FantLab ru

Александр Грин «Крысолов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.60
Голосов:
321
Моя оценка:
-

подробнее

Крысолов

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

Одна из лучших новелл Грина.

«Крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом Петербурге-Петрограде, колдовском городе Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока...» (Вера Панова)

Реалистическое описание «революционного» полупустого Петрограда органично переходит в мифическую битву Крысолова и Освободителя (гигантской заморской крысы). Главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. Когда он, наконец, попадает к Крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой немецкой книги Эрт Эртруса «Кладовая крысиного короля»: «Коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. Оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. В его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. Крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. Им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. Тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. Они крадут и продают с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. Они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. Золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.

— Но довольно читать, — сказал Крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».

© SoN
Примечание:

Опубликовано: Россия. 1924. N 3[14]. С.47-79.


Входит в:

— сборник «На облачном берегу», 1925 г.

— антологию «Фантастика и приключения. Том 1», 2002 г.

— антологию «На сон грядущий (выпуск 1)», 1992 г.

— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.

— антологию «Советский русский рассказ 20-х годов», 1990 г.

— антологию «Окрылённые временем», 1990 г.

— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.

— антологию «Potomkowie Słońca», 1987 г.

— антологию «Человечья весна», 1988 г.


Экранизации:

«Избавитель» / «Izbavitelj» 1976, Югославия, реж: Крсто Папич

«Инфекция» / «Infekcija» 2003, Бельгия, Хорватия, реж: Крсто Папич

«Крысолов» 2011, Россия, реж: Вячеслав Лагунов



Похожие произведения:

 

 


Крысолов
1927 г.
Фантастические новеллы
1934 г.
Новеллы. Алые паруса.
1964 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4
1965 г.
Фантастические новеллы
1965 г.
Джесси и Моргиана
1966 г.
Блистающий мир
1980 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
1980 г.
Рассказы
1982 г.
Новеллы
1984 г.
Человечья весна
1988 г.
Бегущая по волнам
1988 г.
Искатель приключений
1988 г.
Психологические новеллы
1988 г.
Фанданго
1988 г.
Блистающий мир
1989 г.
Избранное
1989 г.
Советский русский рассказ 20-х годов
1990 г.
Окрылённые временем
1990 г.
Крысолов
1991 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1991 г.
На сон грядущий
1992 г.
Бегущая по волнам. Джесси и Моргиана. На облачном берегу
1994 г.
На облачном берегу
1994 г.
Ночью и днем
1994 г.
Собрание сочинений в шести книгах. Книга 4
1994 г.
Необычайные рассказы из жизни животных. Крысы. Бобры
1996 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1996 г.
Корабли в Лиссе
2000 г.
Фанданго
2000 г.
Фанданго
2001 г.
Алые паруса
2002 г.
Фантастика и приключения. Том 1
2002 г.
Фанданго
2002 г.
Бегущая по волнам. В 2 томах. Том 2
2006 г.
Крысолов
2008 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
2008 г.
Улица Морг. Дом 1
2010 г.
Фантастика и приключения. В 2 томах. Том 1
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Алые паруса
2010 г.
Идеальное преступление
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Крысолов
2011 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам
2014 г.
Сборник
2014 г.
Бегущая по волнам
2015 г.
Алые паруса. Бегущая по волнам. Рассказы
2016 г.
Бегущая по волнам
2016 г.
Фанданго
2017 г.
Блистающий мир
2018 г.
Голос Сирены
2018 г.
Корабли в Лиссе
2018 г.
Крысолов
2018 г.

Аудиокниги:

Избранное
2007 г.
Фанданго («готические» рассказы)
2009 г.
Нечестивое собрание. Часть вторая
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Der Rattenfänger. Phantastische Erzählungen
1986 г.
(немецкий)
Szczurołap i inne opowiadania
1987 г.
(польский)
Potomkowie Słońca
1987 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первом месте в этом рассказе стоит не мистика, а реализм, исторически точное описание послереволюционного периода. Это период разрухи, период перехода власти, сопровождающийся тяжелейшей социальной и политической обстановкой.

В повествовании, прежде всего, привлекает взгляд на ту эпоху очевидца событий, обличенного в литературную форму, с упором на быт простых обывателей. На примере главного героя показаны трудности, лишения постигшие почти каждого простого обывателя. В чем-то реализм описания роднит данное произведение с творением Булгакова «Собачье сердце». Однако даже в такой страшный период находится место романтике, любви. Человек всегда остается человеком.

За этим бытовым «занавесом» в начале полностью скрыта фантастическая составляющая, поэтому начало ее выдвижения на первый план происходит неожиданно и, в первый момент, незаметно, думаешь, что всему есть реалистическое объяснение. И тем интересней происходит ее развитие автором, тем интересней читать.

Мне этот рассказ понравился, поэтому я советую его прочитать, хотя бы потому, чтобы по-новому взглянуть на творчество автора романтических «Алых парусов».

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная, удивительная история, совершенно непохожая на большинство рассказов Грина. Вместо светлой романтики — мрачный сюрреализм с удивительно тревожной, пугающей атмосферой. Жуткое смешение революционных событий и мистического Поединка Крысолова и Освободителя. Читая рассказ, проникаешься ощущением зыбкости, ненадежности человеческого существования, чувством угрожающей со всех сторон опасности, которое, видимо, было так сильно в революционные годы. Великолепная повесть!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый страшный рассказ русской литературы.

Один из самых страшных и великолепных в жанре психологического, романтического ужаса.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Крысолов» и «Фанданго» по мастерству исполнения стоят в творчестве Грина отдельно и вместе.

Соединение реалий сурового и голодного быта времён гражданской войны с символическим вымыслом создают новую, — «гриновскую», — реальность.

В этой реальности есть и светлые, и тёмные стороны, и автор искал способы, какими можно выбраться из тёмных лабиринтов, населённых нечистью, в пространства Гель-Гью, Лисса и Зурбагана...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно, шедевр! Один из самых сильных рассказов в русской литературе 20-го века. Виртуозное владение словом позволило Грину создать таинственную и тревожную атмосферу, похожую, на мой взгляд, на атмосферу произведений писателей «пражской школы»(Кафка, Майринк).

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно блестящий, удивительный рассказ, лучшее, на мой взгляд,произведение А. Грина. Лаконичность. Насыщенность. Ощущение гнетущего ужаса. Невероятная экспрессия, изобразительная сила... Всегда удивлялся: как такое могло быть напечатано в СССР? Не ведали, что творили?...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Занятный рассказ, изящное оформление бреда голодного странника по фантасмагоричному Петрограду. Лучшее, что читал у Грина

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что интересно, кроме вот таких шедевров таинственного и ужасного в духе Эдгара Аллана, Грин умеет создавать шедевры удивительного и светлого. Обычно авторы этим не грешат, а погоняют той лошадкой, на которую сели.

Для меня «Крысолов» был откровением (и самой первой «антисоветчиной», доступной широкому кругу читателей).

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изысканный и немного странный романтический рассказ. Несомненно, он полон очарования. Почему? Потому, что «подлинный случай, закованный в безмятежную простоту естественного верного тона, какого жаждем мы на каждом шагу всем сердцем, всегда полон очарования» (с). Пускай, даже, рассказ вовсе не о достоверных событиях. Хотя.. кто знает? :wink:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странное, тревожное, сумрачное произведение. Чрезвычайно запоминающаяся обстановка — этого пустого заброшенного банка, полного ненужных бумаг в пустых комнатах, объединенных в необъяснимые лабиринты... Само описание напоминает что-то кафкианское, хотя и не такое затягивающее.

Полусон, полубред... Вещь настроения.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новелла о человеке, который очень не любил крыс... Особенно оборотней..:)Подробное описание Лабиринта подземелий и коридоров полупустого «революционного» банка потрясает... Рулит не «Легенда о дудочнике», а Миф о Минотавре, которого выпустили на свободу!...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — шедевр! Хотя первая часть читалась с некоторыми затруднениями (язык, большое количество описаний), зато вторая пошла на ура! А вообще — согласен с уже высказанными мнениями (почти всеми), рассказ действительно отличный!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Страшный рассказ... сильнее всего перекликающийся с творчеством Э.По.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх