FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Безымянный город»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Голосов:
1083
Моя оценка:
-

подробнее

Безымянный город

The Nameless City

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 129
Аннотация:

Среди пустыни исследователь находит руины легендарного Безымянного города и спускается в подземный храм, посвященный древней расе рептилий.

Входит в:

— журнал «Weird Tales» November 1938», 1938 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «The Lurking Fear and Other Stories», 1947 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Everyman's Book of Classic Horror Stories», 1974 г.

— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— антологию «Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды», 2015 г.


Похожие произведения:

 

 


Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Тень из безвременья
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Хребты безумия
2006 г.
Болото луны
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
За гранью времен
2010 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
За гранью времен
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Ктулху
2017 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Криптософия
2019 г.
Цвет из иных миров
2020 г.
Зов Ктулху
2020 г.

Периодика:

«Weird Tales» November 1938
1938 г.
(английский)

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.
Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1947 г.
(английский)
Cry Horror!
1958 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Doom That Came to Sarnath
1971 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1973 г.
(английский)
The Hell of Mirrors
1974 г.
(английский)
Everyman's Book of Classic Horror Stories
1976 г.
(английский)
Anthologie de la littérature de science-fiction
1981 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
L'abomination de Dunwich
1997 г.
(французский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Tales
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферный рассказ.

Постепенное нагнетание ужаса, ощущаемого одиноким странником при обнаружении занесенных песком останков древнего города. Любопытство толкает на исследование развалин храмов, имеющих странно низкие потолки. Разгадка становится очевидной после обнаружения саркофагов, но мозг человека всячески отвергает такую истину, и тогда не выдерживает психика...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Аравийские пески, руины безликого безымянного города, смерч как отголосок былых времен и останки великой некогда расы рептилий... Лавкрафт, не изменяя себе, повествует о давно ушедших временах и тысячелетиях, будто бы населяя и одухотворяя наши самые потаенные ночные кошмары.

В целом рассказ воспринимается как эпиграф, вступление к чему-то масштабному и эпическому. Ожидаешь, что сейчас вот будет нечто грандиозное... Но это по сути и цель автора, возбудить интерес и прервать повествование, оставив множество вопросов.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, вот мы наконец и попали на родину безумного араба Абдулы Альхазреда — в аравийские пустыни! А то всё Аркхем да изредка замки старой Англии. Не менее безумный искатель приключений натыкается на развалины в песках и находит под ними то, о чём писал автор «Некрономикона». «Чему не страшен тлен, то не мертво».

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Атмосфера таинственности передана безошибочно. Повествование очень яркое, без особого труда представляешь руины Безымянного города.

И пусть многие считают главного героя ненормальным, раз он сунулся туда, куда лезть ему не следовало, но если бы не любопытство героев книг, многих произведений могло бы и не быть. Только любопытство и жажда приключений толкает людей на самые необдуманные поступки.

Из этого рассказа могла бы получиться увлекательная мистико-приключенческая повесть (удался бы Лавкрафту роман, не знаю).

«Безымянный город» много лучше некоторых его произведений.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герой рассказа в одиночку отправляется раскапывать город о котором ничего не известно, и имеет при этом в своём распоряжении только лопату. Безумству храбрых поём мы песню! При чём не один раз за этот рассказ. Автор вообще-то имел хоть какое-то понятие о раскопках?! Дальше больше. Герой находит некий проход из которого раз в день дуют и раз в день втягиваются некие воздушные потоки и в одиночку лезет туда даже не подумов о безопасном времени и какой-либо страховке. На половине спуска у дурака гаснет факел. Ну ладно, допустим слишком увлёкся. Любой нормальный человек вернётся и обзаведётся, и в следующий раз захватит их побольше. Но герой тупо лезет дальше в кромешной тьме. Да уж много он там наисследует! Потом находит ещё одну лестницу от которой исходит непонятное свечение. Наконец соображения героя хватает на то, что бы решить туда он не пойдёт. И что же. Он тут же ложиться рядом с этой лестницей отдыхать. Ага. Это всё равно, что сказать: «вот те руины странно светятся по начам, возможно радиация. Я туда не пойду, я... в метре от них заночую». О воздушных потоках и лимите безопасного времени он вообще не думает. Да герой же клинический идиот. Ему даже не очень сочувствуешь. Финал закономерен.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Безымянный город», как я понимаю, один из самых ранних рассказов в структуре «Мифов Ктулху» («моложе» только «Дагон»). Хотя, как мне кажется, его причисление к Мифам основано только на упоминании того же Сарната, да на общей фирменной атмосфере Мифов. Для меня же это в первую очередь рассказ о «малом народце», который тут, у Лавкрафта, приобретает весьма интересный, оригинальный вид. Вот так вот и «малый народец» оказался вовлечён в «Мифы Ктулху». Хотя, может быть, эти «рептилии» имеют корни в древней Валузии, придуманной Говардом и как минимум однажды (в «Тени из безвременья») уже присоединенной к Мифам – однако, в тексте намёков на это нет. Кстати, я когда читал постоянно вспоминал Роберта Говарда – по-моему, этот рассказ вполне подошёл бы и ему (правда ведь?), тем более, что тема «маленького народа» у него встречается чаще. Ну, это так, отвлечённые мысли… Вообще, очень неплохой рассказ – достаточно атмосферный, с узнаваемым авторским пафосом, который тут добавляет некоторой жути, да ещё не совсем характерная для Лавкрафта тема «маленького народца», так интересно обыгранная придаёт своеобразия. А ещё тут угадываются многие моменты, которые автор позже, как мне кажется, развил гораздо сильнее, эдакие «похожести» можно уловить. Тут и древние развалины со «странными пропорциями», и подземелья (вы заметили, что зло у Лавкрафта чаще всего приходят из недр земных? – а порывы ветра напомнили мне «Тень из безвременья», я даже ожидал появления полипов!), и бессмертие (опять же, многие «монстры» Лавкрафта оказываются бессмертными – и глубоководные, и Старцы, и Великая Раса, и т.д.), с этим же связана древность всего этого зла. Подземный мир чем-то напомнил повесть «Курган» – мне даже кажется, что из этого рассказа оная повесть и выросла позже, меня странным образом в этом убедил призрачный вид существ в конце…

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как самостоятельное произведение «Безымянный город» ужасен: сюжет стандартный для произведений Лавкрафта, атмосфера ужаса чуть выше, чем никакая, а финала как такового нет. НО!

1) «Безымянный город» вносит большой вклад в Мифы: Некрономикон и его автора Абдула Аль-Хазреда, сам Безымянный город, древняя раса рептилий.

2) Этот рассказ был написан по мотивам сновидения (Атмосфера Цикла Снов != Атмосфера Мифов Ктулху), а Лавкрафт «разрушил (лучше сказать, основательно переделал) заключительную часть».

Объективная оценка: 3

Субъективная оценка: 9

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для рассказа характерны основные методы, которые Лавкрафт использует и в других своих произведениях. Повествование ведется от лица одинокого исследователя, который ищет славы. Как всегда все происходит в архидревнем храме архидиевней цивилизации. Как всегда, очень любопытно, пугающе и, практически необъяснимо. Но в этом, судя по всему и состоит фишка автора. Стоит и вправду учесть годы написания, потому как на то время, это было новым словом в литературе. Сейчас, конечно, удивить чем-то подобным сложно.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про что: практически про то же самое, что и написанные позднее «Хребты Безумия», только вместо антарктических снегов аравийские пески.

Как написано: намного короче, чем «Хребты Безумия», и сильно хуже, чем «Хребты Безумия», плюс финал бестолковый. Слабый Лавкрафт. 4/10.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всем неподдельном и абсолютно искреннем почтении к мистеру Лавкрафту, замечу, что данный рассказ пригоден исключительно для того, чтобы прочесть его однажды из чистого любопытства и более не возвращаться к нему без особой необходимости...

Потому как перед нами отрывок без начала и без конца, состоящий из самого насыщенного общими местами концентрата всего того, что присуще творчеству самого Лавкрафта и любого лавкрафтианца. Эти общие места здесь друг на друге сидят и друг другом погоняют, вызывая нечто вроде раздражения. Возможно, в 1921 году это было и впрямь чем-то оригинальным, но теперь надо очень сильно напрягать воображение и убеждать себя самого в необходимости взять и ни с того ни с сего испугаться, читая чрезмерно напыщенные и малосодержательные описания странствий непонятного путешественника по неведомому городу, построенному допотопными рептилоидами...

То, что повествование ведется от первого лица, лишает утешения в виде того поворота сюжета, что означенные рептилоиды по крайней мере захавают занудного странника, чтобы неповадно ему было утомлять нас бесконечными описаниями пыльных коридоров и настенных росписей...

Возможно, реально напугать этим рассказом можно, если начать зачитывать его вслух домочадцам без предупреждения, но и тут испуг будет вызван не столько содержанием произведения, сколько беспокойством за душевное состояние декламатора...

В общем, покидаю бесплодную пустыню «Безымянного города» и отправляюсь в полные ядовитых испарений и настоящих ужасов джунгли других произведений великого творца ночных кошмаров...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно до конца понять, как Лавкрафт относится к религии, но данный рассказ претендует на авторскую интерпретацию Апокалипсиса и объяснение трагедии исчезновения Смерти. Вместе с со Смертью у него погибнет и Вечность, которую он воплотил в потусторонней бездне прошлого. Лавкрафт связал смерть с вечностью, а вечность завязал тесными узами со временем. Тут возникает только один вопрос: считать ли умерших телесно, но существующих в виде темных воющих духов живущими в вечности? Все-таки они так или иначе проявляют себя во временном мире. Границы времени и вечности тут расплываются вместе с отходом от настоящего в прошлое, которое, врезавшись в память, обретает свою вечность.

Иллюзия бессмертия — извечная тема мистических историй — здесь приобретает вполне себе сходящийся с христианским пониманием посыл о том, что вместе со смертью погибает и вечность. Бессмертный на нее не претендует. Не претендует даже на свое бренное тело. Не знаю, соотносить ли такой фактически готический материал с мифологией Лавкрафта или его сомнамбулическими мирами? Вряд ли. Если, конечно, все существа из неведомых безд, включающих, помимо земных недр, космос и сны, не есть по сути жители лавкрафтовых «небес», образующих свой собственный пантеон на границе безвременья.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оценивая этот рассказ, безусловно, стоит помнить, когда он был написан. В противном случае ожидания будут завышены, а само произведение не покажется захватывающим и пугающим. Сюжет прост, но ставка делается и не на него. Акценты здесь расставлены на другие составляющие, а именно — на атмосферу и настроение. Рассказ пугает не собственно событиями или лицами, нет, он пугает атмосферой, которую автор умело нагнетает и подчеркиевает весьма колоритными эпитетами, мыслями и рассуждениями героя, описание местности. Читатель словно идет следом за героем вниз по ступеням и видит то же, что видит он, чувствует порывы промозглого ветра, слышит его вой в темном подземном коридоре, ощущает тяжесть и давление камня вокруг себя.

Неведомое пугает пуще монстров. Неизвестность, притаившаяся во тьме, ожидание страха — вот истинный ужас, способный парализовать человека. В этом рассказе ставка сделана на ощущения, восприятия, ожидания героя, его размышления. Его пугает не столько кромешная тьма или увиденные мумифицированные останки рептилий, его пугают его собственные мысли по этому поводу, полет фантазии, домыслы. Однако, у меня не возникло никаких эмоций по отношению к ерою — ни сочувствия, ни сопереживания, ни даже интереса. В первую, во вторую и во все последующие очереди меня захватила атмосфера.

Сюжетно рассказ словно вырван из некоего большего контекста: начало смазано, финал оборван. Это словно зарисовка на тему Безымянного города, затерянного в пустыне, или же веха в путешествии героя. Недосказанность, таинственность, налет мистики — все эти черты, столь характерные для прозы Лавкрафта, тонкими умелыми штрихами легли на холст. Он удивительно умеет передать атмосферу ужаса и темного, липкого страха, охватывающего его героев. Несколькими словами, легкими щ=штрихами плетет он паутину своих текстов, которая незаметно затягвает читателя.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле довольно атмосферное произведение, пугающее, наверное, не монстрами и скримерами, а гнетущим окружением. Сам ужас кроется в глубине образов, в истории, в древности, когда на описываемых локациях еще бродила жизнь. Чувствуется какая-то глобальность — сквозь время, сквозь пространство до главного героя протянулась эта нить мистики и завороженности.

Сюжет довольно прост и прозрачен. Исследователь находит глубоко в пустыне город, очень странный и зловещий. Это безымянный город. И самое главное, наверняка не действия главного героя, а история этого города, раскрывающая именно за счет этих самих действий. Но ужас, завороженность, мистика нагнетается именно за счет рассуждений и мыслей персонажа. Тьма и мрак, выступающие в качестве связующей силы, помогающие окунуться в этот омут с головой, присутствуют неспроста. Поэтому перед нами наиболее удачное произведение Лавкрафта, проливающее свет на древние времена, на вселенную, которая, как мозаика, складывается в голове любого поклонника серии.

Упоминается, как многие могут заметить, давно всем известный и загадочный персонаж, личность которого связывает этот рассказ со множеством других, как из мира снов, так и из вселенной о мифах Ктулху. Это безумный араб Абдул Альхазред. Именно он был автором того самого запретного чтива, на страницах которого содержатся описания событий, а возможно и описания самих монстров, которых мы могли видеть во многих сильных и откровенных произведениях автора. И данный рассказ вкупе всего сказанного, выступает неким приквелом к Некрономикому, его истоком, его вдохновением. Ведь именно из этого города Абдул черпал его, именно в нем жил, а после себя оставил еще и лампу, которая так же была найдена. Но это уже другая история.

И эти переплетения все возможных судеб и событий можно видеть и упоминать великое множество. Но необходимо остановиться и сказать одну простую истину: в этом произведении совмещаются сразу несколько направлений сеттинга Лавкрафта (мир снов, вселенная мифов Ктулху) именно потому, что они имеют единый фундамент, единый источник, о котором и ведется речь в данном рассказе. Читать определенно стоит, ведь тут столько ключевой информации.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Время идет и часть рассказов Лавкрафта (к сожалению, весьма существенная) уже не выглядят такими эффектными, как раньше. Еще пару десятилетий назад, когда в нашей стране только начинали издавать автора, его рассказ «Безымянный город» казался вполне достойным и действительно вызывал соответствующие эмоции. Сегодня же, читая его, ничего, кроме грусти о прошедшем времени, не испытываешь: постоянные беспомощные убеждения читателя «что это страшно» (используя одни и те же набившие оскомину эпитеты «чудовищный», «ужасный», «вечный» и иже с ними), простенький, если не сказать примитивный сюжет о путешествиии героя по длинному подземному ходу, наконец совершенно непонятный, странствующий не понятно с какой целью и почему-то в одиночку по пустыне герой..

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Безымянный город» навсегда останется одним из немногих произведений Говарда Филлипса, оставившим самые противоречивые и неоднозначные оценки. С одной стороны, немного неоконченное, недописанное и как следует не проработанное творение, а с другой, блестяще написанная и великолепно передающая атмосферу жемчужина мистической литературы. Читая рассказ, ты понимаешь, что всё взвешено, отмерено, разделено...

Дамы и господа, ведь мы, в большинстве своём, оцениваем данное литературное творение с позиции нашего времени. Опираясь или бессознательно ориентируясь на множество уже написанных работ в жанрах мистика и хоррор. Естественно может возникнуть ощущение, что чего-то у автора не хватает и где-то ожидаешь чего-то несоизмеримо большего, чем предоставляет на обозрение Лавкрафт. Но..., посудите сами, «Безымянный город» написан в 1921(!) году. Без малого, почти век назад! Уже тогда Говард создавал произведения, равных которым в наше время раз-два и обчёлся. Позволю себе высказать отчасти крамольную мысль: на мой скромный взгляд, самой роскошной прозой является та, которую писал Лавкрафт. С ней ничему и никогда не сравниться. В произведениях жанра мистика и, в особенности, хоррор, важны не столько проработанные до мелочей образы главных героев или же красивые сравнения. Всё это второстепенно, а главенствующим являются сама история, рассказанная в произведении, изящное и точное описание ужасов, с которыми столкнутся герои, сама всепоглощающая атмосфера гротескного кошмара, в который проваливаешься с головой и, разумеется, размытие граней реальности и иллюзорного мира, сосуществующих параллельно друг с другом и порой пересекающихся, погружающих в невообразимый омут ужаса, кошмара и безнадёги. Именно эти неотъемлемые детали жанра наиболее ярко проиллюстрированы на страницах рассказа, который можно по праву назвать одним из ключевых в творчестве писателя.

«Безымянный город» является стоящим рассказом ещё и благодаря одному из самых важных символов творчества Лавкрафта. Великий и ужасный Некрономикон, предстаёт перед нами непросто как досужее упоминание, но как неотъемлемый атрибут во вселенной, созданной простым гением из Провиденса.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх