FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Храм»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Голосов:
773
Моя оценка:
-

подробнее

Храм

The Temple

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 107
Аннотация:

После нападения германской подводной лодки на британское грузовое судно в руках экипажа субмарины оказывается в качестве трофея вырезанная из слоновой кости голова юноши. После этого начинаются необъяснимые события, в ходе которых в живых остаётся лишь командир. Именно ему предстоит увидеть загадочный храм, который покоится на морском дне.

Примечание:

Рассказ написан летом 1920 года и впервые опубликован в сентябре 1925 года в журнале «Weird Tales». В «Храме» впервые в творчестве Лавкрафта возникает образ Древней Цивилизации, многократно превосходящей человеческую в культурном, а может быть и в технологическом плане. Этот образ прочно укоренится в творчестве автора и найдет свое лучшее воплощение в его поздних работах.


Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Безумная Луна», 1990 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.

— антологию «Sea-Cursed», 1994 г.

— журнал «Weird Tales» September 1925», 1925 г.

— журнал «Weird Tales» February 1936», 1936 г.

— антологию «Кукла-чудовище», 1993 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Hauntings and Horrors, Ten Grisly Tales», 1969 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Безумная Луна
1990 г.
Храм
1990 г.
Безумная Луна
1991 г.
Реаниматор
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Кукла-чудовище
1993 г.
Сказки бессонных ночей
1994 г.
Погребенный с фараонами
1996 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Другие боги
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Гипнос
2007 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Другие боги
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Иные боги
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Ктулху
2017 г.
Сны Ктулху
2018 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» September 1925
1925 г.
(английский)
«Weird Tales» February 1936
1936 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
Hauntings and Horrors, Ten Grisly Tales
1972 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Sea-Cursed: Thirty Terrifying Tales of the Deep
1994 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2019 г.

Про что

1917 год, Великая Война, Атлантический океан. На борт немецкой подводной лодки под командованием Карла Генриха, графа фон Альтберга-Эренштайна попадает некий изготовленный с высоким мастерством амулет...

Колбасники, боши, фрицы

Не знаю, что думал Лавкрафт про Великую Войну, но, судя по главному герою рассказа, немчуру он ненавидел аки правоверный суннит — безбожного шакала-шиита.

Бессмысленные и жестокие военные преступления? Прошу: «мы расстреляли из пулемётов спасательные шлюпки». Полное пренебрежение всей ненемецкой человеческой жизнью? Любуйтесь: «нередко я заставал его за молитвой, в которой он поминал всех мужчин, женщин и детей, в разное время отправленных нами на дно, забывая при этом, что любые действия, совершенные ради блага Германии, являются справедливыми и достойными всяческого одобрения». Чувство немецкой чести, столь принципиальное, что приводит к абсолютно безумному решению? К столу: когда подлодка, находящаяся под командованием главного героя, из-за взрыва двигателя превращается в бесполезный железный гроб, дрейфующий посреди Атлантического океана, фон Альтберг-Эренштайн остаётся в полной убеждённости, что смерть всей команды подлодки будет предпочтительнее плена, ибо капитуляция есть «поступок, противный немецкой природе».

Но при всём при этом главный герой рассказа окажется, возможно, самым интересным персонажем из числа всех, созданных Лавкрафтом. Во-первых, он именно персонаж, у него есть личность, которую можно описать словами, в отличие от почти всех остальных героев Лавкрафта, которых можно заменить картонкой с надписью «Протагонист», и сюжеты произведений ничего не потеряют. Во-вторых, личность персонажа вызывает восхищение — пусть у него и есть на счету ряд сомнительных решений, но его психологической стойкостью и уверенностью в себе можно только восхищаться. Остальные протагонисты Лавкрафта, попав в схожую ситуацию, быстро превратились бы в пищащий комок плоти, но только не бравый граф, который эти пищащие комки плоти без колебаний расстреливает.

Ибо дисциплина прежде всего.

Вердикт

Одно из лучших произведений Лавкрафта, чего уж тут рассусоливать. 9/10 как минимум.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2019 г.

Отличный рассказ. Описания Лавкрафта — его главный конек. Удачное сочетание мистики, готики, мифологии, умело переплетаемое талантливым мифотворцем двадцатого века. Нет ни одной лишней детали, символа, лишенного смысловой нагрузки. Яркое, реалистичное изображение руин цивилизации, которая продолжает свое существование под толщей мировых океанов, притягательно-пугающее.

Нельзя не отметить и главного героя, высоких человеческих качеств, смотрящего смерти в глаза без страха, принявший решение и шагнувший навстречу Тайне.

P.S. Одно из лучших произведений Г.Ф.Л. Недосказанность во многих творениях Лавкрафта повышает накал интриги, нагнетает страх до предела, и «Храм» не исключение, но так хотелось продолжения. Из «Храма» вышла бы отличная повесть) 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2019 г.

Самый первый рассказ Лавкрафта, прочитанный мной давным-давно.

Если бы не раздражающее, шаблонное и навязчивое повторение о «высшем германском духе», «прусской стойкости» и описание неправдоподобных, даже театральных, действий капитана субмарины — несомненная десятка. А так, ради конъюнктурного высмеивания тогдашнего военного противника немного подпорчено общее впечатление от замечательной истории.

А история не только о том, как затонувшая с несколькими выжившими подлодка во время дрейфа натыкается на развалины Атлантиды. Весь рассказ щедро приправлен фирменным лавкрафтовским ужасом — вот загадочная статуэтка вызывает необъяснимый страх у команды, вот тонущую лодку пугающе сопровождает стая дельфинов, посторонние звуки, таинственный свет — м-мм... Всё, как надо!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2017 г.

Отличный рассказ. Не похож на другие рассказы, где в основном главный герой потомок какого-нибудь древнего рода, увлекающийся изучением тёмной магии, и тому подобное. Рассказ держит в напряжении и интригует.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2017 г.

Тяготение — вот главенсвующий мотив всего рассказа. Повествуя о событиях вполне возможных и для нашего мира, ибо мировой океан по сей день изучено менее чем на 10 процентов, Говард Лавкрафт преподносит неимоверно атмосферный рассказ на суд читателя, обрамляя его в закрытые локации тоннелей и кулуаров подводной лодки, тем самым вызывая неотступное чуувство клаустрофобии, лишь увеличивая хандру, опаску по отношению ко всему тому, что твориться на страницах текста. А творятся вещи, повторюсь, в которые нетрудно поверить: мировая война, подводники случайно находят странный амулет, который начинает сводить с ума весь экипаж субмарины, что в конечном итоге приходит к асолютно не радостному финалу, полному непроглядной чернотой океанских глубин. Учитывая, что всё это закупорено в профессиональный, стилитически аутентичный слог Лоавкрафта, остаточные ощущения вовсе не передаваемы... Пожалуй, это даже способдно сравниться с чувствами после прочтения «Шепчящего во тьме», «Скитальца тьмы» или вовсе «Зова Ктулху».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2017 г.

Интригующе. Удивляет стойкость и мужество главного героя. А может, это тупость и наивность? Лавкрафт ярко показывает, насколько в капитане сидит ненависть к другим нациям, даже некоторые члены его команды, в его размышлениях, — не являются истинными сынами великой Германии! Так же под вопросом остается техническое оснащение и возможности субмарины, но это абсолютно не напрягает. Если уж на то пошло, главный герой и сам удивлен! Дельфины, матросы, свечение и сам город — отлично дополняют всю эту атмосферу, царящую вокруг загадочного храма, скрытого в толще подводного скального массива. Мощно! Пугающе! Безумно!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2017 г.

Рассказ «Храм» вызвал у меня весьма противоречивые впечатления.

С одной стороны — очень увлекательный сюжет, в котором Лавкрафт мастерски реализует интригу. Шаг за шагом он раскрывает перед главным героем и читателями образы и тайны Неведомого Древнего Мира, расположенного на морском дне. Он словно медленно поднимает вуаль — и так и не открывает до конца, оставляя необъятный простор для дальнейшей читательской фантазии. Глубинный мир, загадочные артефакты, странные события — превосходный материал для создания мистической атмосферы произведения. В этом плане Лавкрафт безупречен, если бы не одно «но»…

Это «но» — с другой стороны моих впечатлений. И выражается оно в персоне главного героя. Его образ нельзя назвать иначе как карикатурным, в худших традициях военной пропаганды. Но что годится для пропаганды, негоже вносить в литературу, претендующую на вечность и универсальность. Я не сомневаюсь, что такие люди существовали (хотя совсем не уверен, что с таким менталитетом можно было сделать карьеру военно-морского офицера, особенно на субмарине). Но зачем в рассказе постоянно муссировать тему прусского юнкерского сознания? Какое художественное значение это имеет? Никакого. По-моему, это только вредит восприятию.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2015 г.

Невероятный рассказ! В кои-то веки Лавкрафт ведет повествование не от лица свихнувшегося «от непостижимого ужаса» персонажа, а от холодного, расчетливого и прагматичного человека — немецкого офицера, командира подводной лодки. Несмотря на небольшой объем рассказа, этот образ выписан очень достоверно и, не побоюсь этого слова, аутентично. Лавкрафт показывает, как ведет себя крепкий ум при встрече с неведомым: он не ломается, не теряет голову, но пытается оставаться беспристрастным и найти выход из тяжелейшей ситуации. Было безумно интересно почитать новую ипостась Мастера, в которой он рассказывает историю с «другой стороны баррикад», ведь обычно автор показывает противоборство прагматизма и мистики, симпатизируя последней, а здесь в рассуждениях героя превалирует как раз прагматизм. Несмотря на жесткость, немецкий офицер вызывает симпатию и, конечно, уважение, пытаясь сохранить дух и самообладание в ужаснейшей ситуации безысходной изоляции и сверхъестественности происходящих событий.

К сожалению, не увидел как таковой серьезной проработки окружения — и в частности, интерьера подлодки и прочих атрибутов военного антуража, — виной всему краткость рассказа, да и не в описании окружения была цель Лавкрафта. А цель она всегда одна: показать беспомощность человека перед силами, неподвластными его действиям, и продемонстрировать ужас неведомого. В этом рассказе автор справился замечательно; постепенно, шаг за шагом события развиваются, и картинка сюжета полностью отливается перед глазами в законченную форму. Правда, хотелось бы более внятной концовки, но и недосказанность оставляет своеобразное послевкусие — приходится самому фантазировать, что случилось героем — окажется ли он сумасшедшим или прикоснется к непознанному — тому, во что он никогда не верил. Не факт, что концовка автора получилась бы более удачной, чем такой вот открытый финал.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2014 г.

Практически чистейшая готика, погружение в ужасающей красоты сказку, параллели избранного народа Германии и Атлантиды, бездыханные создания и уходящий свет.. Это целая поэзия. Читаешь с пониманием, что до конца, до самого демонического храма, дойдет лишь самый худший из героев, что умрут те, кто обладал не «прусским рассудком и здравым смыслом», но люди, еще не растерявшие человечности. И как будто смерть их будет спасением от худшей участи.

Комментарий говорит, что это единственное произведение Лавкрафта с сатирой на немецких военных. Не нашла сатиры и иронии, но сближение германского мифа с мифом об Атлантиде и лавкрафтовых мифологией. И это превращает новеллку в готическую в кубе с этими слоями художественных домыслов, дополняющих друг друга. Здесь четко видна эволюция жанра, когда все «темные силы» приходят в единый храм на дне океана. Бездна ужаса в глубинах, лишенных света и воздуха. Тьма рождает здесь жизнь, которой это и не нужно, хаос производит свой свет и дышит иначе, хоть и использует тела дышащих воздухом созданий. Поражает эта иная живучесть поглощенных темным началом существ, живучесть и многочисленность (как в случае с дельфинами).

Один из немногих произведений Лавкрафта, где наконец-то умело используется недосказанность. Излишняя документированность и концовки с объяснениями в других рассказах часто портили впечатление. Но здесь ужас остается довлеть над сознанием и не отпускает до конца.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2014 г.

Рассказ полностью состоящий из знаков вопроса. Ни на один вопрос автор ответа не дал. Ни одну тайну не раскрыл. Даже закрадывается мысль, что не было там ничего — а храм, дельфины и прочее лишь плод галюцинаций, возникших под влиянием кислородного голодания и паники.

Рассказ, конечно, оригинален своим замыслом. Но что-то вот ему не хватает. Изюминки какой-то, шокирующей развязки или раскрытия тайны. А так он получился пресным каким-то.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2013 г.

Это действительно редкий случай, когда рассказ имеет довольно удобоваримый сюжет, героев, и главное, саму идею — идею показать безысходность ситуации, неизбежность конца, а так же пробудить в читателе чувство маниакального любопытства, сотворить уникальную интригу и сеттинг, в котором эта интрига способна развернуться в полный рост.

По сюжету все происходит в довольно замкнутом пространстве — в подводной лодке. Экипаж сталкивается с трупом, которого прибило к корме, в наличии у которого имеется очень диковинная вещь — толи статуэтка, толи безделушка — представляющая собой голову юноши, вырезанную из слоновой кости. И с этого момента начинают происходить странности. Петля понемногу стягивается, злой рок начинает хозяйничать внутри субмарины, а экипаж начинает редеть, и в итоге в живых остается только один капитан. Это довольно сильная и упертая личность. Этот человек привык рассуждать слишком здраво. Он, имея немецкую выучку, а так же намеки расовых предрассудков в характере, каким-то образом не поддается этой демонической силе, что явно говорит о его силе характера и личных качествах настоящего стоика. Но так или иначе даже он останется обреченным на смерть в сложившихся обстоятельствах, выжить в которых довольно сложно.

И в принципе на этом сюжет можно заканчивать. Ведь то, что уже получилось, можно назвать неплохой новеллой с отличной атмосферой и хорошо продуманным сюжетом. Атмосфера постепенно сгущается, саспенс постепенно нагнетается, интрига неумолимо приближается к своей разгадке. Но...Это был бы не Лавкрафт, если бы не смог не дописать самое главное — Храм. Это олицетворение всего самого загадочного, что могло бы существовать. Это вариация представления загадочности и гротескности одновременно. Лавкрафт пытается описать древнюю цивилизацию, древний город, который лежит в руинах на морском дне. И несомненно, даже на читателя не сможет не подействовать этот магнетизм и дичайшее любопытство, когда автор предлагает прикоснуться к древним знаниям, к истории древнего мира. Тут можно много рассуждать на тему Атлантиды и т. д. Главное, что в таком, можно сказать, коротеньком рассказе уместилось столько мистики и загадочности, столько сочной и гротескной атмосферы.

Именно своей кульминацией произведение оставляет за собой очень глубокий след в памяти читателя. Ведь четкий ответ на вопрос — из-за чего все это произошло? — не был дан. Но была дана картинка, которую может дорисовать в своем воображении каждый, кто дочитал до конца. Была дана надежда на то, что главный герой все таки доберется до истины, пусть уже и за кулисами. И получается, что интрига продолжает жить. Мы никогда не узнаем, о каком ужасе говорили участники экипажа, говоря о нем, обращаясь к нему как какому-то злому божеству. Мы никогда не узнаем, что скрывалось за той дверью, и что именно было источником того самого свечения. Мы никогда не поймем до конца поведение дельфинов, преследовавших субмарину. И очень много, много «мы никогда..». Но в этом и смысл. Ведь именно Лавкрафт — это один из редких писателей, рассказы которого не оканчиваются после прочтения последнего слова и переворота последней страницы.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2012 г.

Лавкрафту неизменно удается малая форма — именно в ней он король и бог. Атмосфера безысходности и движения к концу, к ужасу и мраку пронизывает весь рассказ, а повествование от лица материалистически упертого «фрица» еще больше подчеркивает ее. Сама идея не нова для Лавкрафта, появляясь, так или иначе, в большинстве его рассказов, так же, как и замкнутое пространство, под которым здесь выступает тесная подводная лодка, но это совершенно не портит впечатления, а просто является элементом того стиля, который и сделал автора знаменитым.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2011 г.

Ах, какой роскошный рассказ! Тайна, мистика — все в нем присутствует. Но — сама атмосфера солдафонского, угнетенного пропагандой сознания капитана корабля! Все люди кругом живые, которые могут бояться, плакать, сходить с ума. Капитан же как робот. Когда в конце у него просыпается хотя бы одно человеческое свойство — любопытство, я испытала облегчение: нет, он свой, он человек, он не странная зомбированная кукла, просто заблудший человек. Наверное, для меня этим ценнен рассказ — своей атмосферой, как исторической, так и эмоциональной. А тайна, мистика — хоть и приятное, но все же дополнение, не суть. :glasses:

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2011 г.

«Храм» входит в число моих самых любимых творений Лавкрафта. Читая его, я смаковал каждое слово, страницу за страницей. Многогранный писатель предстал перед нами в новом прекрасном свете, создав одного из самых запоминающихся главных героев, капитана немецкой подводной лодки — Карла Генриха. Читая новеллу я был в лёгком шоке. То, как Лавкрафту — американцу по происхождению, удалось создать и детально описать образ настоящего до мозга костей немца, просто выше всяких похвал. Я верил в реальность происходящего на протяжении всего произведения и смог перевести дух только когда закончил чтение. Такого гротескного ужаса до прочтения «Храма» я не испытывал ни разу в жизни. Автор потряс меня до глубины души. Чувство было такое, будто на меня молот обрушился. Ещё нигде мне не доводилось читать хоть сколько-нибудь похожее описание безвыходности, которое стало бы сопоставимым тому, что почувствовал на собственной шкуре весь экипаж подводной лодки. И с точки зрения мистики и с точки зрения психологии, к рассказу не может быть ни малейших нареканий. Настолько...натурально, я бы сказал, написано произведение. Ощущение такое, что «Храм» — это не очередное беллетристическое творение, а кем-то написанный дневник происходивших на самом деле событий. Автору удалось донельзя удачно, что называется, размыть границы реального и сверхъестественного. Потому эффект читательского присутствия вышел столь явным и правдивым. Никогда не забуду апогей рассказа, когда главный герой остался наедине со своим свихнувшимся помощником, ну и саму концовку, разумеется. Данное произведения является полновесным началом дальнейших повествований Лавкрафта о загадочной Древней Цивилизации в своих более зрелых творениях, например, таких как «Зов Ктулху».

Мне хотелось бы также заострить внимание на двух вещах: антрацитной, совершенно непроницаемой тьме и ограниченном пространстве. Те люди, которые страдают данными фобиями, могут очень тяжело воспринять эту новеллу. Поэтому им самим остаётся решать, стоит ли знакомиться с сей работой автора или нет. Для всех же остальных «Храм» послужит образчиком выдающейся мистической литературы, которую, безусловно необходимо прочитать хотя бы один раз.

Последнее, чем хотелось бы поделиться, это одно интересное наблюдение. Как мне кажется, создатели фильма «Глубина», вышедшего в 2002 году, были частично вдохновлены рассказом «Храм». Очень уж похож фильм своей атмосферой и местом действия с новеллой Ловкрафта. Но только этим. Ни о каком плагиате и речи быть не может. «Глубина»- это вполне самостоятельное и независимое произведение кинематографа.

Поставил рассказу оценку 10, но будь шкала больше, к примеру от одного до 100, я бы выставил самый максимальный балл.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2011 г.

Наслаждался!

Замечательный рассказ!

Наконец-то разнообразие, наконец-то в море, да еще и немецкая подводная лодка времен Первой Мировой.

Я просто не могу собраться с мыслями, меня так поразил рассказ!:)

Место действия — подводная лодка, дополнительно создает атмосферу безысходности, апатии, клаустрофобии в конце концов. Хотя здесь есть и стандартные мертвецы, загадочные статуэтки, остатки подводной цивилизации, голоса, сводящие команду с ума. Безумно атмосферная вещь дополняется образом капитана корабля — фанатично преданного стране и происхождению, уверенного, волевого руководителя, готового даже убивать, членов команды, если это вдруг потребуется. Он хладнокровен в безвыходной ситуации, до конца не верит в происходящее, списывая все на галлюцинации.

Концовка предсказуема и от этого выглядит еще ужасней.

Очень и очень рекомендую прочитать!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх