FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Модель Пикмана»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Голосов:
918
Моя оценка:
-

подробнее

Модель Пикмана

Pickman’s Model

Другие названия: Фотомодель Пикмана; Модель для Пикмэна; Натура Пикмена; Натурщик Пикмэна; Фотография с натуры; Тени катакомб

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Ричард Пикман»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 114
Аннотация:

Ричард Пикмен – великий художник, живописец мрака, портретист легиона демонов. Что же он пишет – свои фантазии или портреты с натуры?

Примечание:

Считается, что это один из рассказов, из-за которых Лавкрафта называли современным По.

Поездка в Бостон послужила импульсом для написания этого рассказа, в котором говорится о туннелях, реально существовавших в городе. Один из них был обнаружен в 1840 году.


Входит в:

— цикл «Ричард Пикман»

— условный цикл «Not at Night»  >  антологию «By Daylight Only», 1929 г.

— условный цикл «Not at Night»  >  антологию «Not at Night Omnibus», 1937 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos», 2014 г.

— журнал «Weird Tales, October 1927», 1927 г.

— журнал «Weird Tales, November 1936», 1936 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.

— сборник «The Lurking Fear and Other Stories», 1947 г.

— журнал «Famous Fantastic Mysteries December 1951», 1951 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural», 1981 г.

— антологию «A Treasury of American Horror Stories», 1985 г.

— антологию «Rod Serling's 'Night Gallery' Reader», 1987 г.

— антологию «Hunger for Horror», 1988 г.

— антологию «Граф Магнус», 1991 г.

— антологию «The Television Late Night Horror Omnibus», 1993 г.

— антологию «Врата времени», 1995 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— антологию «Zombies! Zombies! Zombies!», 2011 г.

— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.


Похожие произведения:

 

 


Граф Магнус
1993 г.
Тварь у порога
1993 г.
Том 2. Лампа Аль-Хазреда
1993 г.
Врата времени
1995 г.
Шепчущий во тьме
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Тень из безвременья
2001 г.
Другие боги
2004 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Хребты безумия
2006 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Серебряный ключ
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Другие боги
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Некрономикон
2011 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Иные боги
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Затаившийся страх
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Хребты безумия
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Безымянный город
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Заброшенный дом
2022 г.

Периодика:

«Weird Tales» October 1927
1927 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1936
1936 г.
(английский)
Famous Fantastic Mysteries December 1951
1951 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Всё, что в тебе есть
2015 г.
«Если свет твой — тьма...»
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.

Издания на иностранных языках:

By Daylight Only
1929 г.
(английский)
Not at Night Omnibus
1937 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1947 г.
(английский)
Cry Horror!
1958 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1973 г.
(английский)
The Haunter of the Dark and Other Tales of Terror
1974 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural
1981 г.
(английский)
Great Tales of Horror and the Supernatural
1981 г.
(английский)
Colui che sussurrava nel buio
1983 г.
(итальянский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
A Treasury of American Horror Stories
1985 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
Rod Serling's Night Gallery Reader
1987 г.
(английский)
Hunger for Horror
1988 г.
(английский)
Great Tales of Horror & the Supernatural
1988 г.
(английский)
Rod Serling's Night Gallery Reader
1990 г.
(английский)
The Giant Book of Horror Stories
1991 г.
(английский)
The Television Late Night Horror Omnibus
1993 г.
(английский)
Great Tales of Horror & the Supernatural
1994 г.
(английский)
The Armchair Horror Collection
1994 г.
(английский)
L'abomination de Dunwich
1997 г.
(французский)
The Television Late Night Horror Omnibus
2003 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
Zombies! Zombies! Zombies!
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2014 г.
(английский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІ
2017 г.
(украинский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стиль на высоте, но содержание... Интрига нулевая — как только звучат слова об ужасающей реалистичности картин, то уже сразу понятно что к чему. Зачем так долго было тянуть резину? Да, антураж создан тщательно — шаткие дома, старинные закоулки, мрачные подвалы и всё такое. Помимо него рассказу предложить решительно нечего. Быть может если бы автор развил его в полноценную повесть, где было бы рассказано кто такие эти шакалоподобные существа с картин, как Пикман вступил с ними в контакт, возможно чуть больше предыстории главного героя, то вышло бы что-то куда более дельное. А так...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самый сильный рассказ сборника «Хребты безумия». Описания тварей довольно примитивные, для современного читателя они покажутся скорее карикатурными, чем страшными. Автор усиленно нагнетает ужас перед картинами, на которых изображены те самые твари, поэтому после прочтения ощущается некоторое разочарование.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что есть великие произведения искусства? Плод больного воображения, отражение души художника, материальное отражение эмоций или преображенная реальность... Пикмен встретил свою «музу», и кто сказал, что она должна быть тонкостаной девой с осиной талией и божественной внешностью? И не стоит стремиться познать источник вдохновения мастера, это сулит лишь разочарование.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один рассказ не очень-то развёрнутый в плане сюжета, но очень искусный в плане создания тревоги, в плане создания чего-то такого пугающего…

Знаете, я однажды жил в городе, под которым была хоть и небольшая но всё-таки сеть старых тоннелей. Так вот, даже одна мысль, что под твоим жильём может находиться такой тоннель – тёмный, холодный, полный крыс – делает пребывание в нём неуютным. А если уж представить, что там могут быть не только крысы… А ведь такие мысли возникали… Вот этот рассказ живо вернул меня к тем воспоминаниям. Да и собственно без них всё очень жутко. Автор очередной раз показал своё умение не просто создать нечто жутковатое, а заворожить этим. Очень удачно именно написанная вещь – в ней есть нечто живое. Живое передается через слегка сумбурное нервозное повествование рассказчика и через картины бостонского дна доходит до апогея во вдохновенном и мрачном монологе самого Пикмена. Описание страшных картин – на высоте. Сдаётся мне, выглядели они не столь пугающе, чем их описал рассказчик, но в этом-то и мастерство – создать картинку, яркую и насыщенную красками сверхъестественного и живого так, что они запоминаются надолго. Да и сам этот рассказ запомнился надолго. А ещё лёгкая туманность тоже вносила свой колорит – этот невысказанный до конца вопрос: а кем же на самом деле был Ричард Антон Пикмен?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не уж-то таким вот «подменом» (и тогда название рассказа «Натура Пикмена» подходит как нельзя лучше – даёт призрачный намёк…), и если так, то сколько их ещё находится среди людей?

Да ещё нельзя не сказать, что этот рассказ в моём представлении, кроме всего прочего, такая любопытная связка между миром авторской реальности и миром снов – мы же все помним, где ещё объявиться наш Пикмен, и в каком виде… У меня вообще есть теория, что чтобы не писал один автор (каждый автор) какие бы разные вещи ни были, всё равно это будет некая «мультивселенная» только выраженная ярче или слабее. И в этом рассказе я вижу подтверждение данной мысли на примере такого не очень-то любящего переносить героев из рассказа в рассказ автора как Лавкрафт. Для меня все, что написал он, упоминает ли он в своих работах признаки мифа Ктулху или нет, это всё один мир – его мультивселенная, Мироздание по Лавкрафту…

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как нарисовать подлинный ужас? Как передать кричащую гамму страха цветной палитрой живописи? Только лавкрафтовский талант способен «развести в краске адский огонь и оживить нечисть на холсте мазками своей магической кисти».

Жаль только, что такие картины существуют лишь в воображении писателя. Или к счастью?

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что я чувствовала, читая? Простите, отзыв будет больше об эмоциональных пустяках, чем по существу. Но для меня сегодня настроение важнее структурного анализа… Ну что ж, раз взялась рассказать, начну издалека. Чтение для меня сейчас – это способ обретения равновесия. С помощью получаемых от прочитанного временных, иллюзорных впечатлений на время убирается дискомфорт, чувство тревоги, что гнетёт. Накопленные и нереализованные эмоции, не дают спокойно взаимодействовать с людьми… И вот шуршат страницы… учащается сердцебиение… Больное воображение наполняет жизнью тьму за пределами освещенного торшером круга… Шелестят листы… комок в горле и сухость… Страх… Есть то, что вызывает неприятие, желание изменить или вообще полностью избавиться от этого, выбрав другой путь... Глаза сбегают по строчкам вниз… Замечаю, что беспокойство проявляется уже в движениях… Зачем двигаться, читая в удобном кресле? Но сидеть спокойно не в мочь… И, беря в руки книгу в нормальном состоянии, знала, какого рода рассказ мог написать Лавкрафт… Дрожь… Читать это надо молча… и тают мысли о своем, о чем-то очень глубоком и не поддающемся выражению словами… и остаётся лишь желание поскорее добраться до конца… и, закрыв книгу, включить компьютер. И, прислушиваясь к ночи, написать о пережитом… и немеющими пальцами выключить всё… и нырнуть под одеяло, чтобы продолжить дрожать под ним… И утром проснуться! Проснуться! (я ведь проснусь… никто не проберётся?... ой, мамочка… ко мне когда-то в форточку летучая мышь залетела… но это было летом… ) Фу-фу… выключаю всё и дрожать…

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К вопросу о реализме в искусстве.

Однозначно шедевр. В моем рейтинге — одно из лучших произведений Лавкрафта. «Зацепило» сильно и долго не оставляло.

Бог его знает, как ему это удается, но в процессе чтения нельзя отделаться от впечатления, что автор описывает то, что видел и слышал сам лично. И вот эта то явная правдоподобность влечет за собой настоящий животный страх, заставляя забыть, что перед тобой всего лишь художественная литература. Правда Литература настоящая, с большой буквы. Фабула, сюжет, кульминация, концовка — все сделано настолько идеально, прямо таки филигранно, что придраться просто не к чему.

В общем, настоятельно рекомендуется к прочтению. Десятка с плюсом.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Модель Пикмана» — довольно популярный рассказ Лавкрафта среди любителей его творчества. В кругу заядлых ценителей данное творение считается даже несколько «мейнстримной», что в любом случае не мешает быть ему ярким, запоминающимся произведением с финалом пусть несколько предсказуемым, но все равно играющим на чувствах читателя ввиду той непередаваемой атмосферы первобытного ужаса, которая плотным покрывалом обуяла героя рассказа в тот момент, только он познакомился с тем, чьим именем озаглавлен рассказ: Пикманом — невероятно талантливым художником, по факту являющемся источником дуновений макабрического страха, своими леденящими и кожу и тело клещами опутывающего всех. Но ведь подобное должно отпугивать, гнать взашей — это логично. Тогда почему рассказчик, повествующий в границах классического стиля Говарда Лавкрафта, так не делает? Ответы даются: они развёрнуты и понятны, они помогают проникнуться героем и ещё более почувствовать пережитый им страх. То есть не столько сама ситуация пугает, сколько отношение к ней героя, который ранее несмотря на все продолжал ценить и любить Пикмана, как творца. Это возвышение саспенса над содержанием, построение оценки ситуации на информационном пласту об взаимоотношениях — это формирует куда более искренний испуг, нежели он был, создай Лавкрафт сотни раз переписанную историю человека со странными занятиями да воззрениями, который появляется будто из неоткуда и уходит в никуда.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые увидела лавкрафтовскую новеллу с претензией на неформальный разговор, а не на официальный отчет о событиях. Это ее безусловно красит, как и разработка сюжетов картин. Иногда мне кажется, что Лавкрафт и сам хотел быть художником, музыкантом или постановщиком, фотографировать или снимать кино, но все свои стремления сливал в литературное творчество.

Образ гулей немного смутил. Если плоскомордость, острые уши и собачью внешность можно оправдать ссылками на вампиров и типичное трупное животное, одомашненное человеком, то чешую и копыта остаются непонятными, тем более, что эти существа — продукт одомашнивания человека в обратную сторону самими гулями. Другой объект сомнений — фотография. Если учесть, что гули обитают в темных местах, вроде тех же подземных туннелей, то как можно на технику того времени заснять двигающиеся существо без смазывания изображения, ведь недостаток света компенсируется увеличением длины выдержки, а съемка со вспышкой — рискованная вещь.

Вполне вероятно, что Лавкрафт скрывает за этим намеки на родство Пикмана с гулями. Либо они реально распугиваются пистолетными выстрелами. Факт родства подтверждается даже не столько изображением автопортрета Пикмана, а как раз его тягой к столь стремные местам и мрачному искусству. История автопортрета показывает, что он — представитель аристократического семейства, а значит это пример, до чего возвышается падшее существо.

Лавкрафт показал еще одну сторону фамильного аристократизма через тему падений и возвышений, на этот раз через призму не науки, а искусства.

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Насколько впечатлил меня когда-то этот рассказ, можно понять, просто взглянув на мой ник.

Скажу просто: перед вами полнокровный шедевр в жанре ужасов. Наглухо сносит крышу, после чего сия антресоль восстановлению не подлежит.

Как удалось Лавкрафту достичь такого эффекта, не знаю и знать не хочу, но воспринимается «Фотография» не мозгами и не сердцем, а буквально потрохами. Все внутри сжимается в комок, внутренние стенки артерий покрываются инеем...

Простите, но кроме эмоций, ничего в отзыве представить не умею.

Читать. Желательно — в нежном возрасте.

(А если вам не понравится — что ж, не та кровь в вас течет, не для вас запретные радости Ночного Племени.)

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Картины художника Пикмэна никто не покупает, не выставляют, музеи не берут. В чем дело? В запредельном реалистически нарисованном ужасе. Пикмэн приглашает знакомого побывать в его мастерской. Оказывается Пикмэн рисует с натуры, делая для памяти фото.Фото, чтобы не забыть детали чужого мира чудовищ. Ведь не каждый день его видишь — этот мир.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Молодому государству Соединенные Штаты Америки отчаянно не хватало истории, уходящей вглубь веков. Оно завидовало европейскому Средневековью, в том числе, фамильным замкам с привидениями и прочим таинственным местам. И оно стало создавать свою готическую мифологию, начиная с пуритан. В славном ряду мифотворцев, кроме Ирвинга и По весомо стоит фигура Лавкрафта. Таинственные подземелья и древние дома Бостона, салемское происхождение главного героя — все работает на создание американской мифологии. Короткая история белых в Северной Америке растягивается как эспандер.

Да, нынче мы избалованы обилием ужастиков в литературе и кино с невероятными компьютерными эффектами. И читать старомодного Лавкрафта совсем нестрашно... Да и омерзение нынче вызывают совсем не гротескные натурщики Пикмана, а скорее российские политические деятели... Но! Но я представляю себе, как бы это читалось в советском детстве, как бы это преломлялось в страшных историях ночью в пионерском лагере! И моя оценка рассказа тут же растет!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может тут о демонах, живущих в глубине наших душ? Вот почитал это и задумался: Лавкрафт так реалистично во всех произведениях описывает всяких «плохишей» из бездны, что может быть он, как и уважаемый Пикмэн, дружил с запредельным...

Но всё же я считаю этот рассказ аллегорическим: настоящее творчество — это отражение собственной души.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный и стильный рассказ.

Конечно не лучше «Крыс в стенах», которые являются наверно лучшим, что я читал у Лавкрафта, но тоже отлично. По крайней мере атмосфера тягучего викторианско-готического кошмара, свойственная Г.Ф.Лавкрафту, тут выдержана на все сто процентов: его произведения не пугают, но завораживают, затягивают в какую-то подсознательную трясину; вот и в данном рассказе, пусть даже в паре коротких сценок, но присутствует подобное ощущение «психологической трясины».

Пожалуй единственным местом, выписанным недостаточно удачно, является концовка — я бы удалил тот эпизод с фотографией в кармане; без нее рассказ бы только выиграл. Тем более намек на содержание фотографии уже был дан автором и этого ИМХО было вполне достаточно, да и без этой сцены с воровством фотографии (которое само по себе не очень оправдано) у рассказа могло получится несколько трактовок (в зависимости от того, что могло быть на ней изображено), и соответственно он был бы несколько глубже. А так, я читал концовку с мыслями «о боже, только бы на этой фотографии не оказалось того о чем я подумал». И конечно все мои опасения подтвердились.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стильный рассказ в духе Гофмана и гоголевского «Портрета». Зная биографию Лавкрафта, создается впечатление. что в фигуре Пикмана он сконцентрировал собственные отрицательные качества — мизантропию и расизм, и подверг объективному и уничтожительному анализу. Своего рода автопсихотерапия. И ко всему прочему это изящнейшая готическая история.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх