FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Праздник»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Голосов:
809
Моя оценка:
-

подробнее

Праздник

The Festival

Другие названия: Фестиваль; Празднество; Зов предков

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 113
Аннотация:

Маленький рыбацкий городок, затерянный на морском побережье. Туда, подчиняясь зову предков, прибывает молодой человек на праздник Рождества. Праздник, который на самом деле гораздо старше Вифлеема и Вавилона, который уходит корнями в доисторическую эпоху. Праздник, который в этом городке знают как Юлтайд – запрещённый праздник языческих божеств.

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Фата-Моргана 6», 1993 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— журнал «Weird Tales» January 1925», 1925 г.

— журнал «Weird Tales» October 1933», 1933 г.

— журнал «Супер Триллер №36 (123)», 2006 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «The Satanists», 1969 г.

— антологию «Christmas Spirits», 1983 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Переводной рассказ (США, 1925)

Похожие произведения:

 

 


Реаниматор
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Фата — Моргана 6
1993 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Тень из безвременья
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Хребты безумия
2006 г.
Болото луны
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
За гранью времен
2010 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Некрономикон
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
За гранью времен
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №36 (123), 2006
2006 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» January 1925
1925 г.
(английский)
«Weird Tales» October 1933
1933 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Satanists
1969 г.
(английский)
The Satanists
1970 г.
(английский)
The Doom That Came to Sarnath
1971 г.
(английский)
The Satanists
1971 г.
(английский)
The Satanists
1972 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Christmas Spirits
1983 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
2001 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2011 г.

Лавкрафта можно любить и ненавидеть, восхищаться и презирать, возносить на самые мыслимые и немыслимые вершины или же бессердечно называть псевдо — писателем. Но, кто бы что ни говорил, почти каждого в той или иной степени затронули произведения гранд-мастера мировой мистической литературы. Неважно, какой они оставили след в вашей душе, куда важнее сам факт того, что они смогли как-то всколыхнуть вас. На такое способны немногие беллетристы и уже одно то, что Говарду Филлипсу Лавкрафту удалось дотронуться до сердец многих читателей, красноречиво говорит, что автор является не псевдо-писателем, а самым настоящим пионером экзистенциального хоррора. Более того, этому скромному человеку из Провиденса удалось создать не просто свою мифологию и литературную вселенную, а сподвигнуть будущее поколение к пополнению и дальнейшему развитию Мифов Ктулху, ставшими знаменитыми на весь мир.

«Праздник» внёс свою лепту в развитие жанра мистики. Прежде всего тем, что в какой-то степени популяризировал внесение различными современными авторами в свои произведения описания всяких оккультных сект и орденов, странных, пугающих мест, в которых проводились те или иные ритуалы. А также чувство страха любого человека, который впервые увидел все эти ужасы воочию и его реакцию на происходящее. По этим параметрам можно смело констатировать: «Праздник» весьма удачное произведение, оставляющее эффект лёгкой дымки, ведь вроде бы всё происходящее реальным было, а с другой стороны, не является ли оно воплощение собственных заблуждений, сказать с полной уверенностью, не представляется возможным.

Ещё хотелось бы заслуженно выделить атмосферу рассказа: она поистине бесподобна. Складывается ощущение, что Лавкрафт на собственной коже ощущал всё то, что впоследствии легло в основу рассказа. Настолько тонко и выверено удалось передать эмоции главного героя, а также его чувство восприятия окружающей реальности.

Вывод — «Праздник» стоит того, чтобы прочитать его хотя бы однажды.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2015 г.

Занятно, весьма и весьма занятно...

То обстоятельство, что сперва я помогал накрывать на новогодний стол, был поглощен тем, как правильно расположить на нем мандарины и закуски, решал, какое вино лучше подойдет к заливной рыбе...

Вкупе с тем, что скоро я сяду за этот праздничный стол, буду произносить тосты, шутить и улыбаться, верить в наступление чуда, желать всяческих чудесных и приятных событий и свершений окружающим...

И в промежутке между суетой накануне радостных мгновений и самими этими мгновениями я почему-то пишу отзыв на мрачный и полный безысходности рассказ, который называется «Праздник», но на деле посвящен смерти и тлену...

Тлену и разложению, сквозь которые пробивается новая чудовищная жизнь, не-жизнь и не-смерть одновременно. Прокладываются под поверхностью почвы бесконечные ходы, с обитателями которых лучше не встречаться даже в воображении. Рожденные ползать научаются ходить. Ходить ради того, чтобы придти за вами. Придти за всеми, кто приоткрыл свою душу для того, чтобы туда вошло, вползло, влетело нетопырем, внедрилось ждущее прихода своего праздника Зло...

Странно, но почему-то мне кажется, что пушки и снаряды, речи и постановления не в силах противостоять этому злу. А бенгальские огни и конфетти, мандарины и эскимо на палочке могут. Поэтому давайте же улыбаться и дарить улыбки другим, давайте отмечать наш Праздник, а Зло пусть ковыряется в остывших углях навеки преданных забвению жертвенников и капищ, тщетно ожидая победы тлена над жизнью...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2014 г.

Одна из вариаций традиционных рождественских ужастиков с хэппи-эндом, которые готовят под Рождество. Не знаю, была ли публикация связана с праздником Рождества, но если бы существовал сериал или блог лавкрафтовской мифологии (я подразумеваю времена, когда это все было бы еще свежо, но имело похожие реалии), то выпуск под Рождество был бы именно таким.

Не стоит жаловаться на недосказанность — здесь сказано все, ибо задействованы образы традиционного английского фольклора и типичные святочные гадания. Не знаю, дошло ли до славян поверье, что в Рождество не нужно приближаться к церквям во избежание увидеть двойника того, кто в этом году умрет (часто видела эти упоминания, но изначально это английское верование). А дело в том, что языческие празднования привязывались к зимнему солнцестоянию, которое христианская церковь заменила праздником Рождества. А все солнцестояния были праздниками возрождения и жертвоприношений. В канун Рождества люди оставляли дома еду, а сами выходили на гуляния, чтобы воскресший духи мертвых позаимствовали дом и поели. То же самое творилось и в церквях — это уже христианизировавшаяся традиция. Мертвые посещают пустые церкви, причем среди них встречаются двойники живых, жаждущие забрать живых с той же внешностью в царство мертвых.

Все эти разглагольствования можно считать спойлером к происходящему. Поэтому скорей всего главный герой под маской мертвеца увидел самого себя. А женщина с веретеном — еще одна героиня фольклора, Берта. Ее образ связан с покровительством умерших некрещеными детей и выходом в Рождество проверять порядок в домах.

По этому рассказу можно проследить всю лавкрафтовскую мишуру, отбросив традиционное. Остались: подземные лабиринты, угроза из водной стихии, стрёмные книги типа Некрономикона, герой с древней родословной, дом колониального периода с ромбовидными окнами, хэппи-энд.

Забавно.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2013 г.

Немного жадный рассказ. Жадный в том плане, что автор пожалел откровения в этом произведении. То, как все началось, и то как должно было все закончиться, так же мотивы и цели всех этих людей, собравшихся провести некий, опять же непонятный ритуал, не должно волновать читателя, ибо цель этого рассказа заворожить самим процессом и подачей сюжета. Не важны цели, важно исполнение.

Но исполнение довольно скупое. Обычно в таких случаях говорят, что фантазия читателя должна работать не меньше, чем потратил на это силы сам писатель, и тогда все для вас будет на своих местах: и странный старик с добрым лицом — маской, и подземелья под церковью, и сам ритуал, который свершился, но уже без нашего участия. Мы сами можем додумать, как он закончился и чем, и что же было под маской, что так напугало главного героя. Это все в наших руках.

Но то, что писатель сваливает на плечи читателя такую непростую ношу не всегда оказывается правильным решением. Это следует делать тогда, когда у произведения уже есть достаточная канва, когда произведение настолько может подготовить читателя, впустить его сознание в описываемый мир или ситуацию, насколько он в последующем сможет сориентироваться и поймать эту незримую связь, когда тебе самому интересно додумать историю, которая и так тебя завораживает своей загадочностью. И в данном случае, к сожалению, такой почвы нет. Это короткое произведение просто не успевает навязать хоть какую-то интригу. Поэтому ответственность должна была быть именно на писателе, который в свою очередь должен был бы открыть нам любую завесу тайны, что и стало бы решающим плюсом в сторону читабельности данной работы. Но этого не произошло.

Это не плохая работа, с блестящей идеей, но почему-то Лавкрафт хотел, чтобы мы сами сотворили себе ужас, и сами испугались собственных мыслей, а не того, что описано в тексте.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2012 г.

Рассказ из числа тех, что у Лавкрафта не кажутся ни страшными, ни напряжёнными. Эта вещица столь мала, что не вместила грандиозную на первый взгляд идею, у которой были все предпосылки стать блестящей. Само появление в тексте фраз «ритуал», «древний ритуал» должно было задать рассказу нужный темп (с этим, слава Богу, они справились), однако до напряжённости дело не дошло. Там, где герой начинает своими переживаниями направлять читателя на тропу саспенса, эмоции выглядят наигранными. Умиротворённая деревенька, в которую приезжает герой, чтобы присоединиться к родственникам для свершения некоего семейного ритуала, создаёт ауру рождественской сказки, и поползновения автора сделать рассказ мрачным сглаживаются. Мрачность присутствует в уполовиненном виде, так сказать. То, что нужно принимать за угрозу, выглядит жалко: и старики в доме, куда впустили героя, и их быт, вкратце представленный автором в ожидании героем ритуала. Последующий поход в церковь и ПОД неё ещё как-то удерживает рассказ на уровне неплохих напряжённых вещей, но словно обрубленная концовка всё портит. Не выяснены ни причины, ни последствия приезда героя на этот семейный ритуал, и якобы жуткие подробности, открывшиеся ему под церковью, никакой жути не вызывают – по той причине, что читателю не описаны. Есть намёк, но такой слабый, что им даже голову не забьёшь, фантазии опереться не на что.

+6

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2009 г.

Рассказ не впечатлил совершенно, ибо порождает вопросов больше, чем ответов... главный герой ехал на этот праздник, поэтому наверно должен быть в курсе, что там не хороводы водить собираются. Его искренний ужас и бегство с праздника лично мне не понятны. Также неясно, кто они, чего хотели т.д. В общем я не первый на этой странице напишу, что рассказ мутный...

Рассказов Лавкрафта прочитал не много, но уже можно вывести общие моменты у всех:

1. неописуемый ужас, который действительно не описан и оттого не страшно;

2. обязательное наличие страшных книг, противных человечеству — Некрономикон — это уже бренд Лавкрафта...

3. ну и наконец финал — «шел, подскользнулся, очнулся, гипс» — все герои убегают, теряют чувства, потом прихродят в себя где-то в дали и им страшно, что не хочется уже об этом упоминать...

В общем чтение продолжаю, надеюсь сюжеты станут разнообразнее и, в конце-концов, — страшнее!

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 января 2016 г.

Очень своеобразный рассказ, с довольно сильной атмосферой, красочными описаниями и хэппи эндом, так несвойственному произведениям Лавкрафта.

Мне данное произведение очень понравилось, ведь на каком то моменте кажется, что для главного героя все закончится очень и очень плохо.

А описания? Чего только стоит описание призрачного города, откуда мертвецы идут на дикий и древний обряд, спускаясь вниз, где зияют дырки, прорытые невиданными тварями Бездны!

Читать стоит!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2011 г.

Рассказ вышел слабоват. Поначалу хорошее описание города, загадочная атмосфера, а потом чёрт-те что. Раз-два, кто-то пошёл, кто-то вылез, скомкано, а жаль. Да и вообще как-то непонятно что же это было и концовка нечёткая...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2009 г.

Леди и джентльмены,

соглашусь с теми, кто говорит, что рассказ получился сумбурным. описание городка и атмосферы выполнены Мастером на уровне, а потом началась чехарда — словно автора кто-то подстегивал, будто установили временной лимит...

Как уже упоминалось, напрягает однообразие приемов, но еще больше не нравится перчисление одних и тех же книг, которые награждаются одними и теми же эпитетами. Из рассказа в рассказ...

Такие дела.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2009 г.

Хорош образ ночного города, всех этих верениц скрытых под капюшонами существ, не оставляющих следов...

Не очень понятно почему герой,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
следовавший за всеми в подземелье, вдруг отказался лететь дальше верхом на птице. Мне показалось неоправданной потеря им решительности, — ведь было же принято решение следовать воле предков...

Когда читаешь много рассказов Г.Л. подряд, начинает раздражать один и тот же прием: кульминация ужаса с потерей главным героем чувств и затем благополучным его возвращением к жизни в больнице или другом безопасном месте. Как-то уже смешно встречать в очередной раз такую же развязку...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2018 г.

«Праздник» для меня – это одна из тех вещей Лавкрафта, довольно небольших по размеру, простых в плане сюжета, но невероятно, до сладости приятно написанных. Это красивый рассказ, даже какой-то мрачновато-лиричный – такая вот у него любопытная атмосфера зимней ночи и таинства пугающего и завораживающего. Да, тут простой сюжет с известным авторским штампом, однако вот эта красота с атмосферой сумеречной, притягательной, будто странный гипнотический сон – это то, что я лично люблю, то ради чего я могу простить многое.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2012 г.

Рассказ, можно сказать, выделяется из творчества автора. Очень красивые и мрачные описания в начале, а атмосфера такая сильная, что не хуже, чем у Э. По. Рассказ очень цельный, и совсем без воды, чем нередко грешил автор.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2009 г.

Гениально. Мрачное подземелье. Аццкий праздник. Столб холодного зелёного огня, под воздействием которого люди пропадают в бездонных колодцах.

Эта аллегория Вам ничего не напоминает?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2008 г.

Один из немногих рассказов Лавкрафта, который мне не понравился. Согласен, что рассказ, ка всегда, мрачный и напряженный. Но вместе с тем о довольно мутный и непонятный. Не совсем ясно, что именно хотел сказать автор произведением читателю. Если он хотел перечислить всех известных богов и мифических существ, то у него это получилось. Но за этим множеством потерялся сюжет и идея. В общем мутный рассказ.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2010 г.

Вообще хорошая задумка: мрачная, гнетущая отмосфера, таинственный городок со странными жителями, из всего этого мог бы получится отличный рассказ, если бы не одно но! Согласен, что все как то сумбурно, и не оприделенно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх