсказку своего деда и обретает серебряный ключ – ключ ко времени и пространству. Только тот, кто хочет вернуться в страну своих снов, сможет им воспользоваться.

Входит в:

— журнал «Weird Tales, January 1929», 1929 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.

— сборник «The Dream-Quest of Unknown Kadath», 1970 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1983 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.


Похожие произведения:

 

 


Шепчущий во тьме
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Другие боги
2004 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье. История Чарльза Декстера Варда. Белый корабль
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Серебряный ключ
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зверь в подземелье
2008 г.
Другие боги
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Некрономикон
2011 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Хребты безумия
2012 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Иные боги
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Мифы Ктулху
2022 г.
За гранью времен
2022 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2024 г.

Периодика:

«Weird Tales» January 1929
1929 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Алхимик. Сборник рассказов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1964 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1968 г.
(английский)
The Dream Quest of Unknown Kadath
1970 г.
(английский)
La casa delle streghe
1977 г.
(итальянский)
The Fantasy Hall of Fame
1983 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1985 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1986 г.
(английский)
Omnibus 1: At the Mountains of Madness
1987 г.
(английский)
The Mammoth Book of Fantasy All-Time Greats
1988 г.
(английский)
Great Fantasy
2004 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІ
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Серебряный ключ» — рассказ, уникальный в творчестве писателя своим совершенно особым лирическим настроем, который, хотя и присутствует в других произведениях, именно здесь приобретает подлинно поэтическое начало и оттенки. В самом деле, говоря о лирике в лавкрафтовской прозе, как правило, имеют в виду настроение меланхолии и тоски, элегической поэзии красоты старинных домов, тишины и уединения сельского кладбища. «Серебряный ключ» — совсем иное. Прежде всего, эта вещь пронизана светлой грустью, начиная с самого её названия, подходящего скорее для стихотворения, чем для рассказа. Далее, перед нами чуть не единственный случай, когда сам Ховард Филлипс Лавкрафт столь прямо и с такой откровенностью выводит своё alter ego, Рэндольфа Картера, но ещё добавляет к нему сущностно человеческие черты автопортрета. В первую очередь, это касается воспоминаний о детстве, устремлённости в обратную сторону временного хода, в ретроспективу и рефлексию, свойственную «Поискам утраченного времени» Марселя Пруста. В космическом масштабе всей лавкрафтовской мифологии этой тяге присуще зловещие черты чего-то слишком древнего для человеческого измерения — «Серебряный ключ» передаёт подобное настроение в камерном исполнении, в миниатюре, в тончайших нюансах, а источник ужасного низведён до подчинённого положения. Наконец, перед нами ещё и настоящий квест — история взросления, обретения себя и инициации главного героя, которому суждено стать едва ли не самым любимым детищем писателя. Автор ставит необычный эксперимент со временем: постоянно меняются местами время рассказа, прошлое и будущее, а настоящее становится поистине относительным и имеет множество вариантов. В одном из них Рэндольф Картер и обретает свою мечту.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Серебряный Ключ» — произведение для тех, кто любит порелаксировать. Здесь нет всевозможных ужасных мест и персонажей, наподобие Ктулху, Азатота, Ньрлатотепа... Данная история построена на загадочном мире сновидений, способных изменить человека до неузнаваемости. И именно царство снов и грёз небезызвестный Рэндольф Картер предпочёл реальности. Обычная жизнь опытному сновидцу показалось пресной и малозначимой. Куда более привлекательными казались ему картины из снов, которые в конечном итоге он и предпочёл обычному миру.

«Серебряный Ключ» — это светлый и добрый рассказ о том, как нужно стремиться к исполнению и осуществлению своей мечты. Какой бы несбыточной или просто сложной она ни казалась, пути достижения цели того, непременно стоят. Все мы живём мечтами. Каждый из нас — своими. Однако стремимся к одному, чтобы рано или поздно они сбылись. Главное не переставать верить. Вера может всё.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

История, предоставленная читателю в данном рассказе, будет выглядеть наиболее полно, если Вы уже знаете кто такой этот Рендальф Картер, а ведь это очень значимая и ключевая личность в творчестве Лавкрафта. В каком-то смысле можно сказать, что это олицетворение самого писателя, ведь столько отсылок и намеков, обозначенных самим автором Вы точно встретите между строк.

На самом деле этот рассказ на фоне общей картины, общей основной истории о Рендальфе Картере, выглядит какой-то отдушиной, перекуром перед предстоящими событиями. Казалось бы, в «Сомнамбулическом поиске..» мы видели целеустремленного и энергичного, бесстрашного человека, который несмотря ни на что прикоснулся к самому богу ужаса, и вдруг вернувшись в реальный мир этот герой ощутил неимоверную тоску и разочарование, презрение и пресыщение реальным миром, который стал для него яркой лакмусовой бумажкой, по которой он определил все его пороки.

Очень цепляет этот рассудительный тон, эта критика современности. Рендальф рассуждает о человеческом выборе, об извечном вопросе религии, о менталитете в целом. Меня, если честно, очень поразила гениальная мысль, которую Рендальф (ну а точнее сам Лавкрафт) сформулировал, взяв в основу две самые яркие противоположности: по своей сути, что могут предложить атеисты, кроме самого отрицания бога, когда верующие предлагают взамен красоту, но сможет ли эта красота быть подлинной и не скатиться до уровня слепой веры и почитания пустоты. И ведь это действительно правда, это очень противоречивая, вызывающая споры, затрагивающая чувства обеих сторонников конфликта, но тем не менее гениальная и очень точно подмеченная. А что нужно человеку для счастья еще, если только не наслаждение этой красотой, которой и так полон сновидческий мир, куда главный герой так стремится вернуться. Этой фразой Лавкрафт ставит свой придуманный сновидческий мир в пример реальному миру, критикует и говорит о его недостатках. Так неужели нужно быть настолько разочарованным в мире, безучастным и отрешенным человеком, чтобы понять настолько простые и в тоже время гениальные формы. Эта философия задевает и оставляет после себя огромное поле для рассуждений и споров.

Ну а дальше Картеру ничего не остается, как исчезнуть из этого мира. Но сначала он многое пытается изменить в своей жизни, даже встречается со знакомым нам по рассказу «Показания Рендальфа Картера» Харли Уоренном, имя его не упоминается, но самые внимательные и преданные фанаты естественно понимают, о ком пошла речь. Харли пропадает, возможно погибает на глазах Ренди, что и показано в вышеупомянутом рассказе, гениальном и завораживающем по своему. А далее герой просто находит ключ, и начинается настоящая мистика.

Описанные метаморфозы с пространством и временем поданы Лавкрафтом необычно — резкая смена повествования не сразу даст вам понять, что произошла реальная перемена сюжета, да и сам Картер вдруг изменился и сбросил лет 40. Что же случилось на самом деле с Рендальфом Картером, что он на самом деле совершил, остается загадкой, решение которой непременно приводит нас к следующему рассказу «Врата серебряного ключа».

Рендальф Картер — гениальный сновидец, путешественник, человек, сумевший прорвать полотно самой материи, пространства и времени, исчез при странных обстоятельствах, вокруг его имени теперь ходят самые красочные и загадочные слухи, но мы непременно узнаем продолжение...10 из 10.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые семь страниц этого рассказа словно вышли из-под пера Эрнста Юнгера или Юлиуса Эволы — такую страстную отповедь представляют они современному миру. Лавкрафт, ненадолго оставив дивные башни Илек-Вада и черные бездны Неименуемого, превратился в мыслителя-публициста, гневно бичующего пороки и псевдоценности последних времен. Досталось и материалистам, испытывающим «почти суеверное благоговение перед материальными, осязаемыми вещами»; и последователям традиционных религий, сохраняющих «в качестве непреложной истины суеверные страхи и домыслы наших далеких предков»; и новомодным либералам, попавшим в плен еще больших предрассудков, чем та старинная мораль, которую они отвергли; и оккультистам всех мастей, чей «непререкаемый тон», не имеющий и «слабого намека на истину», лишь выдавал «откровенную глупость, фальшь и бессвязность мыслей». Даже ирония — последнее прибежище интеллектуала и романтика — не даёт облегчения, ибо на одном отрицании и высмеивании далеко не уедешь. В мучительных попытках вернуть прежние фантазии и не дать прагматичному миру окончательно себя подчинить герой Лавкрафта провел более двадцати лет, которые автор метко назвал «годами рабства». Он уже давно не ждал «ни покоя, ни утешения от мира, слишком делового для красоты и слишком практичного для мечтаний», но однажды… проснулся. Проснулся для нового мира и новой жизни…

P.S. Ситуация с русскими переводами «Серебряного ключа» более чем радужная. Я спокойно рекомендую любой из четырех имеющихся вариантов для прочтения, ибо все они достойно передают язык, мысли и атмосферу рассказа. А первые семь страниц стоят того, чтобы прочесть их во всех переводах, которые немного по-разному раскрывают содержащееся в них послание Against the Modern World.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книжка в утешение стариков. Она прямо так откровенно и выстроена — описание молодости, периода творчества вызывает сильный протест и желание отбросить эту декадентскую гниль. Т.е. безупречно передано ощущение «лишнего человека», который живёт на Земле просто так, «коптит небо» и не приносит никому пользы сверх стандартного «работа-дом» (да и работает ли где-нибудь герой? судя по некоторым подробностям, он просто состоятельный бездельник, живущий трудом своих предков). Зато проповедь против атеистов (точнее, против примитивного, хулиганского понимания атеизма) уже становится небезынтересной — автор находит такие нотки, такие крючочки, которые позволяют зацепить сознание человека, задумывающегося о единой связи времён и о собственном месте в мире.

А уж когда он переходит к описанию старения героя (который не имел молодости, потому что даже в своей собственной мечтательности не видел смысла — и в результате не насладился в ту пору жизни ничем, чем одаряет нас молодость; да и просто радоваться жизни не умел), уж тут-то он разворачивает поэтику и напевность! Описание перехода пожилого человека в мир своих грёз выписано безупречно, и мистическая концовка начинает выглядеть в этом контексте почти буднично. Действительно, если под старость мозг рвёт связи с реальностью — то почему бы не описать материалистически наблюдаемое погружение в свои воспоминания именно в таких терминах?

Ещё одна радость рассказа — свойственна скорее уже детям. Автор мимоходом упоминает события нескольких других рассказов и встраивает их в общий контекст — отчего возникает тёплое чувство цельности мира, в котором происходит действие. Лично я, помнится, в детстве любил придумывать, как и при каких условиях события совсем разных книг могли бы происходить в одном и том же мире — и наверняка это свойственная не только мне, а и всем людям общечеловеческая жажда правдоподобия, заложенная в психике.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По предложению Кропуса и других прочитал и «Врата». Ну нет, совсем другая история, проще, реальнее, научно-фантастичнее. Здесь же — прекрасная сказка, не требующая дополнительных объяснений. В духе Дансени, в духе сказок о мятущемся человеке и его уходе в другой, прекрасный мир. Отлично подано объяснение, почему он стремится туда. Ни материалистический мир, ни мир традиционных религий его не удовлетворяют. Он помнит детские сны, яркие и волнующие, совсем не похожие на скучный мир реальности или фальшивый мир земных религий. И помогает ему сказочный серебряный ключ. Чудесная сказка.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю этот рассказ, наверное потому, что у меня есть нечто схожее с его героем. Рассказ о человеке, который достиг своей мечты. Жаль, что в жизни так не бывает...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из немногих рассказов Г. Лавкрафта, где важную роль играет личность персонажа, а не ужасы, которые с ним приключаются. И, пожалуй, один из самых нестрашных — в нём царит совсем иная атмосфера. В поиске себя герой (один из ключевых в творчестве писателя) находит нечто большее — ключ, который открывает ему тайны мироздания.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем дальше забираюсь в Сновидческий цикл, тем больше понимаю, что каждый из рассказов — это отдельное звено в единой цепи, и, не прочитав один из них, не поймешь всего цикла.

«Серебряный ключ» — это рассказ о вечных метаниях тревожного духа, о поиске себя в чуждом мире и об уходе от обыденности в мир мечты. Очень символично, что для путешествия в иную реальность должен быть найден некий ключ, отмыкающий таинственные врата, скрытые от глаз смертных. Но на пути к заветной цели главному герою предстоит опробовать и перебрать множество ложных ключей и пройти бесконечным числом неверных путей.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет здесь отходит на второй план перед описанием мировоззрения и переживаний героя. Я до сих пор думаю, не скрываются ли за эти мысли и взгляды самого автора? Не описал ли он в Картере себя? Если это так, то понятно, почему Лавкрафт стал моим любимым писателем буквально с первых прочтённых рассказов и твёрдо занимает это место уже больше 10 лет. Мы с ним очень похожи.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение, одно из лучших, что я читал у Лавкрафта. Красивое, легкое и до краев наполненное философскими размышлениями и думами. На мой взгляд, это еще одна элегия писателя (наряду с «Изгоем») на свое неудовлетворенность этим миром, его попытка охарактеризовать свое мировосприятие и причины, толкнувшие на отшельнический образ жизни. Среди всего многообразия религий и мировоззрений Рэндольф — альтер-эго Лавкрафта — не находит удовлетворительного для себя, не находит свое место в мире и обществе, не признающем красоту и живущем осмеянными мэтром предрассудками. От самоубийства Картера удерживало только затворничество, в котором он находил единственно достойное существования упоение, и внезапно вернувшиеся сны, о потере которых герой тосковал ранее. Повествование крайне поэтичное, с превосходными яркими описаниями, свойственными Лавкрафту в лучших его творениях. В отсутствии ужасов и страшилок «Серебряный Ключ» становится красочной притчей о поиске своего собственного смысла жизни и места в мире, пускай мира лежащего по ту сторону от нашего. С позитивной концовкой, что также не совсем обычно для Лавкрафта.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я посидел и подумал над рассказом. Интерес представляют муки (так полнее можно описать состояние) главного героя, потерявшего связь с миром сновидений и безумно жаждущим туда вернуться. Очень полно и мастерски описаны именно переживания героя по поводу этой потери.

Рассказ кончается внезапно, чувствуешь некую незавершенность. Я был даже слегка запутанной перемой времени действия. И посему говорю, у кого возникнут подобные ощущения настоятельно рекомендую прочесть «Врата Серебряного Ключа». Очень многое проясниться.

Я убежден, что данное произведение нельзя рассматривать в отрыве от «Врат...» иначе теряется весь смысл и атмосфера рассказа. Такое чувство, что «Серебряный ключ» — всего лишь завязка «Врат..». Если бы произведения не считались самостоятельными я бы так и подумал.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, могла бы получиться небезынтересная вещь с таким сюжетом, если бы была она построена не в форме сухого описания событий, а в виде художественного текста, рассказывающего о герое, его мыслях и переживаниях. А так — эмоционального чтения не получается.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока что наименее понравившийся рассказ из цикла. Хотя в числе его достоинств я могу отметить то, что ставшее привычным противопоставление серой реальности и чудесных снов здесь не столь категорично. В жизни главного героя есть краски, пускай и связанные либо с воспоминаниями о безмятежном детстве, либо с описаниями природы знакомых с детства мест.

В этом рассказе использован любопытный приём, когда повествование вполне в соответствии с «логикой сна» течёт и меняется, переходит от «настоящего» к «прошлому», меняет возраст главного героя, его воспоминания и самоощущения, приводя в итоге практически к изменению реальности. Нельзя не отметить, что это вносит некоторый сумбур в повествование и в понимание заложенных в этой истории смыслов.

А ещё я не могу согласиться со звучащими кое-где в отзывах оценками, что перед нами инициация, взросление, обретение себя главным героем. Какое уж тут взросление — скорее наоборот бегство от взрослой жизни в мир снов, тесно связанный в представлении героя с собственным детством и волшебным серебряным ключом.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаю, что меня не поймут. Знаю, что мне непременно захотят объяснить разницу между чувственным и логическим восприятием — как бы тупо это не звучало. Но, откровенность за откровенность.

«То, что вы только что сказали — одна из самых безумно идиотских вещей из тех, что я когда либо слышал. Каждый в этой комнате отупел».

Нет, я понимаю, что в те времена бегущего семимильными шагами прогресса человек легко мог запутаться в огромном количестве сиюминутно рождающихся научных открытий, новых теорий, философских направлений, духовных поисков под неустанным гнетом желающих на этом заработать. Но попытаться это объяснить через уход в себя? Уверяя, что нужна другая логика? Что наука опровергает постулаты веры, несмотря на то, что научное знание — основа религиозной теории?.. Почему? Почему?! Почему поклонники Лавкрафта, видя в тексте слова наука, логика и рациональное, считают будто бы Лавкрафт понятие имеет о науке, логике и рациональном? Это же просто закольцованный поток сознания. Есть в мире какая-то неразгаданная тайна — найти её можно только если не искать. Хотя все пытаются запретить искать. Эти — то, эти — сё. Кто эти? Дайте социальный комментарий. Покажите и докажите свою точку зрения. Что наш — теперь уже великий и с данного момента в высшей степени неуважаемый мною — автор может сказать по этому поводу? Ничего! У него просто нет средств выразить собственные мысли. Он их уже сформулировал — только не на бумаге. Чтобы понять творчество Лавкрафта нужно погрузиться в особую атмосферу чувственного восприятия (извините, опуститься). Замечательная отговорка: будем искать глубинный смысл творчества без привязки ко времени написания. Автор то многогранный, произведения вне времени. А по итогам, всё сводиться к тому, что Картер изначально обладает истиной в последней инстанции. Учиться, понимать, вникать. Зачем, если можно высказать свою теорию непостижимости — без логики, правда, но... Даже Мировая Война стала для Картера всего лишь легкой встряской.

«Чак Норрис. Скажи спасибо, что живой.»

Вступление к рассказу — это просто бессмысленная и беспощадная графомания. Наталкиваясь на некоторые выражения, у меня в голове тут же всплывали шутки и анекдоты. Надо было выговориться. Это просто больно для мозга. Не потому, что автор откровенно высказывает свое непонимание окружающей действительности. А по тому, что у меня извилины распрямляются. Либо так, либо Лавкрафт сам устал нести этот бред. Дальнейшее повествование о биографии Картера читается совсем неплохо. Опять же, я не понимаю людей, считающих нужным объяснять логичность происходящего или связывать его с другими произведениями. Всё вполне самостоятельно и понятно. Ну, это просто красиво, потому в объяснениях и не нуждается. Вот это и есть настоящее чувственное восприятие. Можно же было показать путь становления героя и без всей этой псевдосоциальной псевдофилософии. Или нельзя?

Потому, что... БАЦ! И Пьяный Мастер сносит четвертую стену. Еще абзац и... БАЦ! Заделывает её обратно. Вот это бескомпромиссное писательское мастерство. Как говориться, на все деньги. Зачем? Лавкрафт знает Картера? Лавкрафт — и есть Картер? Картер — сон Лавкрафта? Лавкрафт — очередной рассказ написал? Ответ, кстати, очевиден. Недавно, с дуру, решил осилить «Красное колесо» Солженицына. Не смог. А «Серебряный ключ» — смог. Слов здесь меньше, а ощущения те же. Думал перечитать рассказ, чтобы точнее сформулировать свое отношение. Но дальше вступления продвинуться уже не сумел. Перегорел. Уже не интересно, смотришь мимо раздражающих вещей. Мозги, просто, не включаются. Роза пахнет розой, как ты её не назови. Вот это — выражение чувственности или логики?! Классик это написал или не классик?! Видишь красоту — стремись понять. А еще кто-то утверждает, что этот рассказ не относится к лавкрафтианским ужасам.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх