fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «За гранью времён»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1255
Моя оценка:
-

подробнее

За гранью времён

The Shadow Out of Time

Другие названия: Тень из безвременья; Тень безвременья; Тень тьмы времён; Тень из вневременья

Повесть, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Натаниэль Уингейт Пизли, преподаватель университета, изменился после потери сознания на лекции. Пять лет он был будто не в себе. Когда по истечении этого срока он снова стал самим собой, то ничего не помнил об этом отрезке своей жизни. Теперь ему снились странные сны, объяснявшие кое-что...

Входит в:

— журнал «Astounding Stories, June 1936», 1936 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Dreams and Fancies», 1962 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories», 1982 г.

— антологию «Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories», 1984 г.

— антологию «13 Short Horror Novels», 1987 г.

— антологию «The Mammoth Book of Classic Science Fiction: Short Novels of the 1930s», 1988 г.

— антологию «The Best of Astounding», 1992 г.

— антологию «Жители ада», 1993 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Хоррор (США; чешская подборка рассказов)

Похожие произведения:

 

 


Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Жители ада
1993 г.
Тварь у порога
1993 г.
Зверь в подземелье
2000 г.
Азатот
2001 г.
Тень из безвременья
2001 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Ночное братство
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Хребты безумия
2006 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2008 г.
Зов Ктулху
2009 г.
За гранью времен
2010 г.
Сны в Ведьмином доме
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Некрономикон
2011 г.
Зов Ктулху
2012 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Иные боги и другие истории
2013 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Иные боги и другие истории
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
За гранью времен
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Сборник произведений
2018 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Мгла над Инсмутом
2022 г.
За гранью времен
2022 г.

Периодика:

Astounding Stories, June 1936
1936 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

«Если свет твой — тьма...»
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 1. Сны в Ведьмином доме
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Most Horror Stories
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Portable Novels of Science
1945 г.
(английский)
Dreams and Fancies
1962 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories
1982 г.
(английский)
Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
13 Short Horror Novels
1987 г.
(английский)
The Mammoth Book of Classic Science Fiction: Short Novels of the 1930s
1988 г.
(английский)
The Mammoth Book of Classic Science Fiction: Short Novels of the 1930s
1988 г.
(английский)
Great Tales of Classic Science Fiction
1990 г.
(английский)
The Best of Astounding: Classic Short Novels from the Golden Age of Science Fiction
1992 г.
(английский)
Da un altro mondo
1995 г.
(итальянский)
Les montagnes hallucinées suivi de Dans l'abîme du temps
1996 г.
(французский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІІ
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Преподаватель политэкономии Мискатоникского университета Натаниэль Пизли переживает странный и одновременно страшный период своей жизни: несколько лет назад во время очередной лекции перед студентами он неожиданно потерял сознание и ... очнулся ровно через 5 лет, практически ничего не помня о прошедшем времени. Только вот по ночам ему стали сниться весьма необычные и будоражащие сознание сны, в которых он бродил по очень древнему городу, построенному нечеловеческими руками. И, хотя сюжет этих снов был по своему логичен, Натан относился к ним как полету собственной фантазии, вызванной чтением неканонической литературы. До тех пор, пока в дикой австралийской пустыне не были найдены развалины каменного города, как две капли воды похожего на город, виденный во снах...

Я бы классифицировал сей труд как «твердую» фантастику с элементами легкого хоррора лавкрафтовского типа. Главной его идеей является гипотеза о возможности обмена разумами между двумя видами живых существ, принадлежащих разным временным эпохам. В данном случае речь идет о периоде в 150 млн лет — на границе палеозойской и мезозойской эр. Якобы, в это далекое время на Земле уже существовала разумная жизнь, сосредоточенная в загадочной Великой Расе, прилетевшей на нашу планету с далекой звезды по имени Йит. Точнее, не прилетевшей, а перебросившей свое сознание в тела конусообразных обитателей доисторических джунглей. История этой расы интересна сама по себе, ибо у нее было одно уникальное качество, позволявшее его владельцу заглядывать в далекое будущее, чтобы избегать грядущих опасностей и ошибок. Кроме того, интересен конфликт новоявленных «хозяев Земли» с ее прежними обитателями, которых Великая Раса загнала в подземелья, надежно заварив ведущие туда люки. Тем не менее, таинственные и злобные обитатели подземелий не вымерли и успели сказать свое слово в земной истории. Эти существа и приносят в канву повести тот легкий ужас, который мы называем лавкрафтовским. Он идет на уровне интуиции и ожиданий, а не на уровне образов и ощущений, что само по себе делает его тревожаще-необычным. Оставаясь длительное время где-то «на фоне» повествования, он напомнит о себе только в самой концовке, которая по сложившейся традиции будет несколько смазанной и неконкретной. Это необходимо, чтобы читатель сам дорисовал в сознании недостающие детали. Ведь, самый большой страх связан вовсе не с каким-то конкретным ужасным образом, а ОЖИДАНИЕМ этого образа, неконкретным и очень туманным намеком на нечто ужасное. В описании подобного Лавкрафт был мастером и новатором. Правда, сегодня его рассказы уже не так волнуют и пугают развращенного доступностью информации читателя, но некоторый эффект влияния всё же проявляется. Кое-кому данное произведение покажется непомерно затянутым и даже непонятным, но это легко исправляется предварительным знакомством с небольшими рассказами писателя, которые должны настроить читающего на правильный лад. Начинать свое знакомство с «певцом ужаса» именно с этой повести всё же не стоит.

-------------

РЕЗЮМЕ: история необычных сновидений одного американского профессора, которые на самом деле оказались сущей правдой. А вам сами никогда не снились такие же яркие и убедительные сны, кажущиеся вполне реальными? Если ответ будет отрицательным, разрешите выразить вам мои искренние соболезнования.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лет так тринадцать тому назад спустя неделю после прочтения повести мог вспомнить только конусообразных библиотекарей представителей древней космической расы. Тогда только начинал серьёзно увлекаться литературой и тяжеловесные тексты господина Лавкрафта с предложениями по сто слов и абзацами по несколько страниц иногда казались непроходимыми. Сейчас переслушал эту захватывающею фантастическую повесть увидел её в новом свете. Во-первых, здесь упоминается половина ключевых книг фигурирующих во Вселенной Лавкрафта, например: славноизвестный «Necronomicon» Абдулы Альхазрэда, «Cultes des Goules» графа д’Эрлетта, «De Vermis Mysteriis» Людвига Принна, «Unaussprechlichten Kulten» фон Юнцта и так далее. Упоминаются также и знакомые локации вроде Мискатонического университета в Аркхэме (и менее известный Ломар), там работает сын главного героя. Среди других мест действий: половина планет нашей системы, несколько земных пустынь, Антарктида, Арктика, древний Египет, южная Африка, Рим; а также далеко не мифические Киммерия и Гиперборея. Основой же сюжета в этот раз показалось безвременьё, те древние конусообразные библиотекари сумели выйти за его рамки, а также будучи крайне любопытными, перемещали своё сознание в лучшие представителей разных эпох и словно помешанные, черпали всю необходимую конусам информацию. Главный герой стал жертвой такого обмена и кроме того, что побывал в теле космической колоны, нашел руины города Древних в реале и часть библиотеки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
[в том числе написанные им же самим книги]
. Идея, что движение времени иллюзорно и ощущается только его пленниками крайне привлекательна; для космических конусов Земля со всеми её существующими цивилизациями всего лишь единое полотно, ковёр, узор которого доплетён.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говард Филлипс Лавкрафт, почитаемый многими мастером ужасов, в «За гранью времен» предлагает нам путешествие в глубины человеческого разума, сталкиваясь с его временем и пространством. Перед нами раскрывается история профессора Нэйтана Пибоди и его необычных переживаний, касающихся смены сознания и путешествий через временные пространства.

Сознание — хрупкая и многогранная структура, способная отразить в себе не только человеческие страхи и желания, но и отголоски других миров и времен. Лавкрафт позволяет читателю заглянуть в бездну космического ужаса, оставляя в душе неизгладимый след. Идея переплетения сознаний через эпохи, безусловно, заставляет наш разум пульсировать от волнения и любопытства.

Однако, именно здесь кроется источник разочарования — эта великолепная идея, которая могла бы расцвести в нечто великое, остается не развитой. Лавкрафт, как кузнец, ковал свою историю, но меч вышел кривым. Нет развертывания интриги, нет той атмосферы непостижимого ужаса, за которую мы так ценим автора. Сюжет, казалось бы, обещающий погружение в абсурдные глубины космоса и психики, остается поверхностным и недостаточно остроумным.

К тому же, повествование иногда тонет в нудных деталях и самоповторах, делая путь через страницы местами скучноватым и предсказуемым. Вместо того чтобы путешествовать по волнующим мирам ужаса и безумия, мы оказываемся на корабле, плывущем по спокойным и однообразным водам.

Таким образом, «За гранью времен» оставляет у читателя ощущение неисполненного потенциала и несбывшихся надежд. С одной стороны, мы имеем дело с гениальной идеей, с другой — с её не вполне удачной реализацией. Мы, как читатели, остаемся сидеть перед закрытой дверью, за которой могли бы быть удивительные и ужасающие тайны, но так и не получаем ключа к их разгадке.

В итоге, мы оцениваем эту повесть на 5 из 10, признавая её значимость и оригинальность, но также и выражая разочарование в нереализованности потенциала, заложенного в основе произведения.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот и ксеноистория подъехала. С ксенобиологией вобнимку. Хоррор: 0, НФ: 1, опять.

За тридцать пять лет до Лемовского «XXI Путешествия Ийона Тихого» Лавкрафт решил попробовать озаботиться реконструкцией совершенно нечеловеческого общества (и анатомией отдельных его членов). Всерьёз. Ооооооочень всерьёз.

С одной стороны это затея ещё более неблагодарная, чем гадание, хватали ли тиранозавры добычу передними лапами.

С другой стороны, как правило, от такой реконструкции будет смердеть человеком. Ведь мы, в общем-то, никаких других сапиенсов не знаем и потому нам не от чего оттолкнуться при попытке что-то выдумать. А если не отталкиваться, есть риск свалиться в абсурд в стиле легенд о далёких землях у древних греков.

К чести автора, даже если где-то наукообразность и трещит по швам — картинка складывается довольно убедительная и, в отличие от реконструкций Лема, не перенасыщенная деталями.

Читается в меру легко — при наличии соответствующих интересов у читателя. Если ксеноистория «не цепляет» — эту книгу, наверное, лучше пропустить.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне конечно «За гранью времён» лучше «Хребтов Безумия» , потому что нет этих докучающих подробностей экспедиции( мы собираемся, мы даём отчёты, мы теряем первый отряд и еле улепетываем от Шогота вконце). Здесь есть профессор, в котором пять лет жило непонятное существо, а он жил по обмену в теле этого непонятного существа в далёком прошлом. Огромный город, люки, под которыми заперты летающие полипы, но хотят прорваться и уничтожить Великую Расу. К Мифам Ктулху это произведение относится опосредовано — здесь свои две стороны- Йитянцы и полипы. Этого достаточно. Посмотрите на огромный отрезок неизвестности, как он романтичен, а не ужасен. Профессор не псих, он просто был избран, потому что у него можно было разузнать всё о его времени и достижениях, коих Великая Раса жаждала знать. Видимо, им нужны были все этапы. А иначе они бы похитили кого-то из современности с компьютерами и айфонами за репост. Всё это люди в оболочках конусов записывали в длинных рядах библиотек Великой Расы. Лавкрафт отлично визуализирует то, что даже фильмом не снять. В результате его читают искушенные, а много людей даже нос морщат при его упоминании. Если бы он писал кровавые конфликты, его бы снимали и переснимали. Но он был непреклонен. Держался своей линии и молодец.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я всё больше начинаю относиться к творчеству Лавкрафта точно так же, как и к творчеству Эдгара Райса Берроуза. С единственным исключением: Берроуз повторяется, чтобы продолжать историю; Лавкрафт, сколько бы не повторялся, не умеет раскрыть интересующую его тему. Так и «За гранью времен» имеет явные параллели с «Хребтами безумия». Будто редактор сказал:«Печатать нечего. Давай быстро то же самое, но не как в прошлый раз». Но еще говорят, что Лавкрафт вдохновился идеей переноса разума из какого-то фильма, решив, что она идеально отражает его собственные ощущения. И это убедительная версия. Ведь, наконец-то, Лавкрафт построил настоящий психологизм в своем произведении! Читателя раз за разом погружают в новые детали неизвестной истории нашей планеты. Затягивают неопределенностью наших собственных суждений. Пока столкновение с неотвратимой реальностью не оставляет в Нас лишь ужас перед необъятностью Вселенной. Как будто Говард Филлипс Лавкрафт узрел чернеющую глубину черной черноты бездны Космоса — и впал в ступор. Объяснять все происходящее опять должен я — читатель. Ведь, Мы же не считаем, что Лавкрафт писал одноразовые истории для тематических журналов! Когда автор может поставить себя на место своего героя — это всегда хорошо. Глубокий психологизм — замечательно! Но неоднократно проверенная схема, всё равно, не работает. На мне, лично, и при первом прочтении. Все, что должно находится исключительно в голове героя, подтверждается материально. И каждый раз всё сильнее. Лавкрафт, как всегда удачно, прошел мимо всех возможностей сделать неоднозначную историю. Не заметив. Оставив лишь что-то свое, разрешившееся в конце настоящей паранойей на пустом месте. Весь страх оказывается состоящим из ничего. Просто, приходит осознание того, что Мы читаем последние умозаключения человека, который ехал кукухой в течении двадцати лет и в течении двадцати лет не занимался ничем, кроме изучения того, как он едет кукухой. А такие заметки он писал каждый день.

В общем, по поводу «За гранью времен» мне трудно сформировать какую-то продуманную линию критики. Если в случае с рассказом «Серебряный ключ» я могу собраться с силами и показать где и как Лавкрафт был не прав. То в случае с этой повестью я ничего связанного сказать не смогу. Проблемы в логике повести настолько комплексные, что можно начать писать целый трактат и остановиться, поняв что занимаешься никому не нужной ерундой. И то, что это ерунда всем должно быть понятно, но ты этого не объяснишь. А происходящее в произведении — так же, как и критика произведения — должно быть понятно, иначе это пустота. В данном случае, дыра на конце воронки, через которую утекает сознание. Например. Профессор полит.экономии Мискатоникского Университета говорит, что Великая Раса построила фашистский социализм. Но страшно Нам должно быть не от того, что они фашисты, а от того, что — автор считает это общество рациональным и победившим. Одновременно, 30-е годы для США были безвыходным временем краха привычных буржуазных ценностей. Когда кругом: коммунисты, социалисты, фашисты, нацисты — они заполонили всю планету! А повесть рассказывает, что, как раз, Великая Раса и засылает в будущее своих соглядатаев. И через пять тысяч лет, как всегда, нагрянут китайцы. Видите, здесь есть психологический анализ эпохи. Но я не психиатр, чтобы его разобрать. И Мы не считаем, что Лавкрафт занимается коммерческой литературой, опираясь на интересы тогдашней публики. Хотя, лучше бы считали. Иначе, это — шиза! Собственно говоря, а что еще можно извлечь из повести, кроме психоанализа главного героя и автора. Всё жутко, страшно, безысходно и так было всегда. Но это точка зрения лишь одного человека, находящегося в полном непонимании. А согласно простейшей, всем нам понятной и ожидаемой, логике: Великая Раса, освоившая перемещение Разума во Времени, должна достичь некоего Абсолюта, точки сингулярности, на которой и будет базироваться её непобедимость. Великая Раса переселилась в тела конусов, но, при этом они, размножаются. В будущее переселяются только лучшие умы, а живут конусы тысячи лет, но никак не миллионы. Потомки конусов — тоже члены Великой Расы. Не сами же с собой они разговаривают, контролируя собственное будущее? Похоже это неплохие ребята: у них есть последователи, и ограничений для перемещения Разума, вроде бы, нет. Присоединение к Великой Расе должно стать высшим достижением познания. Страна Снов и всё такое... Но безумцем должен быть тот, кто согласится жить в уродливом теле конуса. Тем более, что долголетие и отсутствие чувств лишили их тяги к Жизни. За которую они борются каждый день, испытывая суеверный страх перед теми, кого не могут остановить и, убегая подальше от разрушительных катастроф. Великая Раса — это трусы, вредители и паразиты. Они стоят в одном ряду с людьми, ожидающими, когда с ними поступят так же, как они поступили с американскими индейцами, только стали сильнее — потому жуткие и отвратительные. Великая Раса поняла, что извлекать информацию из Будущего гораздо выгоднее, чем из прошлого. Не любят они археологов. Поэтому спокойно бросают всю добытую за миллионы лет информацию, переселяясь в другую эпоху. И зачем переселяются? Чего в другой эпохе они могут добиться, если уже имеют все доступные технологии? А согласно Лавкрафту, каждая отдельная раса и цивилизация обладает собственными принципами: мышления, технологического развития, физиологической предрасположенности. Которые Великая Раса может изучить и подогнать под себя. Вот, что я только что написал?! И, почему они не могут победить Древних?! Потому, что полное Знание лишает свободы. Несмотря на то, что можно управлять Временем. И Время остается неизменным, потому что управляют Временем. Рассуждать о сути существования Великой Расы, исходя из повести, невозможно. Ужас перед ней должен быть материальным, но сведения автор дал отрывочные. Какая-то писанина для разбора именитыми конспирологами. К тому же, всё известное о Великой Расе содержится или в неназванных источниках, или в выдуманных древних книгах. Я уверен, если автору задали бы вопрос:«Ты хоть сам что-нибудь понимаешь?» — его накрыла бы бесконечная апатия и чувство безграничного непонимания. Может этого он и добивался.

В общем, после первого прочтения в глаза бросилось столько несуразностей, что повесть хотелось разнести в клочья по пунктам. Но после того, как присмотрелся, в том числе и к оригиналу, всё стало каким-то минималистичным. Не за что уцепиться, кроме постоянных схематичных повторов того, что главный герой двадцать лет делал одно и то же, все это время мусоля, по сути, один и тот же сон. В этом отношении, иллюстрации из старого журнала гораздо честнее современных стилизаций. Ну, если Вы не считаете, что одно единственное упоминание фамилии Эйнштейна объясняет теорию относительности. И этот «цирк с конями» положено считать знаковым произведением в жанре?! Хотя, по-правде, для меня «За гранью времен» таковым, действительно, стала. Повесть меня напугала. Не заставила бегать мурашки, а реально напугала. «За гранью времен» страшна не своим антуражем, а тем, что написана, как говорится, от сердца. Размышляя над её сутью, я наконец-то понял, что такое этот знаменитый лавкрафтианский ужас. Если кратко, то лавкрафтианский ужас — это скудоумие. Настолько бесполезное и никому не нужное, что научилось видеть смысл в собственном невежестве. Оправдывающее непостижимыми масштабами любые жертвы. Верящее, что все вокруг слепы. Надеещееся через это оказаться правым. Если в «Хребтах безумия» Лавкрафт, по ему одному понятной задумке, сделал главного героя трусом. То в «За гранью времен» он нарисовал целый психологический портрет. Профессор Пизли, в полном смысле слова, — умалишенный. Даже в мире, где ему всё становится понятным, он сходит с ума, боясь хоть что-то понять. Потому, что это заставит его, если не развиваться, то хотя бы двигаться в какую-нибудь сторону. Без шуток. Не будем скидывать со счетов истерию Великой Депрессии и прочие события того времени. Я не сомневаюсь, что Лавкрафт в своих измышлениях был далеко не одинок. Но такие времена проходят. И после люди начинают относиться к подобным воззрениям скептически. Не в последнюю очередь потому, что самые ярые их сторонники: либо мошенники, либо люди недалекого ума, — о чем, как оказывается потом, большинство имеет справки из соответствующих учреждений. А учитывая, что в рамках повести всё происходящее может быть реально, и сумасшедшие себя сумасшедшими не считают — выводы делайте сами.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил прочесть эту повесть после прохождения игры “Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth”, так что сюжет я знал наперёд. Но это не помешало мне получить невероятные впечатления и ощущения от прочтения данного произведения. Потому, что ни один фильм или игра не способны сполна передать атмосферу лавкрафтовских миров; текст справляется с этим куда лучше, так как вместо готовых образов подключает ваше воображение, которое рисует хоть и яркие, но размытые образы. А эта размытость и неоднозначность образов являются ОЧЕНЬ важными составляющими творчества Лавкрафта. Неспроста автор никогда не публиковал собственных зарисовок к своим сюжетам, существам, пейзажам, артефактам и т.д., и других не поощрял к этому, насколько мне известно; иначе мы могли бы сейчас любоваться этими художествами, но мы их не наблюдаем (разве что от современных художников).

Сложно описывать это произведение и не проспойлерить. Добавлять что-либо к аннотации вряд ли необходимо. Скажу лишь, что на написание этого произведения Лавкрафта вдохновило последнее (на то время) открытие Эйнштейна: теория относительности времени. Каждый отреагировал на эту научную революцию по-своему. Лавкрафт — посредством этой повести. Интересно, читал ли её Эйнштейн? Сомнительно, конечно, что он вообще знал о Лавкрафте, но чего только не бывает в нашем относительном мире.

После прочтения данной повести (перед ней были ещё “Хребты безумия”) я решил, что хочу ознакомиться со всей библиографией автора, что я благополучно и сделал: что-то понравилось больше, что-то — меньше; что-то запомнилось навсегда, а что-то слилось в однородную массу (потому что огромная часть творчества автора написана на один манер и в одинаковых декорациях); но всё это было невероятно атмосферно.

По итогу “За гранью времён” так и осталась моим любимым произведением у автора, не превзойдённая ничем другим из его библиографии, и не только его...

Так что включайте саундтрек к “Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth” или какой-нибудь дарк-эмбиент, открывайте Лавкрафта и погружайтесь... Только не потеряйте себя в этих глубинах, или за гранью времён.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одно гениальное произведение гениального автора! Как и в «Хребтах безумия», противостояние двух древних и могущественных рас, и человек, ставший обладателем знания об этом.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не соглашусь, что это хоррор. Обыкновенная классическая и достаточно хорошая фантастика. Во-первых, привлекает оригинальность, я бы даже сказал первичность фантастической идеи и сюжета повести. При этом следует отметить, что повторений мне пока еще не попадалось. Глобальный замысел просто поражает, даже не верится, что это было написано в 1936 году. Может именно поэтому я не воспринимаю всю литературу про попаданцев, которая рисует наших предков просто идиотами. Нет, и еще раз нет. Все идеи фантастики были придуманы тогда, а сейчас идёт лишь пересказ, да и тот не лучшего образца. Однако глобальность замысла: дочеловеческие цивилизации, перемещение во времени, напряжение действия, реалистичность происходящего, массу идей... Конечно, есть недочеты, но место повести в коллекции.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна невероятная повесть от мэтра жанра хоррор, которая заставит вас примкнуть к ней на некоторое количество часов. (количество часов, которое у вас займет прочтение этого произведения).

Несомненный талант Говарда Лавкрафта заставит вас усомниться в том что это небылица. Это то что останется в вас на всю жизнь, и иногда сама природа будет напоминать вам о далеких мирах, которые фигурируют в произведениях Лавкрафта.

В этой повести напряжение нарастает с каждой главой и оторваться просто невозможно. Каждая мелочь продумана с восхитительной точности и не дает ни единого повода усомниться в реальности происходящего.

Многие говорят, что работы Лавкрафта “страдают” от предсказуемых концовок, но в этой повести дела обстоят точно не так, или же этот эффект достигается с помощью постоянно нарастающего напряжения. После прочтения последнего слова на последней строке страницы вы ощутите, как перед вами закрывается целый мир.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

И ничуть не страшно!

Автор привычно пытается нагнать своего фирменного ужаса, но здесь это выглядит излишним и даже иногда надуманным. Ну что может быть «дикого и богохульного» в изображении города с чуждой архитектурой и непривычного вида жителями? Что именно жуткого в обмене разумами? Да, трудно понять и принять, получив неопровержимые доказательства, что ты побывал в мезозое в другом теле, но пугающего в этом я не вижу.

А в остальном — замечательная фантастическая повесть. Не читал справочной литературы и не могу утверждать, что именно Лавкрафт первым придумал такую возможность, как перемещение сознания на миллионы лет, но, хотя бы по году издания можно судить, что был он одним из первых. В последующем народилось целое направление, в итоге выродившееся в нынешних «попаданцев», но в своё время немало книг на эту тему пополнило золотой фонд фантастики.

И, конечно, очередное обращение автора к любимой своей идее, многократно встречающейся в его творчестве — Великие Древние.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем понравилось, не смотря на некоторую затянутость. Но у автора есть серьёзный ляп в конце.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Там герой находит собственную рукопись, написанную им во время пребывания в прошлом. В тексте сказано, что текст написан почерком Г.Г. Но минутку, ведь в прошлом он находился в другом теле, при чём не гумоноидном! Как же он мог писать своим почерком?! Странно, что этого похоже не заметил никто из предыдущих рецензентов. Кстати аналогичный вопрос стоит задать и по поводу иллюстраций англоязычного текста за 36 год. (Приведены на этой странице.) Там среди «конусов» почему-то изображены люди. Художник, что невнимательно читал текст?

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус «Тень из безвременья» пока самое неповоротливое и нудное (да простят меня боги!) из крупных произведений Лавкрафта. Хотя начало было вполне себе интригующим – странная многолетняя амнезия и «вторая личность», чьи действия покрыты мраком и пугают даже (если бы со мной такое случилось, и я вдруг очнулся и стал узнавать, что вел себя странно и пускался в сомнительные и туманные экспедиции – да я с одного этого тронулся бы умом). Описание Великой Расы и жизни её тоже было неплохим, особенно эти вещи вскользь – о множестве миров и разумных рас, населяющих не только космос, но и Землю в разные её эпохи до и после человека. Вообще, я заметил, что у автора мастерски получается это – играть вещами вскользь – и такое выходят иногда ярче и интересней чем основные… и запоминаются великолепно, и интригуют (кто, например, был тот человек, что помогал главному герою, вернее «второй личности» его создать странную машину?)! А ещё возникла мысль, что в этой повести наметилась более широкая вселенная, основанная не только на мифах Лавкрафта и любимого им Эштона Смита, но и Говарда с его Валузией (она вроде как официально не входит же в мифологию Ктулху?), и это достаточно симпатично. Мало того, тут, в этой повести, к бездне бесконечного космоса и бездне древних дочеловеческих времён добавляется и бездна непостижимого будущего; и все эти три клина давят на человека, как никогда показывая ничтожное его место в мироздании…

Однако чего-то тут не хватает, и повесть всё равно читается тяжело… В какой-то момент я ощутил его похожесть с романом «Хребты безумия». И с тех пор я просто не мог отделаться от этой «похожести». И она была не только в попытке показать жизнь одной из древней «непостижимой» расы изнутри (Старцы в «Хребтах…» против Великой Расы здесь), в попытке показать истинное место человечества в мире (тут добавилось только пространство будущего), но даже сюжетные ходы были похожими! И это не могло не бросаться в глаза – особенно в последней трети повествования. Именно там появляется и экспедиция в труднодоступное место (в пустыню Австралии против снежных пустынь Антарктиды в «Хребтах безумия»), тут и древние руины, и путешествие по их недрам, и бегство с сохранением тайны, раскрытой только из желания предостеречь человечество от новых вторжений в запретное с возможным освобождением чудовищных сил. Это ведь и в «Хребтах…» было! А тут ещё и главную опасность представляют замурованные давние враги Великой Расы – аморфные Летающие Полипы. Сравните-ка их с шаготтами в «Хребтах…» – аморфные рабы, а позже враги Старцев, унаследовавшие подземелья древнего Арктического города; реальная опасность для человечества! Но все-таки «Хребты безумия» были для меня первее этой повести. И «Хребты…» казались более приятными в плане языка, в плане визуальной красоты – как завораживала ледяная пустота, огромные страшные горы и заброшенный и молчаливый циклопический город! – более искусными были «Хребты…». А тут ещё давило постоянное неверие героя – слишком уж часто он это вставлял – и оно оттеняло всю колоссальную мощь осознания огромной опасности и ничтожности человека перед космическими древними силами, будто главным тут было низкое, личное – привиделось ли всё герою или нет? И концовка добавляет ко всему этому понижению градуса свои пять копеек – и обиднее всего то, что ответ на этот вопрос мы уже получаем где-то к середине повести, а дальнейшие метания только раздражают… По крайней мере, меня раздражали.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно бодрое интригующее начало, в котором тело главного героя на пять лет заимствуется загадочным представителем неведомой расы, чертовски склонным к изучению человечества, заставляет вспомнить отличный «Шепот во тьме» и совсем уж гениальный «Цвет из иных миров». Ждешь знакомства с некой потрясающей формой жизни, а Лавкрафт спустя десяток страниц вдруг принимается подробно словно биолог рассказывать про разумные конусы с отростками на голове. Живут они конечно в циклопических каменных строениях (могло ли быть иначе?), делают записи в книгах «особыми стержнями», а из одежды у них имеются «своеобразные рюкзаки или ранцы, надеваемые на верхнюю половину конуса». И именно их Великая Раса выбрала для переселения своего разума?! Наверное, из-за рюкзачков, ведь это очень практично.

Стоит отметить, что Лавкрафт, в который раз строит сюжет, обыгрывая научные достижения тех времен. В «Шепоте во тьме» это было открытие Плутона, в «Хребтах безумия» — полярные экспедиции, здесь же — теория относительности Эйнштейна.

Дальнейшее повествование аналогично «Мороку над Инсмутом» многословно, занудно и бессобытийно. Снова и снова готов ставить в пример «Цвет из иных миров» и с грустью делать вывод, что автор в своем позднем периоде, похоже утратил способность к тому, за что его полюбили изначально — заставлять читателя испытывать иррациональный страх перед неведомым.

Финальное откровение, как обычно придерживаемое Лавкрафтом вплоть до последнего предложения книги, в этот раз почему-то кажется довольно жалкой попыткой удержать читателя.

В итоге, пугает — нет, заставляет задуматься — немного, атмосфера — местами.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Война видов и катастрофический конец Земли. После прочтения даже радужный вид Йитианцев не вселяет надежд никаких для человечества

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх