FantLab ru

Аластер Рейнольдс «Спячка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Голосов:
260
Моя оценка:
-

подробнее

Спячка

Sleepover

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Развитие искуственных интелектов привело к открытию Сферы — базиса нашей реальности. Живущим там созданиям это не понравилось и теперь землянам надо вести борьбу за выживание. Для этого «оперативная мощность» Земли должна быть снижена и большинство землян погружено в вечную спячку. А горстке неспящих надо бороться и жить дальше.

© Kons

Входит в:

— антологию «Апокалиптическая фантастика», 2010 г.

— журнал «Если 2011'12», 2011 г.

— антологию «Robot Uprisings», 2014 г.

— сборник «Beyond the Aquila Rift: The Best of Alastair Reynolds», 2016 г.


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Медленные пули
2020 г.

Издания:

Апокалиптическая фантастика
2012 г.
Лучшая зарубежная научная фантастика: Император Марса
2019 г.

Периодика:

Если № 12, декабрь 2011
2011 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Mammoth Book of Apocalyptic SF
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Eighth Annual Collection
2011 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Eighth Annual Collection
2011 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 24
2011 г.
(английский)
Robot Uprisings
2014 г.
(английский)
Beyond the Aquila Rift: The Best of Alastair Reynolds
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Спячка» первое произведение с которого я начал знакомство с творчеством Аластера Рейнольдса. Ожиданий никаких не имел, и до чего же был приятно удивлен, тому ощущению погружения в историю, на котором поймал себя к финальной точке. Начав уже было сложно закончить. И тогда напротив фамилии писателя я поставил мысленный флажок, чтобы позднее познакомиться с другими произведениями.

Я не стану говорить, что эта история так уж меня поразила, нет, но у нее имеются собственные достоинства. Во-первых, стиль повествования мне близок, такое чувство, словно с тобой говорят на одном языке. Не каждого писателя можно назвать «своим», многие проходят мимо так и не достигнув отклика в душе. Во-вторых, Рейнольдсу удаются сюжеты (позднее я не один раз в этом убедился). В-третьих, писатель «минус» превратил в «плюс», тот самый случай, когда автор берет какую-то уже существующую идею, обрабатывает ее и подает под другим углом зрения. Что ж, ему это в полной мере удалось, что сделать не так-то просто после гностиков, братьев Вачовски и Филипа Дика.

И еще: после прочтения повести возникает желание прочесть продолжение.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная получилась повесть. Поначалу мне казалось, что это произведение похоже на классические образцы старой доброй фантастики. Где есть человек, есть катастрофические и таинственные изменения в мире. И герой должен узнать почему и как случился весь этот горький катаклизм. Но о причине мы узнаем в середине повести и эта причина не очень-то оригинальна и напоминает жизнь ИсКинов Гипериона. Хорошо. Что же дальше? Нагнетание атмосферы, командировка героя на отдаленную вышку, дракон из пучины...вот, вот сейчас что-то начнется, вот сейчас будет прорыв в этой битве, ведь для чего-то же автор обо всем этом пишет, и...и конец.

А последняя страница меня просто поразила. Неужели все это повествование было ради того, чтобы слепить древние легенды и постапокалиптический мир?

Какой-то детский сад, ей Богу!

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если ты пишешь про войну людей и машин в будущем, то ты обречен на сравнения с двумя самыми известными историями в этой нише. И вроде Рейнольдс оригинальничает и придумывает новую версию, но читая про миллионы человек, прибывающих в анабиозе и горстку смотрителей, поддерживающих их жизнь, все равно представляешь себе кадры из «Матрицы». И где-то на уровне подсознания это конечно принижает значение рассказа Рейнольдса. А если не заморачиваться сравнениями, то на уровне рассказывания истории автор находит удачный ход, когда выведенный из анабиоза человек, как и читатель, не понимает что и почему случилось с планетой, а остальные персонажи не стремятся его просвещать. За счёт этого автору удается удерживать интерес к этой довольно средней, в общем-то, истории достаточно долго. Хорошо то, что Рейнольдсу удается впихнуть в рассказ размышления о своеобразности альтруизма в мире, скатывающемся в бездну. Этот момент хоть частично компенсирует потраченное на чтение время.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Проснитесь и пойте, мистер Фримен…. Проснитесь и пойте…» К чему бы это вспомнилось? Ведь главный герой хоть и провел значительное время в заморозке, не будет спасать человечество, а всего лишь примется обслуживать роботов, обслуживающих капсулы с такими же, как он в недавнем прошлом, «мороженками». И разговаривать он будет больше, пытаясь понять, почему именно его разбудили, есть ли в этом злой умысел, и что твориться в этом новом мире.

Мире богоподобных ИскИнов, войне сверхинтеллектов нашей реальности и соседней, преднамеренное убийство большей части населения Земли, дабы оставшиеся смогли выжить, привлекая меньше внимания Других. Масштабность, конечно, узнаваемая, Рейнольдсовская, однако в данном случае сильно ощущение того, что идея не обкатана как следует. Сразу возникает вопрос – отчего из всей Вселенной, из всех триллионов обитаемых миров (кои, несомненно, есть), именно на несчастный человеческий вид обратили такое внимание? Больше нет разумной жизни? Вот уж совсем невероятно. Получается, жалкие восемь миллиардов разумов настолько сильно создают помехи, что заглушают все прочие сигналы со всех прочих планет/Галактик? Или, быть может, только люди и остались?..

То есть, с одной стороны, повесть задает вопросы, но ответов не дает, а с другой – какое поле для рассуждений и какой полет фантазии открываются по прочтении.

«Нужный человек не в том месте может перевернуть мир» — возможно, так и случиться, только мы этого не узнаем, ибо финала в повести, как такового, нет, что также в минус тексту.

Таким образом, затравка хороша, однако к середине и тому, что можно считать концом, все становиться как-то недоуменно. Быть может, так и задумано, а возможно, автор решил припасти перспективную идею для других проектов.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное чувство оставила повесть. Вроде мы должны радоваться за главного героя, ведь он принял верное решение — жить сейчас, а не погружаться в сон . Однако послевкусие странное... Полная безнадёга, так что-ли...

Люди не живут, а выживают, и от них нечего не зависит, погибнут миллиарды или когда нибудь «растают» — всё решается по ту сторону барьера, в ином непонятном мире Сферы. На этом фоне все душевные метания главного героя, все его сомнения почему то кажутся несущественными. И даже основная идея произведения — выбор между настоящим угрюмым и тяжелым «сейчас» или возможным безмятежным и счастливым «завтра» и его решение — не воодушевляет.

Возможно всё от того что Рейнольдсу слишком хорошо удалось изобразить этот мрачный мир будущего.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ты хозяин жизни. Успех твое второе имя. У тебя есть все. Ты хочешь бессмертия. Светлое будущее впереди. Ты засыпаешь с надеждой, а просыпаешься в кошмарном мире. Земля стала полем битвы ИИ и человечество лишь пешки в этой большой игре, при чем без каких-либо шансов на повышение. Скорее наоборот, чем меньше людей – тем больше шансов планете уцелеть. И два пути на выбор – обратно в небытие или стать надсмотрщиков вымирающего вида. Не этого ты ждал, но ничего другого не предусмотрено. Такова жизнь.

П.С. идея об ИИ, которые специально не дают о себе знать очень крута. Конечно, при нынешних технологиях это еще исключительно умозрительный конструкт, но вот в дальнейшем, интересная тема для дискуссий (пока на конференциях такой вопрос не поднимается – как узнать, что ИИ существует, если он не скажет нам сам).

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересная идея для мрачного будущего. Почти все люди спят, остальные поддерживают этих спящих. Почему? Зачем? Как вообще такое получилось? Эти вопросы мы задаем вместе с героем, и вместе пытаемся решить — пожить в такое смутное время, или все же попытать счастья другим способом. В общем, необычно, интересно, и не слишком уж похоже на Матрицу.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оч. наглядно продемострировано, как человек приспосабливается к изменившемся в худшую сторону обстоятельствам.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх