FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Зов Ктулху»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Голосов:
2246
Моя оценка:
-

подробнее

Зов Ктулху

The Call of Cthulhu

Другие названия: Зов Цтулху

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 189
Аннотация:

После страшного землетрясения пробуждаются от вековечного сна приближенные великого Ктулху. Да и сам Властитель древности поднимается на поверхность вод вместе со своим обиталищем – мрачным городом Р’лайх. Тонко чувствующие перестают спать, художники пишут невероятное, слабые сходят с ума... «В своем доме в Р’лайх мертвый Ктулху проснется в назначенный час» поют последователи древнего культа, принося человеческие жертвы...

Ктулху уходит на дно и снова погружается в сон, но надолго ли?..

Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху»  >  цикл «Мифы Лавкрафта»

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Cthulhu and the Coeds or Kids & Squids», 2000 г.

— журнал «Weird Tales» February 1928», 1928 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «The Ancient Mysteries Reader: Strange Stories of the Unknown & The Unsolved», 1975 г.

— антологию «Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre», 1976 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— журнал «Weird Tales» Summer 1991», 1991 г.

— антологию «Жители ада», 1993 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса», 2003 г.

— антологию «American Supernatural Tales», 2007 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.

— антологию «Вусцішны пакой», 2013 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.


Экранизации:

«Зов Ктулху» / «The Call of Cthulhu» 2005, США, реж: Эндрю Лиман



Похожие произведения:

 

 


Жители ада
1993 г.
В склепе
1993 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса
2003 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Хребты Безумия
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2008 г.
Зов Ктулху
2009 г.
Хребты безумия
2010 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Мифы Ктулху
2011 г.
Зов Ктулху
2012 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Цвет зла
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Криптософия
2019 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2020 г.

Аудиокниги:

Зов Ктулху. Шепчущий во тьме
2006 г.
Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» February 1928
1928 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1947 г.
(английский)
Cry Horror!
1958 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1969 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1973 г.
(английский)
The Haunter of the Dark and Other Tales of Terror
1974 г.
(английский)
The Ancient Mysteries Reader
1975 г.
(английский)
Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre
1976 г.
(английский)
The Ancient Mysteries Reader
1976 г.
(английский)
The Ancient Mysteries Reader. Book 1
1978 г.
(английский)
Zew Cthulhu
1983 г.
(польский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos: Golden Anniversary Anthology
1990 г.
(английский)
«Weird Tales» Summer 1991
1991 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1998 г.
(английский)
Cthulhu and the Coeds or Kids & Squids
2000 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
American Supernatural Tales
2007 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
Всесвіт, 2010 г., №5-6
2010 г.
(украинский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Tales
2011 г.
(английский)
Вусцішны пакой
2013 г.
(белорусский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Chilling Horror Short Stories
2015 г.
(английский)
Колір зла
2016 г.
(украинский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІ
2017 г.
(украинский)
Зов Ктулху. Хребты безумия. Уникальная методика обучения языку В. Ратке
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать этот рассказ в иллюстрированной книжке (только что вышла в большом формате в «Азбуке» с рисунками Francois Baranger и которую я вчера вечером получил из интернет-магазина) оказалось совсем другое дело. Оригинальный текст Лавкрафта идет очень плотно, с обильной фактологией — чего стоит хотя бы статейка из «Сиднейского вестника», где в нескольких абзацах фигурируют сразу три судна и три разных маршрута, в результате чего рассказ выглядит слишком конспектированным. А вот замечательные рисунки Баранже позволяют снизить скорость чтения и отвлечься на ранее незамеченные детали. Особенно ему удались картинки с мечущимся в волнах «Сигналом» на пороге к кривой гробнице Р'льеха и начальная, где изображен дед-профессор, видимо, за минуту до того, как он рухнет как подкошенный...

О самом тексте говорить бессмысленно, все уже сказано многократно. Но бросается в глаза «благовейное величие этого сочащейся влагой Вавилона» и там же соседствуют «невыносимый смрад» и «внизу, мерзкий, хлюпающий звук». Вот в этом ГФЛ был большой спец — соединить воедино нечто отвратительное и пленяющее.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова здравствуйте, дорогие читатели. Перед началом самой рецензии, хотелось-бы начать с небольшой предыстории.

Своё знакомство с творчеством Лавкрафта я начал ещё с иллюстрированной энциклопедии-бестиария по вселенной ужасов. Как вы уже знаете – бестиарий произвёл на меня сильное впечатление и пройти мимо остального творчества я не мог. И именно так мой выбор пал на повесть «Зов Ктулху»(изданной в серии «Black and White»).

Сюжет я пересказывать не буду, т.к повесть довольно маленькая, да и дело это ненужное и неблагодарное. Скажу лишь, что произведение представляет собой описание событий, представленных в записях профессора. Если вы ждёте лихо закрученного сюжета и экшона (возможно), то его тут практически нет. Но тем не менее история крайне интересная, порой приходится буквально отдирать себя от книги и идти на боковую перед рабочей сменой.

«В своем чертоге в Р'льехе мертвый Ктулху грезит и ждёт».

Также отмечу, что стиль мне показался тяжелым, в виду слога автора. Он предельно тернистый, из-за чего приходилось порой перечитывать некоторые либо абзацы, либо предложения чтобы вникнуть в суть происходящего. Но думается, что это никакой не минус, просто надо привыкнуть к стилю.

Что же касается иллюстраций в этом издании, то они в целом хороши. НО! То что мне действительно не понравилось — это видение художника на образ Ктулху. Получился он больше похожим на зомби что ли. То ли дело Ктулху из вышеупомянутой энциклопедии!

«Ктулху фхтагн».

Что могу сказать в итоге...знакомство с творчеством Лавкрафта- прошло на УРА! Повесть получилась захватывающей, с тяжелым слогом и достаточно жуткой.

P.S В тексте рецензии использованы цитаты из повести «Зов Ктулху».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантасмагорические сны сознания.

В данном сборнике представлены три произведения Лавкрафта: неподражаемый «Зов Ктулху», потусторонний «Шепчущий из тьмы» и навевающие ужас «Хребты безумия». Стоит лишь немного отпустить свою фантазию, читая эту книгу, и полное погружение в сверхъестественный мир древних существ и инопланетных монстров обеспечено. Эти произведения созданы, чтобы щекотать нервы, ведь чувства тревоги и напряжения держат читающего в своих цепких лапках до последнего абзаца.

Обожаю лавкрафтианский хоррор, поглощающий в свою темную пучину, отдающий откровенной дьявольщинкой, зазывающий в свои небывалые вселенные и моментально окутывающий щупальцами сознание. Вот вроде ничего такого страшного не описывает Лавкрафт, но поражает то, как он мастерски создает атмосферу присутствия рядом с героем чего-то непостижимого, древнего и ужасающего. Химеры миров Ктулху — это воплощение вселенского зла, часто невидимого, но оставляющего за собой потёки слизи и сладкий аромат безумия. И жуть накрывает от одного осознания, что вот-вот что-то случится кошмарное, что великий неизбывный ужас уже рядом нужно только обернуться и он схватит тебя, вопьется клыками в твою шею, сведет с ума, изымет твое сознание и превратит тело в искусно сделанную покорную куклу…

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма необычное произведение! Эдакая зарисовка к возможному пробуждению эпичного жреца Ктулху. Автор исподволь вводит нас в историю появления на земле легендарного осьминогоголового монстра, сообщает о его предназначении, о предстоящем пробуждении и тысячах адептов по всему миру, вершащих свои кровавые и фантасмагоричные обряды.

События, описанные в рассказе, лишь послужили отголоском краткого мига появления легкого образа Ктулху, а последствия уже потрясают.

Такими темпами стану заядлым поклонником Ктулху!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровное, но интересное повествование. Сегодня такими ужасами не удивишь. Да и в целом ничего выдающегося в произведении нет. Но хотя то, что оно стало базой для направления литературы, хороший повод с ним ознакомиться.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лавкрафтофилия и Ктулхумания

Совсем небольшой рассказ (и уж тем более никак не повесть). А вот поди ж ты, из этого коротенького и, в общем-то, незамысловатого текста выросли потом целые ктулховские миры и образовались целые лавкрафтовские пространства. Сразу на ум пришло ленинское изречении «Электрон так же не исчерпаем как и атом, природа бесконечна» — в нашей материалистически-философской аналогии электроном конечно же служит рассказ «Зов Ктулху».

Не могу теперь вспомнить, что именно я когда-то читал от Лавкрафта, но точно, что что-то читал. И точно понимаю, что у Лавкрафта совершенно отчётливо выраженный авторский стиль. Который задал тон всей остальной литературе подобного рода. Хотя вот нечто подобное встречал в повестях и рассказах Роберта Говарда (от которого у меня четырёхтомник). Впрочем, в случае Говард-Лавкрафт возможно имело место взаимное влияние.

Если непосредственно о самом рассказе, то да, написано в целом впечатляюще, но меня на дальнейшее знакомство с Лавкрафтом рассказ не вдохновил — опять-таки, как-то Роберт Говард мне ближе. Однако галочку я себе поставил — (типа вырезанной на скамеечке надписи «Я тут был. Strannik»)

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравилась идея рассказа, его фантастическая составляющая: пришедший со звёзд и спящий до благоприятного сочетания Земли и звёзд. А всё остальное, это набор страшных слов, которыми автор старается запугать читателя. А так, как ужастики на меня не действуют, то не раскрытая основная линия заставляет самому искать ответы на все вопросы, поставленные автором. А этого я ой, как не люблю делать, додумывать за других.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из главный рассказов в мифологии Ктулху. Сам приступал к чтению с неким скептицизмом, но по прочтении я был так восторжен, что мне хотелось пересказывать эту историю всем подряд и советовать читать Лавкрафта.

Я не любитель хорроров и читал этот рассказ не для того чтобы пощекотать нервы, нет. И страшно при чтении мне не было. Но сюжет, антураж и атмосфера захватили мой разум очень крепко с самых первых абзацев.

Собственно, мою оценку вы видите. Я не читал не всего Лавкрафта, но много его произведений. И из вех что я читал — это пока лучшее.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А сейчас нас вплотную подведут к маленькой дверце в дальнем тёмном углу заброшенного парка позади мрачного пустынного замка. Дверца криво висит на развалинах древнего склепа и покрыта непонятными пугающими знаками. А за ней непроглядный мрак, в котором завывает то ли ветер, то ли неведомое чудище и слышны далёкие вопли: «Пнглуи мглунафх Ктулху Р'лайх угахангл фтагн». И теперь уже неважно, рискнёте вы приоткрыть эту дверцу или нет — скоро она сама слетит со своих ржавых петель и то, что «не мертво и пребывало в вечности», как сказано в «Некрономиконе», яростно вырвется в наш мир. Ктулху фтагн!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тут многие предыдущие рецензенты возмущались, что Ктулху яхтой разрезали. Я тоже удивился, но тут же подумал, а кто сказал, что это был именно он. Во-первых, как было сказано, он в этой гробнице не один дрыхал. Просто Ктулху там был самый главный. Во-вторых гора слизи гнавшаяся за яхтой не слишком похоже на описание Ктулху, пусть и туманное. Он представлен как гибрид дракона с осьминогом, да ещё похож на злую карикатуру на человека. Как сказал культист, об облике других ничего не известно. Проснулась для начала какая-то тварь рангом поменьше, да ещё плохо соображавшая с пересыпу и погналась за яхтой.

Ещё удивлялись: почему многие из соприкоснувшихся с культом уцелели? А они не представляли для культистов никакой опасности, так как ничего не поняли. А вот дед героя ставший сопостовлять сведения уже представлял некоторую угрозу.

Что ещё. Рассизм автора конечно раздражает. Но в то время это в Америке, увы, было нормой. С другой стороны, может ли умствено развитый человек поклонятся столь враждебному существу тоже вопрос. У современных авторов, проблема решается тем, что отношения культистов с тёмным божеством божеством носят характер взаимовыгодной сделки. Например

так так у Джордана в «Колесе времени».

А вот чего я принципиально не понимаю, так это финальных действий героев Лавкрафта (Не только в этом рассказе): всё замолчать и забыть. Ага, спрятать голову в песок как страус. Мол это немыслимый ужас о котором никто не должен знать. Ага, конечно. Даже про страусов это миф, иначе давно вымерли бы. Допустим есть некая угроза человечеству как виду. Так не лучше ли к ней подготовится. Разобраться как отразить. Нет, герои тупо всё скрывают.

Кстати, в романе Коллина Уилсона «Философский камень» написанном стопроцентно под влиянием Лавкрафта, там упоминаются не только великие древние с некромиконом, но и сам Лавкрафт, герои принимают принципиально иное решение.: люди должно ускоренно пройти эволюционный путь и встретить пробудившихся древних как равные.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что «Зов Ктулху» самый известный из рассказов Мастера, самый такой на слуху… А для меня лично это ещё и самый лучший пока (не всё же я ещё прочитал) рассказ у Лавкрафта, вещь, в которой он добился высокого мастерства на поле создания мрачного и таинственного. Удивительно, что он достаточно ранний в череде историй о мифах Ктулху, но я бы назвал его таким сердцевинным, да собственно и сам миф обрёл в нём истинно пугающие чары, а чего уж говорить о том, что Ктулху тут наконец-то предстал в своём чудовищном великолепии, предстал воочию, а не нёс свой ареол где-то там за чертой, иногда лишь отмечаясь сакральной фразой «Ктулху фхтагн». А тем насколько отличным вышел рассказ, я думаю, мы и обязаны тем, что весь цикл носит ЕГО имя, а не какого-нибудь иного монстра, коих в бестиарии Лавкрафта навалом. Это сильный рассказ. Это классный рассказ. По-моему, он превзошел многие более поздние и более зрелые. Превзошел и в мастерстве сюжета – меня лично пленил его мозаичный, практически детективный оборот, то, как из разрозненных оборванных подчас историй и несвязных происшествий возникает картина таинственных и страшных событий. Именно таинственных, ибо вот здесь и именно здесь страх удваивается ощущением тайны, ощущением потаённости всего – от случившегося жуткого происшествия (скрытого от глаз мира!) до призрачных предчувствий и знамений грядущего. Именно тут культ по-настоящему носит ореол таинственности, а такое у автора бывает не всегда, к сожалению; мне вспомнился, например, прекрасный соавторский (условно, конечно) рассказ «Ужас в музее», в котором казалось, что все эти таинственные культы чересчур явны и открыты, а ужасный «Некрономикон» не читал разве что ленивый. И, к сожалению, такое у автора встречается нередко. Здесь же таинственность настоящая. Здесь же цели, масштабы и возможности культа Ктулху скрыты во мраке, и от этого он действительно кажется пугающим – мы видим только маленький, внезапно вынырнувший кусочек льда от огромного айсберга скрытого под водой, и одно лишь это заставляет поёжиться. Да и всё в рассказе – такие кусочки айсберга, по которым весь размах, весь масштаб только угадывается – а уж воображение делает своё дело! Даже в моменте появления Ктулху всё это происходит как-то лаконично и при этом удачно выписано, так что и тут появляется какая-то пугающая недосказанность, а в монстре и городе возникает некая осязаемая убедительная сила. И вся история будто нити таинственным образом оборванные – и судьба нашего героя, да и концовка этого происшествия в море – разве можно быть уверенным, что Ктулху затонул вместе со своим храмом, об этом ведь ничего не сказано? И это действительно волнует! Лавкрафт превзошел себя и в языке – именно тут он, по-моему, добился идеального баланса холодного стиля исследователя и тонких намёков, резких карандашных очертаний, оставляющих лакуны для воображения именно там где надо, но при этом, добиваясь рассудительной чёткости и убедительности, от которой вся история кажется вдвойне реальней… Просто блеск! Действительно лучший рассказ Лавкрафта из тех, что я пока прочитал. Рассказ краеугольный. Рассказ, в котором удалось всё. Да даже штампа, к которому время от времени прибегал Мастер, тут нет – в этой истории, сгустившейся как туман из странных событий, обрывков снов и газетных вырезок. Единственное, я читал его уже после рассказа «Вне времени», и остров, внезапно поднявшийся из океана, напомнил мне тот, с найденной мумией… Но это моя беда, так как «Зов Ктулху» написан-то был раньше, и ясно, что куда перекачало. Но и это к тому что «Зов…» – рассказ вне авторского штампа, так как подобного сюжета и подобных находок я пока у него не видел. И даже Р`льех, в отличие от многих мест со странной архитектурой, показанных автором, кажется живым, ибо именно тут автору удаётся-таки практически визуально передать его дикую безумную геометрию! Блестяще! Действительно, одна из вершин, не только творчества Лавкрафта, но как по мне, так и страшного рассказа в целом!

Оценка: 9
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе, что у вас некогда был дедушка, под присмотром которого вы выросли. Когда-то он был для вас непререкаемым авторитетом, человеком который разбирается во всем, что только есть в жизни, имеющим ответ на любой вопрос.

Потом, когда вы стали постарше (а дедушка — подряхлее) вы стали замечать, что его мудрость в меняющемся мире устарела. Когда-то она, несомненно, была актуальна, но не сейчас. Время от времени дед еще мог дать ценный совет, но все реже. Вы начинаете сознавать, что он помогал вам решать задачки по математике (хотя сам — биолог) не потому, что он хорошо знает математику, а потому что такие задачки может решить любой взрослый с IQ больше 90. Вы замечаете, что теми навыками починки выключателей и замены порвавшихся уплотнителей в кранах, которым он вас обучал, более или менее владеет почти любой взрослый (и многие, кстати, получше, чем ваш дедушка). Когда вам впервые разбил нос дворовый хулиган, дед учил вас драться. Но позже, посетив пару серьезных спортзалов, вы поняли, что дедушкины наставления на уровне «левой отбиваешь, а правой — в нос паршивцу!» — не более чем профанация. Да и вообще, вы поняли, что дедушка сам не знал и не мог знать множество вещей, нередко ошибался сам, а бывало, что и служил для вас далеко не лучшим примером.

Но все же вы, даже повзрослев, не забывали его, приезжали раз в месяц-другой, с грустью замечая, как он стареет, а в «трогательной смеси мудрости и маразма» (с) баланс печально смещается от первого ко второму. Вы говорили с ним каждый раз на одни и те же темы, потому что он не помнил прошлых разговоров, а, может, потому что вам обоим было приятно говорить об этом. Вспоминали по много раз одни и те же случаи, потому что хотели еще раз пережить светлые моменты.

И когда, наконец, его не стало, вы искренне печалились о нем, потому что вместе с ним ушла часть вашей жизни, которая не вернется уже никогда. Потому что кто-то должен научить человека решать простенькие задачки, чинить выключатели и давать сдачи хулигану. Какими бы простыми и примитивными эти вещи ни казались, именно они формируют основу личности, делают нас теми, кем мы являемся.

Естественно, со временем мы перерастаем все это. Мы учимся сложным вещам, находим свой путь в жизни. На смену задачкам приходят диссертации, выключателям — строительство дачи и ведение дел с собственностью, дворовым потасовкам — защита своего мнения в работе и, возможно, своих прав в инстанциях. Но все равно, в глубине личности решение всех этих задач уходит корнями в дедушкины уроки.

И разве человек, который заложил в нас основы всего этого, не заслуживает, чтобы его помянули добрым словом? Конечно заслуживает. Поэтому мы, хоть и редко, но навещаем могилу деда, чтобы посидеть полчасика в тишине и вспомнить.

«Помнишь, как мы ходили в поход в Карелию? Ты еще ужа испугался?»

«Да, деда, помню. Конечно помню...»

Сегодня, разумеется, романы Лавкрафта кажутся простоватыми, наивными и уже вряд ли кого-то испугают. Скорее вызовут ироническую улыбку. Но была бы современная фантастическая и фентези-литература такой, какая она есть без его вклада в ее основы? Очевидно, что нет. Ктулху не остался в своем Р'Льехе, проткнутый бушпритом корабля. Он растворился во всей литературе ужасов, фантастики и фентези. Он — в некроморфах Dead Space, в иллитидах D&D, в демонах Варпа из Warhammer и вообще почти в любом мрачном культе, из каждого второго фентези-романа.

Поистине, Лавкрафт — пусть не единственный, но полноправный дедушка современной фанастики.

Склоним же пред ним пыльные шлемы.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что значит древний культ по сравнению с современным???? Танцы в лесах врядли будут непереносимы на дух, если, конечно, они без убийств. А так, да, детективное расследование приводит к ужасу и вскрытию тайн......

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безусловный эталон своего жанра, который хорош абсолютно во всем.

Подача истории через записи рассказов свидетелей страшит намного сильнее, чем если бы главный герой видел это сам (как в «Дагоне»).

Обстоятельное повествование на английский манер, в котором, наконец, нет фраз типа «это невозможно было описать словами» — автор находит слова, чтобы описать и Ктулху, и циклопические пейзажи, и неземной материал, из которого сделаны фигурки Ктулху.

Неожиданный тонкий юмор. Например, нервный скульптор Уилкокс, имеющий «склонность к позерству и аффектации», подозрительно напоминает самого «раннего» Лавкрафта. Или вот это великолепное предложение:

«Лишь двое из захваченных пленников оказались вменяемыми настолько, чтобы их можно было повесить, всех же прочих разместили по различным лечебницам»

Окончание рассказа также показалось мне блестяще остроумным.

Лавкрафт как никогда убедителен — в Ктулху по ходу повествования действительно начинаешь верить, с замиранием сердца вспоминая про одиннадцать километров Марианской впадины.

Недостатки при желании найти, конечно, можно. Например, фигурка из неземного камня не исследуется учеными в секретных лабораториях, а преспокойно стоит в музее. Йохансен явно написал свою рукопись на английском не для того, чтобы не прочла жена, а для удобства главного героя (ведь иначе он мог просто использовать шифр, написав все на родном языке). А схватка Йохансена с Ктулху довольно нелепа и свидетельствует о том, что Лавкрафт не считал человеческие силы и способности такими уж ничтожными, как про него говорят (особенно на фоне его нынешних последователей и подражателей). Но для меня все это мелочи, неспособные испортить общего впечатления.

В итоге, пугает — да, заставляет задуматься — да, атмосфера — полная.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здесь уже сравнивали Лавкрафта со Стивеном Кингом, причём не в пользу Лавкрафта. Согласен. К Кингу можно относиться по-разному, но одного у него не отнимешь — умеет написать так, что станет страшно. У Лавкрафта нет такого дара. Вместо этого он использует эпитеты — ужасный, кошмарный, таинственный, чудовищный и прочее. Кому как, а мне не было страшно ни минуты. Скорее, противно.

Теперь о Ктулху. Извечный и Бессмертный Ужас Вселенной оказался не слишком крупной помесью осьминога со звероящером. И вот этот зелёный студень претендует на роль владыки мира и существовал якобы ещё до рождения Земли. Кстати, откуда известен его возраст? А ниоткуда. Конгресс историков, рассмотрев артефакт с изображением монстра, не смог связать его ни с одной известной цивилизацией и пришёл к выводу о беспредельной древности. Я не могу представить серьёзного историка, который сделал бы с ходу подобный вывод. Скорее уж возникнет мысль о новоделе.

Что касается потребности в Ктулху — она действительно существует, как минимум столетие. Здесь Лавкрафт попал в точку. Когда в душе появляется пустота, а разум засыпает, тут и рождаются чудовища. И нет им числа.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх