FantLab ru

Гай Гэвриел Кей «Древо жизни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Голосов:
550
Моя оценка:
-

подробнее

Древо жизни

The Summer Tree

Роман, год; роман-эпопея «Гобелены Фьонавара»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Обитатели мира Фьонавар тысячелетие назад в Великой Битве одолели силы Тьмы и заключили их властелина Ракота Могрима в подземную темницу. Но время покоя делает стражей беспечными, и Ракот находит путь к освобождению. Однако маг Лорин Серебряный Плащ приводит с собой с Земли тех, кому судьбой предначертано встать на пути Тьмы и плечом к плечу с новыми друзьями принять бой.

Входит в:

— условный цикл «Миры Фьонавара»  >  роман-эпопею «Гобелены Фьонавара»


Номинации на премии:


номинант
Премия НФ Книжного клуба / The Science Fiction Book Club's Award, 1986 // Книга года по версии Книжного клуба НФ

Похожие произведения:

 

 


Древо Жизни
2001 г.
Гобелены Фьонавара
2002 г.
Древо жизни
2006 г.
Гобелены Фьонавара
2016 г.

Самиздат и фэнзины:

Гобелены Фьонавара
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Summer Tree
1985 г.
(английский)
The Summer Tree
1992 г.
(английский)
The Summer Tree
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь. Я — на 100% фанат этой трилогии Кея, не считаю ее, как многие говорят, «самым слабым его произведением» (даже наоборот — для меня это единственное из всех подражаний Толкину, передающее не букву ВК, но самый его дух). Редактор «Сильмариллиона» плохо не напишет :glasses: Да, и наличие в книге Чёрного властелина не считаю штампом — это всего лишь «закон жанра».

Вторая и третья часть «Гобеленов» мне безумно нравятся (больше третья, чем вторая).

А первая... Так сложилось, что я прочел ее уже после второй и третьей. И что-то она мне плохо пошла... Могу объяснить, почему: мне показалось, что события в ней развиваются слишком быстро. Как-то слишком быстро всё началось — сразу, «с ходу», поверили молодые люди Лорину; как-то слишком быстро наступила и развязка — «Ким вырвала Джен из Фьонавара»... буквально в течение одной фразы. О таких событиях надо писать обстоятельнее и детальнее (ИМХО).

Опять же, здесь ещё не появился один из главных героев всей трилогии — тот самый Великий Воин, который будет призван во втором томе... а без него как-то сюжет «не тот». Он придаёт книге «изюминку», безусловно (кто читал 2 и 3 том — тот поймёт).

Короче: не то чтобы я был разочарован 1м томом, но... это всего лишь «затравка», не более. И поставил бы я среднюю оценку, если бы... Если бы не... Дальри! Прекрасные, лиричные, поэтичные страницы, на которых описана их жизнь — читано с удовольствием; в Корделиану дал Айвор я почти сам влюбился (в ее братьев, впрочем, тоже :glasses:). Эта часть полностью искупает «незрелость» всей книги в целом...

Поэтому я и ставлю 10.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать эту книгу после того как прочитал много книг про эльфов, гномов, хоббитов, орков и тому подобных персонажей. В общем захотелось разнообразия. На первых 10-ти страницах вообще ничего понять было нельзя. Потом по мере прочтения в этой книге мне понравилось все — мир, сюжет, герои (особенно Дейв).

В общем все. Твердая десять.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Со многими из отзывов не согласна.Книга захватывает с первых страниц и увлекает за собой моментально!!!да и тщательно прорисованный мир просто волшебен!!!а клише...они всегда наполняют нашу жизнь,без них уже не возможно!!!А Кей-один из моих любимых авторов!!!!:pray:

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ох, Пол, Пол. очень крассивое произведение! Класс! Наверное, самое лучшее, что я читал из классического фэнтези!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фьонавар — это мир, созданный первым из всех, мир, отражениями которого являются все другие миры, в том числе и Земля. Впрочем, в «Древе Жизни» это почти никак не обыгрывается. Тысячу лет назад жители Фьонавара победили могущественного тёмного мага по имени Ракот Могрим и заточили его в темнице под горой Рангат. Было создано пять сторожевых камней, отданных на хранение представителям пяти народов-победителей Ракота — людям из королевств Бреннин и Катал, а также всадникам Дальри, светлым альвам и гномам из Эриду. Но прошла тысяча лет, и, видимо, кто-то из хранителей не уследил за своим камнем, так что Ракот Могрим получил возможность освободиться и вернуть свою силу. Новая тёмная угроза нависла над Фьонаваром, и именно в этот момент там появились пятеро гостей из иного мира, которым было суждено сыграть важнейшие роли в этой новой войне.

Скажете, обычная вариация по толкиновскому канону? Наверняка скажете, и будете, в общем-то, правы. Действительно, многочисленные заимствования из Толкина видны невооружённым взглядом, и вряд ли их стоит перечислять. Полагаю, вы вполне можете сами представить себе мир, подобный толкиновскому, и почти наверняка он будет очень похож на Фьонавар. Вот когда дело доходит до героев, тут уже становится интереснее. Попадание нашего современника в волшебный мир давно стало навязшим в зубах штампом; вполне вероятно, штампом для зарубежной фэнтези это было даже во время написания этой книги. Но Кей сумел найти и тут что-то новое. Прежде всего, такой герой здесь не один, героев-землян, попавших во Фьонавар, пятеро, и попали они туда вполне сознательно, предварительно повстречавшись на Земле (в Торонто, если точнее) с магом Лорином Серебряным Плащом, который и пригласил эту пятёрку в Бреннин, на празднование пятидесятилетия правления короля Айлиля. То, почему он их пригласил, имеет отношение к сюжету, так что углубляться не стану. Впрочем, это всё мелочи, хотя и довольно показательные. Главное в том, что ждёт героев дальше. На долю почти каждого из них выпадают тяжелейшие испытания, во время которых каждому приходится делать жизненно важный выбор. Главным образом это касается, конечно, Пола Шафера — именно его история получилась самой яркой, самой пронзительной, самой впечатляющей из всех, и неудивительно, что она стала чуть ли не основой всей книги в целом. На фоне испытаний Пола меркнет то, что приходится вынести Дженнифер и Кимберли, и что уж говорить о двух остальных их спутниках. Перед Дейвом пока открывается вполне традиционный путь героя; Кевин же вообще как-то потерялся — важной и особой роли ему не выделено, в отличие от всех остальных его спутников ни героем, ни жертвой он не стал. Может быть, только пока (предположим на минуту, что я не знаю, что будет дальше; предположение, кстати, не так уж далеко от истины)?

Ещё важно отметить тот факт, что, как мне кажется, в «Древе Жизни» Кей писал не столько роман, сколько легенду. Легенду в том или почти в том виде, в каком её могли бы пересказывать впоследствии жители Фьонавара, за вычетом мелкобытовых подробностей, без которых легенда вполне обойдётся, а вот роман никак. Отсюда и колоссальный объём пафоса в поступках, речах, мыслях героев, особенно местных, фьонаварских; отсюда и нарочитая поэтичность текста, особенно в тех эпизодах, без которых легенде никак не обойтись; отсюда и какое-то неуловимое ощущение удивительной волшебности самого мира Фьонавара, который вроде бы и ничем не отличается от массы других фэнтези-миров, и в то же время странным образом выделяется среди них. Впрочем, последнее наверняка зависит сугубо от личного восприятия — возможно, так кажется только мне.

Но вот книга закончилась. Вернее будет сказать, закончилась треть книги, так как я воспринимаю «Гобелены Фьонавара» как единое произведение. Подводить итоги, конечно, ещё рано. Но не могу не заметить, что перечитываю я «Древо Жизни» с ещё большим удовольствием, чем читал в первый раз. При первом чтении очень уж трудно даются эпизоды, описывающие то, что приходится переживать героям. Поэтому, кстати, начинать знакомство с творчеством Кея с этой трилогии я бы не советовал.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недавно прочла «Древо жизни». А сейчас и отзывы посмотрела. Итак:

О жанре: это редкий пример «высокого», «классического» фэнтези, действительно в «толкиновском духе». Классификатор на этот раз вполне адекватен.

О «банальностях» и «штампах». Да, при чтении я отмечала некоторые «заимствования» из «Сильмариллиона» (поединок пса и волка, например, и не только), но эти «банальности» и «штампы» меня не раздражали абсолютно. Наличие альвов, гномов, магов и «тёмного властелина» тоже, вероятно, «штампы» — ну и хорошо. Главное — КАК написано. А написано — отлично!

Книга действительно «вдохновенна и романтична»(с), для меня это главное. «Классическое» фэнтези и должно быть таким, бытописательство хорошо для других жанров. Я хотела чего-то волшебного, поэтичного, легендарного — я это получила.

P.S. Необходимая «фишка»: моя коллекция «миракля» пополнилась, ура!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротное классическое фэнтези, написанное по всем законам жанра. И эта «заштампованность» совсем не огорчает, а наоборот: я хотела прочесть «чего-нибудь про ёльфов», и я нашла отличную книгу, пронизанную, как мне показалось, духом работ Толкиена.

Мир создан. Он продуман, в нем свои расы со своими мифологией, историей, географией и всем прочим.

Герои тоже стандартны, но они различны и прописаны вполне себе хорошо, им веришь, их что называется чувствуешь.

Сюжет вроде и насыщен событиями, при этом прочла книжку и поняла, что мало подвижек-то (впрочем, это не важно, всё равно с интересом читалось). Смутило самое начало, когда герои очень уж сразу поверили Лорину, но дальше автор разошелся, и недостатки были ему прощены.

За второй том – возьмусь. Хочу еще побыть в этой сказке.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К теме противоборства Света и Тьмы обращались многие авторы. И неудивительно — ведь тема вечна как сама жизнь, как восход солнца и наступление темноты, как первые костры и огни звездного неба. Поэтому, чтобы книга удалась, автор должен быть прекрасным рассказчиком, должен населить свой роман по-настоящему живыми персонажами, которым хочется сопереживать. Может быть из-за этого роман Кея начинается с того, как пятеро канадцев, наших современников, оказываются в другом, необыкновенном мире Фьонавар.

В нем живет волшебство, поют прекрасные песни сыны света, альвы, а заточенный в подгорной тюрьме Повелитель Тьмы, Ракот, грезит об освобождении и мести. Автор, словно великий Ткач, соткал громадный Гобелен Фьонавара из всевозможных мифов и легенд: кельтских, скандинавских и многих других, включая отсылки к Толкиену. Вообще роман во многом напоминает знаменитую трилогию о Кольце, но на этот раз путь к спасению мира пока не известен, и героям еще только предстоит найти его.

Стиль повествования отчасти похож на стиль Толкиена, создавая за счет пафосности и вычурности непередаваемое ощущение сопричастности к чему-то величественному. У Кея получилось охватить бескрайние просторы Фьонавара: от равнин и степей дальри, до южных садов Катала, нанизать на нити судеб пятерых героев ткань приключений и знакомства с чудесными миром. Несмотря на большое количество действующих лиц, у каждого свои характер, цель и, нередко печальные, тайны.

Итог: начало эпичной истории о тяжелых временах, когда зло вновь набирает силу.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых интересных фэнтези, что я читал. Автор совместил «наши люди в их мире» с классическим фэнтези.Для дебюта необычайно сильная книга, хоть и есть много того, что взято из «Властелина колец». Но киньте в меня камень те авторы, кто про него не вспоминает..

К тому же каковы герои! Каков стиль! Кея я люблю именно за те моменты, что заставляют пережить катарсис....

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга явно дебютная, первая. Слог автора ещё не сложился, герои в чем-то не зрелые, не совершенные, не яркие. События немного скомканы, мир описан не достаточно точно. Надеюсь, что продолжение будет интереснее. Долго откладывал прочтение цикла, надеюсь, что не будет жаль времени.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Избитая тема «наши люди — в их мире», может быть очень интересной, если ее освещает Кей. А по поводу клише и штампов, я, наверно, удивлю, но они есть у всех, даже тех, кто их придумал, просто потому, что они были первыми их не спасает, правда говорит о их высоком мастерстве и незаурядном таланте. В наше же время, придумать что-то новое возможно, но по-настоящему, классные произведения пишутся на высоком искусстве авторов играть на штампах и этой новизне, чего Кею немного нехватает.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивая книга... Красивая и... какая-то нескладная, что-ли...

Согласен, что явно дебютная вещь, но есть класные места...:smile: Чего только стоит сцена ночного обольщения в саду...

Дьярмуд, :super:!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После трети книги понятно, откуда корни-то растут! :wink: Только не будет это сказано в упрёк, а как раз наоборот — видно, что автор много работал с профессором и пытался передать в своей дебютной книги своё уважение к Толкиену. По крайней мере, мне показалось именно так. Начало цикла интересное и увлекательное, сразу хочется взяться за продолжение, но лучше, думаю, подождать и переосмыслить прочитанное.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложный красочный мир со множеством героев, сказаний, легенд и богов. Каждый живет по своим законам, жестко, порой даже фанатично. Крайности и контрасты повсюду. Что любопытно, есть абсолютно «темные» персонажи и абсолютно «светлые», есть и такие, характер которых так неоднозначен, что отношение к таким героям может меняться и переосмысливаться на протяжении всей книги. Это интригует. Герои удивительно реалистичны, а хэппи энда никто не обещал.

Персонажи спотыкаются, делают ошибки, но и показывают силу своего характера во всей красе.

Дальри.. Да, это особая вещь. В их мир нельзя не влюбиться.

Какие-то фрагменты кажутся нелепыми и весьма наивными, но все же, в целом, чувственное, эмоциональное и вполне достойное произведение.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все переплетено, море нитей, но.

Потяни за нить, за ней потянется клубок.

Этот мир — веретено, совпадений — ноль.

Нитью быть или струной, или для битвы тетивой.

Все переплетено, в единый моток.

Нитяной комок и не ситцевый платок.

© Мирон

***

Что можно ожидать от редактора «Сильмариллиона» Джона Р.Р. Толкина? Одновременно многого, но вместе с тем – скепсис присутствовать тоже должен. Всё-таки редактура и написание собственных книг – это два разных дела. Хотя на примере Гая Гэвриэла Кея точно можно утверждать, что работа над «Сильмом» повлияла на канадского автора.

«Древо Жизни» — дебютный роман Кея, открывающий трилогию «Гобелены Фьонавара», входящую в цикл «Миры Фьонавара». Книга написана в далеком 1984 году. Эта дата – один из ключевых моментов в осознании важности работы автора. Но об этом чуть позже.

Фьонавар – это изначальный мир, для которого наша Земля – это нечто схожее, но и имеющее известную долю разности. Пятеро канадцев (не совсем друзей, но хотя бы знакомых друг с другом) попадают во Фьоновар под весьма странным предлогом мага Лорена – провести праздник при дворце короля Айлиля. Сперва кажется, что канадцы соглашаются как-то наивно и легкомысленно. Неужели студенты университета так легко и быстро верят в существование другого мира и магии? Но вскоре становится понятно, почему они ТАК легко соглашаются. Дело в том, что концепция Фьоновара и других миров – это странноватая и интересная космогония, основанная на плетении единого узора Гобелена, где каждый узелок и каждый стежок – нечто подчиненное глобальной идее. Короче говоря, даже происходящее в неизначальном мире – это часть узора, не говоря уже о самом Фьонаваре. Герои же (Ким, Джен, Пол, Дэйв и Кевин) потому и соглашаются так легко, поскольку они – лишь малое звено в космогонии Гобелена. Попав же в Фьоновар герои тут же вовлекаются в происходящие события. Кевин, повеса и весельчак, быстро находит друзей среди воинов и завсегдатаев таверн. Пол, страдающий скелетами прошлого, в прямом смысле слова окончательно ломается. Дэйв, будучи самым отчужденным от остальных, и вовсе теряется во Фьонаваре, но находит свое место среди дальри – племени, которое остается близким к природе даже во времена дворцов и фонтанов. Ким становится Видящей, но на пути к этому статусу ей предстоит пройти нелегкие удары судьбы. Дженнифер – самый малораскрытый персонаж пятерки, поэтому даже неудивительно, что Кей быстро её выключает из общей канвы до самого конца книги. Помимо пятерки хочется выделить еще принца Диармайда. Пожалуй, он самый интересных из второстепенных героев. Диармайд – авантюрный молодой человек, который на короткой ноге со стражниками и воинами, который готов ставить все на одну карту. Принц должен наследовать трон Бреннина (это та страна, в которой и идут основные действия), хотя он и является младшим сыном Айлиля.

Стилистика, язык и динамика произведения. Читается книга нелегко из-за многочисленных сюжетных линий. Кей быстро разделяет пятерку на пять отдельных субсюжетов, добавляя к ним еще нескольких персонажей. При этом куски сюжета перемежаются друг с другом достаточно быстро – на одного ПОВа остается 3-5 страниц из главы. Не могу сказать, что это оправданный шаг. Сам язык при этом достаточно простой, но приятный. Динамика не выглядит запредельной, не помогает даже частое переключение ПОВов. Дело в том, что многие детали кажутся несущественными, пока не встроятся в общий Гобелен.

Из минусов (помимо частого переключения персонажей) стоит отметить некоторую несогласованность повествования. Часто мотивация тех или иных героев и событий непонятна. Что-то можно списать на подчинение узору Гобелена, но не всё же! Это было бы слишком просто. Так же выглядит странным встревание в события Фьоновара богов. Это настоящий Бог из машины. Боги при этом остаются чем-то эфемерным и необъяснимым. Кто из них за что отвечает? В каких они отношениях друг с другом? Возможно, для понимания произведения нужно знать основы кельтской мифологии. Вот только можно было бы обойтись пояснительными «записками» или сносками. Сноски-то есть, но могло бы бить и побольше. В общем, я не уверен, что понял действительно все нюансы произведения. Но чья тут вина – моя, незнающего мифологию, или Гая Гэвриэла Кея, выбравшего такой способ донесения материала?

Заключение: «Древо Жизни» — дебютный роман, которому свойственны как минусы, так и плюсы «первого блина». Книга интересная и захватывающая, в ней есть глубина. Чувствуется, что Кей старался, но местами не дотянул те пружины, которые стоило бы поправить. Читать продолжение я буду.

PS: теперь о том, о чём было сказано выше. Книга написана в 1984 году. Раньше, чем на свет явилось великое «Колесо времени», где крутится Колесо и все ему подчинено. Гобелены же подчинили все раньше. Книга была написана в 1984 году. Раньше, чем на свет явилась «Темная башня» (правда, «Стрелок» всё же вышел раньше, но идеи множественности миров выстроились, а точнее явились перед читателями, всё же позже «Стрелка»). Иными словами, некоторые идеи Гай Гэвриэл Кей донес до читателя гораздо раньше признанных гениев – Кинга и Джордажа. Правда, оба всё равно реализовали их лучше канадца, тут бесспорно (рейтинги, переиздания, экранизации, как готовые, так и готовящиеся).

PPS: ниже кто-то из фантлабовцев удивлен отсутствием лингвистического барьера между Землей и Фьонаваром. Смешно с подобного мнения. Видимо, человек совершенно не уловил космогонии мира Гая Гэвриэла Кея.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх